Финансовые аспекты устойчивого развития сырьевых регионов Financial aspects of a sustainable development of raw regions
Толстолесова Людмила Анатольевна -
доктор экономических наук,
профессор кафедры финансов,
денежного обращения и кредита
Тюменского государственного университета
lat1611 @yandex.ru
Tolstolesova L.A.-Doctor of Economics,
professor chair of the finance ,
money circulation and credit of Tyumen state university
Аннотация. Рассмотрены вопросы устойчивого развития регионов сырьевой специализации, включая финансовую устойчивость, выделены факторы, определяющие финансовую устойчивость сырьевых регионов.
Summary. Questions of a sustainable development of regions of raw specialization, including financial stability are considered, the factors defining financial stability of raw regions are allocated
Ключевые слова: сырьевые регионы, устойчивое развитие, финансовая устойчивость, факторы устойчивого развития
Key words: raw regions, sustainable development, financial stability, factors of a sustainable development.
Специфической особенностью Российской Федерации является наличие территорий, богатых минерально-сырьевыми ресурсами, имеющими как международное, общегосударственное, так и межрегиональное или местное значение. Располагая запасами полезных ископаемых, такие территории специализируются в основном на их добыче. Сырьевые
территории являются основой не только экономического развития страны, но и формирования ее финансовых ресурсов, экспортного потенциала, определяют приоритетные направления реализации промышленноинвестиционной, структурной, финансовой, налогово-бюджетной,
социальной политики. Однако, несмотря на высокую эффективность
функционирования экономики, финансовое положение таких регионов более сложное, показатели уровня жизни населения ниже, что существенно снижает конкурентоспособность производимой продукции и, соответственно, возможности дальнейшего экономического роста.
Степень конкурентоспособности региональной экономики в свою очередь оказывает непосредственное влияние и на финансовую устойчивость региона, т.е. оба понятия взаимосвязаны. Как правило, регионы с более высоким уровнем конкурентоспособности располагают большими финансовыми возможностями, а значит, и более высокой финансовой устойчивостью. И, наоборот, финансово устойчивые регионы чаще всего более конкурентоспособны. В связи с этим проблемы устойчивого развития природно-ресурсных регионов РФ, особенно экспортно-ориентированных, играющих важную роль в формировании доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, являются особенно актуальными.
Сырьевой территорией (регионом) можно считать субъект РФ, обладающий значительными запасами природных ресурсов, у которого доля продукции добывающих отраслей в структуре промышленного производства достигает более 50%. В силу этих особенностей для регионов сырьевого типа переход к устойчивому процессу развития в долгосрочной перспективе является даже более актуальным, чем для прочих регионов.
Экономика территорий, осуществляющих разработку сырьевых ресурсов, находится в большой зависимости от природно-географических факторов - наличия полезных ископаемых, источников энергии и других природных ресурсов, стадии разработки запасов полезных ископаемых, что определяет уровень развития, конкурентоспособности и устойчивости
региональной экономики. Кроме того, на развитие таких регионов существенное влияние оказывают: численность населения и равномерность распределения его по территории; стадия хозяйственного освоения, степень глубины переработки природных ресурсов, увеличение их добычи; размещение и развитие территориально-отраслевых производственных и инфраструктурных комплексов, обеспечивающих рост производства продукции и оказание услуг; развитие и рост межрегиональных и внутрирегиональных отношений; усиление техногенного воздействия на экосистему региона.
Развитая сырьевая база многих регионов России определяет их конкурентоспособность и преимущества. С начала проведения реформ регионы, специализирующиеся на добыче и экспорте минерального сырья, оказались наиболее благополучными и превратились в доноров экономики. Эти динамично развивающиеся, конкурентоспособные регионы, промышленные лидеры являются опорой проводимой государством политики по сглаживанию диспропорций в уровне развития регионов и более сбалансированному их развитию. Конкурентные преимущества указанных регионов заключаются в наличии трех условий: обладание ресурсами определенного качества и количества; эффективность использования этих ресурсов; стратегия развития региона на перспективу. [1, с.210].
В качестве главных задач устойчивого развития территорий практически выделяют: повышение экономического роста; улучшение экологической ситуации; ресурсосбережение (в т.ч. энергосбережение). В этой связи объективно сложившимися факторами, которые оказывают влияние на развитие регионов, в том числе и ресурсоориентированных, выступают:
• географическое положение;
• климатические условия;
• природно-ресурсные возможности;
• качество минерально-сырьевой базы;
• структура и специализация региональной экономики;
• уровень социально-экономического развития региона;
• финансовый потенциал и финансовая устойчивость территории;
• демографический потенциал и структура населения;
• обеспеченность высокопрофессиональными кадрами.
Устойчивое развитие региона должно характеризоваться балансом всех составляющих развития, включая: ресурсную устойчивость; устойчивость развития производственного сектора экономики; финансово-инвестиционную устойчивость региона; социальную устойчивость; экологическую
устойчивость; институциональную устойчивость.
Чрезмерная интенсивность изъятия природных ресурсов, даже с учетом очень крупных разовых доходов, никоим образом не соответствует концепции устойчивого территориального развития. Широкомасштабное промышленное освоение природных ресурсов, ориентированное преимущественно на экспорт, препятствует комплексному развитию сырьевых территорий, обеспечению их конкурентоспособности и
устойчивого развития. Однобокое, моноотраслевое развитие для данных регионов является опасным, т.к. на стадии истощения ресурсной базы, сокращения объемов добычи и «свертывания» производства
недропользователями возникает целый ряд серьезных социальноэкономических, экологических, инфраструктурных и иных проблем.
Следовательно, наряду с преимуществами необходимо учесть, что преобладание добывающих отраслей в структуре экономики регионов в условиях ограниченности невозобновляемых ресурсов и зависимости от колебаний мировых цен на сырье создает предпосылки для неустойчивости. Неустойчивость экономического развития таких территорий может быть обусловлена влиянием различных факторов:
- зависимостью от колебания мировых цен на добываемые виды сырьевых ресурсов;
- проблемой распределения рентных доходов между регионами и федеральным центром;
- усилением моноотраслевого характера экономики;
- столкновением интересов разных субъектов - федеральных и региональных органов управления, добывающих компаний, особенно вертикально-интегрированных, населения коренных национальностей.
Исходя из выявленных проблем, важно определить, что приводит к кризису устойчивости территориального развития в целом, и сырьевых территорий в частности, какие факторы способствуют его возникновению.
Кризисные явления могут возникнуть в региональной экономике под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Анализ основных факторов и возможных угроз безопасности, способных привести к кризисному состоянию развития региона, должен касаться, определения ограничений развития экономики, сдерживающих ее рост (ресурсных, внешнеэкономических, ценовых, инфраструктурных, инновационнотехнологических и др.).
Устойчивое развитие может зависеть как от глобальных факторов, так и факторов, учитывающих специфику каждой отдельной взятой территории, ее природных, ресурсных, экономических, транспортных и иных условий, человеческого потенциала. К глобальным факторам воздействия (т.е. макроэкономическим) относятся:
• инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики в целом;
• государственная политика, основанная на экстенсивном
использовании природных ресурсов;
• инвестиционная политика, ориентированная на развитие добывающих отраслей экономики; отсутствие экологически обоснованной долгосрочной стратегии экономического развития, недооценка необходимости и важности устойчивого развития;
• несовершенство действующего законодательства.
Но не менее важное влияние оказывают и специфические факторы, которые снижают устойчивость развития ресурсных территорий:
• невозобновляемость и ограниченность (в количественном отношении) минерально-сырьевых ресурсов;
• однобокая структура экономики, зависимая от функционирования одной (реже нескольких) отраслей;
• слабое развитие обрабатывающего сектора экономики, вследствие чего большая часть добавочной стоимости формируется вне пределов этих регионов;
• слаборазвитая сфера услуг, приводящая к возникновению дисбаланса доходов и расходов населения;
• природно-ресурсный характер экспорта;
• нерациональное природопользование, приводящее к нарушению экологического равновесия;
• недоучет косвенного экономического и социального эффекта и выгод от охраны природы;
• недостаточность необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации долгосрочных проектов, особенно экологической направленности;
• ухудшение качества здоровья населения.
Большинство из перечисленных факторов могут создавать угрозу для развития ресурсноориентированных регионов, существенно снижая их устойчивость, в первую очередь финансовую, что и приводит к кризису.
Определение финансового состояния и финансовой устойчивости региона выступают важной составляющей индикаторов его социально -экономического положения, а задача обеспечения финансовой устойчивости и определения масштаба угроз финансовой системе региона становится первостепенной.
На наш взгляд, финансовая устойчивость регионов представляет собой «способность аккумулировать и использовать разрозненные финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся обязательствам, обеспечивать экономическую
безопасность, рациональное недропользование и охрану окружающей среды, способствовать росту финансово-инвестиционного потенциала, повышению уровня и качества жизни населения» [2, с.96-97]. При этом речь должна идти не только об устойчивости регионального бюджета, выступающего в качестве главного источника финансовых ресурсов. Необходимо формировать многоканальную систему финансирования, основанную как на традиционных, так и новых для российской экономики источниках и методах финансирования. Следовательно, финансовая устойчивость региона представляет собой совокупность возможностей по формированию и привлечению финансовых ресурсов из различных источников, исходя из сложившегося и предполагаемого финансового состояния.
Важность исследования финансовой устойчивости регионов обусловлена тем, что поступательное развитие одних регионов на фоне ярко выраженного неустойчивого развития других создает серьезные социальноэкономические проблемы. Эти проблемы могут стать предпосылкой нового финансового кризиса, проявляющегося в невозможности региональной экономики обеспечивать расширенное воспроизводство, утрате финансовой устойчивости, неэффективности мер государственного регулирования, ухудшения жизненного уровня населения.
Финансовая устойчивость страны и ее регионов характеризуется также тем, насколько быстро существующая финансовая система способна вернуться в состояние финансового равновесия после его нарушения, т.е. после кризиса. Результаты рейтинга финансовой устойчивости регионов РФ, приведенных рейтинговым агентством «Эксперт РА», показал, что медленнее и сложнее всего из кризиса выходят регионы, специализирующиеся на добыче сырьевых ресурсов (Архангельская, Сахалинская, Кемеровская, Оренбургская, Тюменская области, республики Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа) [3].
Общеизвестно, что основой развития региона, а сырьевого в первую очередь, является рост ВРП, поскольку только за счет экономического роста
могут быть созданы возможности для развития региона за счет собственных финансовых ресурсов. Однако исследования показали, что, несмотря на благоприятную конъюнктуру на мировом рынке в период выхода из кризиса, финансовые и инвестиционные риски многих из этих регионов, а особенно экспортноориентированных нефтегазодобывающих, существенно выросли, что обусловлено ростом доли убыточных предприятий, падением промышленного производства, ростом безработицы, падением реальных доходов населения [4]. Ухудшение финансового состояния и снижение финансовой устойчивости сокращает возможности привлечения ресурсов и инвестирования их в экономику регионов, зависимых от разработки минерально-сырьевых ресурсов. В связи с этим встает вопрос о разработке и использовании антикризисных мер.
Разрабатываемые программы антикризисного управления должны быть направлены на создание условий для выхода экономики регионов из кризисного состояния, включая: выявление и прогнозирование угроз
экономической безопасности и устойчивости развития; разработку стратегии преодоления сложившихся негативных факторов воздействия; корректировку научно-технической и экономической политики. Реализация этих направлений позволит обеспечить рост собственных финансовых ресурсов, необходимых для бескризисного, устойчивого развития.
В действительности многие сырьевые регионы, даже признанные лидеры (ХМАО-Югра, ЯНАО и др.) все больше попадают в зависимость от финансовых ресурсов центра и теряют возможности развития за счет собственных источников. Повышение их финансовой устойчивости связано с необходимостью выделения и реализации приоритетных направлений, способствующих устойчивому развитию территорий, наиболее важными из которых являются:
1. Переход экономики от сырьевой направленности к многопрофильным экономике и хозяйству, основанных на современных, прежде всего - информационных технологиях. Особую роль в этом переходе
призваны сыграть: создание высокотехнологичных транспортной,
трубопроводной, телекоммуникационной сетей, логистических центров, транзитных грузовых и информационных потоков.
2. Создание предпринимательских зон, технопарков и стимулирование предпринимательской деятельности на экономически неэффективных территориях, в том числе через создание хозяйствующих субъектов с участием иностранного капитала, развитие государственно-частного партнерства и концессий.
3. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов, которое должно включать: проведение эффективной налоговой политики, позволяющей увеличивать налоговый потенциал региона за счет роста неналоговых доходов бюджетов, реформирование системы межбюджетных отношений. Следует отметить, что на сегодняшний день существующая социально-бытовая, инженерная инфраструктура недостаточна для устойчивого развития и необходимы дополнительные налоговые поступления в региональные бюджеты для исправления этого инфраструктурного недостатка.
4. Сосредоточение крупных производственных компаний и наличие
высокого финансово-инвестиционного потенциала создают предпосылки для активного развития финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры региона (банковского, страхового сектора, инвестиционных, венчурных фондов и компаний). Заинтересованность финансово- кредитных и инвестиционных институтов и администрации регионов в сотрудничестве обоюдная: стабильное экономическое развитие регионов является
необходимым условием их процветания, а финансово- инвестиционные ресурсы - источник финансирования инвестиций, необходимых для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности.
5. Разработка стратегии привлечения инвестиционных ресурсов,
включающей: формулирование стратегических целей инвестиционного
развития; определение задач и механизмов инвестиционной политики; выбор инструментов управления; оценка результативности и корректировка исходных стратегических целей. Потребность в более активном использовании инвестиционных ресурсов может быть удовлетворена путем выпуска субъектами Федерации и муниципальными образованиями собственных ценных бумаг, в первую очередь облигационных займов, средства, от размещения которых могут быть использованы для поддержки частных инвестиционных проектов на основе долевого участия.
6. Разработка региональной инвестиционной политики отражающей: развитие регионального инвестиционного законодательства; формирование инвестиционного имиджа региона; создание инвестиционной инфраструктуры.
7. Вовлечение в региональный экономический и хозяйственный оборот денежных средств и сбережений населения и разработка механизмов направления их на инвестиционные цели.
8. Создание условий для развития малого предпринимательства, формирование механизмов и инструментария его поддержки органами регионального управления.
9. Реформирование ЖКХ, формирование конкурентных отношений с целью снижения затрат, поиск и развитие новых, альтернативных источников финансирования затрат в данной сфере.
Решение этих задач позволит создать условия для дальнейшего устойчивого развития регионов сырьевой специализации на основе диверсификации экономики, повышения инвестиционной и деловой активности хозяйствующих субъектов и населения.
Библиографический список:
1. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник/Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
2. Толстолесова Л.А. Финансово-инвестиционный потенциал сырьевых регионов и стратегия его реализации: монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013.- 340с.
3. Инвестиционные рейтинги регионов России - 2008. Финансовая устойчивость регионов: Эл. ресурс: Режим доступа: http://raexpert.ru /ratings/ regions/2008/part5/
4. Инвестиционный рейтинг российских регионов в 2011-2012 гг. Эл.ресурс: Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/2012/part5/