Научная статья на тему 'Финансовый инструментарий агроресурсов сельскохозяйственных предприятий'

Финансовый инструментарий агроресурсов сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-финансовый механизм / финансовый инструментарий / качество природных ресурсов / налоговое стимулирование / инвестиционное обеспечение / organizational and financial mechanism / financial tools / the quality of natural resources / tax incentives / investment maintenance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумский Национальный Аграрный Университет

Реакция окружающей среды на выбросы загрязняющих веществ обостряется. Ускоренными темпами происходит снижение его способности к самоочищению, и, как следствие, наблюдается негативное влияние на экономику и здоровье людей. В этих условиях при производстве продукции значительную роль необходимо отводить экологическому познанию и мышлению. Их использование крайне необходимо для преодоления противоречий в организации охраны окружающей природной среды, улучшении качества природных ресурсов, поскольку потребность сохранения и их воспроизведения за короткий промежуток времени превратилась из проблемы экономической в проблему выживания. Негативные необратимые процессы в окружающей среде, по мнению специалистов, могут произойти при жизни нынешнего поколения. Это обусловило необходимость формирования эколого-экономического мышления и разработки финансового механизма улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Социально-экономическая ответственность и стимулирование улучшения качества природных ресурсов обусловлены системой финансово-экономических, социальных, экологических интересов и целей. В статье акцентируется внимание на разработке рекомендаций по формированию финансового механизма улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве на региональном уровне. Обосновывается концепция и принципы построения финансового механизма улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве, исследованы финансовые рычаги и инструменты управления качеством этих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial resources instruments of agricultural enterprises

The reaction of the environment on emissions of pollutants escalates. There is a quick reduction of its ability to cleanse itself, and, as a consequence, there has been a negative impact on the economy and human health. Under these conditions, in the production process a significant role should be given to environmental knowledge and thinking. Their use is essential for overcoming differences in the organization of natural environment protection, and improving the quality of natural resources, as the need for their preservation and reproduction during a short period of time has evolved from an economic problem to the problem of survival. Negative irreversible processes in the environment, according to experts, may occur during the lifetime of the present generation. It caused the necessity of formation of ecological and economic thinking and the development of financial mechanisms to improve the quality of natural resources in agricultural production. Socio-economic responsibility and stimulation of natural resources quality improvement are ensured by a system of financial and economic, social and environmental interests and goals. The article focuses on the development of recommendations for the formation of financial mechanisms to improve the quality of natural resources in agricultural production at the regional level. We have based the concept and principles of the financial mechanism of natural resources quality improvement in agricultural production, examined the financial levers and tools of these resources quality management.

Текст научной работы на тему «Финансовый инструментарий агроресурсов сельскохозяйственных предприятий»

УДК 338.436(477)

ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ АГРОРЕСУРСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И. Д. САМОШКИНА

Сумский национальный аграрный университет г. Сумы, Украина, 40021, e-mail: ira_samoshkina@ukr.net (Поступила в редакцию 28.04.2016)

Реакция окружающей среды на выбросы загрязняющих веществ обостряется. Ускоренными темпами происходит снижение его способности к самоочищению, и, как следствие, наблюдается негативное влияние на экономику и здоровье людей. В этих условиях при производстве продукции значительную роль необходимо отводить экологическому познанию и мышлению. Их использование крайне необходимо для преодоления противоречий в организации охраны окружающей природной среды, улучшении качества природных ресурсов, поскольку потребность сохранения и их воспроизведения за короткий промежуток времени превратилась из проблемы экономической в проблему выживания. Негативные необратимые процессы в окружающей среде, по мнению специалистов, могут произойти при жизни нынешнего поколения. Это обусловило необходимость формирования эколого-экономического мышления и разработки финансового механизма улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Социально-экономическая ответственность и стимулирование улучшения качества природных ресурсов обусловлены системой финансово-экономических, социальных, экологических интересов и целей. В статье акцентируется внимание на разработке рекомендаций по формированию финансового механизма улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве на региональном уровне. Обосновывается концепция и принципы построения финансового механизма улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве, исследованы финансовые рычаги и инструменты управления качеством этих ресурсов.

Ключевые слова: организационно-финансовый механизм, финансовый инструментарий, качество природных ресурсов, налоговое стимулирование, инвестиционное обеспечение.

The reaction of the environment on emissions of pollutants escalates. There is a quick reduction of its ability to cleanse itself, and, as a consequence, there has been a negative impact on the economy and human health. Under these conditions, in the production process a significant role should be given to environmental knowledge and thinking. Their use is essential for overcoming differences in the organization of natural environment protection, and improving the quality of natural resources, as the need for their preservation and reproduction during a short period of time has evolved from an economic problem to the problem of survival. Negative irreversible processes in the environment, according to experts, may occur during the lifetime of the present generation. It caused the necessity of formation of ecological and economic thinking and the development of financial mechanisms to improve the quality of natural resources in agricultural production. Socio-economic responsibility and stimulation of natural resources quality improvement are ensured by a system offinancial and economic, social and environmental interests and goals. The article focuses on the development of recommendations for the formation offinancial mechanisms to improve the quality of natural resources in agricultural production at the regional level. We have based the concept and principles of the financial mechanism of natural resources quality improvement in agricultural production, examined the financial levers and tools of these resources quality management.

Keywords: organizational and financial mechanism, financial tools, the quality of natural resources, tax incentives, investment maintenance.

Введение

С развитием различных форм собственности в аграрном секторе и его реформированием решение вопроса улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве приобретает приоритетное значение. Методологическая незавершенность и недостаточность нормативно-правовой базы снижают эффективность и ограничивают сферу применения инструментария общей системы финансовых регуляторов проведения мероприятий по воспроизводству и сохранению природных ресурсов аграрной сферы.

Научные публикации по вопросам теоретического и прикладного освещения проблемы улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве и механизмов его осуществления в современных условиях имеют приоритетное значение. Данная проблема имеет многогранный характер, что усложняет ее решение с учетом особенностей регионального производства, поскольку является одной из составляющих обеспечения продовольственной и экологической безопасности государства.

Значительный вклад в решение проблемы финансового обеспечения и регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий сделали В. Г. Андрийчук, В. И. Грушко, М. Я. Демьяненко, М. И. Малик, П. Т. Саблук, С. И. Юрий и другие ученые-экономисты. Изучению вопросов совершенствования финансово-экономического механизма рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов посвятили свои исследования И. К. Быстряков, В. Г. Вьюн, Б. М. Дани-лишин, С. М. Козьменко, С. В. Науменкова, Б. И. Пасхавер, В. Г. Сахаев, В. М. Трегобчук, М. М. Федорова, А. В. Чупис и другие ученые. Благодаря работам этих ученых создана основа для дальнейшего развития научных исследований.

Вопрос обоснования финансовых методов улучшения качества природных ресурсов, особенно в сельскохозяйственном производстве, исследован недостаточно, а зарубежный опыт требует основательной адаптации к украинским условиям. Поэтому разработка финансового механизма улучшения качества природных ресурсов является актуальной как для экономической науки, так и для практики хозяйствования.

Цель исследования заключается в обосновании и разработке теоретико-методологических положений и научно-практических рекомендаций по решению проблемы улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве за счет применения финансовых инструментов в условиях рыночной трансформации многоукладной экономики.

Основная часть

Для хозяйствующих субъектов можно выделить следующие основные направления экологизации производства: предотвращение загрязнения окружающей среды, производство экологически чистой продукции, повышение плодородия почвы, воспроизводство лесных ресурсов, улучшение качества водных и воздушных ресурсов. Каждое из этих направлений можно регулировать экономическими методами и нормативами, в частности, лимитами на ресурсопользование и загрязнение природной среды; системой платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; финансово-кредитным, ценовым и налоговым механизмами реализации региональной политики в области ресурсопользования в аграрной сфере. Для обеспечения стабильного поступления средств на улучшение качества природных ресурсов необходимо использовать финансовые рычаги и методы. Сейчас финансовое регулирование экологической деятельности предпринимательских структур региона осуществляется с помощью сборов за загрязнение окружающей среды; за специальное использование природных ресурсов; штрафов, в том числе административных, за нарушение законодательства. По нашему мнению, финансово-экономический фактор в регулировании экологической деятельности предприятий в комплексе с эффективным контролем должен быть одним из определяющих, в связи с чем целесообразно упростить механизм расчетов платежей за загрязнение окружающей среды и их поступления в соответствующие бюджеты; разработать правовые и нормативные документы, определяющие механизм финансовых льгот в виде бесплатных или беспроцентных кредитов, снижение налогов и порядка их применения; упростить систему финансирования природоохранных мероприятий за счет средств региональных природоохранных фондов; использовать по целевому назначению на региональном уровне ресурсные платежи на решение экологических проблем, восстановление и улучшение качества природных ресурсов.

Наряду с внедрением экономических нормативов, по нашему мнению, необходимо применять в полном объеме экономические санкции за снижение плодородия почвы, ухудшение воздушного бассейна, водных источников, других важных экологических параметров. Формирование полноценной системы целевого финансового регулирования ресурсопользования должно быть одним из главных направлений государственной политики, согласно которым использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности должно планироваться в рамках комплексных программ, ориентированных на достижение баланса между уровнями негативного воздействия на окружающую среду и ее способностью к восстановлению [3, с. 208]. Ключевым моментом в этой стратегии является дальнейшее развитие финансового механизма улучшения качества природных ресурсов, что предусматривает сохранение платежей за загрязнение окружающей среды и природных ресурсов, формирование системы финансирования и кредитования природоохранных мероприятий, экологизацию налоговой и ценовой системы, поддержку и становление экологического предпринимательства.

Использование земельных ресурсов в Украине является платным, а плата за землю взимается в виде начисления земельного налога для собственников земли и землепользователей, поступления от которого зачисляются на специальные счета бюджетов местных органов власти. Эти средства целесообразно использовать исключительно для финансирования рационального использования плодородия земель. Кроме того, дополнительными источниками стимулирования за повышение эффективности землепользования могут быть платежи в бюджет при изъятии малопродуктивных земель из сельскохозяйственного оборота и средства от уплаты штрафных санкций.

Финансовое стимулирование улучшения агроэкологического состояния сельскохозяйственных земель основывается на методике денежной оценки земли. Мотивом такого стимулирования землепользователей является повышение балла агроэкологической оценки угодий, который определяется при очередном агрохимическом обследовании. Необходимым условием проведения стимулирования является рост всех агрохимических показателей плодородия почвы (табл. 1).

Таблица 1. Размер финансового стимулирования за повышение агроэкологической оценки земельных угодий

Увеличение значения агроэкологической оценки земель, баллы Размер финансового стимулирования по отношению к денежной оценке земли, % Увеличение значения агроэкологической оценки земель, баллы Размер финансового стимулирования по отношению к денежной оценке земли, %

0,1-1,0 0,5 10,1-11,0 5,5

1,1-2,0 1,0 11,1-12,0 6,0

2,1-3,0 1,5 12,1-13,0 6,5

3,1-4,0 2,0 13,1-14,0 7,0

4,1-5,0 2,5 14,1-15.0 7,5

5,1-6,0 3,0 15,1-16,0 8,0

6,1-7,0 3,5 16,1-17,0 8,5

7,1-8,0 4,0 17,1-18.0 9,0

8,1-9,0 4,5 18,1-19,0 9,5

9,1-10,0 5,0 19,1-20,0 10,0

Рычагом хозяйственного воздействия на эффективность использования земли является эколого-агрохимическая ее оценка в баллах; размер штрафных санкций за ухудшение экологического состояния земель приведен в табл. 2. В случае если величина агроэкологического балла почв не изменилась при проведении очередного агрохимического обследования, то стимулирование нецелесообразно проводить. Нужно стимулировать повышение плодородия почвы, потому что оно мотивирует собст-

венника земли и землепользователя к вложению дополнительного капитала в охрану и воспроизводство плодородия почвы.

Таблица 2. Размер штрафных санкций за снижение агроэкологической оценки земельных угодий

Снижение величины агроэкологической оценки земель, баллы Размер штрафных санкций по отношению к денежной оценке земли, % Снижение величины агроэкологической оценки земель, баллы Размер штрафных санкций по отношению к денежной оценке земли, %

0,1-1,0 1,0 10,1-11,0 11,0

1,1-2,0 2,0 11,1-12,0 12,0

2,1-3,0 3,0 12,1-13,0 13,0

3,1-4,0 4,0 13,1-14,0 14,0

4,1-5,0 5,0 14,1-15,0 15,0

5,1-6,0 6,0 15,1-16,0 16,0

6,1-7,0 7,0 16,1-17.0 17,0

7,1-8,0 8,0 17,1-18,0 18,0

8,1-9,0 9,0 18,1-19,0 19,0

9,1-10,0 10,0 19,1-20,0 20,0

Финансовое стимулирование не должно превышать размеры штрафных санкций при изменении агроэкологической оценки в сторону увеличения или уменьшения. Приведенный выше вариант финансово-экономического механизма рационального использования, охраны и улучшения качества земельных ресурсов будет способствовать экономической заинтересованности землевладельцев и землепользователей в повышении уровня плодородия земельных угодий, росту величины агроэкологической оценки в баллах. В условиях дальнейшего реформирования экономических отношений специалисты предлагают создать принципиально новую схему передачи земли в аренду, в частную собственность, в пользование фермерских хозяйств [1, с. 30]. Это повысит ответственность землепользователей за сохранение плодородия земли и ее экологического состояния. Ученые и практики предлагают различные варианты паспортов. Так, научно-исследовательским институтом агроэкологии и биотехнологии УААН предлагается примерный образец агрохимического паспорта поля (земельного участка). В нем указаны три группы показателей земли: агрофизические, агрохимические и уровень загрязнения солями тяжелых металлов и остатками пестицидов, радиоактивными веществами.

При передаче земли во временное пользование фермерам или в аренду, законодательно не определена их ответственность за ухудшение плодородия почвы и ее фитосанитарного состояния. Фермеры или арендаторы не имеют возможности в достаточном количестве вносить органические удобрения, которые питают почву и растения (на три фермерских хозяйства приходится 1 голова крупного рогатого скота, следовательно, навоза производится настолько мало, что это количество не следует брать даже в счет). Внесение других видов органических и минеральных удобрений не контролируется. Подобный механизм землепользования истощает землю, результаты работы не удовлетворяют землепользователей и земля возвращается в севооборот сельскохозяйственным предприятиям.

При получении в собственность или временное пользование земельных участков физическим лицам выдается «Государственный акт на право частной собственности на землю» или договор аренды. В этих документах нет характеристики грунта, его качества, фитосанитарного состояния на момент получения участка (поля). Не предусмотрена ответственность землепользователей за ухудшение состояния земли, не предусмотрена обязательная компенсация материальных затрат землепользователя землевладельцу при возвращении им земельного участка (сельским или поселковым органам самоуправления).

Для оформления процесса передачи земли в собственность фермерским хозяйствам, в аренду или при смене собственника, предлагаем внедрить Государственный Акт на право частной собственности на землю или договор аренды дополнить Актом приема-возврата земельного участка. Этот документ будет характеризовать качественное состояние земель: содержание гумуса, рН, NPK, загрязнение радионуклидами и обязательно фитосанитарное состояние участка дважды: в момент его получения и на момент возврата землевладельцу. В нем предусматривается также раздел, характеризующий состояние земли при отказе собственника от дальнейшего пользования землей, или при смене собственника или землепользователя.

В условиях формирования рыночных отношений следует создать принципиально новую схему передачи земли в аренду, частную собственность, пользование фермерских хозяйств [4, с. 102]. Это позволит повысить ответственность землепользователей за сохранение плодородия земли и ее фитоса-нитарного состояния. В предлагаемом нами паспорте земельного участка предусмотрен раздел, в котором при возврате участка следует привести расчетные данные стоимости работ для повышения плодородия земель до уровня не ниже показателей того периода, когда земля бралась в пользование, стоимость работ по уничтожению многолетних бурьянов, кустарников, удаление различных посторонних элементов (ограждений, временных зданий и т.п.), сумму возмещения землевладельцу за потерю прибыли от недополученного количества продукции в последующие годы. Землепользователь должен возместить хозяйству или государству эти расходы деньгами или своим имуществом.

Новые социально-экономические условия, вызванные переходом к рыночным отношениям, определяют и современные подходы к оценке инвестиционного потенциала регионов и необходимости привлечения инвестиций в улучшение качества природных ресурсов. Учитывая это, следует изучать процессы, происходящие в инвестиционной сфере, учитывая территориальную принадлежность: соз-

дание инвестиционных проектов, поиск источников финансирования капитальных вложений, формирования региональной отраслевой структуры инвестиций. Крайне остро стоит вопрос привлечения новых инвестиций. Возникает необходимость в оценке инвестиционной привлекательности отдельных территорий и регионов [2, с. 185]. Органы местного самоуправления могут проводить такую оценку самостоятельно за счет собственных средств, силами работников экономических служб. Такая оценка может и должна использоваться при разработке плана реструктуризации региона. Это позволит органам местного самоуправления привлекать внешних инвесторов с целью объединения собственных коммерческих интересов и интересов инвесторов.

Региональный уровень развития экономики выходит на первый план в сфере формирования рыночных отношений. В регион переходит большая часть функций по поддержке и развитию агропромышленного производства, регулирования развития продуктового рынка. Региональную инвестиционную политику должны составлять следующие основные элементы: формы и методы мобилизации внутренних источников инвестиций; формы и методы привлечения инвестиций на развитие АПК из других регионов страны, а также иностранных капиталов; взаимосвязь структурной и инвестиционной политики в региональном АПК: принципы, методы и каналы размещения инвестиций; взаимосвязь региональной и инвестиционной политики с развитием рыночной инфраструктуры; взаимосвязь региональной инвестиционной политики с денежной политикой НБУ; развитие экологических предпринимательских структур.

Экологические проблемы возникают тогда, когда рыночная система не в состоянии подавать соответствующие ценовые сигналы и обеспечивать стимулирование в сфере использования природных ресурсов. Например, отдельные виды ресурсов могут использоваться «бесплатно», хотя их использование влечет экстернальные расходы в форме загрязнения воды, ухудшение качества воздуха или других экологических последствий [5, с. 158]. В одних случаях, рыночная цена покрывает расходы на сами природные ресурсы, но она не покрывает убытки третьих лиц. Когда экологические ресурсы недооцениваются таким образом, производители и потребители будут практиковать чрезмерное использование более дешевых ресурсов. Недооценка также обеспечивает недостаточное стимулирование для развития новых технологий для контроля за экологическим загрязнением.

Эффективное применение инвестиционных стимулов в контроле над загрязнением требует того, чтобы предельные издержки на снижение загрязнения были меньше или равны предельной выгоде, полученной в результате этого снижения. Принципы анализа эффективности формируют аналитические основы для определения ее критериев. Для того, чтобы налоговые методы стимулирования инвестиций в результате имели уменьшение уровней загрязнения, приведенная стоимость налоговых льгот должна превышать приведенную стоимость затрат на природоохранное оборудование.

Решение задачи создания эффективной системы управления ресурсно-экологической безопасностью социально-экономического развития Украины означает не просто корректировки нынешней экономической политики, а переход к принципиально иной эколого -экономической модели рыночных реформ. Поэтому существующая политика должна стимулировать соблюдение требований экологической безопасности; выпуска экологически чистой продукции; эффективного использования и улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве.

Заключение

Таким образом, разрабатывать национальные, региональные и местные программы улучшения качества природных ресурсов необходимо на основании эколого-экономической концепции. Основными оценочными критериями эффективности их реализации должны быть, по нашему мнению, экологические и экономические показатели и требования.

Решение структурно-динамических проблем эффективности использования, воспроизводства и сохранения природных ресурсов в Украине связано с решением вопросов создания стабильной правовой базы, привлечения новых научных разработок для повышения экологической и продовольственной безопасности страны. Разработанные рекомендации по формированию финансового механизма улучшения качества природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве на региональном уровне позволяют практически решать задачу поиска путей формирования и эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лабенко, О. М. Финансирование программ охраны окружающей природной среды в Украине / О. М. Лабенко// Вестник Сумского национального аграрного университета. - 2013. - №1 (34). - С.28-32.

2. Полятыкина, Л. И. Направления стратегического развития инвестиционной деятельности в Украине /Л. И. Поля-тыкина // Вестник Сумского национального аграрного университета. - 2012. - №2 (33). - С. 183-189.

3. Худолий, Л. М. Финансовый механизм развития агропромышленной и природоохранной сфер в условиях глобализации / Л. М. Худолий // Научный вестник Национального университета биоресурсов и природопользования Украины. -2011. - Вып. 168. - Ч. 2. - С. 205-210.

4. Щурик, М. В. Приватизация земельных ресурсов АПК / М.В. Щурик // Механизм регулирования экономики. -2010. - №2. - С. 97-105.

5. Borisowa, V. The Ukrainian Agricultural Enterprises Transformation and their Adaptation to the Market Environment /V. Borisova// IAMO/ATB Workshop: Approaching Agricultural Technology and Economic Development of Central and Eastern Euerope. - 2011. - Р. 157-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.