УДК: 796.034.2
ФИТНЕС-ТРЕНИНГ
в системе физического воспитания студентов
Доцент Л.А. Волобаева
Кандидат педагогических наук, доцент С.Р. Гилазиева Оренбургский государственный университет, Оренбург
FITNESS TRAINING IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
LA. Volobaeva, associate professor S.R. Gilazieva, associate professor, PhD.
Orenburg State University, Orenburg
Key words: fitness training, physical fitness, motor activity.
Fitness training is a new sport, but not just remedial gymnastics or fashionable way of keeping fit. Various competitions have been held around the world. The sport has its adopted requirements and standards. Surely, there exist specialized educational programs, developed by FISAF.
Physical education in higher educational institutions is an essential part of education. The quality of the organization and conduct of classes with students affect their fitness and health levels and the relationship to physical education after high education institutions. Analysis of the real state of affairs in the physical education of students in Russia suggests that its effectiveness is far from the desired. The current state of culture and style of life of the population, the level of national physical culture and sports in the Russian Federation does not match the needs of countries are opposed and society. The purpose of the study was to enhance the system of physical educational of students. The educational observation was made to clarify the training effect of the fitness program on the body of female students of Orenburg state university. 130 female students were involved in the study.
Thus, students' physical fitness can be obtained by transforming the present system of physical education, rejection of the unified and compulsory program of development of personal physical culture. The conflict of the physical fitness level of students, on the one hand, and modern requirements of production, on the other, can be resolved only in case of the recognition of the need for the individualization and differentiation of students' physical education, learning by students of various kinds of motor activity.
Ключевые слова: фитнес-тренинг, физическая подготовленность, двигательная активность.
Сегодня фитнес-тренинг -это не просто оздоровительная гимнастика или модный способ поддержания формы, это новый вид спорта. В мире давно уже проводятся различные соревнования, существуют принятые требования и нормативы. Разумеется, есть и специальные образовательные программы, разработанные Международной федерацией спорта, аэробики и фитнеса (FISАF). Федерация аэробики России адаптировала эти программы, разработала комплекс семинаров, по окончании которых выдаются сертификаты международного образца, признанные в 47 странах мира. В рамках этих семинаров ведется подготовка инструкторов групповых фитнес-программ, водных фитнес-программ, тренажерного зала, персональных тренеров, менеджеров в сфере фитнеса, судей.
Спрос на фитнес-услуги растет гигантскими темпами: если в 2002 г. посетителями фитнес-клубов были примерно 1,2 % россиян, то в прошлом году уже 37 %.
Фитнес-тренинг помогает избежать разрушительного воздействия многих заболеваний, связанных с возрастом. Многие из проблем, возникающих с возрастом связаны отнюдь не с болезнями, а с потерей физической формы.
Исследование 10 224 мужчин и 3120 женщин, проводившееся в Институте по аэробике в Далласе в течение 8 лет, показало, что уровень смертности был наивысшим в группе наименее тренированных людей и наинизшим - в группе наиболее тренированных.
По мнению В. К. Бальсевича, чем больше в вашей жизни физической активности, тем дольше вы можете прожить. Исследование, проведённое среди выпускников Гарварда, показало, что люди, которые расходовали 2000 и более калорий в неделю на такие действия, как ходьба, подъем по лест-
16
№ 7 • 2013 Июль | July
нице и игровые виды спорта, жили дольше, чем те, кто расходовал на физическую активность менее 2000 калорий в неделю. А те, кто расходовал на это более 3500 калорий в неделю, жили дольше всех [1]. Гарвардское исследование показало также, что у людей, занимающихся физкультурой, вероятность смерти от сердечного приступа, инсульта и других сердечно-сосудистых заболеваний была на 31 % ниже, чем у их однокурсников, ведущих сидячий образ жизни.
Анализ многочисленных исследований по физическому воспитанию позволил предположить, что усиление мотивации и физкультурно-оздоровительной активности студентов возможно в следующих случаях: при комплексном обеспечении внедряемой программы методическими, информационными, кадровыми и материальными ресурсами; при условии многообразия предлагаемых средств и форм занятий - от спортивно-видовых до оздоровительно-реабилитационных и даже развлекательных; при оптимальном стимулировании потребности в такой деятельности со стороны руководства кафедры [2].
Цель исследования - повышение эффективности системы физического воспитания студентов средствами фитнес-технологий.
Организация и методика исследования. Педагогическое наблюдение проводилось с целью выяснения тренирующего воздействия фитнес-программы на организм студенток Оренбургского государственного университета (ГОУ ОГУ). В нем приняли участие 130 студенток.
Для проведения поискового эксперимента методом случайной выборки были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы студенток, по 115 человек в каждой. По уровню физической подготовленности до начала педагогического эксперимента существенных различий между студентками обеих групп не было. Занятия проводились согласно расписанию с октября 2011 по май 2012 учебного года.
Студентки КГ посещали традиционные занятия по физическому воспитанию, построенные по учебной программе для вуза.
Студентки ЭГ выполняли комплекс упражнений фитнес-тренинга. Для повышения эффективности выполняемых упражнений можно предложить использование эластичной ленты GymВаnd, степы, гантели. Особенно широкие возможности у GymВаnd появляются при тренировке таких проблемных зон, как ягодицы, ноги, грудь, спина и руки. Едва ли есть еще один такой вид, который может помочь так быстро сформировать красивые пропорции.
Занятия проводили на базе университета два раза в неделю по 1,5 ч. Около 60 мин занятия средне-групповая ЧСС была в диапазоне 130,0-147,8 уд/мин, что говорит о преимущественно аэробном направлении воздействия фитнес-тренинга на организм студентов. Динамика и интенсивность нагрузки в целом отвечают классическим требованиям к занятиям по физическому воспитанию, а именно: постепенное врабатывание в начале занятия, волнообразное изменение интенсивности тренировочных влияний с достижением максимального значения в его середине и активное восстановление в заключительной части.
Для укрепления сердечного кровообращения частота пульса должна находиться в средней зоне (120-165 уд/мин). Для оптимального сжигания жира достаточно, если частота пульса будет у верхней границы нижней зоны (120-100 уд/мин). Пульс профессиональных спортсменов - в верхней зоне (165-190 уд/мин).
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогический эксперимент проведен с целью изучения возможности применения фитнес-тренинга в физическом воспитании студенток вуза. Анализ состояния физической подготовленности студенток КГ и ЭГ свидетельствует, что до начала эксперимента в результатах контрольных процедур существенных различий не было. Изучение межгрупповых различий в конце эксперимента показало, что у студенток ЭГ по четырем показателям качества занятий по физическому воспитанию произошли более выраженные достоверные позитивные изменения (табл. 1 и 2). При этом следует отметить, что по окончании эксперимента студентки ЭГ намного опередили своих кол-
Таблица 1. Показатели физической подготовленности студенток ГОУ ОГУ в конце педагогического эксперимента, п=60
№ п/п Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
1 Бег на 100 м, с 16,2±1 16,8±0,3
2 Прыжок в длину с места, см 179,50±13,5 173,00±13,8
3 Поднимание в сед за 1 мин, раз 40±9 35±6
4 Челночный бег 4x9 м, с 10,20±0,41 10,00±0,30
5 Наклон туловища вперед из положения сидя, см 21±6 16±6
6 Подтягивание, раз 16±4 13±5
Таблица 2. Физиологические показатели студенток ГОУ ОГУ в конце педагогического эксперимента, п=60
№ п/п Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
1 Обхват груди, см 100±10 100±9
2 Обхват талии, см 75±10 78±13
3 Обхват бедер, см 105±15 110±15
лег из КГ в тесте «Наклон туловища вперед из положения сидя».
По уровню развития силовой выносливости (поднимание в сед за 1 мин) они также имели преимущество перед студентками КГ. С высокой степенью достоверности студентки ЭГ имели преимущество перед студентками КГ в посещении занятий, что согласуется с данными специалистов относительно роста у студенческой молодежи интереса к нетрадиционным видам занятий физическими упражнениями. Это дает основание надеяться на более активное использование средств физической культуры для сохранения здоровья и физической работоспособности в дальнейшей жизни.
Более высокие темпы прироста тренированности студенток ЭГ, нежели КГ, и более ответственное отношение к посещению занятий по физическому воспитанию позволят преподавателям намного выше оценить выполнение студентками программных требований.
С целью изучения путей повышения заинтересованности в занятиях по физическому воспитанию нами путем анкетирования были опрошены студентки. Ответы на вопрос анкеты представлены на рис. 1.
Полученные результаты убедительно свидетельствуют, что применение фитнес-тренинга в учебных формах физического воспитания содействовало значительному повышению заинтересованности студенток в двигательной активности.
Системный подход в изучении применения фитнес-технологий используется далеко не всегда. При этом зачастую в отдельности применяются парные методы и соответственно многомерные. В этой работе представлена системная обработка данных, позволяющая объединить эти исследования в единое целое с построением соответствующих моделей.
Данные представлены по соответствующим группам (табл. 3) и характеризуют внедрение в программное обеспечение процесса физического
образования значительного объема знаний, построенных на основе интеграции различных знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, разрушения негативного отношения к физической культуре, тем самым подчеркивая единство познавательной и двигательной деятельности студентов, что достигалось использованием различных форм «подачи знаний», о которых говорилось выше.
В дополнение к вышесказанному был проведен корреляционный анализ, который показал (см. рис. 2), что до эксперимента компонент № 6 (основы теории и методики физического воспитания) не был связан с другими компонентами. Отсутствие корреляции связано с недостаточными знаниями основ теории и методики физического воспитания.
После эксперимента картина изменилась, что является результатом: проведения бесед, практических занятий, т.е в результате педагогического эксперимента у студентов повысился уровень физкультурно-спортивных знаний, умений и их практического использования, самосовершенствования и укрепления здоровья. Следовательно, описываемые группы находятся под влиянием определенных факторов, формирующих сознательный подход студентов к теоретическим и практическим вопросам физического воспитания, с целью применения фитнес-технологий.
На основе описанной выше информационной базы с помощью метода главных компонент (МГК) строится таблица, в которой показаны факторные нагрузки и «вес» факторов, выраженных в процентах от общей совокупности факторов. Критическое значение для факторных нагрузок составляет 0,3494, т. е. значение последних выше критического означает возможность получения ошибки I рода (в 95 % случаев - истинное значение и лишь в 5 % -ошибка), в альтернативном случае можно получить ошибку II рода (95 % случаев - ошибка, в 5 % - истина).
В результате математической обработки экспериментальных данных было выделено три значимых фактора, которые в совокупности охватывают 82 % первичных признаков (доля дисперсии в наименьшем из факторов равна 10,67 %). Факторные веса показателей представлены в табл. 4.
до эксперимента
после эксперимента
Рис. 1. Заинтересованность студенток в видах двигательной активности
Рис. 2. Схема корреляционных связей применения фитнес-технологий в физическом воспитании студентов
18
№ 7 • 2013 Июль | _1и!у
Таблица 3. Показатели изучения применения фитнес-технологий в формирующем педагогическом эксперименте, М±м
Содержание знаний и их оценка Эксперим. гр., n = 60 Контр. гр., n = 60 р
1. Значение и задачи физической культуры 4,3±0,39 4,0±0,44 0,05
2. Основы методики проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями 4,4±0,32 3,8±0,48 0,05
3. Основы здорового образа жизни 4,3±0,27 3,7±0,42 0,05
4. Основы аутогенной и психической саморегуляции 4,2±0,42 3,1±0,51 0,05
5. Основы самоконтроля при выполнении физических упражнений 4,5±0,42 3,3±0,39 0,05
6. Основы теории и методики физического воспитания 4,4±0,34 4,2±0,31 0,05
Общая оценка 4,35±0,36 3,68±0,42 0,05
Примечание. Показатель р>0,05 при ! 2,1.
Таблица 4. Результаты факторного анализа применения фитнес-технологий в физическом воспитании студентов (после эксперимента)
№ факта Значение и задачи физической культуры Основы методики проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями Основы здорового образа жизни Основы самоконтроля при выполнении физических упражнений Основы аутогенной и психической саморегуляции Основы теории и методики физического воспитания %
1 0,43 0,37 0,38 0,43 0,47 0,37 60,2
2 - - 0,35 -0,57 -0,44 0,56 11,2
3 -0,46 0,79 -0,40 - - - 10,7
Как видно из приведенной таблицы, первый фактор положительно связан со всеми показателями и имеет «вес» 60,2 %. Он объединяет три группы студентов по их знаниям: со средним уровнем, высоким и средним. Условно этот фактор назван «Фактор применения фитнес-технологий в физическом воспитании студентов».
Структура групп, полученная после эксперимента, фактически сохранилась, что может характеризовать восприимчивость студентами программно-содержательного обеспечения процесса физического образования, значительного объема знаний, здорового образа жизни, разрушения негативного отношения к физической культуре.
Подтверждением вышесказанного служит распределение 2-го и 3-го факторов («вес» - 11,2 %; 10,7 %), они положительно связаны с показателями «Основы теории и методики физического воспитания» и «Основы здорового образа жизни» и отрицательно - с «Основами самоконтроля при выполнении физических упражнений» и «Основами аутогенной и психической саморегуляции». Как и 1-й, он разделяет студентов на две группы: КГ тяготеет к теоретической части, в то время как ЭГ - к практической. Очевидно, что ЭГ студентов оказались более подготовленными (статистически достоверно) в вопросах использования ценностей физической культуры в повседневной и профессиональной жизни и деятельности, основах психогигиенической саморегуляции, т. е. приобрели знания, характерные для профессиональной сферы по трансляции физической культуры в жизнь и деятельность своих подчиненных.
Из этого можно сделать вывод, что освоение знаний в ЭГ студентов в сравнении с КГ существенно выше как в абсолютном (4,52 против 4%), так и в процентном выражении (на 11,5 %). При этом
характерно, что студенты ЭГ оказались более подготовленными в знании основ здорового образа жизни и методики проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выводы
• Для широкого применения фитнес-технологий в учебных занятиях по физическому воспитанию целесообразно разработать программы, которые в полной мере отвечали бы нормативным требованиям, и дополнить их упражнениями фитнес-технологий для развития скоростно-силовых качеств и общей выносливости.
• Признание необходимости индивидуализации и дифференциации физического воспитания, освоения студентами различных видов двигательной активности позволяет разрешить противоречие между уровнем накопленных знаний о процессе физической подготовки студентов, с одной стороны, и современными требованиями производства - с другой.
Литература
1. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 5.
2. Калина И.Г. Индивидуальные двигательные программы в практике формирования профессионального здоровья педагогов / И.Г. Калина // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 5.
References
1. Balsevich V.K. Theory and technology of sports-centered physical éducation at mass comprehensive school / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2005. - № 5. (In Russian)
2. Kalina, I.G. Individual motor programs in the practice of formation of teachers' professional health / I.G. Kalina // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury kultury. № 5, 2005. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.04.2013 г.