УДК 94/282: 336.67(470.23-25)
ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.
Е. А. Самыловская
THE FINANCIAL POSITION OF ST. PETERSBURG ROMAN CATHOLIC CLERGY IN THE FIRST HALF
OF THE XVIII CENTURY
E.A.Samylovskaya
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, katerina-samylovskaya88@yandex. ru
В статье рассматривается вопрос финансового обеспечения римско-католической миссии Санкт-Петербурга в первой половине XVIII в. Показано, что средств, выделявшихся миссионерам Конгрегацией пропаганды веры, было недостаточно ввиду дороговизны проживания в городе и растущей инфляции. Данное обстоятельство вынуждало священников искать иные источники доходов (частное преподавание), а также идти на содержание к местным состоятельным католикам. Сделан вывод о том, что материальное положение петербургских римско-католических священников в значительной мере зависело от пожертвований местных католиков и общего финансового состояния общины. В то же время данная ситуация не устраивала ни одну из сторон: священники и миссионерская коллегия видели в этом возможность воздействия на патеров со стороны общины, а петербургских католики в свою очередь были недовольны тем, что на них ложилось основное финансовое бремя. Ключевые слова: римско-католическая община Санкт-Петербурга, католики, римско-католическая миссия в Санкт-Петербурге, финансовое обеспечение католических миссий в России
The article considers the financial support of the Roman Catholic Mission of St. Petersburg in the first half of the XVIII century. The article indicates that the money allocated by the Congregation of the Evangelization of Peoples to the missionaries was insufficient due to expensive accommodation in the city and a growing inflation in the whole country. As a result, the author has come to the conclusion that the financial position of the St. Petersburg Roman Catholic priests is mainly dependent on donations from local Catholics and general financial condition of the community. At the same time, this situation was not convenient to any of the side: оп the one hand, priests and the missionary board saw an opportunity to influence missionaries by the community; on the other hand, St. Petersburg Catholics were not satisfied with the fact that they had to bear a major financial burden.
Keywords: Roman Catholic community of St. Petersburg, Catholics, Roman Catholic mission in St. Petersburg, the financial support of Catholic missions in Russia
На протяжении первой половины XVIII в. римско-католическая община Санкт-Петербурга окорм-лялась в разные периоды представителями нескольких католических орденов (бенедиктинцами, иезуитами, капуцинами и францисканцами-реформатами). При этом вне зависимости от принадлежности к ордену перед всеми ними стоял острый вопрос поиска средств на осуществление своей деятельности. В условиях ведения Северной войны (1700—1721), сопровождавшейся ростом инфляции в стране, вопрос финансирования католических миссий был чрезвычайно важен для священников, так как от этого зависела сама возможность их проживания в России и выполнения в полном объеме своих непосредственных обязанностей.
Уже в 1710 г. дипломат Оттон Плейер просил австрийского императора назначить небольшое годовое содержание для московских иезуитов, так как их финансовое положение значительно ухудшилось: сократилось количество благотворителей (офицеров и кораблестроителей), которые до этого выделяли деньги на строительство церкви, делали различные приношения в виде вина для обедни, свечей, дров и т.д. При общине не было учителя, кантора и даже ор-
ганиста, поэтому праздничные богослужения справлялись «тихою молитвой, или нескладным пением» [1]. Сложившаяся ситуация явно контрастирует с предыдущим периодом, когда на рубеже XVII—XVIII вв. московские римско-католические священники ставили вместе со своими учениками публичные театральные представления [2], организовывали праздничные богослужения с музыкальным сопровождением и пением детского хора, а также имели возможность щедро помогать нуждающимся [3].
Еще более остро финансовый вопрос вставал перед петербургской католической миссией. Санкт-Петербург с самого своего основания получил славу чрезвычайно дорогого города для проживания. Неслучайно почти все иностранцы, описывавшие город времен Петра I, обращали внимание на данный факт. В первую очередь стояла проблема обеспечения города продовольствием: в основном город снабжался за счет привозившихся из других городов продуктов, что вызывало возрастание цен на них. Их дороговизну отмечал Геркенс, побывавший в Санкт-Петербурге в 1710—1711 гг. То же отмечали Л.Ю.Эренмальм, Ф.Х.Вебер, а также Г.П. Брюс [4].
Со сложностями с обеспечением священники сталкивались, еще даже не прибыв в город. Так, при описании путешествия в Санкт-Петербург францисканец о. Джакомо да Оледжо и капуцин о. Венусто Даже из Фрибурга, добравшись до Вильно, сообщали нунцию Дж. Гримальди в начале июня 1720 г., что они пребывают в крайне затруднительном положении, поскольку их скудного пособия недостаточно для завершения дороги. Они опасались, что уже по прибытии в Ригу будут лишены и продовольствия, и денег. Также они переживали, что не смогут получить содержания от возможных благотворителей. Более того, эти предполагаемые благотворители даже укоряли священников в том, что те отправились в столь долгое и разорительное путешествие с таким малым количеством провизии и денег. По этой причине священники просили передать им еще некую сумму для продолжения пути, для чего выслали финансовый отчет о своих расходах. В июле 1720 г. уже пребывая в Риге, священники сообщали, что, несмотря на радушие местной знати, поспособствовавшей улучшению их положения, они все равно не обеспечены должным образом, поэтому ожидают, что получат здесь жалование, о котором просили еще в Вильне. Из писем патеров узнаем, что на дорогу им выделялось по 1 тинфу в день на человека, а этого по их оценкам было недостаточно даже для погашения половины затрат [5].
По прибытии в столицу положение священников, если и улучшилось, то незначительно. Содержание священников в первую очередь лежало на общине, однако в условиях немалого числа патеров, оказавшихся в городе в начале 1720-х гг., а также конфликта между ними, местным католикам стало в тягость содержать их, о чем они жаловались как Конгрегации, так и российскому правительству [6]. В этот период священники ожидали назначения годового содержания от Конгрегации, так как видели в сложившемся положении опасность оказаться в зависимости от состоятельных благотворителей и общины в целом, что мешало бы навести порядок в ней, а также ставило под угрозу всю миссию. Если капуцины во главе с о. Венусто описывали ситуацию довольно сдержанно, то францисканцы сетовали более выразительно. Особенно отличился о. Микеланджело да Ве-стинье, который в сентябре 1720 г. писал, например, о том, что был ошеломлен, узнав, что на местной почве невозможно вырастить фрукты [7]. Он же высказывал свое возмущение в письмах в Конгрегацию пропаганды веры о том, что из-за финансовых трудностей оказался в подчинении у М.Змаевича. Также миссионер отмечал, что, если ему придется оставаться в таком положении, то в дополнении к потере здоровья, он рискует потерять талант и память [8].
Выходом из сложившейся ситуации стало частное преподавание детям местных католиков [9], а также отправка францисканских священников с миссиями в другие города. Так, в 1720 г. в Або был отправлен о. Доминик Центавский, в 1721 г. в Ригу — о. Бонавентура Цежиньский, а в Ревель — о. Фаустин Шиманьский. Однако ситуация в этих городах также обстояла не самым лучшим образом. Весной 1722 г.
о. Фаустин докладывал о. Джакомо, что он находится в крайней нужде, так как не имеет денег и никакого продовольствия. Описывая свои расходы, священник сообщал, что отдавал в день две копейки за хлеб, три — за тушеные овощи, одну копейку за квас, шесть копеек за дрова, одну копейку за соль, масло и свечи. Кроме того, необходимо было каждый день кормить прислугу [10]. Таким образом, священник тратил минимум 13 копеек в день, т.е. в среднем — около 4 рублей в месяц, не считая денег на содержание прислуги.
Сам о. Джакомо вместе со своим товарищем о. Бонавентурой Шульцем был вынужден перебраться в «жалкую лачугу», недалеко от капеллы на Васильевском острове, в которой священники спали, готовили и хранили все свои вещи [11].
После отлучения капуцинов от петербургской миссии положение несколько стабилизировалось, и префект миссии о. Джакомо в 1726 г. начал строительство нового хосписа, который возводился без привлечения общины. Причины, по которым священник начал данное предприятие без помощи прихожан, следует видеть в следующем: во-первых, община принимала активное участие в строительстве новой церкви св. Екатерины, и, по-видимому, не была готова на очередные траты; во-вторых, и на наш взгляд, эта причина была основной, о. Джакомо хотел некоторой финансовой самостоятельности по отношению к общине. Отсутствие нормального финансирования ставило священников в зависимость от влиятельных прихожан, поэтому префект просил обеспечить содержание миссионеров исключительно за счет Конгрегации [12]. Тем не менее, желаемой независимости священник так и не получил. Это подтверждается и тем фактом, что, когда в начале 1728 г. императорский двор переехал в Москву, а с ним и значительная часть католиков, положение священников в очередной раз ухудшилось. Они оказались в долгах из-за предпринятого строительства, а оставшиеся в городе католики были не в состоянии выделить деньги на их погашение. Поэтому о. Джакомо сначала просил помощи у Конгрегации, а в начале ноября 1728 г., в очередной раз отмечая свое шаткое финансовое положение, ходатайствовал о возвращении на родину. Однако он скончался, так и не дождавшись своей отставки [13].
Вице-префект о. Фаустин Шиманьский, также имевший долги, смог улучшить свое положение, назначив о. Йозефа Венгелера и о. Карло да Лукав качестве капелланов генерала П. де Бриньи и вице-адмирала М.Змаевича соответственно. Благодаря этому он остался в Петербурге только вместе с о. Антонием Брукенталем, что позволило свести расходы по собственному содержанию к минимуму [14].
Сложившаяся ситуация явно не устраивала нового префекта, амбициозного о. Микеланджело да Вестинье, поэтому он совершил как минимум одну поездку в Москву, целью которой, помимо всего прочего, был сбор пожертвований среди состоятельных католиков [15].
По-видимому, после возвращения двора в Санкт-Петербург положение миссии несколько
улучшилось: о. Микеланджело мог позволить себе содержать четырех священников при миссии (в 1733 г. при нем находились о. Карло да Лука, о. Килиан Кумайзер, о. Капистран Кляйна и о. Франциск де Монтинье). Кроме того, если верить сообщениям датского пастора Педера фон Хавена, ко второй половине 1730-х гг. стабилизировалась ситуация с ценами на продукты: «<... > в Петербурге ныне никто не может пожаловаться на былую дороговизну. Платье, вино и чай там в той же цене, что и у нас здесь. Все продукты, нужные в домашнем хозяйстве, можно купить там за половину, а то и треть того, что они стоят у нас<... > Многие вещи можно приобрести в Петербурге дешевле, чем у нас. Да и все остальное стоит в умеренной цене, за исключением устриц и лимонов, которые и редки, и дороги» [16]. Однако к этому времени у миссионеров возникла другая проблема: поиск денег на строительство дорогостоящей новой каменной церкви и хосписа на Невском проспекте [17]. Данное строительство растянулось на несколько десятилетий, и в первую очередь — из-за недостатка средств, хотя новым префектом о. Карло да Лукой была развернута активная деятельность по сбору «пожертвований» на эти цели как в России, так и в Европе. Кроме того, он отправил запрос на выделение средств в Конгрегацию пропаганды веры. Собрать нужную сумму ему не удалось. Таким образом, ему необходимо было свернуть свои планы и остановиться на строительстве нескольких домов. Сдавая их в аренду, он смог бы накопить необходимую сумму для завершения строительства. Кроме того, согласно Ю.Райнхольду, о. Карло, благодаря своему личному авторитету и связям, начал лично собирать церковный налог с общины, который был введен для всех католических обществ еще при Петре I. Следует отметить, что он взимал более полагавшегося одного процента. В результате этой деятельности к моменту смерти префекта в 1752 г. на постройку собора было собрано 2000 рублей [18].
Как мы можем видеть, материальное положение петербургских римско-католических священников в значительной мере зависело от пожертвований местных католиков и общего финансового состояния общины в целом. Об этом свидетельствует тот факт, что при «оскудении» общины в 1728 г., значительно ухудшилось и положение миссионеров. При этом важно отметить, что данная ситуация не устраивала ни конгрегацию, ни самих миссионеров, ни общину. С одной стороны, священники и миссионерская коллегия видели в этом возможность воздействия на патеров со стороны общины, и даже их подчинения им. С другой стороны, петербургских католиков (и не только петербургских) не устраивал тот факт, что миссии имели весьма скудное снабжение из Ватикана, ввиду чего на них ложилось основное финансовое бремя.
1. Плейер О. О нынешнем состоянии государственного управления в Московии. Донесение Оттона Плейера в 1710 году. М., 1874. С. 12.
2. Давид И. Современное состояние великой России, или Московии // Вопросы истории. М., 1968. № 1. С. 130.
3. Ковригина В. А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII — первой четверти XVIII вв. М., 1998. С. 304-305.
4. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л.,1991. С. 57, 95, 104, 118, 162.
5. D' Haarlem Z. Les Capucins a Saint-Pétersbourg (1720— 1725) // Collectanea Franciscana: Periodicum Cura Instituti Historici Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum Editum. Vol. XII (1942). Rome, 1942. P. 216-219.
6. Ibid. P. 238.
7. Ibid. P. 359-360.
8. Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert // Archivum Franciscanum Historicum. Vol. 54. Rome, 1961. S. 123.
9. Самыловская Е.А. Исторический анализ педагогической деятельности римско-католического духовенства в Петербурге в 1710—1760-е гг. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4. (32). [Электр. ресурс]. URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=37 (дата обращения: 15.09.2015).
10. Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung) // Archivum Franciscanum Historicum. Vol. 54. Rome, 1961. S. 336.
11. Ibid.
12. Ibid. S. 342.
13. Ibid. S. 346-349.
14. Ibid. S. 350-351.
15. Ibid. S. 355.
16. Хавен П. фон. Путешествие в Россию. СПб., 2007. С. 67.
17. Самыловская Е.А. Этапы строительства римско-католических храмов Санкт-Петербурга в первой половине XVIII века // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электр. ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10455 (дата обращения: 29.04.2015).
18. Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung). S. 391-392.
References
1. Plejer O. [On the current state of governance in Muscovy. Report by Otto players in 1710]. Moscow, 1874, p. 12.
2. David I. Sovremennoe sostojanie velikoj Rossii, ili Moskovii [The current state of great Russia or Muscovy]. Voprosy istorii. 1968, no. 1, p. 130.
3. Kovrigina V.A. [Nemetskaya Sloboda in Moscow and its inhabitants at the end of XVII — the first quarter of XVIII century]. Moscow, 1998, pp. 304-305.
4. Bespjatyh Ju.N. [Petersburg of Peter I in foreign descriptions. Introduction. Texts. Comments]. Leningrad, 1991, pp. 57, 95, 104, 118, 162.
5. D' Haarlem Z. Les Capucins a Saint-Pétersbourg (1720— 1725) [Capuchins in St. Petersburg (1720—1725)]. Collectanea Franciscana: Periodicum Cura Instituti Historici Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum Editum. Rome, 1942, vol. XII, pp. 216-219. (In Fran.)
6. Ibid., p. 238.
7. Ibid., pp. 359-360.
8. Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert [The St. Petersburg Reformed missionary prefecture in XVIII century]. Archivum Franciscanum Historicum. Rome, 1961, vol. 54, p. 123. (In Gem.)
9. Samylovskaja E.A. [Historical analysis of educational activities of the Roman Catholic clergy in St. Petersburg in 1710-1760-ies]. Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 4. (32). (In Russ.). Available at: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=37 (accessed 15.09.2015).
10. Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung) [he St. Petersburg Reformed missionary prefecture in XVIII century (Continuation)]. Archivum Franciscanum Historicum. Rome, 1961, vol. 54, p. 336. (In Gem.)
11. Ibid.
12. Ibid., p. 342.
13. Ibid., pp. 346-349.
14. Ibid., pp. 350-51.
15. Ibid., p. 355.
16. Haven P. fon. Puteshestvie v Rossiju [The Travel to Russia]. Saint Petersburg, 2007, p. 67.
17. Samylovskaja E.A. [The Satges jf the Construction of St. Petersburg Roman Catholic Churches in the first half of the XVIII century]. Gumanitarnye nauchnye issledovanija, 2015,
no. 3. (In Russ.) Available at: http://human. snauka.ru/2015/03/10455 (accessed
29.04.2015).
18. Reinhold J. Die St. Petersburg Missionpräfektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung) [he St. Petersburg Reformed missionary prefecture in ХVIII century (Continuation)], pp. 391-392. (In Gem.).