Научная статья на тему 'Финансовые аспекты реализации государственной жилищной политики в условиях кризиса'

Финансовые аспекты реализации государственной жилищной политики в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / СУБСИДИИ / ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ЖИЛИЩНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / STATE GUARANTEES / GRANTS / HOUSING MAINTENANCE OF MILITARY MEN / HOUSING INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградов Владимир Владимирович

В статье анализируются различные меры государственной поддержки граждан в сфере жилищного строительства; рассматриваются нововведения в области снижения налогового бремени на граждан и предприятия при инвестировании средств на приобретение жилья или погашении процентов по ипотеке; приводятся критерии, по которым осуществляется реструктуризация ипотечных займов; предлагается решение вопросов приобретения жилья для государственных служащих по аналогии с военнослужащими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial aspects of the state housing policy realisation in the conditions of an economic crisis

In article various measures of the state support of citizens in housing construction sphere are analyzed; innovations in the field of decrease in tax burden on citizens and the enterprises are considered at investment of means for acquisition of habitation or repayment of percent on the mortgage; criteria on which re-structuring of hypothecary loans is carried out are resulted; the decision of questions of acquisition of habitation for civil servants by analogy to military men is offered

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты реализации государственной жилищной политики в условиях кризиса»

В. В. ВИНОГРАДОВ

Владимир Владимирович Виноградов — аспирант кафедры финансов СПбГУЭФ.

В 2005 г. с отличием окончил факультет финансово-кредитных и международных экономических отношений по специальности «Государственные и муниципальные финансы» СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — государственное финансовое

регулирование экономики и социальной сферы. ^ ^ ^

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА*

Несмотря на создание определенных финансовых условий для функционирования рынка жилья в нашей стране, на практике приобретение, строительство и наем жилья доступны ограниченному кругу семей со средними и высокими доходами. К основным проблемам в данной сфере до недавнего времени специалисты относили недостаточную развитость институтов ипотечного жилищного кредитования, высокие риски и издержки, низкую долю бюджетных ассигнований, направляемых на субсидирование жилищного строительства.

В условиях экономического кризиса уровень рисков и издержек на этом рынке значительно возрос, что ставит под угрозу реализацию целевых ориентиров государственной жилищной политики. Эти ориентиры нашли отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В документе говорится о том, что обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения является одной из приоритетных задач государственной значимости. При этом обращает на себя внимание справедливая дифференциация предполагаемых мер государственной поддержки по отношению к различным категориям населения:

— для малоимущих и других категорий граждан, нуждающихся в поддержке за счет общественных фондов потребления, — создание социальной системы обеспечения жильем как на основе использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные жилищные сертификаты. В частности, предполагается сокращение к 2020 г. срока обеспечения жильем социального использования малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в срок до 3-5 лет после постановки на учет;

— для граждан с умеренными доходами (т. е. доходами ниже средних, но не позволяющими отнести граждан к категории малоимущих) — создание системы мер государственной поддержки и развития кооперации, что дает возможность таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами, в основном рыночными методами;

— для граждан с доходами выше средних — поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.

В связи с этим следует заметить, что среди факторов успешной реализации государственной политики в области жилищного строительства, таких, как наличие земельных участков с развитой инженерно-коммунальной инфраструктурой, применение конкурсных процедур при распределении земли под застройку, развитие производственных мощностей строительного комплекса, в особом ряду стоит фактор финансовый. Не секрет, что создание эффективных механизмов финансирования жилищного строительства может существенно увеличить его масштабы и объем предложений жилья на конкурентном рынке в соответствии с платежеспособным спросом населения и финансовыми возможностями федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственной жилищной политики первоначально были

отражены в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. В ее рамках к 2010 г. намечалось завершить выполнение обязательств по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших

ГРНТИ 06.73.15 © В. В. Виноградов, 2009 Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора М. И. Поповой.

(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; обеспечить постоянным жильем военнослужащих.

В современных экономических условиях большое значение для обеспечения населения жильем имеют снижение и эффективное распределение рисков ипотечного кредитования между всеми участниками рынка. Сегодня государственное регулирование ипотечного кредитования осуществляется через механизм предоставления государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного процента, предоставления субсидий отдельным категориям индивидуальных инвесторов.

В таблице приведен перечень расходов федерального бюджета на реализацию антикризисных мер государства в области жилищного строительства и ЖКХ в 2009 г. [1].

Таблица

Перечень антикризисных мер государства в области жилищного строительства и ЖКХ

№ п/п Наименование мероприятий Бюджетные расходы, млрд руб.

1. Реализация ФЦП «Жилище»: выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан (для граждан, уволенных с военной службы) реализация государственных жилищных сертификатов (для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации; выезжающих из районов Крайнего Севера)

обеспечение жильем молодых семей 61,4

2. Обеспечение жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны (субвенции

субъектам Российской Федерации) 35,0

3. Приобретение в 2008-2009 гг. жилья экономкласса в многоквартирных домах с высокой степенью строительной готовности, а также возводимых субъектами РФ с привлечением средств граждан для реализации региональных адресных программ по

переселению граждан из аварийного жилищного фонда 50,0

4. Предоставление возможности семьям, имеющим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, с 2009 г. направлять указанные средства на улучшение жилищных условий (погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и по займам, в том числе ипотечным). Потенциально таким правом могут

воспользоваться порядка 88 тыс. семей 26,3

5. Реструктуризация ипотечных кредитов для лиц, потерявших работу, через Агентство

ипотечного жилищного кредитования, в том числе: 60,0

погашение обязательств Агентства 11,9

рефинансирование ипотечных кредитов 30,6

выкуп ипотечных ценных бумаг, выдача целевых займов, в том числе сделки РЕПО 9,4

взнос в уставной капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных

кредитов 5,0

выкуп ипотечных кредитных продуктов для отдельных категорий заемщиков и новых

кредитных продуктов 3,1

6. Выпадающие доходы за счет увеличения суммы имущественного вычета при

исчислении НДФЛ при покупке жилья от 1 до 2 млн руб. 43,0

7. Включение в состав расходов сумм, уплаченных организацией в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 3 % от суммы расходов на оплату

труда 0,3

Итого 276,0

Система государственных гарантий для граждан, купивших жилье в кредит, реализуется через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Например, чтобы поддержать ликвидность, кредитным учреждениям предоставлена возможность рефинансировать в Центральном банке облигации, обеспеченные ипотечными кредитами под поручительство Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, т. е. фактически под гарантию государства; расширяется практика выкупа у банков любых стандартных ипотечных кредитов. В целом, меры государственной поддержки относятся к следующим категориям граждан России при условии, если:

— жилье, купленное заемщиком по ипотеке, единственное;

— доход заемщика снизился и составляет менее двух прожиточных минимумов (в каждом регионе прожиточный минимум разный) на каждого члена семьи за вычетом ежемесячных взносов по ипотеке и других обязательных платежей (коммунальных услуг, детского сада и т. д.);

— заемщик уже использовал все имеющиеся средства для выплаты по кредиту и у него нет имущества, паев, ценных бумаг, банковских вкладов и других сбережений;

— площадь купленного в ипотеку жилья составляет: для одного человека — не больше 50 кв. м, для двоих до 35 кв. м на каждого; для семьи из трех человек и больше — максимум по 30 кв. м на человека;

— кредитный договор заключен до 1 декабря 2008 г., квартира находится в залоге у банка;

— ипотечный кредит не превышает максимального размера кредита, установленного стандартами для каждого региона;

— до финансового кризиса заемщик не допускал просрочку платежей более чем на 90 дней [2].

Обеспечение жильем военнослужащих через использование «военной ипотеки» имеет свои

особенности, что отражено в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Военнослужащие, ставшие участниками накопительно-ипотечной системы, ежегодно за счет средств федерального бюджета получают накопительный взнос на именной лицевой счет. Цель накопительного взноса — решение жилищного вопроса военнослужащего за счет либо долгосрочного накопления средств для последующего инвестирования, либо приобретения жилья в кредит уже в начале службы. Полагаем, что данная практика накопительно-ипотечной системы могла бы быть распространена на государственных служащих, поскольку выделяемые в федеральном бюджете средства на приобретение жилья для данной категории граждан недостаточно прозрачны и, на наш взгляд, нуждаются в правовом обеспечении.

При осуществлении жилищных инвестиций на новое строительство или приобретение жилья, а также погашение ипотечного кредита гражданам предоставляются налоговые вычеты в размере понесенных расходов, но не свыше 2 млн руб. При ставке 13 % сумма льготы по налогу на доходы физических лиц может составить 260 тыс. руб.

Таким образом, в современных условиях устранить или смягчить сохраняющиеся диспропорции в достижении целевых ориентиров государственной жилищной политики позволяет бюджет, ставший инструментом антикризисного управления. Однако возможности бюджета не безграничны.

ЛИТЕРАТУРА

1.. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации. URL: http://www.premier.gov.ru/anticrisis/ 2.. Агентство по реструктуризации ипотечных кредитов. URL: http://www.ahml.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.