Научная статья на тему 'Финансовый механизм устойчивого развития Байкальского региона'

Финансовый механизм устойчивого развития Байкальского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАСТ-ФОНД / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / FINANCIAL MECHANISM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / TRUST FUND / BAIKAL REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черников Александр Павлович, Орсоева Мария Васильевна

Предложены элементы финансового механизма, включающего создание траст-фонда. Сформулированы основные принципы успешного функционирования специальных финансовых институтов развития территорий. Рассмотрен зарубежный опыт функционирования специальных финансовых фондов развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черников Александр Павлович, Орсоева Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MECHANISM OF BAIKAL REGION SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The authors suggest elements of a financial mechanism including establishment of a trust fund. They also determine basic principles of successful work of special financial establishments for territory development, and analyze foreign countries' experience in this sphere.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм устойчивого развития Байкальского региона»

О

(N

УДК 332.14:336(571.5) А.П. Черников

ББК 65.046.1(2 Сиб) М.В. Орсоева

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Предложены элементы финансового механизма, включающего создание траст-фонда. Сформулированы основные принципы успешного функционирования специальных финансовых институтов развития территорий. Рассмотрен зарубежный опыт функционирования специальных финансовых фондов развития территорий.

Ключевые слова: финансовый механизм, устойчивое развитие, траст-фонд, Байкальский регион.

A.P. Chernikov M.V. Orsoyeva

FINANCIAL MECHANISM OF BAIKAL REGION SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

The authors suggest elements of a financial mechanism including establishment of a trust fund. They also determine basic principles of successful work of special financial establishments for territory development, and analyze foreign countries’ experience in this sphere.

Keywords: financial mechanism, sustainable development, trust fund, Baikal region.

Траст-фонды являются ключевым элементом финансового механизма развития территории. Принятие закона о траст-фондах должно создать §jjjjf правовую базу для формирования финансового механизма обеспечения

; устойчивого социально-экономического развития регионов Российской

^ч! Федерации. Траст-фонды, как правило, создаются с целью компенси-

ой § ровать негативные последствия истощения природно-ресурсного потен-

циала, загрязнения окружающей среды, сокращения среды обитания и ! ухудшение условий жизни для местного населения. Специальные фи-

og 1 нансовые фонды, а к их числу относятся траст-фонды, зарекомендовали ли себя во многих странах в качестве эффективного инструмента реше-

ния региональных социально-экономических проблем1. Главная задача в таких фондов — гарантировать населению территории удовлетворение

йоэ потребностей на том же уровне, что и до создания фондов. Таким обра-

SfflS зом, специальные финансовые фонды территорий являются одним из ре-

ально действующих механизмов обеспечения их устойчивого развития.

В

Н1 Наиболее интересным представляется Постоянный фонд Аляски. В фонд отчисляется 25% сборов за право использования недр и других налогов от природных ресурсов, получаемых в штате Аляска. Эти взносы пополняются доходами самого фонда. Средства

Н фонда реинвестируются в надежные объекты и ценные бумаги. Фонд ежегодно выпла-

чивает дивиденд каждому постоянному жителю штата (до 1 тыс. дол.). Другой пример PQ специального финансового фонда — фонд Немецкое единство, созданный для финанси-

ллъ рования поддержки бывшей ГДР. Средства фонда распределяются между восточными

ь-J землями пропорционально численности населения земель бывшей ГДР. Средства фонда

Н образованы за счет федерального бюджета (30%), бюджета земель (10%) и в виде госу-

дарственных займов (60%).

© А.П. Черников, М.В. Орсоева, 2011

«К1

2нё Д 5 =

&ц!Е|

«31

ой-

^ 1

1

^ Л £ ё§!

« цт I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

В качестве основных принципов успешного функционирования специальных финансовых институтов развития территорий отмечают:

1. Целостное и максимально четкое законодательство, не допускающее разночтений по вопросам, связанным с созданием и деятельностью фондов: прав собственности, выбора целей, организационной структуры и методов управления, определения направлений инвестиционной политики и использования доходов.

2. Независимость и изолированность от органов власти, не позволяющая последним вмешиваться в деятельность фондов.

3. Строгая и безусловная отчетность жителям страны (региона) — как непосредственная, так через выбираемые ими органы власти. И сами фонды, и органы власти территории должны обеспечить открытость, прозрачность, доступность информации о деятельности фондов для самых широких слоев населения. Успехи же в деятельности фондов могут быть достигнуты только тогда, когда в общественном сознании прочно укрепится мнение о полезности этих финансовых институтов.

4. Прагматизм инвестиционной политики, выражающийся в том, что все инвестиции фондов должны быть одновременно и прибыльными, и безопасными. Фонды не должны вкладывать средства в рискованные активы, а также осуществлять инвестиции по социальным и политическим мотивам.

5. Прозрачность и простота организационной структуры, являющиеся необходимыми предпосылками эффективного управления и ясной подотчетности фондов.

6. Разделение сберегательной и расходной функций, так как в действительности сложно совместить выполнение двух функций — накопления доходов и их расходования на текущие социально-экономические нужды, то решение указанных задач обычно возлагается на самостоятельные структурные подразделения фонда (либо, как это имеет место на Аляске, на самостоятельные финансовые фонды).

Как показала практика, при создании таких фондов необходимо определить ясные и строго сформулированные цели, принимая во внимание их непротиворечивость и возможность их одновременного или поэтапного достижения с учетом реальных предпосылок для их достижения.

В условиях кризисной экономики возможности аккумулирования финансовых ресурсов с привлечением специальных финансовых фондов очень ограничены. На примере Республики Бурятия можно убедиться, что реально отсутствуют производства, выпускающие конкурентоспособную продукцию, благодаря которым было бы возможно собрать в короткие сроки достаточные денежные средства. В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15% расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.

Рассмотрев различные пути формирования финансовых фондов на примере США, мы пришли к выводу, что в условиях современной Рос-

сии опыт американских фондов применим лишь частично. В условиях отсутствия экономической самостоятельности регионов, фактического монополизма холдинга РАО «ЕЭС России» необходимо рассматривать возможность аккумулирования средств (платежи за пользование при-^ родными ресурсами, платежи за загрязнение окружающей среды, ак-

5^ цизные сборы на добычу энергетического угля) в региональном бюджете

с дальнейшим их переводом в Байкальский траст-фонд.

Введение акцизных сборов на добычу энергетического угля при условии их полного зачисления в региональный бюджет позволит создать в регионе компенсационные фонды для проведения природоохранных мероприятий.

В региональном законе «О Байкальском траст-фонде» должны быть предусмотрены порядок и источники формирования фонда, порядок расходования средств. Основной целью этого траст-фонда по аналогии с Постоянным Фондом Аляски должно стать сбережение. В качестве основного источника формирования фонда следует установить акцизный налог на добычу энергетического угля в размере 5%.

Для того чтобы повысить внутреннюю норму эффективности мероприятий, финансируемых из траст-фонда, целесообразно внести изменения в федеральное налоговое законодательство:

- освободить от НДС организации, являющиеся подрядчиками траст-фонда (в той части, в какой эти доходы получены за счет средств траст-фонда);

- освободить от НДС доходы организаций, находящихся в собственности траст-фонда;

- исключить из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль средства, зачисленные в траст-фонд.

Указанные льготы позволят более полно использовать средства траст-фонда для развития социально-экономического потенциала Республики §Я| Бурятия.

; Дополнительными источниками финансирования траст-фонда мо-

гут выступать целевые средства, поступающие из федерального бюд-ой § жета, экологические платежи и платежи за пользование природными

^1 ресурсами, взносы различных организаций и частных лиц, кредиты и

^ | субсидии фондов развития региона, фондов развития отдельных предок 1 приятий и т.д.

вРасходование средств фонда должно быть определено на основами! нии решения Правительства Российской Федерации. В нашем случае

-в это — финансирование затрат на разработку проектов и строительство

йо 1 объектов нетрадиционной возобновляемой энергетики, возмещение зава! трат на совершенствование основного производства и установку более

эффективного очистного оборудования на предприятиях энергетики. Вопросами непосредственного расходования средств должен занимать-23 ся региональный комитет по развитию возобновляемой энергетики,

который определяет конкретные инвестиционные проекты. Средства фонда следует делить на две части: основной и резервный капитал. На вышеуказанные цели необходимо выделять только средства из ре-11^ зервного капитала. Ежегодно необходимо отчислять в размере 25%

от полученных доходов на пополнение основного капитала. И, как в со случае с Постоянным Фондом Аляски, дополнительно пересчитывать

Н инфляционную составляющую и вносить эту сумму на счета основного

капитала.

н

о

«К1

2нё Д 5 =

КнИ

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« ЦТ I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о

н

м

со

Н

Государственная поддержка может осуществляться в форме:

- расширения его участия в научно-технической и инновационной деятельности с использованием Бюджета развития, наполнение которого представляется возможным за счет части «сверхплановых» поступлений в стабилизационный фонд; централизации на федеральном уровне части платежей по налогу на имущество организаций; увеличения поступлений по возобновляемым неналоговым доходам (консолидация чистой прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, арендная плата за пользование государственным имуществом, поступления от реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности);

- налоговые льготы — освобождение от налога на имущество потребителей, использующих нетрадиционные источники; сокращение для организаций налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых на величину расходов, напрямую связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию НВИЭ-технологий и их внедрением; введение нулевых и 5%-ных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортируемого современного оборудования, способствующего расширению применения НВИЭ-технологий, и не производимого российскими предприятиями; направление части поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, платежей за загрязнение окружающей среды и водного налога на финансирование мероприятий по освоению нетрадиционных источников энергии и экологически безопасных технологий;

- разработка и принятие специального законодательного акта по всему комплексу вопросов, связанных с вовлечением возобновляемых источников энергии в хозяйственный оборот;

- стимулирование получения свидетельств и патентов в целях обеспечения контроля за регистрацией (патентованием) результатов научнотехнических исследований и предотвращения их бесплатного использования за рубежом; снижение размера патентных пошлин (прежде всего, в отношении физических лиц) за патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

По нашему мнению, в современных условиях функционирования ТЭК необходимо:

- создание общегосударственной, отраслевых и региональных структур управления развитием и внедрением технологий и оборудования ВИЭ;

- оценка ресурсов и запасов источников энергии, разработка и внедрение схем их использования;

- создание отрасли и специализированных предприятий по конструированию и производству, сертификации, монтажу и обслужи-ванию оборудования;

- финансирование НИОКР и производственной базы в области возобновляемой энергетики;

- создание федеральных и региональных траст-фондов развития возобновляемой энергетики;

- подготовку инженерных и научных кадров, комплексно владеющих проблемой использования возобновляемой энергии и способных решать как технические, так и экологические и экономические проблемы.

О

(N

Учитывая роль НВИЭ в сохранении окружающей среды, производители и пользователи этой энергии вправе рассчитывать на поддержку государства. В проекте Федерального закона «О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии» определено, что при выделении средств из госбюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год не менее 5% от инвестиций в ТЭК должно направляться на финансирование программ использования НВИЭ и проектов создания установок по использованию НВИЭ.

SS1

2НЁ Яз =

Дн К

hS-*

«31

ой-

%<s ^ 1

5s 1

«Л*

« V I

8s!

о

ЕнО а

£мц

МО I

нее

н

н

о

н

м

со

н

Информация об авторах

Черников Александр Павлович — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Орсоева Мария Васильевна — кандидат экономических наук, Сибирская академия права, экономики и управления, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Authors

Chernikov Aleksandr Pavlovich — Doctor of Economics, Professor, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

Orsoyeva Maria Vassiliyevna — PhD in Economics, Siberian Academy of Law, Economics and Management, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.