Научная статья на тему 'Финансовый рынок Узбекистана: развитие в условиях либерализации'

Финансовый рынок Узбекистана: развитие в условиях либерализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1283
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / БАНКИ / БИРЖИ / СТРАХОВАНИЕ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлдашева Е.И.

Республика Узбекистан имеет огромный ресурсный потенциал: занимает четвертое место в мире по запасам золота, десятое по запасам меди, седьмое место по добыче урана и т.д. Сегодня, как и много лет назад, Узбекистан попадает в самый центр мировых экономических интересов, благодаря своему уникальному месторасположению в самом сердце Центральной Азии. Особое значение изучение финансового рынка Узбекистана имеет для России в рамках исторически сложившихся направлений сотрудничества. Среди них ярче всего выделяются торговля и перераспределение трудовых ресурсов. Для более эффективного развития этих отношений необходимо глубже понимать все внутренние инфраструктурные процессы обеих стран, одним из важнейших сегментов которых и является финансовый рынок. В настоящей работе рассмотрены перспективы развития отдельных сегментов финансового рынка Узбекистана и даны рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок Узбекистана: развитие в условиях либерализации»

Финансовый рынок Узбекистана: развитие в условиях либерализации

Юлдашева Екатерина Исомиддиновна

аспирант Департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, yuldasheva.yekaterina@gmail.com

Республика Узбекистан имеет огромный ресурсный потенциал: занимает четвертое место в мире по запасам золота, десятое по запасам меди, седьмое место по добыче урана и т.д. Сегодня, как и много лет назад, Узбекистан попадает в самый центр мировых экономических интересов, благодаря своему уникальному месторасположению в самом сердце Центральной Азии. Особое значение изучение финансового рынка Узбекистана имеет для России в рамках исторически сложившихся направлений сотрудничества. Среди них ярче всего выделяются торговля и перераспределение трудовых ресурсов. Для более эффективного развития этих отношений необходимо глубже понимать все внутренние инфраструктурные процессы обеих стран, одним из важнейших сегментов которых и является финансовый рынок. В настоящей работе рассмотрены перспективы развития отдельных сегментов финансового рынка Узбекистана и даны рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, финансовый рынок, банки, биржи, страхование, сценарии развития

Развитие финансового рынка зависит от многих макро- и микроэкономических факторов. Для создания обоснованного прогноза развития финансового сектора как составной части национальной экономики необходим учет всех взаимосвязей этого сектора с остальными, наряду с учетом взаимосвязей внутри самого сектора. При этом простой трендовый анализ не является достаточно репрезентативным.

Однако, отсутствие большого количества подтвержденной статистической информации не позволяет воспользоваться другими математическими инструментами прогнозирования. В таблице 1 приведен прогноз МВФ, относительно основных макроэкономических показателей Узбекистана до 2023 года. Ожидается умеренный рост объемов ВВП и инвестиций, чуть больший рост должны показать сбережения, которые будут расти меньшими темпами чем инфляция. Рост экспорта к 2023 году должен опередить рост импорта, при этом сальдо текущих операций будет закрыто со знаком «минус». Доходы государственного сектора будут уменьшатся по отношению к ВВП за счет приватизации части государственных активов. Для покрытия дефицита бюджета будет увеличиваться уровень государственного долга.

Приведенный сценарий развития национальной экономики для целей настоящей работы принят за базовый. Спрогнозированы пять сценариев развития сегментов финансового рынка:

1. Оптимистичный сценарий - темпы роста сегмента рынка равны максимальным за рассматриваемый период. Экономика страны показывает стабильный рост по всем отраслям промышленности и сферы услуг. Курс USD/UZS имеет минимальную вола-тильность.

2. Базовый сценарий - темпы роста сегмента рынка равны средним за рассматриваемый период. Предполагается вышеописанный базовый сценарий развития экономики. Курс USD/UZS имеет незначительную волатильность.

3. Пессимистичный - темпы роста сегмента рынка равны минимальным за рассматриваемый период. В экономике страны происходят негативные процессы, замедляются темпы роста ВВП, уменьшается товарооборот с зарубежными партнерами. Курс доллара по отношению к суму начинает расти.

4. Кризисный - темпы роста сегмента рынка вдвое меньше минимальных за рассматриваемый период. В экономике страны происходят кризисные процессы, закрываются границы, снижаются темпы роста ВВП. Узбекский сум обвалился по отношению к доллару США.

5. Возврат к плановым темпам роста - темпы роста сегмента рынка равны 130% в год. Подобный тренд был заметен во многих сегментах экономики Узбекистана вплоть до 2015 года. Тенденция была связана с устанавливаемыми государством плановыми показателями эффективности институтов.

1. Сценарии развития банковской системы Узбекистана.

Банковская система Узбекистана, как наиболее развитая и интегрированная в национальную экономику больше всего подвержена влиянию внешних и внутренних макроэкономических факторов. При реализации базового сценария развития экономики объемы банковских активов покажут умеренный рост и не достигнут уровня 2017 года в долларовом выражении (в 2017 году, произошла либерализация валютного курса, в связи с чем все показатели финансового рынка, выраженные в иностранной валюте, упали в несколько раз).

Наиболее оптимистичным вариантом развития отрасли является возврат к плановым темпам роста (рисунок 1), однако, отсутствие объективных экономических предпосылок делает этот сценарий маловероятным. К такому сценарию могли бы привести крупномасштабные структурные реформы, появление новых крупных зарубежных игроков или возврат к более директивной модели регулирования.

Более реалистичным выглядит оптимистичный сценарий развития этого сегмента рынка, который может быть реализован за счет структурных изменений финансового рынка в среднесрочной перспективе, появления новых и совершенствования существующих инструментов на рынке.

О £

ю

5

9

2 а

9

«

сэ

см

£

Б

а

2 ©

2. Сценарии развития банковской системы Узбекистана

Фондовый рынок Узбекистана является не самым развитым сегментом финансового рынка. Оборот на фондовой бирже во многом зависит от регулирующих органов. Приход иностранных инвесторов на рынок в 2018 году спровоцировал кратное увеличение темпов роста, их сохранение на протяжении нескольких лет может привести к смене значимости сегментов финансового рынка Узбекистана (рисунок 2).

Подобное развитие фондового рынка может быть реализовано только при условии интеграции с мировыми финансовыми институтами, развитием рынка производных финансовых инструментов, увеличением ликвидности рынка акций за счет увеличения капитализации национальных компаний и регулярного выпуска государственных долговых ценных бумаг. Реализация подобного подхода в среднесрочной перспективе кажется маловероятной.

Как и в случае с банками, наиболее вероятным кажется базовый сценарий развития с умеренным темпом роста. Такой сценарий будет реализован органично в соответствии с прогнозируемыми темпами роста национальной экономики.

Из-за того, что УзРТСБ является намного более интегрированной в мировой рынок за счет экспортных торгов и торгов в свободно-конвертируемой валюте, либерализация валютного курса значительно отразилась на оборотах биржи. Еще одним фактором послужила отмена обязательств по проведению государственных закупок через биржевую площадку.

Поэтому при прочих равных условиях за базовый вариант развития биржи стоит принять оптимистический сценарий, при котором объемы торгов постепенно приблизятся к уровню 2014 года (рисунок 3). Такой вариант развития является реализуемым, за счет прогнозируемого роста экспорта.

Наиболее оптимистичным является сценарий возврата к плановым показателям. Пессимистичный и кризисный сценарии возможны только при отмене позиционирования площадки в качестве единой торговой системы для наиболее значимых товаров. На сегодня биржа исполняет также парораспределительную роль по таким социально-значимым товаром как хлопковое масло, шрот, шелуха, газ, топливо, уголь и так далее. К торгам подобными товарами допускаются

Таблица 1

Основные экономические показатели Узбекистана. Прогноз МВФ до 2023 года. Источник: International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2018

Покашель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

ВВП в постоянных 1135,7 1195,9 1255,7 1318,5 1391,0 1474,4 1562,9 1656,7

ценах, национальная

валюта

ВВП в постоянных 7,8 5,3 5,0 5,0 5,5 6,0 6,0 6,0

ценах, процентное

изменение

ВВТ r текущих ценах, 67,1 48,8 43,3 51,3 55,3 58,7 62,2 66,0

доллары США

ВВП поППС, текущие 207,9 223,0 239,6 257,0 276,3 298,3 322,1 348,0

цены

ВВП поППС надушу 6097,2 6311,3 6518,0 6793,4 7080,9 7438,7 7815,3 8211,5

населения, постоянные

цены

Инвестиции, процент от 24,8 29,2 32,2 33,3 35,6 37,2 38,3 39,2

ВВП

Сбережения, процент от 25,4 32,7 31,7 31,9 33,2 34,5 35,7 36,6

ВВП

Инфляция, средние 3818,2 4297,2 5123,8 5889,6 6632,1 7297,0 7898,5 8499,5

потребительские цены

Импорт, процентное 3,3 -0,7 26,4 6,1 6,7 4,6 4,2 4,4

изменение

Экспорт; процентное -14,2 9,9 18,5 6,5 4,8 3,9 4,5 4,7

измерение

Население, миллионов 31,6 32,1 32,7 32,9 33,3 33,6 33,9 34,2

человек

Доходы 31,3 29,8 30,6 26,9 27,2 27,1 27,0 26,9

государствеиного

секторе, процент от ВВП

Чистое тосударстнениое 0,4 ■1.7 -1,6 -2,8 -2,5 -2,5 •2,6 -2,7

кредитовали е/занметвова

нне. процент от BBI1

Государственный долг. 10,5 24,3 19,2 21,7 22,3 23,0 23,6 24,3

процент от BBI 1

Сальдо текущих 0,6 3,5 -0,5 -1,5 -2,4 -2,7 -2,6 -2,6

операций, процент от ВВП

Прогноз объемов банковских активов

soooo 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 о

Л ,> Л Jo Л Л Л Л Л Л>

f # ¿p -r J>

4>- s>' 4>- sv s> s>" s>- 4V s>- 4>" 4> 4>

-Активы

---■Песаишашнып сценарий ----Кризисный сценарий

----Базовый сценарий

Oíпдмисг114ныи сценарии ----Возврат к плановым темпам роста

Рисунок 1. Прогноз объемов банковских активов до 2023 года [млн. долларов США] Источник: расчеты автора

отдельные аккредитованные брокеры, которые потом обязуются продать товары в определенных пропорциях различным махаллям и организациям.

3. Сценарии развития страховой системы Республики Узбекистан.

В связи с увеличением темпов роста объема страховых премий в 2017 году

совпали оптимистичный сценарий развития рынка и сценарий возврата к плановым темпам роста (рисунок 4). Базовый сценарий, как и в случае с УзРТСБ является менее вероятным, так как снижение объемов страховых премий представляется сомнительным в свете роста количества населения и появления но-

Рисунок 2. Прогноз объемов оборотов биржевых торгов на фондовом рынке до 2023 года [млн. долларов США] Источник: расчет автора

Рисунок 3. Прогноз объемов оборотов торгов на УзРТСБ до 2023 года [млн. долларов США] Источник: расчет автора

Рисунок 4. Прогноз объемов страховых премий до 2023 года [млн. долларов США] Источник: расчет автора

вых коммерческих инструментов на страховом рынке.

Пессимистичный вариант развития отрасли также маловероятен и возможен при монополизации страхового рынка,

что противоречит регулятивным тенденциям последних лет. Поэтому за базовый сценарий развития отрасли предлагается принять оптимистичный сценарий - продолжение бурного развития отрас-

ли, которая имеет достаточно большой потенциал роста. Очевидно, что для его реализации потребуется внесение ряда изменений в структуру рынка, например, открытия национальной перестраховочной компании.

В то же время оптимистичный вариант развития отрасли по отношению к страховым выплатам представляется невозможным. В 2017 году кратно возросли платежи по страховым случаям в связи с большим количеством рисковых инструментов в портфеле страховых компаний (рисунок 5). Представляется, что в ближайшие годы политика коммерческих компаний станет более сдержанной и в портфелях окажется меньше рисков на удержании.

Поэтому наиболее вероятным вариантом развития отрасли со стороны страховых выплат является базовый сценарий развития событий. Если коммерческим страховым компаниям удастся сохранить такое соотношение страховых премий и страховых выплат, то к 2023 году страховой сегмент займет значимое место среди институциональных инвесторов Узбекистана. При таком варианте развития событий для того, чтобы их инвестиционный капитал оставлялся в стране необходимо создать достаточное количество ликвидных финансовых инструментов с рыночной доходностью на внутреннем рынке.

4. Рекомендованные меры по развитию финансового рынка Узбекистана

Из проведенного анализа вариантов развития сегментов финансового рынка становится очевидно, что для гармоничного развития отрасли необходимо уделить внимание комплексному решению ряда проблем. Рекомендуется обратить внимание на нижеследующие ключевые рекомендации.

1. Совершенствование системы регулирования финансового рынка:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1. Систематизация законодательства в области регулирования финансовых рынков.

1.2. Выстраивание четкой структуры регулирования каждого из субъектов финансового рынка. Нивелирование дублирующих функций в различных регулирующих органах.

1.3. Приведение законодательства в соответствие с международными договорами, ратифицированными на территории республики Узбекистан.

2. Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг:

2.1. Пересмотр правоприменительной практики в пользу потреби-

© £

Ю

I

9

2 а

9

«

es

сч

£

Б

2 ©

телей финансовых услуг. Законы вышестоящего порядка должны соблюдаться в приоритете перед нормативно-правовыми актами регулирующих органов.

2.2. Уменьшение влияния государства на принятие решений физических и юридических лиц.

3. Повышение финансовой грамотности населения Узбекистана:

3.1. Создание/назначение ведомства, отвечающего за централизованное плановое повышение финансовой грамотности населения.

3.2. Проведение национального опроса с целью выявления уровня финансовой грамотности населения.

3.3. Создание и реализация дорожной карты по повышению уровня финансовой грамотности населения.

4. Повышение доступности финансовых услуг:

4.1. Разработка и внедрение единых стандартов кредитования.

4.2. Разработка и внедрение стандартов по обслуживанию лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных граждан.

4.3. Повышение уровня цифровиза-ции финансового сектора (см. п.7).

5. Повышение привлекательности финансового рынка:

5.1. Повышение прозрачности деятельности финансового рынка, раскрытие информации, внедрение международных статистических систем.

5.2. Внедрение Кодекса корпоративного управления в публичных акционерных обществах

5.3. Внедрение рыночных механизмов регулирования финансовых инструментов в противовес государственным.

5.4. Допуск международных компаний на национальный рынок.

6. Повышение квалификации лиц, деятельность которых связана с финансовым рынком:

6.1. Приглашение зарубежных представителей для обучения профессиональных участников рынка и регулирующих органов.

6.2. Введение публичных экзаменов и аттестаций для лиц, занимающих ключевые позиции в институтах финансового рынка.

6.3. Интеграция образовательных учреждений финансового профиля с ведущими зарубежными организациями. Приглашение зарубежной профессуры, внедрение передовых методик обучения, повышение квалификации национальных преподавательских кадров.

Рисунок 5. Прогноз объемов страховых выплат до 2023 года [млн. долларов США] Источник: расчет автора

7. Создание условий для цифрови-зации финансового рынка:

7.1. Создание механизма и правовых условий для внедрения удаленной идентификации.

7.2. Введение единого порядка электронного взаимодействия с финансовыми организациями.

7.3. Введение единых и открытых стандартов подачи и публикации отчетности финансовыми организациями. Ведение единой информационной базы по основным показателям финансового рынка.

7.4. Создание инфраструктуры мониторинга и реагирования на компьютерные атаки.

7.5. Обновление материально-технической базы институтов финансового рынка.

8. Развитие международного сотрудничества:

8.1. Продолжение работы с международными финансовыми организациями.

8.2. Создание трансграничных отношений Центрального депозитария, фондовой и валютной бирж.

8.3. Признание лицензий профессиональных участников рынка отдельных стран.

8.4. Заключение соглашений о сотрудничестве в части развития общего финансового рынка со странами ближнего зарубежья.

8.5. Вывод государственных и корпоративных ценных бумаг на биржи мирового значения.

9. Совершенствование механизмов, обеспечивающих стабильность финансового рынка:

9.1. Создание национальной перестраховочной компании.

9.2. Пересмотр стандартов контроля над деятельностью финансовых институтов в пользу международной практики.

9.3. Внедрение механизмов финансового оздоровления институтов финансового рынка.

При внедрении вышеуказанных рекомендаций необходимо учитывать следующие риски:

1. Наиболее серьезными рисками для реформирования узбекского финансового рынка являются риски межведомственного взаимодействия. Для их снижения необходимо провести предварительную работу по устранению дублирующих функций в различных ведомствах.

2. Макроэкономические риски связаны в основном с тенденциями развития мировых финансовых рынков и имеют меньшее значение, чем первые, в связи с малой степенью интеграции на мировой финансовый рынок. Для их снижения особое внимание стоит уделить обеспечению устойчивости национального рынка и развитию отечественной экономики.

3. Риски ресурсного обеспечения в основном связаны с нехваткой кадрового потенциала среди специалистов финансового рынка Узбекистана. Для их снижения необходимо привлечение зарубежных специалистов во все сферы деятельности отрасли.

4. Геополитические факторы на сегодняшний день оказывают огромное воздействие на международное сотрудничество. Для снижения геополитических рисков необходимо отбирать наиболее надежных зарубежных партнеров.

В целом финансовый рынок Республики Узбекистан гармонично развивается в сторону интеграции с мировым финансовым рынком. Наиболее развит на

данный момент банковский сегмент, но большие перспективы существуют у страхового и фондового рынков. Определенные ограничения, затормаживающие его развитие возможно преодолеть, реализовав комплексную программу по развитию и оздоровлению финансового рынка.

Литература

1. Фондовые рынки стран СНГ: состояние и перспективы интеграции: монография / И.А. Гусева [и др.] под ред. д-ра экон. наук, проф. Б.Б. Рубцова. Москва, 2015. - 192 с.

2. Юлдашева Е.И. «Финансовый рынок республики Узбекистан: сценарии развития» / Вопросы экономики и права №11 М.: 2017, с. 17-21.

3. Международный валютный фонд, база данных «Перспективы развития мировой экономики», октябрь 2018 года [Электронный ресурс] URL: https:// www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/ 02/weodata/index.aspx (дата обращения 05.01.2019).

4. Официальный сайт Министерства финансов Узбекистана [Электронный ре-

сурс] URL:https://www.mf.uz (дата обращения 10.01.2019).

5. Официальный сайт Республиканской фондовой биржи «Тошкент». [Электронный ресурс] URL: https://www.uzse.uz/ abouts (дата обращения 09.01.2019).

6. Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан [Электронный ресурс] URL: http://www.cbu.uz (дата обращения 03.01.2019).

7. Официальный сайт Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи. [Электронный ресурс] URL: http:// www.uzex.uz (дата обращения 10.01.2019).

Financial market of Uzbekistan: development

in case of liberalization Yuldasheva E.I.

Financial University under the Government of

Russian Federation Republic of Uzbekistan has a huge resource potential: it ranks fourth place in terms of gold reserves. Today, like many years ago, Uzbekistan is founds in center of world economic interests, thanks to its unique local distribution in the heart of Central Asia. Trade and redistribution of labor resources are the most important thinks concerning relations between Uzbekistan and Russian Federation. It is necessary to deepen the understanding of all internal infrastructure processes for more effective development of these relations. In

this article, considered prospects of development of individual segments of the financial market of Uzbekistan and for its further improvement some recommendations have given.

Key words: Republic of Uzbekistan, financial market, banks, exchanges, insurance, scenarios of development References

1. Guseva I.A. Fondovie rinki stran SNG: sostoyaniye

i perspektivi integratsii [Security market of CIS countries: state and perspects of development]: monography /I.A.Guseva, M.M. Kudinova, P.U. Malishev, B.B. Rubtsov, A.P. Chigrinskaya, E.I. Yuldasheva; edited by Doctor of science, Economics, professor B.B. Rubtsov - Moscow: Publishers «Rusains», 2015. -192 p.

2. Yuldasheva E.I. Finansoviy rinok respubliki

Uzbekistan: scenario razvitiya [Financial market of the Republic of Uzbekistan: scenarios]/ Voprosi economiki I prava №11 M.: 2017, p. 17-21.

3. International Monetary Fund, World Economic

Outlook Database, October 2018 URL: https:/ /www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/02/ weodata/index.aspx

4. Official site of Ministry of Finance of the Republic

of Uzbekistan. Available from: https:// www.mf.uz

5. Official site of Republic stock exchange

«Tashkent». Available from: https:// www.uzse.uz/abouts

6. Official site of the Central bank of the Republic

of Uzbekistan. Available from: http:// www.cbu.uz/

7. Official site of Uzbek commodity exchange.

Available from: http://www.uzex.uz/

О

3

Ю

s

2 e

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.