Научная статья на тему 'Фискальные мультипликаторы расширенного бюджета РФ и способы их оценивания'

Фискальные мультипликаторы расширенного бюджета РФ и способы их оценивания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1999
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялов Алексей Юрьевич, Нилова Екатерина Викторовна, Шульц Дмитрий Николаевич

В статье рассматриваются различные методы оценки фискальных мультипликаторов бюджетных расходов: традиционные способы, регрессионные модели и модели распределенных лагов, двухшаговый метод Perotti-Corsetti, большие эконометрические модели. Приведены авторские расчеты мультипликаторов макропоказателей экономики для Российской Федерации и регионов. Сделан вывод о низкой эффективности бюджетных расходов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фискальные мультипликаторы расширенного бюджета РФ и способы их оценивания»

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.Ю. Завьялов, Е.В. Нилова, Д.Н. Шульц

ФИСКАЛЬНЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ РАСШИРЕННОГО БЮДЖЕТА РФ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ*

В статье рассматриваются различные методы оценки фискальных мультипликаторов бюджетных расходов: традиционные способы, регрессионные модели и модели распределенных лагов, двухшаговый метод Perotti-Corsetti, большие эконометрические модели. Приведены авторские расчеты мультипликаторов макропоказателей экономики для Российской Федерации и регионов. Сделан вывод о низкой эффективности бюджетных расходов в России.

Со времен Дж. М. Кейнса [1] перед экономистами остро стоит задача оценки эффектов государственных расходов с помощью фискальных мультипликаторов. Особенно актуальна эта задача в условиях, когда страны и регионы оказались в состоянии бюджетного кризиса. Именно в таких условиях особенно важным становится выбор тех направлений бюджетных расходов, которые обеспечивают наибольший и наискорейший социально-экономический эффект.

В макроэкономической теории существуют два традиционных способа оценки экономических эффектов государственных расходов:

- во-первых, с помощью мультипликатора (1), т.е. как прирост ВВП на единицу прироста государственных расходов:

M = AGDP / AG, (1)

где AGDP - величина прироста ВВП; AG - величина прироста государственных расходов;

- во-вторых, с помощью эластичности (2), т. е. как процентное изменение ВВП на 1% изменения государственных расходов:

р AGDP . AG (2)

E =-/-. (2)

GDP G

На рис. 1 представлены оценки мультипликатора и эластичности, рассчитанные по формулам (1) и (2) соответственно на основе данных Росстата (www.gks.ru) и Федерального казначейства (www.roskazna.ru). Расчеты по простым теоретическим формулам дают достаточно волатильные оценки: мультипликатор принимает в основном значения от 2 до 5 руб., а эластичность - от 0,5 до 1,5%. В среднем в докризисный период с 2001 по 2007 г. мультипликатор составлял 3,21 руб. на рубль государственных расходов, а эластичность - 0,91%.

Ограничениями оценки мультипликаторов по формулам (1) и (2) являются, во-первых, игнорирование влияния на ВВП иных факторов, кроме бюджетных расходов, и во-вторых, предположение, что отдача от госрасходов (внешний лаг) полностью локализуется в тот же период. Эти недостатки преодолеваются в динамических и структурных моделях, рассмотренных ниже.

* Статья подготовлена в рамках Постановления Правительства РФ № 218 от 09.04.2010 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Получить стабильную во времени оценку мультипликатора и эластичности можно с помощью регрессионных моделей. В период 2000-2007 гг. оценки параметров уравнений (1) и (2) могут быть получены с помощью парных регрессий:

- для мультипликатора: АОБР = 1,31 * АО, (3)

- для эластичности: АОБР/ОБР = 0,49*А0АЗ, (4)

- для эластичности: 1п (ОБР) = 1,15 * 1п (О). (5) Как видно из полученных результатов, оценки эффективности госрасходов несколько снизились. Важно заметить, что формула (3) является преобразованием аддитивной зависимости между

ВВП и госрасходами, а (4) и (5) - мультипликативной.

2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 -0,5

1

□ш

(N (N L.J <N с^

0:

Год

Ед. 6

5 -4 -3 -2 -1 -0 -1 -2

Год

%

Рис. 1. Динамика прироста ВВП на 1% (левая шкала) и на единицу (правая) консолидированных государственных расходов в РФ в 2001-2012 гг.

Для учета того обстоятельства, что отдача от государственных расходов не локализуется в рамках одного периода времени, может быть использована модель распределенных лагов (6):

AGDP, = а + £ptАО,_к + б,, (6)

4=1

где q - величина наибольшего лага объясняющей переменной, включаемой в модель; AGt-k -прирост государственных расходов G в момент времени t-k; s - случайное отклонение, характеризующее воздействие на объясняющую переменную не учтенных в модели факторов; Рк - краткосрочные мультипликаторы при лагированных переменных госрасходов.

Для консолидированного бюджета РФ нами были оценены мультипликаторы госрасходов по модели полиномиального лага Алмона. Оценивание проводилось в инструменте Prognoz Platform 7,2 [2] на предкризисных данных за 2001-2007 гг. Наибольшая глубина лага выбиралась q = 4 (года) и степень полинома p = 2. Значения кратко- и долгосрочных мультипликаторов (сумма Рк) приведены в табл. 1.

Таблица 1

Фискальный мультипликатор на основе модели распределенного лага

Коэффициент Ст. ошибка t-статистика

р0 0,19926 0,07134 2,79323

р1 0,30888 0,08508 3,63031

Р2 0,34041 0,10566 3,22173

Рз 0,29383 0,09522 3,08581

р4 0,16915 0,08441 2,00382

Сумма лагов 1,3115 - -

Примечание. Представленные значения (коэффициенты) фискального мультипликатора означают, на сколько рублей изменится величина ВВП при изменении консолидированных госрасходов на 1 рубль (при прочих равных условиях). Стандартная ошибка и ^статистика необходимы для проверки гипотез о статистической значимости коэффициентов в модели распределенных лагов.

Как видно из табл. 1, единовременный эффект государственных вливаний составляет немногим меньше, чем 0,2 (краткосрочный мультипликатор). Наиболее сильный эффект (0,34) достигается через 2 года после увеличения госрасходов.

Суммарный эффект вливаний 1 рубля бюджетных средств за 5 лет составляет 1,3 руб. (долгосрочный мультипликатор).

Перечисленные выше методы оценки мультипликаторов предполагают неизменность других экзогенных переменных, в том числе актуальных для российской экономики (цен на нефть, частных инвестиций, тарифного регулирования и т.д.), поэтому на практике используются более совершенные методы.

Здесь необходимо одно важное терминологическое замечание: при дальнейшем изложении под «фискальным мультипликатором» будем понимать отношение изменений фундаментальных переменных (реального ВВП, инвестиций, расходов населения, доходов бюджета и пр.) к изменению параметров фискальной политики (совокупных расходов, а также их структуры). В частности, как это принято в зарубежной литературе, будем оценивать воздействие изменения доли совокупных государственных расходов в ВВП на изменение темпов роста реального ВВП.

Далее представим оценки фискальных мультипликаторов на основе модели коррекции ошибок. Как известно, ECM-модель позволяет разделить кратко- и долгосрочные (коинтеграционные) взаимосвязи между переменными. В период с I кв. 2000 по III кв. 2013 г. нами была оценена следующая модель коррекции ошибок (7): AGDP, = -0,17(GDP,_i-0,02FIt_i-0,24Gt_i-0,89 Et_x ) + 0,40AGDPt + 0,06AGt + 0,22AEt + 0,02APt где GDPt - темпы роста ВВП в рыночных ценах, % к соответствующему периоду; FIt -темпы роста иностранных инвестиций в экономику России, % к соответствующему периоду; Gt - расходы консолидированного бюджета, % к ВВП (с очищенной сезонностью); Et - темп роста объемов экспорта товаров и услуг, % к соответствующему периоду; Pt - темпы роста мировых цен на нефть (Юралс), % к соответствующему периоду.

Как видно из уравнения (7), долгосрочный мультипликатор равен 0,24; а краткосрочный - 0,06, т.е. после исключения влияния внешнеэкономических факторов, оценка эффективности государственных расходов снизилась еще сильнее и в краткосрочном периоде находится на грани нулевой.

Логическим развитием моделей распределенных лагов и моделей коррекции ошибок является модель векторной авторегрессии. Так, в работе [3] была предложена модель VAR (8), в которой учтено взаимовлияние бюджетных переменных и ВВП:

Xt = A(L) Xt _1 + Ut, (8)

где Xt = [T, G, Y ]' - вектор переменных (государственных доходов, государственных расходов и ВВП); A(L) - полином с лаговым оператором; Ut = [uTt, uf, uj ] - вектор остатков.

При этом остатки U могут быть представлены в виде линейных комбинаций остатков других экзогенных переменных и соответствующих взаимно некоррелированных структурных шоков (ut):

T Y G T

ut = a1ut + a2ut + ut

uG = bu + ъ2uT + uG (9)

Y T G Y

u = eu + c2ut + U .

Получается так называемая структурная VAR-модель (SVAR). Из первого и второго уравнений системы (9) следует, что остатки уравнений государственных доходов и расходов зависят от остатков уравнения ВВП в этом же периоде, а также от структурных шоков этих величин.

В качестве исходных данных для SVAR-моделей, как правило, используются показатели системы национальных счетов, что позволяет обеспечить экономическую однородность моделируемых переменных. В работе [4] в качестве переменной государственных доходов (T) использован показатель налогов на производство за вычетом чистых трансфертов и субсидий, интерполированный с годов на кварталы пропорционально доходам расширенного бюджета. В качестве показателя государственных расходов (G) использовалась сумма расходов на конечное потребление и

валового накопления сектора государственного управления, интерполированных пропорционально расходам расширенного бюджета. В качестве экзогенной переменной в модель также были добавлены цены на нефть. Все показатели были приведены в реальное выражение с помощью дефлятора ВВП, сезонно сглажены (за исключением показателя цен на нефть) с помощью процедуры Census Х12 и представлены в натуральных логарифмах.

Результаты оценивания уравнений (8)-(9) за 2000-2007 гг. приведены ниже.

Оценки краткосрочных эффектов бюджетной политики

Коэффициент Оценка коэффициента

С1 0,032

С2 0,083

b2 -0,028

Коэффициент b2 отражает, на сколько изменятся реальные государственные расходы при изменении реальных доходов бюджета на 1%. Коэффициенты c и c2 - на сколько изменится реальный ВВП при изменении реальных государственных доходов и расходов на 1% соответственно.

Видно, что коэффициент c2 представляет краткосрочный фискальный мультипликатор, который оказывается очень близким к 0. Среднесрочный мультипликатор был рассчитан на основе функции импульсных откликов (impulse-response function). Мультипликатор государственных расходов рассчитывается как кумулятивный рост показателя ВВП в течение трех лет после увеличения государственных расходов по отношению к величине прироста государственных расходов. Для России этот показатель составил 0,6, т.е. при увеличении государственных расходов на 1% ВВП реальный ВВП по итогам трех лет увеличится на 0,6%.

В работе [5] на основе SVAR-модели оценены фискальные мультипликаторы по статьям бюджета в разрезе федерального и консолидированного бюджетов. Мультипликатор федеральных госрасходов в целом составил 0,47; консолидированных - 0,45. Мультипликатор государственного потребления составил 0,215, а расходов на оборону - 0,0.

Другим практичным методом оценивания фискальных мультипликаторов является двухшаговая процедура Перотти-Корсетти [6]. Метод по своей сути близок к оценке векторной авторегрессии, но позволяет проводить анализ для более коротких временных рядов, что весьма актуально при работе с российской экономической статистикой.

В данном методе оценивается «кумулятивный» мультипликатор (10), под которым понимается реакция выпуска в ответ на нециклическую компоненту госрасходов (фискальный шок) на момент времени N:

M = f M(t + j)/f 4 G(t + j) 1 (10)

j=0 j=0 IGDP(t + j)J

¿-0 р0 {ОБР(, +

измеряющий совокупное изменение физического объема ВВП в момент времени t+N в результате совокупного увеличения доли (непроцентных) госрасходов в ВВП на 1 проц. п., начиная с момента времени ,. N соответствует максимальному лагу воздействия фискального шока на выпуск.

Оценка проводится в два этапа. На первом шаге строится модель зависимости госрасходов от фундаментальных факторов:

Я, = ф(П,) + е,, (11)

где я, - доля госрасходов в ВВП; П, - набор информации, доступной на момент ,; е, - фискальный шок.

Поскольку при вычислении фискальных мультипликаторов главную роль играет только неожидаемая (несистематическая) компонента фискальной политики, на втором шаге строится уравнение, объясняющее реакцию выпуска на фискальные шоки:

Ау, = Ф(П, е,_1, е,_2,...), (12)

где Ау, - прирост выпуска на момент ,; П, - набор информации, доступной на момент ,; ем, 8,_2,... фискальные шоки предыдущих периодов. Здесь, как и в выражении (9), коэффициенты при ем, е,-2, ... представляют собой фискальные мультипликаторы.

Мы использовали процедуру Перотти-Корсетти для оценки фискальных мультипликаторов по статьям расходов региональных бюджетов Пермского Края и Та-

тарстана. Результаты сравнения мультипликаторов по регионам и по РФ в целом приведены в табл. 2.

Таблица 2

Фискальные мультипликаторы расширенного бюджета РФ, полученные с помощью двухшагового оценивания

Категория расходов Мультипликатор

Россия* Пермский край Республика Татарстан

Совокупные непроцентные расходы 0,13 0,26 0,33

Общегосударственные вопросы -0,76 0,22 -0,13

Национальная оборона, национальная

безопасность и правоохранительная

деятельность 0,29 0,25 0,27

Национальная экономика, ЖКХ, охрана

окружающей среды 0,55 0,58 0,43

Культура и социальная сфера 0,20 0,14 0,16

* Источник [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Приведенные значения фискального мультипликатора означают, на сколько процентов изменится величина реального ВВП (ВРП) при изменении той или иной категории расходов бюджета (России или региона) на 1% ВВП (ВРП).

Данные табл. 2 свидетельствуют, что изменение реального ВВП (ВРП) однона-правленно изменению той или иной категории расходов бюджета (при этом наиболее эффективным с точки зрения стимулирования экономики направлением расходования бюджетных средств является «Национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды» - именно для этой категории расходов бюджета значения фискального мультипликатора в России и регионах наибольшие). Исключение составляют расходы России и Республики Татарстан на общегосударственные вопросы, что связано с тем, что государственный сектор отвлекает на себя ресурсы, которые могли быть задействованы в других сферах экономики. Данный эффект также описан в работе Центра макроэкономических исследований Сбербанка России [7].

Как отмечено выше, простые способы расчета мультипликаторов не учитывают влияния на ВВП других экономических показателей, обратные влияния экономических показателей на бюджет, всевозможные взаимосвязи между экзогенными переменными. Поэтому для оценки фискальных мультипликаторов могут быть использованы большие эконометрические модели, описывающие взаимосвязи между всеми ключевыми секторами экономики [8, с. 417-418].

Для оценки фискальных мультипликаторов для России нами была взята за основу эконометрическая модель РФ, разработанная в ЗАО «Прогноз» в интересах МЭР России для целей среднесрочного прогнозирования [2]. Она включает в себя около 300 регрессионных и балансовых уравнений:

7, = ^(7, ,...,X,,...,Х_Т), (13)

где 7 - вектор моделируемых переменных в момент времени Х( - экзогенные переменные модели; т - лаги факторов. Динамика показателей в модели используется квартальная, общий период оценки коэффициентов с I кв. 2000 по III кв. 2013 г.

Мультипликатор оценен следующим образом (рис. 2): в одном из сценариев величина государственных расходов консолидированного бюджета увеличивается на 1% ВВП; затем с помощью модели (13) оценивается отклонение новых рассчитанных значений ВВП от значений по базовому сценарию.

% к соответствующему Валовой внутренний продукт

периоду прошлого года

-0,8 J

СО СО 1Л 1Л 1Л 1Л

о о О о О О о О О О О о О О

м м м м м м м м м м м м м м

и и и и и и и и и и и и и и

н > 1—1 Н Н > 1—1 Н н > 1—1 Н н >

% к соответствующему периоду прошлого года

Реальные располагаемые доходы населения

0,20 0,15 -0,10 -0,05 -0,00 -0,05 --0,10 --0,15 --0,20 -

Период

Рис. 2. Анализ чувствительности макроэкономических показателей РФ к изменению госрасходов на 1% ВВП: 0 шок (+); И шок (-)

При этом мы несколько расширили понятие социально-экономической эффективности, определив экономическую, бюджетную и социальную эффективность государственных расходов. В рамках первой оценивается влияние на ВВП, инвестиции, промышленное производство. В рамках бюджетной - на доходы бюджета, социальной - на занятость и доходы населения.

Как видно из результатов оценивания, влияние госрасходов на макроэкономические показатели неоднородно во времени. Влияние на номинальные показатели с течением времени накапливается, тогда как влияние на реальные показатели -краткосрочное: для индекса физического объема ВВП оно практически полностью локализуется в первом году, а для реальных располагаемых доходов населения постепенно ослабевает, начиная со второго года.

В табл. 3 также представлены оценки краткосрочных (за 1-й год) и среднесрочных (усредненных за 3 года) мультипликаторов.

Таблица 3

Мультипликаторы макропоказателей экономики России при изменении госрасходов консолидированного бюджета на 1% ВВП

Макропоказатели Мультипликаторы, %

за первый год средний за 3 года

Реальный валовой внутренний продукт, % к

соотв. периоду пред. года 0,63 0,25

Доходы бюджета, консолидированный

бюджет, млрд. руб. 0,33 0,42

Денежные доходы населения, млрд. руб. 0,10 0,27

Реальные располагаемые доходы, % к соотв.

периоду пред. года 0,09 0,12

Примечание. Представленные мультипликаторы означают, на сколько процентов изменится тот или иной макропоказатель при изменении госрасходов консолидированного бюджета на 1% ВВП в кратко- и среднесрочной перспективе.

Значение мультипликатора за первый год составило 0,63%, в среднесрочной перспективе - 0,25%. Таким образом, бюджетное стимулирование экономики оказывает достаточно сдержанный эффект во времени и должно подкрепляться и другими инструментами государственной политики. Тем не менее результаты оценивания с помощью традиционной эконометрической модели оказываются одними из самых высоких.

Эффективность госрасходов можно оценить и с помощью иного класса моделей, а именно с помощью модели межотраслевого баланса (МОБ) или модели «затраты-выпуск». Как известно, эти модели позволяют учесть взаимосвязи между видами экономической деятельности. На сегодняшний день они являются распространенным методом расчета различного рода мультипликативных эффектов.

К сожалению, последние официальные публикации межотраслевого баланса по России доступны лишь за 2003 г. В успешности данного подхода авторы убедились на личном опыте при оценивании социально-экономических эффектов в Программе форсированного индустриального развития Республики Казахстан [9].

В базовых моделях МОБ не отражаются эффекты вытеснения, потери конкурентоспособности и другие эффекты, связанные с деятельностью государства. Отчасти эти недостатки могут быть преодолены в СОЕ и ББОЕ-моделях, в которые встраиваются модели МОБ для описания взаимосвязей между отраслями реального сектора.

DSGE-модели представляют собой синтез теории нового кейнсианства и моделей реального бизнес-цикла (RBC) [10]. От новых кейнсианцев модели унаследовали такие элементы, как несовершенная конкуренция и номинальные жесткости; от RBC-моделей - акцент на технологических изменениях и аппарат теории рациональных ожиданий [11, с. 27-29]. Для справки можно привести оценки мультипликаторов для США, полученных с помощью DSGE-моделей, - их значения колеблются от 1,036 до 1,16 [12].

Подводя итоги, отметим, что в целом различные оценки фискальных мультипликаторов в РФ дают достаточно согласованные результаты того, что эффективность бюджетных расходов находится на невысоком уровне.

Назовем некоторые факторы низкой оценки фискальных мультипликаторов, помимо распространенного тезиса о неэффективности органов государственной власти в РФ и(или) неразвитости институтов.

Эффект импорта. Очевидно, что эффект прироста госрасходов делится на прирост внутреннего производства (с последующими мультиплицирующими эффектами) и рост импорта. На наш взгляд, эффективность бюджетной политики может быть повышена за счет ее сочетания с мерами по импортозамещению.

Эффект валютного курса. Фискальная политика будет малоэффективной в случае низкой конкурентоспособности отечественной экономики и фиксированного обменного курса. Соответственно эффективность фискальной политики может быть повышена за счет параллельной девальвации национальной валюты.

Эффект инфляции. Как говорилось выше, особенность распространенного на сегодняшний день подхода состоит в том, что оценивается влияние номинальных расходов бюджета на реальный ВВП. При невысокой инфляции в развитых странах такое оценивание может считаться приемлемым, однако в условиях отечественной экономики инфляция может занижать эффект бюджетного стимулирования.

Эффект вытеснения. Помимо того, что инфляция «съедает» эффект номинального увеличения госрасходов, она влияет на величину процентной ставки. Эффективность фискальной политики может быть повышена за счет ее комбинирования с денежно-кредитной политикой, направленной на снижение ставки процента.

Структура государственных расходов. Как показано выше (см. табл. 2), некоторые статьи бюджетных расходов вообще не оказывают какого-либо экономического эффекта. Таким образом, повышения эффективности госрасходов можно достичь, оставаясь в тех же бюджетных ограничениях, за счет изменения структуры расходов в пользу инновационных отраслей и отраслей с высокой добавленной стоимостью, расходов на развитие человеческого капитала, на стимулирование экспортно-ориентированных отраслей и импортозамещение.

Литература

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.

2. Электронный ресурс: http://www.prognoz.ru/platform/modeling

3. Blanchard O, Perotti R. An Empirical Characterization of the Dynamic Effects of Changes in Government Spending and Taxes on Output // National Bureau of Economic Research, Working Paper 7269,1999. http://www.nber.org/papers/w7269

4. Власов С А, Пономаренко АА. Роль бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса // Журнал Новой экономической Ассоциации. 2010. № 7.

5. Дробышевский С., Назаров П. Оценка бюджетного и налогового мультипликатора в Российской Федерации //М. : РАНХиГС, 2012.

6. Corsetti G, Meier A., Muller GJ. What Determines Government Spending Multipliers? // The Conference Global Dimensions of the Financial Crisis, the Federal Reserve Bank of New York, 2010.

7. Иванова Н, Каменских М. Эффективность госрасходов в России // Обзор центра макроэкономических исследований Сбербанка России. 2011. http://www. sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/Review_20110113.pdf

8. СаксД.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.

9. Завьялов АЮ, Шульц Д.Н. Методика оценки влияния инвестиционных проектов на региональную экономику (на примере Республики Казахстан) //Материалы Iмеждународной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки». М.: Институт Стратегических Исследований, 2011.

10. Столбов М. Современная макроэкономика: основные вызовы и возможные векторы изменений // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 3.

11. Фаджиоло Д., Ровентини А. О научном статусе экономической политики: повесть об альтернативных парадигмах //Вопросы экономки. 2009. № 6.

12. Sims E, Wolff J. The Output and Welfare Effects of Fiscal Shocks Over the Business Cycle //National Bureau of Economic Research, Working Paper 19749. http://www.nber.org/papers/w19749, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.