Научная статья на тему 'Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования'

Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2294
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / FINANCIAL MANAGEMENT / FINANCIAL MECHANISM / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараканов Василий Валерьевич

В статье исследуется сущность финансового механизма системы высшего профессионального образования, определены его структура, принципы, задачи модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the analysis of the financial mechanism essence of the higher professional education system, defines its structure, principles, and modernization targets.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования»

© В.В. Тараканов, 2009

ФИНАНСЫ. БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ

УДК 336.143.2 ББК 65.261.33

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В.В. Тараканов

В статье исследуется сущность финансового механизма системы высшего профессионального образования, определены его структура, принципы, задачи модернизации.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования, финансовый менеджмент, финансовый механизм, хозяйственный механизм, экономический механизм.

Последние десятилетия прошлого века стали временем кардинальных перемен в системе экономики высшего образования, обусловленных глобальной трансформацией мирового хозяйственного механизма. Базисным фактором, определившим основное направление произошедших перемен, стало формирование экономики, основанной на знаниях. В новом обществе производство и потребление информации, знаний, образования заняли центральное место, отчего возникла прямо пропорциональная зависимость между уровнем развития образовательной сферы и конкурентоспособностью и темпами роста экономики страны.

Качественное изменение роли и места высшего образования в национальных экономических системах развитых стран и в мировой экономике в целом явилось объектив-

ной предпосылкой модернизации финансового механизма системы высшего профессионального образования (далее - СВПО) как на глобальном, национальном и региональном уровнях, так и на уровне отдельного образовательного учреждения и его структурных подразделений. Экономисты самых различных школ и течений едины в признании факта существенного возрастания влияния рынка на финансовый механизм СВПО. При этом дискуссионными остаются вопросы о социально-экономической природе образовательных услуг, о реальности, возможности и необходимости существования рынка услуг высшего образования, о механизмах финансирования деятельности высших учебных заведений, направлениях реформирования внутриуниверситетской системы стратегического и финансового управления.

Изучение проблем и факторов, определяющих процесс модернизации финансового механизма отечественной СВПО к рыночным условиям, требует нового теоретического осмысления понятий «финансовый ме-

ханизм» и «финансовый менеджмент» применительно к государственному высшему учебному заведению. Необходимо также определить детерминанты структуры и функций финансового механизма СВПО в соответствии с балансом интересов вуза и государства, выявить объективные причины необходимости его модернизации.

Анализ отечественных исследований по этой проблематике показывает, что существует множество определений финансового механизма, при этом отсутствует единый подход к определению его сущности и содержания.

Большая часть исследователей характеризует финансовый механизм как составную часть хозяйственного или экономического механизма, понимая под ним совокупность принципов, форм и методов, с помощью которых осуществляется система распределительных отношений, образование доходов и накоплений, создание и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [1, с. 196; 2, с. 13; 3, с. 62; 6, с. 15]. При этом многие исследователи отмечают, что, несмотря на органическую связь с экономическим механизмом, финансовый механизм имеет самостоятельную сферу действия.

При анализе содержания финансового механизма в одних источниках делается упор на его структурный состав, в других - на систему мер, направленных на использование объективно существующих финансовых отношений; в третьих - на совокупность методов, посредством которых осуществляется действие экономических законов или совокупность форм, методов и рычагов управления финансовыми отношениями.

Структура финансового механизма сложна в силу того, что финансовые отношения разнообразны и зависят от многих факторов общеэкономического, правового, управленческого и прочего характера, но при выявлении сущности финансового механизма в качестве важнейших элементов чаще всего фигурируют следующие: -три органически взаимосвязанных блока: финансирование, кредитование, инвестирование, однако при рассмотрении финансирования государственных образовательных бюджетных учреждений актуален только первый блок, поскольку инструментарии двух последних (кредито-

вания и инвестирования) запрещены, что обусловливает специфику и определенные особенности всего финансового механизма СВПО;

- финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное, информационное обеспечение [4, с. 13; 6, с. 16-17];

- финансовые инструменты, финансовые приемы, методы, модели, а также обеспечивающие подсистемы (правовая, нормативная, информационная, кадровая, техническая и программного обеспечения) [3, с. 62]. Каждый элемент механизма является

составной частью целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, а сочетание элементов финансового механизма образует «конструкцию финансового механизма».

Система образования в целом и высшее профессиональное образование в частности являются составной частью социально-культурной сферы, что обусловливает ряд особенностей финансового механизма. Важнейшим направлением государственного регулирования доходов вузов является бюджетное финансирование, которое до настоящего времени в России реализуется по исторически сложившемуся принципу - от достигнутого уровня. Подобный подход к финансированию был характерен для советского периода, на протяжении многих десятилетий подвергался критике, позже отменен в большинстве отраслей народного хозяйства, включая отрасли с сохранившимся бюджетным финансированием. Так, например, в системе здравоохранения уровень бюджетного финансирования определяется в зависимости от уровня заболеваемости в регионе, количества койко-мест и других натуральных показателей. В системе высшего образования подобные нормативы в расчете на натуральные единицы до настоящего времени отсутству-юг. Это приводит к существенной дифференциации объема бюджетного финансирования в расчете на одного студента, обучающегося на бюджетной основе, и ставит вузы в неравные экономические условия. К тому же объем бюджетного финансирования в объективных ограничениях бюджетных средств обусловливает несоизмеримость источников финансирования с реальной потребностью в ресурсах.

Все это в целом обусловливает ряд особенностей финансового механизма СВПО, к числу которых можно отнести следующие:

особый правовой статус важнейшего финансового ресурса - денежных средств и имущества, полученного в результате их использования: особое вещное право, право оперативного управления или право самостоятельного распоряжения; жесткая регламентация статей расходов; невозможность самостоятельного перераспределения ресурсов между статьями; высокие административные издержки привлечения внебюджетного финансирования; требование осуществлять внебюджетную деятельность, как и бюджетную, в соответствии со сметой доходов и расходов по единому плану счетов с вытекающей из этого спецификой в бухгалтерском учете и отчетности; ограничения на оформление первичных документов, связанных с исполнением смет доходов и расходов, включая внебюджетные;

запрет на использование кредитных ресурсов в соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса (далее - БК РФ), за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Единственное исключение из этого правила установлено статьей 237 БК РФ и допускается лишь в случае, если имеет место недофинансирование учреждения из бюджета в объеме 25 % и более, а также его просрочка продолжительностью более двух месяцев; большинство вузов представляет собой некоммерческие организации, где увеличение собственного капитала происходит не столько за счет прибыли, сколько за счет создания фондов (фонда в основных средствах, фонда в МБП, фонда в нематериальных активах и др.), автоматически формируемых по мере приобретения соответствующих видов активов и постановки их на учет. Этому способствуют специфичный план счетов и специфичные учетные процедуры; оплата за обучение студентов, получающих образовательные услуги на коммерческой основе, производится, как правило, в начале семестра за предстоящий семестр, то есть на условиях предоплаты. При этом на счетах образовательных учреждений накапливаются временно свободные денежные активы, которые, одна-

ко, весьма проблематично запустить в оборот, включая размещение на депозитах и в ценных бумагах. С позиции традиционного финансового менеджмента такой подход квалифицируется как неэффективное использование финансовых средств и упущенная выгода: денежные средства не должны «висеть» на балансе, они должны находиться в постоянном обороте. В условиях вузов это воспринимается как норма. В части государственного регулирования расходов высших образовательных учреждений следует отметить, что для вузов федеральными органами исполнительной власти в сфере образования установлены:

- высокие требования к квалификационному уровню и количеству профессорско-преподавательского состава (ППС);

- требования к площадям (завышенные по экспертным оценкам), их размеру в расчете на 1 студента дифференцированно для дневной, вечерней и заочной форм обучения, а также по специальностям, направлениям и уровням подготовки;

- стандарты по количеству часов аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки, дифференцированные по формам обучения, специальностям и направлениям;

- нормы по библиотечному фонду - количеству учебной литературы в расчете на одного студента по каждому изучаемому предмету.

Перечисленные регуляторы оказывают существенное влияние на расходы вузов и обусловливают их большую финансовую нагрузку, которая лишь частично покрывается из средств бюджетов разных уровней в государственных вузах. В остальной части расходы государственных вузов покрываются за счет внебюджетных источников финансирования, возможности привлечения которых, как было показано ранее, ограничены на законодательном уровне.

В рамках финансового механизма СВПО складываются различные финансовые отношения высшего учебного заведения по поводу образования, распределения и использования денежных фондов, расчетов с государством, другими вузами, коммерческими организациями, населением в целях реализации своей концепции развития. Вектор движения финансовых средств при этом может быть направлен как к

вузу, так и от него (отчисления финансовых средств в бюджет, внебюджетные фонды и др.).

Это обусловливает целесообразность дальнейшего рассмотрения финансового механизма в виде двух взаимосвязанных подсистем (см. рис. 1): совокупности механизмов финансирования по отдельным источникам и механизма отчислений финансовых средств по названным направлениям.

Таким образом, финансовый механизм СВПО представляет собой систему элементов, регулирующих процесс привлечения и отчислений финансовых средств вуза на основе реализации определенных принципов и применения методов, каналов и инструментов финансирования в целях эффективного использования этих средств при реализации услуг образовательного учреждения и повышения его конкурентоспособности и инновационной активности.

Сущность управления финансами высшего профессионального образования вытекает из основополагающих концепций классического финансового менеджмента, поэтому, базируясь на общем понимании финансового механизма и его составляющих, выделим и уточним основные элементы финансового механизма СВПО, учитывая специфику деятельности образовательных учреждений (см. рис. 2).

Таким образом, к элементам исследуемого финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система регламентов, норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов вуза, организации системы бюджетирования и финансов вуза. Разнообразие элементов финансового механизма обусловлено множественностью финансовых взаимосвязей.

Сложность организации финансового механизма СВПО в значительной степени обусловливается разнообразием интересов субъектов, которые имеют к вузу прямое или косвенное отношение.

Уравнение баланса интересов в СВПО условно можно представить в следующем виде:

Интерес органов власти (государства) =

= Интерес работодателей + +Интерес потребителей услуг +

+ Интерес вуза.

Интересы всех перечисленных сторон, как результаты финансовых отношений, наиболее полно представлены в таблице.

Одновременное соблюдение интересов всех заинтересованных сторон в деятельности предприятия представляет собой очень сложную задачу, однако именно ее решение в целом определяет эффективность финансового механизма СВПО.

Как уже было отмечено, указанный механизм состоит не просто из набора соответствующих источников финансовых ресурсов и объектов вложений, но также из связей и отношений между ними, что определяет его субъектнообъектную структуру. Субъекты финансового механизма - это субъекты финансирования, выделяющие финансовые средства и вступающие в отношения с объектом вложений (вузом) по поводу осуществления соответствующих видов деятельности. Совокупность субъектов достаточно многообразна, соответственно, среди источников финансирования выделяют бюджетные, целевые и внебюджетные.

Таким образом, к субъектам финансового механизма относятся государство, а точнее, распорядители бюджетных средств (соответствующих уровней), грантодатели, спонсоры, коммерческие и некоммерческие организации и др. Объекты вложения - это разрешенные виды деятельности вуза, главным из которых, безусловно, является оказание образовательных услуг. В настоящее время субъектно-объектная структура финансового механизма СВПО достаточно сложна, динамичная и многообразна и может быть представлена следующим образом (см. рис. 3).

Финансовый механизм системы ВПО

Механизм финансирования

т

Ч Механизм отчислений финансовых средств

бюджетного внебюджетного

целевого

Рис. 1. Структура финансового механизма системы ВПО ISSN 1998-992Х. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2009. № 2 (15) 183

Основные элементы финансового механизма системы ВПО

А 1 1 1 ±

Финансовые Финансовые Финансовые Нормативно- Информаци-

методы: рыч аги: инструменты: правовое онное

- финансовый - доход; - финансовые обеспечение обеспечение

анализ; - штрафы, пе- документы, деятельности вуза:

- финансовое ни, неустойки; отражающие вуза: - информация

планирование; - арендная пла- финансовые - устав вуза; о внешней

- финансовое та; отношения ву- - учетная поли- среде;

регулирование; - финансовый контроль и - стипендии, обеспечивающие возмож- за с другими субъектами и влияющие на тика вуза; - внутривузовс-кие приказы, - информация об источниках финан-

учет; ность само- них; положения, ин- сирования

- введение но- стоятельно - финансовая струкции и т. п.

вых систем оплаты труда; прожить в регионе обуче- отчетность вуза - правительственные и ве-

- методы при- ния домственные

влечения фи- приказы,

нансовых ре- письма, инст-

сурсов; рукции, поло-

- система расче- жения, указа-

тов; ния и т. п.

- ценообразова-

ние в системе Кадровое Система

образования; обеспечение организации

- минимизация рисков при оп- вуза: - ППС вуза; -* финансовой деятельности

тимизации ор- - сотрудники плановофинансовых сл ужб и бухгалтерии вуза вуза

ганизационной структуры вуза, и др.

Рис. 2. Основные элементы финансового механизма системы ВПО

Таблица

Результаты финансовых отношений вуза с заинтересованной стороной

Заинтересованные стороны Показатели результативности

Региональные и местные органы власти - создание рабочих мест; - привлечение средств федерального бюджета; - получение налоговых платежей; - наличие высококвалифицированных кадров; -приращение человеческого капитала в регионе; - повышение инновационной активности в регионе, влекущее за собой рост инвестиционной привлекательности

Федеральные органы власти - ускорение темпов НТП; - приращение человеческого капитала в стране; - высокий уровень образования в обществе

Работодатели - привлечение высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать достижение определенной результативности

Потребители услуг (студенты, магистранты, слушатели, аспиранты, докторанты и т.п.) Получение новых знаний, навыков, компетенций, приносящих доход, формирование индивидуального человеческого капитала

Вуз Развитие материально-технической базы, формирование фонда оплаты труда, повышение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Среди основных характеристик механизма финансирования вуза целесообразно выделить:

-адресность - все полученные финансовые средства всегда сопровождаются четкой регламентацией их расходования;

- срочность - практически все финансовые средства выделяются вузу на определенный срок, а соответственно, должны быть израсходованы в определенный период времени, небольшое исключение относится только к внебюджетным средствам. Однако в этом случае для вуза данный источник становится платным (в размере налога на прибыль);

- безвозвратность - полученные финансовые средства не подлежат возврату вузом, а должны быть израсходованы на определенные цели;

- ответственность - расходование полученных финансовых средств вуза в полном объеме является объектом внешнего финансового контроля.

Действие финансового механизма СВПО обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

1. Со стороны государства:

- приоритетность - проявляется в первоочередном бюджетном финансировании тех направлений подготовки студентов, которые являются приоритетными в стратегических целях социально-экономического развития общества. Увеличение или сокращение бюджетного финансирования подготовки соответствующих специалистов оказывает непосредственное влияние на структуру рынка труда;

- динамизм - предполагает постоянную адаптацию финансовых методов, каналов и инструментов финансирования сферы образования к современным условиям;

- комплексность - показывает необходимость комплексного анализа причинноследственных связей при изменении элементов финансового механизма СВПО как важной составной части социокультурной сферы;

- результативность - обусловливает необходимость внедрения организационных мероприятий по переходу от сметного финансирования вузов к контрактной форме финансирования по результатам.

2. Со стороны образовательных учреждений:

- императивность - определяет жесткую регламентацию направлений расходования средств, выделяемых вузу в рамках бюджетного и целевого финансирования;

- обусловленность - отражает непосредственную и косвенную взаимосвязь между бюджетными и внебюджетными источниками финансирования вуза;

- ориентированность на стратегические цели развития вуза в целом. Этот принцип расширяет содержание финансового менеджмента вуза от системы распределения финансовых средств до системы управления финансами вуза, направленной на достижение его стратегических целей и тактических задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные принципы определяют цель финансового механизма СВПО, которая заключается в обеспечении устойчивого прогрессивного развития СВПО в условиях постоянно меняющейся внешней среды. В процессе реализации своей главной цели финансовый механизм СВПО направлен на решение следующих задач:

- привлечь достаточный объем финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию стратегических целей вуза;

- обеспечить единство составляющих подсистем и элементов механизма финансирования и отчислений через установление их взаимосвязи и сочетание разных частей механизма;

- создать условия для реализации целей и задач системы экономических отношений вуза как открытой социально-экономической системы;

- обеспечить финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений.

Сущность и содержание финансового механизма СВПО проявляются в его функциях, которые обеспечивают достижение цели и выполнение комплекса задач данного механизма. К числу его функций принято относить регулирующую, перераспределительную, аккумуляционную, воспроизводственную, стимулирующую, замещающую и контрольную. До недавнего времени субъекты госсектора при бюджетном финансировании, к числу которых относятся и вузы, не были ориентированы на результативность и эффективность своих расходов. Однако в настоящее время этот перечень будет неполным, если не добавить функцию результативного финансового менеджмента, идея которого заключается в обеспечении такой системы управления финансами вуза, которая позволяет достичь определенных показателей результативности. Вариаций ориентированности финансового менеджмента вуза может быть достаточно много. Так, например, Г.И. Мальцева считает необходимым добавить функцию ответственного финансового менеджмента вуза [5]. За каждый из механизмов финансирования вуза (бюджетный, целевой и внебюджетный) вуз все-

гда несет ответственность, а потому управление его финансами в рамках любого механизма финансирования характеризуется ответственностью и ответственным финансовым менеджментом. При этом ответственность не всегда означает результативность, следовательно, приоритетом в развитии финансового менеджмента вуза должна быть ориентация на результат, или, иными словами, результативный финансовый менеджмент. Такая точка зрения полностью согласуется с концепцией бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Хотя многие ученые и практики не признают возможности применения методов финансового менеджмента в госсекторе, актуальность адаптации современных методов финансового менеджмента к бюджетным учреждениям постепенно возрастает.

Таким образом, финансовый механизм СВПО представляет собой наиболее динамическую часть механизма реализации финансовой политики вуза. Его изменения происходят в связи с решением тактических задач, необходимостью реагирования на все текущие особенности внешней среды. Для эффективного использования финансов большое значение имеет планирование и прогнозирование, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов), контроль правильности применения разных видов, форм и методов финансовых отношений.

Действие финансового механизма СВПО обеспечивается реализацией ряда принципов со стороны государства (приоритетности, динамизма, комплексности и результативности) и со стороны учреждений ВПО (императивности, обусловленности и ориентированности на стратегические цели развития вуза). Университеты в последние десятилетия превратились в комплексные и крупномасштабные учреждения, для управления которыми требуется новая корпоративная культура. Эти изменения миссии и структуры вузов обусловили необходимость как трансформации и модернизации финансового механизма СВПО, так и системы внутреннего финансового менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бичик, С. В. Словарь экономических терминов / С. В. Бичик, А. С. Даморацкая. - Минск : Універсизцкае, 1998. - 235 с.

2. Бочаров, В. В. Финансовое моделирование / В. В. Бочаров. - СПб. : Питер, 2000. - 203 с.

3. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 767 с.

4. Крутик, А. Б. Основы финансовой деятельности предприятия : учеб. пособие / А. Б. Крутик, М. М. Хайкин. - СПб. : Бизнес-пресса, 1999. - 446 с.

5. Мальцева, Г. И. Трансформация финансового механизма вуза в условиях модернизации системы образования и бюджетных реформ / Г. И. Мальцева // Сибирская финансовая школа. -2006.- №> 2. - С. 99-102.

6. Яхъяев, М. А. Финансы АПК: механизмы оздоровления / М. А. Яхъяев. - М. : ОАО «Изд-во “Экономика”», 1998. - 199 с.

THE FINANCIAL MECHANISM OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: NATURE, STRUCTURE, PRINCIPLES OF OPERATION

V.V. Tarakanov

The paper deals with the analysis of the financial mechanism essence of the higher professional education system, defines its structure, principles, and modernization targets.

Key words: system of higher professional education, financial management, financial mechanism, economic mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.