Научная статья на тему 'Финансы в жилищно-коммунальном хозяйстве: финансово-правовой аспект'

Финансы в жилищно-коммунальном хозяйстве: финансово-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОТРАСЛЕВЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / FINANCE SECTORAL STRUCTURE / FINANCE LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыренжапов Чингис Дымбрылович

Предлагается собственное видение основных направлений совершенствования финансово-правовых механизмов в сфере правового регулирования финансов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author suggests focusing attention on interpretation of finance law instruments of organization and function of national economy sectors. The sectoral structure of finance is significant as well as territorial. He has his own view of the problem of finance Law instruments development in finance regulation in housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Финансы в жилищно-коммунальном хозяйстве: финансово-правовой аспект»

■ ■

60

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

УДК 336.61

Ч. Д. Цыренжапов

ФИНАНСЫ В ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Предлагается собственное видение основных направлений совершенствования финансовоправовых механизмов в сфере правового регулирования финансов вжилищно-коммунальном хозяйстве.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; отраслевые финансы; финансовое право.

Финансовые отношения и их правовая форма тесно связаны с общественными отношениями, возникающими в различных отраслях национального хозяйства. Рассмотрение финансов в отраслевом разрезе имеет важное значение для уяснения их сущности, развития финансовой системы и всей экономики страны. Отраслевая структура финансов не менее важна, чем их территориальная структура. Они взаимодополняют друг друга.

Финансы, обращаясь в конкретной отрасли экономики, направлены на решение отраслевых задач, обретают специфические качества, генерируют особые финансовые институты. Несомненно, что финансы в отраслях материального производства проявляют себя несколько иначе, чем финансы в отраслях социально-культурной ориентации. К примеру, в одном случае преобладают методы финансирования через конкурсные процедуры, бюджетные кредиты и инвестиции, в другом случае - методы финансирования с помощью социальных стандартов и нормативов.

По нашему мнению, вопросы региональных (местных) финансов и их правового регулирования находятся в более привилегированном положении, чем проблематика правового обеспечения

отраслевых финансов, если брать во внимание содержание финансового законодательства, постулаты финансово-правовой теории и предметы современных финансово-правовых исследований. Наука финансового права в настоящее время очень слабо занимается осмыслением и настройкой финансово-правовых механизмов организации и функционирования отраслей национального хозяйства. Это касается и общих вопросов финансов отраслей национального хозяйства и особенностей доходно-расходных финансовых отношений в этих отраслях.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее по тексту ЖКХ) - это отрасль национального хозяйства, включающая в себя жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство. Российское государство существенную долю своих финансовых ресурсов тратит на жилищнокоммунальное хозяйство. Эта отрасль национального хозяйства сегодня находится на этапе преобразования. Масштаб имеющихся в отрасли проблем огромен: коррупция, управленческие механизмы не настроены и затратны, кадры не готовы работать в новых условиях, объемы привлекаемых инвестиций недостаточны и др. Наиболее острая проблема - высокая степень изношенности основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (по официальным данным, более 60 %). При этом особую обеспокоенность вызывает то, что доля этих фондов составляет более 25 % от общего объёма основных фондов российской экономики. В таких обстоятельствах государство вынуждено искать новые подходы к своему участию в «судьбе» ЖКХ, в том числе через финансовые механизмы. Масштаб необходимых финансовых ресурсов впечатляет: по оценкам специалистов, только для модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства -порядка 4,5-5,0 трлн. руб., а по данным Росстроя, величина необходимых средств для качественного изменения состояния ЖКХ России сопоставима с национальным бюджетом — около 8 трлн. руб. Механизмы частно-государственного партнерства, приоритетный национальный проект «Жилье», федеральная целевая программа «Жилище», концессионные соглашения, «монетизация» льгот по жилищно-коммунальным услугам и т.п. - все это сложные по своей структуре и содержанию действия государства по обеспечению правильной работы своих финансов в ЖКХ, увеличению эффективности вкладываемых в отрасль денежных средств.

Указанные подходы к финансам в ЖКХ являются достаточным условием для формирования целого комплекса правовых средств, сочетающих в себе черты разных отраслей российского права.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ №2, 2011

Дело в том, что эффективность правового регулирования доходно-расходных отношений в ЖКХ зависит во многом от обеспечения согласованности финансового законодательства и других отраслей отечественного законодательства, влияющих на финансовую деятельность публично-правовых образований в ЖКХ. В особенности, это касается вопросов гармонизации финансового законодательства и административного, гражданского, жилищного законодательства. Финансы в ЖКХ создают финансовые условия для реализации конституционного права каждого на жилище, их результативность определяется во многом плодотворной работой исполнительно-распорядительных органов публичного управления. Финансы в ЖКХ - это область финансовых отношений, где публичные денежные фонды очень тесно соприкасаются с частными денежными фондами. Отсюда, правовая форма финансовых отношений в ЖКХ представляет собой переплетение публично-правовых и частно-правовых конструкций с явным преобладанием финансово-правовых регуляторов.

Обратим внимание, что преобладающая часть (по разным оценкам, 80-90%) расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов РФ. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с формированием благоприятных условий проживания населения и жизнеобеспечением человека. Известно, что основными статьями местных расходов являются расходы на ЖКХ, образование, здравоохранение и спорт. Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в территориях и в основном являются собственностью муниципальных образований и регионов. Значительная доля жилого фонда имеет форму муниципальной собственности. Огромные денежные средства из федерального бюджета и других федеральных источников направляются ежегодно на решение проблем в ЖКХ, но практически все эти финансовые потоки идут через региональные и местные бюджеты, образуя для этих бюджетов ощутимую долю доходной части. Средства Инвестиционного фонда РФ и Фонда содействия реформированию ЖКХ тратятся не на абстрактное ЖКХ, а на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и жилого фонда конкретных городов и поселений России. В этой связи можно утверждать, что жилищно-коммунальное хозяйство страны -это жилищно-коммунальное хозяйство регионов и муниципальных образований.

Считаем, что финансы в жилищно-

коммунальном хозяйстве включают в себя несколько групп финансовых отношений:

1. Отношения по поводу мобилизации средств централизованных финансовых фондов государства в системе ЖКХ;

2. Отношения по поводу распределения и использования средств централизованных финансовых фондов государства в целях функционирования и развития ЖКХ;

3. Отношения по поводу мобилизации, распределения и использования децентрализованных финансовых фондов государства в системе ЖКХ.

Для доходов и расходов централизованных и децентрализованных денежных фондов государства в ЖКХ, безусловно, благоприятен финансово-правовой режим. Вместе с тем правовая характеристика финансовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве основана на юридических признаках в целом доходов и расходов государства и на управленческих, организационных, финансовых, правовых и иных принципах функционирования соответствующей отрасли национального хозяйства. Государство в ЖКХ выступает одновременно властвующим субъектом и собственником жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры. Сочетая в себе эти качества, государство осуществляет функции по публичному финансированию и функции по содержанию своей собственности. Зачастую юридические механизмы осуществления этих функций не согласованы.

На наш взгляд, основными направлениями совершенствования финансово-правовых механизмов в сфере правового регулирования финансов в жилищно-коммунальном хозяйстве могут быть:

- улучшение финансово-правового регулирования системы государственной поддержки инвестиционных проектов в ЖКХ;

- укрепление финансовой дисциплины и развитие специализированных инструментов финансового контроля в ЖКХ;

- разработка финансово-правовых аспектов тарифообразования, ценообразования в ЖКХ;

- создание и финансово-правовой режим публичных финансовых фондов, предназначенных для модернизации ЖКХ;

- развитие правовых механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций, направляемых в проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры;

- повышение качества юридической регламентации отношений в области предоставления социальной поддержки по оплате жилищного помещения и коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.