Научная статья на тему 'Финансовое планирование на основе факторной модели анализа прибыли'

Финансовое планирование на основе факторной модели анализа прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИБЫЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕЗЕРВЫ / ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / УРОВЕНЬ СРЕДНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ЦЕН / FINANCIAL PLANNING / PROFIT / FACTOR ANALYSIS / RESERVES / SALES REVENUE / COST / SALES / LEVEL OF AVERAGE SALES PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Денис Андреевич

Представлены особенности финансового планирования на основе факторной модели анализа прибыли. Обоснована необходимость применения факторного анализа в хозяйствующих субъектах, занятых в сфере сельского хозяйства, приводятся внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность сельскохозяйственных предприятий. Даются конкретные рекомендации по минимизации производственных затрат для увеличения прибыли. Для этого нужно постоянно проводить диагностику факторов, влияющих на величину затрат, и немедленно прекращать финансирование тех статей расходов, которые менеджмент считает недопустимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of financial planning based on the factor model of profit analysis are presented. The necessity of the use of factor analysis in economic entities engaged in agriculture is grounded, external and internal factors affecting the activities of agricultural enterprises are defined. Specific recommendations on minimizing production costs to increase profits are given. It is necessary to hold constant diagnose of the factors affecting the amount of expenses, and immediately stop financing those items of expenses that the management considers unacceptable.

Текст научной работы на тему «Финансовое планирование на основе факторной модели анализа прибыли»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCE

УДК 336.7 DOI 10.23683/0321-3056-2019-1-84-90

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ

© 2019 г. Д.А. Никитин а

а Университет управления «ТИСБИ», Казань, Россия

FINANCIAL PLANNING BASED ON FACTOR ANALYSIS MODEL

OF PROFIT

D.A. Nikitin а

а University of Management "TISBI", Kazan, Russia

Никитин Денис Андреевич -аспирант,

Университет управления «ТИСБИ»,

ул. Муштари, 13, г. Казань, Республика Татарстан,

420012, Россия.

E-mail: nikden1993@mail.ru

Denis A. Nikitin -Рostgraduate,

University of Management "TISBI" Mushtari St., 13, Kazan, Tatarstan, 420012, Russia. Е-mail: nikden1993@mail. ru

Представлены особенности финансового планирования на основе факторной модели анализа прибыли. Обоснована необходимость применения факторного анализа в хозяйствующих субъектах, занятых в сфере сельского хозяйства, приводятся внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность сельскохозяйственных предприятий. Даются конкретные рекомендации по минимизации производственных затрат для увеличения прибыли. Для этого нужно постоянно проводить диагностику факторов, влияющих на величину затрат, и немедленно прекращать финансирование тех статей расходов, которые менеджмент считает недопустимыми.

Ключевые слова: финансовое планирование, прибыль, факторный анализ, резервы, выручка от продаж, себестоимость, объем продаж, уровень среднереализационных цен.

The features offinancial planning based on the factor model ofprofit analysis are presented. The necessity of the use offactor analysis in economic entities engaged in agriculture is grounded, external and internal factors affecting the activities of agricultural enterprises are defined. Specific recommendations on minimizing production costs to increase profits are given. It is necessary to hold constant diagnose of the factors affecting the amount of expenses, and immediately stop financing those items of expenses that the management considers unacceptable.

Keywords: financial planning, profit, factor analysis, reserves, sales revenue, cost, sales, level of average sales prices.

Финансовое планирование представляет подсистему финансового механизма и важнейшую составную часть экономического и социального планирования. Спецификой финансового планирования является следующее: оно осуществляется в стоимостной форме, что обусловлено некоторой самостоятельностью движения финансов относительно материально-вещественных элементов производства, активным влиянием опо-

средованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Значимость финансового планирования обусловлена тем, что бесперебойная работа хозяйствующего субъекта невозможна без наличия определенных объемов финансовых ресурсов, которые постоянно расходуются в процессе производственной деятельности на приобретение оборотных средств, оплату труда, страхо-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

вых выплат и налогов, выполнение других финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками и на другие нужды [1].

В структуре социально-экономического прогнозирования финансовое планирование имеет большое значение. При формировании финансовых планов осуществляется проверка уровня напряженности производственных заданий, определяются возможности роста финансовых ресурсов за счет более полного использования производственных мощностей по производству продукции и улучшению ее свойств, сокращения затрат и снижения непроизводительных потерь. Наряду с этим изучаются направления сокращения потребности в финансах с учетом вовлечения в процесс производства имеющихся материальных ресурсов, ускорения оборачиваемости оборотных активов, сокращения сметной стоимости строительства, снижения затрат на содержание аппарата управления и пр. Таким образом, финансовое планирование, с одной стороны, является инструментом управления финансовыми ресурсами, с другой - активным фактором влияния на процесс общественного производства.

Непосредственный объект финансового планирования - образование и распределение доходов и накоплений, создание и применение централизованных и децентрализованных фондов финансов.

Цели финансового планирования заключаются в следующем:

1) определение источников формирования финансовых ресурсов и установление их общей величины;

2) установление оптимальной пропорции перераспределения средств между централизованными и децентрализованными фондами, сферами национального хозяйства и административно-территориальными подразделениями;

3) установление определенного направления применения ресурсов и формирования необходимых резервов [2].

Финансовое планирование деятельности хозяйствующего субъекта характеризуется приростом капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной деятельности.

На изменение размера прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. В частности, формирование прибыли сельскохозяйственного предприятия неразрывно связано с многочисленными внешними факторами, среди которых основными являются:

2019. т. 1

- природно-климатические условия, что придает сельскому хозяйству неустойчивость;

- сезонный характер хозяйственной деятельности, что обусловливает колебания:

a) в уровне занятости (на предприятии наблюдается сокращение численности работников);

b) в производстве и предложении продукции сельскохозяйственного происхождения (на предприятии с мая по сентябрь производство и реализация продукции идет по восходящей, затем объемы реализации замедляются; в декабре отмечается всплеск продаж сельхозпродукции, а затем вплоть до мая месяца резкое замедление объемов реализации).

Неблагоприятные природно-климатические условия отражаются на увеличении темпов роста себестоимости и прочих расходов. Нами в качестве примера взято ООО «Сельский дворик», в котором наблюдается опережение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки.

К внутренним факторам относят факторы первого уровня соподчиненности: объем реализации, его структура, себестоимость продукции и уровень «среднереализационных» цен [3]. Для наглядного представления влияния внутренних факторов необходимо осуществить факторный анализ прибыли от продажи продукции.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки (табл. 1).

Факторный анализ прибыли от продажи продукции показал, что от продукции растениеводства и продукции животноводства предприятие получило прибыль. Рассмотрим более подробно, какие факторы оказали положительное влияние на прибыль от продажи продукции, а какие отрицательное.

Прибыль от продажи мяса КРС на предприятии сократилась на 2129,8 тыс. руб., это явилось следствием сокращения объема продаж на 22 т (на 308,8 тыс. руб.) и за счет увеличения себестоимости единицы продукции на 21233,1 руб./т (на 3163,8 тыс. руб.), при этом увеличение цен на 9011,62 руб./т увеличило прибыль на 1342,7 тыс. руб. По молоку наблюдается аналогичная ситуация. Прибыль от продажи пшеницы сократилась на 4282,9 тыс. руб., что явилось следствием сокращения объема продаж на 556,2 т (на 767,5 тыс. руб.), увеличения себестоимости единицы продукции на 171,02 руб/т. (на 495,7 тыс. руб.), уменьшения цен на 1041,86 руб./т (на 3019,7 тыс. руб.).

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

Таблица 1

Факторный анализ прибыли от продажи отдельных видов продукции / Factor analysis of profits from the sale of certain types of products

Вид продукции Объем проданной продукции, т Средняя цена продаж, руб./т Себестоимость единицы продукции, руб./т

2017 2018 2017 2018 2017 2018

Мясо КРС 171,0 149,0 95243,57 104255,19 81207,90 102441,00

Молоко 505,5 337,0 23042,55 28226,26 19458,00 27741,10

Пшеница 3454,6 2898,4 8179,52 7137,66 6799,62 6970,64

Подсолнечник 1382,3 1346,7 22666,56 19043,41 18831,40 18634,00

Соя 810,9 840,2 23285,2 21101,29 19454,60 20710,90

Ячмень 1608,5 1760,0 8303,28 7215,43 6951,52 7090,60

Прочая продукция 710,3 1285,3 10139,53 13582,51 8524,44 13462,80

Вид продукции Сумма прибыли от продажи продукции, тыс. руб. Изменение прибыли, тыс. руб.

Общая сумма В том числе за счет

2017 2018 объема продаж цены себестоимости

Мясо КРС 2400,1 270,3 -2129,8 -308,8 1342,7 -3163,8

Молоко 1812,0 163,5 -1648,5 -604,0 1746,9 -2791,4

Пшеница 4767,0 484,1 -4282,9 -767,5 -3019,7 -495,7

Подсолнечник 5301,3 551,4 -4749,9 -136,5 -4879,3 265,9

Соя 3106,2 328,0 -2778,2 112,2 -1834,9 -1055,6

Ячмень 2174,3 219,7 -1954,6 204,8 -1914,6 -244,8

Прочая продукция 1147,2 153,9 -993,3 928,7 4425,3 -6347,2

Прибыль от продажи подсолнечника сократилась на 4749,9 тыс. руб., что явилось следствием сокращения объема продаж на 35,6 т (на 136,5 тыс. руб.) и за счет сокращения цен на 3623,15 руб./т (на 4879,3 тыс. руб.), а сокращение себестоимости единицы продукции на 197,4 руб./т увеличило прибыль на 265,9 тыс. руб. Прибыль от продажи сои и ячменя сократилась, соответственно, на 2778,2 и 1954,6 тыс. руб, что явилось следствием сокращения цен и увеличения себестоимости единицы продукции. Во многом сокращение прибыли объясняется сокращением реализации продукции сельского хозяйства (мясо КРС, молоко, пшеница). Также большое значение имеет рост себестоимости единицы продукции (мясо КРС, молоко, пшеница, соя, ячмень, прочая продукция), что тоже привело к сокращению прибыли. Снижение цен на пшеницу, подсолнечник, сою, ячмень повлияло на снижение прибыли по данным видам продукции. Это свидетельствует о том, что необходимо повышать урожайность и рассматривать вопрос о некотором увеличении цены на сельскохозяйственную продукцию.

Помимо отмеченных ранее факторов, прибыль от продажи продукции формируется под воздействием двух основных факторов - выручки и себестоимости, это обусловило необходимость их детального рассмотрения. Для выявле-

ния причин увеличения выручки на предприятии осуществлен ее факторный анализ от продажи продукции (табл. 2). По итогам факторного анализа выручки можно сделать следующий вывод: выручка от продажи продукции в 2018 г. по сравнению с 2017 г. сократилась на 7692 тыс. руб. На это повлияли сокращение цен на продукцию и сокращение объема продаж по некоторым видам продукции.

В частности, выручка от продажи мяса КРС сократилась на 753 тыс. руб. На это сокращение отрицательное влияние оказал только один фактор - сокращение объема продаж на 22 ц, что привело к сокращению выручки на 2095 тыс. руб. Аналогичная ситуация наблюдается по молоку. Здесь отрицательное влияние на сокращение выручки оказал также фактор снижения объема продаж.

Выручка от продажи пшеницы сократилась на 7569 тыс. руб. На это сокращение отрицательное влияние оказали два фактора - сокращение объема продаж на 556,2 ц, что привело к сокращению выручки на 4549 тыс. руб., а также сокращение цены на 1041,86 руб./ц, что привело к сокращению выручки на 3020 тыс. руб. Аналогичная ситуация наблюдается по подсолнечнику. Здесь отрицательное влияние на сокращение выручки оказали также снижение объема продаж и снижение цены.

Факторный анализ выручки от продажи основных видов продукции / Factor analysis of revenue from the sale of basic products

Вид продукции Цена, руб. Объем продаж, ц Выручка за 2018 г., руб. Условная выручка, руб. Выручка за 2017 г., руб. Изменения, руб.

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г. всего в т.ч. за счет

цены объема продаж

Мясо КРС 95243,57 104255,19 171,0 149,0 15534023,31 14191291,93 16286650,00 -752627,20 1342731,38 -2095358,54

Молоко 23042,55 28226,26 505,5 337,0 9512249,62 7765339,35 11648009,00 -2135759,00 1746910,27 -3882669,68

Пшеница 8179,52 7137,66 3454,6 2898,4 20687793,74 23707520,77 28256970,00 -7569176,00 -3019727,02 -4549449,02

Подсолнечник 22666,56 19043,41 1382,3 1346,7 25645760,25 30525056,35 31331986,00 -5686226,00 -4879296,11 -806929,54

Соя 23285,2 21101,29 810,9 840,2 17729303,86 19564225,04 18881969,00 -1152665,00 -1834921,18 682256,36

Ячмень 8303,28 7215,43 1608,5 1760,0 12699156,80 14613772,80 13355826,00 -656669,10 -1914616,00 1257946,92

Прочая продукция 10139,53 13582,51 710,3 1285,3 17457600,10 13032337,91 7202108,00 10255492,00 4425262,19 5830229,75

Таблица 3

Факторный анализ себестоимости продажи основных видов продукции / Factor analysis of the self-cost of main products sales

Вид продукции Затраты на 1 ц продукции, руб. Объем продаж, ц Себестоимость за 2018 г., руб. Условная себестоимость, руб. Себестоимость за 2017 г., руб. Изменения

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г. всего В т.ч. за счет

затрат на 1 ц объема производства

Мясо КРС 81207,90 102441,00 171,0 149,0 15263709,00 12099977,10 13886551,00 1377158,00 3163731,90 -1786573,80

Молоко 19458,00 27741,10 505,5 337,0 9348750,70 6557346,00 9836019,00 -487268,30 2791404,70 -3278673,00

Пшеница 6799,62 6970,64 3454,6 2898,4 20203702,98 19708018,61 23489967,00 -3286264,00 495684,37 -3781948,64

Подсолнечник 18831,40 18634,00 1382,3 1346,7 25094407,80 25360246,38 26030644,00 -936236,40 -265838,58 -670397,84

Соя 19454,60 20710,90 810,9 840,2 17401298,18 16345754,92 15775735,00 1625563,00 1055543,26 570019,78

Ячмень 6951,52 7090,60 1608,5 1760,0 12479456,00 12234675,20 11181520,00 1297936,00 244780,80 1053155,28

Прочая продукция 8524,44 13462,80 710,3 1285,3 17303736,84 10956462,73 6054909,70 11248827,00 6347274,11 4901553,00

Выручка от продажи сои сократилась на 657 тыс. руб. На это сокращение отрицательное влияние оказал только один фактор - сокращение цены на 2183,91 руб./ц, что привело к сокращению выручки на 1835 тыс. руб. Аналогичная ситуация наблюдается по ячменю. Здесь отрицательное влияние на сокращение выручки оказал также фактор снижения цены.

Проведенный факторный анализ подтверждает, что на уровень выручки от продажи продукции влияют цены и объем продаж.

Вторым важным фактором, влияющим на прибыль предприятия, является себестоимость продукции [4]. За анализируемый период затраты в абсолютном выражении выросли. Причины увеличения затрат можно увидеть на основе факторного анализа себестоимости продукции предприятия (табл. 3).

По результатам факторного анализа можно заметить, что за анализируемый период затраты

в абсолютном выражении выросли. Данные факторного анализа свидетельствуют о том, что на предприятии произошло увеличение себестоимости продажи мяса КРС, сои и ячменя. На это в большей степени повлиял рост затрат на реализацию продукции. Все это указывает на необходимость разрабатывать мероприятия по минимизации производственных затрат, что приведет к увеличению прибыли.

Полагаем целесообразным в ООО «Сельский дворик» постоянно проводить диагностику факторов, влияющих на величину затрат и принимать решение о немедленном прекращении финансирования тех статей расходов, которые менеджмент считает недопустимыми.

Возможна следующая последовательность действий:

1) Проведение максимально детальной инвентаризации расходов предприятия (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Структура расходов ООО «Сельский дворик» за 2016-2018 гг. / Structure of expenses of "Selskiy dvorik" for 2016-2018

Расходы Сумма, тыс. руб. Динамика 2018 г. к 2016 г.

2016 г. 2017 г. 2018 г. абс. откл. %

Материальные расходы, тыс. руб.: 58916 66911 74420 15504 126,3

- сырье и материалы 45212,2 50034,3 54239,5 9027,3 120,0

- электроэнергия 13703,8 16876,7 20180,5 6476,7 147,3

Расходы на оплату труда, тыс. руб. 34204 37801 40896 6692 119,6

Амортизация, тыс. руб. 1166 1540 1781 615 152,7

Проценты к уплате, тыс. руб. 2442 2368 931 -1511 38,1

Прочие расходы, тыс. руб., в т. ч.: 1374 14462 5175 3801 376,6

- аренда, тыс. руб. 456,2 9611,8 2480,8 2024,6 543,8

- расходы на содержание служебного транспорта, тыс. руб. 709,7 1928,5 986,6 276,9 139,0

- расходы на рекламу, тыс. руб. 47,2 137,9 78,1 30,9 165,5

- расходы на канцтовары, тыс. руб. 7,9 25,1 14,4 6,5 182,3

- расходы на оплату услуг связи, тыс. руб. 27,1 80,3 43,3 16,2 159,8

- услуги сторонних органов, тыс. руб., в т. ч.: - 2287,2 1336,3 241,2 122,0

- затраты на информационные технологии 125,9 391,2 235,5 109,6 187,1

Итого расходов 98102 123082 123203 25101 125,6

Детальная инвентаризация расходов показывает, что предприятием в 2018 г. было заплачено: 14,4 тыс. руб. за канцелярские товары; 986,6 тыс. руб. на содержание служебного транспорта; 43,3 тыс. руб. за услуги связи; 78,1 тыс. руб. за рекламу - это очень большие суммы.

2) Определение категории каждой статьи расходов и анализ последствий отказа от неоправданных трат. Разрабатывать и принимать управленческие решения рекомендуется на заседании коллектива.

Следует проводить детальный контроль за накладными расходами. В число накладных расходов большинства предприятий входят затраты на телекоммуникации (связь), электроэнергию, транспорт. Ниже рассмотрим ряд возможных мер по «быстрому» сокращению этих категорий расходов, основанных на опыте аналогичных предприятий:

- транспорт: ограничить число служебных машин [5];

- телекоммуникации (связь): сократить список сотрудников, которым оплачивается мо-

бильная связь, установить для каждого лимит по ного оборудования и программного обеспечения расходам; в компании [6].

- затраты на информационные технологии: Определим величину возможного сокраще-принять решение о стандартизации компьютер- ния накладных расходов в табл. 5.

Таблица 5

Определение величины экономии накладных расходов по ООО «Сельский дворик» на 2019 г. / Determination of saving overhead expenses for "Selskiy dvorik" for 2019

Статьи затрат 2018 г. 2019 г. Отклонение, тыс. руб. Темп снижения, % Процент снижения, %

Транспортные расходы, тыс. руб. 986,6 863,3 -123,3 87,50 12,50

Электроэнергия, тыс. руб. 20180,5 18667,0 -1513,5 92,50 7,50

Связь, тыс. руб. 43,3 39,0 -4,3 90,00 10,00

Затраты на информационные технологии, тыс. руб. 235,5 223,7 -11,8 95,00 5,00

Итого 21445,9 19793,0 -1652,9 92,37 7,63

Анализируя данные табл. 5, можно отметить, что за счет предлагаемых мероприятий: транспортные расходы сократятся на 12,5 %, или на 123,3 тыс. руб.; расходы на электроэнергию уменьшатся на 7,5 %, или на 1513,5 тыс. руб.; расходы на связь станут меньше на 10 %, или на 4,3 тыс. руб.; расходы на информационные технологии - на 5 %, или на 11,8 тыс. руб.

Наибольшее сокращение будет по электроэнергии - 1513,5 тыс. руб. Общая сумма эко-

номии накладных расходов составит 1652,9 тыс. руб. Предприятию было рекомендовано проводить контроль за расходами, а именно было принято решение о частичном прекращении финансирования таких расходов (сокращение на 10 %), как затраты на канцелярию и на рекламу.

Бюджет расходов на 2019 г. с учетом внедрения системы контроля за расходами представлен в табл. 6.

Таблица 6

Бюджет расходов на 2019 г. в ООО «Сельский дворик» с учетом внедрения системы контроля за расходами / The budget of expenses for 2019 in the "Selskiy dvorik" taking into account the implementation of the cost control system

Показатели 2018 г. 2019 г. Отклонение, млн руб. Темп ро-ста,%

Материальные расходы, тыс. руб., в т. ч.: 74420 72906,5 -1513,5 98,0

- сырье и материалы 54239,5 54239,5 0 100,0

- электроэнергия 20180,5 18667,0 -1513,5 92,5

Расходы на оплату труда, тыс. руб. 40896 40896 0 100,0

Амортизация, тыс. руб. 1781 1781 0 100,0

Проценты к уплате, тыс. руб. 931 931 0 100,0

Прочие расходы, тыс. руб., в т. ч.: 5175 5026,4 -148,6 97,1

- аренда, тыс. руб. 2480,8 2480,8 0 100,0

- расходы на содержание служебного транспорта, тыс. руб. 986,6 863,3 -123,3 87,5

- расходы на рекламу реализуемой продукции, тыс. руб. 78,1 70,3 -7,8 90,0

- расходы на канцелярские товары, тыс. руб. 14,4 13,0 -1,4 90,0

- расходы на оплату услуг связи, тыс. руб. 43,3 39,0 -4,3 90,0

- услуги сторонних органов, тыс. руб.: 1336,3 1336,3 - 100,0

- затраты на информационные технологии 235,5 223,7 -11,8 95,0

Итого расходов 123203 121540,9 -1662,1 98,7

Как отмечено ранее, в сумму накладных расходов большинства предприятий входят затраты на телекоммуникации, электроэнергию, транспорт [7]. На предприятии было решено сократить данные расходы. Например,

ввести программы экономии электроэнергии; ограничить освещение помещения и территории в темное время суток; ограничить число служебных машин; сократить список сотрудников, которым оплачивается мобильная связь,

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

установить для каждого лимит по расходам; принять решение о стандартизации компьютерного оборудования и программного обеспечения; желательно заключить соглашение с

2019. т. 1

крупным поставщиком на пакетное обслуживание.

Определим экономический эффект на 2019 г. (табл. 7).

Таблица 7

Обоснование предложений по повышению прибыли предприятия ООО «Сельский дворик» на 2019 г. / Justification of proposals to increase the profit of the company "Selskiy dvorik" for 2019

Показатель 2018 г. Прирост 2019 г.

Выручка от продаж, тыс. руб. 119268 - 119268,0

Себестоимость продаж, тыс. руб. 117097 -1513,5 115583,5

Валовая прибыль, тыс. руб. 2171 1513,5 3684,5

Прибыль от продаж, тыс. руб. 2171 1513,5 3684,5

Рентабельность продаж, % 1,82 - 3,09

Проценты к уплате, тыс. руб. 931 - 931

Прочие доходы, тыс. руб. 4409 - 4409

Прочие расходы, тыс. руб. 5175 -148,6 5026,4

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 474 1662,1 2136,1

Чистая прибыль, тыс. руб. 474 1662,1 2136,1

Таким образом, на 2019 г. будет получена планируемая прибыль в сумме 1662,1 тыс. руб. и чистая прибыль составит 2136,1 тыс. руб.

Литература

1. Салихов Б.В. Экономическая теория : учебник. М. : Дашков и К, 2016. С. 556.

2. Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2011. С. 139-155.

3. Сироткин В. Б., Трофимова Н. Н. Организация, планирование и управление фирмой : учеб. пособие. СПб. : СПБГУАП, 2014. С. 155.

4. Гудкова Т.В., Заздравных А.В., Улупова В.Л. Современная фирма: поведение, стратегии и культура : учеб. пособие. М. : Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018. С. 63.

5. Литвин М.И. Прогнозирование прибыли на основе факторной модели // Финансовый менеджмент. 2012. № 6.

6. Океанова З. К. Экономическая теория: учебник. М. : Дашков и К, 2015. С. 423.

7. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М. : ИНФРА-М, 2017. С. 156.

References

1. Salikhov B.V. Ekonomicheskaya teoriya [Economic Theory]. Textbook. Moscow: Dashkov i K, 2016, p. 556.

2. Abdukarimov I.T. Bespalov M.V. Analiz fi-nansovogo sostoyaniya i finansovykh rezul'tatov predprinimatel'skikh struktur [Analysis of the Financial Condition and Financial Results of Business Structures]. Student's Book. Moscow: INFRA-M, 2011, pp. 139-155.

3. Sirotkin V.B., Trofimova N.N. Organizatsiya, planirovanie i upravlenie firmoi [Organization, Planning and Management of the Company]. Student's Book. Saint Petersburg: SPBGUAP, 2014, p. 155.

4. Gudkova T.V., Zazdravnykh A.V., Ulupova V.L. Sovremennaya firma: povedenie, strategii i kul'tu-ra [Modern Company: Behavior, Strategy and Culture]. Student's Book. Moscow: Ekonomicheskii fakul'tet MGU imeni M.V. Lomonosova, 2018, p. 63.

5. Litvin M.I. Prognozirovanie pribyli na osnove faktornoi modeli [Profit Forecasting Based on a Factor Model]. Finansovyi menedzhment. 2012, No. 6.

6. Okeanova Z.K. Ekonomicheskaya teoriya [Economic Theory]. Textbook. Moscow: Dashkov and K, 2015, p. 423.

7. Vershigora E.E. Menedzhment [Management]. Moscow: INFRA-M, 2017, p. 156.

Поступила в редакцию / Received 10 декабря 2018 г. / December 10, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.