Научная статья на тему 'Фитнес-данс как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников и улучшения их психического состояния'

Фитнес-данс как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников и улучшения их психического состояния Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИТНЕС-ДАНС / ДОШКОЛЬНИКИ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВЕСОРОСТОВОЙ ИНДЕКС / ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СФЕРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / FITNESS-DANCE / PRESCHOOLERS / MORPHOLOGICAL AND PSYCHOMETRIC INDICATORS / PHYSICAL DEVELOPMENT / BODY MASS/BODY LENGTH INDEX / PERSONAL AND INDIVIDUAL SPHERE / PHYSICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Изаровская Ирина Валериевна, Смирнова Лариса Викторовна, Сумак Елена Николаевна, Изаровская Ольга Борисовна

Цель. Разработать комплекс упражнений фитнес-данс для развития базовых двигательных качеств старших дошкольников и улучшения их психического состояния. Организация и методы. Исследованы две равные группы практически здоровых испытуемых 5-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и дополнительно два раза в неделю Центр дополнительного образования «БЭБИ-КЛУБ» (по 20 человек). Были проанализированы морфологические, психофизиологические характеристики дошкольников в ходе учебно-воспитательного процесса. Результаты. В настоящей работе приведены данные о результатах коррекции индивидуально-личностных особенностей психики, межличностных взаимоотношений дошкольников, совершенствования координационных способностей, развития выносливости и скоростно-силовых качеств средствами фитнес-данс. Дополнительные занятия привели к значительному росту показателей физической подготовленности детей основной группы. Выявлено значительное опережение детей основной группы по сравнению с контрольной при выполнении таких упражнений, как метание мяча, челночный бег 3×10 м, динамометрия кисти, бег на 500 м и бег на 30 м. Установлено, что использование комплекса фитнес-данс привело к статистически значимому улучшению исследуемых показателей детей основной группы: массы и длины тела, весоростового индекса; психометрических показателей-отклонений в личностно-индивидуальной сфере, росте самооценки, уменьшению индекса тревожности; повышению уровня физической подготовленности. Заключение. В работе представлены убедительные доказательства различных исследователей о том, что негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения имеют динамику к увеличению, особенно в дошкольном возрасте. Существующие в настоящее время программы и методики, имеющие своей целью укрепление здоровья детей в детских образовательных учреждениях, как правило, страдают отсутствием комплексности в подходах разрешения проблемы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Педагогическая диагностика уровня развития двигательных умений и навыков показала, что дети не в полной мере владеют произвольностью движений, имеют мышечные зажимы, им не хватает эмоциональной раскрепощенности, ощущения внутренней свободы. Все это снижает оздоровительный эффект занятий и препятствует улучшению психофизического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Изаровская Ирина Валериевна, Смирнова Лариса Викторовна, Сумак Елена Николаевна, Изаровская Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS DANCE FOR DEVELOPING BASIC MOVEMENT QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN AND IMPROVING THEIR PSYCHIC STATUS

Aim. The article deals with developing a set of fitness dance exercises to improve basic movement qualities and psychic status in preschool children. Materials and methods. We studied two equal groups of apparently healthy children aged 5-6. All children frequent preschool educational establishments and a BABY CLUB education center (2 times per week, 20 people). We analysed the morphological and psychophysiological traits of pre-schoolers during their lessons. Results. This study demonstrates the results for the correction of individual psychological traits, interpersonal relationships, coordination abilities, endurance, and speed-strength qualities in preschool children by means of fitness dance. Additional lessons resulted in a significant increase of physical preparedness in children from the main group. We registered better results in children from the main group compared to the control group in the following tests: ball throwing, 3×10 shuttle run, hand grip test, 500 m and 30 m run. We established that a set of fitness dance exercises improved significantly the following parameters of children from the main group: body mass, body length, body mass/body weight index, behavioural deviations, self-esteem, anxiety index, general physical preparedness. Conclusion. This study proves that negative trends in children of a new generation tend to increase, in particular in preschool children. The existing programs and methods aimed at children’s health within educational establishments usually lack their comprehensiveness. Physical exercises in a dance form are usually better perceived and possess greater health-improving effect. The diagnostics of movement abilities and skills revealed that children possess limited movement arbitrariness, cramped muscles, limited emotional and inner freedom. These factors decrease health-improving effect and prevents the improvement of psychological and physical health.

Текст научной работы на тему «Фитнес-данс как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников и улучшения их психического состояния»

УДК 796.41 + 159.923

DOI: 10.14529/hsm190112

ФИТНЕС-ДАНС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЛУЧШЕНИЯ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

И.В. Изаровская, Л.В. Смирнова, Е.Н. Сумак, О.Б. Изаровская

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Цель. Разработать комплекс упражнений фитнес-данс для развития базовых двигательных качеств старших дошкольников и улучшения их психического состояния. Организация и методы. Исследованы две равные группы практически здоровых испытуемых 5-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и дополнительно два раза в неделю Центр дополнительного образования «БЭБИ-КЛУБ» (по 20 человек). Были проанализированы морфологические, психофизиологические характеристики дошкольников в ходе учебно-воспитательного процесса. Результаты. В настоящей работе приведены данные о результатах коррекции индивидуально-личностных особенностей психики, межличностных взаимоотношений дошкольников, совершенствования координационных способностей, развития выносливости и скоростно-силовых качеств средствами фитнес-данс. Дополнительные занятия привели к значительному росту показателей физической подготовленности детей основной группы. Выявлено значительное опережение детей основной группы по сравнению с контрольной при выполнении таких упражнений, как метание мяча, челночный бег 3*10 м, динамометрия кисти, бег на 500 м и бег на 30 м. Установлено, что использование комплекса фитнес-данс привело к статистически значимому улучшению исследуемых показателей детей основной группы: массы и длины тела, весоростового индекса; психометрических показателей-отклонений в личностно-индивидуальной сфере, росте самооценки, уменьшению индекса тревожности; повышению уровня физической подготовленности. Заключение. В работе представлены убедительные доказательства различных исследователей о том, что негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения имеют динамику к увеличению, особенно в дошкольном возрасте. Существующие в настоящее время программы и методики, имеющие своей целью укрепление здоровья детей в детских образовательных учреждениях, как правило, страдают отсутствием комплексности в подходах разрешения проблемы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Педагогическая диагностика уровня развития двигательных умений и навыков показала, что дети не в полной мере владеют произвольностью движений, имеют мышечные зажимы, им не хватает эмоциональной раскрепощенности, ощущения внутренней свободы. Все это снижает оздоровительный эффект занятий и препятствует улучшению психофизического здоровья.

Ключевые слова: фитнес-данс, дошкольники, морфологические, психометрические показатели, физическое развитие, весоростовой индекс, личностно-индивидуальная сфера, физическая подготовленность.

Введение. За последнее десятилетие физ-культурно-образовательная деятельность претерпела кардинальные изменения. Это связано в первую очередь с модернизацией образования, повышением требований к качеству, содержанию, условиям образования и воспитания личности, а значит, неизбежен переход к инновационному типу учебно-воспитательного процесса [2-4].

Настоящее видение проблемы дает нам возможность рассматривать фитнес-данс как инновацию в области физической культуры,

целенаправленный систематический процесс занятий с оздоровительной направленностью, способствующий физическому развитию занимающихся, повышению уровня их физической подготовленности [6-8].

Цель исследования: разработать комплекс упражнений фитнес-данс для развития базовых двигательных качеств старших дошкольников и улучшения их психического состояния.

Организация и методы исследования.

Исследованы две равные группы практически

здоровых испытуемых 5-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и дополнительно два раза в неделю Центр дополнительного образования «БЭБИ-КЛУБ» (по 20 человек). На физкультурных занятиях в Центре «БЭБИ-КЛУБ» группа исследования занималась по программе «Фитнес», куда был внедрен комплекс упражнений фитнес-данс, направленный на развитие базовых двигательных качеств старших дошкольников и улучшение их психического состояния, в контрольной группе проводились подвижные игры по комплексной программе физического воспитания дошкольников, носящий характер повышенной двигательной активности и сю-жетно-ролевого характера. Физкультурные занятия в основной (группе исследования) и контрольной группах проводились 30-35 минут по традиционной структуре: подготовительная, основная и заключительная части. Проводились антропометрические измерения следующих параметров тела: длина тела (см); масса тела (кг); окружность грудной клетки (см). На основании полученных данных вычисляли весоростовой индекс (ВРИ) и индекс Эрисмана, затем все показатели заносились в унифицированную бланк-карту комплексного исследования. Также учитывались данные физической подготовленности детей.

Тестирование проводилось по методике Н.А. Ноткиной с соавт. [1]. Для оценки тем-

пов роста физических качеств детей использовалась формула В.И. Усакова [1]. Психологическое состояние детей оценивалось комплексом методик: уровень личностной тревожности - тест «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), адаптированный для детского возраста [1]; межличностные отношения в группе исследовались по методике Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько [1]; для определения самооценки - методика «Лесенка» по С.Г. Якобсону, В.Г. Щуру [1]; признаки психического напряжения и невротических тенденций - по опроснику Л.Г. Го-лубевой (1992). Математическая обработка результатов проводилась по средствам метода биометрии: вычислялась средняя арифметическая вариационного ряда (М), ее ошибка (т). Уровень достоверности (р) определялся по критерию Стьюдента (1). Для определения взаимозависимости между исследуемыми признаками применялся корреляционный анализ (%). Оценка гармоничности и соматотипа проводилась методом непараметрической статистики (центильный анализ).

Результаты исследования и обсуждение. Анализ показателей массы и длины тела детей обеих групп в начале исследования не выявил существенных отличий (табл. 1).

Анализ показателей средней длины тела на начало учебного годы выявил достоверные различия между основной и контрольной

Таблица 1 Table 1

Сравнительные показатели физического развития дошкольников (М ± m) Comparative indicators of physical development in pre-schoolers (М ± m)

Показатели Indicators Исходные показатели Initial data Р Конечные показатели Final data Р

Основная группа Main group (n = 20) Контрольная группа Control group (n = 20) Основная группа Main group (n = 20) Контрольная группа Control group (n = 20)

Длина тела, см Body length, cm 112,51 + 0,75 111,21 + 0,76 P > 0,05 116,68 + 0,72 114,46 + 0,78 P < 0,05

Масса тела, кг Body weight, kg 19,47 + 0,378 19,67 + 0,61 P > 0,05 22,24 + 0,45 20,75 + 0,61 P < 0,05

Окружность грудной клетки, см Chest circumference, cm 57,86 + 0,54 56,95 + 0,76 P > 0,05 57,55 + 0,42 58,52 + 0,68 P > 0,05

Весоростовой индекс, у. е. Body weight/body length index, c. u. 173,95 + 2,41 177,37 + 4,52 P > 0,05 191,51 + 2,97 182,08 + 4,31 P < 0,05

Индекс Эрисмана, у. е. Erismann Index, c. u. 0,61 + 0,36 0,31 + 0,48 P > 0,05 0,23 + 0,25 0,43 + 0,37 P > 0,05

группой с преимуществом у основной (р < 0,05). На конец года прирост в основной группе составил 3,66 %, в контрольной - разница 2,87 %. Такая же тенденция наблюдалась при оценке показателей массы тела, средний прирост составил 13,26 % у основной группы, по сравнению с 5,58 % в контрольной. Пропорциональность телосложения определялась путем расчета весоростового индекса: в конце года показатель ВРИ был выше (р > 0,05) у детей основной группы. Увеличение за год ВРИ оказалось выше у детей основной группы (р < 0,05), чем контрольной: на 9,61 % в основной и 2,72 % в контрольной.

Анализ показателей индекса Эрисмана (ИЭ) не выявил достоверных различий между группами, так же как и в показателях физической подготовленности (табл. 2).

Анализ результатов исследования выявил достоверные различия между исходными и

конечными результатами в основной группе по 8 показателям из 10 с уровнем достоверности р < 0,05 (бег на 30 м, прыжки в длину с места, бег на 500 м, челночный бег 3^10 м, динамометрия кисти), р < 0,05 (метание мяча, статическое равновесие) и р < 0,05 (разгибание туловища). В контрольной группе достоверные различия выявлены только по 4 показателям - р < 0,05 (статическое равновесие, динамометрия кисти, прыжки в длину с места), р < 0,05 (бег на 500 м). Следует отметить, что наблюдалось улучшение результатов по всем показателям физической подготовленности в обеих группах в конце года, с преимуществом основной группы по следующим видам упражнений: челночный бег 3^10 м, бег на 500 м, статическое равновесие, динамометрия кисти, бег на 30 м.

Одним из наиболее важных показателей состояния здоровья детей является их пси-

Показатели Indicators Начало экс At the bs of the ex перимента eginning periment Р Конец эксперимента At the end of the experiment Р

Основная группа Main group (n = 20) Контрольная группа Control group (n = 20) Основная группа Main group (n = 20) Контрольная группа Control group (n = 20)

Динамометрия кисти, кг Hand grip test, kg 6,51 ± 0,32 6,83 ± 0,31 P > 0,05 10,06 ± 0,27 9,33 ± 0,26 P < 0,05

Статическое равновесие, с Static balance, s 7,93 ± 0,91 6,34 ± 0,52 P > 0,05 12,43 ± 0,92 9,34 ± 0,66 P < 0,05

Бег на 30 м, с 30m run, s 9,26 ± 0,23 9,45 ± 0,21 P > 0,05 8,02 ± 0,16 9,06 ± 0,21 P < 0,05

Челночный бег 3*10 м, с 3x10 shuttle run, s 12,01 ± 0,11 11,82 ± 0,12 P > 0,05 10,51 ± 0,26 11,11 ± 0,15 P < 0,05

Прыжки в длину с места, см Standing long jump, cm 82,60 ± 3,17 78,81 ± 2,59 P > 0,05 107,51 ± 4,79 106,95 ± 2,48 P > 0,05

Разгибание туловища, кол-во раз Trunk extension test, times 14,63 ± 1,72 14,46 ± 2,13 P > 0,05 21,45 ± 2,36 20,87 ± 2,56 P > 0,05

Сгибание туловища, кол-во раз Trunk flexion test, times 6,07 ± 1,32 6,34 ± 1,16 P > 0,05 10,6 ± 1,42 8,72 ± 1,18 P > 0,05

Наклон вперед, см Forward bend test, cm 7,32 ± 1,44 7,05 ± 1,32 P > 0,05 9,74 ± 1,55 8,83 ± 1,33 P > 0,05

Бег 500 м, мин 500 m run, min 3,66 ± 0,11 3,68 ± 0,12 P > 0,05 2,78 ± 0,15 3,21 ± 0,15 P < 0,05

Метание мяча, см Ball throwing, cm 159,25 ± 7,97 152,52 ± 7,96 P > 0,05 213,07 ± 12,51 181,11 ± 12,21 P > 0,05

Таблица 2 Table 2

Сравнительная динамика показателей физической подготовленности (M ± m) Comparative dynamics of physical preparedness indicators (M ± m)

хическое здоровье [5]. Мы исследовали межличностные отношения детей в группе в рамках социальной адаптации. Данные, полученные при изучении социометрического статуса детей, были разделены на четыре категории: I категория «звезды» (5 и более выборов);

II категория «предпочитаемые» (3-4 выбора);

III категория «принятые» (1-2 выбора); IV категория «непринятие» (0 выборов). I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV - неблагоприятными. Распределение детей по категориям представлено на рисунке.

Результаты, полученные в начале исследования, свидетельствовали о том, что детей, которые воспринимали окружающий эмоциональный климат как благоприятный, в основной группе всего 18,75 % (0 % из I категории и 18,75 % из II категории), а в контрольной -23,53 % (5,88 % из I и 17,65 % из II категории). Основная масса детей в обеих группах расценивала окружающий эмоциональный климат как холодный, отчужденный - 81,25 % детей основной группы и 76,47 % контроль-

ной принадлежали к III и IV статусным категориям. В конце исследования в категории благоприятного климата в основной группе попало уже 43,75 % детей, а в контрольной -лишь 29,41 %.

Уровень благополучия взаимоотношений в основной группе вырос в 2,3 раза (с 18,75 до 43,75 %), и теперь его можно расценивать как близкий к среднему. В основной же группе рост произошел всего в 1,3 раза (с 23,53 до 29,41 %). По мнению Я.Л. Коломенского [1], низкий уровень благополучия взаимоотношений является показателем неблагополучия детей в системе межличностных отношений, их непризнания сверстниками, неудовлетворенности в общении.

Исходные средние показатели индекса тревожности в обеих группах находились на границе между высоким и средним уровнем (граница - 50 %), что является показателем высокого напряжения эмоционального статуса (табл. 3).

На завершающем этапе исследования показатель тревожности в основной группе

IV

CU X

о

IV

I 5,88 >

0%

117

,65%

18,75%

23,53%

■ 5,88

^25%

■ 23.53%

1131,25%

□ 37

.50%

..1

50%

,65% 18.75%

■ 52,94%

50%

■ 52,94%

□ контрольная

□ основная

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%

Распределение детей по категориям социометрического статуса Distribution of children in terms of their sociometric status

Динамика индекса тревожности (%) Dynamics of anxiety index (%)

Таблица 3 Table 3

Группа / Group

Начало эксперимента At the beginning

Конец эксперимента At the end

% изменений % of changes

Основная / Main (n = 20)

51,02 ± 4,08

38,09 ± 3,33

-24,95 ± 3,55

Контрольная / Control (n = 20)

52,94 ± 2,62

49,01 ± 2,53

-5,83 ± 2,87

Р

P > 0,05

P < 0,05

P < 0,05

снизился до средних величин (в 5 раз по сравнению с контрольной), в контрольной группе данный показатель значительно не изменился (р < 0,05). При анализе элементов нервно-психического статуса (личностные и индивидуальные особенности, эмоциональный и вегетативный статус, психомоторная стабильность) достоверных различий между исходными показателями в группах выявлено не было, между конечными результатами выявлена незначительная тенденция к снижению в обеих группах. Анализ исходных показателей вегетативного статуса (аппетит, характер сна, боли, характер бодрствования, потливость) позволил сделать вывод о том, что в обеих группах имеются в различной степени выраженности отклонения в вегетативной сфере практически у всех детей. В конце года показатель отклонений снизился только в основной группе (р < 0,05), в контрольной группе практически не изменился и превышал показатель основной (р < 0,05). Таким образом, изучив ряд характеристик, мы выявили, что лучшие конечные результаты по всем показателям у детей в основной группе.

Заключение. Проведенное исследование научно доказало, что физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают психотерапевтическое воздействие на занимающихся. Включение занятий по фит-нес-данс, направленных на коррекцию как межличностных взаимоотношений, так и индивидуально-личностных особенностей психики, привело к уменьшению количества вегетативных сдвигов, росту самооценки, уменьшению индекса тревожности и отклонений в личностно-индивидуальной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физкультурные занятия по фитнес-данс, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, выносливости и совершенствование координационных способностей, привели к значительному опережению детей

основной группы в физической подготовленности.

Литература

1. Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб., 1998. -57 с.

2. Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования / Е.Г. Сарайкина // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 49-50.

3. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: моногр. /Е.Г. Сарайкина. - СПб.: 2008. -128 с.

4. Физическое развитие детей Кировской области /Л.П. Абросимова, Е.В. Кабиро-ва, Т. А. Симакова и др. // Гигиена и санитария. - 2016. - № 2. - С. 30-32.

5. Шихи, К.К. Фитнесс-терапия / К.К. Шихи. - М. : Тера-спорт, 2001. - 324 с.

6. De Vasconcellos Correa Dos Anjos, I. The influence of educational dance on the motor development of children / De I. Vasconcellos Correa Dos Anjos, A.A. Ferraro // Revista Paulista De Pediatria. - 2018. - Vol. 36(3). - P. 337-344. DOI: 10.1590/1984.0462/;2018;36;3;00004

7. Health-related physical fitness and physical activity in elementary school students / W. Chen, A. Hammond-Bennett, A. Hypnar, S. Mason // BMC Public Health. - 2018. - Vol. 18(1). DOI: 10.1186/s12889-018-5107-4

8. Starchenko, A.U. Dynamics of values in physical training scholarship of senior preschoolers under the influence of set of activities connected with physical scholarship optimization / A.U. Starchenko //Pedagogics, psychology, me-dicalbiological problems of physical training and sports. - 2014. - Vol. 1. - P. 64-68. DOI: 10.6084/m9.figshare.894393

Изаровская Ирина Валериевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: izarovskaiaiv@susu.ru, ORCID: 0000-0002-8290-5334.

Смирнова Лариса Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: smirnovalv@susu.ru, ORCID: 0000-0001-6446-9164.

Сумак Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: elena_sumak@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5257-774X.

Изаровская Ольга Борисовна, студент магистратуры кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина 76. E-mail: izarovskaia@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6667-170X.

Поступила в редакцию 5 декабря 2018 г.

DOI: 10.14529/hsm190112

FITNESS DANCE FOR DEVELOPING BASIC MOVEMENT QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN AND IMPROVING THEIR PSYCHIC STATUS

I.V. Izarovskaia, izarovskaiaiv@susu.ru, ORCID: 0000-0002-8290-5334, L.V. Smirnova, smirnovalv@susu.ru, ORCID: 0000-0001-6446-9164, E.N. Sumak, elena_sumak@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5257-774X, O.B. Izarovskaia, izarovskaia@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6667-170X South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Aim. The article deals with developing a set of fitness dance exercises to improve basic movement qualities and psychic status in preschool children. Materials and methods. We studied two equal groups of apparently healthy children aged 5-6. All children frequent preschool educational establishments and a BABY CLUB education center (2 times per week, 20 people). We analysed the morphological and psychophysiological traits of pre-schoolers during their lessons. Results. This study demonstrates the results for the correction of individual psychological traits, interpersonal relationships, coordination abilities, endurance, and speed-strength qualities in preschool children by means of fitness dance. Additional lessons resulted in a significant increase of physical preparedness in children from the main group. We registered better results in children from the main group compared to the control group in the following tests: ball throwing, 3x10 shuttle run, hand grip test, 500 m and 30 m run. We established that a set of fitness dance exercises improved significantly the following parameters of children from the main group: body mass, body length, body mass/body weight index, behavioural deviations, self-esteem, anxiety index, general physical preparedness. Conclusion. This study proves that negative trends in children of a new generation tend to increase, in particular in preschool children. The existing programs and methods aimed at children's health within educational establishments usually lack their comprehensiveness. Physical exercises in a dance form are usually better perceived and possess greater health-improving effect. The diagnostics of movement abilities and skills revealed that children possess limited movement arbitrariness, cramped muscles, limited emotional and inner freedom. These factors decrease health-improving effect and prevents the improvement of psychological and physical health.

Keywords: fitness-dance, pre-schoolers, morphological and psychometric indicators, physical development, body mass/body length index, personal and individual sphere, physical preparedness.

References

1. Notkina N.A., Kaz'mina L.I., Boynovich N.N. Otsenka fizicheskogo i nervno-psikhicheskogo razvitiya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta [Evaluation of the Physical and Neuropsychic Development of Children of Early and Pre-School Age]. St. Petersburg, 1998. 57 p.

2. Saykina E.G. [Fitness in the System of Preschool and School Physical Education Education].

Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Basic Research], 2012, no. 9, pp. 49-50. (in Russ.)

3. Saykina E.G. Fitnes v fizkul'turnom obrazovanii detey doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh: monografiya [Fitness in Physical Education of Children of Preschool and School Age in Modern Socio-Cultural Conditions. Monograph]. St. Petersburg, 2008.128 p.

4. Abrosimova L.P., Kabirova E.V., Simakova T.A. et al. [Physical Development of Children of the Kirov Region]. Gigiyena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 2016, no. 2, pp. 30-32. (in Russ.)

5. Shikhi K.K. Fitness terapiya [Fitness Therapy]. Moscow, Tera - Sport Publ., 2001. 324 p.

6. De Vasconcellos Correa Dos Anjos I., Ferraro A.A. The Influence of Educational Dance on the Motor Development of Children. RevistaPaulista De Pediatria, 2018, vol. 36 (3), pp. 337-344. DOI: 10.1590/1984.0462/;2018;36;3;00004

7. Chen W., Hammond-Bennett A., Hypnar A., Mason S. Health-Related Physical Fitness and Physical Activity in Elementary School Students. BMC Public Health, 2018, vol. 18 (1). DOI: 10.1186/s12889-018-5107-4

8. Starchenko A.U. Dynamics of Values in Physical Training Scholarship of Senior Preschoolers under the Influence of Set of Activities Connected with Physical Scholarship Optimization. Pedagogics, Psychology, Medicalbiological Problems of Physical Training and Sports, 2014, vol. 1, pp. 64-68. DOI: 10.6084/m9.figshare.894393

Received 5 December 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Фитнес-данс как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников и улучшения их психического состояния / И.В. Изаровская, Л.В. Смирнова, Е.Н. Сумак, О.Б. Изаровская // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19, № 1. - С. 86-92. Б01: 10.14529/Ь8т190112

Izarovskaia I.V., Smimova L.V., Sumak E.N., Izarovskaia O.B. Fitness Dance for Developing Basic Movement Qualities in Preschool Children and Improving Their Psychic Status. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 1, pp. 86-92. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.