Научная статья на тему 'Фитнес: организация занятий для начинающих'

Фитнес: организация занятий для начинающих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FITNESS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / STUDENTS / ORGANIZATION OF TRAINING / GYM / FITNESS SYSTEM / DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION / ФИТНЕС / ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ / СТУДЕНЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОК / СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ / СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ / КАФЕДРА ФИЗКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерзликин А.А., Новиков С.В.

В настоящее время растёт популярность фитнеса в России и доступны публикации как отечественных [1; 2; 3], так и зарубежных авторов, посвящённые организации тренировочного процесса и представляющие программы и методики увеличения мышечной массы и сжигания жира. Читательский адрес большинства этих работ люди, уже имеющие опыт занятий в тренажерном зале. Но организовать занятия в тренажерном зале для начинающих это очень сложный и рискованный процесс, который влечёт за собой риски травмироваться, неправильно распределить нагрузки или, наоборот, перестраховываться в подборе весов. Да и литературы по специфике подготовки и проведению данных занятий практически не много. В данной статье предлагается работающий, не раз опробованный метод организации занятий для новичков, в частности, для студентов первого года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мерзликин А.А., Новиков С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS: CLASSES FOR BEGINNERS

At present, the popularity of fitness in Russia is growing, and there are publications of both Russian [1; 2; 3] and foreign authors dedicated to the organization of the training process and presenting programs and methods of increasing muscle mass and fat burning. The majority of these works are for people, who already have experience of training in a gym. Still to organize classes in a gym for beginners is a very complex and risky process, which entails risks of injury, improper distribution of load or, conversely, to be safe in the selection of weights. Works on the specifics of preparation and conduct of these classes is almost not much. This article proposes a working, not just tested method of organizing classes for beginners, in particular, for students of the first year of study.

Текст научной работы на тему «Фитнес: организация занятий для начинающих»

Библиографический список

1. О проекте. Available at: http://www.utmn.ru

2. Беккер Дж. Что такое образование по модели свободных искусств и науки... и чем оно не является. Available at: http://artesliberales. spbu.ru/about/liberal/liberal_education

3. Philippe C. Schmitter, Terry Lynn Karl 'What Democracy is... and is Not,' Journal of Democracy. Vol. 2; No. 3. Summer 1991; P. 76.

4. Нуссбаум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. Поощрение воображения: литература и искусство. ВШЭ. Москва, 2014.

5. Sue E. Berryman 'Challenges to Education Systems in Transition Economies,' The World Bank Europe and Central Region, Human Development Sector, September. 2000; P. 13.

References

1. O proekte. Available at: http://www.utmn.ru

2. Bekker Dzh. Chto takoe obrazovanie po modeli svobodnyh iskusstv i nauki... i chem ono ne yavlyaetsya. Available at: http://artesliberales. spbu.ru/about/liberal/liberal_education

3. Philippe C. Schmitter, Terry Lynn Karl 'What Democracy is. and is Not,' Journal of Democracy. Vol. 2; No. 3. Summer 1991; P. 76.

4. Nussbaum M. Ne radi pribyli. Zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki. Pooschrenie voobrazheniya: literatura i iskusstvo. VSh'E. Moskva, 2014.

5. Sue E. Berryman 'Challenges to Education Systems in Transition Economies,' The World Bank Europe and Central Region, Human Development Sector, September. 2000; P. 13.

Статья поступила в редакцию 13.08.18

УДК 796

Merzlikin A.A., senior teacher, Department of Physical Education, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia), E-mail: merzlikin@mai.ru

Novikov S.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Management and Marketing of High-Tech Industry, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia), E-mail: sv@mai.ru

FITNESS: CLASSES FOR BEGINNERS. At present, the popularity of fitness in Russia is growing, and there are publications of both Russian [1; 2; 3] and foreign authors dedicated to the organization of the training process and presenting programs and methods of increasing muscle mass and fat burning. The majority of these works are for people, who already have experience of training in a gym. Still to organize classes in a gym for beginners is a very complex and risky process, which entails risks of injury, improper distribution of load or, conversely, to be safe in the selection of weights. Works on the specifics of preparation and conduct of these classes is almost not much. This article proposes a working, not just tested method of organizing classes for beginners, in particular, for students of the first year of study.

Key words: fitness, physical education and sport, students, organization of training, gym, fitness system, department of physical education.

А.А. Мерзликин, ст. преп., каф. физического воспитания, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: merzlikin@mai.ru

С.В. Новиков, канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: sv@mai.ru

ФИТНЕС: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

В настоящее время растёт популярность фитнеса в России и доступны публикации как отечественных [1; 2; 3], так и зарубежных авторов, посвящённые организации тренировочного процесса и представляющие программы и методики увеличения мышечной массы и сжигания жира. Читательский адрес большинства этих работ - люди, уже имеющие опыт занятий в тренажерном зале. Но организовать занятия в тренажерном зале для начинающих - это очень сложный и рискованный процесс, который влечёт за собой риски травмироваться, неправильно распределить нагрузки или, наоборот, перестраховываться в подборе весов. Да и литературы по специфике подготовки и проведению данных занятий практически не много. В данной статье предлагается работающий, не раз опробованный метод организации занятий для новичков, в частности, для студентов первого года обучения.

Ключевые слова: фитнес, физкультура и спорт, студенчество, организация тренировок, спортивный зал, система занятий фитнесом, кафедра физкультуры.

На начальном этапе необходимо подготовить организм новичка к интенсивным занятиям, что способствует качественному набору мышечной массы и снижению жира одновременно, а также благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние и здоровье в целом, помогает студенту четко и глубоко разобраться в собственном организме и хорошо представлять, какая нагрузка в том или ином упражнении будет наиболее адекватной для соответствующей группы мышц.

Регламент занятий: 12 тренировок по 1 часу, 3 раза в неделю через день на протяжении одного месяца. Занятие строится по принципу постепенного увеличения повторений, подходов и веса на снарядах. Каждая тренировка разбивается на три этапа:

а) подготовительный;

б) основной;

в) заключительный.

Выделяется семь основных групп мышц и на каждую группу делается по одному из наиболее эффективных и технически простых упражнений.

Далее в статье будет подробно рассказано о ходе всей тренировки, чтобы новичкам было предельно понятно, с чего начинать и чем заканчивать занятие, чтобы оно была максимально эффективно, полезно и не наносило вред здоровью.

Разумеется, прежде всего, новичок должен точно знать, что атлетическая гимнастика ему не противопоказана, для чего пройти медицинское обследование; выбрать наиболее удобно размещенный фитнес-центр или тренажерный зал с необходимым набором инвентаря; приобрести форменную одежду (майку, шорты, кроссовки).

Каждая тренировка начинается с приведения в должный тонус сердечнососудистой системы. Для этого понадобится беговая дорожка, работа на которой строится следующим образом: выбираем темп обычной ходьбы и идём пару минут, потом увеличиваем темп до быстрого шага на одну минуту и переходим на бег, бежим в спокойном темпе минуты три, четыре и еще повышаем скорость, бежим две минуты и переходим на шаг, идем одну минуту, далее останавливаем тренажер и сходим с него.

Частота сердечных сокращений должна быть не менее 120 ударов в минуту. Не делая никакой паузы, переходим ко второму этапу нашей разминки, задача которого будет заключаться в том, чтобы обеспечить суставы необходимым количеством суставной жидкости для их безопасной работы. Чтобы достичь этого, выполняем круговые движения во всех основных суставах - сверху вниз по 5-10 повторений в каждую сторону:

- для шейного отдела позвоночника - круговые движения головой влево, вправо (рис. 1);

- для плечевого сустава - круговые движения прямыми руками вперед, назад (рис. 2);

- для локтевого сустава - выпрямить руки перед собой, согнуть в локтях, выполнять круговые движения предплечьем вовнутрь и наружу (рис. 3);

- для тазобедренного сустава - круговые движения влево, вправо, при неподвижных плечах (рис. 4);

- для коленного сустава - ноги на ширине плеч, ладони на колени, круговые движения вовнутрь, наружу (рис. 5);

- для голеностопного сустава - свободная нога на носке, немного позади опорной, круговые движения вовнутрь, наружу (рис. 6);

- для лучезапястного сустава - круговые движения кистями вовнутрь, наружу (рис. 7).

По окончании круговых движений встряхиваем руки и ноги и переходим к следующему этапу.

В третьей части нашей разминки необходимо подготовить к работе мышцы. Делается это при помощи общеразвиваю-щих упражнений, которые также выполняются сверху вниз по 5-10 повторений в каждую сторону, начиная с мышц шеи:

- наклоны головы - влево, вправо, вперед, назад, руки удерживаем на поясе (рис. 8);

- махи прямыми руками - левая вверху, правая внизу, делаем два рывка и меняем руки (рис. 9);

- наклоны туловища - два пружинистых наклона, выполняются влево с поднятой правой рукой, то же самое вправо с левой рукой (рис. 10);

- наклоны вперед, назад - выполняем три пружинистых наклона вперед и один раз прогибаемся назад (рис. 11);

- отжимания от пола (скамьи) - руки напротив плеч, корпус прямой (рис. 12);

- махи ногами - руки выпрямляем перед собой ладонями вниз, мах левой ногой к правой руке и наоборот (рис. 13);

Рис.12

Рис.13

Рис.14

- приседания - ноги на ширине плеч, руки выпрямлены перед собой (рис. 14).

По окончании разминки долженвыступить пот - этобудет свидетельствовать о качественной работе в подготовительной части и оготовноутиорганез мок выполне ним уожзвжыхвпиаж-нений.

После подготовитебуноочасти следует сдвлаоьоаузу (не более двух минут) и выпить 200 мл воды (можно больше).

В осоотвоЗчачти нашейтрениебики первчэупрэжновит-приседания со штангой на плечах; оно является основным для самой большой группы мышц в человеческом организме - мышц ног. Подходим к стойкедляпр рсоданый и стевимра нее оламтие-ский гриф, весит он 20 кг и является самым популярным среди атлетов, дак чтоуетбяонсбтьптбепуоать егоскуким-риотдь дуу-гим сводится к минимуму.

Первь^го^;^х^дметоу^прож^^нвум равмвночвый сво1 пол-няется с пустым грифом. Стоя лицом к грифу, делаем хват сверху на ширивечеть боаьшрзтеч и голевой выояем под вего, взоеим лопатки и укладываем гриф чуть ниже шеи на трапециевидную мышцу спины, снимаем его со стойки и делаем шаг назад, в пояснице пуо гуутеся,воки в а вуриво след (юожво вемео гдшире), стопы параллельны друг другу, голова слегка приподнята вверх, смотрим вlгeосд.ДтлaумглтбoкиМеддж ивачинаем выполнять упражнение, движение вниз начинается с ягодиц, при приседании спина прямая, а кгуева ве рыхудятзуео°Денр жоукуи,упу-скаемся на уровень чуть ниже 90 градусов в коленном суставе и встаем, двожеуиеввотевачоваееся иголоов.

Выполняем 10-12 приседаний, в качестве разминки этого будет достаточно; в течение 30 секунд отдыха доводим общий вес штангадоЗД-З^г и тыдвлжярм два рз^чмуочдхтда по 1м раз (рис. 15).

После этегомоловьтиа ^■^дыуипри^^^од^^^1 кааштму жту-рому упражнению, цель которого - максимально задействовать

мышцы спины. Наиболее эффективным упражнением для них являются подтягивания на перекладине. Выполняются они сле-еующимодровом и-ват узвувт, ч^в ширеплеч,стлратздя lгy-г тягиваться до груди, чтобы максимально нагрузить широчайшую мышуу cпиттl,oпмcгaтмвя м6д-дмжy дия

рук (рис. 16). Выполняем это упражнение в два подхода по 10 -уз (вcмдетoдтигиврвиемопдoбзвмa, то можвозомевить их те-гой верхнего блока за голову либо на подтягивания в тренаже-уе «Гр^в^^с^вт, пвд жaудчмкогиззулe1.

Третье упражнение направлено на мышцы груди, называется оно жим штанги лежа на горизонтальной скамье. Для начала yaоoгyевтемcямдcтвlмгyифуж, д елрем oдтзаo,зxоевтз12-1уи далее два рабочих подхода по 10 повторений в каждом, с весом поиблдзиттльжеът то зо 35 кг взaеаyимвyпиеефдвичeдкyBпyд-готовки. При выполнении этого упражнения у нас три точки опоры -это сто вы, -ово вые здлдтвбую стоят ви поту его-ацы и лоеаткд лежат на скамье для жима, в пояснице прогнуться, глаза напротив фифа, xвзтеолмоз-ыпъдеcтaтoчве таз чрвбые нижней точке при опускании в локтях было 90 градусов, штангу опускать к нижней части груди, слегка касаясь её (рис. 17).

и четв-рт-у мвcтэмPльзoвидвыeее,мJдPl поуча- уп^жвв-ние на них называется жим штанги вверх стоя с груди, или «армейский жим». Оно является основным для этой группы мышц, и, так как мышцы плеча не так уж и велики по сравнению с упо-мявутымиоышэ,те ожатьвдза веввтв дaзмyмyпyежвтвии ви имеет большого смысла, а вот количество повторений в подходе жу жжотвуоизутьб 10д т-Ы-15 уак , и выпрл жоуь этзвуyaмзeжиe нужно следующим образом - хват на уровне плеч (можно шире, как удобнее), в пояснице прогнуться, ноги на ширине плеч, жать штож^атумо вбвуaеeмвжвкауатыуовеух-

ней части груди (рис. 18).

Пятъу роутео „аувежи мает оуимдду, ^дуто^н^уа фужкои еу является разгибание предплечья. Упражнение, которое мы бу-

дем делать на него, называется жим гантели вверх двумя руками из-за головы, в положении стоя. Вес возьмем небольшой, от 3 до 10 кг, подхода выполним два (по12-15раз вкаждом). Ноги на ширине плеч, прогнуться в пояснице, гантель в выпрямленных руках над головой. Медленно сгиба ем рук за голову (доуровн я 90 градусов в локтях) и возвращаем в исходное положение (до полного выпрямления, рир. 19).

Шестое упражнение будет направлено на бицепс, основной функцией которой является сгибание предплечья; название упражнения - сгибание аук кплечаи со штангой отор. Таиже кы-полняем два подхода по 12-15 раз с весом от 10 до 15 кг следующим образом - хват снизу, сгрбаем нуши к пленам, рри ктом нелти не меняют местоположения, а кисти рук не участвуют в движении (они просто держат гриф), потом мед-о-но опусквжмштангу пниа до полного выпрямления рук (рис. 20).

Седьмая, финальнжяинеапомышц-мышнм мора(зресс). Упражнения на пресс могут быть различными, мы возьмем классику. Положение - лежа на полу (на коврике), ноги закреплены и согнуты в коленях, рук-срго-ние^ Выпклпяемдваподхода по 15-20 подъемов, касаться пола только поясницей (рис. 21). После упражнения на прееаооа(^^оП;1Ушне^й трениуавамжа-кончен и можно переходить к заключительному.

Как и чем заканчивжыж мождаю оуетирртыуУ На мышцы. исоо бенно после физической нагрузки, очень благотворно влияет растяжка, она способствует ускоренноышкоссрановлзтию ыьн шечных волокон и делает их более эластичными, так что сразу после основной части начинаем тянуться; этому следует уделить 7-10 минут. Привешyнeргoнмкаueаaмыcлoнаеым-рюмерыв растяжки:

- растяжка задней 2-выдхныртш Уеурд и низа азоны. Пелоы жение - лежа на коврике, на спине, одна нога согнута в колене, обхватываем обеими руками —леео 2 еанеж еыо к саре, тыш самым максимально растягивая задействованные мышцы на 10-15секунд,тоже самзск-одое^ть р дрргож ругоМ (уис. В2);

- положение - стоя на одной ноге, вторая согнута в коленном суставе. Одноименной рукой взяться за голень согнутой ноги и потянуть вверх, максиошжнне растягииоя овpeда—ю чюмть бм-дра на 10-15 секунд, то же самое проделать другой ногой (рис. 23);

- положение - стоя лицом к шведской стенке, ноги на ширине плеч, на уровне живaраваяетcр зю -ы-екптдииу и кткжожно дальше отойти назад, чтобы руки были прямыми, а корпус - параллелен полу; прогнумшись, ытктимальыз нестшаушт мжарл! спины и груди на 15-20 секунд (рис. 24);

- стоя боком у стенки, поднимите руку вверх и согните ее в локте, локтем упритесь вотео- а,мeдлuн20 0пa5куа тe2а. ит 10-15 секунд максимально растяните трицепс (рис. 25);

- одна рука вытянута перед собой ладонью вверх, другой рукой взяться за пальцы вытянутой и тянуть их на себя, тем самым максимальнорастягивая быыцепс (рис. 26);

- пресс: принять положение упор лежа, затем максимально апуакмтьтаз вниз, в слечи отввдить назнд,зофиксимовать макаи-мальное растяжение на 10-15 секунд.

Для яашкх первые тяысировекЗ-4 ыамерсек нпкаждсю группу мышц будет вполне достаточно (рис. 27).

Завершать каждую тренировку должна кардиоработа на бе-ыовые 2ымов2е:(5-7-ы1мнутяамиодьдааспекомаомтеаые. Вмжно отдышаться, успокоить центральную нервную систему, нормали-знамтьчаытны/ седдеынак ея^|^ам^росТ^г^есем^ао о проделанной работе и с чувством полного удовлетворения пе-рсйти к впанымеемнедурам.

Напоследок раскроем несколько практических рекомендаций зашно трен^оакам:

- как увеличивать нагрузку. Этим стоит заняться со второй тренировки; на 2-й, 5-й и 8-й тренировках увеличиваем количе-ствбподоодов на одан; со^й, н-я м Мт^ыи^вкрх

ваем вес на снарядах в приседе на 5 кг, в остальных упражне-ння - на 2,5 кг (веричина измо^^еира^с^е^а^ск ытррорня физической подготовки). Для того чтобы понять, правильно ли аы п^дысеали рен, нтя^о тмиеытиртвитьиясс нлeддмм|иeмoы менты: в последнем подходе каждого упражнения на последних ясмр повсдоенинх мсlшмяlдoдмl^ы нтбоьасе кт псадяле свсих возможностей (кроме первых четырех тренировок). На 4-й, 7-й и 10-й тренировках увеличиваем количество повторений на два. 11-я т 12-е тренефо и р-на зафепле рие, внфх жеьмть ничегоне нужно;

- етдых между подходами должен составлять не более одной минуты, а между упражнениями - не более двух. Для людей, ямающиxломнис яот омжду г^оо^сгдамиа 1 ,И минуты между упражнениями;

дВ пем2рывс мeждтпo2тoдaми (^^отт^ба^оы^^н^ть глпмтк воды (так как вода ускоряет метаболизм и разжижает кровь, что облегчает работу сердечной мышце. Чем больше тренирующийся пмее, ттыбольше отттeе,пoлеюрмымoдея ьотьс.мльше шлаков и токсинов, накопившихся в организме, выводится наружу. Всоде о^^си^с^^кт ееубхо,симоаыпыоа ые рансе ьолуиомс ыстса воды). Между упражнениями также пьем воду и попутно готовим снаррдк суeмяющeытyвдaдвeноя (напоминтно, жтс втя раша тренировка выполняется в достаточно высоком темпе и пульс ниже виуиемяосдыиате доышсн Рыть меятше 1 датмaрав е дя-нуту);

- существенный момент - регулирование дыхания во время еыпдлняеат уп^жаенся, веда кислормы уысемеути вьпсом хсмис ческих процессах организма, а при физической нагрузке он про-

сто необходим для строения качественной мускулатуры. Людям, которые никогда не следили за дыханием во время физических упражнений, тяжело будет одновременно концентрироваться на технике выполнения и числе повторов; есть, однако, простое решение этой задачи. Перед началом любого упражнения делайте глубокий вдох, и тогда с дыханием всё пойдет так, как надо, а если вдруг у вас что-то пошло не так, то держитесь правила, чтобы на усилие всегда приходился продолжительный выдох;

- тренироваться с пустым желудком запрещается, так что за два часа до тренировки следует принять богатую углеводами пищу. Людям, желающим набрать мышечную массу, перед тренировкой рекомендуется съесть один банан или

Библиографический список

небольшой шоколадный батончик, а в конце тренировки, после непродолжительной кардионагрузки (5-7 минут), принять углеводно-белковую пищу или выпить протеиновый коктейль. Тем, кто желает избавиться от лишнего веса, рекомендуется ходить по дорожке не менее 20 минут, а лучше минут 45-50 и после проделанной работы ни в коем случае не пить и не есть час или полтора, для того чтобы всё это время продолжался процесс жиросжигания.

Опыт вышеописанных тренировок свидетельствует, что если следовать всем вышеперечисленным рекомендациям и указаниям, результат не заставит себя ждать, а общее состояние организма улучшится во много крат.

1. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

2. Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума, г. Орел, 24 - 25 апреля 2014. Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК». 2014; Т. 1: 121 - 124.

3. Физическая культура и физическая подготовка: учебник. Под редакцией В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. Москва: ЮНИТИ, 2016.

4. Казакова Е.О., Куликов С.П., Новиков С.В. Молодежная политика вузов: проблемы целеполагания и оценки результатов. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017; 11: 35 - 39.

5. Коржуева Л.М., Новиков С.В. Совершенствование системы оценки эффективности инновационных целевых программ образовательного комплекса. Труды МАИ. 2010; 41: 25.

6. Тихонов А.И., Новиков С.В. Институциональные аспекты государственной кадровой политики в России. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017; 2: 25 - 32.

References

1. Aktual'nye problemy razvitiya fitnesa v Rossii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.

2. Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm. Integracionnye processy nauki i praktiki: sbornik statej po materialam II mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, g. Orel, 24 - 25 aprelya 2014. Pod red. d-ra ped. nauk, professora V.S. Makeevoj. Orel: FGBOU VPO "Gosuniversitet - UNPK". 2014; T. 1: 121 - 124.

3. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskaya podgotovka: uchebnik. Pod redakciej V.Ya. Kikotya, I.S. Barchukova. Moskva: YuNITI, 2016.

4. Kazakova E.O., Kulikov S.P., Novikov S.V. Molodezhnaya politika vuzov: problemy celepolaganiya i ocenki rezul'tatov. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2017; 11: 35 - 39.

5. Korzhueva L.M., Novikov S.V. Sovershenstvovanie sistemy ocenki 'effektivnosti innovacionnyh celevyh programm obrazovatel'nogo kompleksa. Trudy MAI. 2010; 41: 25.

6. Tihonov A.I., Novikov S.V. Institucional'nye aspekty gosudarstvennoj kadrovoj politiki v Rossii. Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2017; 2: 25 - 32.

Статья поступила в редакцию 06.09.18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 372.851

Troyakova G.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: tga.52@mail.ru

Mongush A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: ailseven@mail.ru

Tanzy M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: tmengi78@mail.ru

METHODS OF PREPARING STUDENTS FOR SOLVING PROBLEMS WITH PARAMETERS USING THE GEOGEBRA ENVIRONMENT. The article is dedicated to the solution of the two-pronged problem: teaching senior school students to solve problems with parameters and students of pedagogical specialties in the direction of "Mathematics and Computer Science". The method of teaching problem-solving with parameters is based on a visual-graphical method. This method not only allows to overcome the natural uncertainty of the pupil before the parameter, but also gives the teacher an opportunity as a propaedeutic to help students to solve problems with parameters to use graphic methods of proof that allows providing a personal-oriented approach in teaching. Using the GeoGebra dynamic environment to solve problems with parameters will help easily visualize and graphically interpret the results obtained, allowing to increase the effectiveness of the studied material.

Key words: Unified State Exam, problem, numerical values, parameter, visual and graphical interpretation, dynamic environment.

Г.А. Троякова, канд. физ.-мат. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: tga.52@mail.ru

А.С. Монгуш, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: ailseven@mail.ru

М.В. Танзы, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: tmengi78@mail.ru

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ GEOGEBRA

Статья посвящена решению двуединой задачи: обучению учащихся старших классов решению задач с параметрами и студентов педагогических специальностей направления «математика и информатика» методике обучения решению таких задач. Методика обучения решению задач с параметрами основана на наглядно-графическом методе. Данный метод не только позволяет преодолеть естественную неуверенность ученика перед параметром, но и дает учителю возможность параллельно, в качестве пропедевтики, приучать учеников при решении задач с параметрами использовать графические приемы доказательства, позволяющей обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении. Использование динамической среды GeoGebra к решению задач с параметрами поможет легко наглядно и графически интерпретировать полученные результаты, позволяет повысить эффективность изучаемого материала.

Ключевые слова: ЕГЭ, задача, числовые значения, параметр, наглядная и графическая интерпретация, динамическая среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.