Научная статья на тему 'Финансовый кризис 2008 г. - тест для финансовой системы России'

Финансовый кризис 2008 г. - тест для финансовой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
791
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY-CREDIT POLICY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / LIBERALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новик Ирина Викторовна

Наращивание экономической мощи, построение работоспособной финансовой системы, сбалансированный бюджет неполный перечень выполненных задач, которые стояли перед правительством РФ в период 2000-2008 гг. Финансовый кризис 2008 г. осуществил функцию стресс-тестирования для действующей финансовой системы России. Выявленные узкие места финансовой политики и архитектоники финансовой системы обозначили превалирующие направления совершенствования используемого организационно-экономического механизма управления финансами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial crisis 2008 - testing Russian financial system

Building up economic power, constructing an operational financial system, balanced budget make an incomplete list of the tasks fulfilled among those set for the government of the Russian Federation in the 2000 to 2008 period. The financial crisis of 2008 presented stress-testing function for the current financial system of Russia. The revealed bottleneck of financial politics and financial system architectonics pointed out the prevailing directions of modifying the organizing economic mechanism of managing finances of Russian Federation which is presently used.

Текст научной работы на тему «Финансовый кризис 2008 г. - тест для финансовой системы России»

И.В. Новик

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008 г. - ТЕСТ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Наращивание экономической мощи, построение работоспособной финансовой системы, сбалансированный бюджет - неполный перечень выполненных задач, которые стояли перед правительством РФ в период 2000-2008 гг. Финансовый кризис 2008 г. осуществил функцию стресс-тестирования для действующей финансовой системы России. Выявленные узкие места финансовой политики и архитектоники финансовой системы обозначили превалирующие направления совершенствования используемого организационно-экономического механизма управления финансами Российской Федерации.

Ключевые слова: финансовый кризис, финансовая система, финансовая политика, денежно-кредитная политика, глобализация, либерализация.

Фондовый рынок является ведущим, опережающим индикатором экономического развития и состояния финансовой системы. Анализ динамики ведущих фондовых индексов демонстрирует, что экономика России оказалась самой уязвимой по отношению к финансовому кризису. Обвал фондового рынка, случившийся в начале сентября, заставил многих аналитиков вспомнить коллапс десятилетней давности. С октября 1997 по октябрь 1998 г. индекс РТС обрушился более чем на 90%. За 8 месяцев 2008 г. потери составили 41% пикового майского значения 45,67%. Почти 20% индекс потерял за первую декаду сентября. Падение увлекло за собой акции всех отраслей экономики, а лидерами стали бумаги банковского и нефтегазового секторов. Темпы обвала российского рынка вдвое превысили темпы охлаждения площадок других развивающихся стран (за первую неделю сентября бразильский

© Новик И.В., 2010

индекс потерял 7,27%, китайский - 8,13, аргентинский - 8,27, а российский - 16,05%).

Очевидно, что существуют различия в причинах и в последствиях финансовых кризисов для развитых и развивающихся стран. Для того чтобы наметить серьёзные выводы из сложившейся сегодня в мировой экономике (в частности, в экономике России) ситуации, необходимо выявить и проанализировать основные источники финансового кризиса 2007-2008 гг. Источником финансового кризиса 2008 г. географически явились США. В качестве основной причины развернувшегося в США кризиса многие называют обвал ипотечного рынка и «раздутый мыльный пузырь» на рынке деривативов1.

После почти 5 лет кредитного бума и периода экстраординарной глобальной ликвидности цикл повернул вспять. В 2007 г. кредиторы и инвесторы, владеющие обесценивающимися ипотечными активами, стали переоценивать все виды инвестиционных рисков. Многие из этих сомнительных ипотечных кредитов перекупались в 2008 г. по более высоким процентным ставкам, что приводило к перманентному росту просроченной задолженности и отказам от платежей. По мере ухудшения качества ипотечных займов связанные с ними ценные бумаги, продаваемые инвесторам, включая банки, стали падать в цене.

Поскольку финансовые институты не могли точно определить причину возникших проблем, процесс кредитования и заимствования стал затухать, что привело к ужесточению условий кредитования. Это, в свою очередь, негативно отразилось на процессе слияний и поглощений, как и на рынке ценных бумаг, которые на протяжении последних лет испытывали продолжительный бум. Все это привело к снижению прибыльности финансового сектора и в конечном итоге к обвалу фондовых рынков в 2008 г.2

Описанная схема - вершина айсберга финансового кризиса, источник которого лежит в экономике США. Обвал финансового и ипотечных рынков является результирующим признаком очередного системного кризиса, который должен либо вывести США на новый виток развития мирового господства, либо окончить последнее. Истинная причина развернувшегося финансового кризиса, конечно, лежит в организационной системе финансового рынка США, используемой финансовой политике. Представим схематично этапы развития финансового кризиса 2007 г. в США.

На рисунке выделены три основные причины, которые, на наш взгляд, привели к возникновению очередного кризиса, и условия, способствующие его развитию. Обозначенные причины (приток капитала из развивающихся стран, низкие процентные ставки и не-

Рис. 1.

управляемый рост рынка деривативов) привели в результате к чрезвычайному отрыву финансовых рынков от реального сектора, к колоссальному дисбалансу между масштабами финансовых операций и фундаментальной стоимостью активов. Для США это стандартная, естественная ситуация, которая обычно решалась путём возникновения биржевых кризисов. Но в этот раз ситуация вышла из-под контроля, а возможно, наоборот, развивается по запланированному сценарию и движется к своему логическому завершению - планомерному крушению существующей финансовой

системы. «Первый кризис секьюритизации»3 значительно дестабилизировал финансовую систему США и всего мира.

Главными, системообразующими элементами кризиса являются не видимые причины, которые были выделены, а условия, способствовавшие формированию этих причин. Все 5 факторов являются звеньями одной системы по управлению финансами США. Финансовая политика, проводимая управляющими органами, а также принимаемые в соответствии с ней решения - вот первопричина финансового кризиса. Неминуемо приходит мысль о том, что разворачивающийся сегодня финансовый кризис - это хорошо подготовленный и реализованный план, результатом которого станет очередной глобальный передел собственности.

Если опустить мнение, что кризис - это благо, посредством которого система избавляется от ненужного (структур, людей, стереотипов, методов и т. д.), и закономерный элемент развития и эволюционирования системы, то можно констатировать, что приятного в этом «благе» не так уж много. Проблема «первого кризиса секьюритизации» приняла глобальные размеры. Причины масштабности связаны с дерегулированием и либерализацией финансового сектора и мягкой денежно-кредитной политики. Это самый главный урок, который следует извлечь из сложившейся ситуации.

Российское отражение финансового кризиса

Научное сообщество сегодня единодушно во мнении, что многие проблемы российской экономики связаны с институциональными факторами и порождены нестыковкой разных направлений институциональных преобразований. Мировой финансовый кризис обострил существующие проблемы в России4.

По мнению многих аналитиков, главной причиной столь сильного влияния мирового экономического кризиса на российский рынок ценных бумаг является слабость национальной финансовой системы и непрофессионализм финансовых властей5. Например, зависимость отечественных компаний от западных заемных рынков и слабость российской банковской системы стали следствием проводимой Минфином и ЦБ линии накопления валютной выручки экспортеров на западных рынках. Такая политика мешает формированию сильной национальной финансовой системы и диверсификации экономики. Вывоз капиталов нерезидентами (чье влияние на динамику до последнего времени считалось незначительным) и снижение доступа к западным кредитам быстро поставили российский рынок на грань коллапса.

Другим обстоятельством, способствовавшим возникновению проблем на РЦБ, являются нарастающие кризисные явления в российской экономике. Речь идет не только и не столько о падении цен на нефть. Если смотреть на российскую экономику через призму показателей госфинансов, то все действительно выглядит замечательно. Однако государство является лишь четвертью экономики. В оставшихся трех четвертях ситуация гораздо менее благостная: темпы прироста инвестиций нулевые, промышленное производство падает, рентабельность компаний опасно сократилась6.

Дефолты по корпоративным облигациям российских компаний начались задолго до войны на Кавказе и до резкого обострения на американском рынке. Таким образом, можно зафиксировать, что частный сектор находится в таком состоянии, что больше не может быть генератором экономического роста. А ведь именно частный бизнес создает львиную долю рабочих мест, обеспечивая в стране социально-экономическую стабильность.

Слабость российской финансовой системы была известна давно, но игнорировалась на фоне экономического роста и растущей нефтяной ренты. Поэтому кризис принудил принять экстренные меры по затыканию дыр в слабых местах. Что это за слабые места, известно уже давно. Но ещё раз акцентируем внимание на этих направлениях и выделим механизм воздействия каждого из них на мультиплицидное развитие кризиса (табл. 1).

В зависимости от уровня воздействия факторы, определившие текущую экономическую ситуацию в России, разделим на внешние и внутренние. Детализируем сформированные факторы.

Финансовая либерализация рынков подразумевает расширение свободы экономических действий, снятие ограничений на экономическую деятельность. Анализ причин и опыта либерализации внутренних финансовых систем стран с развитыми и с развивающимися финансовыми рынками показал, что существующие до начала либерализации финансовые ограничения на движение капитала, а также ограничения в форме контроля над процентными ставками и политикой кредитования в банковской системе способны исказить функции финансовых систем или нарушить механизм реализации функций внутренних финансовых систем7. В частности, в условиях кризиса либерализация финансовых рынков ограничила рычаги управления государства, тем самым способствовала ускорению развития кризисных явлений, таких как вывод иностранными инвесторами капитала за границу, отсутствие ликвидности, повышение процентных ставок, девальвация рубля.

Влияние процессов глобализации проявляется в ускоряющейся передаче импульсов неблагополучия из одной точки планеты

в другую. Теоретические аспекты проявления данного явления нашли отражение в концепции кризисной инфекции8. В рамках данной концепции основными причинами распространения системного кризиса являются:

1) фундаментальные зависимости между экономиками разных стран как результат активизации глобализационных процессов;

2) взаимодействие и стирание границ между финансовыми рынками за счёт использования новых информационных технологий;

3) специфическая модель поведения инвесторов в кризисной ситуации - стадный инстинкт, проявляющийся в однотипном поведении управляющих средствами многочисленных разрозненных клиентов институциональных инвесторов и хеджевых фондов, стремящихся вывести капиталы из стран, охваченных кризисом.

Таблица 1

Условия российской финансовой системы, способствующие благоприятному развитию финансового кризиса 2008 г.

Фактор Признаки, характерные для фактора Механизм негативного воздействия фактора в условиях кризиса

1 2 3

Внешние факторы

Финансовая либерализация рынков 1. Снятие ограничений на присутствие частного (в том числе иностранного) капитала на финансовых рынках без прямого правительственного регулирования. 2. Отсутствие контроля над процентными ставками и политикой кредитования со стороны государства. Неконтролируемый вывод иностранными инвесторами своих капиталов с финансового рынка (проявление стадного инстинкта) ускорил его обвал и привёл к недостатку ликвидности.

Глобализация финансовых рынков 1. Интеграция финансовых рынков. 2. Увеличение трансграничных потоков капитала. 3. Распространение финансовых продуктов, основанных на производных инструментах. 1. Рост темпа распространения импульсов неблагополучия из одной точки планеты в другую. 2. Более активное использование заёмных средств и принятие большего риска. 3. Образование финансового «пузыря» на рынке деривативов.

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Слабые места финансового рынка Банки и иные кредитные учреждения. 1. Недостаточный уровень капитализации кредитных организаций. 2. Высокий удельный вес рисковых активов в структуре их балансов и дефицит устойчивых пассивов. Фондовая биржа. 1. Необходимость более серьёзной работы в области оценки рисков. Неразвитая практика хеджирования. 2. Недостаточность требований к регулированию риск-менеджмента и левериджа (использования заёмных средств для инвестирования). 3. Превалирование внебиржевых рынков над биржевыми. Стремительное снижение уровня ликвидности и капитализации в условиях разворачивающегося финансового кризиса. 1. Организации с плохой организацией риск-менеджмента, не использующие хеджирование, понесли значительные потери. 2. Использование таких операций, как РЕПО, в значительной степени усилило негативную динамику рынка, обострило недостаток ликвидности за счёт спекулятивных операций.

Проблемные зоны финансовой политики Денежно-кредитная политика 1. Ограничение денежного предложения и отсутствие должной системы рефинансирования коммерческих банков. 2. Недостаток кредитных ресурсов на внутреннем рынке. 1. Закрепление депрессивного положения и деградации отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Процветание лишь высо-комонополизированных производств товаров и услуг первой необходимости и экспортно-ориентированных предприятий. 2. Формирование денежной базы российских клиентов за счёт иностранных кредитов (корпоративный внешний долг на 01.07.08 -11,5 трлн руб. (80,92% М2)). 3. Низкая норма накопления (20% ВВП).

Окончание таблицы 1

1 2 3

Бюджетная политика Недофинансирование расходов на социально-экономическое развитие интеллектуально-человеческого потенциала (расходы на образование, здравоохранение, науку и экономическое развитие). 1. Материалодобывающая и сырьезависимая структура источников дохода бюджета привели в условиях финансового кризиса к дефициту бюджета и необходимости девальвировать национальную валюту. 2. Низкий инновационный потенциал обрабатывающей промышленности.

Последние годы российская финансовая система находилась в фазе интенсивного подъема. Так, за период с 2003 по 2008 г. совокупные активы коммерческих банков выросли с 4,1 до 20,1 трлн руб., или в 5 раз, что по мировым меркам можно считать беспрецедентным результатом. Темпы роста финансового сектора заметно опережали динамику практически всех отраслей и сфер российской экономики. Однако это впечатляющее развитие происходило в условиях острого дефицита внутренних долгосрочных финансовых ресурсов9. Ресурсную базу коммерческих банков характеризует дефицит долгосрочных и устойчивых пассивов, что приводит в условиях финансового кризиса к значительному накоплению кредитных рисков.

Воздействие внешних шоков обострило проблемы, связанные с недостаточным уровнем капитализации кредитных организаций и высоким удельным весом рисковых активов, что привело к быстрым темпам снижения ликвидности и капитализации. В течение нескольких месяцев капитализация российских компаний упала почти на 80%.

Российская финансовая инфраструктура в период вхождения в кризис находилась на высоком уровне развития и по своей организации, и по технологиям, и по торговым системам. Но нестабильность на мировых финансовых рынках выявила слабые места финансовой сферы России10, в частности, недостаточное хеджирование и превалирование внебиржевых рынков над биржевыми.

Финансовая политика является ключевым, системообразующим фактором, который оказал влияние на все остальные составляющие. К сожалению, положительные макроэкономические показатели российской экономики, связанные с низким внешним государственным долгом и созданным стабилизационным фондом, не

уравновешиваются негативными результатами проводимой государством финансовой политики.

Формально неплохие макроэкономические показатели российской экономики за последние годы скрывают упущенные возможности использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для вывода России на траекторию быстрого и устойчивого социально-экономического развития. Природная рента, формирующаяся за счёт экспорта энергоносителей и сырьевых товаров в объёме около 60 млрд долл. в год, не была использована для структурной перестройки экономики на новой технологической основе, уйдя на погашение внешнего долга, накопление стабилизационного фонда и другие формы вывоза капитала за рубеж. Российская экономика осталась недомонетизированной. Объём инвестиций застыл на уровне одной трети от минимально необходимого для обеспечения простого воспроизводства. Социальные обязательства государства недофинансируются вдвое, а расходы на науку и стимулирование НТП остаются на порядок ниже дореформенного уровня11.

В результате страна имеет проблему ликвидности денежных средств и бюджетного дефицита. Таким образом, обозначенные факторы способствовали созданию негативного фона, на котором развернулся в России финансовый кризис, и катализировали его влияние.

Впервые за последние 100 лет Россия сталкивается с мировым кризисом, будучи частью глобальной экономической и финансовой системы. Разворачивающийся кризис явно выходит за рамки обычного циклического и обладает следующими особенностями:

1) беспрецендентный по масштабам характер развёртывания в результате глобализации;

2) структурный характер, предполагающий обновление структуры мировой экономики и её технологической базы;

3) инновационный характер кризиса.

Преодоление финансового кризиса

Преодоление финансового кризиса предполагает не просто восстановление национальной финансовой системы, но реорганизацию путём устранения деформаций в развитии её структурных элементов и функций. Финансовые кризисы не являются ни обязательной ступенью становления мировой финансовой архитектуры, ни необходимой частью её развития. Кризисы тормозят формирование и развитие национальных финансовых систем, приводят к частичному разрушению их потенциала. Позитивное значение

Таблица 2

Перечень мер по поддержке финансовой системы России12

Направление финансовой политики Меры

Выполнение Центральным банком функции кредитора последней инстанции 1. Предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд долл.). 2. Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд долл.). 3. Выдача необеспеченных кредитов на срок не более 6 мес. 4. Банку России предоставлено право компенсировать банкам часть убытков, возникших в результате кредитования кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия.

Страхование депозитов и регулирование платежеспособности 1. Компенсация части убытков на рынке межбанковских кредитов, возникших из-за отзыва лицензии у банка контрагента. 2. Увеличение гарантий вкладов населения (до 700 тыс. руб.).

Банковский надзор с функциями мониторинга деятельности банков, а также выявление неблагополучных институтов, не выполняющих условия регулирования 1. Усиление функций банковского надзора над организациями, получившими субординированные кредиты. 2. Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций (прозрачность структуры собственников). 3. Рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций кредитных организаций.

Другие элементы денежно-кредитной политики, направленные на сокращение оттока капитала за границу 1. Расширение инструментов рефинансирования. 2. Повышение ставки рефинансирования. 3. Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5). 4. Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ. 5. Предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков (200 млрд долл.). 6. Снижены минимальные рейтинги ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве залога при операциях с Банком России.

кризисов заключается в том, что они позволяют вскрыть деформации, тем самым косвенно способствуя их преодолению.

Разворачивание глобальных финансовых кризисов заставляет сосредоточить внимание в первую очередь на государственном

вмешательстве и повышении эффективности функционирования международных финансовых институтов. Система мер, принятых на уровне российской финансовой системы для предотвращения кризиса 2008 г., включает следующие направления:

1) выполнение Центральным банком функции кредитора последней инстанции с целью поддержки неплатежеспособных крупных банков в целях снижения системного риска;

2) создание уверенности в способности подавить кризис;

3) естественный отбор наиболее платежеспособных банков;

4) страхование депозитов и регулирование платежеспособности;

5) банковский надзор с функциями мониторинга деятельности банков, а также выявление неблагополучных институтов, не выполняющих условия регулирования.

Конкретизация представленных направлений выполнена в табл. 2.

Меры, принятые на государственном уровне для стабилизации финансовой системы, носят единовременный характер. Известно, что во время финансового кризиса существует соблазн простых и популистских решений. Но если лечить только симптомы болезни, то в итоге можно получить гораздо более тяжёлые осложнения13. Для того чтобы Россия из финансового кризиса 2008 г. вышла более сильной и влиятельной державой, необходимо в значительной степени изменить либо мировую финансовую систему, либо финансовую систему России.

Проблема финансовой стабилизации в России в относительно короткие сроки не может быть решена без государственного регулирования основных звеньев финансовой системы, а также развития функций Центрального банка РФ, восстановления его функции прямого кредитования инновационных отраслей экономики14. Это значит, что необходимо видеть ограниченность монетаристской политики финансового регулирования, которая потерпела крах в США (и в России тоже). Поэтому именно монетаристскую и либералистскую политику, политику дерегулирования и вытеснения государства из экономической и финансовой системы, в том числе с помощью мер административной реформы, следует рассматривать как базисный, причинный фактор современного финансового экономического кризиса.

Стратегическая задача, стоящая перед Россией и её правительством сегодня, - создание условий для коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Развернувшийся мировой кризис в значительной мере актуализиро-

вал давно назревшие проблемы и сосредоточил на них пристальное внимание правительства. Будем надеяться, что Россия справится с поставленной задачей, а финансовый кризис ускорит формирование адекватной финансовой системы.

Примечания

Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис-2008: вхождение в мировую рецессию // Вопросы экономики. 2008. № 12. С. 27.

Кондратьев В. Глобальные контуры будущего // Прямые инвестиции. 2008. № 12. С. 4.

Смирнов А. Кредитный «пузырь» и переколация финансового рынка // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 4.

Одинцова А. Французские регуляционисты о финансовой доминанте современной экономики // Вопросы экономики. 2008. № 12. С. 46. Смирнов А.В. Российская экономика: финансовая стабильность возможна [Электронный ресурс] // Информационный сайт Финансы.Ии [М., 2009]. URL: http://www.finansy.ru/publ/rus/013smirnov.htm (дата обращения: 19.01.2009). Журавлев С. Тенденции российской экономики [Электронный ресурс] // Новостной сайт «Эксперт Online 2.0». [М., 2008]. URL: http://www.expert.ru (дата обращения: 19.02.2009).

Алифанова Е.Н. Фондовый рынок как регулятивный институт в условиях финансовой либерализации // Финансовые исследования. 2007. № 16. С. 10. Ефременко И.Н. Взаимосвязь развития мировой финансовой архитектуры и системных финансовых кризисов // Финансовые исследования. 2008. № 3. С. 3.

См.: Рекомендации парламентских слушаний «Законодательное обеспечение развития и укрепления финансового сектора России [Электронный ресурс] // Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». [М., 2008]. URL: http://www.raex-pert.ru/strategy/duma/ (дата обращения: 19.02.2009).

Львов М. Расплата за легкомыслие // Прямые инвестиции. 2009. № 1. С. 76.

11 Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. № 1. С. 3.

12 Таблица составлена по материалам статьи: Улюкаев А.В. Меры противодействия мировому финансовому кризису // Деньги и кредит. 2008. № 10. С. 3.

13 См.: Выступление Владимира Путина в Давосе [Электронный ресурс] // Новостной сайт «Взгляд. Деловая газета». [М., 2008]. URL: http://www.vz.ru/ information/2009/1/29/251213.html (дата обращения: 30.01.2009).

14 Любимцев Ю. На пути к инновационной эволюции финансовой системы России // Экономист. 2008. № 12. С. 3.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.