Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА'

ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРИБЫЛЬ / ВЫРУЧКА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / FINANCIAL RESULT / PROFIT / REVENUE / PRIME COST / BUSINESS EXPENSES / MANAGEMENT EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шокумова Р.Е., Арипшева Д.А.

В статье рассматриваются в различных аспектах финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия ведущими экономистами, проводится анализ состава и структуры балансовой прибыли, горизонтальный и вертикальный анализ прибыли, дается оценка прибыли и приводятся предложения по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL RESULT AS OBJECT ASSESSMENT AND ANALYSIS

In article financial results of economic activity of the enterprise are considered by the leading economists in various aspects, the analysis of structure and structure of balance profit, the horizontal and vertical analysis of profit is carried out, an assessment of profit is given and suggestions for improvement of financial results of activity of the enterprise are given.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА»

46

Экономические науки

УДК 338.43:336(470.64)

финансовый результат как объект оценки и анализа

Шокумова Р. Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», г. Нальчик Е-mail: rameta77777@mail.ru

Арипшева Д. А., магистрант 2-го года обучения факультета экономики и управления, направление «Учет, анализ и аудит»,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», г. Нальчик

В статье рассматриваются в различных аспектах финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия ведущими экономистами, проводится анализ состава и структуры балансовой прибыли, горизонтальный и вертикальный анализ прибыли, дается оценка прибыли и приводятся предложения по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия.

Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, выручка, себестоимость, коммерческие расходы, управленческие расходы.

financial result as object of assessment and analysis

Shokumova R. E., сandidate of еconomic sciences, associate professor economy,

FSBEI HE «Kabardino-Balkarsky the state agricultural university of V. M. Kokov», city of Nalchik

Е-mail: rameta77777@mail.ru

Aripsheva D. A., magistrant of the 2 nd year of training of Faculty of economics and Management, direction «Account, analysis and audit»,

FSBEI HE «Kabardino-Balkarsky the state agricultural university of V. M. Kokov», city of Nalchik

In article financial results of economic activity of the enterprise are considered by the leading economists in various aspects, the analysis of structure and structure of balance profit, the horizontal and vertical analysis of profit is carried out, an assessment of profit is given and suggestions for improvement of financial results of activity of the enterprise are given.

Key words: financial result, profit, revenue, prime cost, business expenses, management expenses.

Для каждого хозяйствующего субъекта получение финансового результата означает признание рынком, результатов его деятельности в форме продукции, работ или услуг. При этом конечным финансовым результатом выступает сальдо результата от реализации и расходов, понесенных им для его получения. Для государства составляющим элементом в финансовых результатах являться налог. Конечный финансовый ре-

зультат для собственника представляет собой часть прибыли после налогообложения.

С разной степенью детализации и в различных аспектах рассматриваются финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия ведущими экономистами.

О. В. Ефимова считает, что «финансовый результат — это прибыль». Но в то же время она отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают

собственники», и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов» [1, с. 28].

Толкачева Н. А. дает наиболее емкое определение: «Под финансовым результатом она понимает прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка» [6, с. 55].

Г. В. Савицкая отмечает, что «финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности»: «прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции» [5, с. 302].

В. В. Ковалев считает: «что в процессе анализа финансовых результатов важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов» [2, с. 284].

Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности. Основной аппарат - жестко детерминированные факторные модели, которые широко применяются и в западной учетно-аналитической практике.

И. В. Липсиц в учебнике «Ценообразование (управление ценообразованием в организации)» отмечает: « что на современном этапе развития рыночных отношений для эффективного управления предприятием и рационального использования конечных финансовых результатов фирмы

необходимо не только изучение факторов, влияющих на коэффициенты рентабельности, но и умело организованная политика ценообразования» [4, с. 71].

А. П. Бобович, считая «управление товарным ассортиментом основным и одним из самых сложных процессов торговой деятельности, предлагает рассматривать его как комплекс функций управления, состоящий из планирования, организации и контроля формирования и реализации ассортимента. Широкий ассортимент товаров может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к росту товарных остатков и усложнению выбора товара покупателем» [7, с. 15].

Рассматривая точки зрения ученых экономистов, мы видим, что в основном определение финансового результата они сводят к понятию прибыли или убытка.

Нормальное функционирования организации это поддержание необходимого уровня прибыльности.

Таким образом, главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий -финансовый результат, который характеризуется увеличением суммы чистых активов, источником которого являются прибыль от основной, инвестиционной, финансовой деятельности.

Для оценки уровня и динамики показателей бухгалтерской (балансовой прибыли) ООО «Зеленая Компания» рассмотрим следующую таблицу.

Таблица 1

Анализ состава балансовой прибыли

№ п/п Показатели Прошлый год 2017 г. Отчетный год 2018 г. Отклонение отчетного периода от прошлого (+,-) тыс. руб.

тыс. руб. тыс. руб.

1 Балансовая прибыль 125387 136304 -10917

2 в том числе: Прибыль (убыток) от продаж 208465 183382 -25083

3 Прибыль (убыток) от прочей деятельности (-9438) 5119 -4319

4 Внереализационные финансовые результаты -73640 -52197 -21443

48

Р. Е. ШОКУМОВА, Д. А. АРИПШЕВА

Балансовая прибыль в 2018 году составляет 136 304 тыс. руб., а в 2017 году составила 125 387 тыс. руб., что на 10 917 тыс. руб. меньше. При этом прибыль от продажи составил в 2018 году 183 382 тыс. руб., а в 2017 году предприятие получило прибыль в размере 208 465 тыс. руб., снижение составило 25 083 тыс. руб. Финансовые результаты от внереализационных доходов и расходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом уменьшились на 21 443 тыс. руб.

Прибыль от прочей деятельности в 2018 году составила 5119 тыс. руб. против убытка в 2017 году 9438 тыс. руб.

Расчеты свидетельствуют о хорошем финансовом положении компании, так как в целом наблюдается положительная тенденция по отношению к показателям прибыли.

В целом по предприятию наблюдается увеличение выручки от реализации по сравнению с прошлым годом на 205 570 тыс. руб. или на 16,6 %. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, что в свою очередь снизило прибыль от продажи продукции предприятия.

Так, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2018 году по сравнению

с 2017 годом увеличилась на 239 238 тыс. руб. и составила 1 245 551 тыс. руб. против 1 006 313 тыс. руб. в 2017 году.

В отчетном году по сравнению с базисным произошло сокращение коммерческих расходов на 943 тыс. руб. или на 4,8 %.

Прибыль от реализации продукции в 2018 году по сравнению с 2017 годом уменьшилась на 25 083 тыс. руб. или на 12,1 % и составила 183 382 тыс. руб.

Как следует из таблицы 4 к положительным изменениям в динамике прибыли можно отнести увеличение общей суммы прибыли до налогообложения на 10 917 тыс. руб. или на 8,7 % по сравнению с предыдущим периодом, а также ее составляющей чистой прибыли на 8560 тыс. руб. или на 8,8%.

К отрицательным изменениям в динамике прибыли можно отнести уменьшение валовой прибыли в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 33 668 тыс. руб. или на 14,3 %.

Прибыль от продаж в отчетном году по сравнению с предшествующим годом на 25 083 тыс. руб. или на 12,1 %, что объясняется увеличением издержек производства и обращения.

Таблица 2

Оценка прибыли (убытка) от реализации продукции (тыс. руб.)

№ п/п Показатели Базисный год (2017г.) Отчетный год (2018 г.) Отклонение (+,-) Отчетный год в % к базисному

1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 1241959 1447529 +205570 116,6

2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 1006313 1245551 +239238 123,8

3 Коммерческие расходы 19539 18596 -943 95,2

4 Управленческие расходы 7642 - - -

5 Прибыль от продаж 208465 183382 -25083 87,9

Таблица 3

Горизонтальный анализ прибыли ООО «Зеленая Компания»

Показатели Сумма, тыс. руб. Темп роста, %

2017 г. 2018 г. Изменение (+, -)

Прибыль (убыток) до налогообложения 125387 136304 +10917 108,7

В том числе:

Валовая прибыль 235646 201978 -33668 85,7

Прибыль (убыток) от продаж 208465 183382 -25083 87,9

Финансовый результат от прочих операций (83078) (47078) (36000) 56,7

Текущий налог на прибыль (21665) (29743) (8078) 137,3

Прочее (6043) (322) (5721) 5,3

Чистая прибыль (убыток) 97679 106239 +8560 108,8

Под финансовым результатом от прочих операций имеет место убыток, который имеет тенденцию к увеличению

Исходя из проведенного анализа, можно сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия:

- повысить конкурентоспособность продукции, то есть оптимизировать издержки производства и увеличить объем производства наиболее востребованных продуктов на основе повышения качества продукции, сбыта продукции;

- провести эффективную ассортиментную политику;

- выявить перерасход финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы и устранить их;

литература

1. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О. В. Ефимова. М.: Омега-Л, 2014. - 348 с.

2. Ковалев В .В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: Учебное пособие / В. В. Ковалев. М.: Проспект, 2011. -333 с.

3. Киреева, Н. В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н. В. Киреева. М.: Инфра-М, 2019. - 368 с.

4. Липсиц И. В. Ценообразование: учебник / И. В. Липсиц. 3-е изд, перераб. и доп. М.: Экономист, 2004. -448 с.

5. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс / Г. В. Савицкая. 4-изд, испр. М.: ИНФРА-М, 2009. -320 с.

6. Толкачева Н. А. Финансовый менеджмент: курс лекций / Н. А. Толкачева. М.: Директ-Медиа, 2014. -144 с.

7. Бобович А. П. Управление ассортиментом товаров в розничных торговых предприятиях // Вестник государственного экономического университета. Минск, 2005. № 5/6. С. 28.

- систематический контроль над работой оборудования и своевременная его наладка;

- увязать с конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия с системой материального стимулирования работников и экономией ресурсов;

- осуществлять ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей, которая будет способствовать увеличению объема продаж и получению прибыли.

Таким образом, реализация предложенных нами мероприятий в ООО «Зеленая Компания», а также системный подход к управлению финансовыми результатами, позволят увеличить результативность деятельности предприятия и закрепят его позиции на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.