ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РФ
Р.А. ХУХИЯ
Волгоградский государственный университет,
аспирант
Обоснована система финансового менеджмента государственного долга субъекта Федерации. Основное внимание уделено определению объемов заимствований и методам расчета безопасного объема региональных займов: соблюдения предельных ограничений размера долга и расходов на его обслуживание; долговой емкости бюджета; оценка оптимального уровня долговой нагрузки и уровня кредитоспособности субфедерального бюджета.
Ключевые слова: государственный долг субъекта Федерации; финансовый менеджмент; субфедеральные долговые обязательства; бюджетные ограничения; уровень долговой нагрузки бюджета; уровень кредитоспособности регионального бюджета.
Коды классификатора JEL: М3.
Региональная система финансового менеджмента государственного долга субъекта Федерации представляет собой совокупность стратегических, тактических и оперативных мероприятий, осуществляемых на региональном уровне, связанных с планированием, осуществлением, погашением долговых обязательств, а также контролем и анализом за этими видами деятельности в целях наиболее эффективного осуществления социально-экономических задач, стоящих перед государством и регионами. Эта система включает комплекс специфических методов организации заимствований, закрепленный в нормативных актах, принятых органами управления конкретной территории.
Современная система финансового менеджмента субфедеральных долговых обязательств находится на этапе становления. Основное внимание при управлении государственным долгом регионов уделяется определению объемов заимствований, и для оценки возможности привлечения новых займов используется метод соблюдения предельных ограничений размера долга и расходов на его обслуживание. Согласно общему правилу предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета, установлено более жесткое ограничение. Предельный объем долга такого субъекта РФ составляет 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений [2].
В некоторых регионах администрации ввели дополнительные, более жесткие ограничения, прописывая их в региональном законодательстве. Так, законом о государственном долге Нижегородской области предусмотрены следующие бюджетные ограничения [5]:
— верхний предел государственного долга области не должен превышать 40 процентов от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней системы Российской Федерации;
— предельный объем расходов на обслуживание государственного долга в соответствующем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов областного бюджета в соответствующем финансовом году;
— объем долговых обязательств, погашаемых в соответствующем финансовом году, не должен превышать 20 процентов от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
— доля государственных гарантий в структуре государственного долга области не должна превышать 15 процентов от общего объема.
Предельные ограничения размера долга и расходов на его обслуживание приняты и в Волгоградской области:
— предельный объем государственного долга области не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
— предельный объем расходов на обслуживание государственного долга не должен превышать 15 процентов объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [4].
© Хухия Р.А., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
198
Р.А. ХУХИЯ
В настоящее время расширяется круг методик, предлагаемых для расчета безопасного объема региональных займов. К ним относятся:
❖ расчет долговой емкости бюджета;
❖ оценка оптимального (безопасного) уровня долговой нагрузки;
❖ определение уровня кредитоспособности субфедерального бюджета.
Алгоритм управления региональными заимствованиями на основе расчета долговой емкости бюджета был разработан в результате взаимодействия международных организаций, Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Для его реализации в рамках Проекта Технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне предложена примерная институциональная структура управления заимствованиями [3, с. 156: 8]. Общие подходы к формированию основных контуров региональной системы финансового менеджмента государственного долга субъекта Федерации, основанной на расчете долговой емкости, приводятся во Временных методических рекомендациях по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов РФ и муниципальных образований, в работах ряда ученых, в законодательных актах отдельных территорий [9, 3].
Долговая емкость (профиль заемной мощности) бюджета представляет собой превышение доходов бюджета субъекта РФ над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени, который не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период — превосходить финансовый год.
На основе долговой емкости бюджета региона определяются необходимые и возможные объемы привлечения прямых и условных обязательств. Их расчеты проводятся исходя из условия, что прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам не превышают долговой емкости бюджета. Кроме этого, в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой емкостью бюджета в рамках подготовки проекта бюджета и программы внутренних заимствований на очередной финансовый год, планируется структура долга.
Различают фактическую и свободную долговую бюджетную емкость. Фактическая долговая емкость бюджета определяет предельные объемы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счет доходов бюджета. Свободная емкость является характеристикой возможного объема новых государственных заимствований субъекта Федерации в выбранном интервале планирования [6]. Она представляет собой средства бюджета субъекта Федерации после исполнения уже принятых прямых и ожидаемых условных обязательств в соответствующем периоде.
Помимо оценки долговой емкости, в отдельных регионах в настоящее время на законодательном уровне представлены методики, направленные на определение оптимального (безопасного) уровня долговой нагрузки. В качестве примера можно привести Москву, где определение предельного безопасного размера долга проводится на основании значения «капитального ресурса», определяемого как разность между доходами бюджета и суммой текущих расходов бюджета и определенной части расходов капитального характера; размер долга по данному методу не должен превышать полученной разницы [7]. К положительной черте данной методики можно отнести и то, что расчеты проводятся не только на период законодательно установленного планирования (3 года), но и на весь период до погашения долговых обязательств, принятых городом к моменту составления прогноза. Одновременно в перспективных расчетах по каждому году должны обеспечиваться законодательно установленные предельные величины, связанные с осуществлением заимствований субъектами Российской Федерации [7].
Финансовый менеджмент регионального долга предполагает определение не только объема, но и структуры заимствований. Для этого предлагаются методики оценки целесообразности осуществления займов как для реализации отдельных целей социально-экономического развития, так и по различным видам. В литературе приводятся методики определения объема долговых обязательств в таких частных ситуациях, как:
— вынужденное рефинансирование долговых обязательств;
— добровольное рефинансирование долговых обязательств;
— инвестиционное заимствование.
Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование долговых обязательств рекомендуются следующие расчеты:
❖ определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений. Определяются долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Такие долговые обязательства становятся претендентами на вынужденное рефинансирование. Для каждого критического периода расчета и для каждого отобранного долгового обязательства проверяется, приведет ли рефинансирование (исполнение) данного долгового обязательства (или его части) к устранению критических значений показателей. Отбор начинается с долговых обязательств, имеющих наибольший объем
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РФ
199
расходов по обслуживанию, затем рассматриваются долговые обязательства с меньшим объемом расходов по обслуживанию;
• объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования долговых обязательств. Для каждого отобранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, рассчитывается условная стоимость его досрочного погашения (выкупа). Для кредитов кредитных организаций и бюджетных кредитов, в договоре о получении которых оговорена возможность досрочного погашения, условная стоимость погашения рассчитывается с учетом условий кредитных договоров. В иных случаях условная стоимость досрочного погашения (выкупа) рассчитывается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но не выплаченных процентных платежей. Более точно условная стоимость досрочного погашения (выкупа) определяется в процессе переговоров с кредиторами;
• суммарного объема условной стоимости погашения (выкупа) всех долговых обязательств, соответствующих критическим значениям показателей, является объемом заимствований, требуемых для проведения вынужденного рефинансирования долговых обязательств.
Потребность в проведении добровольного рефинансирования долговых обязательств определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств. Должен быть рефинансирован тот объем действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость вновь появившихся альтернативных заимствований.
Достаточным критерием для оценки возможности привлечения новых заимствований является выполнение условия, при котором привлечение новых заимствований позволит снизить совокупные расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств. Для оценки данного условия сравниваются показатели приведенной стоимости долговых обязательств. Дисконтирование каждой операции осуществляется на основе ставки или ставок дисконтирования. Значение ставок выбирается субъектом РФ (например, ставка рефинансирования Банка России). Для каждого из долговых обязательств (рефинансируемого и привлекаемого) на основании графика платежей рассчитывается приведенная стоимость расходов на обслуживание и погашение долга [1].
Таким образом, определяется разность между необходимым объемом бюджетных инвестиций и объемом возможного финансирования бюджетных инвестиций за счет доходов бюджета в конкретном финансовом году, которая представляет собой объем средств, требуемый для финансирования бюджетных инвестиций за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев У.И. Управление региональными долговыми обязательствами (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Финансы и кредит. № 6 (342). 2009. С. 26.
2. БорисовА.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. // СПС «Гарант»
3. ДорждеевА.В. Институциональные аспекты управления региональным долгом. Волгоград: Издатель, 2008; Региональные финансы: опыт, стратегии, перспективы / под ред. Дорждеева А.В., Завьялова Д.Ю. М.: Финансы, 2008.
4. Закон Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области», ст. 6.
5. Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. № 83-З «О государственном долге Нижегородской области».
6. Концепция управления государственным долгом Омской области на период до 2010 года (утвержденная Указом губернатора Омской области от 28 июня 2007 г. № 84).
7. Постановление Правительства Москвы от 06.06.03 № 318-ПП «О Концепции управления государственным долгом города Москвы и использовании заемных средств в городском бюджете».
8. Система управления долгом и условными обязательствами на региональном и муниципальном уровне. М.: Весь мир, 2005. С. 15.
9. Временные методические рекомендации по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов РФ и муниципальных образований. М., 2003. http://www.gfu.ru/old/CD/autorun/06.html.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)