стремление правительств ЕС и Китая к увеличению роли их валют в мировых резервах, международных расчетах и торговле [3].
Таким образом, западные аналитики сходятся во мнении, что в обозримом будущем краха доллара не произойдет, хотя наметилась устойчивая тенденция к снижению роли доллара как мировой валюты. Наиболее вероятен сценарий постепенного снижения роли доллара по мере того, как будут усиливаться альтернативные резервные валюты, а главные страны - держатели долларовых резервов будут переориентированы на других контрагентов.
Список литературы
1. Amadeo K. When will the US dollar collapse? How and when that could occur // The Balance. - 2019. - 19.08. - Mode of access: https://www.thebalance.com/ when-will-the-u-s-dollar-collapse-3305691
2. Frankel J. How a weaponized dollar could backfire // Project syndicate. - 2019. -23.10. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/donald-trump-weaponized-dollar-could-backfire-by-j effrey-frankel-2019-10
3. Maccormack J. The.risks are rising that the dollar could lose its special global standing // CNBC. - 2019. - 09.07. - Mode of access: https://www.cnbc.com/2019/ 06/07/the-risks-are-rising-that-the-dollar-could-lose-its-special-global-standing.html
4. Richter W. US Dollar status as global reserve currency slides. - 2019. - 02.10. -Mode of access: https://seekingalpha.com/article/4294510-u-s-dollar-status-global-reserve-currency-slides
УДК 336
2020.02.017. ЛУЦКАЯ ЕЕ. ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ГЕРМАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЕВРОСОЮЗА. (Обзор)1.
Ключевые слова: экономика Германии; экономический рост; государственные финансы; банковская система; финансовый дисбаланс; зона евро.
В обзоре представлены точки зрения аналитиков относительно финансового положения Германии - самой крупной и сильной экономики ЕС - в условиях замедления роста ее экономики. Рассматривается также роль Германии в устранении финансовых дисбалансов в странах Европейского валютного союза.
1 © Луцкая Е.Е., 2020
Специалист рейтингового агентства RAEX В. Горчаков характеризует Германию как страну с устойчивым ростом и высоко диверсифицированной экономикой, глубоко интегрированную в глобальные стоимостные цепочки [2]. Финансовая система Германии, несмотря на невысокую прибыльность банковского сектора, является одной из наиболее надежных и высокоразвитых в мире.
Тенденция к замедлению экономического роста. В истекшем десятилетии германское благосостояние, по мнению Горчакова, основывалось на высоком потенциале экспортно-ориентированной экономики и стабильной макроэкономической среде. По данным на 2018 г., в Германии отмечался наивысший в мире уровень ВВП на душу населения (по паритету покупательской способности) -52,9 тыс. долл.; показатель безработицы за период после воссоединения упал до минимальных 3,4% [ibid., p. 1].
С середины 2018 г. в Германии наметилось замедление темпов роста экономики. По данным за период с августа 2018 по июль 2019 г., темпы роста (в годовом исчислении) были самыми низкими со времени кризиса зоны евро 2011 г. Индекс деловой активности (purchasing managers index, PMI) в обрабатывающей промышленности, на которую приходится 22% ВВП Германии, упал до 43,5 (т.е. ниже «нормального» показателя - 50) [1]. Наибольшее сокращение производства отмечается в автопромышленности - на 18% по сравнению с пиковой величиной августа 2017 г. Как считают аналитики, в настоящее время Германия практически находится на грани рецессии [3].
Первые признаки ухудшения экономической ситуации были связаны с такими факторами, как обмеление Рейна, главной судоходной артерии, и проблемами автомобильной промышленности. Кроме того, внешний спрос на германский экспорт, особенно со стороны Китая - ведущего импортера продукции обрабатывающей промышленности Германии - начал ослабевать. Однако в целом в
2018 г. рост реального ВВП был удовлетворительным - 1,4%, благодаря уверенному росту внутреннего спроса, объемов строительства и инвестиций. Эти же факторы сохранили свое значение и в
2019 г. [2, p. 1].
В среднесрочной перспективе Германия столкнется с серьезными демографическими и социальными проблемами, от которых будет зависеть динамика экономического роста и способность
страны преодолевать внешние шоки. Так, низкая рождаемость в сочетании со старением населения приведут к увеличению дефицита квалифицированной рабочей силы и пенсионных издержек. При существующей динамике рынка труда трудоспособное население сократится к 2035 г. на 10%, что обусловливает необходимость принятия мер по стимулированию рождаемости и стимулированию трудовой иммиграции. Еще одна проблема - это уменьшение располагаемых доходов граждан со средними и низкими доходами, что связано со слабым ростом зарплаты в течение последнего десятилетия. Для поддержания внутреннего потребительского спроса потребуются меры по сокращению неравенства доходов. Однако, считает Горчаков, правительство обладает достаточными финансовыми возможностями, чтобы справиться с этими проблемами. Кредитоспособность страны выдержит давление со стороны демографических и социальных факторов без структурных изменений.
Состояние государственных финансов и банковской системы. Профицит госбюджета неуклонно повышался в 2013-2018 гг. и достиг рекордного уровня - 1,7% ВВП, в основном благодаря росту налоговых поступлений и сокращению (по политическим соображениям) государственных расходов. Доходы бюджета составили в 2018 г. 45,6% ВВП; их рост был обусловлен, в первую очередь, повышением подоходных налогов [2, р. 2].
В 2019 г. правительство перешло к более свободной фискальной политике с целью стимулирования слабеющую экономику и инвестиции в секторе социальных услуг, в сфере новейших технологий и инфраструктуры. Чтобы повысить располагаемые доходы семей с низкими и средними доходами, было уменьшено их налоговое бремя. Аналитики полагают, что эти меры не приведут к уменьшению профицита бюджета, тем не менее в случае особых обстоятельств налоговые стимулы могут быть сокращены.
Благоприятное состояние бюджета дает возможность правительству Германии постепенно понижать уровень госдолга (в 2018 г. - 60,9% ВВП). Сейчас его величина немного превышает требование нормативных документов ЕС (не более 60% ВВП) и находится примерно на уровне среднего медианного показателя по странам - членам этой организации (58,9%). Позитивным фактором, влияющим на уменьшение госдолга, является рост спроса на
государственные облигации Германии. Согласно прогнозам на краткосрочную перспективу, госдолг Германии сократится до уровня ниже 60%, особенно если учесть, что в соответствии с финансовым планом на период до 2023 г. правительство не намерено делать новые заимствования. И даже в случае макроэкономических шоков (по сценарию МВФ) долговое бремя не превысит текущий уровень [2, р. 2].
Несмотря на некоторое сокращение в 2015-2018 гг. положительного сальдо платежного баланса (до 7,3% ВВП), внешние финансовые позиции Германии остаются на стабильно высоком уровне: чистые иностранные активы в 2018 г. были равны 51% ВВП. Однако в среднесрочном периоде германская экономика, в которой половина ВВП приходится на экспортируемые товары экспорта (страна является третьим экспортером в мире), будет ощущать серьезное давление со стороны иностранной конкуренции в сфере торговли из-за развития глобальной рецессии, последствий Брекзита и роста американских тарифов на европейские автомобили [ibid., р. 3].
Банковская система Германии отличается высоким уровнем ликвидности и достаточности капитала, а также устойчивым финансированием. Коэффициент достаточности собственного капитала (RWA) составил в 2018 г. 16,6 против 16,1 - в среднем в ЕС, а отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам -158%. Доля просроченных кредитов (NPLs) ко всем кредитам была вдвое меньше средней величины в странах зоны евро (1,6%). Кроме того, несмотря на рост цен на жилье, в Германии нет признаков жилищных пузырей и ухудшения качества залогового обеспечения [ibid.].
Существенными ограничениями банковской системы являются невысокая прибыльность, слабое развитие новых бизнес-моделей и медленное внедрение новых технологий, что осложняет конкуренцию немецких банков с высокотехнологичными иностранными партнерами.
Показатель чистой прибыли к суммарным активам (ROA) в течение последних пяти лет был на стабильном уровне (около 0,13%). Однако сильная зависимость от процентных доходов и чрезмерные операционные издержки снижают потенциал роста капитала банков.
Отношение внутренних кредитов к ВВП характеризуется понижательной тенденцией - в 2018 г. оно было равно 128% против максимального уровня в 165% в 2010 г. Успешное развитие банков Германии во многом будет зависеть от консолидации небольших кооперативных и сберегательных банков, пересмотра бизнес-моделей, цифровизации банковской деятельности и роста прибыльности [2, р. 3-4].
Роль Германии в зоне евро. Замедление роста экономики Германии поставило на повестку дня вопрос об уменьшении ее значительного положительного сальдо текущего платежного баланса с целью ослабления «разбалансировки» финансов стран зоны евро.
С начала финансового кризиса 2008 г. положительное сальдо текущего платежного баланса Германии постоянно увеличивалось. В настоящее время по этому показателю (почти 8% ВВП) страна занимает первое место в мире, что вызывает озабоченность международных институтов, европейских властей, а также администрации США, которая угрожает введением импортных пошлин на экспорт Германии.
Как считает А. Балужинский (А. Baluszynski) [1], Германия в последние десятилетия развивалась в соответствии с принятыми еще в 1990-х годах установками экономической политики, в частности активно поддерживалась экспортная ориентация экономики. Акцент был сделан на снижении производственных издержек, что достигалось путем замораживания зарплаты и социальных пособий. Рост зарплаты немецких рабочих сократился с 3% в 1990 г. до 1% в последующее десятилетие. В результате роста экспорта положительное сальдо платежного баланса возросло за тот же период с 1,7% ВВП до 7%. Показательно, что в Греции, Португалии и Испании примерно на ту же величину вырос дефицит текущих платежных балансов. В последние годы финансово-экономическая разбалансировка между ведущими и периферийными странами зоны евро усугубилась [1].
По заявлению властей Германии, у страны нет эффективных рычагов для сокращения положительного сальдо текущего платежного баланса. Такие способы, как сокращение экспорта или увеличение импорта находятся, утверждают власти, за пределами возможностей правительства.
По мнению преподавателя международной экономики Университета г. Мюнхена Д. Марин (D. Marin), такие заявления противоречат реальному положению вещей. Эффективным способом перенастройки экономической политики могло бы стать перемещение акцента с форсирования экспорта на стимулирование внутреннего спроса и инвестиций в национальную экономику [3]. Вопрос о необходимости смены парадигмы экономического роста стал актуальным для Германии с начала кризиса 2008 г., когда периферийные страны зоны евро, проводившие политику жесткой экономии, были вынуждены сократить импорт немецких товаров. В отличие от Китая, который после кризиса взял курс на развитие внутреннего рынка и уменьшение положительного сальдо текущего платежного баланса, Германия сделала выбор в пользу наращивания такого сальдо в ущерб своим экономическим партнерам (в частности, США, Китаю и Великобритании).
Общеизвестно, что этот профицит в Германии является в основном результатом «слишком больших сбережений» и «слишком небольших инвестиций». В связи с этим Марин подчеркивает важную роль госинвестиций в увеличении импорта и сокращении профицита текущего платежного баланса. Инвестиции в инфраструктуру обычно способствуют росту импорта, в частности продукции машиностроения (30-40 центов с каждого дополнительного евро, выделяемого правительством на инвестиции, тратятся на импорт). Таким образом, увеличение госинвестиций автоматически сокращает положительное сальдо текущего баланса. Кроме того, необходимо увеличивать и частные инвестиции, объем которых невелик по сравнению с частными инвестициями Франции и Италии.
Еще один метод балансирования платежного баланса -уменьшение экспорта путем бюджетной ревальвации (fiscal revaluation), т.е. бюджетных мер, эффект от которых аналогичен эффекту от ревальвации валюты - удорожание экспорта и удешевление импорта. Бюджетную ревальвацию можно осуществить посредством одновременного сокращения налога на добавленную стоимость (НДС) и повышения подоходного налога и налога с корпораций. Такую политику Германия уже проводила в середине 2000-х годов. Так, в 2008 г. правительство повысило НДС с 16 до 19%, но при этом сократило среднюю ставку подоходного
налога с 57 до 47,5%, а ставку налога с корпораций - с 56,8 до 29,4% [3].
Что касается выбора между политикой расширения инвестиций и бюджетной ревальвации, то, по мнению Марин, предпочтительным является первый путь. Хотя в условиях ослабления экономического роста бюджетная политика, которая может привести к сокращению национальных конкурентных преимуществ, слишком рискованна, «это не означает, что Германии следует отказаться от усилий, направленных на корректировку глобальных дисбалансов».
В связи с замедлением роста экономики Германии, аналитики задаются вопросом, позволит ли изменение модели развития страны ослабить финансовые дисбалансы между странами зоны евро и чем станет эта рецессия для других стран.
При первом приближении к проблеме можно предположить, указывает Балужинский, что рецессия в Германии будет иметь негативный эффект для стран Южной и Восточной Европы, поскольку инвестиции в эти страны сократятся [1]. Однако реальность не столь однозначна. В последнее время немецкая экономика стала жертвой продолжающейся китайско-американской торговой войны. Возрождение протекционизма, разрушающего глобальный спрос, означает, что Германии будет трудно поддерживать свое «экономическое чудо» без восстановления внутреннего спроса. Акцент Германии на внутреннее потребление (в том числе переключение сбережений, т.е. потенциальных инвестиций, на внутренний рынок) окажет положительное воздействие на всю Европу, поскольку позволит обеспечить справедливую конкуренцию за капитал. Более высокая покупательная способность немецких потребителей, очевидно, приведет к относительному уменьшению доходов корпораций, но это «та горькая пилюля, которая необходима для того, чтобы преодолеть падение глобального спроса».
Список литературы
1. Baluszynski A. What a German recession means for the rest of Europe // Investmenteurope.net. - 2019. - 04.11. - Mode of access: https://www.investmenteurope.
net/opinion/4006501/german-recession-means-rest-europe
2. Gorchakov V. Research report on Germany // RAEX expert. - 2019. - 30.08. -Mode of access: https://raexpert.eu/reports/Research_report_Germany_30.08.2019. pdf
3. Marin D. Germany can reduce its external surplus // Project syndicate. - 2019. -15.11. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/reduce-german-external-surplus-through-public-investment-by-dalia-marin-2019-11
2020.02.018. ПИЗАНИ-ФЕРРИ Ж. НАЛОГ НА БОГАТСТВО: ДИСКУССИИ В США.
PISANI-FERRY J. The great wealth tax debate // The project syndicate. - 2019. - 31.10. - Mode of access: https://www.project-syndicate.
org/commentary/elizabeth-warren-wealth-tax-debate-by-jean-pisani-fer ry-2019- 10?a_la=english&a_d=5 dbb167c06a71532ec260733&a_m=& a_a=click&a_s=&a_p=%2Fsection%2Feconomics&a_li=elizabeth-war ren-wealth-tax-debate-by-jean-pisani-ferry-2019- 10&a_pa=section-com mentaries&a_ps=
Ключевые слова: США; налогообложение; налог на богатство; имущественное неравенство.
Ж. Пизани-Ферри, французский экономист, ведущий эксперт Европейского исследовательского центра в Брюсселе (Bruegel, the European think tank), профессор экономики в Институте политических наук в Париже (Sciences Po) и Школе управления Херти в Берлине (Hertie School of Governance), анализирует дискуссии по проблемам имущественного неравенства, которые разгорелись в США в связи предложением сенатора Элизабет Уоррен, ведущего кандидата в президенты от Демократической партии, о введении налога на богатство (wealth tax). Согласно ее концепции, новый налог должен распространиться на тех американцев, чье состояние превышает 50 млн долл., а ставка налога должна варьировать от 2% для тех налогоплательщиков, чье состояние составляет от 50 млн до 1 млрд, и 3% для тех, у кого оно превышает 1 млрд долл. Эту инициативу поддержали соратники Уоррен по партии и ряд богатых людей США.
Примечательно, что в последние десятилетия другие ведущие страны мира отказались от налога на богатство. Так, если в 1990 г. он действовал в 12 промышленно развитых странах, то по-