Научная статья на тему 'Фирменный стиль усадьбы Аигиных – новый, но исконно Русский бренд'

Фирменный стиль усадьбы Аигиных – новый, но исконно Русский бренд Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бренд / знак / символ / логотип / объект культурного наследия / памятник архитектуры / brand / sign / symbol / emblem / logo / an object of cultural heritage / monument of architecture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Татьяна Славкина

Статья посвящена формированию фирменного стиля объекта культурного наследия и его практическому использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Татьяна Славкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated corporate identity of a cultural heritage and its practical use.

Текст научной работы на тему «Фирменный стиль усадьбы Аигиных – новый, но исконно Русский бренд»

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ УСАДЬБЫ АИГИНЫХ - НОВЫЙ, НО ИСКОННО РУССКИЙ БРЕНД

Татьяна Славкина, пресс-секретарь Инвестиционной группы компаний ASG

АННОТАЦИЯ: статья посвящена формированию фирменного стиля объекта культурного наследия и его практическому использованию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бренд, знак, символ, логотип, объект культурного наследия, памятник архитектуры.

SUMMARY ABSTRACT: The article is dedicated corporate identity of a cultural heritage and its practical use.

KEY WORDS: brand, sign, symbol, emblem, logo, an object of cultural heritage, monument of architecture.

ИЛЛЮСТРАЦИИ ИВАНА БИЛИБИНА

Необходимость разработки уникального бренда объекта культурного наследия мы рассматривали в предыдущем номере журнала и пришли к выводу, что при построении бренда необходимо подходить к этому вопросу с позиций сохранения исторической аутентичности, используя исторически сложившиеся формы брендирования. Архивные данные дают исследователям достаточное количество материалов для изучения, посему их применения в современной интерпретации зачастую вполне достаточно для реализации маркетинговых задач проекта. Использование фактов истории места и символических знаков объекта - герба, монограмм владельцев, характерных архитектурных деталей - при разработке бренда объекта культурного наследия должно быть определяющим фактором, который к тому же является исторически апробиро-ванным[14].

При разработке бренда усадьбы В.П.Аигина в селе Талицы Пушкинского района, реставрируемой в рамках программы губернатора Московской области «Усадьбы Подмосковья», перед дизайнерами стояло несколько задач. Во-первых, отразить с помощью элементов фирменного стиля историю самой усадьбы, ее владельцев, показать наиболее важные семантические знаки, с ней связанные. Во-вторых, с помощью фирменного стиля передать основополагающие для бренда слова «традиции», «качество», «исконно русское», «старинное», «красивое», «величественное ».Источником

вдохновения стали старинные русские былины и сказки, а точнее - их насыщенное декоративное оформление. При этом изучению подверглись как аутентичные иллюстрации, сделанные художниками Х1-ХУП вв. века, так и относительно современные работы эпохи модерна - Ивана Билибина, Виктора Васнецова и других.

Название усадьбы ведет свое начало от имени первого владельца и основателя - Василия Аиги-на, богатого купца. Буква «А» - начальная буква его фамилии, а также первая буква алфавита стала основным элементом фирменного стиля. В старославянском алфавите она называлась «аз», обозначая местоимение «я». Истоки ее восходят к древнегреческой букве «альфа» (а). А а, в свою очередь, произошла от финикийского «Алеф». Согласно наиболее популярной версии, начертание алефа напоминает рисунок бычьей головы.

Символами древнеславянских азбук, как и символами греческого алфавита, обозначали числа. Так, буквой «азъ», сочетающейся с титлом, обозначалась цифра 1. Первая буква алфавита «азъ» является также символом начала (например, выражение «альфа и омега» — начало и конец), самого меньшего предела (например, «не знать ни аза», т.е. ничего не знать, или «умереть за единый аз») [2].

Поэтому витиеватая буква «А» в логотипе усадьбы Аигина отсылает к форзацам рукописных книг и летописей, где каждая страница начиналась с ярко украшенной литеры. В начале рукописи или главы, а иногда и абзаца, перед текстом делались декоративные заставки или сюжетные изображения, которые занимали всю ширину листа, а по высоте - до трети. Термин «красная строка» ведет свое происхождение отсюда: заголовки,

инициалы, заглавные буквы или буквицы писали красной краской.

Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила, так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне. «В малом количестве красное, про-

тивоположенное большей массе чёрного и тесно сопоставленное с ним, выигрывает в ценности и яркости, — писал швейцарский типограф Эмиль Рудер. — Оно, как точно заметил Аугусто Джа-кометти, «воскресенье в череде серых будней, праздник. С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала — миниатюры, переводимое как «рисованный минием». Пройдут столетия, прежде чем это слово станет обозначать любое живописное изображение малого размера и тонкой работы ...[4].

Именно поэтому в качестве фирменного цвета был выбран чистый и теплый оттенок алого, в качестве дополняющих оттенков - черный и золотистый с патиной. Выбор этот неслучаен: алый красный является классическим, исконно «русским» оттенком. Исследование истории и этимологии слов, обозначающих различные оттенки красного цвета в русском языке, позволяет также выявить историю формирования самого понятия «красный цвет», которое является неотъемлемой частью культуры русского народа, выработавшего, как показывает материал языка, особое отношение к этому цвету: ведь именно красный цвет издревле на Руси считался символом власти, здоровья, красоты, торжественности и всегда сопровождался дополнительными, чаще положительными, оценочными коннотациями. В первоначальном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа: долг платежом красен, ради красного словца, красная цена, красная рыба, красна девица, на миру и смерть красна[6].

Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.

ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

Связь красного цвета с огнём отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север, Сибирь); о «бабе в красном казане» (персонификация пожара; Русский Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр[10].

Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хо-зяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родильных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели. При этом этимология черного и красного цветов едина: от древнеиндийского «кг» (чернь - червлёный - красный) [1].

Возвращаясь к традициям оформления рукописей, стоит подробнее остановиться на оформлении буквиц - заглавных букв в начале текста. Инициал (буквица) — древнейший элемент оформления книги. Слово «инициал» происходит от латинского «тШаНз» — «начальный». Инициалы встречаются уже в древнейших греческих и латинских рукописях У-У1 вв. Постепенно изменяясь и развиваясь, они стали со временем одним из важнейших элементов украшения рукописи, неотделимым от ее содержания. И особенно ярко эта взаимосвязь инициала и текста про-

ФРАГМЕНТЫ ЛЕТОПИСЕЙ

явилась в русской рукописной книге. Инициалы могли быть выполнены красками любых цветов и их сочетанием. При украшении заглавных букв русских изографов больше всего привлекали рас-

ИЛЛЮСТРАЦИИ ИВАНА БИЛИБИНА

тительные мотивы. Широкие листья, плавно заворачиваясь, отмечали изгибы письменных знаков, а цветочные бутоны эффектно завершали буквенные петли [12].

В основу логотипа усадьбы Аигиных легло именно декоративное изображение «буквицы», но при этом оно было упрощено и стилизовано. Во-первых, для удобства использования на различных носителях (брендированные мелкие сувениры, полиграфия и т.д.), а во-вторых, важно

ЛОГОТИП УСАДЬБЫ АИГИНА И ПРОРАБОТКА ЗНАКА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТОВ

было отойти от «лубочности» образа и прямолинейного копирования.

Также в витках буквы «А» фирменного стиля усадьбы видятся не столько растительные мотивы, сколько герои былин и значимые культурные образы: жар-птицы, Сирина или Алконоста.

В качестве основных элементов фирменного стиля помимо прямого названия «Усадьба Аиги-ных» также были использованы эскиз главного

дома усадьбы, год начала строительства - 1861 и название села - Талицы. Все элементы выстроены в вертикальную ленту, фасад вписан в рамку из ажурных золотистых ветвей, словно в ограду витого забора.Снизу идет надпись места расположения и года строительства, который совпадает с годом отмены крепостного права. Эта композиция может быть выполнена в различных цветах: монохромных алом или черном, а также двухцветном - алый в сочетании с золотистым.

В качестве примера рассмотрим несколько вариантов применения фирменного стиля на основной полиграфической продукции. Бланк для писем должен быть выполнен на «состаренной» бумаге с водяным знаком, повторяющим логотип. По центру нижнего края расположен логотип Инвестиционной группы компаний АБС, под чертой приведены все контактные данные усадьбы. Сам ярко-алый логотип расположен в верхнем правом углу.

Те же элементы используются на фирменных конвертах, но в этом случае логотип смещается влево, так как необходимо пространство для исходящих реквизитов, адреса. На визитке логотип занимает около 40% всего объема и лишь ниже идут контакты персоналии. Это характерный прием для туристической инфраструктуры, где в первую очередь требуется запоминание бренда, а не личности, его обслуживающей.

Этот фирменный стиль уже нашел свое применение на практике: фирменная буква А деликатно выкована на воротах усадьбы, ведущих во внутренний двор между главным домом и флигелем. В конце ноября 2014 г. на объекте прошли осмотр экспертной комиссией Правительства Московской области, экскурсии для общественности и прессы. К этому времени были созданы фирменные визитки усадьбы, конверты нестандартной конфигурации, памятные открытки с акварельным видом усадьбы, папки и пакеты, а также удобные холщовые сумки. Папки помимо своего прямого функционального назначения также несут информационную нагрузку: на развороте в виде

КОВАНЫЕ ВОРОТА УСАДЬБЫ АИГИНЫХ

инфографики представлена история усадьбы, отдельные этапы реставрации, наиболее интересные факты ее строительства и восстановления. Все перечисленные материалы нашли большой спрос у гостей усадьбы и будут использоваться в дальнейшем. Планируется запуск целого ряда классической сувенирной продукции, такой, как

магниты, закладки, карандаши и т.д., создание отдельных предметов сезонного характера, например новогодних сувенирных шаров. Усадьба Аи-гиных стала признанным брендом Подмосковья, поэтому развитие этого туристического кластера напрямую связано с популяризацией данного фирменного стиля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - СПб., 2007.- 205 с.

2. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. -М., 1987. -95 с.

3. Василюк Ф.Е.Структура образа // Вопросы психологии. -1993. -№ 5. -С.45.

4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. -М., 1996. -416 с.

5. Голубь Л.А. Сквозные мотивы языковой картины мира. -М., 2007. - 165 с.

6. Кудрина А.В. Семантика цвета в разных культурах на примере анализа фразеологизмов с компонентом цветообозначения/ Сб. материалов науч. сессии по итогам выполнения науч.-исслед. работы на факультете ин. Яз. МПГУ за 2009-2010 г. -М.: Прометей, 2010. -С. 178.

7. Миронова Л. Н. Цветоведение. -Минск, 1984. -286 с.

8. Мишенькина Е.В. Национально-специфическая характеристика концепта «свет-цвет» в русской и английской лингвокуль-турной картине мира. -М., 2006. - 214 с.

9. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. -СПб., 2004. - 672 с.

10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. -М., 2000. - 624 с.

11. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. -М.,1984. -175 с.

12. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. - СПб., 2006. - 368 с.

13. Чернатони Л., МакДональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд. -М.: Юнити-Дана, 2006. -559 с.

14. Элвуд А. Основы брендинга. -М.: ФАИР-ПРЕСС,2003. -336 с.

БРЕНДИРОВАННАЯ ПОЛИГРАФИЯ И СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ (ПАКЕТ, ПАПКА, БЛАНКИ, ВИЗИТКИ, КОНВЕРТ, РУЧКА, ЧАЙНАЯ ПАРА, ОТКРЫТКА, НОВОГОДНИЙ ШАР)

ЧЯЯР ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА _ _ ^

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.