Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК: СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ'

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК: СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ЦЕПИ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишкова М.П.

Рассматривается один из путей повышения эффективности функционирования национальной и региональной экономики - активное применение логистической концепции управления финансовыми потоками цепи поставок, которая не только содействует формированию сетевых структур в рамках одного или нескольких видов деятельности, но и является базой для развития как отдельных предприятий, так и промышленных комплексов. Для оценки возможностей и перспектив эффективного развития экономики страны и ее регионов важно исследовать интеграцию предприятий в цепи поставок и их управление как способность реализовывать логистические функции и операции с максимально возможным конечным результатом и наименьшими затратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL POTENTIAL OF SUPPLY CHAINS: STRUCTURE AND ASSESSMENT TECHNIQUE

One of the ways to improve the functioning of the national and regional economy is the active application of the logistics concept of managing the financial flows of the supply chain, which not only promotes the formation of network structures within one or more activities, but also serves as a basis for the development of individual enterprises and industrial complexes. To assess the opportunities and prospects for effective development of the economy of the country and its regions, it is important to investigate the integration of enterprises in the supply chain and their management as the ability to implement logistics functions and operations with the highest possible end result and the lowest cost.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК: СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ»

ФИНАНСЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.761

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК: СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

М.П. МИШКОВА (Брестский государственный технический университет)

Рассматривается один из путей повышения эффективности функционирования национальной и региональной экономики - активное применение логистической концепции управления финансовыми потоками цепи поставок, которая не только содействует формированию сетевых структур в рамках одного или нескольких видов деятельности, но и является базой для развития как отдельных предприятий, так и промышленных комплексов. Для оценки возможностей и перспектив эффективного развития экономики страны и ее регионов важно исследовать интеграцию предприятий в цепи поставок и их управление как способность реализовывать логистические функции и операции с максимально возможным конечным результатом и наименьшими затратами.

Ключевые слова: финансовый потенциал, финансовые потоки, цепи поставок.

Введение. Огромным ресурсом, который позволяет цепям поставок проявить свою максимальную финансовую эффективность в достижении основной цели, является их финансовый потенциал, представляющий собой совокупную способность внутренней и внешней среды цепи поставок за счет их интеграции обеспечивать оптимальное с точки зрения стоимости, сохранности и скорости продвижение финансового потока и, на наш взгляд, сопутствующих ему материального и информационного потоков до потребителя конечной продукции, товаров, работ и услуг.

Среди первоочередных проблем, связанных с организацией теоретических исследований и решением практических задач в сфере определения и оценки финансового потенциала цепей поставок, можно выделить формирование его состава. Поскольку из-за отсутствия исследований категории финансового потенциала цепей поставок в научной литературе не рассматривается его состав, обратимся к определению компонентов понятия «логистический потенциал», так как логистическая концепция цепей поставок предусматривает наличие финансового потока цепи. Заметим, что среди авторов нет единого мнения по данному вопросу.

Так, И. Богородов приводит в своих работах следующий перечень компонентов логистического потенциала [1]: розничная сеть, рынок логистических посредников, транспортная инфраструктура территории. Как видно, автор рассматривает только те компоненты, которые участвуют в непосредственном продвижении материального потока и не затрагивает основной, на наш взгляд, поток - финансовый, а также информационный, сервисный.

Другой автор, М. Соколов в своей классификации не принимает во внимание торговых и финансовых посредников [2]: транспортная система, информационная система, складская система.

Например, Н.П. Кузнецова предлагает рассматривать логистический потенциал как совокупность компонентов [3, с. 75]: путь сообщения; пассажирооборот; грузооборот; наличие современной системы резервирования; транзитные перевозки грузов всеми видами транспорта; наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом; внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих. Однако предложенный перечень не затрагивает такой важный компонент логистического потенциала, как финансовая среда.

Логистический потенциал, с точки рения С. А. Уварова [4], можно рассматривать как совокупность различных потенциалов, а именно: транспортного; складского; транзитного; кадрового; потенциала привлекательности экономико-географического положения (пространственного потенциала). Данный подход отличается от всех остальных охватом практически всех сфер, оказывающих влияние на эффективное продвижение материального потока. Однако в приведенном перечне не достает финансового и информационного потенциалов.

Представляется, оценка логистического потенциала цепи поставок как совокупная способность звеньев цепи поставок и факторов внешней среды цепи за счет их взаимодействия обеспечивать оптимальное с точки зрения стоимости, сохранности и скорости продвижение материального потока и сопутствующих ему потоков от источника сырья до потребителя конечной продукции О.С. Гулягиной [5] не учитывает в полном объеме финансовый потенциал логистических потоков экономического субъекта (фокусной компании), а в нашем случае - промышленного предприятия.

С экономической точки зрения потенциалом отдельного хозяйствующего субъекта будет являться совокупность различных средств и возможностей для производства и реализации продукции (услуг), позволяющих формировать стабильный положительный финансовый результат. Одним из первых в научный оборот понятие финансовый потенциал ввел А.М. Волков, полагающий, что финансовый потенциал представляет собой «часть ресурсов произведенного национального дохода, которая после всех процессов перераспределения воплощается по материально-вещественному составу в приросте средств производства» [6]. Согласно В.В. Подкопаеву, «основой построения цепочки бизнес-процессов в организациях, системы взаимосвязей с участниками рынка и другими рыночными субъектами служит собственный капитал организации. Величина собственного капитала, уровень его использования являются одними из основных составляющих элементов финансового потенциала предприятия» [7]. Интересен подход Ю.С. Валеевой, с её точки зрения финансовый потенциал организации является комплексным понятием и характеризуется структурными элементами, отражающими наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности [8]. Особенность данного подхода состоит в том, что автор акцентирует внимание не столько на обеспеченности, сколько на размещении средств, что с учетом вопросов выбора вариантов размещения средств в процессе управления финансовым потоком, на наш взгляд, является еще более важной компонентой.

Необходимо отметить, что уровень финансового потенциала предприятия (фокусной компании) не является статической величиной, а зависит от множества факторов ее внешней и внутренней финансовой среды, от взаимодействия с различными государственными, кредитными и банковскими организациями, то есть в этом четко прослеживается, что финансовый потенциал предприятий и организаций при рассмотрении финансового потенциала цепей поставок выступает как его структурообразующий элемент.

Представляется, что существенным отличием финансового потенциала предприятия от финансового потенциала цепей поставок в том, что в цепи поставок имеет значение добавленная стоимость на каждом этапе создания нового продукта или услуги, а также передачи ее покупателям и заказчикам. Посредством принятия оптимальных управленческих решений на каждом этапе бизнес-процесса созданная добавленная стоимость будет максимальна при условии минимальных затрат применительно к цепи поставки. Важным отличием также является возможность использования различных финансовых инструментов в части осуществления расчетных операций для оптимизации финансового потока в целом по цепи. Кроме указанных выше отличий, единым является то, что показатели финансового потенциала предприятия как структурообразующего элемента цепи имеют финансовое значение для каждого её звена. Скорость движения финансового потока по цепи поставок определена не только выбранным расчетным инструментом, но зависит также и от финансового состояния каждого звена цепи.

Так, при выборе инструмента оплаты по условиям договора, как правило, обращают внимание не на то, за что и кому из участников хозяйственных отношений будет произведен платеж, а на финансовые возможности или финансовый потенциал каждого предприятия в цепи создания добавленной стоимости или цепи поставок.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что цепи поставок еще не изучены в контексте их «финансового потенциала цепи поставок» (ФПЦП), который представляет собой совокупную способность цепи поставок взаимосвязанных экономических субъектов при наличии благоприятных условий оптимизировать структуру финансовых потоков за счет снижения затрат на всем пути следования материального и информационного потоков с учетом достижения поставленной цели.

Данный потенциал наряду с логистическим потенциалом цепей поставок проявляет свою максимальную эффективность в качественном продвижении продукции до конечного потребителя за счет использования внутреннего финансового ресурса цепи поставок. Это, на наш взгляд, определяет не только научный, но и практический интерес к исследованиям, объединяющим понятия «управление финансовыми потоками и финансовый потенциал» и «цепи поставок», расширяя научное мировоззрение в области управления цепями поставок, усиливая их практическую направленность. Уровень развития ФПЦП, прежде всего, определяется факторами его развития, в качестве которых выделены:

- формирование глобальных цепей поставок и цепей поставок в рамках региональных кластеров, отраслей экономики;

- внедрение новых логистических технологий доставки грузов;

- оптимизация финансовых потоков в цепи поставок за счет использования внутреннего финансового резерва предприятия с учетом основных компонентов внутренней и внешней среды.

Таким образом, в результате обобщения известных взглядов ученых были выделены компоненты ФПЦП. Необходимо заметить, что все предприятия, выступающие как звенья цепи поставок (в том числе транспортные, склады, прочие участники), являются компонентами внутренней среды.

Основной компонент финансового потенциала цепей поставок - звенья цепей поставок.

К звеньям цепей поставок относятся: поставщики, производитель, покупатели, логистические посредники, прочие участники.

Во внешней среде поставок основным компонентом финансового потенциала цепей поставок выступает нормативно правовое регулирование процесса движения финансовых потоков. Внешняя среда, в которой осуществляются хозяйственные операции, постоянно претерпевает изменения под воздействием изменения законодательства, рынка и условий конкуренции.

Так, в 2017 году в Республике Беларусь принят ряд законодательных актов, которые существенно изменили условия деятельности предприятий не только на текущий момент, но и с учетом перспектив развития. Наиболее значимым, на наш взгляд, является Декрет № 8 [9], который вступил в действие с 28 марта 2018 года, легализует ICO, криптовалюты и смарт-контракты. Благодаря принятию этого документа Республика Беларусь становится первой в мире юрисдикцией с комплексным правовым регулированием бизнесов на основе технологии блокчейн. Декрет не предполагает ограничений и специальных требований к операциям по созданию, размещению, хранению, отчуждению, обмену токенов, а также деятельности криптобирж и криптоплатформ. Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токе-нов, осуществляемая физическими лицами, не является предпринимательской деятельностью, а токены не подлежат декларированию. При этом до 2023 года деятельность по майнингу, созданию, приобретению и отчуждению токенов не облагается налогами, что, безусловно, будет способствовать оптимизации финансовых потоков. В настоящее время в качестве основной экспериментальной площадки для реализации пилотных проектов по операциям с токенами определен Парк высоких технологий.

С запуском работы криптовалюты Bitcoin в 2009 году и вместе с ней технологии записи данных блокчейн появилась возможность создавать децентрализованные системы покупки товаров (продукции, работ, услуг), записи данных и обмена валюты. С 2009 года Blockchain функционирует стабильно, причем не было ни одного факта взлома или мошенничества, что увеличивает привлекательность технологии для разработчиков и инвесторов. Поэтому сегодня не только разрабатываются, но и успешно функционируют системы на основе блокчейн. Их можно разделить на три категории:

- первые исходят из того, что любой актив можно передать посредством блокчейн. Например, компания Colu создала механизм, позволяющий выделять или «окрашивать» мелкие биткоин-транзакции так, чтобы они представляли акции, облигации или ценные бумаги;

- вторые используют технологию как «машину правды», то есть блок в цепи транзакций содержит информацию, которая может удостоверять права на любую собственность. Everledger используют технологию для учёта предметов роскоши, Onename хранит личные данные, стремясь избавиться от паролей и т.д. Однако следует заметить, что в подобных приложениях требуется определённый уровень доверия клиента к сервису;

- третьи носят названия «умных контрактов», которые исполняются при определённых условиях. В данном случае необходимо отметить платформу Ethereum, предназначенную для создания децентрализованных сервисов на основе блокчейн n. Благодаря своей открытости платформа Ethereum упростила процесс внедрения блокчейн n, чем вызвала интерес не только у стартапов, но и у IBM Microsoft. Безусловно, самые перспективные проекты связаны с внедрением блокчейн в финансовую сферу. Подтверждение транзакций за секунды и их неоспоримая подлинность открывает новые возможности для оптимизации финансовых потоков. Применение данной технологии изменит глобальные финансовые потоки в лучшую сторону и будет способствовать увеличению скорости цепи поставок. С учетом принятых в Республике Беларусь нормативно-правовых актов использование такой технологии в ближайшем будущем станет возможным не только для Парка высоких технологий, но и для остальных субъектов хозяйствования.

Еще один существенный компонентом ФПЦП во внешней среде - возможность применения инструментов управления финансовым потоком с учетом действующего законодательства. Существующие финансовые потоки в контуре логистического цикла (дебиторская, кредиторская задолженности), тесно связаны с материальными потоками. Именно неразрывная связь с материальными потоками служит критерием отнесения финансового потока к сфере управления инструментами финансовой логистики. Так как предметом финансовой логистики являются регулирующие, поступающие из внешней финансовой среды, эффект управления образуется по двум направлениям:

во-первых, сокращение транзакционных затрат по привлечению финансовых ресурсов (сделки авального, акцептного, вексельного кредитов, взаимодействия фокусной компании цепи поставок с финансовой инфраструктурой в виде банка);

во-вторых, сокращение логистического цикла (сделки факторинга и форфейтинга); высвобождение оборотных средств (сделки секъюритизации векселями и складскими свидетельствами расчетов между контрагентами цепи поставок).

Далее рассмотрим каждый инструмент более подробно.

Наличие интегрированной информационной платформы, открытой для всех участников цепей поставок, наподобие SWIFT в рамках страны или региона (Society for Worldwide Interbank Financial

Telecommunications (SWIFT) - международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей), позволило бы участникам цепей поставок оптимизировать систему управления финансовыми потоками. Перечисленные компоненты являются той базой, которую необходимо совершенствовать для достижения своевременного, качественного продвижения материального потока от производителя к потребителю с наименьшими издержками, максимальной возможностью использования резервов оптимизации финансовых потоков и максимальным финансовым результатом путем моделирования системы управления финансовыми потоками в цепях поставок предприятий промышленности.

Одна из сложнейших проблем при построении управленческой системы цепей поставок - выбор способа управления финансовыми потоками, что определяется современной рыночной ситуацией, особенностью процессов и иных факторов, которые способны повысить ФПЦП.

Итак, компоненты ФПЦП определены. Теперь перед нами стоит многокритериальная задача, при решении которой возможно использование различных способов. В науке выделяют следующие: метод теории полезности, построение функции полезности или ценности [10]; теория важности критериев [11]; метод взвешенной суммы.

Рассматривая метод теории полезности, можно сделать вывод, что он занимает промежуточное место между методами принятия решений в условиях определенности и методами, направленными на выбор альтернатив в условиях неопределенности. Для применения данных методов необходимо иметь количественную зависимость между исходами и альтернативами, а также экспертную информацию для построения функции полезности. Эти условия выполняются не всегда, что накладывает ограничение на применение метода теории полезности. К тому же следует помнить, что процедура построения функции полезности трудоемка и плохо формализуема [12].

Теория важности критериев основана на точных определениях понятий равенства и превосходства в важности одних критериев над другими. В ней разработаны решающие правила для ряда комбинаций различных видов информации о важности критериев и их шкал, задающие соответствующие бинарные отношения предпочтений.

Рассмотрим более подробно метод анализа иерархии (МАИ).

Цель метода - обоснование выбора наилучшей из предлагаемых альтернатив, характеристики которых являются векторами с разнородными, в том числе и с нечетко определенными, отдельными компонентами или критериями [13].

Суть метода анализа иерархий заключается в поэтапном решении следующих взаимосвязанных частных задач:

- построение иерархической структуры показателей признаков, (критериев);

- оценивание значимости отдельных частных показателей для каждого уровня иерархии (критериев);

- сравнение имеющихся альтернатив и выбор наилучшей из них.

Метод представляется простым и понятным, он удобен для расчетов, применим для выполнения задач по принятию решений в разных постановках: выбрать один наилучший или несколько лучших вариантов, упорядочить ранжировать все варианты по предпочтительности с учетом каждого определенного критерия. Можно выделить следующие преимущества использования МАИ по сравнению с другими методами выбора альтернативных проектов и определения приоритетности:

- поскольку метод МАИ использует иерархическую структуру, он позволяет при принятии решения определить уровень стратегических целей и конкретные показатели для более качественной оценки стратегического выравнивания;

- данный метод выходит за рамки финансового анализа за счет интеграции количественных и качественных параметров, что является одним из основных условий при оценке финансовых потоков цепи;

- метод МАИ позволяет при принятии решения измерить относительную важность проектов (стадий или этапов), в том числе их преимущества, затраты, риски и возможности, что приводит к более эффективному использованию финансовых ресурсов;

- метод МАИ можно применить к любой цепи, так как данные нормализуются с использованием числовых оценок либо экспертных суждений, когда показатели недоступны, зачастую это суждение относится именно к финансовым потокам цепи;

- процесс МАИ поддается анализу чувствительности, который предоставляет большее количество аналитических возможностей при рассмотрении того или иного сценария [14].

Остановимся на задаче выбора построения оптимальной системы управления финансовыми потоками цепей поставок предприятий промышленности.

Оценим зоны, над которыми необходимо работать для оптимизации управления. Так как исследование показателей финансового потенциала цепей поставок является эффективным на текущий момент, то решение задачи будет происходить в условиях определенности.

Построим модель линейного программирования принятия решений в условиях определенности.

Для данной системы существует множество вариантов V:

V = (Vb V2), (1)

где V1 - тянущая система; V2 - толкающая система.

Каждый вариант Vt характеризуется значениями критериев K. То есть для каждого варианта существует векторный критерий K

Х = Хь ..., Хт, (2)

где т - количество критериев; K принимает значения из множества N (шкалы оценки).

Целевая функция в данном случае будет представлена аддитивной функцией вида:

h(x) = агпг(х) + а2п2(х) + ... + атпт (х ^ max), (3)

где а1 - степень важности критерия относительно его веса; nm(x) - уровень развития на предприятии в цепи поставки.

Множество m рассматриваемых критериев системы должно охватывать ключевые процессы закупки, производство, потребление, имеющие значение как для тянущей, так и для толкающей системы. Целесообразно выделять систему критериев для выбора принципа построения такой системы применительно к цепи. Выделенные проблемы в управлении финансовыми потоками, связанные со сложным финансовым положением, являются важными показателями построения процесса вытягивания финансовых ресурсов, так как именно тянущая система вытягивания финансов от начального поставщика до конечного потребителя наиболее характерна для предприятий промышленности Республики Беларусь, поэтому они могут быть использованы в качестве критериев, влияющих на принятие решения о выборе логистической концепции.

На сегодняшний день нет определения сущности финансового потенциала цепи поставок. Среди всех существующих подходов преобладает ресурсная концепция финансового потенциала предприятия, которая заключается в определении финансового потенциала как совокупности финансовых ресурсов, которые принимают участие в производственно-хозяйственной деятельности и характеризуются возможностью их привлечения для финансирования как будущей деятельности промышленного предприятия, так и его стратегических направлений развития [15]. Данное определение является весьма общим и отображает только реально достигнутые финансовые результаты. К тому же финансовые потоки (ресурсы) существуют независимо от субъектов экономической деятельности, в то время как потенциал невозможно отделить от понятия «управление», поскольку сами по себе финансовые потоки (ресурсы) не способны трансформироваться в финансовые результаты.

Учитывая проведенные исследования, основанные на научных разработках в области оценки и управления финансовым потенциалом, предлагаем определить финансовый потенциал цепей поставок как совокупность реализованных и нереализованных финансовых возможностей фокусной компании, которые формируются в определенных условиях внутренней и внешней среды при наличии финансовых средств и могут быть реализованы с помощью системы управления.

Существующие подходы к оценке финансового потенциала предприятия, которые базируются на оценке финансового состояния предприятия, финансовой устойчивости, прибыли, фондоотдачи, рентабельности капитала и других показателях, не являются совершенными с точки зрения возможности их применения к цепям поставок.

Предлагаемая авторская методика комплексной оценки логистического финансового потенциала обусловлена его определенной четырехуровневой структурой. Данная методика основывается на использовании матричных методов. Оценивая ФПЦП, мы тем самым оцениваем реализованные и нереализованные возможности финансовых потоков в существующей цепи.

В контексте оценки ФПЦП предлагаем понимать под финансовыми возможностями совокупность финансовых средств предприятия, которые могут быть использованы в системе управления как источники возникновения финансовых потоков для достижения оптимального результата в цепи при наличии определенных условий, способствующих этому.

Таким образом, при оценке финансовых возможностей, мы оцениваем:

- финансовые средства, которые являются необходимым условием возможностей;

- условия (факторы), которые позволяют использовать эти возможности;

- эффективность системы управления, которая позволяет эффективно использовать финансовые возможности.

Заключение. Проведенные исследования позволили дать определение новой категории в области управления финансовыми потоками цепи поставок - финансового потенциала цепей поставок. Автором определены состав и структура финансового потенциала цепи, отражены основные составляющие ком-

поненты потенциала. Рассмотренная методика оценки финансового потенциала применима для оценки возможностей и перспектив эффективного развития экономики страны, её регионов и отдельных предприятий в цепи поставок.

Таким образом, с учетом изложенного в целом можно сделать вывод: управление финансовыми потоками представляет собой способность реализовывать логистические функции и операции с максимально возможным конечным результатом и наименьшими затратами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богородов, И. Амбиции регионов на транспортно-логистическом рынке [Электронный ресурс] / И. Богородов // Бизнес-портал «Континент-Сибирь». - Режим доступа: http://www.rutruck.ru/ analytics. - Дата доступа : 09.01.2019.

2. Соколов, М. Логистический потенциал Петербурга [Электронный ресурс] / М. Соколов // Российское Экспертное обозрение. - 2007. - № 1. - Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/city/articles. -Дата доступа: 09.01.2019.

3. Кузнецова, Н.П. Логистический потенциал как фактор инновационной активности региона / Н.П. Кузнецова // Вестник ОрелГИЭТ. - 2012. - № 1 (19). - С. 73-80.

4. Уваров, С.А. Управление логистической инфраструктурой : проблемы становления и развития [Электронный ресурс] / С.А. Уваров. - Режим доступа: http://www.yuzhno-sakh/ru/files/prodresyrs/logist/ doklad_2_ yvarov. Doc. - Дата доступа: 08.01.2019.

5. Гулягина, О.С. Логистический потенциал цепи поставок: понятие и показатели оценки / И.И. Полещук, О.С. Гулягина // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия D, Экон. и юрид. науки. - 2014. - № 14. -С. 141-145.

6. Гарин, А.П. Теоретические аспекты оценки экономического потенциала предприятия / А.П. Гарин // Вестник Череповецкого гос. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 38-40.

7. Подкопаев, В.В. Анализ экономической сущности категории «потенциал предприятия / В.В. Подкопаев // Современные тенденции формирования стратегии инновационного развития бухгалтерского учета, анализа, аудита : сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию ФГБОУ ВПО СПбГАУ. - СПб., 2014. - С. 116-119.

8. Кабанова, Н.И. Методические подходы к оценке финансового потенциала предприятий [Электронный ресурс] / Н.И. Кабанова // Новые технологии. - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-finanso... - Дата доступа: 08.01.2019.

9. О развитии цифровой экономики : Декрет Президента Респ. Беларусь, № 8 от 21 дек. 2017 г. [Электронный ресурс] ; М-во финансов Респ. Беларусь. - Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 20.01.2019.

10. Линдере, М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика ; пер. с англ. / М.Р. Линдере, Х.Е. Фирон. -СПб. : Полигон, 1999. - 241 с.

11. Плоткин, Б. К. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности и логистики : сб. задач и упражнений / Б.К. Плоткин, Л. А. Делюкин. - СПб. : С.-Петерб. гос. экон. ун-т, 2013.

Поступила 23.01.2019

FINANCIAL POTENTIAL OF SUPPLY CHAINS: STRUCTURE AND ASSESSMENT TECHNIQUE

М. MISHKOVA

One of the ways to improve the functioning of the national and regional economy is the active application of the logistics concept of managing the financial flows of the supply chain, which not only promotes the formation of network structures within one or more activities, but also serves as a basis for the development of individual enterprises and industrial complexes. To assess the opportunities and prospects for effective development of the economy of the country and its regions, it is important to investigate the integration of enterprises in the supply chain and their management as the ability to implement logistics functions and operations with the highest possible end result and the lowest cost.

Keywords: financial potential, financial flows, supply chain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.