ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 620.9/336
ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Канд. экон. наук, доц. НАГОРНОВ В. Н., асп. ОЗЕРЕЦ О. А.
Белорусский национальный технический университет
Исходя из специфики энергетического производства, где имеют место неразрывность процесса производства и потребления энергии, отсутствие складирования продукции, монополистический характер производства энергии и соответственно государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также учитывая прямую зависимость производства энергии под востребованные потребителями республики объемы, сезонность производства энергии, когда основная реализация приходится на осенне-зимний период, для обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей Республики Беларусь энергоснабжающим организациям ГПО «Белэнерго» следует иметь в необходимых объемах собственные оборотные средства.
Кроме отмеченной специфики энергетического производства присутствует и ряд факторов, которые требуют наличия собственных оборотных средств, а именно:
• обеспечение запасов топочного мазута в объеме, необходимом для прохождения максимума нагрузок в отопительный период (ежегодная потребность в оборотных средствах составляет порядка 40 млн дол. США при действующих ценах на мазут);
• необходимость финансирования плановых обязательных регламентных технологических ремонтов в объеме, достаточном для подготовки оборудования к прохождению осенне-зимнего периода, с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций и возможность проведения оперативного ремонта энергетического оборудования в случае его аварийной остановки. При
этом в неотопительный период, когда производится основной объем ремонтных работ, отпуск тепловой энергии и объем реализации резко снижаются по сравнению с отопительным периодом, что также требует дополнительных оборотных средств.
Пополнение собственных оборотных средств может быть обеспечено за счет заемных средств либо путем использования прибыли энергоснабжающих организаций.
Как показывает анализ работы ГПО «Бел-энерго», на протяжении ряда лет энергосистема осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность при значительном дефиците оборотных средств. Для обеспечения первоочередных платежей в денежной форме и выполнения обязательств по оплате за энергоносители энергосистема вынуждена привлекать кредиты банков.
В частности, в 2007 г. было привлечено кредитных ресурсов под пополнение оборотных средств в размере 1234,7 млрд руб., задолженность по которым на 01.01.2008 составила 378,7 млрд руб.
Привлечение кредитных ресурсов банков приводит к дополнительному выпадающему доходу на величину затрат по обслуживанию этих кредитов, а при их валютном содержании - и на величину курсовой разницы, что ухудшает финансовое положение энергоснаб-жающих организаций.
Даже при формировании собственных оборотных средств в размере 30 % от прибыли, остающейся в распоряжении организаций, их недостаточно для обеспечения производствен-
но-хозяйственной деятельности. В качестве показателя, характеризующего наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, можно использовать коэффициент обеспеченности собственными средствами. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также определяется как отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным активам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов.
По итогам производственно-хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций за 2006-2007 гг., коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами улучшился и по состоянию на 01.01.2007 и 01.01.2008 был равен соответственно 0,04 и 0,05, однако он значительно ниже нормативного значения, который составляет 0,3.
Низкое значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в значительной мере обусловлено следующими факторами:
• значительной стоимостью основных средств в составе внеоборотных активов. В соответствии с Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы [1], Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 [2], энерго-снабжающими организациями вкладываются значительные денежные средства в обновление основных производственных фондов, проведение энергосберегающих мероприятий, внедрение новых прогрессивных технологий в области энергетики. При этом экономический эффект, который достигается в виде снижения удельных расходов условного топлива на производство электрической и тепловой энергии, учитывается при формировании тарифов на энергию для потребителей республики и не может быть в полной мере направлен на увеличение источников собственных средств энерго-снабжающих организаций (получение допол-
нительного объема прибыли). Таким образом, возникает парадокс - чем больше энергоснаб-жающие организации вкладывают средств в основные фонды, тем хуже показатели, характеризующие их финансовое положение;
• задолженностью по кредитам банков - как краткосрочным, так и долгосрочным. По состоянию на 01.01.2008, задолженность по долгосрочным кредитам банков составила 305,1 млрд руб. Так, энергоснабжающим организациям доводятся повышенные задания по привлечению иностранных кредитов банков на реализацию инвестиционных проектов, которые составляют более 250 млрд руб. в год;
• задолженностью потребителей республики за электрическую и тепловую энергию, большая часть которой (более 75 %) находится в отсрочках в соответствии с решениями Главы государства и Правительства Республики Беларусь.
С момента признания утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 1993 г. № 179 [3], которое в установленном порядке обязывало организации направлять не менее 30 % прибыли, остающейся в их распоряжении, на пополнение оборотных средств, еще больше усугубило положение энергоснабжающих организаций, так как Министерством экономики Республики Беларусь при подготовке предложений о пересмотре тарифов на энергию объем минимально необходимой прибыли формировался с пополнением оборотных средств в размере, значительно меньшем 30 %.
В соответствии с прилагаемым расчетом дефицит оборотных средств по энергоснабжаю-щим организациям ГПО «Белэнерго» за 2007 г. составил порядка 198 млрд руб.
Расчет потребности в собственных оборотных средствах на 2007 г. Оборотные активы энергоснабжающих организаций по состоянию на 01.01.2006 составляли 1261643 млн руб., на 01.01.2007 - 1424350 млн руб.
Средняя стоимость оборотных активов за 2006 г. составила 1342997 млн руб. ((1261642 + + 1424350) : 2 = 1342997).
Себестоимость реализованной продукции за 12 мес. 2006 г. составила 4328198 млн руб.
1. Фактическая скорость оборачиваемости оборотных средств за 12 мес. 2006 г. равна
Огод = 4328198 : 1342997 = 3,22 оборота в год.
2. Фактическая оборачиваемость оборотных средств за 12 мес. 2006 г.
Д = 360 : 3,22 = 112 дней.
3. Однодневные расходы на производство электрической и тепловой энергии по смете на 2007 г.
Рд = 5840054 : 360 = 16222 млн руб.,
где 5840054 млн руб. - себестоимость производства энергии по плану на 2007 г.
4. Потребность в собственных оборотных средствах на 2007 г. с учетом сокращения оборачиваемости со 112 до 100 дней составит
Псос = 16222 • 100 = 1622200 млн руб.
5. Недостаток собственных оборотных средств
Нсос = 1622200 - 1424350 = 197850 млн руб.
В то же время при установлении на 2007 г. тарифов на энергию объем минимально необходимой прибыли был определен с учетом направления на пополнение собственных оборотных средств только в размере 44,4 млрд руб., или 22,4 % от общей потребности.
Следует отметить, что при предоставлении потребителям отсрочек по погашению задолженности за электрическую и тепловую энергию энергоснабжающим организациям предоставляется отсрочка только за природный газ, использованный на ее производство, что составляет около 50 %, на оставшиеся 50 % условно-постоянных затрат энергоснабжающие организации должны привлекать краткосрочные кредитные ресурсы.
Несмотря на то, что по состоянию на 1 января 2008 г. ОАО «Белтрансгаз» не имеет просроченной задолженности за поставленный ОАО «Газпром» в Республику Беларусь природный газ, перед ОАО «Белтрансгаз» существует значительная задолженность за природный газ газоснабжающих организаций ГПО «Белтопгаз», которая образовалась в прошлые годы вследствие необеспечения потребителями республики оплаты за энергоресурсы в полном объеме. На начало 2008 г. задолженность составила более 249,3 млн дол. США, в том числе:
• задолженность, образовавшаяся по состоянию на 01.02.1996 и отсроченная в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1996 г. № 275. Указанная задолженность образовалось вследствие исполнения ОАО «Белтрансгаз» обязательств перед Министерством финансов Республики Беларусь для урегулирования взаимных долгов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. При этом задолженность ОАО «Белтрансгаз» перед ОАО «Газпром» по погашению задолженности за природный газ была трансформирована в задолженность ОАО «Белтрансгаз» перед Министерством финансов Республики Беларусь по исполнению обязательств по погашению задолженности субъектам хозяйствования и гражданам Республики Беларусь по «замороженным» счетам (вкладам) в иностранной валюте, ранее размещенным во Внешэкономбанке СССР;
• текущая задолженность, образовавшаяся с 01.02.1996 по 01.01.2008.
В связи с созданием совместной белорусско-российской газотранспортной компании на базе ОАО «Белтрансгаз» существует большая вероятность инициирования со стороны ОАО «Газпром» взыскания задолженности газоснабжающих организаций через судебные инстанции в целях получения дополнительных доходов на долю акций, принадлежащих российской стороне. Данное обстоятельство негативно скажется на обеспечении своевременной и полной текущей оплате потребляемого природного газа и, как следствие, - сокращения его поставок в республику.
Учитывая отсутствие у ОАО «Белтрансгаз» просроченной задолженности за природный газ перед ОАО «Газпром» и обеспечение потребителями своевременной и полной оплаты текущих его поставок, целесообразно рассмотреть возможность списания текущей задолженности газоснабжающих организаций, образовавшейся с 01.02.1996 по 01.01.2008, за счет образованного ОАО «Белтрансгаз» компенсационного и добавочного фондов.
Указанную задолженность необходимо рассматривать с одновременным списанием задолженности за природный газ конечным потребителям республики, а также задолженности потребителей за электрическую и тепловую
энергию на сумму списываемой задолженности за природный газ по энергоснабжающим организациям, по схеме, аналогичной списанию задолженности за энергоресурсы, произведенной в 2006 и 2007 гг. за счет средств компенсационного фонда ОАО «Белтрансгаз» в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 20 мая 2006 г. № 166 и от 29 марта 2007 г. № 153.
Перечень конечных потребителей, по которым необходимо произвести списание задолженности за потребленные энергоресурсы, предлагается сформировать с учетом первоочередного списания:
• отсроченной задолженности в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
• просроченной задолженности неплатежеспособных и убыточных организаций по итогам работы за 2007 г., а также организаций, получающих государственную поддержку в 2008 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 [4];
• безнадежной к востребованию задолженности.
Принимая во внимание невозможность погашения потребителями задолженности за газ, образовавшейся по состоянию на 01.02.1996 («нулевой» вариант) в течение длительного периода времени (более 12 лет), можно сделать вывод о безнадежности ее взыскания в будущем. В связи с возможным отсутствием у Министерства финансов Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2008 обязательств по погашению задолженности субъектам хозяйствования и гражданам Республики Беларусь по «замороженным» счетам (вкладам) в иностранной валюте, ранее размещенным во Внешэкономбанке СССР, предлагается также произвести списание данной задолженности по следующей схеме: Министерство финансов Республики Беларусь - ОАО «Белтрансгаз» -газоснабжающие организации ГПО «Бел-топгаз» - энергоснабжающие организации ГПО «Белэнерго» - сельскохозяйственные организации - Министерство финансов Республики Беларусь.
При этом по сельскохозяйственным организациям целесообразно произвести списание за-
долженности, отсроченной в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 388 [5].
Рассматривая перспективы финансового положения отрасли, следует, в первую очередь, отметить неизбежность увеличения цен на импортируемые энергоресурсы. Увеличение цены на основное сырье для производства электрической и тепловой энергии для энергосистемы будет невозможно компенсировать аналогичным увеличением тарифов на энергию для всех групп потребителей, в том числе для населения. Социально-экономическая политика государства не предусматривает резкого увеличения цен на энергоресурсы, что может еще больше ухудшить финансовое положение энергоснабжа-ющих организаций. Поэтому основной груз повышения цен на энергоносители возьмут на себя предприятия энергетики, что подтверждается выделением в 2007-2008 гг. средств из республиканского бюджета энергоснабжающим организациям на реализацию инвестиционных проектов, имеющих социальную направленность.
Исходя из изложенного выше основными задачами по пути улучшения финансового положения отрасли являются:
1 ) сокращение дебиторской задолженности за отпущенную энергию;
2) снижение издержек производства с целью максимизации прибыли как источника сокращения кредиторской задолженности.
Первое направление связано с:
• списанием кредиторской задолженности за природный газ с одновременным списанием на аналогичную задолженность потребителей республики за энергию;
• четким выполнением Положения о порядке ограничения или прекращения подачи природного газа, электрической и тепловой энергии потребителям, не обеспечившим своевременную их оплату, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2002 г. № 1578 [6] (с учетом изменений и дополнений), как наиболее эффективного воздействия на предприятия-неплательщики;
• проведением активной работы через судебные органы по взысканию задолженности за потребленные энергоносители и реализацией решений суда через имущество должников.
Второе направление имеет более широкие возможности для его реализации:
• составление и реализация мероприятий по сокращению издержек производства;
• создание на предприятиях из высококвалифицированных работников бухгалтерии, финансового отдела и планово-экономического отдела мощных аналитических групп;
• минимизацию издержек на приобретаемые товарно-материальные ценности и выполняемые работы путем проведения эффективных тендерных процедур;
• минимизацию издержек по обслуживанию долгосрочных и краткосрочных кредитов;
• сокращение затрат на покупку электрической энергии от объектов малой энергетики путем внесения соответствующих изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 мая 2006 г. № 91 [7];
• нераспространение на энергоснабжающие организации решений местных Советов депутатов Республики Беларусь по установлению повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога.
В Ы В О Д Ы
В настоящее время энергоснабжающие организации осуществляют производственно-хозяйственную деятельность в условиях дефицита собственных оборотных средств. Средства, предусматриваемые в прибыли на пополнение оборотных средств, при формировании тарифов на энергию недостаточны, что подтверждается неудовлетворительными значениями коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и устоявшейся тенденцией роста задолженности по краткосрочным кредитам банков.
В целях улучшения финансового положения энергоснабжающих организаций целесообразно рассмотреть списание их задолженности за природный газ с одновременным списанием нереальной к востребованию задолженности потребителей республики за энергию.
Улучшение финансового положения предприятий электроэнергетики не произойдет в одночасье и без активного участия каждого
работника энергосистемы - это кропотливый, каждодневный труд, который должен в обязательном порядке стимулироваться руководством энергосистемы.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2005. - № 137. - 1/6735.
2. Об утверждении Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергоснабжения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года: Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2007. - № 276. - 1/9095.
3. О пополнении собственных оборотных средств и укреплении финансового положения предприятий и организаций: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 1993 г. № 179 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 89. - 5/14334.
4. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2006. - № 53. - 1/7392.
5. О предоставлении отсрочки по погашению задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию, потребленные сельскохозяйственными организациями: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 388 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 57. - 5/14056.
6. О дополнительных мерах по обеспечению бесперебойного снабжения народного хозяйства и населения республики энергоресурсами: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2002 г. № 1578 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2003. - № 109. - 5/11471.
7. О тарифах на электрическую энергию, производимую в Республике Беларусь юридическими лицами, не входящими в состав Белорусского государственного энергетического концерна, и индивидуальными предпринимателями и отпускаемую энергоснабжающим организациям данного концерна: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 мая 2006 г. № 91 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. -№ 104. - 8/14625.
Поступила 30.05.2008