Научная статья на тему 'ФИТНЕС КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ФИТНЕС КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
фитнес / физическое развитие / фитнес-программы / дети с ОВЗ / fitness / physical development / fitness programs / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ананьева Е.Э., Клименко О.Е.

В статье рассмотрено виляние фитнеса на физическое развитие детей с ОВЗ. Проанализированы фитнес-программы, упражнения и средства, которые использовались для улучшения и коррекции физического и психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article examines the impact of fitness on the physical development of children with disabilities. Fitness programs, exercises and tools that were used to improve and correct the physical and psycho-emotional state of children with disabilities are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФИТНЕС КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

УДК 376 Ананьева Е.Э., Клименко О.Е.

Ананьева Е.Э.

студентка Факультета физической культуры и спорта Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Клименко О.Е.

к.пед.наук, доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет, (г. Чита, Россия)

ФИТНЕС КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация: в статье рассмотрено виляние фитнеса на физическое развитие детей с ОВЗ. Проанализированы фитнес-программы, упражнения и средства, которые использовались для улучшения и коррекции физического и психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: фитнес, физическое развитие, фитнес-программы, дети с ОВЗ.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих как умственные, так и физические отклонения. Такие дети требуют особого внимания, для них должны быть созданы специальные условия для образовательной и воспитательной деятельности. В современном обществе возрастает интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Этот факт отражен в нормативно-правовых документах, включающих значимость социального обеспечения, воспитания и обучения детей с ОВЗ. Одним из самым распространенных заболеванием у

детей с особенностями развития является умственная отсталость разной степени выраженности.

Зачастую мы привыкли ограничиваться традиционными видами физкультурно-оздоровительной работы, используя одни и те же упражнения, методы и программы. В данной ситуации как у здоровых детей, так и у детей с ОВЗ не формируются ни полезные привычки (привычка выполнять утреннюю гимнастику), ни развивается интерес к саморазвитию физических качеств, не развивается любознательность и познавательная мотивация, которые, в свою очередь, играют решающую роль в формировании ценностей здорового образа жизни. В таком случае помимо использования традиционных средств занятия физической культурой, следует применять и другие современные способы, при проведении которых оздоровительный эффект был бы тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику.

Осуществлению данного замысла способствовало включение в работу современных фитнес - технологий. С помощью данных технологий при занятии физической культурой ребенок получает положительные эмоции, удовлетворяет потребности в укреплении здоровья, стимулируют психофизические процессы.

В трудах Лебедева А.К. понятие фитнес трактуется следующим образом: «Фитнес - вид физической активности, который направлен на поддержание общей физической формы, достигаемой за счет правильного питания, отдыха и умеренных физических нагрузок. В более широком смысле - общая физическая подготовленность организма».

Фитнес - технология может использоваться как средство формирования здоровье сберегающей компетенции детей с ОВЗ. В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ, которые позволят сформировать правильную концепцию для занятий физической культурой детей с ограниченными возможностями.

Отсюда следует такое понятие как «детский фитнес». Это система спортивно-оздоровительных занятий, которая разрабатывается с учетом

возрастных особенностей и физической подготовки ребят [6]. Ее целью является гармоничное развитие ребенка, укрепление его здоровья, формирование полезных привычек.

«Программа «Фитнес для малышей» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий: фитбол - аэробика, степ - аэробика, игровой стретчинг, элементы силового тренинга и суставной гимнастики. Основой занятий являются разработанные комплексы упражнений коррекционной гимнастики для профилактики различных заболеваний у детей, в том числе у детей с ОВЗ». В основном все комплексы выполняются под специальную музыку в едином темпе и ритме. Это наиболее эффективная форма создания у детей правильного понимания характера движений. Здесь совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Гармоничному физическому развитию детей способствуют правильно подобранные упражнения с учетом индивидуальных особенностей, которые оказывают комплексное воздействие на все группы мышц и развитие основных физических качеств.

Организуя занятия «Фитнес для малышей», должны быть учтены закономерности физического развития детей с ОВЗ, показатели их здоровья, психофизиологические особенности. Ребята учатся коммуницировать и работать в команде при этом данный в программе комплекс упражнений дает возможность полностью расслабиться морально и получать удовольствие от самого процесса.

Также необходимо при разработке программы по фитнесу использовать необходимые принципы при построении тренировочного процесса.

В детском возрасте игровая деятельность является ведущей и здесь в силу вступает применение сказочной аэробики. Движения под музыку, по сюжету представленной сказки, достаточно эффективно влияет на физическое

развитие и развитие двигательного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ОВЗ в процессе занятий фитнесом формируются основные движения, т. е. происходит обучение постепенным шагам, спускам и подъемам под музыку - следовательно, происходит коррекция двигательных действий. Занимаясь степ - аэробикой, ребята учатся слышать ритм, улучшают основные двигательные функции, тренируют ловкость, быстроту и выносливость.

У детей, имеющих отклонения в умственном развитии, возникают трудности ориентации в пространстве, практически не формируются пространственно-временные характеристики. Наблюдаются нарушения координационных способностей, нет точности движений в пространстве, координации и ритма движений. Происходит отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств. У детей плохо развиты основные группы мышц рук, ног, спины, живота, отсутствует быстрота реакции, частота движений рук, ног. Нарушения основных движений: неточность движений в пространстве и времени, грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий, отсутствие ловкости и плавности движений, излишняя скованность и напряженность. Часто дети не могут связать подводящие упражнения с основными, но при этом они с легкостью выполняют уже освоенные команды и упражнения, с удовольствием играют в знакомые игры.

Для правильного подбора физических упражнений необходим постоянный медицинский контроль и педагогическое наблюдение показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Для детей с различными двигательными способностями подбираются индивидуальные программы. Например, дети с высокой двигательной активностью привлекаются к преодолению полосы препятствий на повышенной опоре (горка, наклонные скамейки и т.д.), прыжки на фитболах, лазание по гимнастической стенке, ходьба по специальной рефлекторной дорожке. Дети с низкой двигательной активностью выполняют упражнения на ковриках и на степ досках. Все упражнения выполняются под пристальным вниманием учителя.

Рассмотрев фитнес как средство работы с детьми с ОВЗ, мы пришли к выводу, что фитнес можно использовать в качестве эффективного направления в работе с детьми с умственной отсталостью. Эти занятия способствуют не только развитию, но и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе развития детей с ОВЗ при применении данного физкультурно-оздоровительного средства необходимо использовать эффективные методы обучения и проведения занятий фитнесом. Рассмотренная в различных источника фитнес-программа, предполагает использование средств сказочной и степ-аэробики, Также можно отметить, что эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно -сосудистую, дыхательную и нервную системы, двигательные способности и профилактику различных заболеваний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. /Под ред. к. п. н., профессора И. М. Бгажноковой. - Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос». - 2012г. - С.181. - ISBN 978-5-691-01598-4. (дата обращения: 25.04.2024);

2. Кривсун, С. Н. Фитнес в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / С. Н. Кривсун, Е. И. Почекаева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2023. - Т. 8, № 4. - С. 102107. - DOI: 10.47475/2500-0365-2023-8-4-102-107. (дата обращения: 27.04.2024);

3. Лебедев, К.Н. Фитнес-технологии в адаптивной физической культуре при работе в коррекционной школе с детьми с ОВЗ /Лебедев К.Н. , Пушкина М.С. // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 12. - С. 11. -URL: fitness.esrae.ru/31171 (дата обращения: 30.04.2024)

Ananyeva E.E., Klimenko O.E.

Ananyeva E.E.

Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

Klimenko O.E.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

FITNESS AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract: the article examines the impact offitness on the physical development of children with disabilities. Fitness programs, exercises and tools that were used to improve and correct the physical and psycho-emotional state of children with disabilities are analyzed.

Keywords: fitness, physical development, fitness programs, children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.