С® ПРАВО И ЭКОНОМИКА "оП
DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-130-133 NIION: 2018-0076-1/24-25 MOSURED: 77/27-023-2024-1-25
АРТЫШКО Кирилл Владимирович,
студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета,
e-mail: [email protected]
ОЗЕРОВ Олег Эдуардович,
студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета,
e-mail: [email protected]
ПОНОМАРЕВ Олег Владимирович,
старший преподаватель кафедры конкурентного и предпринимательского права
Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: [email protected]
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Аннотация. В статье анализируется место и роль финансового контроля в системе российского финансового права, рассматриваются ключевые аспекты современного положения финансового контроля, подчеркивается его роль в обеспечении целесообразности использования финансовых ресурсов и соблюдения общеправового принципа законности. Особое внимание уделяется внутренней и внешней комплексности финансового контроля, существующим на этот счёт в научной среде спорам и различным подходам. Делается вывод, что финансовый контроль на сегодняшний день находится в статусе особой финансово-правовой категории, что связано с процессом трансформации из комплексного финансово-правового института в комплексную подотрасль финансового права.
Ключевые слова: система финансового права, финансовый контроль, финансы, финансовое управление, комплексный институт.
ARTYSHKO Kirill Vladimirovich,
student Law School Far Eastern Federal University
OZEROV Oleg Eduardovich,
student Law School Far Eastern Federal University
PONOMAREV Oleg Vladimirovich,
Senior lecturer of the basic department competition and business law Law School Far Eastern Federal University
FINANCIAL CONTROL AS A COMPLEX LEGAL CATEGORY IN THE
SYSTEM OF RUSSIAN LAW
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
Annotation. The article analyzes the place and role of financial control in the system of Russian financial law, considers the key aspects of the current status of financial control, emphasizes its role in ensuring the expediency of the use of financial resources and compliance with the general legal principle of legality. Special attention is paid to the internal and external complexity of financial control, existing on this account in the scientific environment disputes and different approaches. It is concluded that financial control today is in the status of a special financial and legal category, which is associated with the process of transformation from a complex financial and legal institute into a complex sub-branch of financial law.
Key words; financial law system, financial control, finance, finance, financial management, complex institute.
Введение. Публичные финансы, будучи совокупностью экономическо-правовых отношений повышенной социальной значимости, в ходе которых происходит аккумулирование, распределение и перераспределение ресурсных, экономических и иных общественных благ на трёх уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, в условиях современной действительности являются фундаментальным механизмом обеспечения деятельности государства, его стабильности, устойчивости и суверенитета, реализации прав и свобод человека и гражданина, достижения провозглашенного в ст. 7 Конституции Российской Федерации принципа построения социального государства. Важно помнить, что само понятие «социальный» имеет в основе латинское слово <^осшт», обозначающее «общность» или «объединение горожан, граждан» [11, с. 41].
Вместе с тем невозможно представить функционирование публичных финансов и достижение вышеуказанных целей без эффективной и в силу самой своей природы многоаспектной системы контроля, отличающейся исключительно редким для нашей правовой системы разнообразием средств, способов и методов его реализации [8]. И хотя существуют споры о месте финансового контроля в системе финансового права, правоведы сходятся в той точке зрения, что финансовый контроль как управленческий процесс (с экономической точки зрения), урегулированный совокупностью правовых норм (с позиции права) занимает одно из важнейших мест в функции государственного контроля [2; 4; 7; 12; 13].
Основная часть. Как уже было затронуто выше, финансовый контроль является объектом изучения как экономической, так и правовой науки в связи с чем существуют разные - экономический и правовой - подходы к определению финансового контроля.
Л.В. Ефименко подходит к определению финансового (финансово-экономического) контроля инструментально и считает, что контроль представляет собой процесс наблюдения и проверки функционирования и фактического состояния управляемого объекта, а система контроля -механизм, который обеспечивает этот процесс [5, с. 6].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова полагают, что финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов [12, с. 149]. Такого рода контроль представляет собой один из инструментов достижения финансовой устойчивости бюджетной системы [9].
Е.Ю. Грачёва справедливо отмечает, что целью финансового контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности [3].
В.В. Кулажников в полной мере разделяя такого рода позицию, формулирует понятие финансового контроля следующим образом. С точки зрения исследователя, финансовый контроль есть совокупность мероприятий по проверке законности, способствующих охране государственной и иных форм собственности, выявлению и предупреждению правонарушений, устранению причин и условий их совершения и направленных на охрану правопорядка в сфере финансово-хозяйственной деятельности [6, с. 67].
Таким образом, для экономического подхода значение имеет прежде всего сам процесс управления, его внутреннее устройство и способы осуществления, а для правового подхода - нормы права, регулирующие данный процесс, целью которых является достижение публично-правовых задач.
Из приведенного выше финансово-правового определения финансового контроля становится ясно, что достижение социально-экономического развития страны не может быть достигнуто осуществлением контроля в какой-то отдельной конкретно взятой сфере (бюджетной, валютной, страховой и т.д.) и, следовательно, финансовый контроль в широком понимании не может быть в полной мере урегулирован нормами отдельно взятой отрасли, подотрасли или правового института и осуществляется комплексно.
Так, на уровне отраслей права финансовый контроль осуществляется преимущественно во взаимодействии норм финансового, административного и конституционного права. Например,
невозможно представить осуществление президентского финансового контроля без взаимодействия норм представленных отраслей права. В этом выражается внешняя комплексность финансового контроля. В пределах же системы финансового права финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам, что отражает его внутреннюю комплексность. Подобная неоднородность предмета финансового контроля формирует дискуссию относительно его места в системе общей и особенной частей финансового права.
Сторонники той точки зрения, что финансовый контроль является одним из институтов финансового права, обосновывают свою позицию прежде всего именно внутренней комплексностью норм, препятствующей формированию собственного подотраслевого предмета.
М.В. Карасёва полагает, что институт контроля является комплексным институтом финансового права, поскольку он включает нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов [13, с. 158].
О.А. Ногина, оспаривая отнесение финансового контроля к подотрасли финансового права, обращает внимание, что нецелесообразно выделять самостоятельное правовое образование в виде подотрасли права только на основе критерия важности общественных отношений и необходимости их правового урегулирования [10, с. 16-18].
Далее О.А. Ногина ссылается на обособление различных видов контроля друг от друга, что не позволяет установить между ними логическое единство кроме как общего начала. По её мнению, рассмотрение финансового контроля в качестве самостоятельной подотрасли ведёт к вычленению контроля из различных сфер общественных отношений (налоговой, бюджетной, таможенной) и разрыву единого организма целостного правового образования. В то же время она делает вывод, что финансовый контроль целесообразно рассматривать через призму уже существующих подотраслей. Например, бюджетный контроль может быть гармонично встроен в систему подотрасли бюджетного права в качестве её института, налоговый контроль - в систему подотрасли налогового права и т.д.
Как видим, среди противников отнесения финансового контроля к подотрасли финансового права отсутствует единство. Некоторые предлагают рассматривать его как комплексный институт финансового права, другие - как комплексный межотраслевой институт, третьи - исключительно как институт в конкретной подотрасли финансового права.
На наш взгляд, предпочтительным является подход Е.Ю. Грачевой, которая ссылается на ком-
плексность финансового контроля не как на препятствие в становлении его подотраслью финансового права, а как на его ключевую и отличительную особенность, характеризующую сложность его структуры, в которую входят как нормы Общей, так и Особенной части финансового права [4].
Вместе с тем нельзя игнорировать и некоторые справедливые доводы оппонентов. Необходима серьёзная работа по дальнейшему теоретическому обоснованию самостоятельности и однородности предмета финансового контроля. Вполне возможно, что продвижением в этом вопросе могло бы послужить принятие нормативно-правового акта, закрепляющего основные, базисные положения о финансовом контроле в Российской Федерации, определяющего объект контроля, принципы, общие цели и задачи, но не исключающего конкретизацию данных норм применительно к отдельным видам финансового контроля.
До тех пор целесообразно рассматривать финансовый контроль в качестве комплексного института финансового права и правовой (законодательной) категории в целом, учитывая его переходное положение от правового института к полноценному статусу подотрасли финансового права.
Н.Н. Аверьянова полагает, что законодательная категория - это особый методологический прием, позволяющий рассмотреть суть конкретного явления правовой действительности во всем его многообразии, комплексно исследовать и анализировать его роль и значение в правовом пространстве в целом или ограниченном рамками определенной отрасли права [1].
Заключение. Финансовый контроль в широком смысле охватывает контроль законодательной, исполнительной, судебной власти, осуществляется на всех трёх уровнях публичной власти, включает контроль высших должностных лиц, прокурорский надзор, общественный, аудиторский и иные виды контроля, что отражает его предметное многообразие. Однако уяснение процесса финансового контроля в том виде, в каком он существует в качестве взаимосвязанных между собой действий и явлений возможно осуществить лишь при общей систематизации, используя научные методы познания, что на данный момент, на наш взгляд, возможно в том числе посредством правовой категории.
Таким образом, на сегодняшний день необходимо отметить процесс обособления и спецификации предмета финансового контроля, возрастания его роли и трансформации из комплексного института в комплексную подотрасль финансового права.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
Список литературы:
[1] Аверьянова Н.Н. «Правовая категория» как инструмент научного познания (на примере «земли» как категории конституционного права) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18. Вып. 4. - С. 450454.
[2] Валютное право: Учебник для магистров / Ю.А. Крохина и др.; Под ред. Ю.А. Крохиной / 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 551 с.
[3] Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка [Электронный ресурс] // Lex russica (Русский закон). 2006. № 6. - С. 1056-1068. - URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=60066 (дата обращения: 12.12.2023).
[4] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М.: Юриспруденция, 2000. - 192 с.
[5] Ефименко Л.В. Контроль и ревизия: учебное пособие. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 105 с.
[6] Кулажников В.В. Правоохранительная функция государственного финансового контроля [Электронный ресурс] // Финансовое право и управление. 2016. № 1. - С. 64 - 68. - URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=18319 (дата обращения: 12.12.2023).
[7] Кулажников В.В. Финансовый контроль: правоохранительный аспект: учебное пособие. -Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2018. - 72 с.
[8] Любимов А.П. Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002. № 5-6 (47-48). - С 44-50.
[9] Минаков А.В. Оценка современного состояния финансовой устойчивости бюджетной системы России [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 3. - С. 45. -URL: https://esj.today/PDF/69ECVN320.pdf (дата обращения: 12.12.2023).
[10] Ногина O.A. Налоговый контроль: вопросы теории: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2002. - 159 с.
[11] Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018 № 1 (9). - С. 40-55.
[12] Финансовое право / Серия учебно-методических комплексов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичева. - М.: Норма, 2005. - 463 с.
[13] Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юри-стъ, 2004. - 573 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
Spisok literatury:
[1] Aver'yanova N.N. «Pravovaya kategoriya» kak instrument nauchnogo poznaniya (na primere «zemli» kak kategorii konstitucionnogo prava) // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2018. T. 18. Vyp. 4. - S. 450-454.
[2] Valyutnoe pravo: Uchebnik dlya magistrov / YU.A. Krohina i dr.; Pod red. YU.A. Krohinoj / 4-e izd., pererab. i dop. - M.: YUrajt, 2013. - 551 s.
[3] Gracheva E.YU. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' kak vazhnejshij instrument obespecheniya publichnyh interesov v usloviyah rynka [Elektronnyj resurs] // Lex russica (Russkij zakon). 2006. № 6. - S. 1056-1068. - URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=60066 (data obrashcheniya: 12.12.2023).
[4] Gracheva E.YU. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya. - M.: YUrisprudenciya, 2000. - 192 s.
[5] Efimenko L.V. Kontrol' i reviziya: uchebnoe posobie. - CHelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU, 2018. - 105 s.
[6] Kulazhnikov V.V. Pravoohranitel'naya funk-ciya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [Elektronnyj resurs] // Finansovoe pravo i upravlenie. 2016. № 1. - S. 64 - 68. - URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=18319 (data obrashcheniya: 12.12.2023).
[7] Kulazhnikov V.V. Finansovyj kontrol': pra-voohranitel'nyj aspekt: uchebnoe posobie. -Habarovsk: DVYUI MVD Rossii, 2018. - 72 s.
[8] Lyubimov A.P. Kontrol' za finansami gosu-darstvennyh i municipal'nyh unitarnyh predpriyatij i akcionernyh obshchestv // Predstavitel'naya vlast' -XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2002. № 5-6 (47-48). - S 44-50.
[9] Minakov A.V. Ocenka sovremennogo sos-toyaniya finansovoj ustojchivosti byudzhetnoj sistemy Rossii [Elektronnyj resurs] // Vestnik Evrazijskoj nauki. 2020. T. 12. № 3. - S. 45. - URL: https://esj. today/PDF/69ECVN320.pdf (data obrashcheniya: 12.12.2023).
[10] Nogina O.A. Nalogovyj kontrol': voprosy teorii: Uchebnoe posobie. - SPb.: Piter, 2002. - 159 s.
[11] Ryzhov V.B. Pravovye aspekty formirovaniya social'noj politiki Evropejskogo soyuza: istoriya i sovremennost' // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Mezhdunarodnoe pravo. 2018 № 1 (9). - S. 40-55.
[12] Finansovoe pravo / Seriya uchebno-meto-dicheskih kompleksov / Otv. red. d.yu.n., prof. N.I. Himicheva. - M.: Norma, 2005. - 463 s.
[13] Finansovoe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik / Otv. red. M.V. Karaseva. - M.: YUrist», 2004. - 573 s.