Научная статья на тему 'Фитнес программы в коррекции компонентного состава тела студентов'

Фитнес программы в коррекции компонентного состава тела студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ / СТУДЕНТЫ / СОСТАВ ТЕЛА / АППАРАТНАЯ МЕТОДИКА "ESTECK SYSTEM COMPLEX"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаджиев Далгат Муратович, Нуцалов Наур Магомеднабиевич

Исследование проведено со студентами-экономистами в рамках дисциплины «Физическая культура» в период 2016-2018 гг. В содержание занятий включено 50% часов от общего объема на фитнес-программы и 50% на традиционные средства физической культуры. Оценка эффективности по коррекции состава тела определялась с помощью аппаратной методики «Esteck System Complex», характеризующей общее функциональное состояние, процент жирового и мышечного компонентов тела, водную фракцию организма, биологический возраст, индекс массы тела. В завершении эксперимента студенты экспериментальной группы достоверно повысили уровень функционального состояния, и снизили жировой компонент, значительнее по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаджиев Далгат Муратович, Нуцалов Наур Магомеднабиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fitness programs in correction of component body composition of students

The study was conducted with students-economists in frames of the discipline “Physical culture” throughout the period from 2016 to 2018. The contents of classes included 50% of the total hours for fitness programs and 50% for traditional means of physical training. Evaluation of the effectiveness of the correction of body composition was determined by using the hardware technique “Esteck system Complex”, which characterizes the overall functional state, the percentage of fat and muscle components of the body, the water fraction of the body, biological age. At the end of the experiment, the students of the experimental group significantly increased the level of the functional state and reduced the fat component in comparison with the control group.

Текст научной работы на тему «Фитнес программы в коррекции компонентного состава тела студентов»

Таблица 3 - Показатели контрольной и экспериментальной групп по окончании педагогического эксперимента_

Гру ппа Разница

№ п/п Тесты КГ n = 6 ЭГ n = 6 M1 - M2 р

M 1±m M 2±m В ед. В %

1 Удары на дальность по неподвижному мячу (м) 22,6±0 25,6±0,08 3,03 11 <0,05

2 Удары по воротам на точность (кол-во раз) 6,5± 0,05 8,5±0,05 2 23,4 <0,05

3 Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (с) 29,27± 0,05 27,2±0 2,07 7,07 <0,05

4 Жонглирование мячом (кол-во раз) 9,8±0 15,5± 0,05 5,7 36,7 <0,05

На основании исходных данных, представленных в таблице 1, и итоговых - в таблице 3, мы делаем общий вывод о том, что конечные результаты выявили преимущество экспериментальной группы по сравнению с контрольной по всем показателям.

Это хорошо видно, по средним, итоговым результатам ударов на дальность по неподвижному мячу 22,6 против 25,6 по приросту, который составил в экспериментальной группе 14,8% и в контрольной всего 3,9%; средние результаты в ударах по воротам на точность 6,5 против 8,5, а прирост составил в экспериментальной группе 34,1%, контрольной 16,9%; ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам 29,2 против 27,2 и прирост составил в экспериментальной группе 11,9%, контрольной 6,4%; Жонглирование мячом 9,8% против 15,5%.

При этом нельзя утверждать, что комплекс, применяемый в работе в контрольной группе, плохой и его нельзя использовать в подготовке юных футболистов. У детей этой группы так же выросли результаты в технической подготовке. А вот в итоговых показателях, после применения тренировочных занятий с предложенными нами комплексами упражнений мы видим другую картину: в тех же исследуемых показателях имеются уже достоверные различия в степени (P <0,05).

Поскольку в экспериментальной группе прирост был выше, можно говорить, что комплексы подобраны правильно и эффективно могут использоваться для обучения техническим действиям юных футболистов.

Контактная информация: voytus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2018

УДК 796.011.3

ФИТНЕС ПРОГРАММЫ В КОРРЕКЦИИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА

СТУДЕНТОВ

Далгат Муратович Гаджиев, старший преподаватель, Наур Магомеднабиевич Нуцалов, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Исследование проведено со студентами-экономистами в рамках дисциплины «Физическая культура» в период 2016-2018 гг. В содержание занятий включено 50% часов от общего объема на фитнес-программы и 50% на традиционные средства физической культуры. Оценка эффективности по коррекции состава тела определялась с помощью аппаратной методики «Esteck System Complex», характеризующей общее функциональное состояние, процент жирового и мышечного компонентов тела, водную фракцию организма, биологический возраст, индекс массы тела. В завершении эксперимента студенты экспериментальной группы достоверно повысили уровень функционального состояния, и снизили жировой компонент, значительнее по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: фитнес, физическая культура, фитнес-программы, студенты, состав тела, аппаратная методика «Esteck System Complex».

FITNESS PROGRAMS IN CORRECTION OF COMPONENT BODY COMPOSITION

OF STUDENTS Dalgat Muratovich Gadjiev, the senior teacher, Naur Magomednabievich Nutsalov, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The study was conducted with students-economists in frames of the discipline "Physical culture" throughout the period from 2016 to 2018. The contents of classes included 50% of the total hours for fitness programs and 50% for traditional means of physical training. Evaluation of the effectiveness of the correction of body composition was determined by using the hardware technique "Esteck system Complex", which characterizes the overall functional state, the percentage of fat and muscle components of the body, the water fraction of the body, biological age. At the end of the experiment, the students of the experimental group significantly increased the level of the functional state and reduced the fat component in comparison with the control group.

Keywords: fitness, physical culture, fitness programs, students, body composition, hardware technique "Esteck System Complex".

В государственных отчетных материалах последних лет отмечается, что состояние здоровья учащейся молодежи из года в год ухудшается. Так, в распоряжении Правительства РФ от 7.08.2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» указывается, что не менее 60% учащейся молодежи имеют отклонения в состоянии здоровья. В показателях статистической отчетности Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 г. «Статистическая информация Министерства здравоохранения за 2014 г.» выявлено наличие незначительных патологий более чем у 65% учащихся. Проблемная ситуация при моделировании учебных занятий касается методик занятий для студентов специальных медицинских групп; путей интеграции традиционных и инновационных средств физической культуры; подходов личностно-ориентированного обучения; внедрения фитнес-технологий, обеспечивающих высокую моторную плотность занятий, развитие физической подготовленности, коррекцию состава тела [4,7].

Фитнес, в условиях учебных занятий, гарантирует разнообразные, эмоционально-привлекательные упражнения, адаптированные и вариативные программы, дифференцированные комплексы, учитывающие медицинскую группу здоровья и «фитнес-профиль», пол студентов. Фитнес - это динамический многофакторный процесс, складывающийся из компонентов физического, психического, духовного состояний (В.Е. Борилкевич) [1].

Фитнес - это вид двигательной активности, базирующийся на педагогических, гигиенических, методических и материально-технических элементах физической культуры, совокупность взаимодействия которых направлена на достижение человеком физического, психического и социального благополучия - здоровья. Все это имеет принципиальное значение для совершенствования личностно-ориентированного подхода физического воспитания, для обеспечения диверсификации занятий.

Фитнес программа представляет собой специально организованную форму двигательной активности преимущественно оздоровительной или спортивной направленности. Оздоровительная направленность фитнес программ связана с достижением и поддержанием должного уровня физического состояния. Программы классифицируются по целевому и возрастному признакам, технической оснащённости, функциональному воздействию [2]. По функциональному воздействию наиболее интенсивные программы - кросс-фит, функциональный тренинг, сайкл, слайд, беговые программы на кардиотренажерах, степ-аэробика, фитнес-аэробика [7]. Фитнес программы оздоровительной направленности в физическом воспитании студентов: аэробика, смешанные программы, групповые силовые программы, комбинированные программы пилатеса и аквааэробики, атлетической гимнастики и аэробики, аквафитнес, сайкл программы (часть занятия), адаптированный кроссфит. Фитнес программы Фитнес программы классифицируются как: аэробные,

силовые, смешенные, танцевальные, с элементами восточных единоборств, «body Mind» (разумное тело) [2, 6, 7, 8].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование выполнено в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова, в период с 2016 по 2018 год (1-2 курс, юноши и девушки), в учебном процессе по «Физической культуре» и «Элективным дисциплинам физической культуры и спорта». В содержание занятий внедрены фитнес программы (50% от общего объема часов), такие как групповые силовые программы, аэробика, смешанные программы, аквафит-нес, индивидуализированные программы по атлетической гимнастике [6,8] и адаптированный кроссфит [7]. Методика «Esteck System Complex» включает биоимпедансометрию, цифровой анализ пульсовой волны, цифровой анализ вариабельности сердечного ритма. Сводный отчет по методике содержит: массу тела, АД, ЧСС, индекс массы тела, необходимый расход энергии в сутки, биологический возраст, жировой и мышечный компоненты тела, оценку позвоночного столба, распределение жира в поясе верхних или нижних ко -нечностей, сердечный выброс, индекс жесткости кровеносных сосудов, интегральную оценку функционального состояния [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Состав тела девушек (рисунок 1) имеет положительную динамику, так водная фракция организма изменилась от 54,7 до 57,6%; жировой компонент от 23,4 до 21,2%; мышечной компонент от 40,4 до 42,7%. Данный результат достигнут в условиях урочных занятий, дополнительных рекомендаций по контролю двигательной активности (мобильное приложение «Здоровье», «Stepz», фитнес-браслеты, «Nike Training club»), и рекомендациям по правильному питанию, контролю калорийности продуктов питания [9]. Индекс массы тела в начале исследования составил 22,6 усл. ед., в завершении эксперимента 20,4 усл. ед. (норма 18,5-24,9 усл. ед.). Интегральная оценка функционального состояния значительно изменилась от 75,7 («хороший» уровень) до 90,5 баллов - высокий уровень (максимум 100 баллов).

Рисунок 1 - Состав тела девушек в эксперименте

%

70

30

□ жировой компонент □ мышечный компонент □ водная фракция

58,5

61,9

46,7

22,3

49,5

20,7

2016 2018

Рисунок 2 - Состав тела юношей в эксперименте

этапы исследования

Состав тела юношей (рисунок 2) также имеет положительную динамику: водная фракция - 58,5-61,9%; жировой компонент - 22,3-20,7%; мышечный компонент - 46,749,5%. Индекс массы тела - 23,9-22,4 усл. ед. (норма 18,5-24,9 усл. ед). Следует отметить, что значительных изменений в исследовании не выявлено, однако, параметры состава тела находились в зоне нормы, и воздействие фитнес-программ осуществлялось только на занятиях по физической культуре. Наряду с этим 78,3% юношей подключили мобильные приложения по контролю двигательной активности. При этом 71% респондентов-юношей отметили, что не анализируют калорийность продуктов питания, не составляют энергетический баланс, поэтому для них составлены рекомендации по сбалансированному питанию [9]. Интегральная оценка функционального состояния изменилась благодаря экспериментальной программе от 82,4 («хороший» уровень) до 93,1 баллов - высокий уровень.

ВЫВОДЫ

Внедрение фитнес программ в учебном процессе по физической культуре позволило улучшить компонентный состав тела студентов. Улучшение водной фракции организма, жирового и мышечного компонентов тела улучшилось примерно на 2-2,5%. В процессе эмпирического исследования достигнуты достоверные изменения функционального состояния студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнесс» / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 45-46.

2. Фитнес-технологии как фактор повышения функционального и физического состояния студентов / В.А. Иванов, Н.М. Нуцалов, Д.М. Гаджиев, Р.И. Заппаров // Спорт - дорога к миру между народами : материалы III международной научно-практической конференции / под редакцией Х.Ф. Нассралах. - М., 2017. - С. 103-108.

3. Интегральная оценка состояния здоровья высококвалифицированных спортсменов с помощью медицинских программно- аппаратного комплекса Esteck System Complex : методические рекомендации / С.О. Ключников, М.С. Ключников, Ю.Ю. Синицина, А.А. Вычик, А.С. Самойлов, А.П. Середа, А.В. Чадина. - М. : [б.и.], 2016. - 29 с.

4. Осыченко, М.В. Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий / М.В. Осыченко, В.С. Скрипкин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 9. - С. 11-14.

5. Современные средства обучения по физической культуре для студентов специальности "экономическая безопасность" / Ю.В. Подоруев, С.Ю. Витько, Р.Р. Пихаев, Д.М. Гаджиев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 74-76.

6. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2015. - № 4. - С. 70-76.

7. Физическая культура. Фитнес : учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын, И.М. Бодров, Г.С. Крылова, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров, О.В. Мамонова, Д.М. Гаджиев. -Москва : [б.и.], 2017. - 132 с.

8. Шутова, Т.Н. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Д.М. Гаджиев, Р.Р. Пихаев // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2016. - С. 134-138.

9. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Везеницын, Н.А. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 595-600.

REFERENCES

1. Borilkevich, V.E. (2003), The identification of the concept of "fitness", Theory and practice of physical culture, No 2, pp. 45-46.

2. Ivanov, V.V., Nutsalov N.M., Gadjiev D.M. and Zapparov R.I. (2017), "Fitness technologies as a factor of increase of the students' physical and functional state", The collection: Sports-the road to peace between peoples. (III) the materials of the international scientifically-practical Conference, edited by H. Nassralah, Moscow, pp. 103-108.

3. Klyuchnikov, S.O., Klyuchnikov M.S., Sinitsyna Y. Y., Vichik A.A., Samoilov A.S., Sereda A.P. and Chadina A.V. (2016), Integrated assessment of the health status of elite athletes with medical hardware - software complex и Esteck Complex System: methodical recommendation, Moscow.

4. Osychenko, M.V. and Skripkin V.S. (2013), "Implementation of the variable component of the discipline "physical culture" on the basis of modern fitness technologies", Theory and practice ofphysical culture, No 9, pp. 11-14.

5. Poduruev, Yu.V. Vitko S.J., Pichaev R.R. and Gadjiev D.M. (2018), "Modern methods of training on physical culture for students of a speciality "Economic security"", Theory and practice ofphysical culture, No 4, pp. 74-76.

6. Shutova, T.N. Vezenitcyn O.V., Veprikov D.V and Bodrov I.M. (2015), "The contents of athletic gymnastics and fitness in physical education students of special medical groups", News of the Tula state University, No 4, pp. 70-76.

7. Shutova, T.N. Veprikov D.V., Vezericyn O.V., Bodrov I.M., Krylova G.S., Kokorev D.A., Bu-rov A.G., Mamonova A.V., and Gadjiev D.M. (2017), Physical education. Fitness: study guide, Moscow

8. Shutova, T.N. Gadjiev D.M. and Pichaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sports, tourism: Scientific and methodological support. Materials scientific-practical conference, Moscow, pp. 134-138.

9. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Vezenticyn O.V. and Sidorenko N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Materials IVInternational scientific and practical correspondence internet conference, Moscow. pp. 595-600.

Контактная информация: dalgat-1991@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2018

УДК 796.015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРНЫХ ТРЕНИРОВОК ПРИ ПОДГОТОВКЕ СБОРНЫХ КОМАНД ВУЗОВ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ СПОРТА

Геннадий Петрович Галочкин, кандидат педагогических наук, профессор, Инна

Анатольевна Анохина, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Анатольевич Лукин, старшей преподаватель, Воронежский государственный технический университет (ВГТУ); Александр Тимофеевич Козлов, академик РАЕН, доктор биологических наук, профессор, Воронежский экономико-правовой институт

(ВЭПИ)

Аннотация

Статья посвящена научно-теоретическому исследованию и обоснованию эффективности применения ударных тренировок при подготовке спортсменов сборных команд вузов по разным видам спорта. Отмечается, что ударный метод тренировок является прогрессивным и приводит к положительным результатам работы. Авторы статьи отмечают, что при разработке вариантов ударной тренировки следует учитывать, для кого они предназначаются (юношей, юниоров, взрослых), т. е. учитывать их возраст и разряды. Основным содержанием ударной тренировки являются задания с конкретными указаниями дозировки и времени исполнения каждого из них. В статье, как пример, авторы приводят разработанный и апробированный для самбистов старших разрядов вариант ударной тренировки, состоящий из 36 конкретных заданий в стойке и в положении борьба лежа. Предложенный вариант ударной тренировки апробирован в многолетней работе с самбистами университета и неизменно давал положительные результаты при участии в личных и командных соревнованиях разного уровня.

Ключевые слова: спорт, эффективность, ударный метод, ударная тренировка, содержание ударной тренировки, конкретные задания, дозировка нагрузки, результаты ударной тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.