Научная статья на тему 'Финансовый анализ предприятий транспортной отрасли (на примере ОАО «Железные дороги Якутии»)'

Финансовый анализ предприятий транспортной отрасли (на примере ОАО «Железные дороги Якутии») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА / КОЭФФИЦИЕНТЫ ЛИКВИДНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ / PROPERTY VALUATION / LIQUIDITY RATIOS / FINANCIAL STABILITY / SOLVENCY / THE TURNOVER RATIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жулева Айыына Гаврильевна, Иванова Александра Адамовна

В статье приведены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе бухгалтерской отчетности железнодорожного предприятия ОАО «Железные дороги Якутии» за 2012-2014 гг. Разработаны рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жулева Айыына Гаврильевна, Иванова Александра Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ANALYSIS OF THE TRANSPORT INDUSTRY (ON THE EXAMPLE OF JSC «YAKUTIA RAILWAYS»)

The article presents the results of the analysis of financial and economic activity of the enterprise on the basis of accounts of railway jointstock company « Yakutia Railways» for 2012-2014 years. Developed recommendations for improving the financial condition of the company.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ предприятий транспортной отрасли (на примере ОАО «Железные дороги Якутии»)»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 1 2016

УДК 33

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ЯКУТИИ»)

Жулева Айыына Гаврильевна

магистрант Иванова Александра Адамовна

магистрант

Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация. В статье приведены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе бухгалтерской отчетности железнодорожного предприятия ОАО «Железные дороги Якутии» за 2012-2014 гг. Разработаны рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.

Ключевые слова: оценка имущества; коэффициенты ликвидности; финансовая устойчивость; платежеспособность; коэффициент оборачиваемости.

FINANCIAL ANALYSIS OF THE TRANSPORT INDUSTRY (ON THE EXAMPLE OF JSC «YAKUTIA RAILWAYS»)

Zhuleva Ayyyna Gavriljevna

undergraduate Ivanova Alexandra Adamovna

undergraduate North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract. The article presents the results of the analysis of financial and economic activity of the enterprise on the basis of accounts of railway joint-stock company « Yakutia Railways» for 2012-2014 years. Developed recommendations for improving the financial condition of the company.

Key words: property valuation; liquidity ratios; financial stability; solvency; the turnover ratio.

В последние годы актуальность финансового анализа в нашей стране не только не снизилась, но и даже наоборот - значительно выросла. Ведь с переходом предприятий на рыночные условия работы остро встал вопрос об устойчивости его финансового положения и изыскание путей его оздоровления. Актуальность этого вопроса предопределяется необходимостью создания нормальных условий работы, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом [1].

Целью данного исследования является проведение анализа финансового состояния ОАО «Железные дороги Якутии», изучение и устранение недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по его улучшению [2].

Объектом исследования является ОАО «Железные дороги Якутии». Для исследования были использованы данные за 2012-2014 гг.

ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» является

I V I и и и ^

федеральной инфраструктурной железнодорожной компанией общего пользования, в числе акционеров присутствуют РЖД и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

Состав и структура имущества ОАО «ЖДЯ» представлены в таблице 1 [3].

Данные таблицы 1 показывают, что имущество предприятия на конец 2014 года увеличилось на 288 515 тыс. руб. и составило 25 079 313 тыс. руб. Увеличение имущества вызвано увеличением величины оборотных активов предприятия на сумму 355 639 тыс. руб. В основном за счет увеличения денежных средств на 253 046 тыс. руб. и уменьшения дебиторской задолженности на 47 728 тыс. руб. Величина внеоборотных активов предприятия увеличилась на 471 762 тыс. руб. в 2013 г. и уменьшилась на 67 124 тыс. руб. в 2014 г., за счет уменьшения размера основных средств на 60 162 тыс. руб. Снижение стоимости основных средств следует отметить как отрицательно влияющую тенденцию, т.к.

она направлена на снижение производственного потенциала предприятия. По остальным статьям внеоборотных активов также имеет место уменьшение.

Таблица 1

2012 год 2013 год 2014 год Изменение, тыс. руб. Темп прироста,%

Статьи баланса тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, % базисное цепное базисное цепное

I. Внеоборотны активы 23 049 784,00 96,95 23 521 546,00 94,88 23 454 422,00 93,52 404 638,00 -67 124,00 1,76 -0,29

II. Оборотные активы 724 269,00 3,05 1 269 252,00 5,12 1 624 891,00 6,48 900 622,00 355 639,00 124,35 28,02

БАЛАНС 23 774 053,00 100,00 24 790 798,00 100,00 25 079 313,00 100,00 1 305 260,00 288 515,00 5,49 1,16

Снижение внеоборотных активов оказалось на 0,67 % выше оборотных активов, что определяет отрицательную тенденцию и создает неблагоприятные условия для финансовой деятельности анализируемого предприятия за исследуемый период времени.

Состав и структура источников формирования имущества ОАО «ЖДЯ» представлен в таблице 2.

Как свидетельствуют данные таблицы 2, в 2014 г. наблюдается увеличение источников формирования имущества ОАО «ЖДЯ» на 288 515 тыс.руб. по сравнению с 2013 годом. За счет роста вычета нераспределенной прибыли на 3 202 тыс.руб. Рост данной статьи полностью обусловил общее снижение собственного капитала в анализируемом периоде на 2 674 тыс.руб. По разделу «Долгосрочные обязатель-

ства» прослеживается снижение заемных средств на 180 000 тыс. руб., что свидетельствует о том, что у предприятия стабилизировалось финансовое положение и платежеспособность и увеличилась оборачиваемость активов. По разделу «Краткосрочные обязательства» прослеживается рост краткосрочной задолженности на 696 105 тыс. руб. Если кредиторская задолженность увеличивается, то мгновенная платёжеспособность предприятия уменьшается. Имущество предприятия в большей степени сформировано за счет кредиторской задолженности, а именно краткосрочных обязательств. Снижение краткосрочных заемных средств обусловлено снижением займов подлежащих к гашению в течении 12 месяцев [4].

Таблица 2

2012 г. 2013 г. 2014 г. Изменение тыс. руб. Темп прироста, %

Статьи баланса тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, % базисное цепное базисное цепное

III. Капитал и резервы 21 513 541,00 90,49 21 782 104,00 87,86 21 779 430,00 86,84 265 889,00 -2 674,00 1,24 -0,01

Долгосрочные пассивы 767 905,00 3,23 706 904,00 2,85 422 571,00 1,68 -345 334,00 -284 333,00 -44,97 -40,22

>

V. Краткосрочные обязательства 1 492 607,00 6,28 2 301 790,00 9,28 2 877 312,00 11,47 1 384 705,00 575 522,00 92,77 25,00

БАЛАНС 23 774 053,00 100,00 24 790 798,00 100,00 25 079 313,00 100,00 1 305 260,00 288 515,00 5,49 1,16

В целом, после проведения анализа собственного капитала организации следует отметить негативную тенденцию его снижения, как в абсолютных величинах, так и по отношению к доле заемных средств.

В 2012-2014 гг., несмотря на снижение собственного капитала предприятия, отмечено снижение долгосрочных пассивов. К негативной тенденции следует отнести рост полученных авансов и рост кредиторской задолженности задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению.

По итогам 2014 года общая выручка Компании составила 2 447,7 тыс. рублей, что на 17,4 % ниже уровня 2013 года. При этом выполнение плана по доходам составило 105,6 %. Снижение выручки по сравнению с прошлым годом связано с прекращением финансирования и, как следствие, приостановкой строительства пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит -Томмот - Якутск.

Таблица 3

Коэффициенты ликвидности ОАО «ЖДЯ» за 2012-2014 гг.

Показатель Значение показателя Отклонение (+, -) Норма Алгоритм расчет

2012 г 2013 г. 2014 г. 2012-2013 2013-2014

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,01 0,02 0,10 0,01 0,08 > 0,2 Денежные средства

Текущие пассивы

Коэффициент срочной ликвидности 2,26 1,94 0,47 -0,31 -1,48 > 1 Текущие активы -запасы

Текущие пассивы

Коэффициент текущей ликвидности 0,49 0,55 0,56 0,07 0,01 > 1,5 Текущие активы

Текущие пассивы

Коэффициент маневренности собственного капитала -0,07 -0,08 -0,08 -0,01 0,00 >т 0 до 1 Собственные оборотные средства

Собственный капитал

Коэффициент покрытия оборотных активов собственным капиталом 2,12 1,37 1,03 0,75 0,34 > 0,5 Собственные оборотные средства

Оборотные активы

Коэффициент покрытия запасов собственным капиталом 16,33 7,65 5,84 8,67 1,81 > 1 Собственные оборотные средства

Запасы

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 2,12 1,37 1,03

Выручка от основной деятельности по сравнению с 2013 годом сократилась на 5,4 % в связи с непрекращающимся спадом объемов перевозок угля.

Чистая прибыль Компании по итогам 2014 года составила 783 тыс. руб., что на 92,6 % ниже уровня прошлого года.

Выше в таблице 3 приведены коэффициенты ликвидности ОАО «ЖДЯ» за 2012-2014 гг.

Из данных таблицы 3 видно, что за исследуемый период (20122014 гг.) значения коэффициентов ликвидности намного ниже рекомендуемых значений. Также наблюдается, что коэффициент абсолютной ликвидности в 2014 году повысился на 0,09 пункта по сравнению с 2012 годом, что связано с увеличением денежных средств предприятия. Это говорит о том, что предприятие может покрыть больше своих обязательств. Но в целом предприятие не в состоянии расплатиться по срочным обязательствам, так как значения коэффициентов намного уступают пределам нормы. Коэффициент покрытия в 2013 году так же увеличился на 0,75 пункта, так и в 2014 году идет увеличение на 0,34 пункта, что связано с увеличением оборотных активов, которые могут покрыть краткосрочные обязательства. Значение показателей срочной ликвидности в 2012 и 2013 годах соответствуют норме, но в 2014 году показатель упал на 1,48 пункта по сравнению с предыдущим годом, что говорит о необходимости систематической работы с дебиторами для обеспечения быстрого погашения дебиторской задолженности. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже нормы, что говорит о трудностях предприятия в погашении своих текущих обязательств.

По типу финансовой устойчивости ОАО «ЖДЯ» относится к нормальному типу. Таким образом, в результате проведенного расчета финансовой устойчивости и проведения оценки возможности банкротства можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия устойчивое.

Коэффициент оборачиваемости активов составил 0,1 что на 16,7 % ниже данного показателя за 2013 год. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов составил 1,69 или -43,1 % к уровню 2013 года. Аналогично более чем на 10 % сократился коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и составил 2,82. Снижение показателей оборачиваемости связано в первую очередь со снижением выручки от реализации товаров, работ, услуг с 2961,4 млн. рублей до 2447,7 млн. рублей или на 17,35 % и увеличением стоимости активов Компании, в т.ч. оборотных.

Снижение выручки также повлияло на оборачиваемость дебиторской задолженности - рост показателя с 88 дней до 129 дней [5].

Таким образом, проведенный анализ показал, что за анализируемый период активы и обязательства предприятия выросли. Изменение структуры активов предприятия в сторону увеличения части внеоборотных средств указывает, с одной стороны, на рост производственного потенциала предприятия, а с другой, на то, что за отчетные период на предприятии сформировалась менее мобильная структура активов, что снижает скорость оборачиваемости совокупного капитала предприятия. Для увеличения оборачиваемости активов предприятия в плановом периоде необходимо предусмотреть меры по увеличению части оборотных активов в структуре активов предприятия. За отчетный период значительно увеличился объем активов баланса, преимущественно за счет денежных средств. Рост кредиторской задолженности является одним из факторов, негативно влияющих на финансовое положение предприятия. Для того чтобы предупредить негативные последствия, связанные с кредиторской задолженностью, ею нужно уметь эффективно управлять. Для этого предприятию первостепенно необходимо определить достоверность данных по кредиторской задолженности, правильность ведения учета долга и его погашения. После этого можно начинать рассчитывать оптимальную структуру долгов для конкретного предприятия и в

конкретной ситуации, проводить анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. Оценка типов финансовой устойчивости показала, что компания является нормально устойчивым как на начало, так и на конец отчетного периода, не зависит от внешних кредиторов, его запасы и затраты почти полностью обеспечены собственными источниками средств.

Список использованных источников

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для студ. М.: ИНФРА-М, 2010. 535 с.

2. Финансовый анализ: понятие и основные методы / Л.Ф. Бердникова, С.П. Альдебенева // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 330-338.

3. Игнатьева Е.В. Методика анализа финансового состояния предприятия // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 272-275.

4. Официальный сайт ОАО «Железные дороги Якутии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rw-y.ru (дата обращения 8.10.2015).

5. «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО «Железные дороги Якутии» за 2012-2014 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.