УДК 376 Ананьева Е.Э., Клименко О.Е.
Ананьева Е.Э.
студентка Факультета физической культуры и спорта Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)
Клименко О.Е.
к.пед.наук, доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет, (г. Чита, Россия)
ФИТНЕС КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация: в статье рассмотрено виляние фитнеса на физическое развитие детей с ОВЗ. Проанализированы фитнес-программы, упражнения и средства, которые использовались для улучшения и коррекции физического и психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: фитнес, физическое развитие, фитнес-программы, дети с ОВЗ.
В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих как умственные, так и физические отклонения. Такие дети требуют особого внимания, для них должны быть созданы специальные условия для образовательной и воспитательной деятельности. В современном обществе возрастает интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Этот факт отражен в нормативно-правовых документах, включающих значимость социального обеспечения, воспитания и обучения детей с ОВЗ. Одним из самым распространенных заболеванием у
детей с особенностями развития является умственная отсталость разной степени выраженности.
Зачастую мы привыкли ограничиваться традиционными видами физкультурно-оздоровительной работы, используя одни и те же упражнения, методы и программы. В данной ситуации как у здоровых детей, так и у детей с ОВЗ не формируются ни полезные привычки (привычка выполнять утреннюю гимнастику), ни развивается интерес к саморазвитию физических качеств, не развивается любознательность и познавательная мотивация, которые, в свою очередь, играют решающую роль в формировании ценностей здорового образа жизни. В таком случае помимо использования традиционных средств занятия физической культурой, следует применять и другие современные способы, при проведении которых оздоровительный эффект был бы тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику.
Осуществлению данного замысла способствовало включение в работу современных фитнес - технологий. С помощью данных технологий при занятии физической культурой ребенок получает положительные эмоции, удовлетворяет потребности в укреплении здоровья, стимулируют психофизические процессы.
В трудах Лебедева А.К. понятие фитнес трактуется следующим образом: «Фитнес - вид физической активности, который направлен на поддержание общей физической формы, достигаемой за счет правильного питания, отдыха и умеренных физических нагрузок. В более широком смысле - общая физическая подготовленность организма».
Фитнес - технология может использоваться как средство формирования здоровье сберегающей компетенции детей с ОВЗ. В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ, которые позволят сформировать правильную концепцию для занятий физической культурой детей с ограниченными возможностями.
Отсюда следует такое понятие как «детский фитнес». Это система спортивно-оздоровительных занятий, которая разрабатывается с учетом
возрастных особенностей и физической подготовки ребят [6]. Ее целью является гармоничное развитие ребенка, укрепление его здоровья, формирование полезных привычек.
«Программа «Фитнес для малышей» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий: фитбол - аэробика, степ - аэробика, игровой стретчинг, элементы силового тренинга и суставной гимнастики. Основой занятий являются разработанные комплексы упражнений коррекционной гимнастики для профилактики различных заболеваний у детей, в том числе у детей с ОВЗ». В основном все комплексы выполняются под специальную музыку в едином темпе и ритме. Это наиболее эффективная форма создания у детей правильного понимания характера движений. Здесь совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Гармоничному физическому развитию детей способствуют правильно подобранные упражнения с учетом индивидуальных особенностей, которые оказывают комплексное воздействие на все группы мышц и развитие основных физических качеств.
Организуя занятия «Фитнес для малышей», должны быть учтены закономерности физического развития детей с ОВЗ, показатели их здоровья, психофизиологические особенности. Ребята учатся коммуницировать и работать в команде при этом данный в программе комплекс упражнений дает возможность полностью расслабиться морально и получать удовольствие от самого процесса.
Также необходимо при разработке программы по фитнесу использовать необходимые принципы при построении тренировочного процесса.
В детском возрасте игровая деятельность является ведущей и здесь в силу вступает применение сказочной аэробики. Движения под музыку, по сюжету представленной сказки, достаточно эффективно влияет на физическое
развитие и развитие двигательного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ОВЗ в процессе занятий фитнесом формируются основные движения, т. е. происходит обучение постепенным шагам, спускам и подъемам под музыку - следовательно, происходит коррекция двигательных действий. Занимаясь степ - аэробикой, ребята учатся слышать ритм, улучшают основные двигательные функции, тренируют ловкость, быстроту и выносливость.
У детей, имеющих отклонения в умственном развитии, возникают трудности ориентации в пространстве, практически не формируются пространственно-временные характеристики. Наблюдаются нарушения координационных способностей, нет точности движений в пространстве, координации и ритма движений. Происходит отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств. У детей плохо развиты основные группы мышц рук, ног, спины, живота, отсутствует быстрота реакции, частота движений рук, ног. Нарушения основных движений: неточность движений в пространстве и времени, грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий, отсутствие ловкости и плавности движений, излишняя скованность и напряженность. Часто дети не могут связать подводящие упражнения с основными, но при этом они с легкостью выполняют уже освоенные команды и упражнения, с удовольствием играют в знакомые игры.
Для правильного подбора физических упражнений необходим постоянный медицинский контроль и педагогическое наблюдение показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Для детей с различными двигательными способностями подбираются индивидуальные программы. Например, дети с высокой двигательной активностью привлекаются к преодолению полосы препятствий на повышенной опоре (горка, наклонные скамейки и т.д.), прыжки на фитболах, лазание по гимнастической стенке, ходьба по специальной рефлекторной дорожке. Дети с низкой двигательной активностью выполняют упражнения на ковриках и на степ досках. Все упражнения выполняются под пристальным вниманием учителя.
Рассмотрев фитнес как средство работы с детьми с ОВЗ, мы пришли к выводу, что фитнес можно использовать в качестве эффективного направления в работе с детьми с умственной отсталостью. Эти занятия способствуют не только развитию, но и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе развития детей с ОВЗ при применении данного физкультурно-оздоровительного средства необходимо использовать эффективные методы обучения и проведения занятий фитнесом. Рассмотренная в различных источника фитнес-программа, предполагает использование средств сказочной и степ-аэробики, Также можно отметить, что эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно -сосудистую, дыхательную и нервную системы, двигательные способности и профилактику различных заболеваний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. /Под ред. к. п. н., профессора И. М. Бгажноковой. - Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос». - 2012г. - С.181. - ISBN 978-5-691-01598-4. (дата обращения: 25.04.2024);
2. Кривсун, С. Н. Фитнес в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / С. Н. Кривсун, Е. И. Почекаева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2023. - Т. 8, № 4. - С. 102107. - DOI: 10.47475/2500-0365-2023-8-4-102-107. (дата обращения: 27.04.2024);
3. Лебедев, К.Н. Фитнес-технологии в адаптивной физической культуре при работе в коррекционной школе с детьми с ОВЗ /Лебедев К.Н. , Пушкина М.С. // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 12. - С. 11. -URL: fitness.esrae.ru/31171 (дата обращения: 30.04.2024)
Ananyeva E.E., Klimenko O.E.
Ananyeva E.E.
Trans-Baikal State University (Chita, Russia)
Klimenko O.E.
Zabaikalsky State University (Chita, Russia)
FITNESS AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Abstract: the article examines the impact offitness on the physical development of children with disabilities. Fitness programs, exercises and tools that were used to improve and correct the physical and psycho-emotional state of children with disabilities are analyzed.
Keywords: fitness, physical development, fitness programs, children with disabilities.