Научная статья на тему 'Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием'

Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / FINANCIAL MANAGEMENT / EFFICIENCY / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ронова Галина Николаевна, Алиева Элвира Телман Кызы, Бухтуев Кирилл Александрович, Луковникова Алина Александровна

В статье рассматривается современный подход к организации финансового менеджмента на малом предприятии. Обоснована необходимость подготовки специалистов по финансовому менеджменту на уровне государства и на уровне предприятия. Предложены подходы управления к деятельности малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MANAGEMENT OF SMALL ENTERPRISES AS AN INTEGRAL PART OF OPERATION OF BUSINESS

In article the modern approach to the organization of financial management on a small enterprise is considered. The indispensability of preparation of experts on financial management at a level of the state and at a level of the enterprise is proved. Approaches of management to activity of small enterprises are offered.

Текст научной работы на тему «Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием»

Экономика и современный менеджмент: теория и практика _________________________________№ 10-11 (53), 2015 г

16. Thornton S.C., Henneberg S.C., Naude P. Understanding types of organizational networking behaviors in the UK manufacturing sector, Industrial Marketing Management Journal, Volume 42, 2013 - p. 1154-1166.

17. Vante E., Taylor M. The Networked firm in a global world. Small firms in new environments 2000 - p. 8-9.

18. Уоллес Р.Л. Стратегические альансы в бизнесе. Москва Добрая книга, 2005 - 284 с.

0.6АК

www.sibac.info

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Ронова Галина Николаевна

канд. экон. наук, профессор кафедры банковского дела, доцент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

РФ, г. Москва E-mail: gnronova@mesi.ru

Алиева Элвира Телман Кызы

студент 4 курса кафедры банковского дела Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

РФ, г. Москва

Бухтуев Кирилл Александрович

студент 4 курса кафедры банковского дела Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

РФ, г. Москва

Луковникова Алина Александровна

студент 4 курса кафедры банковского дела Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

РФ, г. Москва E-mail: alina. lukovnikova@mail. ru

30

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 10-11 (53), 2015 г_________________________________

СмбАК

www.sibac.info

FINANCIAL MANAGEMENT OF SMALL ENTERPRISES AS AN INTEGRAL PART OF OPERATION OF BUSINESS

Galina Ronova

candidate of science, economics; Professor of chair of Banking of Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow

Elvira Alieva

student of chair of Banking of Plekhanov Russian University of Economics Economics

Russia, Moscow

Kirill Buhtuev

student of chair of Banking of Plekhanov Russian University of Economics Economics

Russia, Moscow

Alina Lukovnikova

student of chair of Banking of Plekhanov Russian University of Economics Economics

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается современный подход к организации финансового менеджмента на малом предприятии. Обоснована необходимость подготовки специалистов по финансовому менеджменту на уровне государства и на уровне предприятия. Предложены подходы управления к деятельности малых предприятий.

ABSTRACT

In article the modem approach to the organization of financial management on a small enterprise is considered. The indispensability of preparation of experts on financial management at a level of the state and at a level of the enterprise is proved. Approaches of management to activity of small enterprises are offered.

Ключевые слова: финансовое управление; эффективность;

малый бизнес.

Keywords: financial management; efficiency; small business.

31

Экономика и современный менеджмент: теория и практика __________________________№ 10-11 (53), 2015 г

Сегодня Россия переживает очень непростой период. Напряженные отношения с многими ведущими странами, привели к политическим и экономическим санкциям, которые не предоставляют возможности для полноценного экономического развития. На данном этапе ситуация такова:

• упал спрос на рубль;

• прекращено множество заключенных контрактов, а также клиентов;

• привлекательность для иностранных инвесторов также снизилась;

• высокие ставки по кредитам;

• происходит отток капиталов, которые обозначает и прекращение деятельности многих фирм и компаний;

• снизились цены на нефть и газ;

• низкая предпринимательская активность населения.

Поддержка курса российской валюты по отношению

к иностранным сегодня основная задача Банка России. Принятые решения, направленные на то, чтобы удержать рубль, вносят изменения в деятельность по поддержке предпринимательства. Подобная ситуация внутри страны может сказаться на сокращении рабочих мест, увеличении безработицы во всех отраслях экономики. Поэтому для снижения социальной напряженности, наличие необходимого количества товаров и услуг, внедрения новых товаров, а также обеспечения занятности населения необходима активная поддержка государством малого предпринимательства.

Ведь текущая социально-экономическая ситуации в стране, снижение поддержки государства, наличие пробелов в нормативноправовой базе, которая регулирует хозяйственную деятельность, а также недоступность инвестиционных ресурсов и налоговый пресс всё чаще затрудняют ведение малого бизнеса.

Поэтому основным критерием в управлении малым бизнесом считается подготовка его приспособляемости к переменам.

Стоит отметить, что главный фактором, который способствует разорению малого бизнеса - отсутствие управленческих познаний у руководства фирмы. Обычно владельцы малого бизнеса не считают необходимым нанимать специалиста и все финансовые вопросы решают сами. Но в настоящее время очень важно наличие специальных знаний управления структурой малого бизнеса. Поэтому малые фирмы так или иначе обращаются к услугам профессиональных менеджеров или опытных консультационных компаний для успешного

0.6АК

www.sibac.info

32

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 10-11 (53), 2015 г_________________________________

СмбАК

www.sibac.info

функционирования в среде с жесткой конкуренции и тяжёлой экономической ситуации.

По мере длительности существования фирмы на рынке повышаются и её шансы на успех. Как правило, организации, у которых один постоянный владелец, выручают гораздо высокий и стабильный доход, чем организации с постоянно меняющимися руководителями. Кроме того, когда в управлении фирмы принимает участие целая предпринимательская команда, а не один человек, то и вероятность на дальнейшее существование на рынке выше, так как решение будет приниматься несколькими людьми и более взвешенно.

В настоящее время экономика приобретает черты инновационной экономики, которая связана с разработкой, внедрением и использованием высоких технологий. Эффективность деятельности, а также жизнеспособность малых фирм зависит от своевременного внедрения инноваций, которые позволяют предприятию удовлетворить постоянно образующие потребности потребителей, а также поддерживать доходность и стоимость своего бизнеса на требуемом уровне. В среде ожесточённой конкуренцией на рынке остаются только те малые фирмы, которые всегда находится в курсе событий развития спроса и предложения, а также готовые своевременно изменять направление и приспосабливаться к новым условиям. В общем, можно отметить ещё одно условие к управлению малым бизнесом - это постоянное обеспечение его приспособляемости к изменчивым условиям хозяйствования [2].

Требуется серьёзная оценка центральных принципов финансового менеджмента в отношении к малым организациям. Ведь между крупным и малым бизнесом есть значительные различия, хорошо работающие принципы на крупных фирмах вполне вероятно не будут работать на малых.

Например, малым предприятиям совершенно трудно войти на финансовые и денежные рынки. Ведь, как правило, доступность кредита для малых организаций довольно низка, как из-за высоких процентов, так и из-за отсутствия кредитной истории

или рискованного финансового положения недавно образовавшейся фирмы. Наиболее разумным решением в данном случае является составление бизнес-плана и разработка грамотного инвестиционного плана. В малом бизнесе приходится надеяться на финансового менеджера, обладающего необходимыми знаниями, либо на способности руководителя в обеспечении предприятия необходимым объёмом денежных средств.

Малые предприятия могут выпускать акции, как и крупные организации, но на практике сделать это весьма сложно, поэтому

33

Экономика и современный менеджмент: теория и практика ___________________________№ 10-11 (53), 2015 г

целью финансового менеджмента малого бизнеса является максимизация прибыли и эффективного производства. Тем не менее у каждого владельца малого предприятия есть свои интересы: кто-то хочет присоединиться к более крупной компании, кто-то

заинтересован всё-таки так или иначе выпустить акции, а кому-то достаточно просто стабильной прибыли.

Также у малых фирм совершенно иные риски, чем у крупных предприятий. Поэтому любые инвестиции, неважно, приобретение это какого-то оборудования или наём консультантов, владеющими специальными управленческими знаниями, является важным событием. Любые свободное средства должны быть использованы в деле. Поэтому каждое принятое финансовое решение должно быть взвешенным и точно распланированным. Таким образом, владелец малого бизнеса подвержен большему риску, чем те же держатели акций, которые в любой момент могут их продать [1].

Ещё одной особенностью менеджмента в малом бизнесе является преимущественно неформальный подход. Как правило, в малых фирмах взаимоотношения между руководителем (финансовым менеджером) и подчинёнными носят довольно открытый характер. Это связано с тем, что руководство находится постоянно всё время на виду, как и принимаемые ими решения. Тем не менее, чтобы не допустить ошибок в менеджменте маленькой компании, руководителю необходимо обладать определёнными качествами. От руководителя (менеджера) требуется острый ум, умение предвидеть те или иные события, а также своевременно менять направление деятельности в определённых условиях. Также грамотный руководитель (менеджер) обязан уметь создавать, развивать эффективный рабочий коллектив и рассматривать его как единое целое, а также нести ответственность за результаты работы и атмосферу в рабочей группе [3].

Существует разные подходы управления к деятельности малых предприятий:

Первый подход - немецкий, заключается в том, что маленькие компании в своей стратегии сосредотачиваются на определённых сегментах рынка товаров. Упор лишь в одной специализации даёт возможность малым предприятиям производить товар лучше других организаций, тем самым предоставляя конкурентное преимущества для таких компаний. Потребителями данного товара является население.

Второй подход - японский, основан на тесном сотрудничестве малых предприятий с более крупными организациями. Малые компании производят для крупных различные комплектующие для их основной продукции. В данном случае крупные фирмы являются потребителями.

0.6АК

www.sibac.info

34

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 10-11 (53), 2015 г_________________________________

СмбАК

www.sibac.info

Г оворя о различных подходах к деятельности малых предприятий и их управлением, нельзя не упомянуть ещё один. В настоящее время у нас основная доля валового внутреннего продукта приходится на крупные предприятия, в то время как на Западе малыми организациями обеспечивается около пятидесяти процентов валового внутреннего продукта. На самом деле это не совсем так. Когда говорят о такой большой разнице не учитывают один факт. За рубежом крупные фирмы приспособились индивидуально подходить к пожеланиям клиентов, поэтому для поддержки своего производства в масштабах экономически выгодных для них самих, он должны соответствовать определённым стандартам. Понимания того, что малые структуры обладают некоторым преимуществом в сравнении с крупными, предоставляет им возможность делить крупные организации на более мелкие. Последние, будучи в какой-то степени самостоятельными, могут сосредоточиться на какой-то определённой специализации, повышая тем самым качество товара и соответственно его конкурентоспособность. Такие «малые» предприятия всё же находятся в собственности больших предприятий, но могут использовать преимущества как крупного бизнеса, так и обладать определённой гибкостью структуры малых форм.

Можно совершенно точно сказать, что нет какой-то единой совершенной модели управления из-за уникальности фирм. На управление предприятием многие факторы оказывают влияние. Малый бизнес довольно многообразен: фирмы могут отличаться по форме собственности, количеству сотрудников, ассортименту и объёму товаров и услуг и многим другим факторам, которые оказывают влияние на менеджмент компании.

Задача финансового менеджера фирмы заключается в том, чтобы учесть всё многообразие специфических факторов какого-то конкретного предприятия и определить для него наиболее рациональную систему управления. Рассматривая финансовый менеджмент в малом бизнесе необходимо учитывать динамичность, а также гибкость малых фирм.

Список литературы:

1. Надыршина А.Л. Развитие системы финансового менеджмента малых и средних предприятий // Финансовые исследования. - 2011. - № 1. - С. 110.

2. Ронова Г.Н. Организация финансового управления инновационной деятельностью на предприятии // Ценности и интересы современного общества. - 2013. - С. 93-97.

3. Ронова Г.Н. Перспективные направления подготовки финансовых менеджеров // Образовательная среда сегодня и завтра. - 2013. - С. 428-431.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.