ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
УДК/UDC 796:658
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 24.11.2014 г.
И.Р. Киреева1
1 Казанский федеральный университет, Казань
FINANCIAL ASPECTS OF STAGING INTERNATIONAL SPORTS EVENTS
I.R. Kireeva1
1 Kazan Federal University, Kazan
Аннотация
Подготовительные и организационные работы для мегасоревнований требуют значительных объемов финансирования, влияя на изменения и развитие структуры рынка недвижимости, труда, фондового рынка, туризма. Подобные мероприятия ориентированы на привлечение иностранных граждан, крупные объекты строительства, транспортную инфраструктуру и общее развитие региона. Подготовку и проведение международных соревнований можно считать аналогом многих федеральных программ по развитию регионов. Несмотря на все положительные стороны размещения международных спортивных мероприятий в регионе, существует высокий риск стагнации региональной экономики после их завершения. Поэтому региональным органам власти России необходимо постоянно разрабатывать новые ориентиры инвестиционной политики и формировать новые проекты развития территорий, для того чтобы избежать подобных рисков после проведения мегамероприятий.
Ключевые слова: международные спортивные соревнования, мегасоревно-вания, финансирование, эффект проведения, наследие.
Annotation
International events that have a major effect on functioning of all national economy sectors of the host country and its regions enhance competitive ability of a public-law entity. Staging of international sports events influences the economy long before and after the event. In recent years, Russia regularly applies for major international sports events, the Russian Federation has really strengthened its positions as an organizer of the largest world sports events, which is evidence of internationally recognized stable socioeconomic and political climate in Russia. Significant financing is required for the preparation and organization of megaevents, which influences the development of real estate, labour, stock and tourism markets. These events are focused on engagement of foreign citizens, large-size construction projects, transport infrastructure and general regional development. Preparation and staging of world sports events can be considered as an equivalent to many federal programs of regional development. The analysis of financial indicators of the preparation and staging of world sports events helps understand how to sponsor and take all the opportunities from major international and all-Russian events, comprehensively evaluate financial and economic conditions in the regions, bring in private companies and their funds to implement federal programs.
Keywords: international sports events, mega-events, financing, effect from staging, heritage.
Введение. Важным импульсом в повышении конкурентоспособности публично-правового образования является проведение международных спортивных соревнований, которые оказывают огромное влияние на функционирование всех сфер национальной экономики страны-хозяйки и ее регионов. Проведение международных соревнований оказывает влияние на экономику задолго до и после проведения мероприятия. Россия в последние годы регулярно претендует на проведение крупных международных спортивных соревнований, и Российская Федерация серьезно укрепила свои позиции как организатор самых крупных международных соревнований, что свидетельствует о признании мировым сообществом стабильного социально-экономического и политического положения России.
Подготовительные и организационные работы для мегасоревнований требуют значительных объемов финансирования, влияя на изменения и развитие структуры рынка недвижимости, труда, фондового рынка, туризма. Подобные мероприятия ориентированы на привлечение иностранных
граждан, крупные объекты строительства, транспортную инфраструктуру и общее развитие региона. Подготовку и проведение международных соревнований можно считать аналогом многих федеральных программ по развитию регионов.
Анализ финансовых показателей подготовки и проведения международных спортивных соревнований позволяет понять, как финансировать и использовать возможности от проведения крупных международных и всероссийских мероприятий, комплексно оценить финансово-экономическое положение регионов, возможности привлечения частных компаний и их капитал в осуществление федеральных программ.
Цель исследования - проанализировать финансовые результаты проведения международных спортивных соревнований для регионов.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведение мегасоревнований - фактор привлечения инвестиций в развитие регионов, формирование их наследия, укрепление политического статуса, воспитание гражданственности и мотивация к занятиям спортом. Выявить влияние мегасо-
52
http://www.teoriya.ru
№ 4 • 2015 Апрель | April
ревнований на развитие регионов России невозможно без учета особенностей регионального развития России по сравнению с другими странами. К таким особенностям можно отнести:
- большую дифференциацию регионов Российской Федерации по сравнению с другими странами как по природно-климатическим условиям, так и по обеспеченности спортивными сооружениями регионов, уровню финансирования физической культуры и спорта. Так, региональные различия в странах, принимающих мегасоревнования - зимние Олимпийские игры, - за последние 60 лет не так велики (Норвегия, Австрия, Италия, Канада, Югославия, Франция и США). Из этого следует, что вложения в развитие инфраструктуры России будут значительно отличаться по структуре и объему;
- особенности финансирования строительства объектов. В нашей стране основные вложения приходятся на бюджетные средства, которые окупаются намного медленнее по сравнению с частными вложениями.
Подготовка и проведение международных спортивных соревнований, как и любой долгосрочный проект, оказывают прямой и косвенный эффекты от операционных затрат на развитие региона и его финансово-экономические показатели. Под прямым эффектом понимается изменение объемов продаж тех предприятий, которые поставляют товары, работы, услуги участникам и сотрудникам мегасорев-нований. Для расчета прямого воздействия на экономику региона можно использовать такие показатели, как валовый региональный продукт, занятость населения, расходы участников.
Под косвенным эффектом понимается увеличение объема реализации товаров, работ, услуг в тех отраслях, которые тесно связаны с поставщиками (например, коммунальные службы, которые поставляют воду, газ, электроэнергию и прочее для мегасоревнований). К косвенным эффектам относятся:
- мультипликативное влияние отраслей спорта на другие отрасли экономики или межотраслевой баланс (метод «затраты-выпуск»);
- рост основного капитала благодаря инвестициям в спорт;
- рост доходов, вызванный повышением потребительских трат в результате увеличения заработной платы в спортивной сфере, и многое другое [3].
С одной стороны, эффективность бюджетного финансирования обычно ошибочно оценивается по узкому и относительно краткосрочному спектру результатов, с другой - происходит стабилизация занятости в регионе, вырабатывается
культура сервиса, создаются новые возможности эксплуатации оборудования, используемого во время соревнований.
Отметим, что оценить объемы финансирования сложно. Для этого рассмотрим финансовые потоки с разделением на направления расходования и источники их финансирования.
Во время подготовки, проведения и после окончания международных спортивных соревнований возникают дополнительные рабочие места (табл. 1):
- временные: строительные рабочие, дополнительное гостиничное и транспортное обслуживание, волонтеры;
- постоянные: персонал обслуживающих предприятий (гостиницы, кафе, рестораны и другие), технический персонал.
Определенный потенциал возможен также после проведения мероприятия:
- привлечение внутренних и иностранных туристов, желающих посетить место проведения мегасоревнований;
- развитие «смежных» производств: изготовление спортивного инвентаря, сувенирной продукции, производство продуктов питания, сфера услуг и другие.
Основным источником дохода являются теле- и радиотрансляции, спонсорство, билетная программа. При этом телевидение и другие СМИ освещают спортивные мероприятия по всему миру, осуществляют рекламную деятельность, стимулируют получение прибыли организаторами и рекламными компаниями мегасоревнований, спонсоры - от продажи своей продукции. Рассмотрим доходы от спонсорских программ на примере Олимпийских игр (табл. 2).
Для расчета эффекта от проведения мегасоревнова-ний важны объемы и направления расходования средств. В табл. 3 приведены данные по олимпийским расходам за 1980-2014 гг. В эту категорию для обеспечения сопоставимости данных включены: затраты на организацию и проведение Олимпийских игр (например, взносы в оргкомитет, безопасность, церемонии, управленческие и прочие расходы); строительство олимпийских объектов (стадионы, трассы, медиацентр, олимпийские деревни) и обеспечивающей их инфраструктуры. Неолимпийские расходы, такие как затраты на строительство дорог, аэропортов, гостиниц, ресторанов, на развитие туристической сферы и другие, для обеспечения сопоставимости данных не включаются в олимпийские расходы. Однако по Олимпиадам 2004, 2008, 2010 и 2014 гг. приведены справочные данные с учётом и этих затрат (затраты на Олимпиаду в целом).
Привлечение бюджетных средств на развитие инфраструктуры региона влияет на интенсивность роста частных
Таблица 1. Финансовые потоки на различных этапах организации и проведения мегасоревнований [6]
Источники финансирования Направления расходования средств
Этап подготовки мегасоревнований:
Бюджетное финансирование Внебюджетные средства (спонсоры, партнеры) Общественные организации (федерации по видам спорта и другие) Строительство спортивных сооружений Спортивное оборудование и инвентарь Транспортная инфраструктура Подготовка и обучение персонала, волонтеров
Этап проведения мегасоревнований:
Туризм Расходы участников и зрителей Внебюджетные средства (спонсоры, партнеры, лицензиаты) Билетная программа Теле-, радиовещание Размещение Питание Транспорт Коммунальные и эксплуатационные расходы спортивных сооружений Операционные расходы Обеспечение безопасности Медицинское обеспечение Протокольное обеспечение
Этап после проведения мегасоревнований:
Туризм Проведение международных и всероссийских соревнований Коммунальные и эксплуатационные расходы спортивных сооружений
№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!
http://www.teoriya.ru
инвестиций в эти регионы, которые смогут компенсировать риски снижения финансирования публично-правовых образований по мере ввода в эксплуатацию инфраструктурных проектов и спортивных объектов. Такое замещение бюджетных источников финансирования на частные при реализации инвестиционных проектов является важным показателем экономической активности субъектов. Анализ структуры инвестиций по отраслям показывает, что приоритетными направлениями являются строительство, энергетика, инженерная инфраструктура. В России приоритетно бюджетное финансирование.
Международные спортивные соревнования формируют потенциал развития городов и регионов, принимающих их. Организаторы уделяют большое внимание сохранению наследия (материальных, социальных, институциональных и прочих последствий и изменений, оказывающих существенное влияние на жизнедеятельность последующих поколений) мегасоревнований во всех сферах. Рассматривая наследие, выделяют два основных направления: материальное и нематериальное. К материальному наследию можно отнести: спортивные объекты, спортивные оборудование и инвен-
тарь, модернизацию городской инфраструктуры (транспорт, аэропорты, вокзалы, медицинские учреждения, благоустройство и озеленение парков, скверов и т. п.), к нематериальному - популяризацию спорта и здорового образа жизни, повышение туристической и инвестиционной привлекательности города, региона и страны, формирование кадрового резерва в области менеджмента физической культуры и спорта, развитие волонтерского движения, инновационные технологии (информационные системы), примененные в процессе ме-гасоревнований и др. [1, 4, 8]. Однако отметим и возможное отрицательное наследие мегасоревнований: высокие издержки на содержание спортивных сооружений, рост цен на товары, работы, услуги в регионе, ухудшение экологической ситуации в регионе и др. [7].
Таким образом, крупные спортивные состязания могут по-разному сказываться на городе или стране-организаторе, при этом характер и уровень их воздействия зависят от уровня развития принимающей стороны. При надлежащем планировании крупное мероприятие может послужить стимулом для развития инфраструктуры, поэтому оно принесет больше пользы не тем территориям, где уже имеется хоро-
Таблица 2. Сравнительная характеристика количества компаний-партнеров и доходов от спонсорских программ на Олимпийских играх [5]
Город и год проведения Олимпийских игр Количество компаний-партнеров Доход от спонсорской программы
Лос-Анджелес, 1932 г. 6 $ 1 млн
Монреаль, 1976 г. 628 $ 150 млн
Лос-Анджелес, 1984 г. 163 $ 222,7 млн
Афины, 2004 г 38 $ 302 млн
Турин, 2006 г. 57 $ 348 млн
Сочи, 2014 г. 87 $ 1,4 млрд
Таблица 3. Общая сумма расходов на Олимпийские игры 1980-2014 гг. [2] в долларах в ценах 2012 г.
Год Олимпиада Город Страна Сумма расходов
план факт. + (перерасход) - (экономия)
1980 XXII летние Москва СССР н/д 1,4 н/д
1980 XIII зимние Лейк-Плэсид США н/д н/д н/д
1984 XXIII летние Лос-Анджелес США 0,35 1,2 +242,9
1984 XIV зимние Сараево Югославия н/д н/д н/д
1988 XXIV летние Сеул Республика Корея 1,7 0,71 -58,2
1988 XV зимние Калгари Канада 0,67 1,07 +59,7
1992 XVI зимние Альбервиль Франция 0,86 2,03 + 136,0
1992 XXV летние Барселона Испания 0,69 2,93 +324,6
1994 XVII зимние Лиллехаммер Норвегия 0,54 2,03 +275,9
1996 XXVI летние Атланта США 1,64 4,05 + 147,0
1998 XVIII зимние Нагано Япония 1,57 2,45 +56,1
2000 XXVII летние Сидней Австралия 2,36 4,48 +89,80
2002 XIX зимние Солт-Лейк-Сити США 1,90 2,45 +28,9
2004 XXVIII летние Афины Греция 2,00 3,20 +60,0
Справочные затраты на Олимпиаду в целом 4,65 13,50 + 190,3
2006 XX зимние Турин Италия 2,40 4,37 +82,1
2008 XXIX летние Пекин Китай 5,64 5,86 +3,9
Справочные затраты на Олимпиаду в целом 16,30 43,19 +165
2010 XXI зимние Ванкувер Канада 2,10 2,45 +16,7
Справочные затраты на Олимпиаду в целом 2,88 6,08 + 111,1
2012 XXX летние Лондон Англия 3,93 15,39 +291,6
Все Олимпиады в среднем 1,89 3,74 +97,9
Летние Олимпиады в среднем 2,29 4,73 + 106,6
Зимние Олимпиады в среднем 1,43 2,41 +68,5
2014 XXII зимние Сочи Россия 5,14 8,60 +67,3
Итоговые олимпийские расходы (прогноз) 13,9 +171,0 %
Справочные затраты на Олимпиаду в целом 13,10 50,9 +288,5
Отклонение Сочи-2014 от зимних ОИ (2009 г.) -72,1 % -72,0 % -0,14
Отклонение Сочи-2014 от зимних ОИ (прогноз) -72,1 % -82,7 % +14,7
54
http://www.teoriya.ru
№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!
шо развитая инфраструктура, а менее развитым районам. Например, в странах Европы и Азии организация таких соревнований, как Олимпийские игры, Игры Содружества или чемпионат мира, считается частью процесса долгосрочного развития на местном и региональном уровнях. В конечном счете жители и местные предприниматели в городах, принимающих крупные состязания, имеют возможность получения долгосрочных выгод в том случае, когда публично-правовые образования нацелены на создание и модернизацию инфраструктуры в соответствии с уже имеющимися планами перспективного развития региона. Крупное соревнование выступает в качестве катализатора, дающего новый импульс развитию социально-экономической сферы, а иногда помогает привлечь недостающее финансирование. Крупное спортивное состязание, подготовка к которому ведется в соответствии с ранее принятыми планами местного, регионального и общенационального развития, способно ускорить строительство инфраструктуры на десять лет и более, а также повысить качество жизни местного населения, улучшить конкурентоспособность страны, принимающей у себя спортивное состязание, на мировой арене и в долгосрочной перспективе обеспечить ей экономическую выгоду.
В более развитых регионах, где земля дефицитна в первоначальный период подачи заявок и планирования (и должна стать еще более дефицитной в 7-10-летний период отбора и подготовки к Олимпийским играм), а рынки труда и ресурсов негибки, проведение игр может привести к весьма неэффективному использованию земли и создать давление на заработную плату и цены ресурсов, ускорив инфляцию.
Кроме этого вполне вероятна ситуация несовпадения экономических ожиданий инвесторов с действительностью после проведения мегамероприятий. Во-первых, крупные спортивные строительные проекты носят точечный единовременный характер. Во-вторых, довод о высокой финансовой результативности вложений в такие проекты часто является необоснованным, после чего интерес инвестора к региону снижается. Поддержка даже самых крупных спортивных мероприятий мало влияет на узнаваемость компаний и отношение к ним со стороны потенциальных клиентов. В таких условиях актуализируется проблема резкого оттока капитала сразу после завершения крупных спортивных мероприятий, что снизит инвестиционную привлекательность не только принимающей территории, но и всей России.
Важно понимать структуру финансирования всего мероприятия по многим причинам:
- чтобы иметь возможность спрогнозировать ее влияние на регион, сравнивая с другими стройками для аналогичных мегамероприятий;
- чтобы спроецировать результаты на другие федеральные программы развития регионов;
- чтобы понять, как финансировать и как использовать возможности от проведения крупных международных и всероссийских мероприятий;
- чтобы оценить развитие российского бизнеса и его вовлеченность и заинтересованность в спорте как в маркетинговой площадке;
- чтобы оценить возможность вовлечения частных компаний в осуществление федеральных программ и методы их привлечения - налоговые льготы, спонсирование государством инновационных разработок или льготное кредитование.
Вывод. Несмотря на все положительные стороны размещения международных спортивных мероприятий в регионе, существует высокий риск стагнации региональной экономики после их завершения. Поэтому региональным органам власти России необходимо постоянно разраба-
тывать новые ориентиры инвестиционной политики и формировать новые проекты развития территорий, для того что избежать подобных рисков после проведения мегамероприятий.
Литература
1. Бариев М.М. Наследие Универсиад и Олимпийских игр - возможность для инвестиций и развития / М.М. Бариев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 7-9.
2. Выскребенцева А.С. Анализ относительных размеров капиталовложений на строительство олимпийских объектов и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи [Текст] / А.С. Выскребенцева, М.Н. Щигорева // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 274-279.
3. Итоговый отчет о подготовке и проведении 27-й Всемирной летней Универсиады в Казани 2013 года.
4. Кадыров А.Р. Влияние 27-й Всемирной летней Универсиады на развитие региона / А.Р. Кадыров // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 15-18.
5. Марченко В.Н. Спонсорство на Олимпийских играх как основной источник финансирования и эффективный инструмент развития бизнеса компаний-партнеров [Текст] / В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова // Молодой ученый. - 2014. - № 9. - С. 297-300.
6. Морозова С.И. Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.) [Текст] / С.И. Морозова, А.С. Васильева // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 7-9.
7. Павлова О.И. Социальное и материальное наследие как итог проведения крупных международных спортивных игр в Российской Федерации / О.И. Павлова, Г.Н. Голубева, Т.Г. Кириллова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4. - С. 8-13.
8. Тагиров А.М. Влияние 27-й Всемирной летней Универсиады на развитие студенческого спорта в стране / А.М. Тагиров // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 23-24.
References
1. Bariev, M.M. Nasledie Universiad i OHmpiyskikh igr - vozmozhnost' dlya investitsiy irazvitiya (Heritage of Universiades and Olympic games
- investment and development opportunity) / M.M. Bariev // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2014. - № 1. - P. 7-9.
2. Vyskrebentseva, A.S. Analiz otnositel'nykh razmerov kapitalovlozheniy na stroitelstvo olimpiyskikh ob'ektov i provedenie XXII Olimpiyskikh zimnikh igr i XI Paralimpiyskikh zimnikh igr 2014 goda v g. Sochi (Analysis of relative investments for construction of Olympic facilities and staging of the XXII Olympic Winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi) / A.S. Vyskrebentseva, M.N. Shchigoreva // Molodoy ucheny. - 2013. -№ 12. - P. 274-279.
3. Itogovyi otchet o podgotovke i provedenii 27-y Vsemirnoy letney Universiady v Kazani 2013 goda (Final Report on the preparation and staging of the 27th Summer Universiade in Kazan in 2013).
4. Kadyrov, A.R. Vliyanie 27-y vsemirnoy letney Universiady na razvitie regiona (Influence of the 27th Summer Universiade on development of the region) / A.R. Kadyrov // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury.
- 2014. - № 1. - P. 15-18.
5. Marchenko, V.N. Sponsorstvo na Olimpiyskikh igrakh kak osnovnoy istochnik finansirovaniya i effektivnyi instrument razvitiya biznesa kompaniy-partnerov (Sponsorship at the Olympics as the main source of finance and an effective method of development of business of partner companies) / V.N. Marchenko, A.V. Niyaskina, V.R. Shilova // Molodoy uchenyi. - 2014. - № 9. - P. 297-300.
6. Morozova, S.I. Ekonomicheskoe vliyanie Olimpiyskikh igr na ekonomiku regiona i strany provedeniya (na primere zimney Olimpiady 2014) (Economic influence of Olympic Games on the economy of the region and the host-country (case study og the 2014 Winter Olympics / S.I. Morozova, A.S. Vasil'eva // Problemy sovremennoy ekonomiki: materialy III mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, dekabr' 2013) (Problems of Modern Economy: Proceedings of the III Intern. scientific. conf. (Chelyabinsk, December 2013). - Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2013. - P. 7-9.
7. Pavlova, O.I. Sotsial'noe i material'noe nasledie kak itog provedeniya krupnyikh mezhdunarodnykh sportivnykh igr v Rossiyskoy Federatsii (Social and material heritage as a result of major international sports games held in the Russian Federation) / O.I. Pavlova, G.N. Golubeva, T.G. Kirillova // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2014. - № 4. - P. 8-13.
8. Tagirov, A.M. Vliyanie 27-y Vsemirnoy letney Universiady na razvitie studencheskogo sporta v strane (Influence of the 27th Summer Universiade on the development of university sport in the country) / A.M. Tagirov // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2014. - № 1. - P. 23-24.
№ 4 • 2015 Апрель | April
http://www.teoriya.ru