Проблемы экономики и менеджмента
УДК 334.021
А.А. Позднышев
магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУВПО «Кубанский государственный
университет»
О.В. Богатикова
студент 3 курса бакалавриата по направлению «Инноватика», ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный
университет»
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация. В статье проведён анализ финансовых инструментов государственного стимулирования малого бизнеса. Выявлены основные проблемы и разработаны рекомендации для увеличения эффективности государственного стимулирования малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственное стимулирование, программы поддержки, гранты, гарантийные фонды, венчурные фонды, кредитование, микрофинансирование.
A.A. Pozdnyshev, Kuban State University
O.V. Bogatikova, Kuban State University
FINANCIAL INSTRUMENTS OF STATE STIMULATION SMALL BUSINESS
Abstract. The article analyzes the financial instruments of state stimulation of small business. The main problems and recommendations to improve the efficiency of state stimulation of small business.
Keywords: small businesses, medium businesses, government incentives, support programs, grants, guarantees businesses, venture businesses, loans, microfinance.
На сегодняшний день в условиях модернизации российской экономики и постоянно возрастающей конкуренции на рынках необходимость поддержки малого предпринимательства усиливается. Развитие малого и среднего предпринимательства, а так же переход его на качественно новый уровень невозможны без эффективной государственной политики в данной сфере. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства является стратегической задачей, уже не раз обозначенной высшим руководством, в том числе и в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации. В свою очередь осуществление эффективной государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства требует всестороннего понимания внутренних процессов, происходящих в секторе, а также видения ситуации с позиций самих предпринимателей.
Основные финансовые инструменты поддержки МСП, существующие в России на сегодняшний день можно условно разделить:
- программы стимулирования и поддержки МСП;
- грантовая поддержка субъектов МСП;
№ 3 (31) - 2014
101
Проблемы экономики и менеджмента
- гарантийные и венчурные фонды;
- кредитование малого бизнеса;
- микрофинансирование субъектов малого бизнеса;
- налоговое регулирование и оптимизация налогообложения малого предпринимательства (рис. 1.)
Пр огр л ммы стимул нр ОВ Л И ИЯ и п о д д ер жк и МСП
Кр ед нтов л и и е мл лог о бит н н еса
На логовое р егулир ов л н и е к о пт имен л ц ия налогообложения малого предпрннимлтельствя
Рисунок 1 - Финансовые инструменты государственного стимулирования МСП
(разработано авторами)
C 2005 г. реализацией государственной политики стимулирования малого и среднего предпринимательства занимается Минэкономразвития Российской Федерации (основной координатор государственных программ), а также 12 министерств и ведомств. Для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями малого и среднего предпринимательства в марте 2008 г. была создана Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства [1].
Программы Минэкономразвития по поддержке МСП
По данным за 2013 г. количество реализуемых программ поддержки МСП в регионах достигло 506, из них:
- программы субъектов Российской Федерации - 311;
- муниципальные программы - 195.
Основными финансовыми инструментами программы являются [2]:
- субсидии действующим инновационным компаниям;
- гранты на создание малых инновационных предприятий - 0,5 млн руб. на одну инновационную компанию;
- субсидии на образовательные программы для персонала инновационных компаний;
- субсидии малым инновационным компаниям-эмитентам для возмещения расходов, связанных с размещением и обращением ценных бумаг на фондовой бирже -до 5 млн руб.;
Мнкр оф и н л и сир ов а и не су бъектов малого бизнеса
102
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
- субсидирование процентной ставки по кредитам;
- софинансирование расходов на приобретение оборудования;
- грантовая поддержка начинающих предпринимателей: для вновь созданных предприятий, размер гранта - 0,3 млн руб.;
- субсидии по договорам лизинга оборудования;
- софинансирование создания имущественной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства;
- софинансирование строительства Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам;
- субсидирование затрат субъектов МСП, связанных с реализацией программ по энергосбережению, внедрению энергоэффективных технологий. Размер субсидии до 50% от суммы затрат, но не более 1 млн руб. при предъявлении энергетического паспорта компании;
- субсидии на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации по стимулированию субъектов МСП в регионах [1].
Программа Минздравсоцразвития по снижению напряженности на рынке труда направлена на повышение самозанятости населения и стимулирование малого предпринимательства. По данной программе безработный может получить субсидию на открытие собственного бизнеса. Кроме этого оказывается финансовая поддержка по обучению, переподготовке и повышению квалификации. Размер субсидии - 58,8 тыс. руб. на одно физическое лицо [3].
Г рантовая поддержка малого предпринимательства.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов предоставляются с учетом следующих условий:
- гранты для вновь зарегистрированных и действующих менее 1 года малых предприятий, в т.ч. крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы;
- сумма гранта не превышает 0,3 млн руб. на одного субъекта МСП;
- гранты предоставляются при условии софинансирования субъектам малого и среднего предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее 15% от суммы гранта;
- гранты могут предоставляться в денежной (непосредственная выплата субсидии получателю поддержки) и в натуральной формах (оплата за счет средств гранта услуг по предоставлению в пользование основных средств, предоставлению помещений);
- обеспечена координация с региональной программой мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
- гранты субъектам МСП, осуществляющим розничную и оптовую торговлю, должны составлять не более 10% от общей суммы субсидии федерального бюджета регионам [2].
Региональные гарантийные фонды. Самой популярной мерой
№ 3 (31) - 2014
103
Проблемы экономики и менеджмента
государственной поддержки во всём мире является предоставление государственных гарантий по кредитам МСП.
Гарантии малому бизнесу предоставляют региональные гарантийные фонды. Поручительства фондов распространяются на договора лизинга, кредитные договора, договора о предоставлении банковской гарантии.
Г арантийные фонды работают исключительно на территории того субъекта, где они созданы, и финансируются из бюджетов региона Российской Федерации и федерального бюджета. Общее руководство деятельностью гарантийных фондов в России осуществляет Министерство экономического развития. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 79 региональных гарантийных фондов.
Срок действия гарантии не более трех лет, а ее размер должен составлять не более 70% от обеспечения по кредиту.
Вознаграждение фонду - не более 3% от размера поручительства. Размер вознаграждения может варьироваться от 1 до 3% в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта МСП [2].
Кредитование субъектов МСП. Особая роль в системе финансовых инструментов поддержки МСП отведена льготному кредитованию. Специализированный банк ОАО «МСП-банк» в рамках государственной программы финансовой поддержки предоставляет кредиты субъектам МСП. Эффективность реализации Программы МСП Банка подтверждается достигнутыми результатами, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика поддержки субъектов МСП (разработано авторами) [4]
Год Количество субъектов МСП Сумма оказанной поддержки субъектам МСП (млн руб.) Количество партнеров
Банки-партнёры ОИ
2010 24449 90858 469 269
2011 59717 211071 470 434
2012 82242 284560 459 485
2013 83736 360904 544 568
Динамика поддержки субъектов МСП банком ОАО «МСП-банк» впечатляет. С 2010 г. увеличился рост количества субъектов МСП, которым была оказана поддержка МСП-банком, составив к 2013 г. 350%, а сумма оказанной поддержки возросла в 4 раза - более 361 млрд рублей.
Микрофинансирование субъектов малого предпринимательства. Развитие сети микрофинансовых организаций, позволяет получить доступ к заемным средствам субъектам МСП, в основном - микропредприятиям и индивидуальным предприятиям, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами коммерческих банков (незначительная сумма кредита, отсутствие кредитной истории, залога и т.д.) [2] Микрофинансовые организации кредитуют субъектов малого предпринимательства на взаимовыгодных условиях. Микрофинансирование субъектов МСП не должно превышать 1 млн руб., срок займа - не более 12 месяцев.
104
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Программы микрофинансирования осуществляют:
- специализированные микрофинансовые институты;
- сельскохозяйственные кредитные кооперативы;
- кредитные союзы;
- фонды поддержки предпринимательства.
В январе 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», регулирующий этот важный сегмент финансовой поддержки субъектов МСП.
Специальные режимы налогообложения для малого предпринимательства.
В соответствии с действующим законодательством в области налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяются специальные налоговые режимы:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- патентная система налогообложения [5].
Согласно ст. 346.43 Налогового Кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 г. в России вводится патентная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Суть этой системы в том, что индивидуальный предприниматель (ИП) получает патент по 47 видам деятельности на выбранный им период времени (от 1 до 12 месяцев). В основном, это предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по: ремонту и бытовому обслуживанию населения, обучению и репетиторству, ветеринарных, охранных, производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса). Также патентная система налогообложения распространяется на розничную торговлю и услуги общественного помещения.
При получении патента предприниматель уплачивает 6% от «потенциально возможного дохода» в конкретной отрасли. ИП, работающий по патентной системе, получает некоторые налоговые льготы. В частности, он освобождается от следующих платежей (но только касающихся вида деятельности, на которую купил патент):
- НДФЛ;
- налог на имущество физических лиц;
- НДС.
При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель имеет право привлекать наемных работников, численность которых не должна превышать 15 человек за налоговый период по всем видам предпринимательской деятельности, указанном в патенте. Минимальный размер потенциально возможного годового дохода ИП не может быть меньше 100 тыс. руб., а его максимальный - не более 1 млн руб. Налоговая ставка по патенту составляет 6% [5].
Патентная система экономически выгодна тем предпринимателям, кто привлекает рабочую силу из-за пределов своего региона. Согласно новому закону,
№ 3 (31) - 2014
105
Проблемы экономики и менеджмента
получить патент можно на предпринимательство в любом регионе. Можно также получить патенты на деятельность в нескольких регионах одновременно. Также необходимо отметить, что применение патента освобождает предпринимателей от подачи налоговой декларации.
Также для налогоплательщиков предусмотрены налоговые льготы:
- ускоренная амортизация основных производственных фондов;
- налоговый кредит, предоставляемый малым предприятиям в размере 10% годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта Российской Федерации, но не более чем на 50%;
- малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы;
- уплата налогов по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей [5].
Таблица 2 - Динамика развития МСП по видам экономической деятельности за 2012 г. (разработано авторами по [6])
Число малых предприятий Оборот Инвестиции в основ. капитал
Виды экономической тыс. в % к млрд в % к млрд в % к
деятельности ед. итогу руб. итогу руб. итогу
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 11,9 5,0 272,1 1,8 67,5 18,5
Обрабатывающие производства 35,4 14,9 1614,1 10,7 65,1 17,9
Строительство 31,2 13,1 1768,4 11,7 80,2 22,0
Торговля 68,6 28,8 8838,6 58,5 35,5 9,8
Г остиницы и рестораны 10,5 4,4 283,3 1,9 2,2 0,6
Транспорт и связь 14,1 5,9 527,4 3,5 15,3 4,2
Операции с недвижимостью 49,1 20,6 1367,1 9,0 77,8 21,3
Образование 0,3 0,1 3,5 0,0 0,0 0,0
Здравоохранение и социальные услуги 3,8 1,6 93,4 0,6 4,8 1,3
Коммунальные и прочие услуги 6,1 2,6 133,9 0,9 3,3 0,9
Прочее 7 3 486,4 1,4 13,2 3,5
Всего 238,1 100 15116,3 100 364,5 100
Наибольшее число малых предприятий задействовано в торговле (28,8% от общего числа предприятий), в этом же секторе максимальный оборот, составляющий 8838,6 млрд руб. (58%), однако по инвестициям в основной капитал лидирует строительство - 80,2млрд руб. (22%). Далее по количеству МП следуют операции с недвижимостью и обрабатывающие производства - 49,1% и 35,4% соответственно. Меньше всего малых предприятий зафиксировано в сфере образования - 0,3% от общего числа, в данном виде экономической деятельности инвестиции в основной капитал не осуществляются.
106
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Несмотря на многократное увеличение государственной поддержки сектора МСП, негативной является тенденция к сокращению доли малых инновационных предприятий в отраслевой структуре малого предпринимательства. Вместо запланированного Минэкономразвития Российской Федерации ежегодного роста в 2% и доведения доли инновационных МСП до 6% в отраслевой структуре, произошло снижение на 0,1% (с 0,9% до 0,8%). Такая же тенденция отчетливо прослеживается в федеральных округах и субъектах Российской Федерации [7].
Мы поддерживаем точку зрения авторов о необходимости создания института оценки эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса. В США эти функции выполняет Генеральная инспекция, подотчетная только Президенту страны и Конгрессу. Также для оценки эффективности государственной поддержки МСП привлекаются независимые от SBA структуры: Департамент управления и бюджета при Президенте США, Департамент финансовой инспекции Правительства США. Результатом оценки эффективности деятельности Администрации малого бизнеса является ежегодно публикуемый отчет, доступный для широкой общественности. В отчете рассматриваются: целевой характер использования
бюджетных средств, уровень достижения целевых индикаторов государственных программ поддержки МСП.
В России оценку эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства осуществляют: на федеральном уровне - Минэкономразвития Российской Федерации, на региональном и муниципальном уровнях - администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, сами разработчики (исполнители) программ оценивают качество своей работы [7].
Другой причиной, снижающей эффективность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, по нашему мнению, является многочисленность и нескоординированность программ государственной поддержки сектора МСП. Мы поддерживаем предложение ученых, предлагающих адаптировать к российской экономике опыт Великобритании по стимулированию малого и среднего предпринимательства.
В стране одновременно действовало более 3000 различных программ поддержки МСП, реализуемых не только государственными структурами, но и ведомствами, фондами с участием государства. Ежегодные расходы бюджета Великобритании на поддержку МСП составляли около 2,5 млрд ф. ст., однако результативность этих затрат была недостаточной. Кроме того, в связи с многочисленностью программ стимулирования МСП и субъектов их реализующих, не удавалось осуществить объективную оценку экономической эффективности как системы государственной поддержки МСП в целом, так и отдельных программ. Анализ эффективности государственных программ поддержки МСП показал, что при реализации программ с объёмом финансирования около 1 млн ф. ст. операционные расходы достигали 25%, а в программах с бюджетом примерно 60 млн ф. ст. - не превышали 5% [8].
Для решения указанной проблемы в 2007 г. Министерством DTI,
№ 3 (31) - 2014
107
Проблемы экономики и менеджмента
(«Министерство торговли и промышленности» - основной координатор программ стимулирования малого и среднего бизнеса) была разработана межведомственная «Программа упрощения системы поддержки предпринимательства» (The Business Support Simplification Programme - BSSP), направленная на значительное упрощение и одновременно повышение эффективности государственной системы стимулирования МСП. Основной целью Программы BSSP является концентрация бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее востребованных программ государственной поддержки МСП.
В результате реализации программы BSSP сектор МСП Великобритании получает ежегодный экономический эффект около 1,4 млрд ф. ст. Программа «Упрощение регулирования экономической деятельности» (Simplification Plan) позволила на 25% сократить издержки, связанные с преодолением административных барьеров, ежегодно экономить субъектам МСП порядка 1 млрд ф. ст. [8].
Проведённый анализ финансовых механизмов стимулирования малого предпринимательства в Российской Федерации позволил выявить следующие проблемы:
• Низкая доступность финансовых ресурсов, которая обусловлена сложностью получения заёмного финансирования и высокими ставками банковских кредитов;
• Неразвитость функционирования механизмов государственной поддержки субъектов МСП: нескоординированность государственных программ и сложность получения поддержки;
• Отсутствие системы мониторинга и оценки эффективности программ поддержки МСП;
• Недостаточный объём финансирования государственных программ. По данным за 2013 г. была оказана поддержка 59032 субъектам малого предпринимательства общей суммой в 99840,3 млн руб., из них было выделено из федерального бюджета 56% средств, а перечислено лишь 43% [6].
Для повышения эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса авторами разработаны следующие рекомендации:
• Развивать систему налоговых льгот для субъектов малого производственного, экспортно-ориентированного и инновационного предпринимательства;
• Совершенствовать механизм микрокредитования субъектов МСП как эффективный инструмент, обеспечивающий увеличение доступа к кредитным ресурсам;
• Увеличить объёмы финансирования поддержки региональных гарантийных и венчурных фондов путём привлечения средств из пенсионных и страховых организаций;
• Увеличить субсидии малым инновационным и экспортно-ориентированным предприятиям;
• Усилить ответственность региональных администраций за эффективность и целевую направленность распределения финансовых средств в рамках программ поддержки малого предпринимательства;
108
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Для большинства экономически развитых стран базовым элементом национальной экономики является малое предпринимательство, для развития которого необходима постоянно действующая система государственной поддержки. Создание эффективных финансовых инструментов и механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства будет способствовать не только повышению роли МСП в российской экономике, но и переходу к инновационной модели развития общества.
Список литературы:
1. Александрин Ю.Н. Институциональный аспект стимулирования малого предпринимательства в условиях формирования инновационной модели экономики // Экономика: теория и практика. - 2010. - № 1 (19). - С. 13-19.
2. Программа Минэкономразвития по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru.
3. Программа Минздравсоцразвития по снижению напряженности на рынке труда [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosminzdrav.ru/docs
4. Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mspbank.ru/
5. Налоговый Кодекс РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru
6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: http://smb.gov.ru/
7. Александрин Ю.Н. Адаптация институтов развития малого предпринимательства к инновационной экономике // Экономика: теория и практика. -2011. - № 2 (22). - С. 39-48.
8. Александрин Ю.Н. Опыт Великобритании в модернизации системы государственной поддержки малого бизнеса // Экономика: теория и практика. - 2011. -№ 4 (24). - С. 29-35.
№ 3 (31) - 2014
109