УДК 336
Ворошило Виктория Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры экономики агропромышленного комплекса,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Бондарь Александр Петрович,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры экономики агропромышленного комплекса, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Voroshilo Viktoria Viktorovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Economics Agriculture,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Bondar Aleksandr Petrovich,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Economics Agriculture, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В США:
ОПЫТ, АНАЛИЗ
FINANCIAL INVESTIGATIONS OF TAX CRIMES IN THE USA: EXPERIENCE, ANALYSIS
Финансовые расследования являются основой для выявления, раскрытия, привлечения к ответственности за налоговые преступления. В статье исследована система органов США, которая проводит финансовые расследования и преследует лиц, занимающихся финансовыми махинациями и уклонением от уплаты налогов. Как было выявлено в результате анализа научной литературы и официальных сайтов государственных органов США, расследованиями налоговых преступлений занимается ряд отдельных отделов, входящих в состав единого органа — Министерства финансов США. В тоже время функции данных отделов различны, что способствует разделению финансовых расследований налоговых преступлений по разным видам. Кроме того, в статье проанализирован механизм межведомственного взаимодействия с Министерством финансов и Министерством юстиции в возбуждении уголовных дел, механизм проведения финансовых расследований.
Проведен анализ финансовых расследований в разрезе отдельных видов налоговых правонарушений, который показал, что объем возбужденных уголовных дел по отдельным видам налоговых преступлений не соответствует объему обвинительных заключений. Однако, несмотря на это наблюдается тенденция в росте срока тюремного заключения, что характеризует более жесткий подход к вынесению решений по налоговым преступлениям.
Исследования показали, что среди всех финансовых преступлений в США большую часть занимают налоговые преступления, что свидетельствует о том, что предприятия и граждане данной страны стараются уклониться от налогообложения путем различных махинаций, схем ухода от налогообложения, составления недостоверных деклараций, использования неправомерных льгот. Кроме данных видов преступлений сфере налогообложения часто используется незаконные действия по возмещению налога из бюджета, что наносит непоправимый вред государству.
Ключевые слова: финансовые расследования, налоговые преступления, налоги, уклонение от уплаты налогов, борьба с налоговыми преступлениями, налоговое законодательство.
Financial investigations are the basis for identifying, disclosing, and prosecuting tax crimes. The article examines the system of US authorities that conduct financial investigations and prosecute persons engaged in financial fraud and tax evasion. As revealed by the analysis of scientific literature and official websites of US government agencies, tax crimes are investigated by a number of separate departments that are part of a single body — the us Ministry of Finance. At the same time, the functions of these departments are different, which contributes to the division of financial investigations of tax crimes into different types. In addition, the article analyzes the mechanism of interdepartmental interaction with the Ministry of Finance and the Ministry of justice in initiating criminal cases, and the mechanism for conducting financial investigations.
19
The analysis of financial investigations in the context of certain types of tax law violations was carried out, which showed that the volume of criminal cases initiated for certain types of tax crimes does not correspond to the volume of indictments. However, despite this, there is a tendency to increase the prison term, which characterizes a more stringent approach to making decisions on tax crimes.
Studies have shown that among all financial crimes in the United States, most of them are tax crimes, which indicates that businesses and citizens of this country are trying to evade taxation through various fraud schemes, tax evasion schemes, making false declarations, and using illegal benefits. In addition to these types of tax crimes, illegal actions to recover tax from the budget are often used, which causes irreparable harm to the state.
Keywords: financial investigations, tax crimes, taxes, tax evasion, fight against tax crimes, tax legislation.
ВВЕДЕНИЕ
Налоговые преступления являются правонарушениями, преследуемыми уголовным кодексом в каждой стране. Кроме того, данный вид правонарушения может быть объектом исследования со стороны финансового мониторинга, и рассматриваться как предикатное преступление. Однако, механизм расследований, органы, которые осуществляют расследования и ответственность за них в каждой стране разрабатывается и совершенствуется самостоятельно. Одним из интересных опытов борьбы с налоговыми преступлениями является опыт США.
В научной литературе тема финансовых расследований налоговых преступлений в США рассматривается с позиции разных точек зрения. Так, Гришко Л.В. рассматривает в своем исследовании виды налоговых преступлений в США, а также финансовые санкции за данные правонарушения, в том числе в сравнении с российским законодательством [1].
Лебедев И.А., Ефимов С.В. в рамках изучения российской практики и зарубежного опыта финансовых расследований также затрагивают данную тему и рассматривают ее и с точки зрения налоговых преступлений как состава преступления при отмывании доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма [2].
Цирит О.А., Солдатова Л.Н. исследовали в своей работе практику несения ответственности за совершение налоговых преступлений в США юридическими лицами в сравнении с существующей российской практикой [5].
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Опыт США интересен не только механизмом проведения финансовых расследований, но и открытостью статистических данных для проведения исследования и прослеживания тенденций по борьбе с налоговыми преступлениями. Цель исследования — проанализировать и изучить опыт финансовых расследований налоговых преступлений в США. В процессе анализа использовались экономико-статистические методы для количественной характеристики финансовых расследований. РЕЗУЛЬТАТЫ
В США налоговыми преступлениями занимается отдельный орган государственной власти — Отдел по расследованию уголовных преступлений Налогового управления США (IRS Criminal Investigation Division). Данный отдел тесно сотрудничает с Министерством юстиции США с целью пресечения махинаций и уголовного преследования злоумышленников. Кроме того, в целях предотвращения отмывания преступных доходов, где налоговые преступления являются предикатными также налоговыми преступлениями занимаются Управление по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN — Financial Crimes Enforcement Network). Стоит отметить, что оба отдела входят в состав Министерства финансов США, в тоже время цели и задачи у них различны [3, 4].
Анализ механизма финансовых расследований по налоговым преступлениям в США представлен на рисунке 1.
Отдел уголовных расследований Службы внутренних доходов проводит уголовные расследования в связи с предполагаемыми нарушениями Кодекса внутренних доходов, закона о банковской тайне и
PUc. 1. Механизм финансовых расследований по налоговым преступлениям в США (Составлено авторами)
20
различных законов об отмывании денег. Результаты этих расследований передаются в Министерство юстиции для рекомендованного судебного преследования.
Основной целью уголовного расследования является разработка и расследование налоговых преступлений, как легальных, так и незаконных источников. Судебное преследование по этим делам поддерживает общие цели соблюдения IRS и усиливает добровольное соблюдение налогового законодательства. «CI проводит некоторые из этих расследований с нашими федеральными, государственными и местными партнерами по правоохранительной деятельности; а также координирует работу с иностранными налоговыми и правоохранительными органами» [3].
Программа противозаконных источников финансовых преступлений охватывает налоги и связанные с налогами отмывание денег и валютные нарушения. Эти расследования сосредоточены на лицах, получающих доход из незаконных источников, таких как деньги, полученные путем растраты, взяточничества и мошенничества. Физические лица могут быть законными владельцами бизнеса, но получать свои доходы незаконным путем.
Одним из налоговых преступлений является применение неправомерных налоговых схем. Злоупотребление налоговой схемой первоначально приняла структуру мошеннических внутренних и иностранных трастовых соглашений. Однако эти схемы превратились в сложные механизмы, создающие видимость того, что налогоплательщики не контролируют свои деньги. Однако налогоплательщики получают свои средства через дебетовые кредитные карты или фиктивные кредиты. Эти схемы часто включают оффшорные банковские операции и иногда создают мошеннические корпорации или организации.
Анализ финансовых расследований в США по использованию неправомерных налоговых схем представлен в таблице 1.
Таблица 1. Анализ финансовых расследований по неправомерным налоговым схемам в США за 2015-2018 гг. *
Абсолютное от- Относительное отклоне-
клонение ние, %
Показатели 2015 2016 2017 2018 о (N о (N о (N о (N ю о (N о (N
ОС ОС
(N (N (N (N (N (N
Возбуждено расследований 68 56 77 80 -12 21 3 82,35 137,50 103,90
Предъяв ление обв и-нения 58 35 38 34 -23 3 -4 60,34 108,57 89,47
Обвинительные заключения 51 35 44 37 -16 9 -7 68,63 125,71 84,09
Приговор 77 47 48 36 -30 1 -12 61,04 102,13 75,00
Количество заключенных, % 68 77 69 72 9 -8 3 113,24 89,61 104,35
Средние сроки наказания, в месяц 21 25 24 28 4 -1 4 119,05 96,00 116,67
* Составлено на основе [3]
Анализ последних четырех лет по финансовым расследованиям налоговых преступлений говорит о том, что только в 2016 году было уменьшение возбуждаемых дел и последующих действий по финансовым расследованиям. В иной период времени наблюдается положительная динамика в количестве возбуждаемых расследований по налогам. Так, в 2017 году темп прироста составил 37 % по сравнению с 2016 годом, в 2018 году только 3 %.
Поскольку финансовые расследования занимают по длительности определенное количество времени, то в статистических данных присутствуют дела, участвующие не в одном отчетном периоде. В период с 2015 года существует тенденция в уменьшении предъявленных обвинений и в последующие периоды примерно находится на одном уровне. Однако, если рассматривать с точки зрения отношения предъявленных обвинений к возбужденным расследованиям, то здесь наблюдается отрицательная тенденция: в 2015 году доля предъявленных обвинений составляла 85 % от начатых расследований, то к 2018 году данный показатель снизился и составил только 42 %. Возможно это связано со слабой доказательной базой для принятия решения к обвинению.
21
Динамика обвинительных заключений также неоднозначна и зависит от периода, когда рассматривалось налоговое преступление, какая законодательная база была собрана. Наибольшее количество обвинительных заключений было принято в 2015 и в 2017 годах.
Количество вынесенных приговоров ежегодно за анализируемый период уменьшается. С 2015 года сокращение данного показателя произошло на 46 %.
Только длительность наказания за анализируемый период выросла на 7 месяцев с 2015 года по 2018 год.
Налог на самозанятость — это налог, состоящий из налогов на социальное обеспечение и медицинское обслуживание, прежде всего, для физических лиц, которые работают на себя. Он аналогичен налогам на социальное обеспечение и медицинскую помощь, удерживаемым с заработной платы большинства наемных работников. Поскольку многие граждане скрывают свои доходы от государства, последние в свою очередь проводят расследования и возбуждают уголовные дела по уклонению от налогообложения. Анализ данных расследований представлен в таблице 2.
Таблица2. Анализ финансовых расследований по налогу на занятость в США за 2015-2018 гг. *
Показатели 2015 2016 2017 2018 Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
2016 /2015 2017/ 2016 2018/ 2017 2016 / 2015 2017/ 2016 2018/ 2017
Возбуждено расследований 102 137 162 207 35 25 45 134,3 118,2 127,7
Предъявление обвинения 80 77 59 81 -3 -18 22 96,2 76,6 137,2
Обвинител ьные заключения 87 71 60 64 -16 -11 4 81,6 84,5 106,6
Приговор 62 87 77 48 25 -10 -29 140,3 88,5 62,3
Количество заключенных, % 77 70 78 77 -7 8 -1 90,9 111,4 98,7
Средние сроки наказания, в месяц 24 14 21 41 -10 7 20 58,3 150 195,2
* Составлено на основе [3, 6]
Данные таблицы 2 указывают, что данная проблема широко распространена и наблюдается отрицательная тенденция в увеличении начатых расследований по уклонению от уплаты налога на занятость, что свидетельствует о возрастании теневой деятельности граждан США.
В тоже время, уровень предъявляемых обвинений по начатым расследованиям достаточно низок, что возможно связан с недостаточно собранной доказательной базой. Так в 2015 году доля предъявленных обвинений в общем количестве начатых расследований составила 78 %, к 2017 году данный показатель снизился до 39 %.
Обвинительные заключения с 2015 года по 2017 год стремительно уменьшались в количественном выражении и только в 2018 году их динамика выросла на 6 %.
Количество вынесенных приговоров имеет неоднозначную тенденцию: наибольшее количество вынесенных приговоров в 2016 и 2017 году
Средний срок наказания за анализируемый период вырос и в 2018 году составил 3 года и 5 месяцев.
Уклонение от уплаты налогов и сборов является налоговым преступлением в любой стране. Анализ финансовых расследований по уклонению от уплаты налога представлен в таблице 3.
Анализ расследований показал, что уклонение от налогообложения является серьезным преступлением, но в тоже время данные преступления совершаются довольно часто, прирост расследований в 2016 году составил 34 %.
Рекомендации к обвинениям оказал негативную тенденцию — уменьшение, что возможно связано с недостаточностью улик для продолжения начатого расследования. И в отношении начатых расследований данный показатель также имеет тенденцию к спаду — на 20 % в 2016 году по отношению к 2014.
Обвинительные заключения достаточно высоки, в тоже время нельзя рассматривать по отношению к проявленным обвинениям, поскольку по периоду рассматривания — дела затягиваются не на один отчетный период, что существенно сказывается на анализе финансовых расследований.
22
Таблица 3. Анализ финансовых расследований по уклонению от уплаты налогов *
Показатели 2014 2015 2016 Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
2015 /2014 2016/ 2015 2015 /2014 2016/ 2015
Начато расследований 120 102 137 -18 35 85,00 134,31
Рекомендации к обвинению 92 80 77 -12 -3 86,96 96,25
Обвинительные заключения / Информация 78 87 71 9 -16 111,54 81,61
Приговоренные 88 62 87 -26 25 70,45 140,32
Уровень тюремного заключения, % 73,9 77,4 70,1 3,5 -7,3 104,74 90,57
* Составлено на основе [3]
Общие расследования налоговых махинаций являются основой правоприменительной программы и оказывают непосредственное влияние на соблюдение налогоплательщиками внутреннего Налогового кодекса.
Соблюдение налогового законодательства в Соединенных Штатах в значительной степени зависит от самооценки налогоплательщиком суммы налога, добровольной подачи налоговых деклараций и перечисления необходимого налога, это часто называется "добровольное соблюдение.» Специальные агенты по уголовным расследованиям используют свою финансовую экспертизу для выявления и количественной оценки многих различных схем, в том числе намеренно заниженной налоговой базы в отчетности или упущенного дохода («skimming"), содержащих 2 комплекта книги или создание ложных записей в книгах и записях, истребование личных расходов в качестве расходов бизнеса, утверждение ложных вычетов или кредитов против налогов, или сокрытие или передача активов, чтобы избежать оплаты.
Также это приводит к потере жизненно важных средств, необходимых для поддержки государственных программ. Мошенническая программа возврата состоит из трех частей — расследования кражи личных данных, сомнительная программа возврата (QRP) и оскорбительная программа подготовки возврата (RPP).
QRP выявляет мошеннические претензии по возврату налогов. Как правило, эти схемы предполагают подачу физическими лицами нескольких ложных налоговых деклараций, подкрепленных ложной информацией или использование идентификаторов других физических лиц сознательно или неосознанно.
Расследования RPP включают организованную подготовку и подачу ложных налоговых деклараций коррупционными составителями деклараций, которые часто завышают личные или деловые расходы, применяют ложные вычеты, чрезмерные освобождения и/или неправомерные налоговые кредиты. Клиенты составителей могут знать или не знать о ложности результатов.
Анализ финансовых расследований по общим налоговым махинациям представлен в таблице 4.
Таблица 4. Анализ финансовых расследований по общим налоговым махинациям *
Показатели 2014 2015 2016 Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
2015 /2014 2016/ 2015 2015 /2014 2016/ 2015
Начато расследований 1358 1202 1177 -156 -25 88,51 97,92
Рекомендации к обвинению 923 863 863 -60 0 93,50 100,00
Обвинительные заключения / Информация 873 850 794 -23 -56 97,37 93,41
Приговоренные 1022 895 771 -127 -124 87,57 86,15
Уровень тюремного заключения, % 75,4 78,4 76 3 -2,4 103,98 96,94
Средние сроки наказания, в мес. 33 30 34 -3 4 90,91 113,33
* Составлено на основе [3]
23
Согласно данным анализа таблицы 4 видно положительную тенденцию к уменьшению количественных показателей в начатых расследованиях, в обвинениях, в обвинительных заключениях и вынесенных приговорах, что существенно влияет на сокращение данных действий со стороны налогоплательщиков.
Рекомендации к обвинению по налоговым махинациям в общем количестве начатых расследований составляет 70 %.
За анализируемый период выросла незначительно длительность наказания — до 2 года 10 месяцев.
Если анализировать все последовательные действия обвинительных органов по отношению к процессу финансовых расследовании за последние 10 лет в США (рис. 2), то можно сделать вывод, что основной пик расследований, рекомендаций к обвинению и обвинительные приговоры приходятся на 2013 год. В 2016 году видно тенденцию к существенному сокращению расследований и процессов по ним, к тому же существенно сократился разрыв между рекомендациями к обвинению, обвинительным заключениям и вынесенным приговорам. Это свидетельствует о совершенствовании методики ведения финансовых расследований в сфере налогообложения.
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Рис. 2. Финансовые расследования по налоговым преступлениям в США за 10 лет (Составлено на основе данных [7])
Наибольшее количество приговоренных лиц наблюдается в 2014 году, до этого года была положительная тенденция в вынесении приговоров по налоговым преступлениям, а после данного периода, количество вынесенных приговоров снизилось до уровня 2014 года.
Налоговые преступления являются одним из видов финансовых преступлений в США. В данной стране налоговым преступлениям уделяют особое внимание, так как они являются достаточно серьезными преступлениями наряду с банковским мошенничеством, подделкой документов и т.д.
Какую долю занимают расследования налоговых преступлений в общем объеме финансовых расследований на протяжении 10 лет представлено на рисунке 3.
На рисунке 3 представлена динамика доли налоговых преступлений в общем объеме, которая свидетельствует о неоднозначной динамике за анализируемый период. Однако, стоит отметить, что доля начатых расследований по налоговым преступлениям в общей доле финансовых расследований составляет более 57 %. Это означает, что каждое второе финансовое преступление является налоговым. Законодательство США относит налоговые преступления к наиболее опасным деяниям в сфере экономической деятельности.
Рекомендации к обвинениям по налоговым преступлениям в разные периоды времени составляет от 47 % до 55 %. Если проанализировать разницу между начатыми расследованиями и рекомендациями к обвинениям, то она составляет примерно 5 %, это та несобранная доказательная база, которая помешала принять решения по обвинению.
3500 л
Начато налоговых расследований
1016
700
24
70
с4-
50 -
40 "
30
20
10 -
■г-
0*9
^ со
S?
П.
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
0
□Доля начатых налоговых расследований в общем количестве финансовых, %
□Доля рекомендации к обвинениям по налоговым преступлениям в общем количестве обвинений по финансовым преступлениям^ ПДоля обвинительных заключений по налоговым преступлениям в общем количестве заклчений по финансовым преступлениям, % □Доля приговоренных по налоговым преступлениям в общем количестве пр иговеренных
Рис 3. Анализ доли расследований по налоговым преступлениям в общем количестве финансовых расследований в США за 10 лет (Составлено на основе данных [7])
Между рекомендациями к обвинению и обвинительными заключениями на протяжении анализированного периода времени наблюдается тенденция в разнице примерно 2 %.
Доля приговоренных лиц по налоговым преступлениям в общем количестве по финансовым преступлениям составляет в разные периоды с 2016 по 2017 год от 48 % до 55 %. ВЫВОДЫ
В США налоговые преступления относятся к видам тяжких преступлений, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством в виде лишения свободы. Было выявлено в процессе исследования, что налоговыми правонарушениями занимаются разные виды отделов Министерства финансов США, осуществляющие финансовые расследования рамках елей и задач отдела. По результатам количественного анализа результатов финансовых расследований в США были прослежены следующие тенденции в возбуждении и ведении уголовных дел в отношении налогоплательщиков: 1) доля налоговых расследований в общем объеме финансовых расследований составляет более 50 % и к концу 2016 году снижается; 2) по видам налоговых правонарушений тенденция начатых расследований и срок приговора неоднозначна, что связано с различными факторами, в том числе от степени нанесения ущерба государству; 3) из вынесенных приговоров по решению суда в отношении налоговых правонарушений более 70 % из них в пользу тюремного заключения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гришко, Л.В. Налоговые преступления и апробация в США / Л.В. Гришко // Человек: преступление и наказание. — 2012. — № 3 (78). — С. 161-164.
2. Лебедев, И.А. Финансовые расследования: российская практика и зарубежный опыт / И.А. Лебедев, С.В. Ефимов [Электронный ресурс] // Аудиторские ведомости, 2008 — № 10. — Режим доступа: www.lawmix.ru/bux/40915 (дата обращения: 14.11.2019).
3. Налоговое управление США (IRS). Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.irs.gov/ru/ about-irs/the-agency-its-mission-and-statutory-authority (дата обращения: 14.11.2019).
4. Отдел по борьбе с финансовыми преступлениями США. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fincen.gov/ (дата обращения: 14.11.2019).
5. Цирит, О.А. Ответственность юридических лиц за налоговые преступления по законодательству России и США / О.А. Цирит, Л.Н Солдатова [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2012 — вып. 3 — С. 153-158. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/v/otvetstvennost-yuridicheskih-lits-za-nalogovye-prestupleniya-po-zakonodatelstvu-rossii-i-ssha (дата обращения: 14.11.2019).
25
6. Effective Inter-Agency Co-Operation in Fighting Tax Crimes and Other Financial Crimes [Electronic Resource]. — Third Edition — Paris: OECD Publishing, 2017. — 492 р. — Access Mode: www.oecd.org/tax/crime/ (date of the application: 14.11.2019).
7. Fighting Tax Crime: The Ten Global Principles [Electronic Resource]. — Paris: OECD Publishing, 2017. — 82 р. — Access Mode: www.oecd.org/tax/crime/fighting-tax-crime-the-ten-global-principles.htm (date of the application: 14.11.2019).
SPISOK LITERATURY
1. Grishko, L.V. Nalogovyye prestupleniya i aprobatsiya v SSHA / L.V. Grishko // Chelovek: pre-stupleniye i nakazaniye. — 2012. — №№ 3 (78). — S. 161-164.
2. Lebedev, I.A. Finansovyye rassledovaniya: rossiyskaya praktika i zarubezhnyy opyt / I.A. Lebedev, S.V. Yefimov [Elektronnyy resurs] // Auditorskiye vedomosti, 2008 — № 10. — Rezhim dostupa: www.lawmix.ru/bux/40915 (data obrashcheniya: 14.11.2019).
3. Nalogovoye upravleniye SSHA (IRS). Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.irs.gov/ru/ about-irs/the-agency-its-mission-and-statutory-authority (data obrashcheniya: 14.11.2019).
4. Otdel po bor'be s finansovymi prestupleniyami SSHA. Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fincen.gov/ (data obrashcheniya: 14.11.2019).
5. Tsirit, O.A. Otvetstvennost' yuridicheskikh lits za nalogovyye prestupleniya po zakonoda-tel'stvu Rossii i SSHA / O.A. Tsirit, L.N Soldatova [Elektronnyy resurs] // Vestnik Baltiysko-go federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2012 — vyp. 3 — S. 153-158. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/v/otvetstvennost-yuridicheskih-lits-za-nalogovye-prestupleniya-po-zakonodatelstvu-rossii-i-ssha (data obrashcheniya: 14.11.2019).
6. Effective Inter-Agency Co-Operation in Fighting Tax Crimes and Other Financial Crimes [Electronic Resource]. — Third Edition — Paris: OECD Publishing, 2017. — 492 р. — Access Mode: www.oecd.org/tax/crime/ (date of the application: 14.11.2019).
7. Fighting Tax Crime: The Ten Global Principles [Electronic Resource]. — Paris: OECD Publishing, 2017. — 82 р. — Access Mode: www.oecd.org/tax/crime/fighting-tax-crime-the-ten-global-principles.htm (date of the application: 14.11.2019).
Статья поступила в редакцию 28 ноября 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года
26