Научная статья на тему 'Финансовые диспропорции в строительстве: их причины и последствия для экономики'

Финансовые диспропорции в строительстве: их причины и последствия для экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПРОПОРЦИИ / FINANCIAL PROPORTIONS / ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ / INTERNAL RESERVES / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / СТОИМОСТЬ РЕАЛЬНО ЗАТРАЧЕННОГО ТРУДА / INVESTMENT COST / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ / ФИНАНСОВАЯ СПЕКУЛЯТИВНАЯ НАДБАВКА / FINANCIAL SPECULATIVE MARKUP / DIRECT LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсов Д. А.

Предмет/тема. В статье отмечается, что в условиях продолжающегося оттока капитала за рубеж и ускоряющихся процессов снижения производительности труда исследование финансовых пропорций отечественной экономики, демонстрирующих соотношение объемов генерируемых финансовых ресурсов и величины рыночной стоимости реально затраченного труда и реализованных природных богатств, становится особенно актуальным. Цели/задачи. Исследованы факторы, от которых зависит рост величины расхождения между объемом финансовых ресурсов, направленных в строительную отрасль, и реально затраченным трудом. Аналогичные расхождения наблюдаются в других сферах экономики, имеющих схожие со строительной отраслью признаки. Совместно они влияют на образование в масштабах всей экономики финансовой спекулятивной надбавки, указывающей на значительное превышение объемов финансовых ресурсов по сравнению с величиной реально затраченного труда и свидетельствующей о серьезных финансовых диспропорциях. Методология. На основе дедуктивного метода и многоступенчатого анализа функциональных зависимостей в качестве так называемого ведущего звена выделена строительная отрасль. Результаты. Рассмотрена степень влияния строительной отрасли на экономику в целом. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что для устранения данных диспропорций и исключения финансовой спекулятивной надбавки требуются меры комплексного воздействия. Они должны заключаться в следующем: сглаживание дискретных проявлений системы финансов, в первую очередь строительной и схожих с ней отраслей; ориентирование работников на стабильный доход вопреки единичной спекулятивной выгоде; повышение прозрачности информации о действующих ценах посредством электронных баз данных. Параллельно следует взять курс на изменение структуры государственных инвестиционных проектов в плане увеличения доли участия отечественных промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial disproportions in construction: the causes and consequences for the economy

The continuing outflow of capital to foreign countries and accelerated decline in labor production make particularly relevant the study of financial proportions of the national economy, which demonstrate the balance of the volume of generated financial resources and the market value of direct labor and realized mineral wealth. Based on the deductive approach and multilevel analysis of functional dependences as the so called a driving link, I distinguished the construction industry and studied its influence on the economy in general. I also analyzed the factors having an impact on the growth of divergences between financial resources allocated to the industry and direct labor. Similar divergences can be observed in other branches of the economy that are similar to the construction industry. These branches jointly influence the formation of a financial speculative markup on the economy-wide scale, which indicates to a considerable excess of financial resources as compared to the amount of direct labor, and testifies to serious financial imbalances. In my research, I made a conclusion that to eliminate these disparities and the financial speculative markup it is necessary to take comprehensive measures. These measures should involve smoothing the discrete aspects of the financial system, first of all, of the construction and similar industries; directing employees towards regular revenues despite one-off occasional speculative profit; enhancing the transparency of information about effective prices by means of electronic databases. In parallel, it is necessary to set a course for changing the structure of public investment projects in terms of increasing the share of participation of domestic manufacturing enterprises.

Текст научной работы на тему «Финансовые диспропорции в строительстве: их причины и последствия для экономики»

Финансовая система

УДК 336.645.1

ФИНАНСОВЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Д.А. ФИРСОВ, кандидат экономических наук, соискатель ученой степени доктора экономических наук по кафедре государственных и муниципальных финансов

E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Предмет/тема. В статье отмечается, что в условиях продолжающегося оттока капитала за рубеж и ускоряющихся процессов снижения производительности труда исследование финансовых пропорций отечественной экономики, демонстрирующих соотношение объемов генерируемых финансовых ресурсов и величины рыночной стоимости реально затраченного труда и реализованных природных богатств, становится особенно актуальным.

Цели/задачи. Исследованы факторы, от которых зависит рост величины расхождения между объемом финансовых ресурсов, направленных в строительную отрасль, и реально затраченным трудом. Аналогичные расхождения наблюдаются в других сферах экономики, имеющих схожие со строительной отраслью признаки. Совместно они влияют на образование в масштабах всей экономики финансовой спекулятивной надбавки, указывающей на значительное превышение объемов финансовых ресурсов по сравнению с величиной реально затраченного труда и свидетельствующей о серьезных финансовых диспропорциях.

Методология. На основе дедуктивного метода и многоступенчатого анализа функциональных зависимостей в качестве так называемого ведущего звена выделена строительная отрасль

Результаты. Рассмотрена степень влияния строительной отрасли на экономику в целом.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что для устранения данных диспропорций и исключения финансовой спекулятивной надбавки требуются

меры комплексного воздействия. Они должны заключаться в следующем: сглаживание дискретных проявлений системы финансов, в первую очередь -строительной и схожих с ней отраслей; ориентирование работников на стабильный доход вопреки единичной спекулятивной выгоде; повышение прозрачности информации о действующих ценах посредством электронных баз данных. Параллельно следует взять курс на изменение структуры государственных инвестиционных проектов в плане увеличения доли участия отечественных промышленных предприятий.

Ключевые слова: финансовые пропорции, внутренние резервы, инвестиции, стоимость реально затраченного труда, инвестиционные расходы, финансовая спекулятивная надбавка

В условиях существенного замедления экономического роста следует по-новому оценить финансовые пропорции развития, под которыми в контексте проведенного исследования понимается соотношение объемов генерируемых финансовых ресурсов и величины рыночной стоимости реально затраченного труда, реализованных природных богатств. Экономика продолжает испытывать острую нехватку финансовых ресурсов. Возможности решения проблемы за счет роста экспортной выручки от продажи энергоносителей исчерпаны. В процессе

анализа структуры современной системы финансов и поиска внутренних источников роста вполне очевидной становится первоочередная задача - повышение эффективности инвестиционных расходов, за счет чего можно генерировать дополнительные финансовые ресурсы и улучшить результаты инвестиционных проектов (как качественные, так и количественные).

Сокращение инвестиционных расходов при одновременном улучшении или сохранении результата от инвестиций возможно посредством повышения эффективности работы отраслей, выполняющих заказы инвесторов и непосредственно потребляющих инвестиционное финансирование.

Недостатки в деятельности таких отраслей зачастую приводят к негативным последствиям: риски полного срыва тех или иных инвестиционных проектов, несмотря на их изначальную привлекательность, возникают с момента осуществления инвестиционных затрат. События могут развиваться по двум вариантам:

1) проект не будет реализован по причине превращения объекта строительства (реконструкции) в долгострой;

2) готовый объект строительства (реконструкции) не будет соответствовать изначальному замыслу по качественным и (или) количественным характеристикам, что кардинально ухудшит реализацию проекта.

Риски такого развития ситуации в существующих условиях высоки. В целях их минимизации аккумулируются дополнительные финансовые ресурсы, порой значительно превосходящие первоначально рассчитанные расходы. Исходя из общепринятых методик оценки эффективности инвестиций, проект в данных условиях может стать неэффективным. Если в частном секторе имеется тому явное подтверждение (один из факторов низкого инвестиционного предложения в экономике), то в государственном секторе не существует механизма точного определения эффективности инвестиций. Зачастую их цель - не прямое получение будущих доходов, а достижение положительного эффекта (в обороноспособности, развитии инфраструктуры и т.п.).

В настоящее время отсутствует единый и четко структурированный механизм создания государственного инвестиционного предложения. Бюджетные инвестиции продолжают оставаться привлекательной базой для лоббирования интере-

сов. Для обоснования собственных идей зачастую достаточно быть в курсе действующих приоритетов, иметь опыт реализации государственных инвестиционных проектов, а также обладать возможностью привлечения административных ресурсов. Практика, при которой первостепенной задачей реализации ряда государственных инвестиционных проектов стал лишь ввод в эксплуатацию (причем, без серьезного анализа причин изменения ранее утвержденных стоимости и сроков), повлияла на формирование нового механизма незаконного вывода бюджетных и прочих государственных средств из оборота. Точно определить их величину невозможно, но о существовании подобной схемы уже давно говорят широкие общественные круги. Это нашло отражение и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014: «...приводились примеры, когда деньги вкладываются в помпезные здания или когда стоимость однотипных объектов, хочу это подчеркнуть - именно однотипных, отличается в разы даже в соседних регионах»1. Поскольку бюджетные инвестиции и проекты компаний с государственным участием являются основной движущей силой экономического развития, возникают общие финансовые диспропорции, обусловленные значительным превышением величины инвестиционных расходов над рыночной стоимостью реально затраченного труда и природных ресурсов.

В итоге в процессе инвестирования образуются финансовые диспропорции колоссальных масштабов, затрагивающие всю экономику. В структуре финансовых потоков уменьшается доля средств, подкрепленных реально затраченным трудом и стоимостью природных ресурсов, и возрастает доля неподкрепленных, которую можно именовать финансовой спекулятивной надбавкой. Такая надбавка является источником коррупционных доходов, упрощает и частично легитимизирует механизм хищений, обесценивает реальную стоимость труда и снижает его производительность, ухудшая общее качество жизни.

Таким образом, дополнительное финансирование инвестиционных расходов, направленное на покрытие приведенных рисков, в конечном итоге оказывает серьезное влияние на формирование финансовой спекулятивной надбавки. При этом за

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/47173/work.

счет роста данной надбавки (со всеми ее последствиями) увеличение финансирования не может осуществляться прямо пропорционально росту нефинансовых параметров инвестиционных проектов. Последнее происходит с некоторым отставанием (рис. 1). На рис. 1 линии а и Ь демонстрируют зависимость на макроуровне результатов инвестирования (готовых объектов) в натуральных показателях (м, м2, м3, км и т.п.) от объемов финансирования в денежных единицах. Линия Ь показывает ожидаемые параметры, исходя из имеющегося потенциала. Линия а демонстрирует фактическое состояние, при котором рост объема финансирования значительно опережает потенциально возможный результат.

Очевидно, что для повышения эффективности инвестиций необходимо произвести выравнивание финансовых диспропорций путем уменьшения доли финансовой спекулятивной надбавки. В результате должна уменьшиться потребность в дополнительном финансировании инвестиционных расходов, что поможет решению проблемы дефицита ликвидности в экономике и приведет к высвобождению значительных финансовых ресурсов. Для дальнейшего исследования целесообразно выявить причины дополнительного финансирования инвестиционных расходов и их структуру в процессе трансформации в доходы предприятий, исполняющих заказы инвесторов.

Для их изучения необходимо исследовать финансы отраслей, включающих в себя данные предприятия, в особенности отрасли, получающие наибольший объем доходов за счет инвестиционного финансирования.

Объем финансирования

а

Уу ь

Результат

Примечание. Объем финансирования - в рублях; результат -в натуральных ед.

Рис. 1. Зависимость результата инвестирования от объемов финансирования

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал в 2012-2013 гг., в процентах к итогу

Показатель 2012 2013

Инвестиции в основной капитал, 100 100

всего

В том числе:

- в жилища 12,2 16,0

- в здания (кроме жилых) 44,2 42,1

и сооружения

- в машины, оборудование, 37,6 35,3

транспортные средства

Прочие инвестиции 6,0 6,6

Источник: Россия 2014: стат. справочник. М.: Росстат, 2014. 62 с.

Согласно структуре инвестиций в основной капитал наибольший объем таких доходов приходится в настоящее время на предприятия и организации строительной отрасли (табл. 1).

Как показывает анализ статистических данных, представленных в табл. 1, строительная отрасль оказывает ключевое влияние на инвестиционный процесс, получая больше половины всего инвестиционного финансирования. Соответственно, финансы строительной отрасли являются в настоящее время главным фактором формирования и исполнения инвестиционных расходов в процессе непосредственного производства инвестиционной продукции.

Особенности системы финансов современной строительной отрасли обусловлены рядом факторов:

1) внутрисистемных;

2) конъюнктурных;

3) вертикально регулирующих;

4) горизонтально регулирующих.

Вектор действия внутрисистемных факторов является постоянной величиной и не может изменяться, поскольку выражает внутреннее содержание отрасли и ее системы финансов. Остальные же три группы факторов могут действовать по-разному. Конъюнктурные факторы одновременно демонстрируют влияние сложившейся рыночной конъюнктуры и выступают своеобразным индикатором, описывающим направления и степень влияния горизонтально и вертикально регулирующих факторов. Горизонтально регулирующие факторы представляют собой воздействие на строительную отрасль смежных отраслей, потенциально способных как компенсировать объективно присутствующие негативные признаки, вызванные первой группой факторов, так и, наоборот, усиливать их.

Вертикально регулирующие факторы формально призваны исправлять негативные последствия всех перечисленных факторов, поскольку являются частью системы государственного регулирования. Однако, учитывая ее несовершенство, действия таких факторов могут иметь нулевой или даже обратный эффект. При условии детального и всестороннего изучения влияния конъюнктурных и горизонтально регулирующих факторов можно делать выводы о существующих недоработках и пробелах в области государственного регулирования. На рис. 2 продемонстрирована укрупненная схема влияния перечисленных факторов на систему финансов строительной отрасли.

Внутрисистемные факторы определяются спецификой строительной отрасли. Работа строительных организаций серьезно отличается от деятельности среднестатистического промышленного предприятия (например, легкой, пищевой промышленности или даже производства строительных материалов). Обычные промышленные стабильно функционирующие предприятия:

- имеют рентабельность, близкую к среднеотраслевой;

- изучая потребности рынка, корректируют и обновляют производственные мощности;

- занимаются повышением квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, которые, как правило, трудятся в своей организации постоянно и являются специалистами по своему направлению.

Смежные отрасли

Государство

Вертикально регулирующие факторы

Строительный рынок

Деятельность строительных организаций сложно представить таким образом. Здесь среднеотраслевая рентабельность - номинальная, необходимая для отчетности величина. Некоторое исключение могут составить крупные узкопрофильные инженерно-строительные организации, занимающиеся строительством и реконструкцией инженерных объектов, но и они серьезно зависят от субподрядчиков и не лишены влияния перечисленных факторов.

Строительство отличается от большинства промышленных отраслей по следующим параметрам:

- высока зависимость от проектных организаций;

- характеристика продукции строительных организаций (далее - объектов) зависит от определенного земельного участка, на котором находится объект. В связи с этим такая продукция обладает определенными индивидуальными свойствами, затрудняющими точные финансовые сравнения и сопоставления, повышая роль субъективной оценки. Кроме того, индивидуальность присуща большинству объектов строительства (за исключением выполненных по типовому проекту) из-за разных проектных решений;

- величина объектов может быть значительной, а сроки производства - длительными;

- в связи с индивидуальностью одинаковые виды работ на разных объектах могут иметь ряд различий, порождающих колоссальное количество различных технологических операций и исключающих возможность объективного финансового сопоставления;

- большинство работ выполняется вручную, что повышает уровень зависимости от человеческой ошибки;

- имеется потенциальная возможность замены дорогих материалов дешевыми аналогами, не приводящая к серьезному ухудшению качеств объекта в краткосрочной перспективе;

- индивидуальность, длительные

Рис. 2. Схема влияния факторов на систему финансов строительной отрасли

сроки производства

и высокий уровень зависимости от человеческой ошибки значительно увеличивают требуемое для контроля время и тем самым снижают уровень его эффективности;

- уровень сложности некоторых работ, выполняемых вручную, не требует наличия высоких профессиональных навыков, поэтому такие работы могут производиться без специальной подготовки;

- малоэффективный контроль и возможность выполнения некоторых операций неквалифицированными рабочими размывают барьеры между работами, требующими наличия высокой квалификации и не требующими опытных специалистов, что приводит к вытеснению квалифицированного труда на строительном рынке;

- множество различных технологических операций, выполняемых вручную, и индивидуальность препятствуют выработке и/или действию единых стандартов и повышают субъективную составляющую при построении технологической последовательности для конкретного объекта;

- субъективное построение технологической последовательности вносит определенный элемент хаотичности и неуправляемости, в связи с чем на объектах возникает множество дополнительных работ, часть из которых сомнительна из-за высокой составляющей неквалифицированного труда;

- финансовые потоки в строительной отрасли дискретны, поскольку формируются индивидуально для каждого объекта.

В связи с этими особенностями можно выделить внутрисистемные факторы, оказывающие се-

рьезное влияние на систему финансов строительной отрасли:

- высокая зависимость от смежных отраслей;

- индивидуальность строительной продукции;

- длительный цикл производства;

- потенциальная возможность экономии на материалах;

- высокозатратный финансовый контроль;

- отсутствие барьеров для вхождения в отрасль как в качестве работника, так и в качестве работодателя;

- потенциальная возможность использования неквалифицированных рабочих в большинстве технологических операций;

- дискретность финансовых потоков;

- наличие дополнительных работ.

Основным итогом действия внутрисистемных

фактов является эффект необоснованного возрастания финансовых затрат в процессе строительства относительно изначально запланированных сметой. Данный эффект обусловлен внутренней природой строительной отрасли. Однако степень возрастания при этом зависит от действия регулирующих факторов и рыночной конъюнктуры.

Выделить конъюнктурные факторы и определить степень их влияния можно, рассмотрев существующие проблемы строительной отрасли. В табл. 2 приводятся статистические данные, позволяющие осуществить сравнительный анализ факторов, ограничивающих деловую активность различных отраслей, и выделить характерные проблемы строительной отрасли.

Таблица 2

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций, по отраслям (по данным опроса, проведенного в IV квартале 2013 г.), в процентах от числа обследованных организаций

Факторы, ограничивающие деловую активность

Высокий Высокий Недостаток квалифицированных рабочих Нехватка

Отрасль Недостаточный спрос уровень налогообложения процент коммерческого кредита и изношенность машин и механизмов

Строительство 17 42 14 21 2

Добыча полезных ископаемых 31 39 20 18 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обрабатывающие производства 51 41 27 26 23

Производство и распределение 21 29 13 17 48

электроэнергии, газа и воды

Оказание услуг 37 37 13 21

Розничная торговля 48 56 20

Источник: Россия в цифрах. 2014. Предприятия и организации. Деловая активность организаций. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b14_11/Main.htm.

В ходе проведенного опроса (см. табл. 2) строительные компании оценивали рыночную конъюнктуру, исходя из которой продукция предприятий отрасли пользуется наиболее высоким спросом относительно остальных отраслей. Такая позиция опрашиваемых работников определяется наличием низких входных барьеров в отрасль, обусловленных наличием финансирования по причине относительно высоких оборотов (в 2013 г. - 4 876,5 млрд руб.). В большинстве видов обрабатывающих производств обороты ниже (например, в металлургии в 2013 г. - 3 965 млрд руб., в машиностроении - 1 425 млрд руб.). Таково же положение и в добывающих отраслях, не относящихся к топливно-энергетическому комплексу (1 139,9 млрд руб.)2. Повлияли на результаты опроса и отсутствие ключевой потребности в квалифицированных рабочих кадрах, низкая потребность в приобретении новых машин и оборудования. Опрашиваемые специалисты не считали большой проблемой нехватку и изношенность машин и механизмов, что подтверждает наличие низкого уровня фондоемкости отрасли.

На практике мнение строителей далеко не всегда находит подтверждение, о чем свидетельствуют статистические данные о количестве принятых на работу и уволившихся. Строительная отрасль опережает по данным показателям (в 2012 г. прибыло 49,4% от среднесписочной численности работников, выбыло - 49,9%) в относительном выражении остальные производственные сферы почти в два раза 3. Уровень межрегиональной трудовой миграции в строительстве составляет свыше 25%, что значительно превышает аналогичный показатель в других отраслях. Таким образом, привлекательность строительной отрасли с точки зрения высокого и стабильного дохода для значительной части работников не подтверждается в процессе трудовой деятельности и заставляет людей менять место занятости. Рыночная конъюнктура в данной ситуации отвечает дискретности финансирования, рассмотренной в предыдущей группе факторов. Поэтому высокий уровень налогов (уступающий только розничной торговле) оказывает самое непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия как элемент затрат, который ослабляет возможность регулирования уровня убыточности при дискретном финан-

2 URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm.

3 Труд и занятость в России. 2013. Раздел 5.1. Прием и выбытие работников по видам экономической деятельности. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_36/Main.htm.

сировании. В связи с этим выжить в отрасли могут в основном организации, уклоняющиеся от уплаты налогов. Конкурентоспособными зачастую остаются те предприятия, которые совершают налоговые преступления. А минимальные входные барьеры в отрасль привлекают спекулянтов и мошенников.

Незначительная величина, характеризующая значение коммерческого кредита для отрасли относительно промышленных предприятий, свидетельствует о том, что строительные организации задействуют другие механизмы финансирования и имеют накопленные резервы. Строительный рынок является для коммерческих банков высокорискованным, поэтому получение кредитов для строителей - долгий и дорогой процесс. Но многие строительные организации успешно действуют и без кредитов. Они не считают, что это способно ограничить их деловую активность.

Приведенные статистические данные, полученные в результате опросов строительных организаций, позволяют более детально рассмотреть существующие проблемы.

Исходя из существующих реалий, большинство современных строительных организаций вынуждено выстраивать свою работу таким образом, чтобы в период уменьшения или отсутствия заказов снижать или приостанавливать деятельность. Для этого руководители стараются не допускать лишних финансовых обременений.

В связи с этим можно выделить следующие конъюнктурные факторы, оказывающие серьезное влияние на систему финансов строительной отрасли:

- приоритет аренды или субподряда над приобретением в собственность основных средств;

- высокая текучка кадров;

- низкая численность штатных инженерно-технических работников, зачастую малоэффективных и некомпетентных;

- большое количество неквалифицированных рабочих (чаще всего из ближнего зарубежья), набранных под конкретный заказ;

- хаотичность системы финансового планирования;

- сомнительность (с точки зрения законности) денежных потоков при формировании резервов и расчетах с рабочими бригадами из ближнего зарубежья;

- низкий уровень контроля руководства организации над сотрудниками и субподрядчиками.

Из-за перечисленных конъюнктурных и внутрисистемных факторов строительная отрасль перенасыщена посредниками.

Конъюнктурные факторы свидетельствуют о полном отсутствии сдерживающих инструментов (в том числе рыночных) проявления внутрисистемных факторов и о стимулировании и наращивании процессов, происходящих под их влиянием. Так, в существующих рыночных условиях прогрессируют:

- дискретность финансирования;

- слабый финансовый контроль;

- использование неквалифицированного труда при отсутствии объективных барьеров для вхождения в отрасль;

- вывод денежных средств из легального оборота.

Определение степени влияния вертикально регулирующих факторов на данные процессы целесообразно производить только с учетом рассмотрения воздействия горизонтально регулирующих факторов.

Горизонтально регулирующие факторы, представленные действием смежных отраслей, оказывают в настоящее время скорее негативное влияние. Поэтому в дальнейшем при рассмотрении вертикально регулирующих факторов следует исследовать их влияние на горизонтально регулирующие факторы. Можно выделить две основные отрасли, оказывающие влияние на строительную сферу и определяющие направление горизонтально регулирующих факторов:

1) отрасль, представленная проектными организациями;

2) отрасль, представленная поставщиками и производителями строительных материалов.

Факторы, связанные с деятельностью проектных организаций, определяются следующими обстоятельствами. Система проектирования имеет в настоящее время множество недостатков. Основными их них (так же, как и в строительстве) являются:

- дискретность финансирования;

- увеличение доли работников с недостаточной квалификацией;

- возможность манипулирования ценой в связи с индивидуальностью работ.

Особенность данных недостатков заключается в механизме их проявления. Этот механизм реализует свои недостатки посредством влияния на строительную отрасль.

В строительстве такие недостатки проявляются, в первую очередь, посредством низкого качества проектно-сметной документации. Способствует этому общепринятый порядок приемки проектно-изыскательских работ: сдача заказчику проектно-сметной документации и ее согласование с органами государственной экспертизы являются основанием для начала строительно-монтажных работ.

Поскольку наиболее распространено сейчас двустадийное проектирование, после разработки проектно-сметной документации требуется составление рабочей документации, по которой непосредственно производятся строительно-монтажные работы. По фактической апробации рабочей документации можно оценивать итоги проектно-изыскательских работ и давать оценку проектным организациям. Однако на практике такая оценка появляется через длительный временной промежуток после начала строительства (зачастую она отрицательная).

Таким образом, по итогам работы проектных организаций можно выделить первую важную предпосылку для возникновения горизонтально регулирующих факторов, заключающуюся в сдаче документации не по мере ее полной готовности, а по мере достаточности оснований для получения положительного заключения государственной экспертизы и начала строительно-монтажных работ. Следствием такого подхода становится изначально низкая точность расчета предполагаемого финансирования в связи с его обязательным уточнением в исполнительных сметах, входящих в состав рабочей документации. При этом строительные организации, ссылаясь на недостатки этой документации, могут манипулировать стоимостью выполненных работ и завышать цены.

Отрасль, представленная поставщиками и производителями строительных материалов, оказывает важное влияние на строительную сферу посредством системы ценообразования. Маркетинговая политика данных организаций направлена на привлечение максимально возможного количества покупателей любыми способами. В существующих условиях она включает в себя применение инструментов личной финансовой заинтересованности покупателей-посредников, приобретающих товары не для себя, а для заказчиков работ. Сюда относятся как должностные лица, отвечающие за снабжение в своих компаниях, так и отдельные организации или индивидуальные предприниматели, самостоятельно

закупающие материалы для заказчика и использующие их в процессе производства строительных работ. Они обеспечивают основную часть спроса на рынке строительных материалов. Скидки и качество обслуживания таким покупателям малоинтересны. Для их привлечения используется искусственное завышение цены на товар в целях дальнейшего возврата части полученных финансовых средств. В результате перед заказчиком отчитываются по платежным документам с завышенными ценами. Учитывая, что такая ситуация характерна для большинства производителей и поставщиков строительных материалов, цены завышаются повсеместно. Однако суммы возвратов определяются индивидуально. В таких условиях открытая конкуренция между производителями невозможна. Искажаются финансовые пропорции уже между разными производителями.

Повышение качества продукции и снижение цены не являются первостепенными стимулами для покупателей-посредников. Поэтому производители и поставщики стремятся, в первую очередь, заинтересовать клиентов расширением возможностей нелегального вывода из оборота части денежных средств, получаемых от заказчика. Поддерживаемый ими единый уровень цен, позиционируемый как среднерыночный, по факту таковым не является.

Ситуация свидетельствует о снижении уровня прозрачности финансовых потоков на рынке строительных материалов, что способствует необоснованному возрастанию расходов в строительстве.

По итогам работы производителей и поставщиков строительных материалов можно выделить вторую важную предпосылку для возникновения горизонтально регулирующих факторов, заключающуюся в построении системы ценообразования, обеспечивающей возможность сокрытия реальной рыночной стоимости товаров.

В связи с этим обозначим следующие горизонтально регулирующие факторы, оказывающие серьезное влияние на финансы строительной отрасли:

- повышение уровня неопределенности и хаотичности финансового планирования, обусловленное пробелами в работе проектной отрасли;

- снижение прозрачности структуры финансовых потоков в строительстве за счет необоснованного завышения цен производителями и поставщиками строительных материалов.

Данные факторы расширяют возможность необоснованного увеличения цены, серьезно за-

медляют сроки и снижают качество строительно-монтажных работ.

Очевидно, что вертикально регулирующие факторы, которые могли бы оказать сдерживающий эффект для перечисленных негативных явлений, в настоящее время отсутствуют. Наблюдаемое усиление финансового контроля со стороны государства малоэффективно. Без выработки и реализации дополнительных мер, способных ослабить влияние всех перечисленных факторов, активизация контрольно-ревизионных мероприятий сопряжена с неминуемым увеличением расходов и не может способствовать повышению эффективности финансовых процессов в строительстве в силу специфики отрасли. При этом рост расходов возможен как на содержание контрольно-ревизионных органов, так и на финансирование новых способов снижения прозрачности финансовых потоков в строительстве для усложнения проводимых проверок.

Более того, ряд действующих вертикально регулируемых факторов только усугубляет ситуацию и способствует усилению влияния негативных факторов. Основные проблемы вызывают следующие факторы:

- действующая система ценообразования на строительном рынке;

- государственный заказ.

Действие первого фактора проявляется в силу самостоятельного существования системы номинального ценообразования и реального определения цены. Данная диспропорция способствует легализации всех структурных компонент финансовых потоков в строительстве, не являющихся фактическими затратами и предназначенными для незаконного обогащения предпринимателей и должностных лиц.

Сметное дело представляет собой сложную и многогранную сферу, базирующуюся как на инженерных, так и на экономических, юридических знаниях. Принципы составления сметной документации однотипны. Однако порядок составления, формы, структура и содержание сметной документации различаются в зависимости от объекта, источника финансирования, вида работ и стадии проектирования.

Действующая сметно-нормативная база позволяет манипулировать ценой. По заданию работодателя квалифицированный специалист-сметчик может обосновать сумму в разы превышающую реальные затраты. В настоящее время номинальное ценообразование (сметное дело) превращено в

отдельное направление деятельности. Появляются новые коэффициенты, обновляются сборники. Организовывается комплексная методическая работа, оптимизируется образовательный процесс, проводятся аттестации. Практически создан отдельный рынок, на котором вращаются значительные финансовые ресурсы, аккумулируемые в результате научной, творческой, образовательной деятельности, осуществляются продажи сборников, программных продуктов и т.д.

Применение локальных смет на основе действующей сметно-нормативной базы является рекомендательным, но ввиду отсутствия альтернатив этот документ является основой для формирования цены контракта.

Сама по себе локальная смета представляет собой достаточно специфический документ, в котором практически невозможно понять, как формировалась стоимость выполнения отдельной работы и элементов, ее составляющих.

Однако компетентные руководители строительных компаний пользуются сметами только как номинальными документами для обоснования цены. Реальное формирование стоимости они производят только на основе расчетов и калькуляций, доступных для понимания и без специальных знаний.

Вторым фактором, оказывающим негативное влияние на строительную отрасль, является государственный заказ. Прямо или косвенно его механизм распространяется на все строительные организации, даже не участвующие в торгах.

Одновременное осуществление выбора лучшего предложения и его практическая реализация с изначальными условиями в настоящее время крайне затруднены. Важную роль в строительной сфере играют посредники. Поэтому принятие ими изначальных условий технического задания и сметы заказчика не свидетельствует о наличии достаточного потенциала для их выполнения. Соответственно, формируется лотерейная система, в рамках которой либо обосновывается дополнительное финансирование, либо уменьшаются объемы и ухудшается качество работ, либо объект превращается в долгострой. Такая ситуация только обостряет проблемы, связанные с изначальной дискретностью финансирования в строительстве.

В итоге можно говорить об отсутствии системы реального планирования работ в рамках бюджетного финансирования. Процедура размещения государственного заказа не позволяет подрядным

организациям осуществить полноценное планирование работ и тем самым разрушает всю систему инвестиционного планирования. Большинство подрядных организаций наскоро начинают процесс планирования и подготовки строительных работ только после заключения государственного контракта. В результате ресурсы оказываются дороже, а технологическая последовательность работ далеко не всегда в таких условиях может соблюдаться.

Процесс приемки и оплаты работ государственными заказчиками также вносит свои ограничения. Проблема возникает в связи с необходимостью приемки и оплаты работ в конце года. Дискретность, определяемая сроками, соответствующими бюджетному законодательству, противоречит технологической последовательности, скорости выполнения работ и влияет на увеличение расходов. Любое необоснованное ускорение требует дополнительных экономически неэффективных затрат.

Проблемы также проявляются в ограничениях бюджетного финансирования, связанного с величиной авансов и зависимостью государственных заказчиков от поступления бюджетных средств.

При внебюджетном финансировании планирование строительных работ зачастую также зависит от рассмотренных ограничений. На практике влияние бюджетных ограничений может распространяться на внебюджетную сферу строительства. Строительные компании, не получившие бюджетных заказов, все равно имеют среди своих контрагентов организации, работающие с бюджетом, и вынуждены приспосабливаться к их правилам.

На основе исследования всех перечисленных групп факторов можно определить их суммарное влияние (рис. 3).

Отсутствие сдерживающих мероприятий со стороны государства и недостаточная эффективность системы финансового контроля свидетельствуют об определяющем влиянии выделенных суммарных факторов на систему финансов строительной отрасли.

Эти факторы говорят о возможности использования системы финансов строительной отрасли в качестве четко отлаженного механизма трансформации финансовых потоков в целях нелегального вывода денежных средств.

Денежные средства, инвестируемые в строительство объектов, в итоге можно подразделить на используемые по прямому назначению и незаконно выведенные или потерянные. Последние стали неза-

Вертикально регулирующие факторы Государственный заказ Действующая система ценообразования на строительном рынке

+ +

Горизонтально регулирующие факторы

Конъюнктурные факторы

Повышение уровня неопределенности и хаотичности финансового планирования, обусловленное пробелами в работе проектной отрасли. Снижение прозрачности структуры финансовых потоков в строительстве за счет необоснованного завышения цен производителями и поставщиками строительных материалов_

+

Высокая кадровая текучесть. Неквалифицированные рабочие. Сомнительность денежных потоков при расчетах с рабочими. Низкая численность штатных ИТР. Приоритет аренды или субподряда над приобретением в собственность основных средств_

+

Хаотичность системы финансового планирования

+

+

Внутрисистемные факторы

Отсутствие барьеров для вхождения в отрасль.

Потенциальная возможность использования неквалифицированных рабочих в большинстве технологических операций.

Дискретность финансовых потоков_

Наличие дополнительных работ. Высокая зависимость от смежных отраслей. Индивидуальность строительной продукции. Длительный цикл производства. Потенциальная возможность экономии на материалах

Суммарные факторы

Наличие системы преимуществ недобросовестных посредников

Принципиальное несоответствие объемов финансирования расходов реальным издержкам_

Рис. 3. Выделение суммарных факторов влияния на систему финансов строительной отрасли

менимым атрибутом строительной отрасли. Именно их наличие обусловливает необходимость дополнительного финансирования и его рост. Их структура разнообразна. При этом важно подчеркнуть, что объемы финансирования, по факту возникающие в строительстве, связаны не только с прямыми хищениями и коррупцией, но и с неудавшимися попытками их совершить, приводящими к низкой производительности труда, халатности, саботажу.

Факты вывода или потери финансирования в строительстве стали следствием внутриотраслевых процессов организации труда. Так, среди работников разного уровня хищения порой являются нормой в отстаивании своих прав на дополнительные доходы и преступлением не считаются. Речь, безусловно, не идет обо всех работниках отрасли, но в условиях действия перечисленных факторов

противоправные схемы превращаются в системное явление, которое может проявляться следующими способами:

1) у рабочих:

- воровство инструмента и материалов;

- низкая производительность труда и саботаж в случае отказа в дополнительной оплате;

2) у начальников участков и прорабов:

- хищения путем взятия на себя посреднических функций по оплате труда рабочих;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- халатность;

- саботаж в случае повышенного финансового контроля со стороны руководства;

3) у сотрудников, отвечающих за снабжение:

- хищения средств в форме взимания с поставщиков незаконного вознаграждения;

- завышение цен на материалы и изделия;

4) у инженеров производственно-технических служб:

- низкая производительность труда;

- халатность,

- саботаж в целях максимального переложения своих должностных обязанностей на аффилированные сторонние организации для осуществления хищений;

5) у инженеров-сметчиков: хищения путем вымогательств по отношению к субподрядным организациям за согласование сметных расчетов и актов сдачи-приемки выполненных работ;

6) у менеджеров: хищения путем привлечения аффилированных организаций в качестве субподрядчиков;

7) у генерального директора и/или собственника:

- весь спектр хищений с использованием всех способов, осуществляемых подчиненными;

- значительное увеличение объемов хищений в случае коррупционных требований со стороны должностных лиц организаций заказчика и/или инвестора.

В связи с тем, что потери от саботажа и халатности выступают своеобразной альтернативой хищениям, дать правовую оценку приведенным способам незаконного обогащения в рамках действующего уголовного права крайне сложно. Поэтому данное финансирование становится особо привлекательным еще и по причине высокой вероятности безнаказанности. Оно выходит далеко за пределы строительной отрасли.

За пределами строительной отрасли возможности для хищений имеются у должностных лиц организаций заказчика, инвестора, согласующих инстанций, вышестоящих, проверяющих и контролирующих органов путем прямых вымогательств (или сотрудничества в рамках организованных преступных группировок) у подрядных (строительных), подведомственных, подконтрольных, проверяемых организаций.

Как правило, чем больше объект и выше объем финансирования, тем чаще в структуре похищенного финансирования преобладает доля представителей, находящихся за пределами строительной отрасли.

Процесс поразил практически всех работников, занятых в данной сфере, и вышел за ее пределы, слившись с прочими спекулятивными явлениями и охватив всю экономику. Механизм трансформации,

основанный на финансовых диспропорциях строительной отрасли, стал основой формирования финансовой спекулятивной надбавки, превратившейся в системообразующее явление (рис. 4).

Напомним, что с 2012 г. зафиксировано замедление темпов роста производительности труда (103,1%) не только к докризисному периоду (2007 г. - 107,5%), но и к 2011 г. (103,8%)4. Платежный баланс демонстрирует значительную величину «сомнительных операций», составившую в 2013 г. 26 659 млн долл., свидетельствующую о продолжающемся нелегальном выводе капитала за рубеж5.

Раскрученный маховик спекулятивных витков отечественной экономики охватил большую часть населения. Для масштабного исключения финансовой спекулятивной надбавки требуется полная перезагрузка экономической системы в сторону возрождения промышленности. Это возможно лишь при перепрофилировании значительной части работников, смены ценностных представлений. По мнению автора, такая перезагрузка в любом случае будет носить долгосрочный характер. В данных условиях изменение существующих финансовых диспропорций в строительной отрасли может стать одним из стимулов для активизации этого процесса.

Поскольку данные диспропорции являются системообразующими, требуются комплексный подход и создание определенных предпосылок. Сюда можно отнести мероприятия со стороны государства и со стороны бизнеса и профессиональных сообществ, которые необходимо проводить одновременно. Перечислим некоторые из них:

1) со стороны государства:

- изменение структуры государственных инвестиционных проектов в сторону увеличения доли участия отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, и, как следствие, развитие промышленного спроса;

- переориентация системы государственного заказа в сфере строительства на создание системы непрерывной занятости рабочих и специалистов инженерно-технического состава в проектах, реализуемых за счет бюджетного финансирования и

4 Эффективность экономики России. Индекс изменения производительности труда по основным отраслям экономики, по России. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/efficiency/#.

5 Россия в цифрах. 2014. Платежный баланс Российской Федерации: основные агрегаты. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b14_11/IssWWW.exe/Stg/d02/26-01.htm.

Отечественная экономика

Результат

Финансовые ресурсы

Деиндустриализация, развитие спекулятивных направлений, снижение качества жизни, недобросовестная конкуренция

Приобретение недвижимости и

элементов роскоши, вывод средств за рубеж, увеличение

количества посредников, снижение производительности труда

Строительная отрасль

Разница между вложенными финансовыми ресурсами и реальными издержками за

полученный результат с

учетом среднеотраслевой нормы прибыли (по даным Росстата)

Финансовая спекулятивная надбавка к реальной стоимости затраченного труда

Финансовая разница за счет ухудшения качества и уменьшения количества результатов труда

Изменение стоимостных пропорций между

реальными трудозатратами и ценностью поступающего финансирования

Нелегальное выведение финансовых ресурсов, (аналогично со строительством)

Нелегально выведенные из строительной отрасли финансовые ресурсы, не подкрепленные реальным трудом

Финансовое инвестирование

Спрос на товары и услуги

Отрасли, имеющие ряд

аналогичных со строительной отраслью параметров (сфера ЖКХ, ремонт и эксплуатация во всех отраслях, проектная отрасль, наука,

непоточные производства)

Снижение

производитель-

ности труда,

халатность

Отрасли, для

которых не

характерны

параметры

строительной

отрасли: торговля,

сфера услуг (включая

государственные и

банковские),

сельское хозяйство

Финансовый сектор Подогрев потребительского спроса

Потребительское кредитование Спрос на товары и услуги

Население

Рис. 4. Пример спекулятивного витка отечественной экономики

финансирования организаций с государственным участием;

- использование существующей системы сметного нормирования для установления соответствия фактической нагрузки работников расчетным нор-мо-часам;

- создание условий для достижения большей прозрачности всех банковских операций коммер-

ческих организаций, осуществляющих поставки материалов и изделий;

- модернизация системы контроля с целью гарантий реализации предыдущих пунктов;

2) со стороны бизнеса и профессиональных сообществ:

- формирование профессиональных союзов из специалистов, непосредственно осуществляющих

работы, основанных на понимании долгосрочных перспектив и постоянной занятости, вопреки краткосрочным, спекулятивным доходам;

- создание электронных ценовых строительных баз данных (с размещением максимальной информации о специалистах-исполнителях), направленных на повышение достоверности информации для потенциальных заказчиков и вытеснение с рынка посредников.

Таким образом, преодоление проблемы финансовой спекулятивной надбавки в экономике возможно посредством вычленения ее первопричин и оказания на них комплексного воздействия. Первопричинами в исследовании признаны финансовые системы отраслей (в первую очередь, строительной), в которых под влиянием различных групп факторов формируются устойчивые диспропорции, распространяющиеся на всю экономику. К системам финансов данных отраслей необходимо применить меры комплексного воздействия, которые целесообразно осуществлять одновременно как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Эти меры должны заключаться в сглаживании дискретных проявлений в системах финансов, ориентировании работников на стабильный доход вопреки единичной спекулятивной выгоде и повышении прозрачности информации о действующих ценах посредством электронных баз данных.

Список литературы

1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. Киев: Эльга-Н, 2008. 536 с.

2. Бочаров В.В. Инвестиции: учебник. СПб.: Питер, 2009. 384 с.

3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.

4. ЕршовМ. Мировой финансовый кризис. Что дальше? М.: Экономика, 2011. 295 с.

5. Инвестиции: учебное пособие / под ред. Э.С. Хазановича. М.: КноРус, 2013. 318 с.

6. Инвестиции в странах БРИК: оценка риска и корпоративного управления в Бразилии, России, Индии и Китае / под ред. С. Бородиной, О. Швыр-кова. М.: Альпина Паблишер, 2012. 356 с.

7. Инвестиционное дело: учебное пособие / под ред. В.М. Аскинадзи., В.Ф. Максимова. М.: Университетская книга, 2012. 764 с.

8. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. М.:

Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, 2008. 168 с.

9. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / под ред. А.А. Аузан. М.: ИНФРА-М, 2011. 416 с.

10. КотляровМ.А. Влияние мер государственной поддержки на инвестиционную активность в России // Финансы и кредит. 2009. № 27. С. 2-5.

11. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. М.: Экономика, 2008. 575 с.

12. КабироваР.С. Проектное финансирование регионального строительства // Российское предпринимательство. 2012. № 19. С. 78-82.

13. Львов Д.С. Миссия России. М.: Государственный университет управления, 2008. 120 с.

14. Морозова Т.В. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной деятельности // Инновационные технологии в экономике и управлении. 2006. № 1. С. 25-36.

15. Митяев Д.А. О динамике саморазрушения мировой финансовой системы (сценарии и стратегии). Возможности адаптации и выбор стратегии для России. М.: Институт экономических стратегий, 2009. 120 с.

16. РомановБ.А. Алгоритм исследования реализации предприятиями инвестиционного производственного проекта. М.: ИНФРА-М, 2012. 392 с.

17. Рубченко М., Тальская М. Вовремя поддержать: масштабная программа госинвестиций, анонсированная правительством, должна смягчить удар мирового кризиса по российской экономике // Эксперт. 2009. № 10. С. 56-59.

18. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики: научно-практическое пособие. М.: Дело, 2004. 544 с.

19. ФирсовД.А. Развитие реальных инвестиций в России: проблемы, их причины, пути форсирования роста. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2014. 347 с.

20. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2011. 590 с.

21. Ясин Е.Г., Снеговая М.В. Тектонические сдвиги в мировой экономике: что скажет фактор культуры. URL: http://www.hse.ru/org/persons/yasin/ nautschnye_trudy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Finance and Credit Financial System

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

FINANCIAL DISPROPORTIONS IN CONSTRUCTION: THE CAUSES AND CONSEQUENCES FOR THE ECONOMY

Dmitrii A. FIRSOV

Abstract

The continuing outflow of capital to foreign countries and accelerated decline in labor production make particularly relevant the study of financial proportions of the national economy, which demonstrate the balance of the volume of generated financial resources and the market value of direct labor and realized mineral wealth. Based on the deductive approach and multilevel analysis of functional dependences as the so called a driving link, I distinguished the construction industry and studied its influence on the economy in general. I also analyzed the factors having an impact on the growth of divergences between financial resources allocated to the industry and direct labor. Similar divergences can be observed in other branches of the economy that are similar to the construction industry. These branches jointly influence the formation of a financial speculative markup on the economy-wide scale, which indicates to a considerable excess of financial resources as compared to the amount of direct labor, and testifies to serious financial imbalances. In my research, I made a conclusion that to eliminate these disparities and the financial speculative markup it is necessary to take comprehensive measures. These measures should involve smoothing the discrete aspects of the financial system, first of all, of the construction and similar industries; directing employees towards regular revenues despite one-off occasional speculative profit; enhancing the transparency of information about effective prices by means of electronic databases. In parallel, it is necessary to set a course for changing the structure of public investment projects in terms of increasing the share of participation of domestic manufacturing enterprises.

Keywords: financial proportions, internal reserves, investment, direct labor, investment cost, financial speculative markup

References

1. Blank I.A. Osnovy investitsionnogo menedzh-menta [Bases of investment management]. Kiev, El'ga-N Publ., 2008, 536 p.

2. Bocharov V.V. Investitsii [Investment]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 384 p.

3. Glaz'ev S.Yu. Teoriya dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya [Theory of long-term technical and economic development]. Moscow, VlaDar Publ., 1993, 310 p.

4. Ershov M. Mirovoi finansovyi krizis. Chto dal'she? [World financial crisis. What is next?]. Moscow, Ekonomika Publ., 2011, 295 p.

5. Investitsii [Investment]. Moscow, KnoRus Publ., 2013,318 p.

6. Investitsii v stranakh BRIK: otsenka riska i korporativnogo upravleniya v Brazilii, Rossii, Indii i Kitae [Investment in BRIC countries: assessment of risk and corporate management in Brazil, Russia, India and China]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012, 356 p.

7. Investitsionnoe delo [Investment business]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2012, 764 p.

8. Innovatsionnoe razvitie - osnova modernizatsii ekonomiki Rossii: natsional'nyi doklad [Innovative development as a basis of Russian economy modernization: a national report]. Moscow, Institute of World Economy and International Relations of RAS Publ., 2008,168 p.

9. Institutsional'naya ekonomika: novaya insti-tutsional'naya ekonomicheskaya teoriya [Institutional economy: a new institutional economic theory]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011, 416 p.

10. Kotlyarov M.A. Vliyanie mer gosudarstven-noi podderzhki na investitsionnuyu aktivnost' v Rossii [Influence of measures of the State support on investment activity in Russia]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2009, no. 27, pp. 2-5.

11. Kuzyk B.N., Kushlin V.I., Yakovets Yu.V. Prognozirovanie, strategicheskoe planirovanie i natsional'noe programmirovanie [Forecasting, strategic planning and national programming]. Moscow, Ekonomika Publ., 2008, 575 p.

12. Kabirova R.S. Proektnoe finansirovanie regional'nogo stroitel'stva [Project financing of regional construction]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo =

Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 19, pp.78-82.

13. L'vov D.S. Missiya Rossii [Mission of Russia]. Moscow, State University of Management Publ., 2008, 120 p.

14. Morozova T.V. Organizatsionno-upravlenche-skie aspekty vzaimodeistviya sub"ektov innovatsionno-investitsionnoi deyatel'nosti [Organizational and administrative aspects of interaction of the subjects of innovation and investment activity]. Innovatsionnye tekhnologii v ekonomike i upravlenii = Innovative Technologies in Economy and Management, 2006, no. 1, pp. 25-36.

15. Mityaev D.A. O dinamike samorazrusheniya mirovoi finansovoi sistemy (stsenarii i strategii). Voz-mozhnosti adaptatsii i vybor strategii dlya Rossii [On dynamics of self-destruction of the world financial system (scenarios and strategy). Possibilities of adaptation and choosing a strategy for Russia]. Moscow, Institute for Economic Strategies Publ., 2009, 120 p.

16. Romanov B.A. Algoritm issledovaniya realizat-sii predpriyatiyami investitsionnogo proizvodstvennogo proekta [An algorithm of researching the implementation of an investment production proj ect by enterprises]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 392 p.

17. Rubchenko M., Tal'skaya M. Vovremya pod-derzhat': masshtabnaya programma gosinvestitsii, anonsirovannaya pravitel'stvom, dolzhna smyagchit'

udar mirovogo krizisa po rossiiskoi ekonomike [A timely support: the large-scale program of State investments announced by the government has to cushion the blow of the world crisis on the Russian economy]. Ekspert = Expert, 2009, no. 10, pp. 56-59.

18. Ulyukaev A.V. Problemy gosudarstvennoi byudzhetnoi politiki [Problems of the State budgetary policy]. Moscow, Delo Publ., 2004, 544 p.

19. Firsov D.A. Razvitie real'nykh investitsii v Rossii: problemy, ikhprichiny, puti forsirovaniya rosta [Developing the real investment in Russia: problems, causes, the methods to speed up the growth]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Economics Publ., 2014, 347 p.

20. Finansy [Finance]. Moscow, Yurait Publ., 2011, 590 p.

21. Yasin E.G., Snegovaya M.V. Tektonicheskie sdvigi v mirovoi ekonomike: chto skazhetfaktor kul 'tury [Tectonic shifts in the world economy: what will the factor of culture tell?]. Available at: http://www.hse. ru/org/persons/yasin/nautschnye trudy. (In Russ.)

Dmitrii A. FIRSOV

Saint Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

12 (6З6) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.