Научная статья на тему 'Финансовые механизмы повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации'

Финансовые механизмы повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Елена Михайловна, Макеева Дина Рафиковна

В статье проанализировано современное состояние энергоэффективности и энергосбережения России, охарактеризована система управления указанной сферой. Раскрыты существующие механизмы стимулирования энергоэффективности и энергосбережения, определены направления повышения энергетической эффективности России. Отмечено, что ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных стимулов будущего экономического роста страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые механизмы повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

23 (212) - 2013

УДК 65.01

финансовые механизмы повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства российской федерации

Т. В. КУЛАКОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономической теории

факультета экономики

E-mail: tkulakova@hse. ru

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

д. Р. МАКЕЕВА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики E-mail: din-mak@yandex. ru

Е. М. КРЮКОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики

E-mail: lena-krukova@yandex. ru

Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье проанализировано современное состояние энергоэффективности и энергосбережения России, охарактеризована система управления указанной сферой. Раскрыты существующие механизмы стимулирования энергоэффективности и энергосбережения, определены направления повышения энергетической эффективности России. Отмечено, что ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных стимулов будущего экономического роста страны.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, финансирование, стимулирование, энергетическая эффективность, энергетическое сбережение.

Россия превосходит развитые страны по уровню энергоемкости продукции примерно в 2,5 раза.

Столь высокое энергопотребление частично можно объяснить высокой долей промышленной продукции в общем объеме производства, ростом внутреннего валового продукта, достаточно низкими средними температурами воздуха и просто обширной территорией страны. По оценкам экспертов, если довести уровень внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня стран Европейского Союза, то энергопотребление у нас удалось бы снизить на 35 %. Согласно данным Всемирного банка, потенциально Россия ежегодно может экономить 240 млрд м3 природного газа, 340 млрд кВт-ч электроэнергии, 89 млн т угля, 43 млн т нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов. Повысив энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), рас-

ширив использование возобновляемых источников энергии на базе инновационных технологий, рационально и эффективно используя энергоресурсы в промышленности и естественных монополиях, можно увеличить долю использования технического потенциала энергосбережения к 2015 г. до 30 %, а к 2020 г. - до 40 %.

Современное состояние энергоэффективности в ЖКХ России неутешительно: в среднем потери составляют в водопроводных сетях 24,5 %, в тепловых сетях - 14,5, в электрических сетях - почти 16 %. Более 15 лет назад в состав государственной программы «Жилище» была включена подпрограмма «Энергосбережение в строительстве», целью которой стал переход к энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию, к энергоэффективным строительным материалам и конструкциям, к формированию полноценной системы нормативных требований, проектных решений и строительных работ, а также сокращение энергозатрат жилищно-коммунального сектора. В настоящее время энергосбережение и энергоэффективность являются одними из приоритетных направлений стратегического развития технологий Российской Федерации.

В Указе Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена задача сократить энергоемкость отечественной экономики на 40 % к 2020 г. [11]. Закрепил эту позицию Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее -Закон) [12]. В целях реализации закона потребовалось создание эффективной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением. Так, Министерством энергетики РФ в конце 2009 г. было принято решение о преобразовании подведомственного ФГУ «Объединение «Росинформресурс» в ФГУ «Российское энергетическое агентство» (далее - РЭА). На это агентство были возложены ответственные функции, в том числе по организации выполнения федеральных целевых программ в сфере повышения эффективности энергопотребления в России, отбор и содействие в реализации проектов по энергосбережению на территории субъектов РФ.

Роль Российского энергетического агентства заключается в организации взаимодействия всех участников рынка энергоуслуг, а также выполнении

информационных и аналитических функций, включая организацию выставок и содействие созданию в регионах учебно-демонстрационных центров, в которых аккумулируются все новости в этой сфере, формируются доступные автоматизированные программные решения для создания постоянно действующей системы мониторинга энергоэффективности.

Законом об энергоэффективности [12] и принятыми в его развитие подзаконными актами предусмотрены определенные меры по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. Именно в соответствии с законом все здания, строения и сооружения (исключения определены в ст. 11 Закона) должны соответствовать требованиям энергоэффективности, установленными Минрегионом России. К требованиям энергоэффективности можно отнести установление обязанности застройщиков, а также собственников зданий, строений, сооружений и собственников помещений в многоквартирных домах по их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов; дополнение состава разделов проектной документации объектов капитального строительства положениями по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности и оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета. Помимо определения требований Законом установлена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Также это нашло отражение в ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере до 600 тыс. руб. за несоблюдение указанных требований [7].

Однако в целом Закон об энергоэффективности [12] носит скорее рамочный характер и требует принятия большого количества нормативно-правовых актов в его развитие. Вместе с тем установленные Законом конкретные требования в сфере стимулирования энергосбережения и энергоэффективности, по мнению девелоперов, не вызывают каких-либо сложностей в их реализации по той причине, что нормы Закона являются близкими к аналогичным нормам европейского законодательства.

К основным направлениям повышения энергоэффективности ЖКХ, определенным законодательно и экономически, относятся:

• переход на энергосберегающие лампы накаливания;

• внедрение энергосберегающих технологий в строительстве;

• повышение энергоэффективности зданий;

• совершенствование проведения энергоаудита и процедуры выдачи энергопаспортов;

• совершенствование инфраструктуры рынка энергосбережения и внедрение информационных технологий;

• формирование культуры энергоресурсосбережения и безотходности;

• привлечение в сектор экономики инновационных технологий и использование альтернативных источников энергии;

• установка приборов учета;

• повышение эффективности систем водоснабжения и тепловых сетей;

• подготовка высококвалифицированных специалистов;

• формирование специфических программ энергосбережения для регионов.

В современной научной литературе данным направлениям энергоэффективности ЖКХ уделено значительное внимание. Так, довольно глубоко проанализированы вопросы использования энергосберегающих ламп накаливания [24], предложены направления совершенствования тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства [20], раскрыты вопросы повышения энергоэффективности зданий, в частности внедрение технологий «зеленого строительства» [22], использование инновационных технологий [19], исследован зарубежный опыт в области энергосбережения [21], раскрыты вопросы использования возобновляемых источников энергии [8], уделено внимание внедрению в электроэнергетике «интеллектуальных сетей» (smart grid) [9], раскрыты региональные проблемы и пути решения энергоэффективности [2], сформулированы предложения по повышению эффективности систем водоснабжения и тепловых сетей [6], раскрыты проблемы квалификации персонала в сфере ЖКХ [23] и другие аспекты рассматриваемой области.

Реализация указанных направлений сопряжена с определенными сложностями, тем более что некоторые из них являются достаточно спорными. Представляется актуальным рассмотрение их более подробно.

Важным направлением повышения энергоэффективности городского хозяйства и жилищного

фонда в частности является повсеместный переход на «энергосберегающие» люминесцентные лампы. На освещение приходится порядка 30 % потребления электричества.

Если учесть, что на освещение в России тратится около 12-15 % вырабатываемой энергии, причем значительная ее часть (порядка 75 %) идет на освещение улиц, то предполагается значительная экономия электроэнергии. В среднем компактные люминесцентные лампы потребляют порядка 20 % мощности лампы накаливания с такой же светимостью, поэтому обычной лампочке 100 Вт соответствует 20-23-ваттная люминесцентная лампа.

С 2012 г. прекращены производство и продажа в России ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, а с 2013 г. - мощностью 75 Вт и более, а с 2014 г. - мощностью 25 Вт. Однако замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы не дает требуемого экономического эффекта.

Согласно данным Роснано, сегодня на энергосберегающие лампы приходится 42 % мирового рынка. При этом 38 % в этой группе источников света принадлежит компактным люминесцентным лампам, а 6 % - более совершенным, светодиодным. В таких условиях замена ламп на наиболее доступные в настоящее время люминесцентные лампы приведет к тому, что это создаст через 5-6 лет серьезную экологическую проблему, поскольку компактные люминесцентные лампы (далее - КЛЛ) содержат ртуть. Их утилизация - сложный процесс. Даже развитые страны так и не смогли решить эту проблему полностью. Например, в Германии промышленной утилизации подвергается только около 40 % КЛЛ, а куда исчезают остальные - никто не знает.

Появление нового поколения энергосберегающих ламп - светодиодных ламп, абсолютно безопасных в экологическом плане, уже привело к резким изменениям на рынке. Если в 2007 г. объем мирового светодиодного рынка оценивался в 4,2 млрд долл., то в 2011 г. он увеличился до 9 млрд, причем рост по прогнозам будет неуклонно продолжаться. Развитые страны выводят производство люминесцентных ламп со своих территорий в Китай, Турцию, Россию, тогда как сами все больше наращивают производство светодиодных ламп для внутреннего потребления. Причина не только в экологической опасности люминесцентных ламп, но и в том, что они хуже светодиодных по техническим характеристикам.

В нашей стране попытки внедрения светодиодных ламп носят пока единичный характер и не подкреплены необходимой поддержкой со стороны государства, в частности, в отношении создания необходимой нормативно-правовой базы.

Сегодня в России, по оценкам специалистов, около 50 т ртути содержится в действующих люминесцентных лампах, а вскоре эта цифра должна вырасти вдвое, втрое. Соответственно будут расти расходы на промышленную утилизацию ртутных ламп, не говоря уже о том, что достичь полной утилизации все равно не удастся, как не удалось это в Германии.

В России пока существует единственное предприятие, где производят светодиоды: ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» в Санкт-Петербурге с двумя установками по эпитаксии для последующего производства светодиодов. Для примера отметим, что в Южной Корее гетероэпитаксия (выращивание гетероструктур) осуществляется в 220 реакторах, в Японии, США и Германии - более чем в 500.

В настоящее время в нашей стране принята программа развития светодиодного производства и внедрения светодиодного оборудования на предприятиях госкорпорации «Ростехнологии». В течение ближайших пяти лет планируется заменить освещение на площади, превышающей 100 млн м2, что даст экономию потребления электричества около 54 млрд руб.

Следует отметить, что в результате светотехнической реконструкции 21 объекта в городе Новосибирске освещенность в них выросла в 2-3 раза, тогда как энергопотребление было снижено в 2-8 раз.

Деятельность по организации производства отечественных светодиодов и их внедрению сталкивается с целым рядом проблем, главной из которых является отсутствие государственной поддержки данного направления развития отечественной индустрии. С ростом мирового производства светодиодов цена на них будет падать и, соответственно, будет возрастать экономический эффект от их внедрения. В настоящее время данный рынок только формируется, у России есть возможность занять лидирующее положение в одном из важных современных технологических направлений.

Как проходит внедрение энергосберегающих технологий в строительстве? В настоящее время появилось понятие «экодом» - современное жилье, построенное с применением ресурсосберегающих,

малоотходных технологий (с возможностью глубокой местной переработки бытовых отходов), делающих его, с одной стороны, здоровым и благоустроенным для человека, а с другой - неагрессивным по отношению к окружающей среде.

Технической основой, обеспечивающей функциональные возможности экодома, является использование автономных или небольших коллективных систем жизнеобеспечения, современных материалов и нестандартных инженерных и архитектурных решений. Помимо этого изучаются и внедряются такие технологии, как: «Экодом», «Зеленое строительство», Сертификация GreenLease зданий, строительство зданий по системам LEED, BREAM, DGNB, однако эти технологии не подлежат обязательной сертификации. Действующее законодательство РФ предусматривает следующие стимулирующие меры в сфере «зеленого» строительства, а именно:

• возможность получения инвестиционного налогового кредита организацией, осуществляющей инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергоэффективности (ст. 67 Налогового кодекса РФ);

• возможность предоставления субсидий из федерального бюджета для компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, работающих на основе возобновляемых источников энергии (утверждено постановлением Правительства РФ от 20.10.2010 № 850), размер субсидий устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае;

• возможность применения к норме амортизации специального коэффициента ускорения (не выше 2) в отношении объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности (ст. 259.3 Налогового кодекса РФ). Отметим, что 2010 г. был отмечен не только сертификацией первых зданий в России по международным «зеленым» стандартам LEED и BREEAM, но и созданием первой российской системы добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты».

Важным направлением в сфере строительства является Программа гармонизации российской и европейской систем нормативных документов

в строительстве, одобренная в апреле 2011 г. на президиуме коллегии Минрегиона России и Общественного совета при министерстве. Россия и Евросоюз примут единую систему строительного нормирования практически одновременно: Россия -в 2014 г., ЕС - в 2015 г.

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [13] предусмотрена возможность использования специальных технических условий (ТУ), которые позволяют применять на добровольной основе в качестве таких специальных технических условий именно Еврокоды.

Это позволит привлекать зарубежных архитекторов с типовыми проектами, свободно обмениваться ресурсами. Появится возможность реализовы-вать на территории РФ типовые энергосберегающие проекты ЕС.

Однако следует иметь в виду, что система Еврокодов не может обеспечить выполнение всех обязательных требований. Так, из 6 существенных требований, установленных Европейской Директивой 89/106/ЕЕС по строительной продукции, при соблюдении соответствующих Еврокодов могут подтверждаться лишь около 25 %. Реализация целого ряда нормативных требований, в том числе по энергоэффективности и теплозащите зданий, осуществляется в соответствии с национальным законодательством и стандартами, принятыми в каждой из стран - участниц ЕС. При этом общие принципы нормирования энергоэффективности зданий устанавливает Директива 2010/31/ЕС (Energy Performance of Buildings Directive, EPBD).

Цивилизованный подход к выбору строительных материалов поможет оградить человека от вредных воздействий, а экологический контроль за качеством материалов обеспечит безопасность проживания.

Отходы многих производств могут быть использованы для производства строительных теплоизоляционных материалов и несущих конструкций малоэтажного строительства. Каждому предприятию целесообразно иметь паспорт на вторичное сырье с основными характеристиками. Подробное знание местных сырьевых ресурсов и возможностей их использования в строительстве уменьшит затраты и, соответственно, стоимость жилья.

Чтобы жилье стало реально доступным, целесообразно индивидуальным застройщикам отпускать местные стройматериалы по себестоимости, помогать проектами, осуществлять контроль за качест-

вом и создавать систему подготовки строительного персонала на местах.

Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности предъявляет новые требования к тепловой защите существующих жилых домов. Повышение теплозащиты наружных ограждающих конструкций, включая замену окон, по мнению специалистов, дает до 40 % экономии энергии за отопительный сезон.

В странах Евросоюза за последние 50 лет расходы на отопление квадратного метра снизились в разы: с потребления в 15 кг у. т. на м2 в год до 4-5 кг у. т. на м2 в год. В Германии потребление условного топлива на квадратный метр находится на уровне 7 кг, а в старых постройках удалось снизить потребление до 12-15 кг у. т. в год. В России же этот показатель достигает 70 кг у. т.

Сегодня утепление зданий старого жилого фонда России наибольшими темпами происходит в Москве. Столичная региональная программа капитального ремонта жилищного фонда до 2020 г. должна охватить в общей сложности 15 тыс. жилых домов, что составляет почти треть всех жилых зданий в городе.

Для установления приоритета в реализации будущих энергосберегающих решений были выполнены расчеты эффективности энергосберегающих мероприятий. По данным экспертов, общая экономия энергии при проведении энергосберегающих мероприятий (многоквартирный дом типовой серии 11-18-01/12, площадь - 3 618 м2) составляет 62 %, в том числе: повышение теплозащиты наружных стен - 28 %; повышение теплозащиты окон - 10; сокращение избыточного воздухообмена (применение окон с низкой воздухопроницаемостью) - 6; устройство автоматизированного узла управления системой отопления и установка термостатов на отопительных приборах - 18 % [15].

Для решения вопросов энергосбережения зданий и сооружений при строительстве и эксплуатации необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить нормативно-техническую документацию (своды правил, технические регламенты) на проектирование, производство, монтаж и эксплуатацию фасадных систем теплоизоляции и светопрозрачных конструкций (с учетом высотного домостроения), отвечающих требованиям надежности, долговечности и безопасности, с указанием конкретных мер по решению вопросов энергосбережения при использовании таких конструкций.

В российском законодательстве предусмотрено проведение энергетических обследований, а по их результатам - составление энергопаспортов. В результате этого обследования объекты получают класс энергоэффективности, задача данного обследования - определить основные направления работ, которые нужно будет выполнить в рамках энергосберегающих проектов, но, как отмечают в Минэнерго России, зачастую энергоаудит превращается в формализм.

По мнению экспертов Минэнерго России, решением проблемы могут стать: 1) корректировка требований по проведению энергетического обследования в отношении различных категорий потребителей; 2) установление реальных сроков для проведения обследования; 3) ужесточение требований к саморегулируемым организациям (далее -СРО) энергоаудиторов; 4) введение персональной ответственности за качество выполненных работ и отчетного материала.

Необходимо установить единые правила деятельности СРО, осуществлять контроль за их деятельностью, инструментом может стать национальное объединение СРО, которое позволит устранить указанные недостатки.

Актуальным представляется совершенствование инфраструктуры рынка энергосбережения и внедрение информационных технологий. В данном контексте возникает несколько проблем, во-первых, относительно энергоаудита: реализацию услуг энергоаудита и мероприятий по увеличению энергоэффективности должны осуществлять энергосервисные компании (ЭСКО), их сеть уже развивается, между тем следует обратить внимание на то, что важно создать малый и средний бизнес в этой сфере.

Во-вторых, реформа РАО «ЕЭС России» привела к созданию системы крупной оптовой продажи электричества. Но вот системы мелкооптовой продажи создано не было, и сегодня на стыке «энергосбытовые компании - конечные потребители» возникла ситуация, не дающая возможности говорить о резонности энергосбережения, сокращении электропотребления.

В-третьих. значительно возрастают транс-акционные издержки, например в силу того, что теперь ТЭЦ является одним юридическим лицом, тепловые сети - другим юридическим лицом, электросети - третьим юридическим лицом. И все эти независимые юридические лица продают друг другу

по цепочке тепловую либо электрическую энергию с соответствующей торговой наценкой, вследствие чего происходит необоснованный рост тарифов.

Ощутимую роль в повышении энергоэффективности ЖКХ играет 1Т-сектор, который может быть технологическим пионером энергоэффективности, помогая создавать интеллектуальные информационные системы регулирования энергоснабжения и энергоиспользования, позволяющие снижать пиковые нагрузки, управлять аккумуляторами тепла, минимизировать негативные последствия недостатков планирования, совмещать использование основных и возобновляемых источников энергии.

Правительство РФ в 2011 г. утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, однако необходимо развитие единого информационного поля в секторе ЖКХ, развитие интернет-технологий, создание единого информационного ресурса. Информация по оплате жилищно-коммунальных услуг тоже должна быть раскрыта в информационном ресурсе.

Кроме того, необходимо активно освещать любые программы, проводимые в секторе в целях привлечения не только инвестиционных ресурсов, но и общественного внимания к деятельности сектора. В данном контексте целесообразно развитие единого информационного портала с указанием контактной информации, анонсом деятельности сектора, размещением программ и решений, проводимых в секторе, информации в области ресурсосбережения и энергоэффективности.

Наиболее сложная часть комплексных программ энерго- и ресурсосбережения, трудно поддающаяся формализации, - создание мотивации энергоэффективного поведения потребителей, формирование культуры энергоресурсосбережения и безотходности.

Получившийся в результате многосторонних обсуждений комплекс механизмов довольно точно отразил необходимую иерархию мотивационных рычагов, направленных на масштабное развитие энергосбережения.

На лидирующем месте (свыше 50 %) с большим отрывом оказались «жесткие» запреты, требования, стандарты и регламенты. На втором месте (22 %) - госконтроль и управление. Вместе эти два контролирующих сектора составляют 74 % всех механизмов. «Мягкие» стимулирующие механизмы составляют примерно 25 % (льготы -

11 %, пропаганда - 9, бизнес - 6 %). И опыт стран Евросоюза также свидетельствует о необходимости жестких требований и стандартов в начале развития интенсивного энерго- и ресурсосбережения. Поэтапность и увязка мероприятий между собой -вот краеугольные камни комплексных целевых программ энергосбережения [10].

Важным вопросом является привлечение в ЖКХ новых технологий и использование альтернативных источников энергии, расширение использования автономных источников энергии. Пока имеются только отдельные примеры применения альтернативных источников энергии (строительство солнечной электростанции в городе Кисловодске, производство с 2012 г. в Чувашской Республике солнечных панелей с тонкопленочным покрытием, строительство в Республике Калмыкия ветряных электростанций общей мощностью 150 МВт).

Огромный потенциал у тепловых насосов, работающих за счет разницы температур, но их внедрение и практическое использование идет очень медленно. Кроме того, есть разработки теплоэлект-рогенераторов, мобильных котельных и электростанций мощностью от 100 до 500 кВт, позволяющих в короткие сроки наладить обеспечение населения и социальных объектов теплом и электричеством. Это оборудование также могло бы быть задействовано для электро- и теплоснабжения отдаленных населенных пунктов, для подключения которых к сетям требуются слишком протяженные коммуникации.

Для того чтобы не переплачивать за излишнюю мощность, наиболее рационально использовать сочетание генераторов на возобновляемых и не-возобновляемых источниках энергии, гибридных комплексов - ветро-дизельных, солнечно-газовых и др. В таких системах гарантировано бесперебойное производство энергии при значительной экономии ископаемого топлива.

Актуальной задачей сегодняшнего дня является домовой учет тепла, холодной и горячей воды. Приборы учета фиксируют реальный расход ресурса и позволяют оплачивать действительно потребляемое благо.

В перспективе с 2013 г. предполагается введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов. При потреблении коммунальных ресурсов сверх социальной нормы тарифы должны быть более высокими. Эта норма, по мнению инициаторов ее создания, не только позволит платить гражданам меньше за коммунальные ресурсы, но и

будет способствовать энергосбережению. От того, какой будет социальная норма (будет ли считаться нормой расход электроэнергии только на освещение квартиры и обеспечение работы чайника и холодильника, или еще и на работу компьютера, принтера, сканера и др.), во многом зависит отношение общественности к нововведению [3].

Возможно, решением такой проблемы может стать предоставление работником подтверждающих документов с места работы о виде деятельности в обслуживающую коммунальную организацию для перерасчета коммунальных платежей.

Одним из направлений повышения энергетической эффективности систем водоснабжения и тепловых сетей является установка в домах энергосберегающего оборудования (частотно-регулируемых приводов в тепловых пунктах, осветительных приборов) и общедомовых узлов учета.

Установка частотно-регулируемых приводов (далее - ЧРП) на центральных и индивидуальных тепловых пунктах (далее - ЦТП и ИТП) позволяет значительно сокращать перерасход электроэнергии и воды, связанный с несовершенством насосной системы. В настоящее время такое оборудование на своих тепловых пунктах в столице устанавливает Московская объединенная энергетическая компания (далее - МОЭК). По данным пресс-службы МОЭК, ЧРП работают уже в 70 % центральных тепловых пунктах, и в ближайшее время компания планирует обеспечить такими устройствами все остальные тепловые пункты. Однако в целом по России технология с применением ЧРП осваивается недостаточно быстро.

Для примера отметим, что практика использования ЧРП в Словакии показывает: срок окупаемости их внедрения составляет менее одного года. В этой стране для повышения уровня энергоэффективности зданий подобные мероприятия уже реализованы в рамках действующей нормативно-законодательной базы: гидравлический режим налажен в 57 % жилых зданий, в 55 % жилых строений установлены регулирующие клапаны, в 88 % жилищного фонда установлены узлы учета тепловой энергии. Реализация такого масштабного проекта позволила достичь двух основных целей: 1) снизить расход электроэнергии, воды и тепла; 2) значительно уменьшить вероятность аварий в системах холодной и горячей воды у потребителей, а также в сетях. Потребление электричества при этом снижается на каждом центральном тепловом пункте на 20-25 %.

К причинам, сдерживающим реализацию данной технологии на жилищно-коммунальных объектах регионов России, относятся:

- ограниченность поставленных целей: работникам сферы ЖКХ хватает средств только лишь на поддержание жизнедеятельности объектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- далекий от оптимального режим теплоснабжения в силу высокой доли затрат на ремонтные работы и погашение долгов;

- недоработки законодательства: Бюджетный кодекс РФ не позволяет местным муниципалитетам оставлять у себя деньги, сэкономленные за счет энергосберегающих технологий, и тратить их по собственному усмотрению на развитие жилищного фонда.

Еще одно направление повышения энергоэффективности городского хозяйства связано с возможностью эффективной оптимизации затрат на потребление энергии городских водоснабжающих предприятий. Например, на московском предприятии МГУП «Мосводоканал» реализован проект по разработке и внедрению автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (далее - АСКУЭ), охватывающей все производственные объекты водоснабжения и канализации столицы. Уже на этапе опытной эксплуатации система АИС ПУЭ позволила предприятию получить экономический эффект от ее внедрения в размере 123 млн руб.

Модернизация существующих систем теплоснабжения связана со значительными инвестиционными затратами. Проведение таких работ за счет государственных средств практически нереально, а привлечение частных инвестиций связано с очень большими рисками. Выделение инвестиционной составляющей в действующем тарифе с привлечением средств потребителей в инвестиционной программе на срок окупаемости инвестиционных затрат может быть достигнуто за счет значительного сокращения эксплуатационных расходов в результате использования энергосберегающих и энергоэффективных технологий.

Федеральная целевая программа, направленная на модернизацию ЖКХ, преследует цель провести обновление основных средств, причем ключевым образом в технологическом плане, нежели в количественном, однако рынок труда в настоящее время переживает катастрофическую нехватку квалифицированных производственных кадров, которые должны обслуживать технические мощности. В советский период на одного специалиста с высшим

образованием приходилось 2 техника и 4 рабочих. Сейчас 2 техника и 1 рабочий приходятся на 2 специалистов с высшим образованием [23].

На сегодня в ЖКХ у технического персонала зарплаты значительно ниже, чем у менеджеров компаний ЖКХ. В Перми, к примеру, экономист в подобных конторах получает около 20 тыс. руб., а инженер - 5 тыс. руб. В результате в некоторых местах осталось по одному инженеру на четырех финансистов (!).

Современные технологии требуют наличия современных кадров, в силу этого представляется необходимым восстановление отраслевой системы подготовки и переквалификации кадров, следует уделить внимание бюджетному финансированию на эти цели; необходимо обеспечить социально ответственный подход бизнеса в подготовке кадров, инвестировании на эти цели, а также в создании дополнительных рабочих мест и обеспечении квот для молодежи и инвалидов.

В целях смягчения социальных последствий при изменении форм собственности предприятиями и последующей их реструктуризации должно быть предусмотрено формирование конкретных территориальных и локальных программ по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников, их переквалификации и обучению новым смежным профессиям.

Как же проходит формирование специфических программ энергосбережения для регионов? Реалии проведения энергосбережения в коммунальном комплексе приводят к самым различным результатам и выводам.

Для регионов нет единого универсального набора мер и технологий энерго- и ресурсосбережения, каждый раз ключевые территориальные особенности определяют (формируют) общий вектор, направление модернизации, выстраивая определенный комплекс мер и последовательность их реализации. Только системный междисциплинарный подход к энерго- и ресурсосбережению, заложенный в целевые территориальные программы, приносит результаты.

Разнообразие регионов (городов) и ситуаций в них значительно: российские регионы отличаются важнейшими показателями (численность населения, размер территории, потребление ТЭР, структура промышленного производства).

Для 15 регионов с удельным потреблением ТЭР от 1 до 3 т у. т. /чел. необходимо говорить не об

энергосбережении, а о ликвидации энергетической отсталости, повышении энергетической вооруженности экономики.

22 региона с удельным потреблением 3,1-5 т у. т./чел. также требуют роста энерговооруженности. 16 регионов имеют удельное потребление около среднероссийских показателей - 5-7 т у. т./чел. А для регионов с более высоким потреблением (свыше 8 т у. т. /чел.) удельная энергоемкость ВРП недопустимо высока - это энергоемкие переделы с небольшой прибавочной стоимостью, регистрация энергоемких и прибыльных производств за пределами региона.

Регионы России прошли разный путь к достигнутой энергоэффективности, реализуя разные пилотные проекты, отрабатывая те или иные инвестиционные механизмы. Соответственно, цели и задачи и даже типы региональных программ энергосбережения будут различаться. Можно выделить следующие основные типы программ:

1) политического или «законодательного» типа -согласно требованиям законодательства (указы Президента РФ, федеральное и местное законодательство);

2) по наличию ресурсов (в первую очередь финансовых) - возможность реализации наиболее окупаемых, первоочередных мероприятий;

3) программы согласования (сопряжения) энергосбережения в конечном потреблении с параметрами энергоэффективности на энергоисточниках;

4) по решению ключевых проблем региона (энергобезопасность, уход от дорогих видов топлива, ВИЭ и местные источники).

Конечно, в реальности программы могут быть составными, вбирать несколько типов. Важно, чтобы программа отражала (или являлась ключевым элементом) энергетическую стратегию развития территории. Программы могут формироваться как набор определенных механизмов и типовых проектов в разных секторах народного хозяйства с учетом их взаимосвязи и применимости к конкретным региональным особенностям. Эти блоки как кубики конструктора могут применяться при формировании программ разного типа. Выбор конкретных механизмов диктуется в основном местными особенностями и соответствующей энергетической проблематикой.

В рамках подготовки материалов федеральной целевой программы «Энергоэффективная эконо-

мика» [14] специалистами ВНИПИэнергопрома и некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» были проработаны базовые стимулирующие механизмы в 25 основных секторах и подсекторах экономики регионов.

Развитие региональной политики энергосбережения в разных регионах проходит несколько стадий и, в зависимости от специфики территории, темп развития энергосбережения в каждом регионе будет своим. По мере формирования собственной национальной системы управления и развития энергоэффективной инфраструктуры используются разные наборы нормативно-правовых механизмов. Если на первых этапах преобладают жесткие запретительные механизмы: требования, стандарты, правила, то по мере их выполнения и формирования новой институциональной среды можно добавлять и более мягкие механизмы (льготы, пропаганду и др.).

Таким образом, повышение энергоэффективности регионов и страны в целом требует системного охвата параллельно в нескольких направлениях: развитие технической и технологической базы, создание мотивационной среды энергосбережения с учетом территориальных особенностей регионов. Модернизация и создание эффективной надежной энергетической базы для развития регионов РФ - это важнейшая стратегическая задача на сегодняшний день, требующая более полного использования разноплановых ресурсов, принятия сбалансированной нормативной правовой базы, учитывающей специфику регионального развития.

Список литературы

1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2012. № 5 (173).

2. Борталевич С. И. Система стратегического управления энергоэффективностью в регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23.

3. Введут социальную норму потребления коммунальных ресурсов? // Вопросы социального обеспечения. 2011. № 24.

4. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. URL: http://www. reformagkh. ru.

5. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»: утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р.

6. Колыхаева Ю. А. Анализ состояния и проблемы развития теплоснабжения Томской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 2.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

8. Лесных Ю. Г. Возможности использования возобновляемых источников энергии для обеспечения экономической и энергетической безопасности интегрированных социально-экономических пространств (на примере субъектов Юга России) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21.

9. Логинов Е. Л., Шевченко И. В., Деркач Н. Л. Проблемы эксплуатации и развития энергосетевого комплекса как точка бифуркации энергоэффективности экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 28.

10. Независимое экологическое рейтинговое агентство. URL: www. biodat. ru.

11. О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики: Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889.

12. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

13. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

14. О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 года: постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 796.

15. Пути повышения энергоэффективности эксплуатируемых зданий // Журнал «АВОК». 2009. № 5.

16. Письмо МЭРТ России от 29.04.2009 № Д05-2149.

17. Письмо ФСТ России от 30.04.2009 № ДС-2891.

18. Письмо МЭРТ России от 5.03.2010 № Д05-628.

19. Погребняк О. Ю. Национальные интересы России в сфере энергосбережения и устойчивого развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 19.

20. Пронина Л. И. Совершенствование системы тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 8.

21. Ратнер С. В. Возможности адаптации опыта Германии по созданию рамочных условий для промышленного использования инновационных технологий в области энергетики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43.

22. Родионова Н. Д. Двойной эффект модернизации экономики региона: методологический подход к определению «полюсных» секторов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 16.

23. Трудосбережение как основной вектор неоиндустриальной модернизации // Экономист. 31.05.2011.

24. Энергоэффективное освещение: эффекта нет? // Дайджест-Финансы. 2011. № 6.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.