Научная статья на тему 'Финансовый контроль государственных (муниципальных) закупок на этапе планирования'

Финансовый контроль государственных (муниципальных) закупок на этапе планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрактная система / государственные закупки / принципы контрактной системы / этапы закупки / финансовый контроль. / contract system / state procurements / principles of the contract system / procure- ment stages / financial control.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. А. Кузнецова

В статье рассматриваются особенности действующей контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и вопросы контроля в данной системе. Изучены особенности контрактной системы, проанализированы и систематизированы виды и механизм осуществления контроля в сфере закупок. По результатам проведённого исследования детализирована система контроля со стороны заказчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е. А. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONTROL OF STATE (MUNICIPAL) PURCHASES AT THE PLANNING STAGE

The article discusses the features of the existing contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs and control issues in this system. The features of the contract system were studied, the types and mechanism of control in the field of procurement were analyzed and systematized. According to the results of the study, the control system is detailed by the customer.

Текст научной работы на тему «Финансовый контроль государственных (муниципальных) закупок на этапе планирования»

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

Е.А. Кузнецова, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10880

Аннотация. В статье рассматриваются особенности действующей контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и вопросы контроля в данной системе. Изучены особенности контрактной системы, проанализированы и систематизированы виды и механизм осуществления контроля в сфере закупок. По результатам проведённого исследования детализирована система контроля со стороны заказчика.

Ключевые слова: контрактная система; государственные закупки; принципы контрактной системы; этапы закупки; финансовый контроль.

Одним из важнейших элементов экономического развития страны является рынок госзакупок и контрактная система, затрагивающая весь цикл приобретения товаров и услуг: выявление потребностей госзаказчика, прогнозирование и планирование, закупочные процедуры, исполнение контракта и оценку результата [1; с. 8085].

Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех развитых и развивающихся странах возросла в разы, это свидетельствует о важности данного вопроса. Государство стало одним из крупнейших потребителей на рынке товаров, работ, услуг. В связи с этим, данному сегменту рынка присущ ряд проблем, среди которых: нецелевые расходы при госзакупках, прямое воровство и откаты.

Вопросами контрактной системы озадачены многие ученые. Главными являются вопросы регулирования не только заключения самих контрактов, но и всего цикла госзакупок, от составления прогноза государственных и муниципальных нужд до эксперт-анализа и контролирования порядка исполнения заказов [2; с. 1-3].

В пример можно привести мнение Ф.А. Тасалова, который утверждает, что «ввиду значительного влияния государства на рыночную экономику, создание контрактной системы на уровне государства

представляется задачей стратегического значения. Порядка 50% бюджетных средств ежегодно расходуются в рамках системы государственных закупок», -подчёркивает учёный.

Контрактная система является совокупностью государственных заказчиков и предпринимательского сообщества, действующих на основании рыночных механизмов. Заключение и дальнейшее исполнение государственных и муниципальных контрактов являются непосредственным результатом их взаимодействия. В целом, в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Матевосян С.С. приводит более краткое определение контрактной системы: «совокупность участников контрактной системы и осуществляемые ими действия» [3; с. 138-140]. Участниками контрактной системы в сфере закупок являются:

1. Государственные и муниципальные заказчики (государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственная корпорация «Росатом», государственные казённые учреждения, муниципальные органы, муниципальные казённые учреждения).

2. Уполномоченные органы/учреждения.

3. Специализированные организации.

4. Экспертные организации/индивидуальные эксперты.

5. Комиссии по осуществлению закупок (аукционные, конкурсные, котировочные, по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, единые).

6. Участники закупок (юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели).

Также, законодательная база определяет основные принципы действия контрактной системы. Практически все принципы контрактной системы предусматривают правила участия государства в закупках товаров, работ, услуг, что соответствует принципам типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли о публичных закупках.

Реализация контрактных отношений должна обеспечивать:

- качественное и своевременное удовлетворение потребностей государственных и муниципальных учреждений и организаций; - эффективное расходование бюджетных средств;

- снижение риска возникновения коррупции;

- сохранение баланса интересов заказчиков и поставщиков;

- защиту интересов государства от действий недобросовестных поставщиков, исполнителей и подрядчиков [4; с. 168-171].

В ситуациях, когда расходная часть бюджета уже содержится в плане закупок, который необходимо утверждать каждому государственному или муниципальному заказчику, в определенной степени упрощает подготовку и защиту проекта бюджета.

Надлежащим образом составленные план закупок и план-график позволяют

оценить качество и эффективность управленческой политики органов государственной власти и местного самоуправления. Исходя из анализа этих документов, можно определить обоснованность и целесообразность отдельных управленческих решений, соблюдение заказчиками финансовой дисциплины при расходовании денежных средств.

Наиболее распространена такая ситуация у тех заказчиков, руководители которых планируют трудоемкие и длительные работы на четвертый квартал, при этом не учитывая характер работ, что значительно снижает качественный характеристики результата таких работ. Как показывает анализ проблем, возникающих у заказчиков по результатам закупочной деятельности, предпосылкой многих ошибок являются неправильные действия в период, когда заказчик осуществлял планирование своих расходов и формирование программы мероприятий по осуществлению закупок. Подобные ситуации свидетельствуют о халатности и недобросовестности руководителя организации - получателя бюджетных средств и об отсутствии с его стороны контроля над планированием закупок [5; с. 53-57].

На этапе предварительного контроля могут возникнуть нарушения и проблемы, в основном они связаны с расчетом государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта:

- использование для расчета НМЦК информации о ценах товаров, работ, услуг, в которой коммерческие и (или) финансовые условия несопоставимы с условиями планируемой закупки;

- несоответствие условий запроса и коммерческого предложения, примененного для расчета НМЦК, или использование для расчета контрактов с несопоставимыми условиями исполнения;

- использование информации из различных открытых источников, не являющейся публичной офертой;

- использование коммерческих предложений аффилированных между собой юридических лиц, а также ликвидированных на момент получения предложения организаций или организаций, не осуще-

ствляющих профильную деятельность[6; временного размещения планов и планов-с. 45-47]. графиков закупок, несоблюдения их фор-

Также, до сих пор встречаются закупки, мы и формы обоснования закупок. Оста-по которым обоснование НМЦК отсутст- лись определенные проблемы с выполне-вует или сделано заказчиком уже после нием заказчиками требований законода-включения закупки в план-график закупок. тельства по нормированию (предельные

За последние три года с начала испол- цена и характеристики товаров, работ, ус-нения функций по контролю в сфере заку- луг) [7; с. 442-446]. В большинстве случаев пок Федеральным казначейством в целом они связаны с отсутствием соответствую-удалось минимизировать количество на- щего нормативного документа вышестоя-рушений, совершаемых государственными щего распорядителя бюджетных средств, заказчиками при планировании закупок. устанавливающего такие требования для Уменьшилось количество случаев несвое- подведомственных организаций.

Библиографический список

1. Богданович И.С. Шорохова А.А. Организация контроля государственных закупок в современных условиях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. - 2016. - №4. - С. 80-85.

2. Шейхислямова С.Б. Пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 5 (10). - С. 1-3.

3. Овчаров А.О. Игнатьева Ю.И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 3 (88). - С. 138-140.

4. Юзефович Ж.Ю. Жемчужников А.А. Финансовый контроль государственных (муниципальных) закупок на этапе планирования // Вестник экономической безопасности. -2016. - №3. - С. 168-172.

5. Бахвалов, В.Л. Вопросы эффективного контроля в сфере государственных закупок Бахвалов // Бюджет. - 2019. - №3. - С. 45-47.

6. Шепелев Д.Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. - Казань: Изд-во Молодой ученый, 2017. - С. 53-57.

7. Паулов П.А. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. - 2018. - № 12. - С. 442-446.

FINANCIAL CONTROL OF STATE (MUNICIPAL) PURCHASES AT THE PLANNING

STAGE

E.A. Kuznetsova student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article discusses the features of the existing contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs and control issues in this system. The features of the contract system were studied, the types and mechanism of control in the field of procurement were analyzed and systematized. According to the results of the study, the control system is detailed by the customer.

Keywords: contract system; state procurements; principles of the contract system; procurement stages; financial control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.