Научная статья на тему 'Финансовый менеджмент в организации'

Финансовый менеджмент в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2450
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / FINANCIAL MANAGEMENT / MANAGEMENT SYSTEM / STRATEGIC MANAGEMENT / PLANNING / FINANCIAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гейбель Е. Э., Халяпин А. А.

Финансовый менеджмент является значимым процессом любой организации в отношении процесса движения капитала. В данной статье рассмотрены основные определения и принципы использования финансового менеджмента в управлении организации. Показаны особенности выбора стратегии финансового управления и основные функции данной системы. Г лавной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, что выражается в обеспечении роста рыночной стоимости их капитала. Достижение этой цели обеспечивается путем решения ряда задач, основными из которых являются следующие: расчет заданного уровня основных показателей развития компании в предстоящем периоде, в первую очередь уровня объема выпуска продукции и прибыли от операционной деятельности; определение необходимой величины и структуры производственных ресурсов и ее оптимизация; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения собственного и заемного капитала, оптимизация соотношения между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial management in the organization

Financial management is a significant process of any organization in relation to the process of capital movement. This article describes the basic definitions and principles of the use of financial management in the management of the organization. The features of the choice of financial management strategy and the main functions of the system are shown. The main objective of financial management is to maximize the welfare of the owners of the enterprise in the current and future period, which is expressed in ensuring the growth of the market value of their capital. The achievement of this goal is achieved by solving a number of tasks, the main of which are the following: calculation of a given level of the main indicators of the company's development in the coming period, primarily the level of output and profit from operating activities; determination of the necessary size and structure of production resources and its optimization; ensuring the formation of a sufficient amount of financial resources, including through the attraction of own and borrowed capital, optimization of the ratio between them.

Текст научной работы на тему «Финансовый менеджмент в организации»

и структурой промышленного предприятия: миссией и целями, основными клиентами и конкурентами, составом руководства, подразделений и т.д. Проведение опросов в компании на основании тщательно проработанных вопросов поможет выявить сильные и слабые стороны организации для принятия дальнейших мер по улучшению системы управления персоналом.

Источники:

1. Надреева Л. Л., Ахметова И.А., Афанасьев А.А. Мотивация труда как функция управления образованием // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 358.

2. Ахметова И.А., Надреева Л.Л. Региональные особенности инновационных подходов к профессиональному развитию ИТ-персонала // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С.362

3. Надреева Л.Л., Мельничнов В.В., Мингалеева А.Г. О синергии репрофессионализации и полипрофессиональной проектной подготовки в организации кадрового обеспечения инновационного комплекса // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. № 2-2, с. 269-273.

4. Надреева Л.Л., Баширова А.Г. Некоторые аспекты управления развитием персонала в инновационной среде // Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 692-695.

5. Надреева Л.Л., Мельничнов В.В. Производительность труда и мотивация персонала // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2015. Т.71. № 4, с.57-62.

6. Надреева Л.Л., Мельничнов В. В., Сивко М. В. Кадровое обеспечение инновационной деятельности // Вестник Казанского государственного технического университета им. А Н Туполева. - 2016.- Т.72. №1. С.158-165.

7. Надреева Л.Л, Мельничнов В.В., Абрамов В.А., Рахимова Г.С., Инновационные комплексы Татарстана как объекты кадрового обеспечения на основе репрофессионализации и полипрофессиональной проектной подготовки персонала // Научное обозрение. - 2016.- №12 - С. 140-149.

8. Nadreeva L., Gaynutdinova J., Rakhimova G. Productivity and motivation of employees in the services sector // Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference. Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, IBIMA 2016. С. 1211-1219.

9. Управление персоналом / Михайлина Г.И., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 280 с.

10. Управление персоналом / Десслер Г., - 3-е изд., (эл.) - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015 - 230 с.

Sources:

1. Nadreeva L. L., Akhmetova I.A., Afanasyev A.A. Labor motivation as a function of education management // Modern problems of science and education. 2016. No. 3. P. 358.

2. Akhmetova I.A., Nadreeva L.L. Regional features of innovative approaches to the professional development of IT staff // Modern problems of science and education. - 2014. - №5. - P.362

3. Nadreeva L.L., Melnichnov V.V., Mingaleeva A.G. On the synergy of reprofessionalization and polyprofessional design training in the organization of personnel support for the innovation complex // Bulletin of Kazan State Technical University. A.N. Tupolev. 2013. № 2-2, p. 269-273.

4. Nadreeva L.L., Bashirova A.G. Some Aspects of Personnel Development Management in the Innovation Environment // Scientific Review. 2014. No. 7-2. Pp. 692-695.

5. Nadreeva L.L., Melnichnov V.V. Labor productivity and staff motivation // Bulletin of Kazan State Technical University. A.N. Tupolev. 2015. T.71. № 4, p.57-62.

6. Nadreeva L.L., Melnichnov V.V., Sivko M.V. Personnel support for innovation activity // Bulletin of Kazan State Technical University. And N Tupolev. - 2016.- T.72. №1. P.158-165.

7. Nadreeva L.L., Melnichnov V.V., Abramov V.A., Rakhimova G.S., Innovative complexes of Tatarstan as objects of personnel support on the basis of reprofessionalization and polyprofessional design personnel training // Scientific Review. - 2016.- №12 - P. 140-149.

8. Nadreeva L., Gaynutdinova J., Rakhimova G. Productivity and motivation of employees in the services sector // Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference. Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, IBIMA 2016. С. 1211-1219.

9. Human Resource Management / Mikhailov G.I., - 3rd ed. - M.: Dashkov and K, 2018. - 280 p.

10. Human Resource Management / Dessler G., - 3rd ed., (El.) - M.: BINOM. LZ, 2015 - 230 p.

Е.Э. Гейбель - студентка экономического факультета, Кубанский Государственный Аграрный Университет имени И.Т. Трубилина,

E.E. Geybel - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;

А.А. Халяпин - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,

A. A. Khalyapin - candidate of economic Sciences, associate Professor of Finance, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ FINANCIAL MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION

Аннотация: Финансовый менеджмент является значимым процессом любой организации в отношении процесса движения капитала. В данной статье рассмотрены основные определения и принципы использования финансового менеджмента в управлении организации. Показаны особенности выбора стратегии финансового управления и основные функции данной системы. Главной целью финансового менеджмента является обеспече-

ние максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, что выражается в обеспечении роста рыночной стоимости их капитала. Достижение этой цели обеспечивается путем решения ряда задач, основными из которых являются следующие: расчет заданного уровня основных показателей развития компании в предстоящем периоде, в первую очередь уровня объема выпуска продукции и прибыли от операционной деятельности; определение необходимой величины и структуры производственных ресурсов и ее оптимизация; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения собственного и заемного капитала, оптимизация соотношения между ними.

Abstract: Financial management is a significant process of any organization in relation to the process of capital movement. This article describes the basic definitions and principles of the use of financial management in the management of the organization. The features of the choice of financial management strategy and the main functions of the system are shown. The main objective of financial management is to maximize the welfare of the owners of the enterprise in the current and future period, which is expressed in ensuring the growth of the market value of their capital. The achievement of this goal is achieved by solving a number of tasks, the main of which are the following: calculation of a given level of the main indicators of the company's development in the coming period, primarily the level of output and profit from operating activities; determination of the necessary size and structure of production resources and its optimization; ensuring the formation of a sufficient amount of financial resources, including through the attraction of own and borrowed capital, optimization of the ratio between them.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, система управления, стратегическое управление, планирование, финансовые риски.

Keywords: financial management, management system, strategic management, planning, financial risks.

Управление финансами в бизнесе означает планирование, использование и управление финансовыми ресурсами компании, которые генерируют в результате своей деятельности, и капиталом, получаемым от инвесторов или кредиторов. Именно финансовый менеджмент, является одним из наиболее важных аспектов работы владельца компании. Финансовый менеджмент — это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке [6].

Цель финансового менеджмента является регулярное и стабильное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, которые необходимые для своевременного выполнения своих финансовых обязательств. Дефицит денежных средств может нанести серьезный ущерб имиджу компании и ее операциям. Например, компания может быть не в состоянии выполнить важный заказ, потому что она не может оплатить сырье, необходимое для производства продукции [3].

Система управления финансами включает в себя понимание и должный контроль, распределение и получение активов и обязательств компании, включая мониторинг таких статей операционного финансирования, как расходы, доходы, дебиторская и кредиторская задолженность, движение денежных средств и прибыльность [7]. Весь данный процесс финансового менеджмента можно выделить как стратегию компании.

Стратегическое финансовое управление включает в себя все вышеперечисленное, а также постоянную оценку, планирование и корректировку бюджета, чтобы держать компанию сосредоточенной на пути к долгосрочным целям. Когда компания управляет стратегически и имеет дело с краткосрочными проблемами, то они, как правило, не нарушают ее долгосрочного видения [8].

Само понятие стратегии заключается в направлениях и сфере деятельности организации в долгосрочной перспективе, которые достигают преимуществ в изменяющейся среде посредством конфигурации ресурсов и компетенций с целью удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон.

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью является функцией финансового менеджмента и частью эффективного управления денежными средствами. Непосредственно в интересах руководителя лежит быстрая погашаемость дебиторской задолженности для дальнейшей регулярной выплаты собственных кредитов и займов [5].

Компания должна применять стратегическое финансовое управление на протяжении всей своей организационной деятельности. Данная система включает разработку элементов, которые позволят максимизировать финансовые ресурсы фирмы и эффективно их использовать. Здесь фирма должна быть креативной, поскольку не существует универсального подхода к стратегическому управлению, и каждая компания разрабатывает элементы, которые отражают ее собственные конкретные потребности и цели. Некоторые из наиболее распространенных функций стратегического финансового менеджмента могут включать следующее [1]:

Планирование:

•составление точно

определенных целей;

•качественная и количественная оценка

имеющихся и потенциальных ресурсов; •создание конкретного финансового бизнес-плана.

Составление бюджета:

•дает возможность компании

функционировать с финансовой эффективностью и сокращением отходов;

• определяются области, на которые приходится больше всего операционных расходов или которые превышают бюджетные расходы;

• обеспечивает достаточную ликвидность для покрытия операционных расходов без привлечения внешних ресурсов;

Управление оценка риска:

• обеспечивает выявление, анализ и смягчение неопределенност ив инвестиционных решениях;

• дает возможность оценить

потенциал для

финансовой

устойчивости;

• дает возможность изучить капитальные затраты и политику компании;

Рисунок 1 - Функции стратегического финансового менеджмента

и

Оценка текущего

состояния

компании:

• обеспечивает сбор и анализ данных;

• принимаются финансовые решения, которые являются последовательны ми;

• отслеживаются и анализируются отклонения, то есть различия между

запланированны ми и

фактическими результатами;

• определяются проблемы и предпринимаютс я

соответствующие корректирующие действия.

Подобно тому, как стратегии финансового менеджмента будут варьироваться от компании к компании, они также могут различаться в зависимости от отрасли и сектора деятельности [2].

Фирмы, которые работают в быстрорастущих отраслях, таких как информационные технологии или технические услуги, основываются на стратегии, которая указывает их цели для роста и определяет движение в положительном направлении. Например, их цели могут включать запуск нового продукта или увеличение валового дохода в течение следующих 12 месяцев. С другой стороны, компании в медленно растущих отраслях, таких как производство или промышленность, могут выбрать цели, которые направлены на защиту их активов и управление расходами, например, на снижение административных расходов на определенный процент [4].

Таким образом, стратегическое финансовое управление означает не только управление финансами компании, но и управление ими с целью достижения успеха, то есть достижения целей и задач компании и максимизации акционерной стоимости с течением времени. Однако прежде чем компания сможет управлять собой стратегически, ей сначала необходимо точно определить свои цели, количественно определить имеющиеся и потенциальные ресурсы, а также разработать конкретный план использования своих финансов и других капитальных ресурсов для достижения своих целей. Также немало важно определить стратегию финансового менеджмента по отраслевой категории компании, качественно организовывать подбор персонала по работе финансового управления, которые помогут обеспечить на предприятии регулярный учет всех финансовых средств.

Источники:

1. Бочарова, О.Ф. Апробация методик оценки вероятности банкротства для организаций АПК / О.Ф. Бочарова, Н.Н. Тюпакова // Экономика и предпринимательство. - М.: Редакция журнала "Экономика и предпринимательство", N»2(91). - 2018.

- с. 810-818.

2. Герасименко, О.А. Стратегический финансовый менеджмент и успех организации / О.А. Герасименко, О.Н. Ко-ломиец // Вектор экономики. - Пермь: ИП Мухин Максим Николаевич, №2(32), 2019. - с.11.

3. Захарян, А.В. Основные направления повышения финансовой устойчивости организаций аграрного сектора экономики Краснодарского края: монография / А.В. Захарян. - Ставрополь: Издательство: Центр научного знания «Логос», 2018.

- 93 с.

4. Халяпин, А.А. Направления повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предпринимательских структур АПК Краснодарского края / А.А. Халяпин // Вестник казанского государственного аграрного университета.

- Издательство: Казанский государственный аграрный университет (Казань), №4(30), 2013. - с. 43-49.

5. Халяпин, А.А. Мониторинг социально-экономического развития региона / А.А. Халяпин, Р.В. Еремин // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - №4. - с. 35-39.

6. Халяпин, А.А. Модернизация аграрного сектора экономики в современных условиях / А.А. Халяпин // Международный сельскохозяйственный журнал. - Издательство: Редакция «Международного сельскохозяйственного журнала» (Москва), №4, 2012, - с. 7-9.

7. Халяпин, А.А. Выбор оптимального метода инвестиционного проекта как инструмент повышения финансовой устойчивости ОАО "Краснодаргазстрой" / А.А. Халяпин, С.Ю. Кавун // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №112. - с. 1260-1278.

8. Юрченко, А.А. Анализ эффективности использования оборотного капитала в организациях и направления его повышения / А.А. Юрченко // Современные научные исследования. - Кисловодск: Кисловодский институт экономики и права, 2012. - №9(6). - 26 с.

Sources:

1. Bocharova, O.F. Approbation of methods for assessing the probability of bankruptcy for organizations of agro-industrial complex / O.F. Bocharova, N.N. Tyupakova // Economy and Entrepreneurship. - M .: Editorial staff of the magazine "Economy and Entrepreneurship", No. 2 (91). - 2018. - with. 810-818.

2. Gerasimenko, O.A. Strategic financial management and organization success / O.A. Hera-Simenko, ON Kolomiets // Economy Vector. - Perm: individual entrepreneur Mukhin Maksim Nikolaevich, №2 (32), 2019. - p.11.

3. Zakharyan, A.V. The main directions of improving the financial sustainability of organizations of the agricultural sector of the Krasnodar Territory: monograph / A.V. Zakharyan. - Stavropol: Publishing: Logos Center for Scientific Knowledge, 2018. -93 p.

4. Halyapin, A.A. Directions for improving the competitiveness and efficiency of the business structures of the agricultural sector of the Krasnodar Territory / А.А. Khalyapin // Bulletin of Kazan State Impact Agrarian University. - Publisher: Kazan State Agrarian University (Kazan), №4 (30), 2013. - p. 43-49.

5. Khalyapin, A.A. Monitoring of the socio-economic development of the region / A.A. Halyapin, R.V. Eremin // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - Krasnodar: KubSAU, 2011. - №4. - with. 35-39.

6. Khalyapin, A.A. Modernization of the agricultural sector of the economy in modern conditions / А.А. Khalyapin // International Agricultural Journal. - Publisher: Editorial Board of the International Agricultural Journal (Moscow), No. 4, 2012, p. 7-9.

7. Khalyapin, A.A. Choosing the best investment project method as an instrument for enhancing the financial stability of Krasnodargazstroy OJSC / А.А. Khalyapin, S.Yu. Kavun // Works of Kuban State Agrarian University. - Krasnodar: KubSAU, 2015. - №112. - with. 1260-1278.

8. Yurchenko, A.A. Analysis of the effectiveness of the use of working capital in organizations and directions for its increase / A.A. Yurchenko // Modern scientific research. - Kislovodsk: Kislovodsk Institute of Economics and Law, 2012. - №9 (6). -26 с.

В.А. Дикая - студентка магистратуры Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],

V.A. Dikaya - graduate student Krasnodar branch of the RUE them. G.V. Plekhanov.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ METHODS FOR EVALUATING COMPETITIVENESS OF THE FIRM

Аннотация. В статье отмечено, что конкурентоспособность предприятия и его продукции может оцениваться относительно его основного конкурента на основе расчета относительных значений, рассчитанных как отношение значения конкретных показателей предприятия и его продукции к тем же показателям сильного конкурента и его продукции, в таком случае будет получено значение относительно конкурентоспособности по отношению к конкретному предприятию-конкуренту. Однако такой метод может сильно искажать общую оценку конкурентоспособности предприятия в целом. При проведении оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции необходимо рассчитать комплексный показатель его конкурентоспособности представленный в виде произведения показателя значимости каждого единичного показателя конкурентоспособности, общая сумма которых должна быть ровна единице, на единичный показатель конкурентоспособности предприятия, представленного в виде общего числа.

Annotation. The article notes that the competitiveness of an enterprise and its products can be assessed relative to its main competitor based on the calculation of relative values calculated as the ratio of the value of specific indicators of the enterprise and its products to the same indicators of a strong competitor and its products, in which case a value relative to competitiveness will be obtained in relation to a particular competitor enterprise. However, this method can greatly distort the overall assessment of the competitiveness of the enterprise as a whole. When assessing the competitiveness of an enterprise and its products, it is necessary to calculate a comprehensive indicator of its competitiveness presented as a product of an indicator of the importance of each individual indicator of competitiveness, the total amount of which should be equal to one, by a single indicator of competitiveness of an enterprise, represented as a total number.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, факторный анализ.

Keywords: enterprise competitiveness, factor analysis.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях жесткой рыночной экономики, особенно с появлением проблемы импортозамещения большинства товаров, реализуемых на современном российском рынке, а также для поддержания конкурентоспособности имеющихся товаров, предприятия при анализе и оценке своей деятельности должны использовать различные методы ведения и оценки конкурентной борьбы, то

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.