Демильханова Б.А.
к.э.н., старший преподаватель кафедры «Банковское дело», Факультет экономики и финансов, Чеченский государственный университет Эл. почта: [email protected]
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ОЦЕНКА ФАКТОРНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
Создание конкурентоспособной экономики на основе высокотехнологических производств невозможно без активизации инновационных процессов на промышленных предприятиях, вносящих основной вклад в увеличение валового регионального продукта.
В работе представлена методика выявления степени влияния интенсивности использования финансового потенциала и активности процессов его формирования (расширения) на уровень инновационной активности промышленного комплекса, отражены основные направления интерпретации этой оценки.
Ключевые слова: финансовые барьеры, финансовый потенциал,
инновационный потенциал, инновационная активность, методика, интерпретация.
Государственное участие в обеспечении инновационного развития экономики предполагает прежде всего создание среды, благоприятной для инноваций, в результате формирования которой должны быть «устранены барьеры, сдерживающие расширение масштаба инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий» [1].
Инновационная модель развития промышленного комплекса требует огромного стартового капитала и, следовательно, упирается в проблему поиска финансовых источников. В 2008-2010 гг. существенное воздействие на продвижение инноваций в промышленности оказали экономические трудности, прежде всего недостаток собственных денежных средств у предприятий. Исследование, выявляющее отношение промышленных предприятий к данному фактору, показывает, что его рейтинг на протяжении этого периода достигает значения 2,4. Сказывается также высокая стоимость нововведений (рейтинг - 2,2), недостаточная финансовая поддержка со стороны государства (рейтинг -2,1) и высокий экономический риск (рейтинг - 2,0) [2, С. 51].
Как показывает практика, определенная дистанцированность российских банков от инновационной деятельности хозяйствующих субъектов усугубляет недостаток финансовых средств, необходимых для осуществления инновационных процессов. Предприятия, в том числе и малые инновационные компании, не владеющие необходимыми для построения бизнеса ресурсами и не имеющие соответствующих гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заем или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. К одной из причин пассивности инновационного кредитования относится «слабость стимулирующего механизма кредитных инвестиций в инновации по фазам и этапам инновационного цикла с учетом их системных эффектов» [3, С. 169]. Данное обстоятельство в совокупности
с другими образует систему финансовых барьеров развития
18
промышленного комплекса (рис. 1) .
ФИНАНСОВЫЕ БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПК 1
Недостаточная финансовая поддержка научных организаций, центров, ученых со стороны государства
Слабое участие государства в снижении финансовых рисков частных инвесторов
Слабое участие государства в осуществлении ИП
Неэффективное распределение ресурсов федеральных, региональных (отраслевых) программ
Неустойчивое финансовое состояние предприятий
Недостаточное
участие
банковских,
финансовых
институтов
—ти------------
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ
Недостаток собственных средств на создание собственной опытноэкспериментальной и исследовательской базы
Трудности с выходом на фондовый рынок
Слабая вовлеченность инвестиционных банков, осуществляющих проектное финансирование
Отсутствие специальных финансовых институтов, специализирующихся на определенных отраслях промышленности
ч
Низкая инвестиционная активность венчурных фондов
Рис.1 Формы финансовых барьеров, сдерживающих инновационное развитие промышленного комплекса
Становление систем венчурного финансирования в российской экономике сталкивается с рядом серьезных препятствий. Так, в российском законодательстве не содержится исчерпывающих нормативных актов, регулирующих деятельность венчурных фондов и компаний, не проработан окончательно вопрос организационно-правовой формы венчурного фонда. Наряду с этим инфляция, обесценивающая будущие доходы, низкая культура предпринимательства, в которой доминирует идея ухода от риска, отмечаются в работах Э.П. Дунаева [4], А.С. Семенова [5], А.И. Эскиндарова [6] как серьезные препятствия венчурным инвестициям в технологический бизнес. Е.М. Рогова и
Э.А. Фияксель [7] одним из наиболее серьезных препятствий на пути привлечения инвестиций в промышленность России считают нежелание
существующих владельцев делиться собственностью с инвесторами, нежелание предпринимателей (разработчиков проектов) терять контроль над своим бизнесом. Для многих предпринимателей активное участие венчурных инвесторов в операционной деятельности обусловливает ощущение полной финансовой зависимости от инвесторов.
Исследование причинно-следственных связей между финансовыми барьерами инновационного развития промышленного комплекса позволяет выявить те факторы, которые должны учитываться при оценивании его инновационной активности с тем, чтобы целенаправленно их снижать [8]. Такой подход объединяет факторы, влияющие на процесс внедрения инноваций в производство, выявляет их взаимозависимость и взаимодействие, что является необходимым условием обоснованной оценки инновационной активности промышленного комплекса и факторов ее динамики.
В результате исследования финансовых барьеров инновационного развития промышленного комплекса сформирована система показателей расширения и использования финансового потенциала, а также потенциала сотрудничества между государством, вузами, научными организациями, промышленностью и финансовыми структурами (табл. 2). При этом отметим, что наиболее важные показатели сотрудничества и взаимодействия субъектов инновационной деятельности в промышленном комплексе не учитываются в системе государственного статистического наблюдения или не отражаются в статистических данных на уровне территории (субъекта Федерации, муниципального образования и т.д.).
Таблица 2. Показатели финансового потенциала инновационного
развития промышленного комплекса
Отражение Источники
Показатели в стат. информации
для расчета по
данных ПК
Показатели расширения финансового потенциала развития ПК
Гранты (безвозмездные субсидии) в финансировании исследований и разработок, % - Форма №2-наука
Отношение внутренних затрат на исследования и разработки в ПК к общей сумме затрат на исследования и разработки, % - Форма №2-наука
Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования, в % к общей сумме внутренних текущих затрат на исследования и разработки в ПК, % - Форма №2-наука
Показатели использования финансового потенциала ПК
Интенсивность затрат на технологические инновации, руб./руб. по РФ в целом и СФ Форма №4-инновация, раздел 3,5; Форма №2-наука
Сумма собственных средств предприятий в финансировании инноваций, % по РФ в целом и СФ Форма №4-инновация, раздел 5
Показатели сотрудничества и взаимодействия научных организаций, промышленных предприятий и финансовых структур
Венчурное финансирование на рубль технологических затрат, % по РФ в целом и СФ Форма №4-инновация, раздел 5, №2-МП
Средства внебюджетных фондов в финансировании технологических инноваций, % по РФ в целом и СФ Форма №4-инновация; Форма №2-наука
Доля во внутренних затратах на исследования и разработки средств, полученных на выполнение заказов предприятий ПК, % - -
Доля кредитов и займов в финансировании инноваций, % - Форма №4-инноввация, раздел 5
Доля иностранных инвестиций в финансировании инноваций, % по РФ в целом и СФ Форма №4-инновация, раздел 5
«-» показатель отсутствует в статистических данных; ПК - промышленный комплекс
Данная система показателей является открытой и допускает дополнительную детализацию и конкретизацию показателей, входящих в нее.
Влияние изменений показателей финансового потенциала инновационного развития промышленного комплекса на обобщающий показатель его инновационной активности предлагается оценивать на основе методики, заключающейся в изучении инновационной активности в динамике, отклонения ее от среднего уровня и выявлении корреляционных связей между динамическими рядами оценочных показателей.
Обобщающий показатель инновационной активности промышленного комплекса (ИАПК) предлагается определить следующим образом:
П ИАг
где п - количество составляющих расширения, использования финансового инновационного потенциала, принятых в расчет;
ИАг - показатель, характеризующий инновационную активность по составляющей финансового потенциала, которая рассчитывается по формуле:
ИАг =Х ^г п,
1
где - весовой коэффициент г-ой компоненты составляющей инновационного потенциала промышленного комплекса (определяется экспертно); ^аг = 1;
f - количество показателей в составе оставляющей финансового инновационного потенциала;
п
г=1
nij - коэффициент инновационной активности i-ой компоненты составляющей инновационного потенциала:
n,j = 2 ,
где Xito - показатель, характеризующий i-ую компоненту составляющей
финансового инновационного потенциала (составляющей изменения и использования инновационного потенциала) в период времени t0;
Xjti. - показатель, характеризующий i-ую компоненту составляющей финансового инновационного потенциала (составляющей изменения и использования инновационного потенциала) в период времени tj; j = 1, f .
Направления изменения инновационной активности отражены на
о 19
рисунке 2 .
Важным этапом оценки инновационной активности промышленного комплекса является выявление корреляционных связей между динамическими рядами обобщающего показателя инновационной активности промышленного комплекса и факторами, его определяющими, с использованием функции «=КОРРЕЛ ()» программы Ms Excel и шкалы тесноты корреляционной связи Чеддока. Характер корреляционной связи выявляет наиболее значимые факторы, целенаправленная активизация которых должна отразиться на повышении инновационной активности промышленного комплекса в целом.
Стремительное
снижение
------V----
Умеренное
снижение
_Л-
V
Умеренное
повышение
Стремительное
повышение
Рис. 2. Интервалы значений изменения инновационной активности
промышленного комплекса
Использование результатов оценки инновационной активности для выбора направлений дальнейшего развития промышленного комплекса в целом либо его отдельных отраслевых комплексов, требует всесторонней интерпретации ее результатов.
Распределение предприятий в результате оценки финансовых возможностей осуществления инновационной деятельности в промышленном комплексе по преимущественным стратегиям формирования денежных фондов позволяет осуществить выбор направлений прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности.
Особое значение придается косвенному стимулированию инновационной деятельности (льготные условия кредитов, налоговые льготы, налоговые рассрочки, налоговый инвестиционный кредит, ускоренная амортизация и др.), выбор направлений которого
определяется уровнем использования промышленными предприятиями собственных средств, банковских кредитов (в том числе льготных), бюджетных средств, внебюджетных источников и др. в финансировании инноваций. В результате косвенного стимулирования в структуре промышленного комплекса должны преобладать предприятия, имеющие реинвестиционную (ориентированную на собственные внутренние источники: прибыль, амортизационные отчисления), долгосрочную
заемно ориентированную (выпуск долговых ценных бумаг, банковские кредиты и др.) и внебюджетно ориентированную (венчурные, пенсионные, страховые, инвестиционные фонды) стратегии. Такая структура промышленного комплекса обеспечит высокий уровень его
инновационной активности по использованию финансового потенциала,
20
признаками которого являются (рис. 3) :
- высокая доля прибыли в структуре собственных источников финансирования инноваций;
- использование банковских кредитов;
- высокий (по меньшей мере растущий) удельный вес внебюджетных источников, в том числе иностранных;
- низкий уровень бюджетного финансирования.
Высокий уровень финансирования инвестиций собственными средствами при низких показателях удельного веса малых (рисковых) фирм может быть свидетельством недоиспользования потенциала создания малых инновационных фирм крупными компаниями совместно с университетами, научными организациями и т.п. Активизации этого потенциала может способствовать стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов промышленной интеллектуальной
собственности (ОИС), с одной стороны, и внедрение систем преференций для крупных предприятий с другой.
Реинвестиционная (ориентация на собственные внутренние источники)
^ ' Собственный капитал предприятий -прибыль,
- амортизационные отчисления Акционерное финансирование:
Наличие финансовых ресурсов повышения инновационной активности ПК
--------*---------------------*---------------------------*------
Преимущественные стратегии формирования денежных фондов
Эмиссионноориентированная (ориентация на собственные внешние источники)
Акционерное финансирование:
- выпуск акций
’ Ускоренная амортизация ' Налоговые льготы
Долгосрочная заемно ориентированная (стратегия преимущественно долгосрочного _ заимствования)_______
Заемные средства предприятий:
- выпуск долговых ценных бумаг -банковские кредиты
Льготные условия
%рсвенные стимулы: факторы повышения фияансоеьа^возмозк&остей и изменения стратегии формирования денеядавсфондов
О
иТриэнакц высщрй инновационной акдшвности <7ЙС
Высокая доля прибыли в структуре собственных источников
Краткосрочная заемно
ориентированная
(стратегия
преимущественно
краткосрочного
заимствования)
- выпуск долговых ценных бумаг
- кредиторская задолженность
Льготные условия Налоговые рассрочки Налоговый
инвестиционный
кредит
Использование
банковских
кредитов
Бюджетно
ориентированная
-целевое финансирование (бюджеты всех уровней) -бюджетное финансирование на условиях возвратности, срочности и
V
Внебюджетно
ориентированная
- внебюджетные
фонды
(венчурные,
пенсионные,
страховые,
инвеститтионные)
Высокий (по меньшей мере растущий) удельный вес внебюджетных источников, в том числе иностранных
Низкий уровень
.бюджетного
финансирования
Рис. 3. Признаки высокой инновационной активности промышленного комплекса
по использованию финансового потенциала
Стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности является основой для развития взаимодействий между субъектами инновационной деятельности, так как эти объекты могут служить залогом при банковском кредитовании, могут быть использованы для вложения в уставные капиталы малых инновационных предприятий с участием государства, крупных предприятий, финансовых структур и университетов.
Постановка интеллектуальной собственности на баланс в качестве нематериальных активов позволяет предприятиям получить дополнительные средства за счет амортизации нематериальных активов и одновременно обеспечивает увеличение налоговых поступлений за счет налога на имущество, т.е. выгоду получают и предприятия, и бюджет. Кроме того, в бюджет поступают доходы от продажи объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств бюджета, и доходы от их использования в производстве.
В то же время использование объектов интеллектуальной собственности как источника финансовых ресурсов для инновационного развития предполагает обеспечение единых подходов к оценке их стоимости, которые дают, по нашему мнению, возможность (рис. 4):
- определения вклада учредителей при создании нового предприятия, в том числе совместного;
- точного расчет эффективности инвестиционного проекта;
- минимизации налоговых платежей, так как расходы, связанные с приобретением объектов промышленной собственности, включаются в себестоимость производимой продукции;
- увеличения стоимости уставного капитала.
С повышением возможностей получения кредита связано решение вопросов о внесении в залог прав на интеллектуальную собственность по операциям банковского кредитования. Это означает, что оценочные
компании, управления интеллектуальной собственностью на предприятиях, общественные организации (РСПП, ТПП) должны инициировать изменения в нормативно-правовых актах, регулирующих систему учета объектов промышленной собственности, обеспечивающих единые подходы к оценке
их стоимости.
Рис. 4. Взаимосвязь между ОИС и инновационной активностью ПК1
Повышению результатов совместной деятельности, а значит и их влияния на результат функционирования промышленного комплекса, может способствовать внедрение системы преференций крупным предприятиям, которые:
а) представляют залоговые обязательства малым и средним инновационным предприятиям при получении кредитов для развития взаимозависимого производства;
б) ставят на собственный баланс объекты интеллектуальной собственности, разработанные совместно с малым и средним инновационным бизнесом;
в) вносят имущество (производственные средства) в качестве вклада в уставный капитал малых предприятий.
Выявленное изменение уровня внебюджетного финансирования как основного фактора роста инновационной активности по использованию потенциала взаимодействия между предприятиями и организациями промышленного комплекса может быть основанием для проведения политики инфраструктурного обеспечения этого взаимодействия путем:
- создания стратегического партнера, тесно работающего с венчурными фондами центром венчурных инвестиций как вспомогательного органа.
- образования в составе органа исполнительной власти структуры по координации деятельности с формальными и неформальными инвесторами;
-содействия формированию звена специализированных инвестиционных консультантов.
В целях разработки и внедрения мер финансового стимулирования заказов НИОКР предприятиями и организациями промышленного комплекса последние могут быть сгруппированы по особенностям их специализации по проведению НИОКР:
- предприятия и организации, ориентированные на совместные проекты в рамках каких-либо исследовательских программ или осуществления исследований и разработок на основе длительных партнерских связей (по направлениям);
- предприятия и организации, ориентированные на аутсорсинг НИОКР;
- предприятия, полностью ориентированные на собственные НИОКР,
- предприятия и организации, финансирующие часть НИОКР на стороне.
Таким образом, оценивание инновационной активности по финансовому потенциалу позволяет определить уровень интенсивности его использования в промышленном комплексе, а также уровень активности процессов его формирования (расширения).
Выявление степени влияния процессов расширения и использования финансового потенциала на состояние промышленного комплекса и его инновационную активность дает возможность органу власти принимать обоснованные решения по прямому и косвенному стимулирования инновационной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] - Правовая система Консультант-Плюс: Версия проф.
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: стат. сб. - М.:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. - 472 с.
3. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационного взаимодействия реального и финансового секторов региональной инновационной систем. - Казань, 2008. - 227с.
4. Дунаев Э.П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики в России.- М.: МАКС Пресс, 2008. - 232 с.
5. Семенов А.С. Венчурное финансирование инновационной деятельности // Инновации. - №1. - 2006. - С. 29-35.
6. Эскиндаров А.И. Интеллектуальная собственность, инвестиции и венчурный капитал: Российский и зарубежный опыт. -М.: Оргсервис, 2006. - 118 с.
7. Рогова Е.М. Венчурное финансирование инвестиций в малые инновационные предприятия: проблемы и перспективы / Е.М. Рогова,
Э.А. Фияксель // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2007. - №3. - С. 87- 92.
8. Демильханова Б.А. Барьеры инновационного развития промышленного комплекса // Креативная экономика. - 2012. - № 1 (61). - С. 16-22.
9. Лисов В.И. Роль, задачи и принципы государственной политики на современном этапе социально-экономического развития России. - М.: Центр «Школьная книга», 2004. - С. 32.