Научная статья на тему 'Финансовое положение Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств и некоторых категорий ее преподавательского состава в XIX - начале XX в'

Финансовое положение Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств и некоторых категорий ее преподавательского состава в XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
16
3
Поделиться
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЭКОНОМИКА ИСКУССТВА / АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / ART MARKET / ECONOMICS OF ART / ACADEMY OF ART

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Разуев Анатолий Владимирович

В статье рассмотрены изменения финансового положения Академии художеств в Х!Хначале ХХ в., изменения в благосостоянии некоторых категорий преподавательского состава Академии и отражение этих изменений на результатах обучения. Показано, что наиболее благополучное финансовое положение Академии и ее преподавателей было предусмотрено штатом 1764 г. Только начиная с 1883 г. Академия вновь приближалась к этому уровню. Именно в это время, в последнюю треть Х!Х начало ХХ в., русское искусство достигает периода наивысших успехов, чему во многом способствовала профессиональная деятельность преподавателей Академии художеств.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Разуев Анатолий Владимирович,

FINANCIAL SITUATION OF EMPEROR SAINT-PETERSBURG ACADEMY OF ARTS AND SOME CATEGORIES OF ITS TEACHING STAFF IN THE XIX - BEGINNING OF THE XX C

In the article changes of financial state of Academy of arts in the XIX beginning of the XX c., changes of the welfare of some categories of Academy teaching staff and influence of these changes on the results of education are considered. It's shown that staff of 1764 of Academy was the most favourable from financial point of view. And only in 1883 Academy started to reach that level. Just at that time, in the last third of the XIX beginning of the XX c., Russian art succeeded a lot, which was due to the professional activity of teachers of Academy of art.

Текст научной работы на тему «Финансовое положение Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств и некоторых категорий ее преподавательского состава в XIX - начале XX в»

звана раскрыть смысл сочинения исполнителям, которые, в свою очередь, должны донести его до слушателя, или самим слушателям, если предполагается соответствующая адресация программы.

Список литературы

1 Аппалонова И. В. Жанр симфонической поэмы: к проблеме интертекста // Музыкальное содержание: наука и педагогика : материалы III всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004 г. Уфа : РИЦ УГАИ.

С. 368-377.

2 Бандура А. И. О программности в произведениях А.Н.Скрябина //Новая эпоха: электронный журнал. 2000. № 2/25. URL: http://www.newepoch.ru/journals/25/bandura.html

3 Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. М. : Музыка, 1971. 430 с.

4 Ершова Е. Д. Вопросы формы в творчестве советских композиторов : Монографические очерки по курсу «Анализ музыкальных произведений». Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1991. 24 с.

5 Крауклис Г. В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М.: Музыка, 1974. 144 с.

6 Мильштейн Я. Ф. Лист. 2-е изд. М.: Музыка, 1970. Т. 1. 864 с.

Михайлов М. К. Александр Николаевич Скрябин: Популярная монография. 3-е изд. Л. : Музыка, 1982. 112 с.

8 Петров В. О. Инструментальная композиция со словом: вопросы теории и истории жанра // Музыковедение. 2011. № 4. С. 2-8.

9 Петров В. О. Композитор говорит: об одном из способов включения текста в инструментальную композицию со словом // Новый университет. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. № 7-8 (64-65). С. 9-15.

10 Петров В. О. Литературный текст как источник смысла в инструментальных композициях отечественных композиторов второй половины ХХ века // Слово и образ в русской художественной культуре : коллективная монография по материалам Международного научно-практического форума. Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусства, 2011. С. 171-178.

11 Петров В. О. Слово в инструментальной композиции: типология интегрирования текстов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики: Научно-теоретический и прикладной журнал. 2011. № 2 (8) : в 3 ч. Ч. III. С. 129-133.

12 Присяжнюк Д. О. О музыке немой и говорящей... (К проблеме интерпретации в риторическом поле) // Искусство ХХ века как искусство интерпретации : сборник статей. Нижний Новгород, 2006. С. 285-308.

13 Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М. : Классика-XXI, 2005. 268 с.

14 Шлёцер Б. Ф. Записка о Предварительном Действии //Русские пропилеи : материалы по истории мысли и литературы. М, 1919. Т. 6. 213 с.

УДК 94(470)«18/20» + 75.011(470)

А.В. Разуев Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ САНКТ-

ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ И НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ЕЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Аннотация. В статье рассмотрены изменения финансового положения Академии художеств в XIX- начале ХХ в., изменения в благосостоянии некоторых категорий преподавательского состава Академии и отражение этих изменений на результатах обучения. Показано, что наиболее благополучное финансовое положение Академии и ее преподавателей было предусмотрено штатом 1764 г. Только начиная с 1883 г. Академия вновь приближалась к этому уровню. Именно в это время, в последнюю треть XIX - начало XX в., русское искусство достигает периода наивысших успехов, чему во многом способствовала профессиональная деятельность преподавателей Академии художеств.

Ключевые слова: художественный рынок, экономика искусства, Академия художеств.

A.V.Razyev

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «South-Ural State University» (National Research University)

FINANCIAL SITUATION OF EMPEROR SAINT-PETERSBURG ACADEMY OF ARTS AND SOME CATEGORIES OF ITS TEACHING STAFF IN THE XIX - BEGINNING OF THE XX C.

Annotation. In the article changes of financial state of Academy of arts in the XIX - beginning of the XX c., changes of the welfare of some categories of Academy teaching staff and influence of these changes on the results of education are considered. It's shown that staff of 1764 of Academy was the most favourable from financial point of view. And only in 1883 Academy started to reach that level. Just at that time, in the last third of the XIX - beginning of the XX c., Russian art succeeded a lot, which was due to the professional activity of teachers of Academy of art.

Keywords: art market, economics of art, Academy of art.

Если призвание человека быть преподавателем, то он будет жить бедно, а если полицейским - то достойно. Потому что так и было. Это парадигма современного российского правительства. Но, если посмотреть как было еще раньше, когда, например, русское искусство вышло на мировой уровень, то окажется не совсем так. И даже совсем не так. Императорская Санкт-Петербургская Академия художеств через 130 лет после своего возникновения обеспечила расцвет русского искусства. И сделано это было ее преподавателями, которым стремились обеспечить достойный уровень жизни.

В данной статье рассматривается финансовое положение Академии художеств, определявшее качество учебного процесса как с точки зрения его материального обеспечения, так и с точки зрения отношения преподавателей к своим обязанностям. Большинство российских художников, составивших своими произведениями историю русского искусства XIX - начала ХХ в., прошли обучение в Академии художеств, а многие были ее преподавателями. Целью настоящей статьи является сравнение финансового положения Академии художеств в разные годы, характеристика изменений благосостояния некоторых категорий преподавательского состава Академии и отражение этих условий на результатах обучения будущих художников. Приведенные данные сведены в таблицы.

Данная тема весьма актуальна для всего, не только художественного, современного российского образования. Качество подготовки выпускников учебных заведений зависит от качества преподавательского состава и отношения преподавателей к своему делу, которое определяется и отношением властей к преподавателю. В настоящее время премьер-министр разъяснил преподавателям, что нужно еще как-то и что-то зарабатывать, чтобы жить достойно. Этот подход, вероятно, приведет к таким же невысоким результатам в обучении, какие демонстрировала Академия художеств до 30-х гг. XIX в.

В исследовании применен конкретно-исторический метод, что позволило рассмотреть эволюцию финансового положения Академии художеств в теч е н и е X IX - н ачале XX в . , а н а этом фо н е -48

изменения в благосостоянии некоторых категорий преподавательского состава Академии.

С точки зрения финансового положения история Академии художеств почти не разработана. Наиболее часто этот аспект упоминается в работе Д.Я.Северюхина [1] в связи с развитием художественного рынка Санкт-Петербурга.

Для того чтобы сравнивать данные, касающиеся финансового положения Академии и ее преподавателей, необходимо разобраться в изменениях в денежной системе России в рассматриваемый период и определиться с переводом номинальных денежных величин в реальные.

Первым этапом такого перевода, позволяющим нивелировать колебания курса бумажных денег и изменение курса серебряных денег во второй половине XIX в., выступает пересчет текущих показателей стоимости в значения выбранной идеальной меры стоимости. Идеальной мерой стоимости до 1841 г. выступал серебряный рубль, а для 1841-1914 гг. принят золотой рубль образца 1886 г. [2, 411]. Второй этап перевода номинальных денежных величин в реальные должен учесть инфляцию, для чего используется индекс потребительских цен. Индекс фиксирует изменение стоимости большой рыночной корзины товаров, приобретенной «типичным» потребителем в расчетный год по отношению к выбранному базовому году [3, 31].

Изменения в денежной системе России связаны прежде всего с бумажными деньгами. Они в течение рассматриваемого периода обесценивались, что вызывало необходимость реформ денежного обращения в 1839-1843 гг. и 1895-1897 гг. Реформы делят рассматриваемый период на три отрезка: 1800-1841 гг., 1841-1895 гг., 1895-1914 гг. На 1914-1917 гг. приходится четвертый отрезок -период участия России в Первой мировой войне, когда финансовая система пришла в упадок.

Для пересчета текущих показателей стоимости в значения идеальной меры расчетов используется значение курса обмена за выбранный год на Петербургской бирже: ассигнационных рублей (далее - асс. руб.) в серебряные рубли (далее - сер. руб.) [4, 37]; кредитных рублей (далее - кред.руб.) в золотой рубль (далее - зол. руб.) [4, 39]. Серебряные рубли для периода после 1840-х гг. необходимо переводить в золотой рубль по показателю весового отношения серебра к золоту в рубле по их рыночной ценности [4, 36]. И, наконец, суммы, выраженные в золотых рублях пореформенного образца 1895-1914 гг., необходимо уменьшить на треть1, чтобы привести их к суммам, выраженным в золотых рублях дореформенного образца 1886-1895 гг. Цены, выраженные в золотых и серебряных рублях за 1764-1841 гг., не различаются между собой сколько-нибудь суще-

1 Уменьшается в этом случае количество зол. руб., количество золота остается неизменным. 1 зол. руб.до 1897 г. равен по коликеству золота 1,7 зол. руб. после 1897 г.

ственно [4, 40]. Это дает возможность сопоставлять цены до 1841 г., выраженные в серебряных рублях, с ценами 1841-1914 гг., выраженными в золотых рублях. Ситуация 1914-1917 гг. в данной статье не анализируется.

После приведения сумм к единому масштабу номинальные величины штатов Академии и жалований преподавательского состава переведены в реальные приведением к уровню 1913 г. с помощью значений индекса потребительских цен [2, 416].

В первую очередь рассмотрим изменения, происходившие в бюджете Академии художеств, а также изменения, касающиеся ее воспитанников.

«Академия трех знатнейших художеств» возникла в 1757 г. Значительное внимание уделяла ей по восшествии на трон Екатерина II. По воле императрицы был составлен проект «Учреждения Императорской Академии художеств» и регламент со штатом Академии с содержанием 26 тысяч (далее - тыс.) сер. руб. в год.

Следующий этап развития учебного заведения начался в 1764 г., когда Екатерина II даровала устав и штат Императорской Академии художеств. Ежегодные расходы по штату Академии определялись в размере 60 тыс. сер. руб. [5, 163]. Предусматривалось обучение мальчиков с возраста 5-6 лет в течение 15 лет, каждые три года производился набор 60 человек на казенное иждивение.

Падение курса ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю с конца 1780-х гг. привело к тому, что «жизнь вздорожала», выделяемого бюджета не хватало, и у Академии к началу XIX в. накопился долг более 100 тыс. асс. руб. [1, 55].

Значительные шаги к улучшению положения Академии художеств были сделаны с принятием дополнительных статей к уставу и нового штата в 1802 г. Отныне из казны отпускалось 146 тыс. асс. руб., а из средств Кабинета императора в случае требования президента и Совета Академии - 10 тыс. асс. руб. [5, 171]. Число учащихся Воспитательного училища на казенном обеспечении осталось по-прежнему 300 человек, но теперь мальчики принимались с возраста 8-9 лет и обучались 12 лет с делением на четыре возраста по 75 человек.

Лишь в 1817 г. Академия художеств вышла из финансового кризиса, проявившегося в накоплении долга до размера почти 281 тыс.асс.руб. С долгами было покончено «при всемилостивейшем пособии, полученном от царских щедрот» [6, 171], исходатайствованном при вступлении нового президента А.Н.Оленина (1763-1843) в должность в 1817 г. По инициативе президента от Кабинета Его Императорского Величества стали ежегодно выделяться предусмотренные штатом 1802 г. 10 тыс. асс. руб. на приобретение работ с выставок для дворцовой и академических галерей или для п е ре п род ажи и х ч е р ез фа кторску ю . Статья ми СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13

экономии для нового президента стали отказ посылать за границу пенсионеров и сокращение в 1817 г. числа учащихся с 300 человек до 160.

Академия художеств в те времена занималась выживанием, большая часть знаменитых выпускников приобрела известность не усилиями Академии, а благодаря меценатам. Так, например, Федор Брюлло хотя и закончил Академию художеств в 1815 г. с золотой медалью, остался малоизвестным художником. Его младшие братья Карл и Александр, закончившие Академию в 1821 г., могли разделить эту участь, но, став зарубежными пенсионерами благодаря Обществу поощрения художников, по возвращении в Россию выдвинулись на первые роли.

Может показаться, что положение Академии художеств значительно улучшилось с переводом в 1829 г. из ведения Министерства народного просвещения в ведение Министерства императорского двора. С 1831 г. бюджет Академии был увеличен до 221,8 тыс. асс. руб. [5, 183], но при переводе этой суммы в серебряные рубли становится видно, что она лишь вернулась к номинальной величине, назначенной при ее основании, то есть к 60 тыс. сер. руб.

Впрочем, сократилась статья расходов на воспитанников. «Прибавления к установлениям императорской Академии художеств» от 1830 г. определяли прием в число штатных академистов теперь только 60 юношей с 14 лет на казенное обеспечение. Академисты обучались 6 лет с делением на два возраста (отделения). Число сверхштатных академистов также ограничили количеством не более 100 человек. Сверхштатные академисты поступали в Академию за счет направляющих ведомств или частных лиц «с платежом за содержание положенной по усмотрению Академии суммы» [5, 172]. Кроме того разрешался доступ вольноприходящим учащимся, если они соблюдали порядок, имели собственные мундиры, а также учебные и художественные пособия. Данные меры позволили сократить преподавание в Академии общеобразовательных дисциплин и увеличить доходы Академии за счет обучения сверхштатных академистов.

В 1840 г. новый штат в серебряных рублях зафиксировал суммы жалований и затрат и составил 61,4 тыс. сер. руб. [5, 188]. Главным изменением в жизни Академии стало упразднение воспитательного училища. Это означало отказ от содержания казенных учеников. Отныне в Академии обучались только вольноприходящие ученики, имевшие собственные учебные материалы и вносившие плату за посещение рисовальных классов 9 сер. руб. в год. Только бедных учеников, показывающих отличные успехи, Совет Академии мог снабдить деньгами на покупку учебных материалов или назначить им единовременные пособия; деньги на это выделялись отныне во всех последующих штатах.

В 1 859 г. б ы л и уть е рждены н о в ые устав и штат - 49

Академии художеств. Расходы по новому штату были увеличены до 72 626 кред. руб. [5, 199], однако снижение курса кредитного рубля по отношению к золотому рублю уже в ближайшие 1860-е гг. составило 17%, что вернуло размеры штата на уровень 1840-х гг. Такое положение сохранялось до 1877 г. В период 1877-1882 гг. снижение курса кредитного рубля по отношению к золотому рублю составило 35%, что вновь поставило Академию в бедственное положение.

По уставу 1859 г. возраст поступающих в ученики Академии был ограничен 16-20 годами. Кроме поступающих в ученики, в Академии был установлен статус вольных посетителей классов с платой 25 кред. руб.в год.

В 1883 г. размер нового штата был увеличен до 191,4 тыс. кред. руб. [5, 202]. Одна из новаций штата - статья расходов в 33 тыс.руб. на приобретение для музея художественных произведений русских мастеров с академических выставок. Другая новая статья в 3500 руб. - «на содержание при Академии 10 стипендиатов Его Императорского Величества», по сути на содержание казенных учеников.

С 1890 г. под покровительством императора разрабатывалась реформа Академии художеств. Согласно новому уставу 1893 г., произошло разделение функций. Была выделена собственно Академия, определяющая государственную художественную политику, и Высшее художественное училище при Академии как сугубо образовательное учреждение. Расходы Академии художеств и Высшего художественного училища по новому штату, принятому в 1894 г., составили 270,9 тыс.

Таблица 1 - Финансовое положение Академии художеств

кред. руб. [5, 202, 210, 211]. Этот бюджет еще более сложно сравнивать с предыдущими величинами. Появилась статья расходов в 60 тыс.руб., которой Академия распоряжалась по своему усмотрению «на художественную и художественно-воспитательную деятельность», увеличилось число профессоров, появилась оплата членам Академии за участие в заседаниях и т.п. Важно зафиксировать тот вывод, что государство с 1883 г. увеличивало расходы на Академию художеств.

В 1902 г. штат Академии и Высшего художественного училища был частично пересмотрен. Расходы на управленческий аппарат возросли более чем на 30%, а с учетом введения в штат новых должностей - почти на 40%. Расходы на жалование профессорского состава были увеличены на 16%. Сумма нового штата не была объявлена, однако можно оценить его повышение на сумму более 17 тыс. зол. руб. [5, 212-214].

Подводя итог обзору штатов Академии художеств, создадим таблицу 1, отражающую изменения штатов, изменения в числе и возрасте воспитанников. В таблице 1 суммы пересчитаны из текущих единиц (ассигнаций, серебряных рублей, кредитных рублей, золотых рублей образца 1897 г.) в серебряные рубли или золотые рубли образца 1886 г. по курсу Петербургской биржи. Значения идеальной меры стоимости даны диапазоном, соответствующим началу и концу рассматриваемого периода. В результате пересчета становится видно, как изменялось финансовое положение Академии.

Годы действия штата Сумма бюджета Академии художеств и Воспитательного училища (до 1840 г.) и Высшего художественного училища (с 1894 г.) Возраст приема воспитанников, академистов, учеников, лет Срок обучения в Академии, лет Количество казенных воспитанников, человек

в официальных денежных единицах, тыс.руб. номинальная, в идеальной мере стоимости (по курсу Санкт-Петербургской биржи), тыс.руб. реальная, приведенная к уровню цен 1913 г., тыс.руб.

1764-1802 60,0 60,0-48,0 206,9-86,0 5-6 15 300

1803-1830 146,0 117,4-38,4 210,4-83,3 8-9 12 300

1831-1839 221,8 59,7-63,4 117,3-124,6 с 14 6 60

1840-1859 61,4 61,4-56,8 120,6-93,6 не определен от 3 казенных воспитанников нет

1859-1883 72,6 60,6-44,9 99,8-57,8 16-20 3-8

1883-1894 191,4 118,3-128,2 152,3-169,6

1894-1902 270,9 181,5-189,6 240,1-224,1 не определен 4-7

1903-1914 288,0 200,0 236,4-200,0

Из сравнения сумм бюджета видно, что государство с момента учреждения и до 1883 г. прилагало усилия для поддержания величины номинальных затрат на содержание учебного заведения на уровне 60 тыс.руб. Попытка качественно изменить финансовое положение Академии была предпринята в штате 1802 г., когда сумма содержания учреждения была увеличена более чем в 2 раза. Но уже через 5 лет номинальная сумма снизилась до традиционной цифры - около 60 тыс.руб., а с 1810 г. и до 1830 г. оставалась рекордно низкой. Благодаря назначению в 1817 г. нового президента А.Н.Оленина поло-

жение Академии перестало быть бедственным, а новый штат 1830 г. вновь улучшил ее финансовое состояние. К 1883 г. падение курса кредитного рубля привело Академию к рекордно низкому значению реальной суммы содержания. Государство значительно быстрее, чем раньше отреагировало на эту ситуацию. Штат 1883 г. установил номинальные затраты на Академию на уровне штата 1802 г., так же как тогда увеличение состоялось более чем в 2 раза. Более того, за счет укрепления рубля положение к 1894 г. улучшилось, а штат 1894 г. и поправки 1902 г. установили рекордное значение реальных расходов на Академию. Следует однако учитывать, что если ранее штат Академии учитывал только потребности учебного заведения, то устав и штат 1894 г. вменили в обязанность Академии следить за состоянием художеств по всей России.

За общими цифрами бюджетов Академии следует более подробно рассмотреть жизненный уровень ее преподавателей.

По штату 1764 г. самое значительное после президента годовое жалование в Академии получал ректор - 1000 асс. руб. Старшие профессора живописи, скульптуры и архитектуры получали годовое жалование по 700 асс. руб., младшие - по 600 асс. руб., жалование адъюнкт-профессора составляло 400 асс. руб. Учителя Воспитательного училища получали по 320 асс.руб. и пользовались предоставленными казенными квартирами, дровами и свечами.

С учетом уровня цен это были самые высокие реальные оклады преподавательского состава за весь рассматриваемый период. Президент Академии художеств А.Н. Оленин, сравнивая оклады 1764 и 1829 гг., писал, что преподаватель в 1764 г. получал в 4 раза больше нынешнего оклада из-за падения курса ассигнационного рубля, а учитывая «тогдашнюю дешевизну, - вдвое более» [6, 6]. Если приводить размеры окладов к уровню цен 1913 г., видно, что реальные размеры жалований различались почти в 5 раз.

В первые десятилетия существования Академии частая смена преподавателей определялась отсутствием рынка труда квалифицированных кадров. В результате падения с конца 1780-х гг. курса ассигнационного рубля ситуация ухудшилась, размеры жалований преподавательского состава стали непривлекательны. В воспитательное училище при Академии желающих занять вакантное место являлось немного, поэтому обычно брался первый желающий, «в большинстве случаев это были все неудачники и круглые невежды». Служба в самой Академии художеств также «скудно оплачивалась» [5, 14]. Кроме проблемы частой смены преподавателей существовала еще и проблема несоблюдения расписания, например, музыкант Генс на уроки являлся редко, зато за жалованием всегда «преисправно приходит» [5, 16]. Очевидно, что в свободное время он к а к_- то ч то -т о ещ е з а р а б а_т ы в а л . СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13

Отсутствие квалифицированного педагогического состава привело к печальным последствиям. Президент Академии И.И. Бецкой писал в 1783 г., что «недавно выпущенные воспитанники навлекают внутри и вне государства бесславие на наше воспитание» [5, 16]. В 1799 г. вице-президент В.И. Баженов в докладе императору также констатировал: «более тридцати лет приметно стало, что от Академии художеств желаемого успеха не видно» [5, 22].

Расходы по штату Академии художеств 1802 г. выросли почти в два раза по сравнению с предыдущим, однако жалования были повышены примерно на 30%: жалование ректора до 1350 асс. руб.; старших профессоров живописи, скульптуры и архитектуры до 1000 асс. руб., младших до 800 асс. руб.; у адъюнкт-профессора жалование по-прежнему составляло 400 асс.руб. Жалование учителей Воспитательного училища было повышено более значительно с учетом печального опыта предшествующего периода до 500-900 асс.руб.

Если в начале века на жалование по штату можно было безбедно жить, то с 1807 по 1831 гг. из-за падения курса ассигнационного рубля и, следовательно, его реальной покупательной способности, преподавателям Академии необходима была дополнительная работа по заказам или совмещение с другими источниками заработка. Несмотря на данное обстоятельство, за службу держались, она позволяла преподавателю иметь квартиру, зачастую с дровами и свечами, придавала определённый статус в обществе, способствовала получению заказов. Так, например, академик А.Г. Варнек предпочел работать, не получая жалованья с 1810 по 1815 годы, в портретном классе с профессором С.С. Щукиным, но получив при этом жилье, статус и возможность получать заказы, а в перспективе занять должность с жалованием. Однако подобное «самопожертвование» не давало положительных результатов для образовательного процесса. Очень немного художников-выпускников этого периода составили своими произведениями славу русского искусства. Положительным итогом периода бесплатного образования было то, что в течение 60 лет был создан рынок труда в художественной сфере и Академия могла выбирать талантливых и успешных преподавателей; главные достижения русского искусства создавались другими поколениями.

По штату 1830 г. было значительно увеличено жалование преподавателей. Годовое жалование ректора составило 3500 асс. руб.; профессоров 1 степени живописи, скульптуры и архитектуры - по 3000 асс. руб.; профессоров 2 степени -по 2500 асс. руб.; профессоров 3 степени -по 2000 асс. руб. Жалование учителей рисования для вольноприходящих академистов составляло 1200 асс. руб. Но при выражении жалований в серебряных рублях видно, что жалования были лишь приведены в соответствие с аналогичными в е л и ч и н а м и пр е_д ыдущ и х шта_т_о в .

51

Новацией, введенной с 1831 г. и действовавшей до 1859 г., было начисление прибавочного жалования заслуженным профессорам. Звание заслуженных профессоров давалось должностным профессорам, имеющим выслугу 20 лет при Академии. Прибавочное жалование уравнивало оклад профессора 1 степени с окладом ректора, оклад профессора 2 степени с окладом профессора 1 степени, оклад профессора 3 степени с окладом профессора 2 степени. Звание заслуженного ректора предполагало «особенную приличную по представлению начальства прибавку жалования» [5, 178].

В 1840 г. был принят новый штат, в котором все платежи выражались в серебряных рублях. Годовое жалование ректора составляло 1000 сер. руб.; профессоров 1 степени живописи, скульптуры и архитектуры - по 858 сер. руб.; профессоров 2 степени - по 715 сер. руб.; профессоров 3 степени - по 572 сер. руб. Жалование преподавателя на должности профессора теории изящных искусств составляло 572 сер. руб.; преподаватель при этом мог иметь звание академика или профессора или не иметь его.

Период 1831-1859 гг. был относительно благополучным для преподавателей Академии. На жалование можно было достойно жить, а если была возможность работать по заказам, то профессор мог стать состоятельным или даже богатым человеком; так, например, сложилась судьба Карла Брюллова. В этот период из Академии выходит много значительных художников, например, можно назвать участников «бунта четырнадцати» 1863 г.

По штату 1859 г. годовое жалование ректора составляло 1200 кред. руб.; профессоров 1 степени живописи, скульптуры и архитектуры - по 1000 кред. руб.; профессоров 2 степени - по 800 кред. руб. Жалование преподавателя истории изящных искусств, эстетики и археологии составляло 800 кред. руб. Однако снижение курса кредитного рубля по отношению к золотому рублю понизило реальные доходы. С 1877 г. реальное жалование профессора 1 степени стало одним из самых низких в истории Академии, ниже оно было только в период 1810-1830 гг.

Государство заботилось об уровне образования и временным штатом 1883 г. изменило ситуацию. Годовое жалование ректора составило 1800 кред. руб., к этому жалованию отныне назначались также «столовые» деньги в размере 600 кред. руб.; жалование профессоров 1 степени живописи, скульптуры и архитектуры составило по 1800 кред. руб.; профессоров 2 степени - по 1600 кред. руб. Жалование преподавателя истории искусств, эстетики и археологии составляло 1000 кред. руб. Реальное, с учетом инфляции, жалование профессора 1 степени возросло почти в 2 раза по сравнению с предыдущим уровнем и в дальнейшем дважды изменялось.

Последняя треть XIX - начало ХХ в. является периодом наивысших успехов русского искусства, 52_______________________________________

и этому во многом способствовала профессиональная деятельность преподавателей Академии художеств.

Временный устав Академии, утвержденный в 1893 г., и штат, принятый в 1894 г., довольно серьезно изменили порядки в учреждении. Вместо должностей профессоров разных степеней в Высшем художественном училище была введена должность «профессор - руководитель мастерской».

Годовое жалование ректора составляло 3000 кред. руб., включая «столовые» деньги; жалование профессоров - руководителей мастерских живописно-скульптурного и архитектурного отделений составляло по 2000 кред. руб.; профессоров натурного и архитектурного классов - по 1800 кред. руб. Жалование преподавателей находилось в пределах от 800 до 1600 кред. руб. Например, жалование преподавателя истории и эстетики составляло 1400 кред. руб. Следует отметить, что жалование преподавателей, имевших чин VII класса, было вполне сопоставимо с жалованием 1000-1200 кред. руб. коллежского асессора, чиновника VIII класса, служившего в окружном полицейском управлении МВД [7, 22].

В 1902 г. штат Высшего художественного училища был частично пересмотрен, расходы на жалование профессорского состава были увеличены с 42,6 тыс. руб. до 49,7 тыс. руб. Ректор в числе руководящего состава получил весомую прибавку, и его жалование со столовыми деньгами составило 4000 руб. Жалование профессоров -руководителей мастерских и профессоров натурного и архитектурного классов было определено в границах от 2000 до 2400 руб. Число иных преподавателей и сумма их вознаграждения определялись министром императорского двора. Можно предположить, что у преподавателя истории и эстетики жалование составляло после повышения 1500 руб. В 1913 г. размер годовой заработной платы рабочих составлял в среднем 264 руб. [1, 424].

Ниже приведена таблица 2, в которую сведены данные о размерах жалований некоторых категорий преподавательского состава Академии. Как самое высокое приведено жалование ректора, на следующей ступени находятся жалования профессоров Академии и в последней колонке -близкое к среднему или низкому значения оплаты преподавателей. Суммы пересчитаны из текущих единиц (ассигнаций, серебряных рублей, кредитных рублей, золотых рублей образца 1897 г.) в серебряные рубли или золотые рубли образца 1886 г. по курсу Петербургской биржи. Значения идеальной меры стоимости даны диапазоном, соответствующим началу и концу рассматриваемого периода. Отдельными колонками показаны жалования преподавательского состава, приведенные к уровню 1913 г. с помощью значений индекса потребительских цен. В результате становится возможным сравнивать жалования преподавателей в разные годы.

Годы действия штата Жалование ректора Жалование: профессор старший/ профессор 1 степени / профессор -руководитель мастерской Жалование: адъюнкт-профессор / учитель рисования / преподаватель истории искусств

в официальных денежных единицах, руб. в идеальной мере стоимости (по курсу СПб биржи), руб. приведенное к уровню цен 1913 г., руб. в официальных денежных единицах, руб. в идеальной мере стоимости (по курсу СПб биржи), руб. приведенное к уровню цен 1913 г., руб. в официальных денежных единицах, руб. в идеальной мере стоимости (по курсу СПб биржи), руб. приведенное к уровню цен 1913 г., руб.

1764-1802 1000 1000-800 3448-1443 700 700-560 2414-1004 400 400-320 1379-573

1803-1830 1350 1070-355 1918-770 1000 793-263 1421-571 400 317-105 568-228

1831-1839 3500 942-1001 1850-1967 3000 807-858 1585-1686 1200 323-343 635-674

1840-1859 1000 1000-926 1964-1525 858 858-794 1686-1308 572 572-478 1124-787

1859-1883 1200 1002-742 1651-955 1000 835-618 1376-795 800 668-494 1100-636

1883-1894 2400 1483-1608 1909-2127 1800 1112-1206 1431-1595 1000 618-670 795-886

1894-1902 3000 2010-2100 2659-2482 2000 1340-1400 1772-1655 1400 938-980 1241-1158

1903-1914 4000 2800 3310-2800 2200* 1540 1820-1540 1500 1050 1241-1050

Примечание: *Жалование профессоров было определено в границах от 2000 до 2400 руб.

Сопоставляя значения жалований одной должности за разные годы, можно утверждать, что государство стремилось поддерживать однажды принятую величину: до 1883 г. - номинально, а после 1883 г. - в пересчете с учетом инфляции. Однако реальное жалование ни в одной из категорий преподавательского состава Академии не превысило начального значения из штата 1764 г., приведенного к уровню цен 1913 г.

Штат 1764 г. устанавливал в среде преподавателей разрыв между самым значительным жалованием и наименьшим в 2,5 раза. По следующему штату 1802 г. этот разрыв увеличился более чем в 3 раза и в дальнейшем колебался между приведенными значениями. В 1913 г. жалование профессора Академии художеств превышало среднюю заработную плату рабочего более чем в 7 раз. Этот принцип социальной иерархии недоступен в современной России, где оклад преподавателя немного выше уровня минимальной заработной платы и меньше доходов администраторов вуза в несколько десятков раз.

Самого низкого значение жалования преподавателей и номинально, и реально достигли в период с 1807 по 1831 гг. В это время выживанием занималось и само учебное заведение, и его персонал, что пагубно сказалось на положении дел. «Распущенность и небрежное отношение к своим обязанностям, царившие среди учеников, распространились мало-помалу и на преподавательский персонал» [5, 30]. В этой фразе причина и следствие переставлены местами, но важнее сама характеристика ситуации.

Следующим периодом критического снижения реального размера жалований были 1877-1883 гг. К этому времени вопросы дисциплины учеников и преподавателей носили частный характер и возникшая ситуация не нанесла ущерба образовательному процессу. Ориентация ко суд а р ства н а успехи русско го искусства сп о со б-

ствовала преодолению проблем и привела к блестящим результатам.

В статье проведено сравнение финансового положения Академии художеств в разные годы, проанализированы изменения благосостояния некоторых категорий преподавательского состава Академии и охарактеризована связь этих изменений с успехами русского искусства.

Как наиболее финансово благоприятные для русского искусства определены штаты 1764, 1883, 1894 гг.; как наименее благоприятные периоды для Академии художеств и ее преподавателей выделены периоды 1810-1831 и 1877-1883 гг. До 1883 г. государство стремилось поддерживать однажды принятые номинальные величины штатов и жалований; после 1883 г. величины штатов и жалований поддерживались на высоком уровне и учитывали инфляцию.

В целом позиция государства после 1883 г. способствовала высокому уровню жизни преподавателей Академии, что привело русское искусство к европейскому признанию и блестящим результатам.

Список литературы

1 Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников. СПб., 2008. 536 с.

2 Миронов Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - начало XX. М., 2012. 848 с.

3 Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. СПб., 2002. 608 с.

4 Миронов Б. Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVШ-Х1Х вв.). Л., 1985. 304 с.

5 Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764-1914 : в 2 ч. СПб., 1914. Ч.1. (Историческая). 351 с.

6 Оленин А. Н. Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии Художеств с 1764 по 1829 год. СПб., 1829. 86 с.

7 Козельчук Т. В. Материальное положение провинциальных чиновников (на примере Тобольской губернии второй половины Х1Х-начала ХХ века) //Вестник КГУ. 2015. № 5. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 11. С.19-25.

53

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13