УДК 336.025
В.В. ХУБУЛОВА кандидат экономических наук, декан гуманитарного факультета филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске
А.А. ЛАСКОВЫЙ кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации здравоохранения и фармации Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала Волгоградского государственного медицинского университета
М.А. ХАЧАТРЯН магистр 3 курса филиала Северо-Кавказского государственного университета в г. Пятигорске*
Финансовые технологии: глобальные вызовы
В современных рамках цифровой трансформации основным трендом развития финансового сектора является развитие финансовых технологий, или так называемых финтехов. В данной статье рассмотрены основные элементы экосистемы финтеха, а также обособлены их подсистемы. Как следствие, рассмотрена практическая сторона формирования и реализации механизма финтеха на мировом финансовом рынке.
Ключевые слова: финтех, финансовая система, цифровиза-ция, финансовый сектор, стартапы, глобальный рынок, глобализация.
Hubulova V.V., Laskovyi A.A., Hachatrian M.A. Financial technologies: global challen ges. In the modern framework of digital transformation, there is a tendency for the development of the financial sector, or the so-called financial technologies. This article discusses the main elements of the fintech ecosystem, as well as their subsystems are isolated. As a result, the considered practical side of the formation and implementation of the fintech mechanism in the global financial market.
Key words: financial system, financial system, digitalization, financial sector, startups, global market, globalization.
* Хубулова Вероника Васильевна, Ласковый Александр Анатольевич, Хачатрян Мариам Ашотовна, e-mail: [email protected]
В современных рамках модернизации финансового сектора в качестве основного тренда выделяются финансовые технологии или так называемый «финтех». Стартарпы, которые имеют свойства конкурировать с традиционными финансовыми услугами, представленные в виде клиентоориенти-рованных услуг обладают скорость и гибкостью для глобального масштабирования в рамках цифровизации финансового сектора. Как следствие радикально меняются ожидания и вовлеченность клиентов в финансовый процесс, т.е. клиентам все больше нравится цифровая перспектива, характеризующаяся почти полной оперативностью и доступностью информации, поддерживаемой технологическими устройствами, такими как смартфоны и планшеты, и решениями, такими как, блокчейн, Интернет вещей (1оТ), биг дата и т.д.
Обособляя термин «финтех» в контексте финансовой системы, следует отметить, что оно является относительно новым и происходит от сочетания двух взаимодополняющих областей: финансовые услуги и решения, основанные на передовых технологиях. Как следствие в экономической научной базе отсутствует устойчивое определение данного явления. Одна, не смотря на данное обстоятельство, в Оксфордском словаре финтех обособляется, как «компьютерные программы и другие технологии, используемые для поддержки или включения банковских и финансовых услуг».
В частности, финтех можно определить, как инициативы с инновационной бизнес-моделью, которые используют ИКТ в сфере финансовых услуг. В узком смысле, данное явление можно рассматривать в качестве отрасли, состоящей из организаций, использующих новые финансовые технологии для поддержки или предоставления финансовых услуг.
Появление данного явления датируется первой половиной девятнадцатого века, с введением телеграфа (1838) и позже с успешным строительством первого трансатлантического кабеля в 1866 г. Вместе эти два технологических новшества заложили основу финансовой глобализации конца 1800-х гг. В наше время, в эпоху Интернета вещей, трудно думать о несвязанном мире, где информационные потоки с большими трудностями распространяются по регионам и континентам. До того, как трансатлантический кабель был успешно завершен, связь между Европой и Америкой осуществлялась только на кораблях. Помимо продолжи-
тельности поездок существовал значительный риск задержек из-за возможных штормов и кораблекрушений.
Следует выделить четыре основных периода эволюции финтеха:
Финтех 1.0. Примерно с 1866 г. по 1967 г. индустрия финансовых услуг, хотя и тесно связанная с технологиями, оставалась в значительной степени аналогичной отраслью, по крайней мере, в ее публичном имидже.
Финтех 2.0. С 1967 г. развитие цифровых технологий для связи и обработки транзакций все больше превращает финансы из аналога в цифровую индустрию. Не позднее 1987 г. финансовые услуги, по крайней мере в развитых странах, стали не только высоко глобализированными, но и оцифрованными. В течение этого периода традиционная отрасль регулируемых финансовых услуг доминировала в инициативах финансовых технологий, где технологии использовались для предоставления финансовых продуктов и услуг.
Финтех 03. С 2008 г. начался новый этап. Новые старта-пы и признанные технологические компании начали поставлять финансовые продукты и услуги напрямую предприятиям и потребителям.
Финтех 4.0. В настоящее время Индустрия 4.0 - это видение расширенной связи между физическими и виртуальными промышленными машинами. Такая цифровизация производства дает много преимуществ, позволяя собирать, интегрировать и анализировать данные в масштабах, невиданных ранее. На этом этапе финтех-компании и финтех-ини-циативы в традиционных финансовых институтах более тесно связаны, так как происходит два основополагающих процесса:
- с технической точки зрения систематизация технологических решений;
- с отраслевой точки зрения, интеграция финансовых инициатив в сложившуюся финансовую систему.
В сценарии Финтех 4.0 также могут быть угрозы. По мере того, как стартапы растут в количестве и сложности, они будут устанавливать все больше связей с традиционными провайдерами. Интерфейсы между системами являются распространенным источником кибер-уязвимостей. Чтобы избежать этого, интерфейсы между цифровыми финансовыми системами должны подвергаться особенно строгому контролю, включая тестирование на проникновение, во время про-
цесса разработки продукта, в том числе людьми, которые могут взглянуть на агрегированную систему.
Важно не рассматривать финтех-инициативы как экосистему, представленную только в виде стартапов. Этот термин часто ассоциируется со стартапами, главным образом потому, что использование современных цифровых решений в финансовых услугах является относительно современной тенденцией. Даже зрелые и развивающиеся компании начали трансформировать свой бизнес с помощью передовых финансовых технологий, например, используя онлайн или мобильные сервисы.
В настоящее время этот термин изменил свою сферу. Он больше не определяет конкретную инициативу или организацию. Это масштабная система, в которую также входят стартапы, предоставляющие ценностные предложения, основанные на технологиях, способные включать, улучшать и даже, в некоторых случаях, нарушать финансовые услуги. Итак, терминология финтех включает в себя:
- стартапы;
- передовые финансовые технологии;
- коллаборацию в финансовом секторе.
Наиболее распространенные финтех-экосистемы с точки зрения мировой перспективы делятся на пять составных частей, к которым относятся:
1. Спрос: потребительский спрос среди потребителей, корпораций и финансовых учреждений;
2. Талант: наличие технологических, финансовых услуг и предпринимательских талантов;
3. Капитал: доступность финансовых ресурсов для стартапов и внутренних инициатив;
4. Политика: государственная политика в отношении нормативных актов, налогов и инновационных инициатив;
5. Решения: внедрение новых технологий, продуктов, услуг и процессов.
Важно понимать состав экосистемы финтеха, начиная с подсистем, связанных с заинтересованными сторонами и взаимосвязанных с ними, участники финансового процесса (см. рис.1).
Рис. 1. Экосистема финтеха1
Элемент спроса является результатом синергии, созданной между клиентами, финансовыми учреждениями, корпорациями и правительствами.
Элемент таланта зависит от университетов и других учебных заведений, технологических и финансовых учреждений, а также от предпринимателей, ведущих свой бизнес в секторах с высоким уровнем корреляции с финансовыми технологиями.
Элемент решений зависит от технологических компаний, академических кругов и, возможно, от краудсорсинга.
Элемент капитала зависит от трех основных категорий инвесторов:
а. инвесторы-ангелы или бизнес-ангелы, которые обычно инвестируют на ранней стадии / стадии запуска жизненного цикла предприятия в обмен на долю участия в капитале;
б. венчурные инвесторы, которые финансируют/капитализируют рост, предоставляя капитал и общую поддержку растущим компаниям, которые не имеют доступа к рынку акций;
в. первичное публичное размещение акций инвесторы, которые в основном предоставляют капитал частным компаниям, впервые публично продающим свои акции.
1 Составлено по материалам исследования
Элемент политики относится не только к конкретной политической среде, но и к эффективности налоговых льгот и государственных программ: обычные заинтересованные стороны, принадлежащие к этой области, являются регуляторами и правительствами.
В центре экосистемы находятся финтех-компании, которые могут извлекать выгоду из системы или нет в зависимости не только от конкретной структуры, компетенций и возможностей компании получать прибыль от окружающей среды, но и от эффективности каналов, связывающих различные компоненты всей экосистемы.
Финтех - это отрасль, которая вышла за рамки своих ранних стадий, чтобы значительно продвинуть циферблат на ожиданиях клиентов. Объекты финтеха выглядят не как стар-тапы, а как профессионально управляемые компании с широкими операционными возможностями, полным набором продуктов и глобальным охватом. Многие из этих компаний прошли через несколько раундов сбора средств, увеличили свой штат, создали корпоративные отделы, такие как отдел кадров, бухгалтерии и юриспруденции, и вышли за пределы своих внутренних рынков.
Очевидно, что финтех распространяется по всему миру, войдя в мейнстрим на всех изученных рынках. Развивающиеся рынки лидируют: как в Китае, так и в Индии уровень усыновления составляет 87%. Близко позади находятся Россия и Южная Африка, оба с 82% усыновления. Среди развитых стран лидируют Нидерланды, Великобритания и Ирландия, что отчасти отражает развитие открытых банковских операций в Европе (рис. 2).
Показательно, что уровня реализации финансовых технологий для шести рынков - Австралии, Канады, Гонконга, Сингапура, Великобритании и США - вырос с 16% в 2015 г. до 31% в 2017 г. и до 60% в 2019 г. В течение пяти лет эти шесть рынков стали мировыми лидерами в развитии и глобализации отрасли. За последние 18 месяцев более половины крупнейших финтех-фондов на этих шести рынках использовались часть или все привлеченные средства для международной экспансии.
Фактический глобальный уровень распространения составил 64% в 2019 г., превышая на 12 пунктов будущий уровень спрогнозированных в 2017 г. результатов - 52%.
87% Китай 8744 Индия 82% Россия
--- ■ 82% Южная Африка
--76% Колумбия
---—^^1 75% Перу
73% Нидерланды 72% Мексика т 71% Ирландия 1 71%Ве.ликобрнлаиия
67% Аргентина 67% Гонконг* 67% Сингапур 67% Южная Корея 66% Чили 64%БралН1ИЯ 64% Германия 64° о Швецияб 64° о Швейцария 58% Австралия 56% Испания 51%Итачня 50% Канада 46% США ~""" 42% Бельгия И Люксембург 35% Франция 34% Япония
Рис. 2. Уровень востребованности финансовых технологий на мировым рынке в % соотношении1
Рынки с резким ростом реализации финансовых технологий с 2017 г. по 2019 г., такие как Ирландия, Нидерланды и Сингапур, отражают доступность финтех-услуг, предлагаемых банками, страховщиками, биржевыми брокерами и другими действующими финансовыми учреждениями.
Наиболее распространенными финтех-услугам оказались денежные переводы и платежи, бюджетирование и финансовое планирование, сбережения и инвестиции, заимствования и страхование. Респонденты указали, знают ли они об этих услугах и пользуются ли ими.
Согласно исследованиям, отраженным в Глобальном индексе внедрения Финтеха 2019, осведомленность потребителей о финтех-услугах высока во всех категориях, но особенно в сфере денежных переводов и платежей. Как в Индии, так и в России 99,5% потребителей знают, что существуют Финтех-услуги, доступные для перевода денег и осуществления платежей. Повышенная осведомленность в Индии частично связана с планом правительства, объявленным в 2017 г., чтобы уменьшить количество бумажной валюты в обращении. В России уровень осведомленности может быть связан с иностранными санкциями, введенными в отношении крупных банков, что повысило профиль альтернативных поставщиков услуг, таких как денежные переводы и обмен валюты.
1 Составлено по материалам исследования.
Потребители продемонстрировали удивительно высокий уровень осведомленности о «изобретенных» услугах. Во всем мире 89% потребителей знают о существовании платежных платформ для мобильных телефонов в магазинах, а 82% знают о системах взаимных платежей и небанковских денежных переводах - все услуги, предоставляемые Фин-техом. Широкая интеграция платежных предложений с онлайн- и офлайн-розничной торговлей означает, что потребители получают различные варианты при оформлении заказа, что еще больше повышает осведомленность.
Наиболее часто используемая категория - это денежные переводы и платежи, при этом 75% потребителей используют хотя бы одну услугу в этой категории. В Китае, где приложения для денежных переводов и платежей широко распространены, уровень принятия составляет 95%. Наиболее часто используемые услуги в этой категории — это одноранговые платежи, небанковские денежные переводы и мобильные платежи в магазине. Ключом к их популярности является простота настройки учетной записи, которая, как показало наше исследование 2017 года, является главной причиной, по которой потребители использовали Финтех. Однако это не относится к другим услугам - некоторые рынки ограничивают или регулируют такие услуги, как инвестирование в краудфандинговые платформы и кредитование на одноранговых платформах, что замедляет их внедрение в этих областях.
Страхование также продолжает активно использоваться, причем почти половина потребителей по всему миру используют сайт сравнения премиум-класса, загружают информацию в связанное со страховкой интеллектуальное устройство или покупают такие продукты, как одноранговое страхование. Здесь нефинансовые сервисные организации часто облегчают внедрение потребительского Финтех, например, оснащение автомобилей «черными ящиками» для предоставления данных для телематической страховки или предоставления приложений на мобильные телефоны, которые потребители могут использовать для подсчета шагов и получения скидок на медицинское страхование.
Высокие показатели использования Финтеха для некоторых услуг не обязательно указывают на насыщенность рынков в целом. Часть возможностей заключается в том, чтобы охватить демографические группы, где показатели
усыновления по этим категориям все еще относительно низки, включая женщин, потребителей в сельских районах и потребителей без университетских степеней. Например, использование сберегательных и инвестиционных услуг составляет 27% для женщин и 40% для мужчин.
В целом, индустрия Финтеха будет оставаться динамичной и инновационной даже в таких категориях, как денежные переводы и платежи. Рост будет обусловлен как увеличением проникновения на рынок существующих услуг, так и глобальным распространением менее зрелых предложений, доступных в настоящее время только на нескольких рынках. Новые предложения появятся в будущем на большем количестве рынков, либо благодаря международному масштабированию и расширению, либо через «гармонизацию», посредством которой аналогичные услуги предоставляются в каждом регионе местными участниками финансового процесса, а также новые технологии, такие как искусственный интеллект и блокчейн, будут продолжать стимулировать создание совершенно новых сервисов.