Научная статья на тему 'Финансовое планирование как инструмент стратегического развития предприятия'

Финансовое планирование как инструмент стратегического развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
491
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / FINANCIAL PLANNING / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / FINANCIAL STRATEGY / БЮДЖЕТ / BUDGET / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журова Людмила Ивановна

В статье обосновываются показатели оценки эффективности финансового планирования в зависимости от уровня управления данным процессом, позволяющие оценить состояние экономической системы и обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial planning as the tool of strategic development of the enterprise

The article substantiates indicators of an estimation of efficiency in financial planning depending on its management level; those indicators allow to estimate a state of economic system and to provide efficient control over financial resources.

Текст научной работы на тему «Финансовое планирование как инструмент стратегического развития предприятия»

Л.И. Журова

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье обосновываются показатели оценки эффективности финансового планирования в зависимости от уровня управления данным процессом, позволяющие оценить состояние экономической системы и обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами.

Ключевые слова: стратегия развития, финансовое планирование, финансовая стратегия, бюджет, бюджетирование.

Под стратегией развития предприятия мы понимаем систему долгосрочных целей деятельности предприятия, обеспечивающих неотрицательные темпы роста в планируемом периоде, методов, средств, организационных механизмов и инструментов их достижения, а также существующий экономический потенциал, обеспечивающие создание конкурентных преимуществ предприятия1. Основной целью стратегии развития является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности предприятия.

Завершающей частью комплексного стратегического, текущего и оперативного планирования развития компании является финансовое планирование.

Анализ подходов к определению термина «финансовое планирование» показал существование его различных интерпретаций:

- одни ученые определяют его как процесс анализа финансовых возможностей предприятия, прогнозирования и выбора оптимального варианта решения (Р. Брейли, С. Майерс, Ф. Ли Ченг, Д.И. Финнерти)2;

© Журова Л.И., 2012

- другие - как процесс разработки системы финансовых планов и финансовых показателей (В.В. Бочаров, Е.С. Стоянова, И.Т. Балабанов, И.А. Бланк)3;

- третьи - как управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов (В.П. Савчук)4.

С нашей точки зрения, необходимо конкретизировать определение финансового планирования, учитывая, во-первых, взаимосвязь финансового планирования и базовых (общекорпоративных) целей развития компании, во-вторых, объекты финансового планирования, в качестве которых выделяют финансовые показатели, характеризующие направления и эффективность использования финансовых ресурсов, источники их формирования, систему финансовых отношений предприятия.

Исходя из этого, в нашем понимании финансовое планирование - это процесс формирования финансовых целей предприятия, определяемых общими задачами его развития, а также разработки системы методов, средств, организационных механизмов и инструментов их достижения с помощью эффективного управления процессами формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и финансовыми отношениями предприятия, находящих отражение в системе финансовых планов.

В общей теории системного анализа под системой понимается совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. В соответствии с данным определением выделим базовые элементы системы финансового планирования:

- общие цели и задачи развития предприятия;

- финансовые цели предприятия;

- период действия финансовых планов;

- система финансовых планов (стратегических, текущих, оперативных планов и бюджетов);

- организационная структура системы управления финансами предприятия;

- кадровый состав финансовой службы и методы его стимулирования;

- финансовая структура бизнес-процессов предприятия;

- финансовые показатели (объекты финансового планирования);

- методы и инструменты финансового управления;

- риски (ограничения) финансовой деятельности.

В литературе описываются общие принципы планирования деятельности предприятия5, в рамках которого можно определить процесс финансового планирования, включающий следующие этапы.

1. Формирование долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия.

2. Анализ финансовой среды функционирования предприятия.

3. Уточнение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия.

4. Разработка финансовой политики предприятия.

5. Формирование портфеля финансовых стратегических альтернатив (в рамках функциональных областей, стратегических зон хозяйствования).

6. Формирование обеспечивающих функций процесса реализации финансовых планов.

7. Организация контроля реализации финансовых планов.

8. Организация мониторинга эффективности финансового планирования.

Одним из важных элементов системы финансового планирования является финансовая стратегия. В работе Л.И. Журовой6 под финансовой стратегией предприятия понимается система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, а также методов, средств, организационных механизмов и инструментов их достижения.

Важным инструментом реализации финансовой стратегии является бюджетирование. Однозначного толкования данного термина не существует, результаты исследований показывают, что под бюджетированием понимается:

- процесс разработки бюджетов (В.В. Бочаров)7;

- процесс планирования деятельности предприятия в целом посредством формирования системы бюджетов (В.П. Савчук)8;

- технология управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (В.Э. Керимов)9.

При этом необходимо отметить, что многие авторы не делают различий между понятиями «план» и «бюджет». Как правило, под планом понимается документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. В отличие от плана бюджет также должен отражать ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Финансовый бюджет включает денежные показатели, отражающие потребность в финансовых ресурсах, их поступление и расход.

Его задача заключается в финансовом выражении тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими бюджетами.

Таким образом, обобщая вышеизложенные подходы к определению бюджетирования, можно сделать вывод, что бюджетирование - это:

- с одной стороны, процесс формирования, согласования, утверждения, исполнения, контроля за фактическим исполнением бюджетов, включая анализ и корректировку в случае необходимости;

- с другой стороны, технология управления процессами формирования, распределения и использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов предприятия, обеспечивающая достижение целей базовой (корпоративной) стратегии предприятия.

В роли координатора процесса финансового планирования в зависимости от масштабов, видов деятельности, организационной структуры предприятия могут выступать планово-экономические, финансовые службы. Для администрирования процесса бюджетирования на крупных предприятиях, как правило, создается структурная единица (бюджетное управление, бюджетный комитет), которая устанавливает процедуру бюджетирования, координирует действия по разработке и принятию бюджетов, осуществляет контроль за их исполнением.

На крупных предприятиях и в корпорациях для обеспечения эффективного процесса разработки и реализации финансовых планов формируется финансовая структура бизнес-процессов предприятия посредством выделения соответствующих центров финансовой ответственности (центры дохода, затрат, прибыли, инвестиций). При этом в корпорациях центрами ответственности могут быть как предприятия, входящие в корпорацию, так и отдельные структурные подразделения этих предприятий.

Для оценки эффективности финансового планирования необходима разработка системы оценочных показателей. Показатели данной системы должны быть связаны с задачами стратегии развития: увеличением доли рынка сбыта, экспансией в новые отрасли, увеличением стоимости предприятия.

На наш взгляд, целостная оценка эффективности финансового планирования должна учитывать взаимосвязь системы стратегических, текущих и оперативных финансовых планов и стратегичес-

ких целей компании (корпорации). При этом необходима оценка вклада каждого уровня управления и структурного подразделения в достижение финансовых целей.

Для этого в корпоративных структурах можно выделить следующие уровни управления и направления оценки эффективности: 1) акционеры; 2) общекорпоративный уровень; 3) уровень корпоративных элементов (компаний, входящих в корпорацию); 4) уровень функциональных сфер деятельности компаний. Обобщенный вариант предлагаемой системы показателей представлен в таблице 1.

Использование данной системы оценочных показателей позволит оценить реальное состояние корпоративной системы и при необходимости разработать систему корректирующих мероприятий, обеспечивающих ее эффективное целевое состояние.

Таблица 1

Система оценочных показателей эффективности финансового планирования корпорации

Уровни управления Цели финансового планирования Оценочные показатели

1. Акционеры Максимизация рыночной стоимости корпорации Рыночная стоимость корпорации, цена акции, размер дивидендов, рентабельность собственного капитала

2. Общекорпоративный уровень Обеспечение устойчивого финансового положения корпорации, увеличение прибыли, рентабельности Показатели прибыли и рентабельности, уровень платежеспособности и финансовой устойчивости

3. Уровень корпоративных элементов Увеличение прибыли и рентабельности входящих в корпорацию компаний, обеспечение их устойчивого финансового положения Доходы, затраты, чистая прибыль, дебиторская и кредиторская задолженность, собственный и заемный капиталы, основные и оборотные активы

Окончание табл. 1

Уровни управления Цели финансового планирования Оценочные показатели

Материально-техническое обеспечение Обеспечение потребности в капитале для формирования производственных запасов Затраты на приобретение запасов, величина запасов, кредиторская задолженность

и т Производство Обеспечение финансовыми ресурсами процесса производства продукции, расширения производства Себестоимость продукции, рентабельность продукции, операционный рычаг, эффективность реальных инвестиций, собственные оборотные средства

с о н ь л е т я ш « ы р е ф с е Маркетинг и сбыт Обеспечение заданных объемов/роста доходов и прибыли, стабильности денежных поступлений, роста рентабельности продаж Выручка и прибыль от продаж, рентабельность продаж, дебиторская задолженность

ы н ь л с« н о и ц НИОКР Обеспечение потребности в капитале для финансирования НИОКР Затраты на НИОКР, эффективность инновационных проектов

к н у е Кадры Обеспечение потребности в денежных ресурсах для оплаты труда, подготовки и повышения квалификации персонала Заработная плата, бонусы, премии, льготы

Финансы Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами текущей и инвестиционной деятельности предприятия Рентабельность и оборачиваемость активов, собственного и заемного капитала, доля собственного капитала, показатели ликвидности

Примечания

Журова Л.И., Андреева А.А. Формирование стратегии развития предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2011. № 4. С. 146-152. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 1008 с.; Ли Ченг Ф, Финнерти Д.И. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000. 686 с. БочаровВ.В. Современный финансовый менеджмент. СПб.: Питер, 2006. 464 с.; Стоянова Е.С., Балабанов И.Т., Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Теория и практика. М.: Перспектива, 2010. 656 с.

Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 432 с.

См.: Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989; Томпсон А.А., Стрикленд АДж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2007; Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.; Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2008. 464 с.

Журова Л.И. Механизм формирования финансовой стратегии предприятия // Финансы и кредит. 2011. № 6. С. 36-45. Бочаров В.В. Указ. соч. Савчук В.П. Указ. соч.

Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. М.: Дашков и Ко, 2011. 476 с.

2

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.