Научная статья на тему 'Финансы корпораций в условиях глобализации'

Финансы корпораций в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы корпораций в условиях глобализации»

Финансовая политика

финансы корпораций в условиях глобализации

в.в. глущенко,

доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит»

Московский экономико-финансовый институт

Россия находится в состоянии социально-экономической модернизации, однако наблюдаемые при этом тенденции достаточно тревожны: наблюдается снижение доли нашего государства во всех компонентах, характеризующих его международное значение (по сравнению с началом прошлого века сократились: территория, доля населения, доля в промышленном производстве и т. п.) [1].

Наибольшую роль в современной глобализации и социально-экономическом развитии государств играет корпоративная форма ведения бизнеса, на долю которой приходится около 80 % производимых товаров и услуг. Все большее значение приобретают транснациональные корпорации. ООН признает транснациональной корпорацией (далее — просто корпорация) хозяйствующий субъект, имеющий годовой оборот не менее 100 млн долл. США и отделения не менее чем в 6 странах мира.

В модернизации России важную роль играют финансово-промышленные группы и холдинги. Финансы холдинга — это замкнутые перераспределительные отношения в денежной форме между юридическими лицами — дочерними предприятиями холдинга, осуществляющими различные виды деятельности на различных секторах рынков (товарных и услуг) в течение относительно короткого календарного периода времени, а также взаимоотношения холдинга с бюджетами различных уровней, инвестиционная и эмиссионная их деятельность.

Финансы финансово-промышленной группы — это замкнутые перераспределительные отношения юридических лиц (предприятий) — участников этой группы с ярко выраженными вертикальной иерархической и временной составляющей, ориентированной на обеспечение гармоничного и бесконфликтного процесса разработки, производства, эксплуатации и утилизации высокотехнологичных

товаров, и имеющие своей целью получить максимальную прибыль (или доход) за период времени, сравнимый с жизненным циклом высокотехнологичного товара, а также взаимоотношения с бюджетами различных уровней, внебюджетными фондами, инвестиционная и эмиссионная деятельность [2].

Глобализация — это исторический, естественный и объективный процесс поступательной интеграции экономики, социально-политической и духовно-культурной сфер общественной жизни на нашей планете, обусловленный прогрессом производительных сил, техники, информационных технологий и закономерностями обобществления производства и труда. Представляется, объективная составляющая глобализации состоит в том, что резко возросли темпы научно-технического прогресса (ускоряются приблизительно вдвое каждые пять лет). В этой ситуации для дальнейшего технического прогресса, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг требуется все большая концентрация ресурсов (финансовых, интеллектуальных, технологических). Это одновременно требует все большей концентрации ресурсов, усиливает международную специализацию и разделение труда. Назовем это предположение гипотезой о повышении ресурсоемкости инновационной деятельности как одной из объективных причин глобализации [3].

Социально-экономическое развитие — это процесс расширенного воспроизводства экономического базиса и населения государства посредством постановки и реализации совокупности целей с учетом путей их достижения, источников финансовых ресурсов и объектов социальных инвестиций. Социально-экономическое положение государства тесно связано с его геополитическим положением: страны с расширенным воспроиз-

водством (в том числе населения) укрепляют его, а с сужающимся — ухудшают. В настоящее время известно достаточно много фактов, позволяющих признать корпорации субъектами — активной стороной управления воспроизводственным процессом и социально-экономическим развитием государства.

Можно утверждать, что корпорации влияют не только на экономическую эффективность, но и риски экономической деятельности, суверенитет государства. При этом специфика современного этапа глобализации состоит в том, что на первый план выходят геополитический и политические риски, а риски, ранее считавшиеся фундаментальными (т. е. неуправляемыми), становятся чувствительными к промышленной политике государств и деятельности корпоративного сектора.

Понимание и использование в государственной промышленной политике природы фирмы и специфики финансов современных корпораций играют большую роль в организации процессов социально-экономического развития в условиях глобализации.

Длительное время корпорации рассматривались как монополии, или в соответствии с точкой зрения Рональда Коуза считалось, что в основе объединения подразделений в единую фирму лежит сравнительная экономия трансакционных издержек [4]. Длительное время корпорации исследовались с точки зрения выполняемых ими функций.

Вместе с тем возможен и другой подход, а именно анализ с точки зрения выполняемых корпорациями ролей. Думается, что такой подход позволяет выявить структуру направлений воздействия и оценить эффективность корпораций как субъектов управления социально-экономическим развитием в условиях современной глобализации.

С точки зрения теории систем можно утверждать, что подразделение включается в состав фирмы, если это позволяет: повысить целевую эффективность, снизить издержки или риски, повысить ликвидность, сократить производственный или финансовый цикл вновь образованной структуры [3]. Поэтому возможно определение корпораций на основе выполняемых им ролей: «Корпорации — это сложные организационно-производственные системы, выполняющие роли по глобализации экономики, интеграции предпринимательства и управления, дифференциации и децентрализации управления, развитию инноваций, продвижению товаров и услуг, расширению или сужению гео-

политического жизненного пространства нации, расширенному или сужающемуся воспроизводству различных этно-религиозных групп населения, определению социальной структуры общества, ролей по концентрации капитала, интеграции фиктивного и реального капитала, извлечению прибыли, оптимизации межотраслевого (холдинги) и отраслевого (ФПГ) распределения капитала».

Известно достаточно большое число видов кор -пораций: синдикаты, тресты, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, интегрированные бизнес-группы, стратегические альянсы и др. Вид корпораций оказывает влияние на их финансы, и в частности на их участие в рынке ценных бумаг.

В рамках системного и ролевого подходов финансами корпорации предлагается назвать:

во-первых, перераспределительные отношения между корпорацией и ее внешними контрагентами с использованием влияния масштабов и внутренних технологий деятельности на ценовой механизм этих отношений;

во-вторых, замкнутые перераспределительные денежные отношения между входящими в состав корпорации структурными подразделениями (чаще всего самостоятельными юридическими лицами с функциональной или финансовой специализацией) в целях: повышения доходности; снижения затрат времени и денежных средств; снижения рисков деятельности и повышения ликвидности совокупности предприятий корпорации как единого целого, а также денежные отношения этой совокупности с бюджетами стран базирования отдельных предприятий (элементов) корпорации, ее инвестиционную деятельность и участие в работе глобальных и национальных финансовых рынков.

Такое определение обращает внимание на то, что некоторые корпоративные формы организации бизнеса, в частности синдикаты, картели и виртуальные корпорации, позволяют организовать перераспределительные денежные отношения не только внутри корпорации, но и с ее внешними контрагентами (поставщиками или потребителями) за счет повышения степени монополизации деятельности, превращения рынков чистой конкуренции в олигополистические и влияния на этой основе на уровень закупочных цен и цен реализации. На уровне финансов таких корпораций, как синдикаты, это проявляется: либо в снижении цен на комплектующие и материалы; либо в повышении цены реализации продукции внешним потре-

бителям. Другие корпоративные формы (тресты, концерны, стратегические альянсы) позволяют унифицировать исследовательские, опытно-конструкторские и производственные процессы при выпуске сходной продукции и тем самым снизить издержки этих работ, а следовательно, снизить затраты на саму продукцию, расширяет возможность ценовой конкурентоспособности.

Эти перераспределительные процессы, возникающие в результате: рыночного поведения синдикатов, картелей, виртуальных корпораций; унификации технологий деятельности трестов, концернов, стратегических альянсов — позволяют получать сверхдоходы или снизить издержки и на этой основе получать сверхприбыль. Сверхприбыль в свою очередь стимулирует дальнейшую концентрацию капитала корпораций, в частности в целях обеспечения неценовой конкурентоспособности продукции.

Поскольку в настоящее время работает свыше 1 тыс. корпораций, имеющих годовой оборот свыше 1 млрд долл. и соответствующую прибыль, то их влияние и вклад в финансирование инновационной, инвестиционной деятельности, социально-экономического и политического развития стран базирования и международных экономических отношений трудно переоценить.

Что касается ценных бумаг: ^ то корпорации наряду с государствами выступают как эмитенты и инвесторы в значительной степени на международном рынке ценных бумаг (оперируя евроакциями, еврооблигациями), что придает финансовым перераспределительным процессам международный характер;

^ участвуют в работе международных фондовых бирж как эмитенты прошедших листинг (допущенных к торговле) ценных бумаг, что позволяет признать их субъектами в процессе международной концентрации капитала и одновременно повышает их ликвидность; ^ акции больше используются финансово-промышленными группами (ФПГ), холдингами, создаваемыми чаще всего в форме открытых акционерных обществ, а другие виды ценных бумаг могут быть использованы корпоративными объединениями всех видов. В этой связи представляется возможным расширительное толкование «гипотезы финансовой нестабильности» с распространением его на финансовую деятельность корпораций. Следует признать, что финансы корпораций могут оказывать не

только благоприятное, но и отрицательное воздействие не только на финансовые рынки (выступая в качестве «быков» или «медведей» на глобальном рынке), но и социально-экономическое развитие регионов и отдельных государств, а следовательно, политические и геополитические риски деятельности и существования этих государств, а также то, что в процессе деятельности корпораций финансовые и валютные риски становятся еще более тесно связаны с политическими и глобальными геополитическим рисками.

Возможность отрицательного влияния на финансовые рынки, политические и геополитические риски отдельных государств тесно связаны с миссией корпорации, ее организационной культурой.

Миссия корпорации влияет на ее экономическую эффективность и возможность использования определенных видов ценных бумаг. Коммерческие корпорации имеют миссией удовлетворение потребностей, а целью — извлечение прибыли или максимизацию акционерной стоимости. Коммерческая направленность может позволять акционерам надеяться на большие дивиденды и рост курсовой стоимости акций. Социальные корпорации имеют своей миссией решение социальных проблем региона базирования, например таких как обеспечение занятости. Экологические корпорации имеют своей миссией создание благоприятных экологических условий жизни, например вывоз и утилизацию мусора. Стратегические корпорации имеют своей целью обеспечение безопасности, в том числе продовольственной, государства, например само обеспечение продуктами и товарами. Их деятельность по определению менее доходна, чем деятельность коммерческих корпораций, что может влиять на привлекательность для инвесторов их ценных бумаг.

Корпорации играют решающую роль в формировании рынка научно-технических кадров, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), применении технологических знаний в глобальном масштабе. Так, 400 крупнейших ТНК потратили на НИОКР в 1992 — 1993 гг.. 173 млрд долл. (23 % мирового уровня) [5].

Лидерами в разработках новейших технологий в производстве, управлении являются в настоящее время транснациональные корпорации США и Великобритании. ТНК других стран размещаются на нижних этажах технологической пирамиды. Компании, находящиеся на втором уровне, производят уже реализуемые технологии, основанные

на новых технологических принципах. Третий, четвертый и пятый уровни технологической пирамиды образуют производители продукции, в той или иной степени использующие разработанные на втором уровне «ноу-хау». Эти уровни плавно переходят друг в друга по мере упрощения производимых товаров. От уникальных потребительских товаров, сложного технологического оборудования и высококвалифицированных услуг, поступающих на открытый рынок, но позволяющих производителю полностью контролировать его, переходят к менее сложным продуктам на четвертом уровне. На последнем, пятом, уровне производятся однородные «биржевые» товары, обычно сырьевые или продукция после первого передела. Естественно, что монополизация производства и сбыта убывает от уровня к уровню, снижается при этом и величина прибыли, и эффективность бизнеса. Известно, что ТНК индустриально развитых стран стараются размещать производство четвертого и пятого уровней на территории развивающихся стран, где есть возможность наложить на дешевый труд высокие технологии. Наукоемкие отрасли (электроника, самолетостроение и т. д.) развиваются в индустриально развитых странах, нередко именно в США.

Во-вторых, ТНК определяющим образом влияют на международное распределение труда. При этом 500 крупнейших корпораций реализуют 80 % продукции электроники, 76 % продукции машиностроения, 95 % продукции фармацевтики [5].

Представляется возможным утверждать, что без развития корпораций, специализирующихся в области высоких технологий, нет экономической и социальной основы для развития среднего и малого бизнеса. Взаимодействие корпораций и малого и среднего бизнеса развивается по двум направлениям: во-первых, производственные потребности высокотехнологичных корпораций (например, в Японии) создают спрос на деятельность небольших инновационных фирм; во-вторых, заработная плата высокооплачиваемого персонала этих корпораций создают экономическую основу для спроса на услуги и товары малого и среднего бизнеса [6].

Можно говорить и о том, что уровень инно-вативности деятельности корпорации влияет на источники существования населения страны базирования. Поэтому можно выдвинуть гипотезу о том, что доля заработной платы в валовом внутреннем продукте (ВВП) государства является возрастающей функцией уровня инновативности экономики (доли инновационной продукции в ВВП), т. е. чем выше уровень инновативности — тем выше уровень

и доля заработной платы. Эта гипотеза подтверждается статистическими данными: в развитых странах доля заработной платы равна 70 — 80 %, в советский период она была равна 40 %, а в процессе деиндустриализации России в последние годы она снизилась до 20 — 25 %. При этом доля занятых неквалифицированным низкооплачиваемым трудом выросла в 3 раза, численность ранее проживавшего населения (преимущественно занятого ранее в высокотехнологичном производстве) сокращается, одновременно наблюдается приток мигрантов, занятых трудом низкой квалификации. Это повышает риск дестабилизации этно-религиозных отношений в государстве, увеличивает геополитический риск распада государства. Должно учитываться, что наличие устойчивых источников существования, повышение уровня заработной платы (в современной России около 95 % доходов населения — это заработная плата) создает необходимые экономические предпосылки для расширенного демографического воспроизводства. Поэтому перенос производства в другие страны или сворачивание производства (как это сейчас происходит в России) приводит к повышению риска геополитической дестабилизации государства, ухудшению демографических тенденций [6].

В-третьих, можно утверждать, что корпорации, являясь одновременно элементом мировой экономики и элементом экономики конкретного государства, «столбят», закрепляют участие государства в международном разделении труда. Государства, не имеющие высокотехнологичных компаний, обречены испытывать внешнее военное давление (особенно с учетом низкой плотности населения), скатиться на обочину мирового технологического прогресса и быть поставщиками сырья и дешевых трудовых ресурсов. Снижение иерархического уровня в технологической «табели о рангах» приводит к зависимости от более развитых государств и тем самым понижает уровень суверенитета государства в условиях современной глобализации. Это выражается, в частности, в том, что в Международном валютном фонде (МВФ) число голосов государства определяется его экономической мощью [7]. Таким образом, корпорации выступают как субъекты управления геополитическим риском государства, а следовательно, и финансовыми рисками [8].

В-четвертых, анализ состава корпораций позволяет заключить, что они являются организационным средством снижения политического и геополитического риска посредством межотраслевой диверсификации видов рыночной

деятельности. Как известно, диверсификация — это распределение текущей деятельности между технологически не связанными объектами. Это повышает устойчивость корпоративной структуры при изменении рыночной конъюнктуры. Таким образом, повышается устойчивость экономического базиса национальной экономики — материального источника формирования доходов бюджета (в России налоговые доходы бюджета составляют около 85 %) и доходов населения, формируемых за счет бюджетного перераспределения.

В-пятых, это роль по генерации новых структур управления и совершенствования организационной культуры. Эта роль присуща компаниям, создающим новые технологические принципы. Для них характерны не только инновации в производстве, но и инновации в управлении. На основе этих инноваций и новых принципов управления формируются технико-технологические и поведенческие стандарты, которые дают высокие конкурентные преимущества тем, кто их формирует. Это делает национальную экономику привлекательной и динамичной, положительно влияет на экономику и имидж государства.

В-шестых, это роль корпораций по обеспечению финансовой результативности и «прозрачности» компании. Важнейшим элементом корпоративного управления считается система отчетности перед акционерами менеджеров, осуществляющих руководство компанией. Отмечается, что инвесторы не будут готовы вкладывать значительные средства в компанию, в которой нет эффективной и стабильной системы управления и контроля деятельности. В корпоративном управлении термин «контроль» означает ответственность менеджеров компании перед акционерами за эффективность финансово-хозяйственной деятельности и использование активов. Этого достигают путем повышения эффективности инвестиционного капитала при его целевом использовании на наиболее перспективных направлениях.

Можно утверждать, что финансовая результативность и «прозрачность» компании способны порождать такие же тенденции в государстве, снижать уровень коррупции и повышать социальную ответственность не только корпорации, но и государства.

Устойчивое социально-экономическое развитие государства невозможно без регулярного и соответствующего потребностям национальной экономики и социальной сферы потока инвестиций.

Инвестиции определяют как затраты денежных средств, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение. В наиболее общей формулировке инвестиции — это вложение временно свободных денежных средств в различные формы финансового и материального богатства в целях получения прибыли. Инвестиции делят на реальные и финансовые [9]. Реальные инвестиции — капитальные вложения в производственный основной капитал, в объекты хозяйственной деятельности (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий и т. п.). Они наиболее важны с социально-экономической точки зрения, так как именно в результате реальных инвестиций создаются новые рабочие места, увеличивается валовой внутренний продукт государства и др.

Инвесторы в качестве критериев для оценки целесообразности и эффективности инвестиций рассматривают: безопасность вложений, доходность вложений, рост вложений, ликвидность вложений [10].

До недавнего времени при принятии решений относительно инвестирования исследовались специфические риски инвестиционного проекта. Риски «форс-мажорных» обстоятельств, связанные с данным государством (страновые риски). Такие риски (риски «форс-мажорных» обстоятельств) оценивались предварительно, отдельно от оценки специфических рисков и рассматривались как своеобразный «фон» для принятия инвестиционного решения, непосредственно в процедуре принятия инвестиционного решения не участвуя. Концентрация капитала в корпоративном секторе в процессе глобализации создает предпосылки управления геополитическим риском, который имеет стратегический характер.

Мировая статистика показывает, что наиболее привлекательными для инвестиций являются высокоразвитые страны, входящие в социально-экономический клуб — «золотой миллиард» и геополитический клуб — «восьмерку». В средине 1990-х гг. 80 % инвестиций — это взаимные инвестиции между наиболее развитыми странами. При этом наиболее экономически развитые страны имеют развитые системы защиты геополитических интересов [5]. Видимо, такое направление потока инвестиций может быть объяснено тем, что корпорации этих стран занимают верхние строчки в технологической иерархии, способствуют отстаиванию как своих корпоративных, так и государственных интересов — обеспечивают суверенитет государства.

Инвесторы стремятся избегать инвестиций в страны со сниженным уровнем суверенитета государства, который приводит к реализации политического риска в социально-экономической и инвестиционной сферах. Поэтому риск снижения уровня суверенитета государства может быть признан центральным звеном в оценке геополитического риска инвестиционной деятельности в условиях глобализации [3].

Ключевым понятием, связанным с понятием геополитического риска инвестиционной деятельности, можно признать понятие суверенитета. Представляется возможным выделить суверенитет идеологический, политический, экономический, правовой, технологический, продовольственный, культурный и др.

Путем опросов бизнесменов было установлено, что они согласны инвестировать в Россию только при большем уровне дохода. Это объясняется низким уровнем рыночной свободы, высоким уровнем налогообложения и коррупции. При этом имеет место изменение оценки значимости (динамизм) факторов, влияющих на эффективность деятельности предпринимателей, что может являться дополнительным источником риска [11]. Такие оценки могут рассматриваться как свидетельство того, что бизнес признает деятельность в современной России достаточно рискованной и избегает инвестиций. В настоящее время не наблюдается даже необходимых восстановительных инвестиций в такие структурные элементы воспроизводственного процесса, как средства и технологии производства, труд [12]. Это повышает геополитический риск России. В такой ситуации необходимо совершенствование институциональной системы поддержки инновационной и инвестиционной деятельности в государстве и повышение эффективности стратегического управления инновационной деятельностью на уровне корпораций [13]. Нужно учитывать, что творческий потенциал нации наиболее полно реализуется, ее благосостояние обеспечивается при инновационной модели развития государства. Такая модель подразумевает, что при проведении государственной экономической и корпоративной политики делается упор на опережающее другие страны и корпорации совершенствование товаров, технологий и др. Это позволяет извлекать сверхприбыли в производственной деятельности, создает стимулы для развития рынка ценных бумаг.

Доминирование финансов корпораций и глобализация в мировой и национальных финансо-

вых системах обострили дискуссию относительно социальной ответственности корпораций. Вопрос социальной ответственности корпораций особенно актуален в России. Это объясняется изменениями парадигм социального, делового и финансового управления, несовершенством законодательства, переходными процессами в социальной структуре общества, негативными тенденциями в социально-экономическом развитии.

Предпосылки и элементы теории социальной ответственности бизнеса возникают в развитых странах еще в 1960-х гг. В то время в развитых странах обвиняют систему американского маркетинга в нанесении вреда потребителям за счет: высоких цен; использования приемов введения в заблуждение; использования методов навязывания товаров; продажи недоброкачественных или небезопасных в обращении товаров; использования практики запланированного устаревания товаров; низкого уровня обслуживания обездоленных потребителей. Многие фирмы, как утверждают критики, используя маркетинг, попирают права других фирм. Речь идет о трех проблемах: о слияниях, сужающих конкуренцию; об искусственных барьерах для выхода на рынок новых фирм; о хищнической конкуренции, направленной на уничтожение конкурента и конкурентной среды.

Поскольку при маркетинговой стратегии корпорации может стимулироваться развитие вредных для общества потребностей, то в развитых странах было признано целесообразным ограничить возможность появления вредящих обществу товаров и услуг. Это удалось сделать в рамках концепции социально-этического маркетинга. В соответствии с принятой в развитых странах концепцией социально-этического маркетинга признается, что прогрессивная корпорация должна принимать маркетинговые решения с учетом запросов потребителей, своих собственных потребностей, долговременных интересов потребителей и долговременных интересов общества.

За рубежом корпорация сознает, что, пренебрегая двумя последними соображениями, она оказывает плохую услугу и потребителям, и обществу. Поэтому конкретная корпорация вынужденно формулирует индивидуальную финансовую политику социально-этического, а следовательно, социально ответственного маркетинга. Это включает перечень «четко установленных общих принципов, которым должен неукоснительно следовать любой работник организации и из которых не следует никаких исключений».

Как уже отмечалось, в России это проблема все еще относится к дискуссионным, существует две точки зрения на проблему социальной ответственности корпораций: первая отрицает такую ответственность, а вторая — утверждает ее. Первая точка зрения соответствует либеральному взгляду на экономику. Ее непременным условием является наличие «правил игры» — устоявшихся и исполняемых норм права, социальных и моральных норм. В переходный период это основное условие либерального менеджмента объективно отсутствует. А поэтому социально не безопасно в переходной экономике применять либеральный менеджмент.

Важно, что существует возможность нанесения ущерба обществу в процессе финансовой деятельности корпорации путем выбора объекта деятельности, цели деятельности, выбором инструментов достижения цели и в процессе реализации проекта. В первом и во втором случаях ошибка имеет политический, в третьем — маркетинговый характер, а в четвертом причина ошибки — менеджмент. Применение социально-этического финансового менеджмента позволяет «автоматически» обеспечить социальную ответственность менеджмента, рассматриваемого как процесс, состоящий из конкретных социально ответственных решений, регулярно принимаемых на различных уровнях многими менеджерами.

Социальная ответственность корпораций включает такую ответственность при постановке финансовых целей, проведении финансового маркетинга и в процессе финансового менеджмента организаций. Обсуждая проблему социальной ответственности корпораций, можно выделить две группы действий, а именно действия, которые не должна совершать социально ответственная корпорация, и действия, которые, наоборот, должна совершать такая корпорация.

Глобализация привела к тому, что система управления геополитическим положением, рисками государства стала носить более распределенный характер, к повышению роли финансов корпораций в управлении социально-экономическим развитием, геополитическим положением и рисками государства, поэтому было предложено ввести понятие национальной (геополитической) ответственности корпораций. Национальная ответственность корпораций состоит в обеспечении (в том числе финансовыми и инвестиционными методам и решениями) конкурентоспособного положения государства, снижении его геополитических рисков, в том числе путем сохранения

рабочих мест в промышленности, прежде всего высокотехнологичной [3].

Национальная (геополитическая) ответственность корпораций отражает стратегические аспекты ее финансовой деятельности и их последствия для геополитического положения и социально-экономического состояния государства в долгосрочной перспективе. Поэтому социальная ответственность корпораций может рассматриваться как тактическая составляющая их национальной ответственности и финансовой деятельности.

Суммируя изложенное, можно сказать, что национально и социально ответственная корпорация не должна:

^ ставить финансовых целей, противоречащих целям общества как в кратковременной, так и долговременной перспективе; ^ своими действиями наносить значимый ущерб финансовой среде и стабильности финансового рынка;

^ искусственно взвинчивать высокие цены на финансовые инструменты и товары, использовать приемы введения в заблуждение; ^ прибегать к выпуску в обращение финансовых инструментов, способных дестабилизировать рынок;

^ выпускать финансовые инструменты, дискриминирующие мелких инвесторов; укрывать экономически обоснованные налоги; ^ добиваться особых финансовых отношений с бюджетами, порождать коррупцию в органах финансового контроля; ^ пренебрегать интересами мелких (миноритарных) акционеров и др.

Одновременно можно сказать, что национально и социально ответственная корпорация должна финансировать (возможно, совместно с государством) активные поиски перспективных «высокотехнологических ниш» в международном разделении труда и научно-техническом прогрессе для повышения уровня инновативности деятельности; способствовать повышению имиджа финансовых инструментов, выпускаемых отечественными корпорациями; совершенствовать организационную культуру финансовой деятельности корпорации, корпоративное управление, способствовать гармонизации финансовых отношений малого, среднего и крупного бизнеса, а также бизнеса и населения; регулярно и на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства рабочей силы, выплачивать заработную плату; вести благотворительную деятельность; финансированием способствовать восстановлению окружающей среды,

соблюдать стандарты информационной открытости финансовой деятельности и др.

Материалы настоящей статьи показывают, что в условиях современной глобализации финансы корпорации выступают как один из элементов распределенной системы финансового управления социально-экономическим развитием, политическим и геополитическими рисками государства. Финансовая субъектность корпораций в этом процессе проявляется в специфике их финансовой деятельности при реализации ими следующих ролей: развитие инновационной деятельности; концентрации капитала; инвестиционной деятельности; созданию условий для развития малого и среднего бизнеса и др.

Литература

1. Соколин В. Л. и др. Россия в цифрах — М.: Госкомстат России, 2003. — С. 70.

2. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. — Железнодорожный, М. О., ТОО НПЦ «Крылья», 1998. - 400 с.

3. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. - Железнодорожный, М. О., НПЦ» Крылья», 2006. - 230 с.

4. Курс экономической теории/Под ред. М. Н. Че-пурина, Е. А. Киселевой: учебник — 5-е испр. — Изд. Киров: АСА, 2005. — 832 с.

5. Сапожникова Н. Т. Процесс глобализации и международные монополии / Современная те-

ория глобализации: экономические очерки. — М.: ГУУ, 2002. — С. 63 — 75.

6. Глущенко В. В. Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг в России и их социально-экономические последствия. — М.: Межвузовский научно-практический сборник «Экономика. Право. Лингвистика», вып. № 1,

2005. — С. 58 — 66.

7. Шмырева А. И., Колесников В. И., Климов А. Ю. Международные валютно-кредитные отношения. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

8. Глущенко В. В. Корпорации как субъекты управления геополитическим риском инвестиционной деятельности в условиях глобализации. — М.: Вестник ГУУ. — 2006. — № 1(14). — С. 201 — 212

9. ИгошинН. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 542 с.

10. Глущенко В. В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: системно-управленческий подход. — Железнодорожный, М. О., ТОО НПЦ «Крылья», 1999. — 336 с.

11. Москвин В. А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. — М: Финансы и статистика, 2004. — 352 с.

12. Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику? — М.: Вопросы экономики, — 2005 — № 4. — С. 131 — 148.

13. Глущенко И. И. Система стратегического управления инновационной деятельностью. — Железнодорожный, М. О., ООО НПЦ «Крылья»,

2006. — 356 с.

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru

(495) 621-91 -90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.