Научная статья на тему 'Финансовые модели управления стоимостью'

Финансовые модели управления стоимостью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ / МАКСИМИЗАЦИЯ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / СИСТЕМА СТОИМОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / VALUE BASED MANAGEMENT / FINANCIAL STRATEGY / MAXIMIZING THE VALUE OF THE COMPANY / STAKEHOLDERS / VALUE SYSTEM / RESOURCES TO CREATE VALUE / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А.А.

Модели управления стоимостью сфокусированы на создании стоимости для стейкхолдеров (STVA). Модели включают в себя анализ экономической прибыли как критерия оценки результата, новые подходы к измерениям капитала и эффектов корпоративных стратегий, систему мониторинга за созданием стоимости, основанную на новых финансовых показателях и нефинансовых индикаторах создания добавленной стоимости для стейкхолдеров. В условиях перехода к инновационной экономике требуется решение задачи выбора принципов и инструментов финансового анализа компании, адекватных происходящим сдвигам, соответствующих им показателей, и индикаторов, отражающих состояние отношений со всеми ключевыми стейкхолдерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value based financial Models

Value based financial models focuses on creating value for stakeholders (STVA). Models includes economic profit as a criterion for evaluating results, new approaches to measuring capital and the effects of corporate strategies, a system for monitoring value creation based on new financial indicators and non-financial indicators of value added for stakeholders. In the conditions of transition to an innovative economy, a solution is needed to select the principles and tools of a company’s financial analysis that are adequate to ongoing changes, corresponding indicators, and indicators reflecting the state of relations with all key stakeholders.

Текст научной работы на тему «Финансовые модели управления стоимостью»

Финансовые модели управления стоимостью Value based financial Models

Ь Ú московский

■ p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 336 (045) JEL G32

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10018

Кузнецова А.А.,

аспирант департамента оценки и управления стоимостью Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия Kuznetsova A.A.,

phd candidate, Financial University under the Government of Russian Federation, Мoscow, Russia

Аннотация. Модели управления стоимостью сфокусированы на создании стоимости для стейкхолдеров (STVA). Модели включают в себя анализ экономической прибыли как критерия оценки результата, новые подходы к измерениям капитала и эффектов корпоративных стратегий, систему мониторинга за созданием стоимости, основанную на новых финансовых показателях и нефинансовых индикаторах создания добавленной стоимости для стейкхолдеров.

В условиях перехода к инновационной экономике требуется решение задачи выбора принципов и инструментов финансового анализа компании, адекватных происходящим сдвигам, соответствующих им показателей, и индикаторов, отражающих состояние отношений со всеми ключевыми стейкхолдерами.

Summary. Value based financial models focuses on creating value for stakeholders (STVA). Models includes economic profit as a criterion for evaluating results, new approaches to measuring capital and the effects of corporate strategies, a system for monitoring value creation based on new financial indicators and non-financial indicators of value added for stakeholders.

In the conditions of transition to an innovative economy, a solution is needed to select the principles and tools of a company's financial analysis that are adequate to ongoing changes, corresponding indicators, and indicators reflecting the state of relations with all key stakeholders. Ключевые слова: концепция управления стоимостью; финансовая стратегия; стратегический анализ стоимости компании; максимизация стоимости компании; стейкхолдеры, система стоимостных показателей; ресурсы для создания стоимости; интеллектуальный капитал.

Keywords: value based management, financial strategy; maximizing the value of the company; stakeholders; value system; resources to create value; intellectual capital.

Увеличение рыночной стоимости компании является ее главной финансовой стратегией, обеспечивающей жизнедеятельность компании. Все другие стратегии,

например, ускоренного роста и финансовой поддержки (или обеспечения) могут выбираться только при различных моделях её стратегической финансовой позиции в рамках их определенного диапазона. Рассмотрим драйверы стоимости (главные факторы успеха компании) в отношении значимости активного управления инвестиционным портфелем.

В финансовой литературе разработано множество способов, которые используются для расчета способности фирмы создавать стоимость.

Отечественные и зарубежные авторы разрабатывали теоретические и практические аспекты роста стоимости компании. Среди российских исследователей можно выделить таких, как: Грязнова А.Г., Федотова Н.А., Щербаков В.А., Щербакова Н.А., В.И.Бусов, С.В.Валдайцев, А.В.Гукова, В.М.Рутгайзер. Среди зарубежных аторов выделяются работы исследователей: М.Миллера, Ф.Модильяни, Асвата Дамодарана, Р.Брейли, М.Дженсена, С.Майерса, Ш.Титмана, С.Росса, и других.

Основополагающим вопросом для компаний является заинтересованность менеджмента и руководства в росте стоимости компании. Важнейшим аспектом идеологии роста стоимости должна являться заинтересованность в постоянном росте стоимости компании, а не только таком росте, который был бы достаточным чтобы унять ретивость руководства и акционеров. Идеология нацеленная на рост стоимости компании будет проявляться во всех аспектах мышления и поведения самого генерального директора и его ближайшего окружения. Концепция управления стоимостью компании (VBM, Value-Based Management) представляет собой интегрированную систему оценки результатов деятельности на основе стоимости и выстраивание по этому интегрированному показателю рычагов управления.

Важным показателем, определяющим меру финансовой результативности компании, основанной на генерируемых компанией доходах, которые остаются после вычитания стоимости капитала из операционной прибыли является Economic value added (EVA). EVA - это разница между нормой доходности и стоимостью капитала компании. Показатель EVA используют для измерения стоимости, которую компания генерирует из инвестированных средств.

Для достижения роста стоимости компании устремления руководства должны быть нацелены на общую цель: сосредоточение процесса управления компанией на управлении ключевыми факторами стоимости. Для этого во-первых, необходимо разработать четкие нормативы, которых будут характеризовать наличие роста стоимости компании, во-вторых, при необходимости не пренебрегать радикальными мерами, такими, как реструктуризация, если это поможет придерживаться подхода, гарантирующего рост стоимости. В-третьих, четко понимать, что текущая структура компании и идеология менеджеров нацелены на рост стоимости, так как идеология роста стоимости проявляется практически во всех важных решениях. Немаловажно найти такие способы мотивировать менеджмент, которые будут напрямую связаны с тем, растет ли стоимость компании.

В основу любой концепции положено понимание факта, что для владельцев компании главным становится прирост их благосостояния в результате функционирования фирмы. Прирост благосостояния владельцев измеряется не количеством сотрудников, не оборотом компании и не величиной введенных мощностей, а стоимостью компании, которой они владеют [1].

Повышается системность и интеграция - раскрывающие смысл того, что позволяет компании объединить сотрудников, разрозненные направления бизнеса и разнородные процессы в единое целое, где каждый работает на достижение главной поставленной цели

- повышение стоимости компании.

VBM (Уа1ие Bаsеd Mаnаgеmеnt) - это управление, ориентированное на стоимость компании). Сегодня оно стало символом применения последних достижений в области современных управленческих технологий и инструментов финансового менеджмента, позволяющих планировать эффективно, направлять и контролировать действия предприятия (организации) на пути к достижению экономически оправданных целей.

Каждая компания используя инструменты создания стоимости, сталкивается с необходимостью ответить на ряд вопросов, таких, например, как:

- как выбрать инструмент создания стоимости?

- каковы основные характеристики этого инструмента? насколько рассматриваемый инструмент создания стоимости «пригоден» для конкретной компании?

- какова цена использования рассматриваемого инструмента создания стоимости?

- каковы источники финансирования для внедрения рассматриваемого инструмента создания стоимости?

- каковы альтернативные инструменты создания стоимости?

- как оценить вклад этого инструмента в стоимость компании?

И это список вопросов не является конечным.

Анализ экономической литературы показал, что можно выделить как минимум следующие основные инструменты создания стоимости компании:

1) финансовая стратегия;

2) инвестиционная политика;

3) инвестиционная привлекательность;

4) корпоративное управление.

Каждый из этих инструментов характеризуется своим набором факторов формирования стоимости. Конкретная компания, принимая стоимостную концепцию управления, выбирает как портфель инструментов, так и отдельные инструменты, в большей степени подходящие этой компании. Каждый из выбранных инструментов характеризуется определенными факторами, определяющими суть этого инструмента. Эти факторы являются качественными характеристиками, отражающими особенность инструмента создания стоимости. При этом каждый фактор характеризуется некоторой системой показателей. [2]

Инструментарием для оценки значимости факторов может выступать хорошо разработанный и освещенный в литературе метод рейтинговых оценок. Основная идея заключается в том, что нужно учитывать не просто разницу между результатами и затратами с возможными вариантами названий этой разницы, необходимо исследовать альтернативные варианты возможных вложений и, соответственно, приемлемым вариантом может считаться тот, который позволяет выявить, что полученный результат является положительным и при иных вариантах вложения ресурсов. [6]

Условно показатели стоимости можно разделить на 2 уровня. Показатели первого уровня рассчитываются на рыночной базе и показывают, произошло ли приращение стоимости за анализируемый период или нет. Их можно использовать только для

публичных компаний. К таким показателям относятся: общая акционерная рентабельность (TSR, totalshareholderreturn) и рыночная добавленная стоимость (MVA, marketvalueadded). Показатели второго уровня рассчитываются на базе балансовой стоимости и/или денежных потоков и также показывают, произошло ли приращение стоимости за анализируемый период или нет, но учитывают внутреннюю стоимость компании. К таким показателям относятся: остаточная прибыль (RI, residualincome), экономическая добавленная стоимость (EVA, economicvalueadded), добавленная акционерная стоимость (SVA, shareholdervalueadded) и денежная добавленная стоимость (CVA, cashvalueadded).

Посмотрев на аббревиатуру Value based management, или VBM, мы можем отметить, что в рамках этой концепции есть еще одна существенная грань. Это Value based measurement, или измерение результатов деятельности компании на основе критерия изменения ее стоимости. Аббревиатуры одинаковые, VBM и VBM. Это две грани одного и того же явления, которые представлены на рисунке (рис.1).

Успешные компании превратили создание стоимости в способ их жизни. Они впрыснули вакцину стоимости, и она стала кроветворной и нервной системой компании, определяя ее культуру, и что еще важнее - стержень всех ее деловых решений. [5]

В рамках деятельности менеджмента, ориентированной на приращение стоимости можно выделить следующие стратегии:

- корпоративную стратегию;

- финансовую стратегию;

- бюджетный и управленческий контроль;

- финансовый менеджмент.

В рамках корпоративной стратегии обеспечивается:

- составление планов по максимизации стоимости;

- своевременно оповещает генерального директора и глав подразделений о возникновении проблем;

- выработка финансовых нормативов и налаживание системы оценки достигнутых результатов относительно намеченных целей;

- участие в разработке стратегии корпоративного роста, направленной на создание дополнительной стоимости для акционеров;

- оценка новых специфических предложений с точки зрения производственной и финансовой целесообразности.

Финансовая стратегия заключается в формировании такой структуры капитала, которая отвечала бы цели создания стоимости.

Бюджетный и управленческий контроль заключается в том, что менеджмент компании:

- координирует работу по подготовке краткосрочных оперативных смет и бюджетов;

Рисунок 1. Грани концепции управления стоимостью Источник: исследование автора

- устанавливает ключевые показатели деятельности;

- совместно с генеральным директором и главами подразделений оценивает результаты деятельности.

Финансовый менеджмент должен обеспечивать:

- контроль за сохранностью активов корпорации;

- комплексное и эффективное управление денежными средствами, дебиторской

- и кредиторской задолженностью;

- ведение налоговой документации и оплату всех налоговых обязательств;

- изыскание и реализацию возможности сокращения налогового бремени корпорации;

Результатом эффективного исполнения данных стратегий будет являться обеспечение компанией своим акционерам превосходной доходности. [3]

Отметим, чточтобы анализировать стратегии компании в рамках этого нового управленческого мышления, мы должны исходить строго из финансово аналитической модели, а не бухгалтерской. Бухгалтерская становится всего лишь вводным шагом. И мы должны эту финансово-аналитическую модель применять очень активно. задача, которую должны обеспечить Советы директоров путем определенных требований к управленческой команде. Что еще очень характерно - что и информацию о том, как устроен Совет директоров, и как устроены и работают реально механизмы корпоративного управления - это тоже нужно определенным образом структурировать, подавать, чтобы ее можно было анализировать, и за эту информацию также ответственны Советы директоров. Мне кажется также очень важным отметить, что, конечно, к раскрытию информации есть определенные формальные требования, по крайней мере, те, которые регулируют финансовую отчетность компании, ее годовую отчетность и те приложения к финансовым отчетам, которые каждая компания публично должна делать, делать их доступными для внешнего пользователя.

Становится очевидным, что в реализации стратегии компании и в процессе выработки должно быть взаимоувязано все: распределение ресурсов и анализ альтернатив, оценки результативности и система контроля, принципы формирования компенсационного пакета и стимулирования менеджеров. В арсенале VBM появляется стоимостной подход и «экономическая психология», а управление становится системным. Объединив предыдущий опыт развития концепций управления стоимостью, стоимостной подход отражает качественный скачок в принятии управленческих решений и оценке. [4]

В заключение отметим, что переход на принципы VBM нельзя полностью свести к «бизнес-инжинирингу» и реорганизации управленческого учета. Путь к росту стоимости компании - это ответственная работа, и ее приходится делать изо дня в день в жестких условиях конкурентного противостояния.

Список литературы

1. Симоненко Н.Н. Технология создания будущего бизнеса / Материалы международной конференции «Фундаментальные исследования», Израиль (Тель-Авив), 16-23 октября 2013.

- Журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», № 10, 2013, с. 104-108.

2. Ивашковская И.В., Волотовская О.А. Устойчивость роста компаний с развивающихся рынков капитала: эмпирический анализ. Электронный журнал [Электронный ресурс]: «Корпоративные финансы», #2(24), 5-31, Режим доступа

URL:http://ecsocman.hse.ru/hsedata/2013/02/14/1308451440/cfj24_5_31_ivashkovskaya_voloto vskaya_.pdf

3. Ивашковская И.В., ЯнгельД.Л. Жизненный цикл организации и агрегированный показатель роста. Электронный журнал «Корпоративные финансы», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cfjournal.hse.ru/2007-4/26548427.html

4. Вахрушева В.О. Финансовая стратегия роста, ориентированная на максимизацию инвестиционной привлекательности организации / В.О. Вахрушева, Е.А. Вахрушева // Инновационное развитие современных социально-экономических систем : материалы II международной заочной науч.-практ. конф., Комсомольск-на-Амуре, фев. 2012 г. -Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2012. - С. 231-234..

5. Эскиндаров М.А., Федотова М.А. Оценка стоимости бизнеса : учебник - М. : КНОРУС, 2015. - 320 с.

6. Gordon, J. N. The rise of independent directors in the United States, 1950-2005 Shareholder value and stock market prices [Text] / J. N. Gordon // Stanford law review. 2007. Vol. 59, iss. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.