Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Елена Рафаиловна

В статье исследуются вопросы реформирования финансового механизма государственных закупок как инструмента реализации государственной политики в области рационального и эффективного расходования государственных средств. Предметом исследования выступают финансовые отношения, возникающие в контрактной системе государственных закупок для обеспечения государственных нужд. Целью исследования является разработка теоретико-методических подходов реформирования финансового механизма государственных закупок. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, основанном на теоретико-методологических разработках в области бюджетной политики государства, финансирования расходных обязательств для обеспечения государственных нужд, функционирования и развития контрактной системы государственных закупок. Результатом исследования является разработка концептуальных основ реформирования финансового механизма государственных закупок как средства реализации бюджетной политики государства. Предлагается модель финансового механизма государственных закупок. Финансирование расходных обязательств государства через распределительный механизм контрактной системы государственных закупок является инструментом развития общественного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MECHANISM OF PUBLIC PROCUREMENT IN MODERN CONDITIONS

The presented article examines the issues of reforming the financial mechanism of public procurement as a tool for implementing state policy in the field of rational and efficient spending of public funds. The subject of the study is the financial relations arising in the contract system of public procurement to meet public needs. The purpose of the study is to develop theoretical and methodological approaches to reforming the financial mechanism of public procurement. The research methodology is based on an interdisciplinary approach based on theoretical and methodological developments in the field of state budget policy, financing of expenditure obligations to meet public needs, functioning and development of the public procurement contract system. The result of the study is the development of conceptual foundations for reforming the financial mechanism of public procurement as a means of implementing the state budget policy. A model of the financial mechanism of public procurement is proposed. Financing the expenditure obligations of the state through the distribution mechanism of the public procurement contract system is a tool for the development of the public sector of the economy.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 336.64

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е.Р. Борисова

В статье исследуются вопросы реформирования финансового механизма государственных закупок как инструмента реализации государственной политики в области рационального и эффективного расходования государственных средств. Предметом исследования выступают финансовые отношения, возникающие в контрактной системе государственных закупок для обеспечения государственных нужд. Целью исследования является разработка теоретико-методических подходов реформирования финансового механизма государственных закупок. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, основанном на теоретико-методологических разработках в области бюджетной политики государства, финансирования расходных обязательств для обеспечения государственных нужд, функционирования и развития контрактной системы государственных закупок. Результатом исследования является разработка концептуальных основ реформирования финансового механизма государственных закупок как средства реализации бюджетной политики государства. Предлагается модель финансового механизма государственных закупок. Финансирование расходных обязательств государства через распределительный механизм контрактной системы государственных закупок является инструментом развития общественного сектора экономики.

Ключевые слова: финансовый механизм; государственные закупки; контрактная система; общественный сектор экономики; государственные нужды; бюджетная политика; расходы.

E.R. Borisova. FINANCIAL MECHANISM OF PUBLIC PROCUREMENT IN MODERN CONDITIONS

The presented article examines the issues of reforming the financial mechanism of public procurement as a tool for implementing state policy in the field of rational and efficient spending of public funds. The subject of the study is the financial relations arising in the contract system of public procurement to meet public needs. The purpose of the study is to develop theoretical and methodological approaches to reforming the financial mechanism of public procurement. The research methodology is based on an interdisciplinary approach based on theoretical and methodological developments in the field of state budget policy, financing of expenditure obligations to meet public needs, functioning and development of the public procurement contract system. The result of the study is the development of conceptual foundations for reforming the financial mechanism of public procurement as a means of implementing the state budget policy. A model of the financial mechanism of public procurement is proposed. Financing the expenditure obligations of the state through the distribution mechanism of the public procurement contract system is a tool for the development of the public sector of the economy.

Keywords: financial mechanism; public procurement; contract system; public sector of the economy; public needs; budget policy; expenditures.

В связи с существенной ролью системы государственных закупок в развитии российской экономики в условиях санкционной политики и введения многочисленных ограничений со стороны недружественных стран реформирование финансового обеспечения системы государственных заказов приобретает первостепенное значение для осуществления государственных функций (оборона, экономическое регулирование, социальная поддержка и управление страной). Гипотеза научного исследования сводится к предположению о существовании потенциальных возможностей реформирования финансового

механизма государственных закупок как элемента бюджетной политики государства, что обусловлено распределительным характером финансовых отношений в процессе планирования и осуществления закупок для обеспечения нужд государства. Фундаментальным документом, обеспечивающим инструментарий государственного воздействия на социально-экономические отношения в процессе закупочного цикла, стал Федеральный закон от 05.04.2013 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].

12

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)

Исследованию контрактной системы государственных закупок как полидисциплинарной области посвящены работы Е.Р. Борисовой, Т.Г. Дорошенко, Е.Г. Ермилова, В.В. Мельникова, Е.В. Юнусовой и др. В большинстве работ рассматриваются процедурные и технологические вопросы реализации закупочного цикла в рамках контрактной системы государственных закупок, при этом проблема совершенствования финансового механизма государственных закупок требует своего решения [4-6].

Государство как экономический субъект выступает покупателем разнообразной продукции в виде товаров, работ и услуг для удовлетворения собственных нужд. Обладая таким важным инструментом, как система государственных закупок, государство стимулирует производство инновационной, высокотехнологичной, экологичной продукции, оказывает поддержку субъектам малого предпринимательства, организациям инвалидов, социально-ориентированным некоммерческим организациям и учреждениям уголовно-исправительной системы, тем самым стимулируя создание новых рабочих мест и решая вопросы социального равенства [2]. Система государственных закупок является инструментом реализации стратегии развития экономики страны [7]. Объем государственных закупок за 2021 г. на 8 электронных площадках, на которых проводится определение поставщиков для удовлетворения государственных нужд, составил 9,62 трлн руб. (таблица).

Приоритетным направлением развития Российской Федерации является осуществление бюджетной политики, составной частью которой является контрактная система государственных закупок. Регулирование бюджетных отношений требует разработки механизма, способствующего эффективному и

Показатели контрактной системы I

целевому расходованию бюджетных средств, улучшению контроля и аудита расходования бюджетных средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное планирование, лежащее в основе закупочного цикла, предусматривает процесс составления заказчиками планов-графиков закупок на трехлетний период [3]. Планы-графики формируются, утверждаются и исполняются в соответствии с бюджетным законодательством. В Российской Федерации сформирован действенный механизм системы государственных закупок, регулирующий отношения, складывающиеся между участниками контрактной системы в процессе планирования закупок, определения тех поставщиков, с которыми заказчики заключают контракты, а также исполнения контрактных обязательств. При этом на всех этапах закупочного цикла предусмотрены мониторинг, аудит и контроль закупок. Основополагающей целью контрактной системы является удовлетворение государственных нужд, что предусматривает создание такого финансового механизма, который обеспечивает эффективность и результативность осуществления бюджетных расходов.

В научной литературе отсутствует точное определение финансового механизма государственных закупок. По нашему мнению, финансовый механизм государственных закупок представляет собой сложный комплекс форм, методов, инструментов, опосредующий отношения, складывающиеся в процессе закупочного цикла в рамках контрактной системы государственных закупок, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в процессе планирования, определения поставщика, заключения с ним контракта заказчиком, исполнения контракта поставщиком (подрядчиком), мониторинга, контроля и аудита специальными органами.

сийской Федерации за 2018-2021 гг.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Сумма размещенных извещений о закупках в Единой информационной системе, млрд руб. 8 381,57 9 806, 53 9 578,21 10 560,99

Количество размещенных извещений, ед. 3 237 012 2 960319 2 178 149 2 360 574

Сумма размещенных в Единой информационной системе контрактов, млрд руб. 6 971,78 8 365,66 9 172,11 9 618,31

Количество размещенных контрактов, ед. 36 610 280 3 645 961 3 419 742 3 332 470

Цена контрактов по итогам электронного аукциона, млрд руб. 4 430 5 520 4 350 4 860

Цена контрактов по итогам электронного аукциона, в % 63,58 65,99 43,81 50,45

Экономия средств при заключении контрактов, млрд руб. 374,69 407,61 437,34 397,33

Относительная экономия при заключении контрактов, в % 7,17 6,75 7,73 5,98

Примеч.: составлено автором на основе данных Единой информационной системы

г планирование государственных закупок в рамках бюджетного процесса Л способы и процедуры определения поставщиков

V Финансовый механизм государственных закупок

финансовое обеспечение выполненных обязателств V контроль и аудит законности, целесообразности расходования бюджетных средств

Модель финансового механизма государственных закупок

Финансовый механизм государственных закупок определяет порядок формирования и использования бюджетных средств всех бюджетов бюджетной системы (в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов), методы финансового планирования, формы управления закупочным циклом, включающие способы и процедуры определения поставщиков; финансовое обеспечение выполненных обязательств; контроль и аудит законности, целесообразности расходования бюджетных средств; нормативно-правовое обеспечение контрактной системы закупок (рисунок).

Использование финансового механизма государственных закупок осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами: регулятором контрактной системы государственных закупок является Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство наделено полномочиями осуществления финансового контроля в сфере закупок. Казначейство Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на проверку правильности составления планов-графиков заказчиков, их соответствия выделенным ассигнованиям, достоверности отчетов, размещаемых в Единой информационной системе, организует казначейское сопровождение контрактов.

Необходимость реформирования финансового механизма государственных закупок обусловлена современными сложными социально-экономическими процессами, негативными внешними факторами, оказывающими влияние на ход преобразований в бюджетной сфере. При этом государство в качестве основной цели контрактных отношений в процессе закупочного цикла ставит удовлетворение государственных нужд. Государственное регулирование оказывает непосредственное воздействие на развитие экономических отношений, складывающихся на конкретный момент, определяет степень воздействия государства на экономику, которое, как правило, подразделяется на меры прямого воздействия и косвенного регу-

лирования. Система государственных закупок относится к прямым методам воздействия государства на экономические процессы. Государственные расходы осуществляются через систему государственных закупок и механизм трансфертных платежей. Государственные закупки в основной своей массе представляют собой приобретение товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, т. е. приобретение продукции для общественных благ (содержание образовательных учреждений, приобретение оборонного заказа, строительство, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными средствами, содержание научных центров и т. п.).

Таким образом, дальнейшее развитие научных основ развития финансового механизма государственных закупок как элемента бюджетного планирования имеет теоретическую и практическую значимость. Контрактная система государственных закупок в Российской Федерации является инструментом реализации стратегии развития экономики страны в части повышения эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Со времени принятия законодательства о контрактной системе в 2013 г. происходит перманентное реформирование системы управления государственными закупками, в том числе финансового механизма государственных закупок, ключевыми направлениями реформирования которого являются планирование государственных закупок в соответствии с реализацией бюджетной политики на основе и во взаимосвязи с показателями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение прозрачной и открытой процедуры отбора поставщиков (подрядчиков) для выполнения государственного заказа; повышение эффективности расходования бюджетных средств. Финансовый механизм государственных закупок, представляющий собой совокупность способов организации финансовых отношений в процессе закупочного цикла, является активным инструментом в управле-

14

вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4(50)

нии финансами в Российской Федерации. Реализация модели взаимосвязанных элементов финансового механизма в процессе закупочного цикла (от планирования до исполнения контракта) предоставляет возможность целесообразно и эффективно расходовать бюджетные средства, достигать экономию при заключении и исполнении контрактных обязательств.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 №44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2. Борисова Е.В. Концептуальные вопросы перехода экономики к шестому технологическому укладу в процессе модернизации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 12-15.

3. Борисова Е.В. Генезис развития концепций планирования в России // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С.18-20.

4. Борисова Е.Р. Совершенствование механизма контрактной системы государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 2 (20). С. 10-12.

5. Ермилов В.Г., Фрыгин А.В., ПрокофьевМ.Н. Роль госзакупок в бюджетной системе Российской Федерации // Самоуправление. 2022. № 4 (132). С. 32-329.

6. Мельников В.В. Эффективность госзакупок и роль конкуренции // Журнал институциональных исследований. 2022. Т.14. № 3. С. 119-131.

7. Юнусова Е.В. Развитие российской экономики в условиях научно-технического прогресса // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (36). С. 95-98.

References

1. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tova-rov. rabot. uslug dlya obespecheniya gosudarstven-nykh i munitsipalnykh nuzhd [On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs]: feder. zakon ot 05.04.2013 №44-FZ // Sobr. zakonodatel-stva Ros. Federatsii. 2013. № 14, st. 1652.

2. Borisova E.V. Kontseptualnyye voprosy per-ekhoda ekonomiki k shestomu tekhnologicheskomu ukladu v protsesse modernizatsii [Conceptual issues of the transition of the economy to the sixth technological order in the process of modernization] // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 3 (29). S. 12-15.

3. Borisova E.V. Genezis razvitiya kontseptsiy planirovaniya v Rossii [Genesis of the development of planning concepts in Russia] // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 1 (23). S. 18-20.

4. Borisova E.R. Sovershenstvovaniye mekha-nizma kontraktnoy sistemy gosudarstvennykh zaku-pok [Improving the mechanism of the contract system of public procurement] // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. 2015. № 2 (20). S. 10-12.

5. Ermilov V.G., FryginA.V, ProkofyevM.N. Rol goszakupok v byudzhetnoy sisteme Rossiyskoy Fed-eratsii [The role of public procurement in the budgetary system of the Russian Federation] // Samouprav-leniye. 2022. № 4 (132). S. 32-329.

6. Melnikov V.V. Effektivnost goszakupok i rol konkurentsii [Efficiency of public procurement and the role of competition] // Zhurnal institutsionalnykh issledovaniy. 2022. T.14. № 3. S. 119-131.

7. Yunusova E.V. Razvitiye rossiyskoy ekonomi-ki v usloviyakh nauchno-tekhnicheskogo progressa [Development of the Russian economy in the context of scientific and technological progress] // Vest-nik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 2 (36). S. 95-98.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и информационных технологий. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: eborisova@ruc. su.

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Information Technologies. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: eborisova@ ruc.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.