Научная статья на тему 'Финансовые инструменты регулирования экономики Казахстана'

Финансовые инструменты регулирования экономики Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
947
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГИ / ИНФЛЯЦИЯ / ВВП / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожахметова М.

Статья посвящена исследованию проблем функционирования государственных финансов на основе применения финансовых инструментов. Экономика Казахстан под влиянием мирового финансового кризиса испытывает определенные трудности в формировании финансовых ресурсов. Современное состояние экономики страны определяет необходимость усиления мер по эффективному финансовому регулированию. Сегодня в республике ставятся высокие цели по обеспечению экономического роста, устойчивого развития. Использование финансовых инструментов не в полной мере дают должного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INSTRUMENTS OF REGULATION OF THE ECONOMY OF KAZAKHSTAN

The article is devoted to problems of functioning of public finances through the use of financial instruments. The economy of Kazakhstan under the impact of the global financial crisis had some difficulty in generating financial resources. Current state of the economy of the country determines the necessity of strengthening measures for effective financial regulation. Today, there are high targets to achieve economic growth, sustainable development. The use of financial instruments don't fully give a proper result

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты регулирования экономики Казахстана»

36_SCIENCES OF EUROPE # 10 (10), 2016 | ECONOMIC SCIENCES

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Кожахметова М.

Доцент, Университет Нархоз Алматы, Казахстан

FINANCIAL INSTRUMENTS OF REGULATION OF THE ECONOMY OF KAZAKHSTAN

Kozhakhmetova M.,

associate Professor, Narxoz University

АННОТЦИЯ

Статья посвящена исследованию проблем функционирования государственных финансов на основе применения финансовых инструментов. Экономика Казахстан под влиянием мирового финансового кризиса испытывает определенные трудности в формировании финансовых ресурсов. Современное состояние экономики страны определяет необходимость усиления мер по эффективному финансовому регулированию. Сегодня в республике ставятся высокие цели по обеспечению экономического роста, устойчивого развития. Использование финансовых инструментов не в полной мере дают должного результата.

ABSTRACT

The article is devoted to problems of functioning of public finances through the use of financial instruments. The economy of Kazakhstan under the impact of the global financial crisis had some difficulty in generating financial resources. Current state of the economy of the country determines the necessity of strengthening measures for effective financial regulation. Today, there are high targets to achieve economic growth, sustainable development. The use of financial instruments don't fully give a proper result

Ключевые слова: бюджет, налоги, инфляция, ВВП, дефицит бюджета

Keywords: budget, taxes, inflation, GDP, budget deficit

Финансовое регулирование экономики представляет собой сложный и многообразный процесс, в котором применяются многообразные финансовые элементы. Они активно воздействуют на соци-ально-экономическу ю деятельность субъектов хозяйствования, относящихся к разным организационно-правовым видам и различающихся по формам собственности, по уровню управления. Проблема обеспечения взаимосвязи интересов государства и предприятий, населений имеют особую актуальность практически на всех стадиях развития экономики Казахстана. Несмотря на достижение определенного уровня макроэкономического развития, обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами государством для решения первоочередных задач, на практике возникают множество противоречий по увязке стратегических целей с тактическими. Все это обусловило необходимость рассмотрения одного из важнейших элементов государственного финансового регулирования.

Исследованию государственных финансов и их регулированию посвящены множество трудов зарубежных и отечественных экономистов, что говорит о практической значимости этого вопроса во всех формах управления и хозяйствования. Однако финансовая система является очень динамичной сферой, где постоянно происходят изменения процессов и явлений в финансовом сегменте экономики. Поэтому необходимо постоянно уделять внимание изучению государственному финансовому регулированию. Казахстан стремиться войти в число 30-ти конкурентоспособных развитых стран, однако уровень внутренней экономики, развитости промышленности и других приоритетных сфер

остается пока низким. Мы проанализируем современное состояние экономики Казахстана, основанное на финансовом управлении и меры государства по устранению проблем и обеспечению экономического роста. Основной целью исследования выступает оценка финансовых инструментов регулирования экономики Казахстана и их влияния на обеспечение финансовой устойчивости.

Предпосылками государственного финансового регулирования являются построение эффективной и динамичной экономики. Национальная экономика практически всех стран зависит от рационального механизма регулирования с учетом воздействия внутренних и внешних факторов. Необходимость и возможность государственного регулирования экономики в целом вырабатывается с позиций действия следующих факторов [1, с.113]:

1. Производство и создание «общественных товаров», то есть товаров, благ и услуг для общественного потребления, где исключен принцип разделения. Концепция «общественный товар» находится в основе функционирования финансов как экономической категории, позволяющий учитывать разнообразные интересы всех экономических агентов: государства, предприятий и населения. Понятие «общественный товар» включает в целом деятельность государства как организатора общественной жизни, обеспечивающего население услугами по внешней и внутренней безопасности, охране правопорядка, образованию, информационных, транспортных систем и др.

2. Правовое регулирование функционирования рыночной экономики, установление норм и полномочий в отношении действий хозяйствующих субъектов, а также обеспечение конкуренции.

3. Перераспределение доходов между участниками рыночных отношений из-за неспособности рыночного механизма реагировать на социальное неравенство в обществе.

4. Корректировка распределения ресурсов для изменения структуры общественного производства. Это связано с экономическими функциями государства, которое вмешивается в воспроизводственный процесс для решения стратегических задач развития общества.

5. Достижение стабильного развития экономики в части отслеживания уровней инфляции и безработицы в связи с проблемами ценообразования и занятости всех видов ресурсов.

6. Влияние внешних эффектов - издержек и выгод, к которым относятся отрицательные или положительные результаты деятельности экономических субъектов, затрагивающих интересы третьих сторон, не участвующих непосредственно в данных отношениях. Это издержки, связанные с загрязнением окружающей среды, выпуском продукции иррационального потребления (алкогольные, табачные изделия), выгоды от систем образования, спорта, туризма, проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий и др.

Перечисленными аспектами необходимости осуществления государственного регулирования не характеризует полностью сферу его воздействия. Поэтому все факторы финансового и социального характера необходимо оценивать во взаимосвязи и взаимодействии применительно к условиям Казахстана. К ним можно отнести:

1 Неравномерность развития экономики страны и социальной сферы. Экономика Казахстана развивается неравномерно. Диспропорция в структуре материального производства обусловило наибольшее развитие торгово-посреднической и коммерческо-банковской сферы, сырьевая направленность и слабое развитие финансового рынка.

2. Стремление к монополизации на стадии производства или обмена является фактором, органически присущим любому хозяйствующему субъекту из-за его естественного стремления овладеть рынком, закрепить господствующее положение в своей специфической нише. В настоящее время преодолеть монополизм только финансовыми методами невозможно; для этого требуются согласованные комплексные меры правового, ценового, финансового, организационного направлений.

3. Несовпадение оценок результативности хозяйственной деятельности с точки зрения:

- индивидуального предпринимателя (или их группы);

- коллектива предприятия или организации, учреждения;

- общества в целом.

Для предпринимателей критерием результативности хозяйствования является объем получаемого дохода независимо от характера деятельности и методов ее осуществления. В условиях неправового общества, неотлаженного и неотработанного законодательства стремление получения максимальной прибыли «любой ценой» приводит к росту теневой экономики, к уклонениям от обязательств хозяйствующих субъектов перед контрагентами и государством.

Результативность государственного финансового регулирования достигает при соблюдении определенных условий (рисунок 1).

Рисунок 1. Условия осуществления государственного финансового регулирования экономики

На экономическое развитие Казахстана повлияли тенденции мирового рынка. На международных и товарных рынках наблюдалась высокая нестабильность. Усилился спад цен на сырьевые и продовольственные товары. Поэтому ухудшение

ситуации негативно сказалось на торговых условиях стран-экспортеров сырьевого рынка. На макроэкономическое развитие Казахстана прямо оказали влияние ограниченный спрос со стороны России и Китая. В то же время республике удалось

ускорить темпы роста в ЕАЭС, в 2015 году он со- дом [2]. В 2015 году Экономика Казахстана разви-ставил 1,9% по отношению с предыдущим перио- валась напряженно и достаточно замедленно. Динамика реального ВВП представлено на рисунке 1.

12

10

2

1,2 Ч 1,2

0

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 2. Динамика реального ВВП в % к предыдущему году

Замедление роста экономики было обусловлено снижением объема производства в горнодобывающей промышленности, обрабатывающей отрасли, торговле, информации и связи, операциях с недвижимым имуществом.

Одним из основных индикаторов развития национальной экономики является денежно-кредитная политика. Национальному банку Республики Казахстан уделяется особое внимание, в функции которого входит обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой инфляции в пределах

8-10%. По итогам 2015 года инфляция в Казахстане составила примерно 13,6%, что является максимальным показателем за прошедшие периоды экономики. Основным фактором ускорения инфляционных процессов послужило значительное ослабление национальной валюты - тенге в августе 2015 года. В структуре инфляции наибольший рост цен наблюдался на непродовольственные товары, цены на которые выросли на 22,6% за 2015 год. Цены на продовольственные товары повысились на 10,9%, платные услуги стали дороже на 8,1%.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

8

6

4

Рисунок 3. Состояние инфляции в Казахстане за 2004-2015 годы, %о

Для поддержки экономики Казахстана государство принимает ряд мер по регулированию финансовых инструментов, обеспечивающих ускоренное развитие перерабатывающих отраслей, повышение энергоэффективности и производительности, поддержку малого и среднего бизнеса.

В структуре доходов государства в 2015 году наблюдается снижение налоговых поступлений в государственный бюджет на 4,5% за счет снижения поступлений НДС и налогов на международную торговлю. Также в доходной части государственного бюджета в последнее время большую роль играют трансферты, выделяемые из Национального

фонда Республики Казахстан. В 2015 году он составил 2,5 трлн. тенге или на 25,6% больше по сравнению с предыдущим периодом [3]. Средства целевого трансферта были направлены на финансирование государственных программ по обеспечению

реализации индустриальных проектов, жилищно-коммунального хозяйства, поддержку программ в сфере образования, науки, совместных проектов с международными финансовыми организациями.

2015 год 2014 год 2013 год 2012 год

4 64

3 77

• 22

6 24

J-4-J -А-

70

70

прочие

трансферты

налоговые поступления

20

40

60

80

0

Рисунок 4. Динамика доходов государственного бюджета РК за 2012-2015 годы, млн. тенге

За 2015 год затраты государственного бюд- тенге. Это означает 20,1% к ВВП, что характери-жета увеличились на 5,3% и составили 8,2 трлн. зует высокий уровень участия государства в экономических и социальных процессах.

Рисунок 5. Доля затрат государственного бюджета по направлениям финансирования, % за 2015 год

За 2015 год в республике дефицит бюджета составил 0,9 трлн. тенге или 2,2% к ВВП. Для финансирования дефицита бюджета Правительство осуществило внешние займы.

200 0 -200 -400 -600 -800 -1000 -1200

Рисунок 6. Дефицит бюджета Республики Казахстан за 1999-2015 годы, млрд. тенге

Макроэкономическая стабильность экономики также во многом определяется платежным балансом и внешним долгом. По результатам 205 года дефицит счета текущих операций составил 5,8 млрд. долларов США или 3,1% к ВВП. В прошлом периоде он характеризовался профицитом в 6,4 млрд. долларов США. Это обусловлено резким сокращением чистого экспорта товаров на 65,5% по сравнению с 2014 годом. Опять же основным фактором выступила цена на нефть, которая снизилась почти вдвое на мировом рынке. Экспорт составил 45,7 млрд. долларов США, импорт - 30,2 млрд. долларов США. Внешний долг Республики Казахстан на 1 января 2016 года составил 153,5 млрд. долларов США, из которых 12,2 млрд. долларов США (7,9%) - внешний долг государственного сектора, 8,0 млрд. долларов США (5,3%) - внешний долг банковского сектора, 51,5 млрд. долларов США (33,5 %) - внешний долг других секторов, не связанных с прямыми инвестициями, оставшиеся 81,8 млрд. долларов США (53,3%) - межфирменная задолженность.

Таким образом, анализ современного состояния экономики Казахстана показывает определенную нестабильность и низкие индикаторы, что способствуют принятию радикальных мер по улучшению макроэкономической характеристики. Несмотря на высокий уровень дефицита бюджета, концентрации межфирменной заложенности, недостаточности внутренних финансовых ресурсов, экономика Казахстана использует драйверы экономического роста в противодействии с негативным влиянием финансового мирового кризиса.

Для обеспечения эффективности финансовых инструментов регулирования экономикой в Казахстане предприняты следующие меры [4]:

- сохранить макроэкономическую стабильность за счет повышения эффективности государственного регулирования. Здесь акцент делается на инфляцию и достижения уровня ВВП в 2017 году в значении 6,5%;

- совершенствование социальной сферы за счет новых государственных программ до 2020 года;

- адаптация экономики к новым экономическим интеграциям;

- развитие приоритетных отраслей экономики (машиностроение. фармацевтика, сельского хозяйства, другие);

- улучшение инвестиционного климата;

- развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Если рассмотреть прогнозы показателей компонентов ВВП, государственного бюджета, внебюджетных фондов складывается очень радужная картина, однако практика показывает снижение уровня благосостояния населения, рост безработицы и инфляции, спад производства. Поэтому возникают сомнения по финансовым инструментам регулирования, когда реальная ситуация не работает на прогноз.

Литература

1. Финансы. Мельников В.Д. Алматы, Экономика, 2013 год

2. Официальный сайт Национального банка РК // www.nationbank.kz

3. Официальный сайт Министерства финансов РК//www.minfin.kz

4. Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2017-2021 годы // Деловая неделя, № 32 от 23 сентября 2016 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.