SCIENCE TIME
ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ
Пульман Анна Леонидовна, Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь E-mail: pulman1999@mail.ru Русинович Ирина Михайловна, Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь E-mail: rusinovich_ira@mail.ru Шишло Сергей Валерьевич, Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь E-mail: shmill@yandex.by
4 Аннотация. Данная статья посвящена вопросам маркетинга в
распределении товаров. Центральными проблемами являются выбор наиболее рациональных каналов товародвижения, определение уровня текущего и страхового запасов во всех элементах системы распределения предприятия, выбор посредников, снижение затрат на доведение продукции.
Ключевые слова: маркетинг, торговля, фирма, реализация, ассортимент.
процессе оптовой и розничном торговли важнейшей функцией продавца является изучение спроса на товары и пожеланий покупателей, направленных на повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Получаемая в процессе этого информация доходит до непосредственных производителей и используется ими для разработки и реализации товарной политики. Однако достаточно часто, минуя различные звенья каналов распределения, эта информация поступает производителю с опозданием. Многие производители в целях расширения сбыта и более оперативного и гибкого изучения спроса на выпускаемые товары создают сеть фирменных магазинов.
В настоящее время многие предприятия, производящие товары народного потребления, имеют фирменные магазины.
Фирменный магазин представляет собой розничное торговое предприятие, учредителем которого является производитель, чьи товары преимущественно и предлагает покупателям данного магазина. Фирменный магазин, как правило, создается в качестве юридического лица и ведет отдельную от учредителей финансово-хозяйственную деятельность. При этом такой магазин рассматривается в качестве составной части розничной торговой сети
I
SCIENCE TIME
I
определенного региона и действует в условиях конкуренции с другими торговыми предприятиями. Возможно открытие фирменного магазина на правах структурного подразделения предприятия учредителя. В фирменных магазинах должен быть обеспечен отдельный от производства учет финансово-хозяйственных операций, связанных с торговой деятельностью. Известные товаропроизводители могут открывать фирменные секций в крупных магазинах. В связи с данными обстоятельствами фирменную торговлю сложно отнести либо к прямому, либо к косвенному сбыту.
Основными задачами фирменной торговли являются:
- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания населения, реализация в широком ассортименте продукции, в том числе комплектующих изделий, произведенной учредителями фирменных торговых предприятий, а также сопутствующих товаров, внедрение прогрессивных форм и методов организации торговли;
- изучение покупательского спроса, подготовка предложений отечественным товаропроизводителям по обновлению ассортимента выпускаемых ими товаров, улучшению качества и повышению их конкурентоспособности;
- организация предпродажной подготовки товаров, доставки их покупателям, сборки и установки, гарантийного и послегарантийного обслуживания, оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения;
Важным средством изучения спроса для фирменных магазинов должны быть специально проводимые мероприятия: выставки-продажи, покупательские конференции, демонстрация изделий, продажи с участием представителей производителя товара. В процессе подготовки данных мероприятий разрабатываются тексты рекламных объявлений, передаваемых по радио, телевидению, публикуемых в газетах; готовятся рекламные щиты, информирующие о месте и времени проведения мероприятия; все новые товары сопровождаются полной технической информацией; для демонстрации изделий легкой промышленности подбираются эффектные модели.
Большое внимание следует уделять и внутримагазинной информации. Эффективным средством изучения спроса на товары является пробная продажа, которая должна дать ответ на следующие практические вопросы: необходим ли данный товар потребителю; каков возможный объем его продаж, а, следовательно, каким должен быть объем производства; каковы должны быть оптимальные размеры фасовки и требования к упаковке; что необходимо сделать для успешного продвижения товара на рынок. В процессе проведения пробной продажи уточняются цены с учетом спроса и требования покупателей к качеству товара.
Выполняя основную функцию фирменной торговли, т.е. оперативное изучение покупательского спроса и доведение полученных результатов до производителей, любой фирменный магазин осуществляет те же торгово-технологические операции, что и обычный магазин, т.е. сама организация
48
*
I
SCIENCE TIME
I
торгового процесса в фирменном магазине не имеет существенных отличительных особенностей.
Литература:
1. Веллхофф А. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / А. Веллхофф, Ж.Э. Массон. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2004. - 280 с.
2. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля: Настольная книга руководителя, главбуха и юриста / Д.Л. Щур. - М.: Дело и Сервис, 1999. - 304 с.
3. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: учеб. пособие / Е.А. Смирнова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 120 с.
49
*