Научная статья на тему 'Финансовый рынок в конце 1999 - начале 2000 года'

Финансовый рынок в конце 1999 - начале 2000 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок в конце 1999 - начале 2000 года»

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: новости в законодательстве

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК В КОНЦЕ 1999 -НАЧАЛЕ 2000 ГОДА

с.н. шовиков

Национальное агентство финансовой информации

А.А. КИЛЯЧКОВ Тюменская нефтяная компания

Бюджет и ценные бумаги. Главным нормативным документом конца 1999 года, определяющим «правила игры» на финансовом рынке в текущем году, является Федеральный закон от 31.12.99 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год». Официально документ был опубликован в «Российской газете» 05.01.2000.

Федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 855 млрд руб. и по доходам в сумме 797,2 млрд руб., исходя из прогнозируемого на текущий год объема ВВП 5350 млрд руб. и годового уровня инфляции 18%.

Документ определяет ряд основных параметров российского рынка ценных бумаг. В частности, промышленные предприятия РФ освобождаются «от уплаты налога на операции с ценными бумагами, размещаемыми в целях реструктуризации и долговых обязательств перед бюджетами всех уровней и иными кредиторами» (ст. 14). Порядок такой работы для некоторых крупнейших акционерных обществ («КАМАЗ», «ИжМаш» и др.) устанавливает статья 153 указанного федерального закона. Статья 60 прописывает процедуры передачи в собственность г. Москвы акций АО, находящихся в федеральной собственности, на сумму до 6 млрд руб.

Установлены четкие ориентиры для управления государственным долгом страны. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ указан в ст. 106:

- по долговым обязательствам РФ - в сумме 593,2 млрд руб.;

- по целевым долговым обязательствам РФ -в сумме 30 млрд рублей.

Правительству РФ дано право «определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации», в установленных пределах.

Отношения Правительства РФ и Банка России по обслуживанию государственного долга, в том числе по конкретным ценным бумагам, определены в целом ряде статей федерального закона (например, ст. 2 , 107 — 117, 120). Установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных кредитов) на 2000 год в сумме до 9 млрд долларов (ст. 122). Статьи 102 — 103 закона регламентируют обслуживание ценных бумаг, выпущенных в рамках реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты». Статья 107 практически продлевает возможность выпуска «бобров» ЦБ РФ до 1 января 2001 года. Влияние Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» на рынок ценных бумаг отнюдь не ограничивается приведенными краткими заметками и заслуживает отдельного комментария.

Общие вопросы. Необходимо в первую очередь обратить внимание на ряд других федеральных законов, которые будут оказывать определяющее влияние на формирование экономической среды. Для всех предприятий - эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг важен Федеральный закон от 20.11.99 № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ РФ) и фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год». Этот закон вступил в силу со дня официального опубликования («Российская газета», 23.11.99). Для работодателей - организаций тарифы страховых взносов в ПФ РФ установлены в размере 28%, в ФСС РФ - в размере 5,4%, в ГФЗ РФ - в размере 1,5%. Отдельные условия, исключения и льготы предусмотре-

ны для ряда категорий плательщиков (предприятий сельского хозяйства, авиации, индивидуальных предпринимателей, организаций, использующих труд инвалидов).

Специального комментария заслуживает определяющий для финансовой системы страны Федеральный закон от 20.11.99 № 204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Он вступил в силу со дня официального опубликования («Российская газета», 23.11.99), за исключением тех положений, для которых статьей 5 указанного закона установлены иные сроки вступления в силу. Основные изменения и дополнения в указанном документе направлены на регулирование деятельности страховых организаций, являющихся дочерними по отношению к иностранным организациям либо имеющих долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%. Установлено, например, что «лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации». Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если инвестор не менее 15 лет является страховой организацией в соответствии с законодательством соответствующего государства и не менее 2 лет участвует в деятельности страховых организаций на территории РФ. Оплата иностранными инвесторами долей в уставном капитале страховых организаций осуществляется исключительно в денежной форме в валюте РФ. Минимальный размер оплаченного уставного капитала для страховщиков с иностранным капиталом установлен в среднем в 8 раз больше, чем для остальных страховых организаций. Для увеличения размера уставного капитала за счет иностранных инвесторов, а также в случаях продажи своих акций иностранным инвесторам организация обязана получить предварительное разрешение органа по надзору за страховой деятельностью.

25.11.99 был подписан Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц». С 1 января 2000 года вводится новая трехуровневая шкала подоходного налога:

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году (руб.) Ставка налога

До 50 000 12%

От 50 001 до 150 000 6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 руб.

От 150 001 и выше 26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

штшттиштвшяштшшштшттттштттшттяввяяттттятке

Из приведенных данных следует, что наибольшие выгоды из новой шкалы извлекают высокооплачиваемые работники. Поскольку накопления домохозяйств являются одним из главных источников внутреннего кредита, документ в долгосрочном плане может оказать благоприятное воздействие на общий инвестиционный климат. Тем более, что имеются некоторые признаки восстановления интереса населения к ценным бумагам. Так, Московское отделение ФКЦБ считает, что за последний год доля операций физических лиц на фондовом рынке Москвы выросла с 1 до 10%. Сейчас в столице операции с ценными бумагами для частных лиц проводят 60 кредитных организаций, 84 инвестиционные компании, 11 паевых инвестиционных фондов. Общее число граждан - их клиентов превысило 10 тыс. человек, а объем операций - 3 млрд руб.

Постановлением правительства от 12 ноября 1999 года № 1249 утверждено»«Положение о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости». Согласно этому Положению государственные гарантии предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе на срок не более 5 лет. Конкурс инвестиционных проектов проводит Комиссия по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации. Организация, желающая участвовать в конкурсе на получение государственных гарантий, должна направить в адрес Министерства экономики РФ пакет документов, представляющий собой список из 25 наименований.

К рассмотрению принимаются бизнес-планы претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и источники возврата в срок кредита с начисленными на него процентами. При этом для реализации инвестиционного проекта претендент должен предоставить собственные средства, составляющие не менее 20% стоимости инвестиционного проекта, а по инвестиционным проектам стоимостью более 50 млн долларов США - не менее 10% его стоимости. Государственные гарантии предоставляются под инвестиционные проекты претендентов, полностью выполняющих текущие обязательства перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, не имеющих просроченной кредиторской задолженности и не имевших убытков в течение последних трех лет.

В случае необходимости выполнения обязательств, вытекающих из государственной гарантии, Министерство финансов РФ в недельный срок со дня получения заключения комиссии перечисляет средства на корреспондентский счет кредитора для возмещения долга по кредитному договору, обеспеченного государственной гарантией. Возмещению подлежит сумма долга без начисленных на нее процентов, пеней и штрафов. При этом креди-

тор в 3-дневный срок со дня исполнения государственной гарантии должен передать в Минфин РФ документы, удостоверяющие требование к должнику. Для защиты интересов государства Министерство финансов Российской Федерации обязано в месячный срок после реализации государственной гарантии принять меры по исполнению органом исполнительной власти соглашения о контр гарантии. Средства, полученные Минфином РФ при удовлетворении требований к заемщику, возвращаются в Бюджет развития Российской Федерации.

Письмо ЦБР от 2 ноября 1999 года № 307-Т «О проведении проверок деятельности арбитражных управляющих» определило порядок продления аттестата арбитражного управляющего, выдаваемого сроком на шесть месяцев. Для продления аттестата арбитражные управляющие направляют в центральный аппарат или территориальное учреждение Банка России заявление на продление аттестата, которое рассматривается аттестационной комиссией. При рассмотрении вопроса о продлении срока действия аттестата принимают во внимание:

• добросовестное исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей, отсутствие нарушений законодательства о несостоятельности, а также обоснованных жалоб со стороны кредиторов;

• соблюдение арбитражными управляющими требований по ежемесячному представлению в Банк России бухгалтерской и статистической отчетности ликвидируемой кредитной организации.

Проверка деятельности арбитражных управляющих может проводиться с выходом на его рабочее место и оформляться актом с указанием конкретных нарушений при их наличии.

Валютный рынок. Для использования в практической работе несомненный интерес представляют новые документы Банка России. «Положение о порядке проведения отдельных валютных операций» от 14.10.99 № 93--П устанавливает порядок проведения юридическими и физическими лица-ми-резидентами, включая уполномоченные банки-нерезиденты, валютных операций при возврате кредита (займа), аванса (предоплаты), денежных средств из общего имущества участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и из доверительного управления («Финансовая газета», № 47). Указание от 01.11.99 № 670-У «О внесении изменений в указание Банка России «О порядке составления и предоставления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» изменило форму отчетности № 701 «Отчет уполномоченных банков о проведении конверсионных операций» и «Порядок составления и представления отчета о

конверсионных операциях». Указание ЦБ РФ от 03.11.99 № 673-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 12.05.98 № 29-П «О консолидированной отчетности кредитных организаций», в частности, модернизировало форму № 804 «Отчет об открытых валютных позициях». (Два последних документа опубликованы в газете «Финансовая Россия», № 43.)

С 1 января 2000 года вступила в силу новая Инструкция Банка России и Государственного таможенного комитета РФ от 13.10.99 № 86-И, № 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров». Определены требования к оформлению паспортов сделок, таможенному оформлению экспорта, банковскому контролю за поступлением выручки («Экономика и жизнь», № 48).

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) с 27 декабря снизила размер минимального лота на торгах в СЭЛТ. На торгах долларом США он сокращен со 100 тыс. долл до 1 тыс. долл, на торгах по евро — с 10 тыс. евро до 1 тыс. евро. По сообщению информационно-аналитической службы ММВБ, это сделано для унификации размеров лотов в ЕТС и на дневной сессии.

Вступило в силу Указание Банка России от 29.11.99 № 690-у «О внесении изменений в Положение Банка России «О порядке регистрации обменных пунктов уполномоченных банков» от 10 мая 1994 года № 22. Согласно документу банк обязан в день, следующий за днем издания приказа по банку об открытии обменного пункта, начать совершение валютнообменных операций и одновременно направить в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения банка заявление о регистрации обменного пункта по указанному в заявлении адресу. Заявление отправляется заказной почтой с уведомлением отправителя о вручении получателю почтового отправления.

Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1999 года № 1524 утверждено Положение об Алмазном фонде Российской Федерации. Согласно этому постановлению Алмазный фонд РФ является составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение. Алмазный фонд РФ неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду. Ответственность за сохранность Алмазного фонда возлагается на Министерство финансов РФ. Зачисление ценностей в Алмазный фонд производится по решению Правительства Российской Федерации. Ценности Алмазного фонда РФ могут быть использованы исключительно в целях

экспонирования или научного изучения в Российской Федерации и за ее пределами. Право на воспроизведение ценностей Алмазного фонда Российской Федерации с использованием полиграфических, кинематографических, телевизионных и других средств предоставляется исключительно по разрешению Минфина России.

Денежный рынок. Банк России продолжил осуществление мер, направленных на укрепление платежной и налоговой дисциплины. Опубликовано письмо ЦБ РФ от 08.10.99 № 292-Т «О применении мер воздействия к кредитным организациям, не обеспечивающим своевременного перечисления средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды» («Финансовая Россия», № 41).

На период по 1 января 2001 года продлено действие указания ЦБ Российской Федерации от

27.03.98 № 192-У «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков». Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направило на места письмо от 09.11.99 № ФС-6-09/899 «О зачислении налогов и сборов в иностранной валюте». Сообщается, что в соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от

09.07.99 № 154-ФЗ) обязанность по уплате налога иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, может исполняться в иностранной валюте. Дается номер счета Главного управления федерального казначейства Минфина России, открытого во Внешторгбанке.

ЦБ РФ выпустил указание от 02.11.99 № 671 -У «О внесении изменений и дополнений в инструкцию Банка России от 01.10.97 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». В частности, приложение 1 «Расшифровка отдельных балансовых счетов для расчета обязательных нормативов» к этой инструкции дополнено новыми кодами. Указание вступает в силу, начиная с отчетности на 1 декабря 1999 года. На регистрацию в Минюст РФ поступил приказ Минфина России от 03.11.99 № 70н «Об утверждении порядка присвоения государственного регистрационного номера выпускам облигаций Центрального банка Российской Федерации». Опубликован («Экономика и жизнь», № 47) приказ Минфина России от 30.09.99 № 64н «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет».

Правительство РФ приняло постановление от 23.11.99 № 1284 «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 года № 750 «О мерах по сокращению расходов на обслуживание кредитов

и обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий» («Российская газета», 26.11.99). Со дня официальной публикации документа Пенсионному фонду РФ было разрешено до вступления в силу Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год» осуществлять выпуск собственных ценных бумаг (векселя, облигации) на сумму до 15 млрд руб. («Российская газета», 26.11.99).

Банк России принял указание от 02.12.99 № 691-Н «О внесении изменений и дополнений в письмо Банка России от 14.10.97 № 529 «Об изменении формата платежного поручения и порядке его заполнения». В приложениях к этому документу дается новая форма платежного поручения. Подробно указывается, какая информация расписывается по графам, расстояние между сроками подписей, размер полей. Указание вступает в силу с 15.02.2000. Вместе с тем в тексте документа (п. 2) отмечено, что «платежные поручения, представляемые на типографских бланках, изготовленных без учета изменений, внесенных настоящим Указанием, принимаются кредитными организациями, филиалами кредитных организаций и подразделениями расчетной сети Банка России до исчерпания их запасов. Платежные поручения, изготовленные с применением ЭВМ, с 15.02.2000 будут приниматься кредитными организациями, филиалами кредитных организаций и подразделениями расчетной сети Банка России, только если они изготовлены с учетом изменений, внесенных настоящим Указом».

Подводя итоги 1999 года на денежном рынке, аналитики указывают на ряд признаков восстановления банковской системы страны. По данным ЦБ Российской Федерации, по состоянию на 01.12.99 на территории России действовало 1363 кредитных организации (на 01.01.99 их было 1476). В 1999 году отозвано более 100 лицензий (в 1998 году — 229, 1997 — 334). По оценкам ЦБ Российской Федерации, по состоянию на сентябрь 1999 года доля финансово устойчивых банков с начала года увеличилась с 66 до 77%. Если с августа 1998 года по март 1999 года совокупный капитал банковской системы сократился со 102,1 до 42,2 млрд руб., то в октябре 1999 года он удвоился и достиг 86 млрд руб. По данным Банка России, сумма средств, размещенных на депозитах до востребования в российских кредитных организациях, увеличилась за 9 месяцев текущего года на 40%, превысив 200 млрд руб. Еще больший прирост зафиксирован по срочным и сберегательным депозитам в рублях — на 60%. Срочные и сберегательные депозиты в иностранной валюте возросли за три квартала 1999 года на 27,5%. Как событие последних дней 1999 года все информационно-аналитические агентства отметили увеличение уставного капитала Внешторгбанка до 22,1 млрд руб. Отмечается, что сейчас в России по этому показателю ВТБ уступает

лишь Сбербанку РФ, а по коэффициенту достаточности капитала, рассчитанному по международным стандартам бухгалтерского учета, ВТБ выполняет нормативы, установленные в западноевропейских странах.

11 января 2000 года Совет директоров ЦБ РФ установил новые нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России:

- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - в размере 10%;

- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации — в размере 7%.

Доперечисление средств в обязательные резервы должно быть закончено кредитными организациями до 18 января 2000 года включительно. При наступлении сроков, установленных кредитным организациям для представления бухгалтерского баланса за декабрь отчетного года в составе годового бухгалтерского отчета в соответствии с указанием Банка России от 25.12.98 № 452-У «О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, представляемой в рамках надзора» (с учетом изменений и дополнений), кредитные организации повторно (одновременно с балансом) представляют расчеты регулирования размера обязательных резервов на 1 января 2000 года для проведения регулирования.

Государственные ценные бумаги. Определенное влияние на рынок ОФЗ оказало постановление Правительства РФ от 13.10.99 № 1152 «О порядке инвестирования в 1999 году свободных средств Фонда специального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в государственные ценные бумаги» («Экономика и жизнь», № 43). Установлено, что указанные фонды «самостоятельно принимают решения об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги», но вкладывают в эти фондовые ценности не менее 30% свободных средств.

Ближе к концу года были опубликованы два весьма важных документа, регулирующих завершение работы по реструктуризации ГКО. Распоряжение Правительства РФ от 20.11.99 № 1904-р («Российская газета», 25.11.99) продлило до 27 декабря 1999 года новацию по ГКО - ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99, выпущенными в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 года. Новация продолжалась на условиях, определенных распоряжением Правительства РФ от 12.12.98. Постановление Правительства РФ от 20.11.99 № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств,

находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С» утвердило основные условия осуществления таких инвестиций. ЦБ РФ рекомендовано принять нормативные акты, разрешающие использование средств на счетах типа «С» в указанных целях и установить по согласованию с МФ РФ лимиты таких инвестиций. Установлено также, что инвестиции производятся в соответствии с заявками, согласованными в Минфине и Минэкономики России. Определены главные ограничители указанных капиталовложений:

«- доля средств со специальных счетов нерезидентов типа «С», используемых в целях осуществления плана закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных на территории Российской Федерации юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Российской Федерации, должна составлять не менее 70 процентов (в приоритетном порядке рассматриваются планы, в которых эта доля составляет 100 процентов);

- иностранный инвестор берет на себя обязательство до истечения 3 лет с даты использования средств со специального счета нерезидента типа «С» на осуществление прямых инвестиций или предоставление кредита перечислить денежные средства в рублях в размере не менее первоначально использованной суммы на специальный счет нерезидента типа «С» в случае уступки (продажи) прямых инвестиций за рубли или погашения кредита рублями» («Экономика и жизнь», № 48).

Региональные рынки ценных бумаг, субфедеральные займы. Немало интересного происходит на рынке субфедеральных ценных бумаг. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.99 № 1988-р Минфину России, в частности, поручено для оказания помощи сельскохозяйственным производителям в ликвидации последствий засухи, весенних заморозков и других стихийных бедствий в 1999 году направить субъектам Российской Федерации на погашение задолженности по находящимся в федеральной собственности облигациям, выпущенным субъектами РФ в счет задолженности перед федеральным бюджетом по товарному кредиту на нефтепродукты, полученному в 1996 году, и задолженности по купонному доходу на них, на сумму 414,7 млн рублей. Администрация Нижегородской области успешно завершила переговоры с держателями трехлетних еврооблигаций о продлении срока погашения до 2005 года. По сообщению международного рейтингового агентства Fitch IBCA, шансы г. Москвы погасить свои еврооблигации со сроком погашения в мае 2000 года выросли после того, как правительство города досрочно выкупило 44% выпуска на сумму 219,3 млн долларов по номиналу.

В целях «совершенствования защиты прав и законных интересов инвесторов, усиления госу-

дарственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг и в развитие направленных на это мер, предусмотренных целевой программой по предупреждению преступлений и правонарушений на финансовом и фондовом рынках Московского региона, принято распоряжение мэра Москвы от 28.12.99 № 1514 «О мерах по контролю в процессе лицензирования за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг» (опубликовано в газете «Деловая Москва, № 1 за 2000 год).

Администрация г. Санкт-Петербурга выплатила купонный доход по очередному полугодовому купону своих пятилетних евробондов на сумму 14,2 млн долл. Они были размещены в 1997 году, объем эмиссии составлял 300 млн долларов.

Корпоративные ценные бумаги. В ноябре 1999 года — январе 2000 года этот сегмент рынка начал очередной виток спекулятивного подъема. На стабильно высоком уровне (более $25 за баррель) оставались цены на отечественную нефть на мировых рынках. Аналитики указывают, что ускорение экономического развития США, стран Европы и Юго-Восточной Азии во второй половине 1999 года формирует благоприятную среду для российского сырьевого экспорта; подорожают, в частности, алюминий, никель, медь.

В связи с этим в ожидании неминуемого подъема многие крупнейшие эмитенты прорабатывают стратегию и тактику своей деятельности на фондовом рынке на перспективу. Так, ОА «Газпром» утвердило программу работы с акциями компании на 2000 год и на период до 2003 года. По данным пресс-службы, программа в первую очередь направлена на повышение инвестиционной привлекательности акций «Газпрома», ликвидности внутреннего и внешнего рынка акций и на увеличение рыночной капитализации газового концерна.

При прогнозировании возможной динамики курсовой стоимости акций крупнейших эмитентов («естественных монополий») важно учитывать вопросы ценообразования на их продукцию и услуги. Рекомендуем познакомиться с документами, которые направлены на повышение эффективности работы предприятий-эмитентов. На стимулирование нефтедобычи направлено постановление Правительства РФ от 01.11.99 № 1213 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях». Документом установлена система освобождений по регулярным платежам, отчислениям на воспроизводство МСБ и акцизам («Российская газета», 12.11.99), на которые повышены ввозные пошлины. Постановление Правительства РФ № 1274 от 20.11.99 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года № 798» определило отменить вывозные таможен-

ные пошлины на изделия из меди и никеля («Российская газета», 25.11.99). Значительно улучшились перспективы АО «Норильский никель» — Федеральный закон от 02.01.2000 № 27-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О первоочередных мерах в области бюджетной политики» устранил препоны на пути экспорта российских платины и палладия, в которых испытывает дефицит мировой рынок.

ЦБ РФ принял указание от 15.11.99 № 678-У «О внесении изменений и дополнений в указание Банка России «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям - резидентам на осуществление эмиссии предоплачен-ных финансовых продуктов». Установлено, в частности, что эмиссия не регистрируется, «если кредитная организация не выполняет обязательных резервных требований, имеет просроченные денежные обязательства перед Банком России» («Финансовая Россия», № 44).

Для практической работы заслуживают внимания три новых документа Федеральной комиссии по ценным бумагам. В частности, вышло постановление ФКЦБ России от 06.10.99 № 8 «О признании утратившим силу постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23 ноября 1998 года № 52 «Об утверждении положения о порядке приостановления и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» («Финансовая Россия», № 43).

ФКЦБ направила на места письмо от 26.10.99 № АК-02/5586 «О новой версии электронной анкеты для заполнения квартального отчета». Разработана новая версия электронной анкеты, предназначенная для подготовки квартального отчета об осуществлении брокерской, дилерской деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по управлению ценными бумагами. В документе отмечается, что «к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, представившим недостоверную или неполную информацию, ФКЦБ России будет применять меры воздействия в виде наложения штрафов, приостановления действия и аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» («Финансовая Россия», № 43).

Вступило в силу постановление ФКЦБ от 30.09.99 № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ». Важно отметить, что если АО осуществило размещение своих акций путем открытой подписки, то оно представляет списки ежеквартально, не позднее 30 дней после окончания каждого отчетного года. Нарушение акционерным обществом требований постановления влечет за собой наложение штрафа до 10 тысяч МРОТ, а на его должностных лиц - до 200 МРОТ. Данные меры ответственности применяются на основании статьи 12 Федерально-

го закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Ожидается, что бум на рынке «голубых фишек» неизбежно потянет за собою повышение спроса на ценные бумаги «второго эшелона», на акции средних и небольших предприятий. В связи с этим необходимо учитывать два важных документа, регулирующих управление государственной собственностью, которые приняло Правительство РФ. Постановлением от 06.12.99 № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» определен порядок анализа деятельности таких предприятий Мингосимуществом РФ, отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти предприятия, и подготовки предложений по их реорганизации, созданию на их базе акционерных обществ, продаже предприятий или преобразовании в федеральные казенные предприятия. Эту работу предполагается завершить подготовкой соответствующих предложений в мае 2000 года для Правительства РФ. Постановление Правительства России от 09.12.99 № 1366 «О передаче федеральных государственных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» определило, что в ка-

честве имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в собственность субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 41 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год», могут выступать федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы. При передаче предприятий в собственность субъектов Российской Федерации размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам Федерации, уменьшается на сумму стоимости передаваемых предприятий, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Минфину России поручено обеспечить проведение расчетов с субъектами Российской Федерации на основании договоров о передаче предприятий в собственность. Стоимость предприятий, переданных субъектам Российской Федерации при условии уменьшения размера средств, перечисляемых из федерального бюджета субъекту Российской Федерации, подлежит учету как доходы федерального бюджета от имущества, находящегося в государственной собственности, и как расходы федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджет этих субъектов Российской Федерации средствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.