Научная статья на тему 'Финансы и кредит России в первое пореформенное двадцатилетие'

Финансы и кредит России в первое пореформенное двадцатилетие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
822
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы и кредит России в первое пореформенное двадцатилетие»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ РОССИИ В ПЕРВОЕ ПОРЕФОРМЕННОЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ

Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ

19 февраля 1855 года на российский престол вступил Александр II (1818 - 1881). Это было время тяжелых испытаний для России, когда обнаружилась полная несостоятельность внутренней и внешней политики правящих кругов империи. Царствование нового императора во многих слоях русского общества пробудило надежды на серьезные перемены. По натуре новый царь не был реформатором, а выступал активным сторонником николаевского режима. Вместе с тем Александр II и не был догматиком и деспотом. Он сумел пересилить себя, решиться на перемены, так как под влиянием общественного мнения и либерального окружения осознал опасность, угрожающую России. "Если бы правительство после Крымской войны и пожелало возвратиться к традициям последних времен, то оно встретило бы непреодолимые препятствия если не в открытом, то, по крайней мере, в пассивном противодействии, которое со временем могло бы даже поколебать преданность народа, - широкое основание, на котором зиждется в России монархическое начало", - говорилось в докладе министра финансов М.Х. Рейтерна Александру II1. Царь сумел преодолеть свои внутренние склонности и симпатии и встать на точку зрения государственной необходимости, требовавшей реформ, и начал искать новые решения и новых людей. Либеральные начинания императора получили поддержку и одобрение в кругу августейшей семьи, особенно у великой княгини Елены Павловны и младшего брата Константина Николаевича, руководителя морского министерства, стоявшего во главе Русского географического общества, в рядах которого сложилась влиятельная группиров-

1 РГИА. Ф. 560.0п.14.Д.294. (Всеподданнейший доклад министра финансов М.Х. Рейтерна Александру II 16 сентября 1866 г.). Л. 1.

ка деятелей - команда реформаторов. С помощью реформ правительство сделало очередную попытку модернизировать весь уклад жизни. Преобразования охватили три основные сферы - социально-экономическую, политическую и культур-но-образовательную.

В 1857 году царское правительство приступило к разработке крестьянской реформы, которая постепенно стала не только государственным, но и общественным делом. Главная появившаяся новация - это гласное обсуждение и рассмотрение вопросов освобождения крестьянства от крепостной зависимости, широкое освещение в прессе.

Решение аграрного вопроса повлекло за собой и обусловило проведение либеральных реформ 1860-1870-х годов. Правда, все последующие реформы правительство разрабатывало традиционным бюрократическим путем, в тиши кабинетов и канцелярии, особых комитетов и комиссий, без обсуждения и гласности. Одной из первых была проведена финансовая реформа.

ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Как известно, в середине 50-х годов XIX века тяжелым поражением для России и подписанием унизительного Парижского мира закончилась Крымская (Восточная) война. Она буквально разорила страну и поставила ее на грань полного экономического и финансового краха. Ушерб от Крымской войны исчислялся колоссальными цифрами: дефицит государственного бюджета составил около 800 млн руб. серебром, вывоз хлеба сократился в 13 раз, льна - в 8 раз, пеньки - в 6 раз, сала - в 4 раза. Война резко сократила импорт: ввоз машин уменьшился в 10 раз, хлопка -в 2,5 раза, красителей - в 1,5 раза, что немедлен-

но отрицательно сказалось на состоянии текстильной промышленности России. К осени 1854 года московская хлопчатобумажная промышленность наполовину сократила производство, что вызвало ряд банкротств фабрикантов и купцов2. Положение усугубляло отсутствие отечественных капиталов и прекращение в связи с войной притока иностранных капиталов. Тяжелое состояние экономики и финансов потребовали неотлагательного проведения преобразований в этой области.

У истоков финансовой реформы, проведенной в 1862-1866 годах, стоял государственный контролер, один из честнейших и способных сотрудников государственного аппарата эпохи Великих реформ В.А. Татаринов. Еще в 1856 году он был командирован за границу для ознакомления с формами и способами организации финансового хозяйства других государств. Серьезно изучив действие финансовых систем многих стран, Татаринов разработал проект реформирования финансового управления в России. Свою основную задачу реформатор видел в том, чтобы прекратить злоупотребления казенными средствами и положить конец хозяйственному и финансовому произволу, которые царили в различных министерствах и ведомствах. Для этого необходимо было провести централизацию государственного хозяйства и сосредоточить распоряжение казенными средствами исключительно в Министерстве финансов. Отныне ответственным распорядителем всех государственных средств являлось не каждое министерство в отдельности, а только министр финансов. Его деятельность находилась под бдительным учетом Государственного контроля, а все сметные предложения в виде государственной росписи утверждались Государственным советом. Сама роспись, начиная с 1862 года, публиковалась в печати. Следующим шагом стало создание единства кассы. Теперь все казенные средства проводились через кассу Министерства финансов, откуда шли ассигнования на нужды ведомств в строгом соответствии с государственной росписью. Точность в использовании средств проверялась Государственным контролем.

Система государственного контроля также подверглась преобразованиям. Контролировалась не только государственная роспись доходов и расходов, но вся счетоводческая система как в центре, так и на местах. Для местного учета создавались специальные контрольные палаты, полностью независимые от администрации - губернаторов и начальников отдельных ведомств, что обес-

печивало независимый контроль и документальный отчет.

Наряду с улучшением аппарата финансового управления, была предпринята еще одна важная финансовая мера: в июне 1860 года был создан Государственный банк, заменивший неповоротливые дореформенные кредитные учреждения и призванный финансировать торгово-промышлен-ные предприятия.

Начало 1860-х годов в России было отмечено усилением падения кредитного рубля. В этих условиях министром финансов был назначен Михаил Христофорович Рейтерн (1820 - 1890). Он стал министром в сравнительно молодые годы (42) и пробыл на этом посту 16 лет. Новый министр финансов получил хорошее образование (в 1840 году окончил Царскосельский лицей) и имел немалый практический опыт: служил в Кредитной канцелярии министерства финансов, Морском министерстве и Министерстве юстиции, три года изучал "финансовый строй" Пруссии, Франции, Англии и США, был управляющим делами Комитета железных дорог. В январе 1862 года назначается управляющим Министерством финансов, а в декабре того же года утверждается в должности министра финансов3.

Свою первостепенную задачу М.Х. Рейтерн видел в том, чтобы остановить падение курса бумажного рубля. Министр попытался оздоровить денежное обращение путем обмена кредитных денег на звонкую монету, а в перспективе осуществить переход к постоянной металлической валюте. Для осуществления своего плана он сделал 5%-й внешний заем на 15 млн фунтов стерлингов или 100 млн руб., с целью подкрепления обменного фонда и открытия затем свободного размена. Заем был предоставлен Англией и Францией при посредничестве влиятельных представителей западных финансовых кругов - лондонских и парижских банкиров братьев Ротшильд. Промах М.Х. Рейтерна состоял в том, что заранее было объявлено об открытии свободного обмена кредитного рубля по постепенно возвышающемуся курсу с целью доведения его до нарицательного достоинства. Повышение курса бумажного рубля было неизбежно. Вокруг этой финансовой операции развернулась бешеная спекуляция, что привело к еще большему падению курса бумажного рубля. Первая попытка оздоровления денежного обращения потерпела полную неудачу и чуть не стоила реформатору аанимаемого поста. Неудачу списали на начавшееся в 1863 году Польское

2 Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991. С. 11.

3 М.Х. Рейтерн. Биографический очерк. СПб., 1910. С. 8.

восстание, которое увеличило расходы по военному ведомству, и начавшийся в 1866 году европейский экономический кризис, больно задевший Россию. Первый этап финансовой деятельности М.Х. Рейтерна (1862 - 1866) закончился полной неудачей: не получилось стабилизации денежного обращения, сохранялся хронический дефицит государственного бюджета, росло пассивное сальдо внешнеторгового баланса, продолжалась утечка капиталов за границу. Провал ре -формы был обусловлен не только экономической слабостью страны, но и финансовой некомпетентностью чиновников. Неудача показала, что для успешного осуществления реформы нужен значительный металлический запас, укрепление государственного бюджета, улучшение платежного баланса страны.

Крупные неудачи первых лет заставили Рейтерна свою первоначальную программу, направленную на рынок и свободное развитие частного капитала, повернуть в сторону большего государственного регулирования. Главную цель своей деятельности Рейтерн видел в подъеме производительных сил в стране. Успеху работы М.Х. Рейтерна способствовали полное доверие со стороны императора Александра II и личные качества и черты характера самого Рейтерна. Ему суждено было заняться существенным обновлением экономического и финансового строя России, заложить долговременные принципы будущего развития финансовой системы. Эволюцию экономических взглядов Рейтерна можно проследить по его основным работам, таким как "Программная записка министра финансов Михаила Христофо-ровича Рейтерна", рассмотренной Советом министров 16 сентября 1866 года и записке под названием "Финансовое духовное завещание", составленной в феврале 1877 года. В них дается развернутый анализ и объективная оценка возможностей развития государственного хозяйства. Предлагаемые меры по финансовому оздоровлению страны были рассчитаны на долговременную перспективу и представляли собой целостную финансово-экономическую программу, предлагающую следующие мероприятия:

• устранение неразменных бумажных денег..., мешающих внешнему товарообмену и притоку в Россию иностранных капиталов;

• улучшение торгового баланса путем сокращения заграничных расходов и правительственных заказов;

• создание возможно большей сети железных дорог, направленных к облегчению доставки к Границам главного предмета нашей вывозной торговли - хлеба;

• прекращение казенной постройки железных дорог и предоставления этого дела частной инициативе, при известной поддержке правительства;

• всемерное сокращение сметных расходов при непременном восстановлении равновесия в государственном бюджете, так как ежегодно возрастающее отвлечение капиталов от производительных предприятий в ресурсы государственного казначейства есть главная причина нашего экономического расстройства;

• введение известных изменений в таможенный тариф с целью уменьшения контрабанды, отнюдь не ослабляя оказываемого туземной промышленности покровительства;

• уничтожение сверхсметных расходов и установление неизменным правилом, чтобы министры о всех своих требованиях входили к императору с докладом не иначе, как по предварительном сношении с министром финансов4.

Как видим, долгосрочная ведомственная программа Рейтерна представляла собой обширный и важный документ, внутри которого можно выделить следующие положения, или блоки:

1. Денежное обращение и иностранные инвестиции.

2. Упорядочение государственного бюджета.

3. Государственный банк и расширение частного кредита.

4. Железнодорожное строительство.

М.Х. Рейтерн скрупулезно и последовательно претворял в жизнь свою программу, с чем нечасто можно встретиться в нашей истории, только к середине 1870-х годов его старания увенчались успехом. Он добился бездефицитного бюджета и создания благоприятных условий для перехода к металлическому обращению. Но неурожай 1875 года, обмеление внутренних водных путей в связи с засухой, уменьшение вывоза хлеба за границу и начало сербского кризиса заметно ухудшили финансово-экономическую ситуацию в России, вызвали отток иностранных капиталов и поставили на грань уничтожения все достигнутое неутомимым трудом министра финансов. М.Х. Рейтерн высказался категорически против русско-турецкой войны, так как понимал, какие неисчислимые бедствия и разорение принесет она хозяйству и денежной системе России. Тщетными оказались попытки министра финансов бороться с военными настроениями императора. Когда война все-таки началась, Рейтерн подал прошение об отставке, в которой ему было отказано. Руководствуясь чувством долга, он покинул пост ми-

4 Там же. С. 75.

нистра финансов после окончания войны в 1878 году. Но государственную службу не оставил, в 1881 - 1886 годах занимал пост председателя Комитета министров. В год своей смерти - 1890 -получил титул графа.

После М.Х. Рейтерна министром финансов два года (1878 - 1880) был Самуил Алексеевич Грейг (1827 - 1887), пытавшийся улучшить финансовое состояние страны, подорванное русско-турецкой войной и выпуском кредитных билетов. С.А. Грейг боролся с дефицитом и инфляцией путем повышения налогов, акцизов, пошлин и выпуска новых займов. К оздоровлению финансов эти меры не привели и в 1880 году его сменил новый министр финансов Александр Аггеевич Абаза (1821 -1895), представитель старинного дворянского рода. За короткий срок новый министр успел предпринять смелые шаги: отменить соляной налог, приступить к преобразованию душевых сборов, начать выкуп в казну железных дорог, подготовить план погашения кредитных билетов. После гибели Александра II A.A. Абаза ушел в отставку с поста министра, продолжая оставаться среди высших чиновников государства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Большое место в деятельности М.Х. Рейтерна отводилось бюджетной политике. М.Х. Рейтерн, государственный контролер В А. Татаринов и глава департамента горного дела К.В. Чевкин разработали правила составления и утверждения бюджета, которые действовали до 1918 года. В них воплотились главные идеалы либерализма - гласность, законность и контроль за администрацией. С 1862 года стало публиковаться ежегодное указание государственных расходов и доходов, в 1864 году был реорганизован государственный контроль, а с 1868 года началась регулярная публикация отчета государственного контролера об исполнении бюджета. Рейтерну удалось сосредоточить в своих руках власть над экономической политикой России (кроме аграрной). Все эти меры привели к улучшению состояния государственной казны, уменьшению произвола министерств и ведомств, привлечению иностранного капитала.

Главнейшей задачей М.Х. Рейтерна в области государственного хозяйства являлась борьба с дефицитом государственного бюджета. В пореформенный период бюджет наш рос, но не такими темпами, как можно было ожидать до проведения реформ: с 1862 по 1881 год бюджет увеличился почти в два раза - с 350 до 732 млн руб. Этот рост не может быть признан очень большим,

так как следует принять во внимание приращение территорий и наметившийся демографический взрыв. В расходной части бюджета львиную долю составляли сметы по военному министерству, затраты по погашению займов и уплаты процентов по ним. Усиление милитаризма и рост революционного движения вызывали значительное увеличение военных расходов и разбухание по-лицейско-административного аппарата.

Характерной особенностью бюджета крепостнической России была хроническая дефицитность. Интересно посмотреть динамику соотношения доходов и расходов в пореформенный период. На протяжении первого пореформенного десятилетия каждый бюджетный год заканчивался дефицитом. Общая сумма дефицита за период с 1862 по 1870 год составила около 300 млн руб5. Только в следующем десятилетии были годы (1871, 1875, 1878), когда бюджет сводился с профицитом. Но такое благополучие достигалось искусственным путем. Одной из особенностей финансовой системы царского правительства было наличие двух бюджетов: обыкновенного и чрезвычайного, за счет средств которого покрывались недостающие суммы. Доходная часть чрезвычайного бюджета состояла в основном из средств, получаемых по займам. По признанию самого министра финансов, номенклатура расходной части чрезвычайного бюджета не была строго определена, в первую очередь сюда относились затраты на военные цели и железнодорожное строительство, сверхсметные расходы ведомств и пр. Излишек средств чрезвычайного бюджета использовался для покрытия дефицита бюджета обыкновенного. Когда и этих средств не хватало, тогда создавался общий дефицит.

Встревоженное тяжелым состоянием финансов в конце 1870-х годов правительство попыталось встать на путь некоторого сокращения государственных расходов. Для этого в 1878 году была учреждена "Особая высшая комиссия", которую возглавил граф Э.Т. Баранов. Поставить организацию работы и расходы государственного аппарата на рациональные рельсы комиссии, конечно, не удалось. Экономия на оплате сторожей и курьеров, то есть на низших должностях личного состава ведомств, не решала проблемы нехватки государственных средств. К хроническому дефициту приводило также частое нарушение основополагающих принципов, провозглашенных финансовой реформой, а именно: принципа единства бюджета, наличие внебюджетных капиталов

5 Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX - XX вв.). Волгоград, 2000. С. 95.

отдельных ведомств, например Синода, императорского двора и т.д. Сохранилась и порочная практика внесметных ассигнований. Так, расходы военного министерства проводились по сметам министерства внутренних дел, министерства финансов, а некоторые расходы министерства путей сообщения проводились по смете военного министерства. Анализ внутренней структуры бюджета за ряд лет показывает, что большая доля расходной части обыкновенного и чрезвычайного бюджетов шла на погашение и уплату процентов по займам. Так, в 1866 - 1875 годах на такие цели уходило 17% бюджета, что говорит о значительной зависимости России от иностранных кредиторов. Показатель этот имел тенденцию к росту на протяжении последующих десятилетий6.

Обратимся теперь к доходной части государственного бюджета. Для поправки финансового положения правительство решило продать владения на Аляске. По договору от 18 марта 1867 года она была продана за 7,2 млн дол. США, что соответствовало 11 млн руб., сопровождалось упразднением Российско-американской компании. Сумма ничтожно малая, не решавшая экономических проблем. Правда, в ту пору еще не было известно, что недра Аляски таят богатые запасы нефти и золота.

Важнейшей составной частью доходной сметы были налоги. Прямые и косвенные налоги во второй половине XIX века давали около 75% всех доходов. В период буржуазных преобразований 1860-х годов произошли значительные изменения в налоговой системе государства. Это выразилось прежде всего в развитии системы косвенного обложения. Каждое десятилетие косвенные налоги изменялись в сторону увеличения. Так, во второе пореформенное десятилетие косвенные налоги по сравнению с первым увеличились более чем в два раза. Косвенные налоги, появившиеся в крепостнический период, играли в ту пору ничтожную роль. Росту и увеличению косвенных налогов способствовало развитие капиталистических отношений. Для капиталистов косвенная система налогообложения наиболее предпочтительна, так как ловко маскирует антинародный характер налогового обложения. Косвенный налог скрыт. Трудящиеся платят его незаметно при покупке предметов первой необходимости. Неброский характер косвенного налога делает его наиболее распространенным во всех буржуазных государствах. Именно налоги являются главным источником доходов капиталистического государства. На них

содержится государственный аппарат, обеспечивается военная мощь страны, оказывается помощь банкирам и предпринимателям.

В 1863 году в России были отменены винные откупа. Они не были заменены казенной монополией, как при министре финансов Д.А. Гурьеве, а вместо нее вводилась вольная продажа пи-тей всеми желающими. При этом каждая посудина с водкой облагалась особым акцизом, а питейный дом или склад - особым питейным сбором. Сборы собирались и учитывались местными акцизными управлениями, чиновники которых были преимущественно людьми образованными и хорошо оплачиваемыми. В 1864 - 1865 годах отменялись откупа на соль, сахар, нефть и вводилась акцизная система. Высокие косвенные налоги тяжело отражались на материальном благосостоянии народных масс, которым приходилось экономить на самом необходимом для жизни, как: сахар, керосин, спички и пр. Введение новых косвенных налогов и непрерывное повышение ставок было характерным явлением пореформенной финансовой политики самодержавия.

Наиболее зримым пережитком крепостничества была и оставалась подушная подать. За отмену этого налога выступали представители буржуазии, не говоря о либералах, даже таких умеренных как А. Унковский. Либеральный экономист А. Головачев," анализируя бюджетную роспись за 1870 год, утверждал, что вся пореформенная система податей и налогов носит на себе отпечаток крепостного права и вовсе не соответствует ни духу времени, ни общим началам, выработанным наукой о финансах. По его подсчетам, 8/9 всех государственных налогов платили крестьяне и трудящиеся города7.

О несовершенстве налоговой политики нередко писала либеральная и революционно-демократическая печать. Антинародный характер налоговой системы признавался и правительственными кругами. При подготовке финансовой реформы в июне 1859 года была создана специальная комиссия для упорядочения податной системы и отмены подушной подати. Комиссия просуществовала 22 года и издала 27 томов своих трудов. За этот период было разработано несколько проектов, которые усиленно обсуждались различными ведомствами, министерствами, а затем земствами. В 1863 году отменили подушную подать, вносимую мещанами, так как их нельзя было связать круговой порукой, а вносимая ими подушная подать была настолько мала, что ее отмена

6 Сабуров П. Материалы для истории русских финансов. СПб., 1849. Приложения 1 - 34.

7 Головачев А. Десять лет реформ. СПб., 1872. С. 67.

не наносила ощутимого ущерба казне, комиссия работала крайне медленно, поощряя волокиту, всячески затягивая решение вопроса. Она рассмотрела несколько проектов налоговой реформы. В 1862 году в министерство финансов был представлен проект введения подоходного налога, который должен был взиматься с движимого и недвижимого имущества ценностью свыше I ООО руб. Понятно, что такой радикальный проект был признан чиновниками несвоевременным и решительно отвергнут. Новый вариант податного закона разрабатывался комиссией в 1867 году. По нему подушная подать заменялась подворным налогом, который уплачивали только крестьяне. Чиновники министерства финансов благоразумно решили ничего не менять, так как новый проект страдал старыми болезнями - сохранял крепостнический принцип сословности обложения. Русско-турецкая война вновь заставила обратиться к податной реформе. Комиссия разработала свой очередной проект разрядного налога, не отменявший подушной подати, а дополнявший ее, введением налога со всего населения страны, имевшего доход свыше 200 руб. в год. Плательщики делились на 25 разрядов в зависимости от размеров недвижимого имущества. Встреченный враждебно дворянами и царскими министрами проект не был принят, а податная комиссия была распущена в начале 1880-х годов.

Беда всех проектов состояла в том, что их разработчики руководствовались не стремлением вывести крестьянское хозяйство из развала и нищеты, а фискальными интересами. Крестьянские подати превышали доходность их хозяйств, что порождало огромную недоимчивость. О непосильных податях и исключительной напряженности крестьянских бюджетов написано научное исследование прогрессивного статистика Ю. Янсона8. Экономическое положение крестьян тем более усложнялось, что помимо подушной подати, они вынуждены были выполнять натуральные повинности, а также вносить мирские и земские сборы. Размер натуральных повинностей законодательно не был установлен и зависел от произвола местных властей. Крестьянская земля была обложена во много раз больше, чем помещичья. Сбор податей и недоимок в большинстве случаев сопровождался продажей крестьянского имущества с торгов, массовыми порками и карательными походами специальных воинских команд9. Дове-

денные до отчаяния крестьяне нередко оказывали сопротивление. Опасаясь превращения отдельных крестьянских бунтов в широкомасштабное восстание, царское правительство с начала 1880-х годов приступило к некоторому преобразованию налогового законодательства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК И ЧАСТНЫЙ КРЕДИТ

Одним из звеньев буржуазных преобразований финансовой и кредитной системы начала 1860-х годов стало создание Государственного банка. Кредитная система нуждалась в коренном преобразовании, так как коммерческий кредит до 1861 года был развит особенно слабо. Но именно кредитная реформа больше других страдала от непоследовательности и многочисленных компромиссов. В основу устава Государственного банка был положен устав французского центрального банка с учетом казенной организации создаваемого у нас кредитного учреждения. 31 мая 1860 года устав удостоился Высочайшего утверждения. Главное назначение банка заключалось в упрочении денежного кредитного обращения и в развитии торговых оборотов. К моменту организации банка для производства коммерческих операций ему назначался основной капитал в 15 млн руб. с остатком резервного капитала бывшего коммерческого банка в 8 751 428 руб.10 Первым управляющим банка был назначен барон А.Л. Штиглиц, товарищем управляющего - Е.И. Ламанский, который с 1867 по 1881 год был управляющим. Как вскоре выяснилось, самостоятельность банка, провозглашалась только на бумаге, производство операций составляло только право, а не обязанность банка. В качестве особой привилегии в его устав было включено постановление, по которому все казенные суммы должны храниться в центральном банке или его конторах, а в качестве новации разрешалось производство всякого рода комиссионных операций за счет доверителей. На Государственный банк возлагались учет векселей, покупка и продажа золота и серебра, операции с ценными бумагами, прием вкладов и выдача промышленных товарных ссуд11. Но с самого возникновения банка ему вменялась в обязанность уплата долгов упраздненных кредитных учреждений, что сковывало и тормозило многие банковские

8 Янсон Ю. Опыт статистического исследования о крестьянских сборах и платежах. СПб., 1888. С. 4.

9 Флеровский (В.В. Берви). Положение рабочего класса в России. М., 1938. С. 48.

10 Ломанский Е.И. Воспоминания 1890 - 1980 годы. Пенза, 1995. С. 58

11 Государственный банк. Краткий очерк деятельности за 1860 - 1910 годы. СПб., 1910. С. 1 - 2.

операции и начинания. Задолженность вкладчикам со стороны упраздненных кредитных учреждений составила сумл1у 602 млн руб. Банку требовались весьма значительные суммы, поэтому на первых порах своей деятельности ему пришлось установить высокий процент (5%) по вкладам, и еще более высокий процент (10%) с получателей ссуды12. Учетная политика банка состояла в привлечении вкладов и в сокращении активных операций. Такая политика повышения цены ссудного капитала была выгодна только банкирам и отрицательно влияла на развитие хозяйства в стране. В течение первого десятилетия банк гораздо больше занимался покрытием казенных долгов, чем кредитованием промышленности и торговли. К середине 1880-х годов Государственный банк закончил выплату ликвидационных долгов, а к началу XX века была полностью ликвидирована задолженность ему со стороны казначейства.

С началом царствования Александра II в банковскую систему был допущен частный капитал. Вслед за учреждением Госбанка в стране стали возникать частные кредитные учреждения двух видов - в форме общественных заемщиков и в акционерной. Эти кредитные учреждения - Общества взаимного кредита (ОВК) - строились по принципу взаимной материальной ответственности членов за дела общества. Особенность ОВК состояла в отсутствии паевого капитала. Каждый член общества делал взнос в оборотный капитал и принимал на себя ответственность за его операции в десятикратном размере к сумме вступительного взноса. Величина предоставляемого ему кредита также зависела от суммы вступительного взноса. ОВК производили учет и выдачу ссуд под векселя, ценные бумаги и различные товарные операции. Пассивы формировались за счет взносов, текущих счетов и вкладов.

Первое общество взаимного кредита возникло в С.-Петербурге по инициативе Е.И. Ламанс-кого для оказания помощи мелким и средним торговцам, пострадавшим от пожара на Апраксине-ком и Щукинском рынках в 1862 году. Идея получила одобрение и сочувствие у министра финансов Рейтерна и крупных иностранных и российских купцов - Мейера, Моргана, Елисеева, Смирнова. В 1863 году был утвержден Устав Общества, построенный по примеру однородных обществ в Бельгии, а в марте 1864 года оно приступило к работе. Первоначальный капитал Обще-

ства составил 14 тыс. рублей, первоначальный взнос для каждого участника - от 30 до 50 тыс. руб. Было зарегистрировано около 200 членов13. Уже первый операционный год сопровождался для Общества прибылью в размере 7% годовых с оборота капитала. Устройство ОВК изменило значение русской торговли. Купцы мелкой и средней руки почувствовали самостоятельность и независимость от иностранных банков и экспедиторов. Подобные общества стали создаваться и в других городах России. Примером может служить Херсонский земский банк, Московское купеческое ОВК, нормально работавшее вплоть до октября 1917 года. Всего с 1864 по 1883 год в России было образовано 94 ОВК14.

Вслед за ОВК начинают создаваться частные коммерческие банки на акциях - банки депозитные. Первый в России акционерный банк был образован по почину председателя Петербургского биржевого комитета Е.Е. Брандта в 1864 году - С.-Петербургский Частный Коммерческий банк. Успех первого акционерного банка означал прорыв казенной монополии в банковском деле. Вторым по времени был учрежден Московский Купеческий банк (1866), затем идут: С.-Петербургский Международный Коммерческий банк (1869), С.-Петербургский Учетный и Ссудный банк

(1869), Волжско-Камский Коммерческий банк

(1870) и др. Среди учредителей первых банков были известные предприниматели, торговцы, железнодорожные дельцы - Морозовы, В.А. Кокорев, И.Ф. Мамонтов, М.А. Горбов, А.Л. Штиглиц, И.Ф. Утин, Л. Поляков. В Петербурге более заметную роль в учреждении банков играли профессиональные банковские служащие из дворян-ско-аристократических кругов. В 1870 году в стране насчитывалось 29 акционерных банков, 15 обществ взаимного кредита, 163 городских банка и 11 ссудно-сберегательных товариществ. Эту систему венчал Государственный банк, имевший 41 отделение.

Успехи некоторых банков были просто поразительны. Так, Московский Купеческий банк за два года существования увеличил основной капитал с 2 до 5 млн руб., дивиденды акционеров составили от 12 до 18%. Такая успешная деятельность коммерческих банков служила основанием к массовому учредительству все новых банков. Быстрый рост числа банков обострил конкуренцию между ними, что отрицательно сказалось на

12 Судейкин В. Государственный банк, исследование его устройства, экономического и финансового значения. СПб., 1891, С. 494.

13 Ламанский Е.И. Указ. соч. С. 102 - 106.

14 Евзлин З.П. Организация и техника кредитных кооперативов. Л., 1925. С. 29 - 30.

деятельности банков и финансовом состоянии заемщиков. В погоне за прибылью они стали прибегать к рискованным операциям, ставя банк на грань краха. Подобные явления привели к усилению государственной регламентации банковских операций. Рост объемов проводимых банками операций обусловил необходимость принятия нового порядка утверждения уставов банков, получившего наименование Закона 1872 года. Временные правила, ужесточающие порядок утверждения уставов деятельности банков, не спасли многие из них от банкротства. Годом первого крушения кредитного учреждения в России, вызвавшего большой резонанс в обществе, стал 1875 год. Таковым оказался созданный за пять лет до этого Московский коммерческий ссудным банк. Причиною краха стала некомпетентность и алчность его руководства, предоставившего за взятку огромный кредит немецкому банкиру-авантюристу Г. Струссбергу. Последний в качестве залога предоставил обесцененные акции своих железнодорожных компаний, многие из которых существовали только на бумаге. Опасаясь новых банкротств, а также под влиянием общественности 3/4 претензий вкладчиков к банку оплатило правительство. Тем не менее крах банка вызвал резкое падение курса ценных бумаг, отлив вкладов, обесценение денег, а также подорвал доверие банков друг к другу. За 1876 - 1880 годы произошла ликвидация еще 7 банков. Деловая активность в банковской сфере резко снизилась. Создание новых банков прекратилось до 1882 года.

Следует несколько слов сказать и о частном банкирском промысле, связанном с деятельностью банкирских домов и контор, меняльных лавок. От акционерных банков они отличались краткосрочностью кредитования. Чаше всего это были обычные торговые дома, занимавшиеся банкирскими операциями и совмещавшие торговлю с банковским предпринимательством, поэтому одновременно назывались банкирскими и торговыми домами. В отличие от контор, "домами" назывались более крупные фирмы. Одним из крупнейших был банкирский дом "И.Е. Гинц-бург", роль которого в развитии банковского дела была значительной. Гинцбурги не только участвовали в сборе капиталов для акционерных банков, но и поставляли опытные кадры - членов правления и директоров. Они выступили учредителями Киевского частного банка, Одесского учетного банка и имели тесные связи с заграничными банками в Гамбурге, Берлине, Париже. Деловые связи нередко подкреплялись родственными.

Владельцами торговых домов, много занимавшимися банковскими операциями, были братья Яков и Лазарь Поляковы. Я. Поляков являлся учредителем донского земельного, Петербургско-Азовского и Азовско-Донского коммерческих банков. Банкирский дом Л. Полякова был центром управления большой группы банков, железнодорожных, промышленных и торговых обществ.

Банкирский промысел оказался тесно связан с биржевой деятельностью. Участниками операций на фондовой бирже были почти все финансисты. Фондовые биржи, где совершались операции с ценными бумагами и валютой, стали формироваться в России в первой четверти XIX века. Это значительно позже, чем на Западе, хотя первая биржа была основана Петром I в 1704 году. Несмотря на запретительные административные меры, в биржевую игру втягивалось все больше людей в Петербурге и Москве. Предметом биржевых махинаций становились акции частных компаний и другие бумаги. Во второй половине 1870-х годов правительство вынуждено было применять меры по упорядочению работы биржи, так как безудержная спекуляция с русской валютой подрывала денежное обращение страны и грозила потерями всему народному хозяйству. Обращение ценных бумаг было поставлено под контроль Министерства финансов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Министр финансов М.Х. Рейтерн видел решение многих российских экономических проблем в интенсивном строительстве железных дорог, с помощью которых можно было увеличить вывоз за границу хлеба - главную статью российского экспорта, а значит, и источник капитала. Об этом правительство стало задумываться уже при подготовке крестьянской реформы, для чего в 1857 году было создано "Главное общество российских железных дорог". Основными учредителями выступили представители иностранного капитала, и даже правление находилось в Париже. Спекулятивные действия учредителей привели "Главное общество" к полной несостоятельности: из четырех запланированных дорог с трудом построили две по очень высокой цене (100 тыс. руб.) на версту. Всего железнодорожная линия страны на 1861 год составляла 1,5 тыс. верст.

М.Х. Рейтерн был сторонником строительства железных дорог за счет частных капиталов. Но финансовые неудачи начала 1860-х годов не спо-

собствовали привлечению русских и иностранных капиталов к этому строительству. Благодаря настойчивости Рейтерна и министра путей сообщения П.П. Мельникова в 1864 году приступили к строительству Московско-Курской железной дороги средствами казны с затратами в 50 тыс. рублей за версту. Надо заметить, что у Рейтерна были принципиальные разногласия с Мельниковым и Чевкиным по вопросу предпочтительности железнодорожного строительства - частным или государственным капиталом. Насколько важен был вопрос о капитале, говорит тот факт, что в середине 1860-х годов он широко дебатировался в правительственных кругах, периодической печати и научных обществах. По крайней мере было ясно, что привлечь к железнодорожному строительству частные капиталы без финансовой поддержки со стороны казны не удастся.

Заметный поворот в деле железнодорожного строительства наметился в 1865 году, когда был успешно реализован проект фон Дервиза и А.И. Ко-ломина строительства Рязанско-Козловской железной дороги на гарантированные правительством облигации. Хотя это принесло большое обогащение фон Дервизу, дорога была открыта в 1866 году и сразу стала приносить доход, а также подняла ценность акции всей Московско-Рязанской дороги. В дальнейшем вопрос о капиталах решался с переменные успехом. Невозможность полностью сосредоточить форсированное строительство железных дорог в руках казны потребовала привлечения частных предпринимателей, что оказалось возможным только при условии предоставления льгот и высоких гарантированных прибылей частным обществам. В целом правительство оказывало неограниченное покровительство частным строителям путем предоставления гарантии доходности, а иногда и необходимые капиталы. Это обстоятельство способствовало концессионер-ной железнодорожной "горячке", которая длилась до середины 1870-х годов. За это время было построено около 20 тыс. верст железных дорог, что привело к расширению хлебной торговли и мануфактурного производства. На строительстве железных дорог обогатились многие уже известные капиталисты (братья Шиловы, Н.Г. Рюмин, И.В. Мамонтов, В.А. Кокорев), банковские дельцы (Утин, Рафалович, Блиох) и нувориши (фон Дервиз, фон Мекк, С.С. Поляков). Откровенное взяточничество и вымогательство - вот оборотные сто-

роны исключительно выгодных условий для частных обществ. О подобных фактах упоминания можно найти в мемуарах А.И. Дельвига, К. Скаль-ковского, А. Куломзина15.

К началу 1870-х годов по мере увеличения объемов строительства железных дорог интенсифицируется работа отечественных заводов железнодорожных принадлежностей. В уставах железнодорожных обществ появляется пункт об обязательном приобретении и использовании российских изделий, а в 1876 году Комитет министров издает постановление о запрещении беспошлинного импорта рельсов.

Бурное развитие железнодорожного строительства, требующее крупных капиталов, вызвало учредительную горячку в банковском деле. В 1870-е годы грюндерство, то есть массовое учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний и выпуск ценных бумаг, весьма распространенное в Европе, США и Японии, с невиданной скоростью захватило и Россию. Было создано 357 акционерных обществ с капиталом в 1116 млн руб. (до реформы их было 78 с общим капиталом в 72 млн. руб.)16. Многие из компаний вскоре лопнули.

Спад в строительстве железных дорог произошел в 1875 году, чему способствовали снижение спроса на российский хлеб, неурожай, банковский кризис и осложнения во внешней политике. К началу 1880-х годов все железнодорожное дело было сосредоточено в руках частных компаний, только 57 верст железных дорог остались в непосредственном ведении казны, а вся протяженность железнодорожных путей насчитывала 22 299 верст17. Надзор за эксплуатацией железных дорог возлагался на министерство путей сооощения, где дела обстояли не очень благополучно. Крайнее недовольство вызывало отсутствие единой системы тарифов за перевозки по железным дорогам. Каждое общество старалось установить как можно более высокие тарифы. Неудовлетворительная работа железнодорожного транспорта в России заставила в 1876 году создать правительственную комиссию под председательством графа Э.Т. Баранова для изучения состояния железнодорожного дела в России. За восемь лет существования комиссия собрала ряд сведений о железнодорожном хозяйстве России, разработала проект Устава российских железных дорог.

" Дельвиг А.И. Мои воспоминания. Т.П.М. - Л., 1930. С. 418; Скальковский К. Воспоминания молодости (1843 - 1859). СПб., 1906. С. 259; РГБ отдел рукописей. Дневник А.Н. Куломзина. Ф. 178. Картон 9803. Д. 7. Гл. УП. Л. 31.

16 См. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Изд. 3-е. Т. 2. М., 1952. С. 108 - 109.

17 См. Министерство финансов (1802 - 1902). Ч. 1. СПб., 1902. С. 589.

Таким образом 60-70-е годы XIX века стали переломными не только в политике, но и в экономике России. Либеральные преобразования и начинания заложили программу действий на длительную перспективу, результаты которой продолжали сказываться до конца века. Предпринятые реальные шаги и проекты, разработанные министром финансов М.Х. Рейтерном, явились фундаментом всей последующей экономической политики российского правительства, курсом которой шли последующие министры финансов пореформенной России, такие как: Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте.

В рассматриваемый период начинается усиленное строительство железных дорог, что продолжится в 90-е годы XIX столетия. Увеличение протяженности железных дорог ускорило процесс

развития капиталистических отношений как в области промышленности, так и сельского хозяйства. Именно в эти годы возникают предприятия тяжелой промышленности, транспортного машиностроения: Путиловский, Брянский, Русско-Балтийский вагоностроительный в Риге, Коломенский машиностроительный, Обуховский сталелитейный. Расширилась как внутренняя, так и внешняя торговля, принимая более цивилизованные формы. Экспорт зерна увеличился почти в пять раз. Был учрежден "Совет торговли и мануфактур" в Петербурге с отделением в Москве. В 1870 году состоялся первый Всероссийский съезд промышленников. Он работал постоянно и решал многие вопросы, связанные с торговлей и промышленностью. Россия присоединилась к единому мировому процессу развития капитализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.