Научная статья на тему 'Финансовые аспекты социального предпринимательства'

Финансовые аспекты социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярмоленко А.В.

В статье автор раскрывает понятие социального предпринимательства, как инновационной деятельности, направленной на создание и поддержание положительного общественного эффекта. Автор выделяет финансовую и социальную составляющую процесса социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты социального предпринимательства»

А.В. Ярмоленко

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА FINANCIAL ASPECTS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. В статье автор раскрывает понятие социального предпринимательства, как инновационной деятельности, направленной на создание и поддержание положительного общественного эффекта. Автор выделяет финансовую и социальную составляющую процесса социального предпринимательства.

Abstract. The author discloses the concept of social entrepreneurship as innovation, aimed at creating and maintaining a positive social effect. The author highlights the financial and social aspects of the process of social entrepreneurship.

Ключевые слова. Социальное предпринимательство, финансы.

Keywords. Social entrepreneurship, finance.

Несмотря на то, что социальное предпринимательство является достаточно распространенной практикой, в Европе количество предприятий данного типа невелико, не горя уже о России. В Великобритании быстрое развитие социального предпринимательства пришлось на конец 90-х годов, именно в этот период в правительстве страны постепенно возросло понимание высокой общественной значимости деятельности некоммерческих, добровольческих и благотворительных организаций. Власти начали проявлять большую заинтересованность в активизации деятельности «третьего» сектора, отражающего интересы различных слоев общества и играющего ключевую роль в достижении важнейших целей общественного развития, включая преодоление социальной несправедливости и разобщенности. Начиная с 2004 года государство инвестировало более £350 млн. в различные программы поддержки «третьего» сектора и более £100 млн. - в развитие волонтерских движений в молодежной среде. К последним достижениям, свидетельствующим об успехе диалога властей и социальных предпринимателей, можно отнести реформы в области здравоохранения, согласно которым право на оказание услуг в этой сфере получили, среди прочих, различные некоммерческие организации. Так в 2010 году по официальным данным количество социальных предприятий в Великобритании составило 68000, которые принесли в экономику 24 млдр. фунтов стерлингов. К сожалению в России не наберется и 1000 социальных предпринимателей.

Несмотря на активное практическое развитие, теоретические вопросы социального предпринимательства остаются весьма дискуссионным вопросом. Для начала необходимо понять сущность термина социальное предпринимательство [5].

Автор данной статьи склонен рассматривать социальное предпринимательство как симбиоз двух слов лежащих в основе данного понятия. Социальность - произошло от латинского слова socialitas, socius -товарищ, союзник, член товарищества [7]. Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Долгое время в социальной мысли общество рассматривалось с политологической точки зрения, т.е. отождествлялось с государством. Социальная мысль нового времени в трактовке общества исходила из концепции «естественного состояния» и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Согласно точке зрения этих мыслителей, в основу общества положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия, взаимная полезность.

Слово «предприниматель» (интерпренёр) возникает во французской экономической науке еще в 1718 веках [3]. Во Франции так начинают называть тех, кто берется за какой-то значительный проект или дело. Более конкретно, это понятие используют, чтобы обозначить смельчаков, которые находят новые и лучшие способы делать вещи, тем самым стимулируя экономический прогресс. Заслугу введения в лексикон слова «предприниматель» с данным конкретным смыслом чаще всего приписывают французскому экономисту Жану Баптисту Сэю. В начале 19 века он высказывался следующим образом: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области меньшей производительности в область большей производительности и дохода». Т.е. предприниматель - тот, кто создаёт ценность (value).

Экономистом, который более всего ассоциируется с этим термином в 20 веке, был Йозеф Шумпетер. Он описывал предпринимателей как инноваторов, двигающих «созидательно-разрушительный» процесс капитализма. По его словам, «функция предпринимателя - реформировать или революционизировать структуру производства». И они могут делать это самыми разными способами: «применив в производстве какие-либо изобретения, или говоря более обобщенно, применив неиспытанные технологические возможности для производства новых товаров или же для производства старых товаров новыми способами, открывая новые источники поставки сырья или новые каналы сбыта продукции, реорганизуя сам процесс производства и т.п.» Предприниматель Шумпетера - это агент изменений в экономике. Открывая новые рынки или создавая новые способы производства вещей, они двигают

© Ярмоленко А.В., 2012

экономику вперед. Стать предприниматель в просторечии означает создать собственный бизнес. Но это вольное применение термина, хотя и имеющее глубокий смысл.

Это правда, что предприниматели, описываемые Сэем и Шумпетером, выполняли свою функцию, начиная новое, прибыльно-ориентированное дело, но само по себе открытие подобного дела не является сутью предпринимательства. Хотя другие экономисты могут использовать этот термин с различными вариациями смысла, традиция Сэя-Шумпетера, описывающего предпринимателей как катализаторов и инноваторов экономического прогресса, является основой для современного использования этого термина [5].

Как было сказано выше у научного сообщества нет единого мнения касаемо определения социального предпринимательства, но и в современной экономической литературе четких границ понятия «предпринимательство» тоже нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [1, с.313].

Схожие определения закреплены в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Гражданском кодексе Российской Федерации. Тем не менее, в работах знаменитых экономистов предпринимательство выступает как инновационная деятельность, постоянная инициатива, ориентации на нововведения в процессах производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес - это в большей степени направленность на поддержание всех сфер деятельности организации: производство, распределение и реализация товаров и услуг без существенных внедрения инновационных процессов для развития.

Таким образом, социальное предпринимательство - это предпринимательская инновационная деятельность, направленная на создание и поддержание положительного общественного эффекта. Т.е. помимо наличия основной цели предпринимательства - прибыли, здесь должна присутствовать такой нематериальный фактор как общественная польза, и это должно быть главной целью такого социального предприятия.

Конечно, можно сказать, что любая предпринимательская деятельность (кроме криминальной) носит положительный социальный характер и, отчасти, это правда. Но все-таки, социальное предпринимательство, то, каким его понимают практики, несет в себе несколько отличительных черт:

- достижение показателей самоокупаемости, либо при получении прибыли, она направляется на дальнейшее увеличение социального эффекта, а не на обогащение учредителей;

- направленность на капитал нефинансового характера, а на такие нематериальные понятия как положительные социальные изменения, самореализация участников процесса.

- создает инновационные решения насущных социальных проблем и мобилизует идеи, возможности, ресурсы и социальные меры, необходимые для устойчивых социальных преобразований.

Интересно, что в Великобритании, согласно опросу, проведенному весной 2011, 70% предпринимателей подпадают под категорию социальных предпринимателей. В России же лишь благодаря созданному в 2007 году фонду поддержки социальных предпринимателей «Новое будущее» многие индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации и другие предприятия узнали, что они являются социальными предпринимателями. Теперь с каждым годом число предпринимателей осознавших себя социальными становится все больше. Так, например, в 2010 году заявки на получение финансовой помощи подали 130 человек, которые либо уже имеют социальное предприятие и им нужна поддержка для дальнейшего развития, либо только начинают свою общественно-полезную деятельность. Стоить отметить, что в 2007 году таких заявок было всего 32. Таким образом, количество социальных предпринимателей с каждым годом растет. Также растет и количество успешных социальных предприятий [4].

СП находит между социально-активными гражданами и их идеями (например кружок пения для пожилых выходного дня) и обычными коммерческими предприятиями, нацеленными на увеличение прибыли.

Нет явной грани и между социальным предпринимательством и некоммерческими организациями, благотворительными учреждениями.

Социальное предпринимательство - это не благотворительность. Благотворительность отличается тем, что инвестором обычно является какой-либо фонд, организация, меценат; у таких мероприятий нет цели получить прибыль, возможно лишь частичное возвращение расходов; не всегда, адресанты благотворительности в ней нуждаются и ее получают (например, детские дома, заваленные игрушками, но страдающие от недостатка одежды, или отсутствия ремонта).

Социальное же предпринимательство направлено на приращение инвестированного капитала, путем создания устойчивого и востребованного предприятия, функционирующего за счет собственной прибыли.

Социальное предпринимательство находит свою реализацию благодаря социально-активными людям с их идеями (например, кружок пения для пожилых выходного дня) стремящихся совместить коммерческий подход с благотворительными целями.

Откуда прибыль ?

Рассмотрим пример успешного социального предприятия.

История индивидуального предпринимателя Вячеслава Горелова - сплошная битва за выживание. Биолог по образованию, в 1978 году организовал сначала секцию туризма, а потом спортивного ориентирования. Когда спорт перестал кормить, водил группы по реке Чусовой, диким пещерам. Восстановил разрушенную турбазу в Перми, которую из-за быстрого и яркого развития забрали себе власти. С 2000 года Горелов начал новую жизнь - стал предпринимателем. За три года построил туристскую базу на 50 мест и решил поработать с сиротами. Опыт с правонарушителями был уже 6 лет, охват около 5000. В 2003 году оставив после летнего лагеря несколько сирот остались вместе с Гореловым, предприниматель решил приобщить их к труду - купил кроликов, перепелов, куриц. Пока они учились в агротехникуме, он каждый год проводил профильный лагерь «Фермер» для проблемных сирот. Летом легко организовать рабочие места для 100 подростков. К осени выращивается практически всё, что было посажено - то можно продать и заработать неплохие для ребя деньги. А главное, что это дает стимул к работе. Это и есть «Школа фермеров».

Краткие сведения о проекте: проект реализуется РОО «Школа фермеров» с 2010 г. в Ильинском районе Пермского края и предлагает комплексное решение вопросов безработных молодых людей, в том числе сирот, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, путем их включения в систему мелкотоварного сельскохозяйственного производства с обучением профессии «Хозяин усадьбы» и последующим созданием самостоятельных крестьянских (фермерских) хозяйств.

Социальный эффект: ежегодная социализация 60 сирот, из них проф. подготовка по специальности «Хозяин усадьбы» - 50 человек.

Регистрация Глав КФХ среди выпускников - не менее 40 чел.

В приемных семьях инструкторов - 25 чел.

Постинтернатное сопровождение - 25 чел.

Суть проекта. Первый этап. Набор проблемной молодежи из средних учебных заведений. Второй этап - реабилитация, заезд на агрокомплекс «Школа фермеров», где есть все, чтобы сделать из беспризорника фермера. Стимул иметь свой дом, ферму, баню, землю помогает приобщить ребят к труду. За 60 дней дети исправляются и настраиваются. В августе такой «ученик» принимает решение остаться на год или продолжить обучение в лицее. Третий этап - это профессиональная подготовка. Если молодой человек остается, то начинается его профессиональная подготовка как фермера: изучение вариантов агробизнеса, выбор своего, защита бизнес-плана, оформление ИП, получение стартового капитала, развитие личного агробизнеса на участке фермы. Учитывается старание, стремление, прибыльность.

Финансовая составляющая: после успешного обучения, активным ребятам предлагается помощь в создании собственной фермы, к примеру, выпускник готов трудиться и зарабатывать, Горелов строит ему дом, ферму на несколько сот свиней. Ожидаемая прибыль с фермы - не менее миллиона рублей в год! Это -фермер. Если выпускник захочет развиваться более активными темпами, то дополнительно купив рогатый скот - 12 бычков и две коровы, прибыль можно увеличить в полтора раза. Таким образом, каждый новый бизнес «Школы фермеров» является самоокупаемым в течение 1-3 лет, в зависимости от объема и направления хозяйствования. Полученная от фермерских хозяйств продукция реализуется на местных рынках, в близлежащих деревнях и через собственный интернет-магазин.

В ближайших планах проект предполагает создание с/х кооператива из числа сирот-выпускников проекта для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции: говядины, свинины, мяса птицы (гуси, утки, индейки, перепела, бройлеры), куриных и перепелиных яиц; в рамках проекта планируется создать снабженческо-сбытовой кооператив, который будет продвигать произведенную продукцию на товарные рынки под едиными торговыми марками. Для продвижения продукции будут заключены договоры с торговыми сетями, созданы фермерские рынки в Ильинском районе и г. Перми. Кроме того, предполагается осуществлять интернет-продажи с использованием специализированных сайтов для фермеров.

Социальный эффект проекта:

- предоставление новой социальной услуги;

- повышение уровня занятости молодежи на селе;

- повышение уровня обеспеченности благоустроенным жильем;

- обеспечение населения фермерскими продуктами.

Данный пример показывает, что социальное предпринимательство при правильном подходе может стать крупным и самоокупаемым проектом. Безусловно, для достижения задач поставленных РОО «Школа фермеров» потребуются значительные денежные вливания и помощь государства для решения крупномасштабны задач поставленных проектом. Но данные вложения окупятся в ближайшем будущем.

Подводя итог, надо отметить, что социальное предпринимательство в большинстве случае не требует больших вложений на первоначальном этапе. Но по мере развития предприятия и увеличения социального эффекта оно требует дополнительных и, часто, крупных вложений. Проблемой для социальных предпринимателей является то, что кредит под такой проект взять практически не возможно, здесь необходима помощь государства или специализированных фондов. Таким образом, можно говорить о необходимости частно-государственного партнерства в сфере социального предпринимательства.

Литература

1. Большой экономический словарь. - М.: Ин-т экономики, 1994.

2. Масальцев М. Деньги и благотворительность // электронный журнал о благотворительности «Филантроп». - 2012. - №75.

3. Московская А. Феномен социального предпринимательства и его перспективы в России // Деньги и благотворительность. - 2008. - №3(68).

4. Портал «Википедия»

5. Рябова О. Социальное предпринимательство: богатство бизнес-моделей.

6. Сайт «Школы фермеров» - проекты 2011. [Электр. ресурс]: http://www.shkolafermerov.ru/.

7. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - М., 1910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.