Научная статья на тему 'Финансовый контроль курса импортозамещения в продовольственной безопасности региона с помощью метода системного анализа (на примере Вологодской области)'

Финансовый контроль курса импортозамещения в продовольственной безопасности региона с помощью метода системного анализа (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / "ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ" / DECISION TREE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко И.Н.

Предмет. В настоящее время вопросам продовольственной безопасности и ее обеспечению уделяется значительное внимание в системе экономической безопасности как в целом страны, так и отдельно взятого региона. В статье изучены пути повышения продовольственной безопасности Вологодского региона в рамках политики импортозамещения. Исследованы механизмы оценки продовольственного потенциала Вологодской области в рамках импортозамещения, выявлены уязвимые места региона в продовольственном блоке. Выделена необходимость разработки комплекса мер для содействия импортозамещению, не зависящему от политической конъюнктуры, предложены научные подходы к альтернативным вариантам решения проблем. Цели. Комплексное исследование проблемы, оценка продовольственного потенциала Вологодской области в рамках импортозамещения. Методология. В процессе исследования механизмов оценки и контроля продовольственного потенциала Вологодской области в рамках импортозамещения использовались методы анализа, сравнения, метод «дерева решений», методы планирования, прогнозирования, абстракции. Результаты. Установлено, что имея собственный потенциал для производства продовольственных товаров, Вологодская область часть продукции импортирует. Тем самым создается угроза продовольственной и экономической безопасности региона. Предложены и теоретически обоснованы научные подходы к альтернативным вариантам решения проблем импортозамещения. Выводы. При выработке качественно новой региональной стратегии импортозамещения основными направлениями и механизмами являются: контроль за индикаторами импортозамещения крупного региона в целом; внедрение научных подходов к альтернативным вариантам решения проблем; разработка эффективного комплекса мер для развития мясного кластера в агропромышленном комплексе Вологодской области, базирующегося на субсидировании из федерального и областного бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоренко И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial control of the import substitution initiative in food security of the region through the systems analysis: Evidence from the Vologda oblast

Importance The article reviews ways for enhancing the food security of the Vologda Oblast as part of the import substitution initiative. I examine mechanisms for evaluating food resources of the Vologda Oblast, identify food production bottlenecks. The article calls for a set of politically neutral measures to promote the import substitution initiative and proposes approaches to finding alternative solutions. Objectives The research comprehensively addresses the issue and evaluates the food resources of the Vologda Oblast as part of the import substitution initiative. Methods I apply methods of analysis, comparison, decision tree, planning, forecasting, abstraction. Results The Vologda Oblast was found to import some products, notwithstanding the existing potential and capabilities for food production. Therefore it puts the food and economic security of the region at peril. I propose and substantiate scientific approaches to finding alternative import substitution solutions. Conclusions and Relevance Forging an absolutely new regional strategy for import substitution, it is necessary to control import substitution indicators of the large region as a whole, implement scientific approaches to alternative solution, outline effective measures to develop the meat production cluster in the Vologda Oblast’s agriculture with federal and regional funding.

Текст научной работы на тему «Финансовый контроль курса импортозамещения в продовольственной безопасности региона с помощью метода системного анализа (на примере Вологодской области)»

pISSN 2073-2872 Продовольственная безопасность

eISSN 2311-875X

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КУРСА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ирина Николаевна ФЕДОРЕНКО

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,

Череповецкий государственный университет, Череповец, Российская Федерация

Fedorenko.irina@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6804-6895

SPIN-код: 8312-4284

История статьи:

Получена 06.03.2018 Получена в доработанном виде 24.03.2018 Одобрена 12.04.2018 Доступна онлайн 15.06.2018

УДК 338.43

Р25,040, R58

Ключевые слова:

импортозамещение, продовольственная безопасность, финансовый контроль, «дерево решений»

Аннотация

Предмет. В настоящее время вопросам продовольственной безопасности и ее обеспечению уделяется значительное внимание в системе экономической безопасности как в целом страны, так и отдельно взятого региона. В статье изучены пути повышения продовольственной безопасности Вологодского региона в рамках политики импортозамещения. Исследованы механизмы оценки продовольственного потенциала Вологодской области в рамках импортозамещения, выявлены уязвимые места региона в продовольственном блоке. Выделена необходимость разработки комплекса мер для содействия импортозамещению, не зависящему от политической конъюнктуры, предложены научные подходы к альтернативным вариантам решения проблем.

Цели. Комплексное исследование проблемы, оценка продовольственного потенциала Вологодской области в рамках импортозамещения.

Методология. В процессе исследования механизмов оценки и контроля продовольственного потенциала Вологодской области в рамках импортозамещения использовались методы анализа, сравнения, метод «дерева решений», методы планирования, прогнозирования, абстракции.

Результаты. Установлено, что имея собственный потенциал для производства продовольственных товаров, Вологодская область часть продукции импортирует. Тем самым создается угроза продовольственной и экономической безопасности региона. Предложены и теоретически обоснованы научные подходы к альтернативным вариантам решения проблем импортозамещения.

Выводы. При выработке качественно новой региональной стратегии импортозамещения основными направлениями и механизмами являются: контроль за индикаторами импортозамещения крупного региона в целом; внедрение научных подходов к альтернативным вариантам решения проблем; разработка эффективного комплекса мер для развития мясного кластера в агропромышленном комплексе Вологодской области, базирующегося на субсидировании из федерального и областного бюджетов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Федоренко И.Н. Финансовый контроль курса импортозамещения в продовольственной безопасности региона с помощью метода системного анализа (на примере Вологодской области) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 6. - С. 1109 - 1124. https://doi.org/10.24891/ni.14.6.1109

Современный период глобальных политических событий определил импортозамещение в продовольственной безопасности в приоритетный блок системы экономической безопасности, поскольку без стабильного обеспечения национальной

экономики товарами и услугами ни отдельный регион, ни государство в целом не в состоянии ее гарантировать.

Результаты разрушения российского агропроизводства во время рыночного переустройства, излишнего открытия

1109

государства для ввоза импортного сельхозсырья и продуктов питания настоятельно призывают к принятию и осуществлению комплекса мер по развитию аграрного комплекса, уменьшению степени зависимости от поставок из-за рубежа [1].

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, продовольственная безопасность есть одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Для того чтобы была гарантирована продовольственная безопасность жителей Российской Федерации, 80% потребляемых ими продуктов питания должны быть изготовлены отечественным сельскохозяйственным сектором1.

Гарантия продовольственной безопасности является приоритетной целью и Вологодской области, где разработана Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 г. Согласно этому документу, регион должен завоевать прочную нишу по воплощению политики продовольственной безопасности и импортозамещения, модернизированный АПК области должен гарантировать жителям региона и всей страны натуральные и экологически чистые продукты питания. К 2030 г. область должна войти в число 35 ведущих регионов Российской Федерации по объему производства продовольственных товаров в расчете на душу населения [2].

Согласно официальным данным, сегодня удельный вес ввезенных на территорию Вологодского региона мяса и различных

1 Гавриленков Е.Е., Стручневский А.А. Импортозамещение работает // Эффективное антикризисное управление. 2014. № 4. С. 38-42.

мясопродуктов в совокупном объеме ресурсов составляет порядка 40% и более, и подобное положение устойчиво сохраняется на протяжении последних лет. Та же картина наблюдается и по ряду иных продуктов, для производства которых в области имеются реальные возможности и ресурсы [3]. Таким образом, имея собственный потенциал для производства продовольственных товаров, часть продукции в область импортируется.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью применения научных подходов в финансо-экономическом о б о с н о в ан и и п р о в ед е н и я кур с а импортозамещения в целях обеспечения продовольственной безопасности крупного российского региона России - Вологодской области.

Импортозамещение в агропромышленном комплексе - это государственная стратегия экономического роста отрасли, заключающаяся в рационализации ввоза товаров путем стимулирования и оказания поддержки местным производителям продовольственных товаров, образовании в государстве новых производств (в том числе и с участием зарубежных инвестиций) в целях увеличения объемов изготовления продовольственной продукции, ввозимой ранее из-за рубежа. Для сокращения импорта используются самые разнообразные способы и формы правительственного регулирования ввоза аграрной продукции в нашу страну [4,

5].

Методика автора Д.Г. Оловянникова, апробированная Т.В Усковой, позволяет использовать уровни интегральной оценки степени региональной продовольственной безопасности и подготовить информацию для метода системного анализа «дерево решений» [6]. Данный метод ориентирован на получение полной картины и относительно устойчивого комплекса целей, проблем, направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-либо периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях,

происходящих в любой развивающейся системе.

В последние время Вологодская область показала следующие результаты, касающиеся устойчивости продовольственной системы региона (табл. 1).

Сумма значений по уровням дает интегральную оценку степени региональной продовольственной безопасности. В данной методике предложена следующая шкала: минимальное количество баллов - 15, допустимый уровень - от 16 до 30 баллов, низкий - от 31 до 45, а недопустимо низкий уровень - от 46 до 60 баллов (табл. 2). Согласно такой оценке продовольственной безопасности региона, устанавливается корреляция между продовольственной б е з о п ас н о с т ь ю р е г и о н а и е г о импортозависимостью [7-9].

Таким образом, анализ продовольственной безопасности Вологодской области показал, что она находится на достаточно низком уровне, и регион обеспечивает себя продукцией собственного производства лишь наполовину, остальная доля приходится на импортную продукцию. Это обусловлено рядом проблем экономического и социального характера:

• импортозависимость региона от ввозимого продовольствия (в первую очередь, по мясу и мясным продуктам);

• высокая закредитованность сельхозорганизаций;

• слабая развитость мясного сектора в продовольствии;

• дифференциация по объемам потребления продовольствия населением между различными социальными группами;

• старение парка сельхозтехники и значительное увеличение нагрузки на уже существующую технику;

• низкий процент числа занятых в сельском хозяйстве;

• финансовые проблемы, связанные с низкой рентабельностью сельскохозяйственного производства.

Д о с т ат оч н о уя з в и м ы м м е с том продовольственного сектора области является мясная промышленность. Регион закупает мясо не только на отечественных рынках, но и у зарубежных производителей. Представляется возможным определить научными методами целесообразности либо развития собственного мясного производства с дальнейшей перспективой выхода на экспорт, либо нахождения на прежнем уровне с обеспечением себя мясной продукцией путем ввоза ее из-за границы и других субъектов Федерации. Любой бизнес является инвестиционным продуктом, и для принятия эффективных управленческих решений инвестору (предпринимателю) важно иметь представление о его будущей доходности [10, 11].

Для решения данной проблемы целесообразно воспользоваться методом «дерево решений», позволяющим контролировать выбор наилучшей финансовой альтернативы с учетом возможных состояний среды.

Постоянно изменяющаяся рыночная ситуация требует регулярной корректировки организационных структур на основе изыскания и внедрения в практику предприятий таких методов и подходов, как средства автоматизированной поддержки принимаемых решений [12, 13].

Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию, что само по себе можно рассматривать как некоторый метод исследования, называемый иногда с и с т е мн о - с т р уктур н ы м . М е тод ы структуризации являются основой любой методики системного анализа, сложного алгоритма организации проектирования или принятия управленческого решения. В особую группу структуризации выделяют методы типа «дерево целей».

Важной позицией является определение примерной суммы инвестиций в развитие мясного животноводства (без разделения по сортовидовой принадлежности). Расчеты показателей первой альтернативы для выхода на самообеспечение представлены в табл. 3.

Таким образом, при благоприятных условиях после предоставления субсидии в размере 645 млн руб. ежегодно в течение 4-х лет область получит в первом отчетном году 51 300 т мяса, во втором отчетном году - 64 200 т, в третьем -77 100 т и в четвертом - 90 000 т мяса. В результате за четыре года Вологодская область сможет выйти на уровень независимости от внешних поставщиков мяса и будет способна обеспечить самостоятельно свое население данным видом продукта.

При этом в первый год после начала п р о г р ам м ы с уб с и д и р о в а н и я п р и благоприятных условиях в области будут производиться дополнительно мяса 10,75 кг/чел. в год, и необходимых до нормы 32,25 кг/чел. в год будут завозиться. В следующий год завозиться уже будет 21,5 кг мяса/чел. в год, затем - 10,75 кг/чел. в год и, наконец, область сможет отказаться от ввозимого мяса, поскольку полностью обеспечит население данным продуктом собственного производства. Цену ввозимого мяса будем учитывать по среднему значению 175 руб./кг (без учета сортовидовой принадлежности).

С учетом опыта субсидирования подсчитано, что с 1 руб. выделенных из бюджета средств в мясное производство 0,074 руб. в год возвращается назад в виде налоговых платежей. Поэтому обратные поступления в бюджет составят 47 730 тыс. руб.

На следующем этапе необходимо оценить вероятность того, что государственные субсидии в мясное животноводство принесут ожидаемый финансовый результат. Опираться здесь следует на то, что в регионе уже есть необходимая база для развития мясного животноводства, которой требуется модернизация, расширение, также имеется определенная часть производственных

мощностей, требующих обновления и усовершенствования. Поэтому с учетом уже имеющегося в регионе опыта субсидирования вполне обоснованно оценить вероятность того, что вложенные средства принесут требуемых результатов в 80% в первый год, в 85% - во второй год, в 90% - в третий год и в 95% - в четвертый год. В случае неудачи целесообразно отказаться от дальнейшего субсидирования и вернуться к исходному положению, чтобы в дальнейшем разработать другие пути совершенствования системы [14, 15].

Рассматривая альтернативный вариант -отказаться от развития мясной отрасли, продолжать снабжать регион ввозимым мясом, в том числе импортным, важно оценить среднюю стоимость ввозимого мяса на рынке. При этом необходимо учитывать волатильность рубля, поскольку данный фактор оказывает сильное влияние на стоимость продуктов [16, 17]. Расчет соответствующих показателей представлен в табл. 4.

Средняя цена ввозимого мяса (без учета сортовидовой принадлежности) при условии, что рубль по отношению к доллару США вырастет, составит 150 руб./кг, при этом вероятность того, что курс рубля возрастет, составляет 30%. При этом средняя цена ввозимого мяса (без учета сортовидовой принадлежности) при условии, что рубль по отношению к доллару США упадет, составит 200 руб./кг, а вероятность того, что курс рубля снизится, составляет 70%. Результаты применения «дерева решений» представлены на рис. 1.

Представленные расчеты показывают, что Вологодской области для обеспечения населения мясной продукцией целесообразно, эффективно и выгодно субсидировать в собственное мясное производство, развивать с в о й м я с н о й кл ас т е р , п о л уч ат ь государственную поддержку в виде налоговых льгот.

Главная задача, которую необходимо решить в создавшихся экономических условиях -

вовлечь как можно больше предприятий области в производство импортозамещающей продовольственной продукции, заинтересовав их в этом, в том числе и с помощью финансовых стимулов. Такие меры стимулирования должны разрабатываться на уровне правительства страны и руководства области. Комплекс мероприятий по импортозамещению в Вологодской области представлен в табл. 5.

Результаты, полученные путем отказа от импорта внутри региона и от реализации программы импортозамещения в целом по стране, будут иметь значительный положительный финансовый эффект для экономической безопасности региона, поскольку установится стабильный курс на поднятие отечественного производства, уменьшится отток капитала, а развитие экспорта, в свою очередь, обеспечит его приток.

Проблема импортозамещения весьма неоднозначна. Современная макроэкономика

показывает, что ни одно государство в мире, ни один регион отдельно взятой страны не способен эффективно развиваться, опираясь только на собственные средства и ресурсы, целиком отказавшись от ввоза извне [18, 19]. Следует отметить, что данный вопрос в глобальном масштабе поднимается достаточно остро и требует незамедлительной реакции.

Таким образом, политика импортозамещения и финансово-экономический контроль индикаторов региональной безопасности должны стимулировать вытеснение с отечественного рынка зарубежной продукции невысокого качества и создавать альтернативные производства, которые смогли бы заменить товары иностранных производителей. Данный курс очень важно п р о в од и т ь ка к с о с т ав н ую ч ас т ь общегосударственной политики повышения конкурентоспособности отечественной экономики и политики обеспечения продовольственной, экономической и национальной безопасности российского государства.

Таблица 1

Критерии оценки уровня устойчивости продовольственной системы региона

Table 1

Criteria to assess the region's food system sustainability level

Критерий Значение Уровень

Энергообеспеченность на 100 га посевной площади, КВт 347 Низкий

Индекс отношения коэффициентов обновления 0,4 Недопустимый

и ликвидации тракторов

Доля площади, удобренной минеральными удобрениями, 41,5 Низкий

в общей посевной площади, %

Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, в общей 9,8 Недопустимый

численности занятых в экономике области, %

Заработная плата работающих в сельском хозяйстве 70,7 Допустимый

по отношению к средней заработной плате по области

Рентабельность (с учетом субсидий) 6,7 Недопустимый

Кредиторская задолженность по отношению к выручке 63,4 Низкий

Доля убыточных сельскохозяйственных организаций в общем 31 Недопустимый

количестве сельскохозяйственных организаций, %

Источник: по данным Росстата и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области

Source: RF Federal State Statistics Service, Local Office of the Federal State Statistics Service for the Vologda Oblast

Таблица 2

Значения разработанных показателей продовольственной безопасности региона

Table 2

The devised indicators of the region's food security

Критерий Значение Уровень Балл

Коэффициент покрытия импорта продовольствия Кп 1,25 Высокий 1

Коэффициент бедности Кб 0,14 Низкий 3

Коэффициент покупательной способности доходов 0,39 Низкий 3

населения региона Кд

Коэффициент концентрации доходов Кдж 0,365 Низкий 3

(индекс Джини)

Коэффициент структуры питания (рациона) Кр -11 Допустимый 2

Коэффициент качества Ккч 0,15 Низкий 3

Энергообеспеченность на 100 га посевной 347 Низкий 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

площади, КВт

Индекс отношения коэффициентов обновления 0,4 Недопустимый 4

и ликвидации тракторов

Доля площади, удобренной минеральными удобрениями, в общей посевной площади, % 41,5 Низкий 3

Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, 9,8 Недопустимый 4

в общей численности занятых в экономике области, %

Заработная плата работающих в сельском хозяйстве 70,7 Допустимый 2

по отношению к средней заработной плате по области

Рентабельность (с учетом субсидий), % 6,7 Недопустимый 4

Кредиторская задолженность по отношению 63,4 Низкий 3

к выручке

Доля убыточных сельскохозяйственных организаций 31 Недопустимый 4

в общем количестве сельскохозяйственных

организаций, %

Продовольственная безопасность, баллов Низкий 44

Источник: по данным Росстата и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области

Source: RF Federal State Statistics Service, Local Office of the Federal State Statistics Service for the Vologda Oblast

Таблица 3

Расчет первой альтернативы: оказание государственной поддержки предприятиям отрасли для выхода на самообеспечение Вологодского региона мясной продукцией

Table 3

The first scenario analysis: State aid to the sectoral enterprises to ensure the internal supply of meat products in the Vologda Oblast

Показатель_Алгоритм расчета_

Общая численность населения 1 200 тыс. чел.

Вологодской области_

Объем мяса, производимого в регионе на душу 32 кг/чел.

населения в год_

Объем мяса, производимого в регионе в год_32 кг/чел. х 1 200 тыс. чел. = 38 400 т_

Норма потребления мяса на душу населения 75 кг/чел.

в год_

Норма потребления мяса по нормативу в год 75 кг/чел. х 1 200 тыс. чел. = 90 000 т

для Вологодской области_

Недостающий объем производства мяса на 75 кг/чел. - 32 кг/чел. = 43 кг/чел.

душу населения в год в Вологодской области_

Недостающий объем производства мяса в год 43 кг/чел. х 1 200 тыс. чел. = 51 600 т

в Вологодской области_

Средняя себестоимость производства 1 кг 50 руб./кг

мяса

(без уточнения сортовидовой

принадлежности)_

Сумма государственной поддержки 51 600 т мяса в год х 50 руб./кг = 2 580 млн руб.

предприятиям мясного животноводства для выхода на самообеспечение региона мясной

продукцией в год_

Поддержка региональным планом по Субсидирование мясного животноводства в течение четырех

импортозамещению в Вологодской области лет (на федеральном и областном уровнях)

на 2016-2020 гг._

Сумма государственной поддержки 2 580 млн руб. х 4 года = 645 млн руб. в год

предприятиям мясного животноводства для выхода на самообеспечение региона мясной

продукцией за 4 года_

Прогноз при благоприятных условиях (645 млн руб. / 50 руб./кг) / 1 200 тыс. чел. = 10,75 кг/чел. в год

производства дополнительно к имеющимся

32 кг мяса на душу населения в год_

Источник: по данным Росстата, Министерства здравоохранения РФ и официального сайта правительства Вологодской области. URL: http://vologda-oblast.ru

Source: RF Federal State Statistics Service, RF Ministry of Health Care and official website of the Government of the Vologda Oblast. URL: http://vologda-oblast.ru (In Russ.)

Таблица 4

Расчет второй альтернативы: отказ от развития мясной отрасли, дальнейшее снабжение региона ввозимым мясом, в том числе импортным

Table 4

The second scenario analysis: Abstaining from the meat production development, continued supply of meat products to the region, including import

Показатель Алгоритм расчета

Общая численность населения Вологодской 1 200 тыс. человек

области

Объем мяса, производимого в регионе на 32 кг/чел.

душу населения в год

Объем мяса, производимого в регионе в год 32 кг/чел. х 1 200 тыс. чел. = 38 400 т

Норма потребления мяса на душу населения 75 кг/чел.

в год

Норма потребления мяса по нормативу в год для Вологодской области 75 кг/чел. х 1 200 тыс. чел. = 90 000 т

Недостающий объем производства мяса на 75 кг/чел. - 32 кг/чел. = 43 кг/чел

душу населения в год в Вологодской области

Недостающий объем производства мяса в 43 кг/чел. х1 200 тыс. чел. = 51 600 т

год в Вологодской области

Средняя цена ввозимого мяса (без учета сортовидовой принадлежности) 175 руб./кг

Поддержка региональным планом по импортозамещению в Вологодской области на 2016-2020 гг. 4 года

Снабжение региона ввозимым мясом 51 600 т мяса в год х 175 руб./кг = 7 740 млн руб./год (при росте курса рубля) или 30 960 млн руб. за 4 года; 51 600 000 кг х 200 руб./кг = 10 320 млн руб./год (при снижении курса рубля) или 41 280 млн руб. за 4 года

Источник: по данным Росстата, Министерства здравоохранения РФ и официального сайта правительства Вологодской области. URL: http://vologda-oblast.ru

Source: RF Federal State Statistics Service, RF Ministry of Health Care and official website of the Government of the Vologda Oblast. URL: http://vologda-oblast.ru (In Russ.)

Таблица 5

Основные мероприятия по импортозамещению в Вологодском регионе Table 5

Key import substitution measures in the Vologda Oblast

Мероприятие_Проектируемые результаты_

1. Реальная финансовая поддержка субъектов Расширение рынков сбыта товаров производителей

сельскохозяйственной предпринимательской сельскохозяйственной продукции

деятельности в рамках развития межрегионального

сотрудничества_

2. Информационное содействие развитию системы добровольной сертификации; внедрение международных систем менеджмента качества продукции и предоставление субсидий

3. Организация выставочных мероприятий

4. Развитие торговли импортозамещающими продуктами питания

5. Налоговое стимулирование инвестиций

в сельское хозяйство и получение государственной поддержки в виде налоговых льгот

6. Предоставление финансовых льгот для приобретения сельхозпроизводителями фосфорных удобрений

Увеличение численности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству продовольственного сырья, имеющих сертификаты соответствия международным стандартам менеджмента качества_

Увеличение доли удобренной минеральными удобрениями земли в общей посевной площади

Обмен опытом, контрактные взаимоотношения на внешнем

и внутреннем рынках_

Увеличение рынков сбыта продукции товаропроизводителей

области_

Рост количества инвестиционных проектов

Источник: по данным официального сайта правительства Вологодской области. URL: http://vologda-oblast.ru Source: Official website of the Government of the Vologda Oblast. URL: http://vologda-oblast.ru (In Russ.)

Рисунок 1

Принятие решения методом «дерева решений» Figure 1

The decision-making process through the decision-tree method

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G

^ о

ф -42 280 юн руб.

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Анищенко А.Н. Оценка функционирования сельского хозяйства региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 5. С. 156-168.

URL: https://cyberleninka.rU/article/v/otsenka-funktsionirovaniya-selskogo-hozyaystva-regiona

2. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. 2014. № 2. С. 9-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/promyshlennaya-politika-genezis-regionalnye-osobennosti-i-zakonodatelnoe-obespechenie

3. Ускова Т.В., Лукин Е.В. О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 3. С. 60-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-perspektivah-razvitiya-regiona-na-osnove-mezhregionalnogo-sotrudnichestva

4. Копеин В.В., Филимонова Е.А. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 18. С. 2947-2956. URL: https://cyberleninka.ru/article7v/importozameschenie-kak-novyy-element-v-sisteme-prodovolstvennoy-i-ekonomicheskoy-bezopasnosti

5. Чалдаева Л.А., Гамова А.В. Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты // Креативная экономика. 2016. № 10. С. 1115-1128. URL: https://doi.org/10.18334/ce.10.10.36931

6. Савостьянова Я.В., Селезнева А.А. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях продления санкций // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 471-474.

URL: https://moluch.ru/archive/105/24976/

7. Kilyachkov A., Chaldaeva L., Kilyachkov N. Description of world GDP rate changes by using discrete dynamic model // Business and Economic Horizons. 2017. Vol. 13. Iss. 1. P. 77-96. URL: https://doi.org/10.15208/beh.2017.06

8. Niyazbekova S.U., Grekov I.E., Blokhina T.K. The influence of macroeconomic factors to the dynamics of stock exchange in the Republic of Kazakhstan // Экономика региона. 2016. № 4. С. 1263-1273. URL: https://doi.org/10.17059/2016-4-26

9. Fama E.F. Stock Returns, Real Activity, Inflation, and Money // The American Economic Review. 1981. Vol. 71. Iss. 4. P. 545-565.

10. Федоренко И.Н. Актуальный взгляд на налогообложение малого бизнеса в контексте экономической и продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 11. С. 52.

11. Семенова Н.И., Утяцкий С.П. Импортозамещение как основа обеспечения продовольственной безопасности России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 23. С. 76-80. URL: http://e-koncept.ru/2015/95260.htm

12. Федоренко И.Н. Исследование механизмов контроля и учета в системе эколого-экономического стимулирования энергосбережения региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 9. С. 1007-1019.

URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.9.1007

13. Баринова О.И., Юренева Т.Г. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций Вологодской области в период внешнеэкономических санкций // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 1. С. 39-44.

14. James Ch., Koreisha J., Partch M. A VARMA analysis of the causal relations among stock returns, real output, and nominal interest rates // The Journal of Finance. 1985. Vol. 40. Iss. 5.

P. 1375-1384. URL: https://doi.org/10.1111/j.l540-6261.1985.tb02389.x

15. Kaul G. Stock Returns and Inflation: The Role of the Monetary Sector // Journal of Financial Economics. 1987. Vol. 18. Iss. 2. P. 253-276.

URL: https://doi.org/10.1016/0304-405X(87)90041-9

16.Schwert G.W. Stock Returns and Real Activity: A Century of Evidence // The Journal of Finance. 1990. Vol. 45. Iss. 4. P. 1237-1257. URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1990.tb02428.x

17. Ostrom E. Governing the Commons. The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 280 p.

18. Schaper M. The Essence of Ecopreneurship // Greener Management International. 2002. No. 38. P. 26-30. URL: https://doi.org/10.9774/GLEAF.3062.2002.su.00004

19. Winter R.A. Innovation and the Dynamics of Global Warming // Journal of Environmental Economics and Management. 2014. Vol. 68. Iss. 1. P. 124-140.

URL: https://doi.org/10.1016/j.jeem.2014.01.005

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

Food Security

FINANCIAL CONTROL OF THE IMPORT SUBSTITUTION INITIATIVE IN FOOD SECURITY OF THE REGION THROUGH THE SYSTEMS ANALYSIS: EVIDENCE FROM THE VOLOGDA OBLAST

Irina N. FEDORENKO

Cherepovets State University, Cherepovets, Vologda Oblast, Russian Federation

Fedorenko.irina@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6804-6895

Article history:

Received 6 March 2018 Received in revised form 24 March 2018 Accepted 12 April 2018 Available online 15 June 2018

JEL classification: P25,Q40, R58

Keywords: import substitution, food security, financial control, decision tree

Abstract

Importance The article reviews ways for enhancing the food security of the Vologda Oblast as part of the import substitution initiative. I examine mechanisms for evaluating food resources of the Vologda Oblast, identify food production bottlenecks. The article calls for a set of politically neutral measures to promote the import substitution initiative and proposes approaches to finding alternative solutions.

Objectives The research comprehensively addresses the issue and evaluates the food

resources of the Vologda Oblast as part of the import substitution initiative.

Methods I apply methods of analysis, comparison, decision tree, planning, forecasting,

abstraction.

Results The Vologda Oblast was found to import some products, notwithstanding the existing potential and capabilities for food production. Therefore it puts the food and economic security of the region at peril. I propose and substantiate scientific approaches to finding alternative import substitution solutions.

Conclusions and Relevance Forging an absolutely new regional strategy for import substitution, it is necessary to control import substitution indicators of the large region as a whole, implement scientific approaches to alternative solution, outline effective measures to develop the meat production cluster in the Vologda Oblast's agriculture with federal and regional funding.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Fedorenko I.N. Financial Control of the Import Substitution Initiative in Food Security of the Region Through the Systems Analysis: Evidence from the Vologda Oblast. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 6, pp. 1109-1124. https://doi.org/10.24891/ni.146.n09

References

1. Anishchenko A.N. [Assessment of the performance of the region's agriculture]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2013, no. 5, pp. 156-168. URL: https://cyberleninka.ru/artide/vybtsenka-funktsionirovaniya-selskogo-hozyaystva-regiona (In Russ.)

2. Tatarkin A.I., Romanova O.A. [Industrial policy: genesis, regional features and legislative provision]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 2, pp. 9-21.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/promyshlennaya-politika-genezis-regionalnye-osobennosti-i-zakonodatelnoe-obespechenie (In Russ.)

3. Uskova T.V., Lukin E.V. [About prospects for development of the region on the basis of interregional cooperation]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 3, pp. 60-81.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-perspektivah-razvitiya-regiona-na-osnove-mezhregionalnogo-sotrudnichestva (In Russ.)

4. Kopein V.V., Filimonova E.A. [Import substitution as the new element in the system of food and economic security]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, vol. 16, no. 18, pp. 2947-2956. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/importozameschenie-kak-novyy-element-v-sisteme-prodovolstvennoy-i-ekonomicheskoy-bezopasnosti (In Russ.)

5. Chaldaeva L.A., Gamova A.V. [Evaluation of the investment value of franchise companies: theoretical and methodological aspects]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2016, no. 10, pp. 1115-1128. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.18334/ce.10.10.36931

6. Savost'yanova Ya.V., Selezneva A.A. [Ensuring Russia's food security under the prolonged sanctions]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 1, pp. 471-474.

URL: https://moluch.ru/archive/105/24976/ (In Russ.)

7. Kilyachkov A., Chaldaeva L., Kilyachkov N. Description of World GDP Rate Changes by Using Discrete Dynamic Model. Business and Economic Horizons, 2017, vol. 13, iss. 1, pp. 77-96. URL: https://doi.org/10.15208/beh.2017.06

8. Niyazbekova S.U., Grekov I.E., Blokhina T.K. The Influence of Macroeconomic Factors to

the Dynamics of Stock Exchange in the Republic of Kazakhstan. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, no. 4, pp. 1263-1273. URL: https://doi.org/10.17059/2016-4-26

9. Fama E.F. Stock Returns, Real Activity, Inflation, and Money. The American Economic Review, 1981, vol. 71, no. 4, pp. 545-565.

10. Fedorenko I.N. [The current view on the taxation of small businesses in the context of economic and food security]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2017, no. 11, p. 52. (In Russ.)

11. Semenova N.I., Utyatskii S.P. [Import substitution as the basis for ensuring Russia's food security]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept, 2015, vol. 23, pp. 76-80. (In Russ.)

URL: http://e-koncept.ru/2015/95260.htm

12. Fedorenko I.N. [Studying the mechanisms of control and accounting within the system of environmental and economic incentives for energy efficiency in regions]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2017, vol. 10, iss. 9,

pp. 1007-1019. URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.9.1007 (In Russ.)

13. Barinova O.I., Yureneva T.G. [Financial analysis of agricultural organizations of the Vologda region in the period of economic sanctions]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2018, no. 1, pp. 39-44. (In Russ.)

14. James Ch., Koreisha J., Partch M. A VARMA Analysis of the Causal Relations Among Stock Returns, Real Output, and Nominal Interest Rates. The Journal of Finance, 1985, vol. 40, iss. 5, pp. 1375-1384. URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1985.tb02389.x

15. Kaul G. Stock Returns and Inflation: The Role of the Monetary Sector. Journal of Financial Economics, 1987, vol. 18, iss. 2, pp. 253-276.

URL: https://doi.org/10.1016/0304-405X(87)90041-9

16. Schwert G.W. Stock Returns and Real Activity: A Century of Evidence. The Journal of Finance, 1990, vol. 45, iss. 4, pp. 1237-1257. URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1990.tb02428.x

17. Ostrom E. Governing the Commons. The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge, Cambridge University Press, 1988, 280 p.

18. Schaper M. The Essence of Ecopreneurship. Greener Management International, 2002, no. 38, pp. 26-30. URL: https://doi.org/10.9774/GLEAF.3062.2002.su.00004

19. Winter R.A. Innovation and the Dynamics of Global Warming. Journal of Environmental Economics and Management, 2014, vol. 68, iss. 1, pp. 124-140.

URL: https://doi.org/10.1016/j.jeem.2014.01.005

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.