Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ИНВЕСТИЦИИ / КРЕДИТОВАНИЕ / FINANCIAL AND CREDIT SUPPORT / INDUSTRIAL SECTOR / FIXED ASSETS / MODERNIZATION / BUDGET FUNDS / INVESTMENTS / LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисинова Д. В., Посная Е. А.

Цель. Проанализировать состояние промышленности города Севастополя, выделить проблемные аспекты и риски недостаточного финансирования развития предприятий основных градообразующих отраслей индустриального сектора региона. Структура/методология/подход. Для дальнейшего развития реального сектора экономики г. Севастополя необходимо: наращивать воспроизводственные ресурсы для проведения модернизации основного капитала в промышленности города, что позволит сформировать предпосылки для ускорения роста экономики региона. Источниками ресурсов являются средства федеральных целевых программ, внебюджетные источники, в частности кредиты, предоставленные банковским сектором. Основу методического аппарата данного исследования составляет системно-структурный прием изучения источников финансирования инвестиций в основной капитал реального сектора экономики. Результаты. Проведенный анализ показал, что развитию промышленного сектора г. Севастополя присущи определенные риски, а именно: несоответствие реальной потребности в финансировании выделяемым средствам федеральных целевых программ; высокая степень монополизации регионального банковского рынка и труднодоступность кредитования, особенно для малых и микропредприятий. Лидерами роста могут стать отрасли: судостроение и судоремонт, приборостроение и радиоэлектроника, авиастроение. Практические последствия. Выводы исследования могут быть внедрены при разработке региональной промышленной политики, программ развития региона и поддержки малого и среднего бизнеса, а также программ взаимодействия финансово-кредитных учреждений с реальным сектором экономики. Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в выделении проблемных аспектов и рисков недостаточного финансирования развития промышленного сектора региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы в деятельности государственных органов исполнительной и законодательной власти при разработке программ регионального развития, федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса, промышленной политики РФ и регионов для оценки обеспеченности кредитными ресурсами субъектов хозяйственной деятельности и определении необходимости дополнительного бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT FOR STRUCTURAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF INDUSTRY IN SEVASTOPOL: TRENDS AND THE PROSPECTS

The article is aimed at studying the main trends and the main sources of financial support for the processes of structural and technological modernization of the industrial sector of Sevastopol, both at the expense of the budget and extra budgetary sources of financing. For the further development of the real sector of the Sevastopol economy it is necessary: to increase reproductive resources for modernization of fixed capital in the city’s industry, which will create the prerequisites for accelerating the growth of the region’s economy. Sources of resources are funds of federal targeted programs, extra budgetary sources, in particular, loans provided by the banking sector. The basis of the methodological apparatus of this study is a system-structural method for studying the sources of financing investments in fixed assets of the real sector of the economy. The analysis showed that the development of the Sevastopol industrial sector has certain risks, namely: a mismatch between the real need for financing allocated funds of federal target programs; a high degree of monopolization of the regional banking market and the inaccessibility of lending, especially for small and micro enterprises. The growth leaders may be the following sectors: shipbuilding and ship repair, instrument making and radio electronics, aircraft manufacturing. The findings of the study can be implemented in the development of regional industrial policies, programs for the development of the region and support for small and medium-sized businesses, as well as programs for the interaction of financial and credit institutions with the real sector of the economy. The scientific significance lies in highlighting the problematic aspects and risks of insufficient funding for the development of the industrial sector in the region. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used in the activities of state executive and legislative authorities in the development of regional development programs, federal and regional programs to support small and medium-sized businesses, industrial policy of the Russian Federation and the regions to assess the availability of credit resources for business entities and determining the need for additional budget funding.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Черемисинова Д.В.,

старший преподаватель кафедры

финансов и кредита,

Севастопольский государственный

университет

г. Севастополь, Россия

E-mail: [email protected]

Посная Е.А.,

к.э.н., доцент кафедры

финансов и кредита,

Севастопольский государственный

университет,

г. Севастополь, Россия

E-mail: [email protected]

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

JEL classification: R11, G310

Аннотация

Цель. Проанализировать состояние промышленности города Севастополя, выделить проблемные аспекты и риски недостаточного финансирования развития предприятий основных градообразующих отраслей индустриального сектора региона.

Структура/методология/подход. Для дальнейшего развития реального сектора экономики г. Севастополя необходимо: наращивать воспроизводственные ресурсы для проведения модернизации основного капитала в промышленности города, что позволит сформировать предпосылки для ускорения роста экономики региона. Источниками ресурсов являются средства федеральных целевых программ, внебюджетные источники, в частности кредиты, предоставленные банковским сектором.

Основу методического аппарата данного исследования составляет системно-структурный прием изучения источников

финансирования инвестиций в основной капитал реального сектора экономики.

Результаты. Проведенный анализ показал, что развитию промышленного сектора г. Севастополя присущи определенные риски, а именно: несоответствие реальной потребности в финансировании выделяемым средствам федеральных целевых программ; высокая степень монополизации регионального банковского рынка и труднодоступность кредитования, особенно для малых и микропредприятий. Лидерами роста могут стать отрасли: судостроение и судоремонт, приборостроение и радиоэлектроника, авиастроение.

Практические последствия. Выводы исследования могут быть внедрены при разработке региональной промышленной политики, программ развития региона и поддержки малого и среднего бизнеса, а также программ взаимодействия финансово-кредитных учреждений с реальным сектором экономики.

Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в выделении проблемных аспектов и рисков недостаточного финансирования

развития промышленного сектора региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы в деятельности государственных органов исполнительной и законодательной власти при разработке программ регионального развития, федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса, промышленной политики РФ и регионов для оценки обеспеченности кредитными ресурсами субъектов хозяйственной деятельности и определении необходимости дополнительного бюджетного финансирования.

Ключевые слова: финансово-кредитное обеспечение, промышленный сектор, основной капитал, модернизация, бюджетные средства, инвестиции, кредитование.

D. V. Cheremysynova, E.A. Posnaya

FINANCIAL SUPPORT FOR STRUCTURAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF INDUSTRY IN SEVASTOPOL: TRENDS AND THE PROSPECTS

Annotation

The article is aimed at studying the main trends and the main sources of financial support for the processes of structural and technological modernization of the industrial sector of Sevastopol, both at the expense of the budget and extra budgetary sources of financing.

For the further development of the real sector of the Sevastopol economy it is necessary: to increase reproductive resources for modernization of fixed capital in the city's industry, which will create the prerequisites for accelerating the growth of the region's economy. Sources of resources are funds of federal targeted programs, extra budgetary sources, in particular, loans provided by the banking sector.

The basis of the methodological apparatus of this study is a system-structural method for studying the sources offinancing investments in fixed assets of the real sector of the economy.

The analysis showed that the development of the Sevastopol industrial sector has certain risks, namely: a mismatch between the real need for financing allocatedfunds offed-eral target programs; a high degree of monopolization of the regional banking market and the inaccessibility of lending, especially for small and micro enterprises. The growth leaders may be the following sectors: shipbuilding and ship repair, instrument making and radio electronics, aircraft manufacturing.

The findings of the study can be implemented in the development of regional industrial policies, programs for the development of the region and support for small and medium-sized businesses, as well as programs for the interaction of financial and credit institutions with the real sector of the economy.

The scientific significance lies in highlighting the problematic aspects and risks of in-

sufficient funding for the development of the industrial sector in the region. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used in the activities of state executive and legislative authorities in the development of regional development programs, federal and regional programs to support small and medium-sized businesses, industrial policy of the Russian Federation and the regions to assess the availability of credit resources for business entities and determining the need for additional budget funding.

Keywords: financial and credit support, industrial sector, fixed assets, modernization, budget funds, investments, lending.

Введение

Оценка перспектив экономического роста РФ, в том числе на региональном уровне, требует исследования роли реального сектора, без которого невозможно поддержание стабильного экономического роста страны. При этом обеспечение устойчивых темпов роста производства в реальном секторе и прироста ВВП в целом в значительной мере определяется процессами накопления основного капитала. Основополагающая роль реального сектора экономики заключается в том, что он является экономической деятельностью по созданию вещественных благ и с их помощью удовлетворения общественных потребностей, а именно: производства сырья, энергоносителей и инвестиционных товаров. Следует обратить внимание на актуальность темы исследования: так, современный аспект экологического развития региона рассмотрен Н.Г. Кузнецовым и др. в [1]. В стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года одним из основных направлений развития города Севастополя определено возрождение промышленности [2], что актуализирует необходимость всестороннего анализа основных тенденций и перспектив воспроизводства реального сектора в контексте обеспечения устойчивого экономического роста региона.

В основе политики стимулирования и поддержания инновационного развития ре-

гионов в рамках перехода к новому технологическому укладу лежит финансовое обеспечение.

В работе О.С. Белокрыловой и А.С. Шитовой [3] отмечается необходимость промышленной реиндустриализации экономики РФ в контексте вызовов перехода к новым технологическим укладам и необходимости модернизации реального сектора экономики. Реиндустриализацию на основе развития инновационных производств рассматривали в своих работах А.В. Бузгалин, Р.С. Гринберг, А.И. Татар-кин и др. исследователи.

Е.Э. Колчинской с соавторами изучалась динамика развития реального сектора регионов России [4]. Регионы РФ были сгруппированы авторами на основании расчетного интегрального показателя, представляющего собой комбинацию частных критериев, характеризующих деятельность реального сектора экономики.

Оценка развития регионов на основании регрессионного анализа выполнена в работе А.И. Татаркина и А.П. Петрова [5]. Данная модель позволила установить степень зависимости динамики показателя валового регионального продукта на душу населения как индикатора экономического развития региона от доли инвестиций в основной капитал организаций, а также доли выпускников вузов в совокупной численности жителей региона.

Анализ воспроизводства и развития реального сектора экономики Южного федерального округа также получил отражение в современных исследованиях. Так, основные направления и риски реиндустриа-лизации в старопромышленных регионах юга России изучались в работах И.В. Мит-рофановой и О.А. Черновой [6]. Данные авторы также подчеркивали необходимость реализации новой индустриализации на основе технологий пятого и шестого технологических укладов, особенно в связи с углубляющейся тенденцией усиления пе-риферийности южного макрорегиона, за которым традиционно закрепилась аграрная специализация.

Следует выделить наличие риска закрепления Республики Крым и г. Севастополя как территории преимущественного развития АПК, особенно в связи с санкци-онным давлением стран Запада и отказом многих крупных корпоративных структур открывать свои филиалы и представительства на территории полуострова, что также актуализирует необходимость изучения процессов воспроизводства и развития реального сектора экономики г. Севастополя в контексте обеспечения стабильного экономического роста региона.

Одно из ведущих мест в структуре региональной экономики принадлежит реальному сектору. Однако следует отметить, что проблемы развития реального сектора экономики г. Севастополя практически не нашли отражения в современных исследованиях вследствие относительно недавней пространственной и экономической интеграции города в состав России. Это обусловило необходимость и актуальность анализа роли реального сектора в воспроизводстве региональной экономики, оценки экономической эффективности его развития в рамках закономерностей изменения структуры реального сектора экономики Российской Федерации в целом.

Цель статьи заключается изучении основных тенденций и перспектив финансового обеспечения структурно-технологической модернизации промышленности г. Севастополя.

Материалы и методы

Информационную базу исследования составили данные об объемах финансовой поддержки реального сектора г. Севастополя: статистические данные по количеству промышленных предприятий города Севастополя, объемов инвестиционных вложений в предприятия Севастополя, сумм бюджетного и внебюджетного финансирования согласно государственной программе развития промышленности города. Работа опирается на фундаментальные положения экономической теории, системный подход при изучении экономических процессов и явлений, абстрактно-логический метод, а именно приемы дедукции и индукции, анализа и синтеза,

сопоставлении, а также системно-структурный прием; при расчете показателей, характеризующих объемы и структуру инвестирования, - экономико-статистические методы, компаративный метод.

Результаты

Промышленный сектор играет фундаментальную роль в обеспечении как роста

региона, так и страны в целом, что актуализирует исследование динамики воспроизводства промышленности г. Севастополя и его пропорций. Агрегированная структура ВРП по видам экономической деятельности г. Севастополя представлена на рисунке 1.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

4,8 2017

Доля других видов экономической деятельности Доля промышленного производства

Рисунок 1 - Структура ВРП по видам экономической деятельности г. Севастополя в фактических ценах, процент к итогу Источник: рассчитан и составлен авторами на основании [7, 8]

Удельный вес промышленного сектора города неуклонно сокращался на протяжении 2014-2017 гг., в результате чего его доля в структуре валового выпуска снизилась с 24,2 пп. до 14,8 пп. Такая динамика позволяет сделать вывод о дефиците воспроизводственных ресурсов во всех видах экономической деятельности реального сектора, что позволило бы наращивать объемы производства и формировать предпосылки для ускорения развития экономики. В то же время удельный вес других видов экономической деятельности, включая производство материальных и нематериальных услуг, за данный период вырос на 9,4 пп. Основной вклад в данный прирост произошел за счет увеличения удельного веса строительства и нематериальных услуг, происходившего вследствие роста операций с недвижимостью, аренды, доли государственного управления и обеспечения

военной безопасности, социального обеспечения в структуре ВРП.

Сокращение доли промышленного производства обусловлено в главную очередь сокращением доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды с 17,1 пп. в 2014 г. до 3,7 пп. в 2017 г. Генерирующие мощности не обеспечивали самостоятельное производство электроэнергии в необходимом объеме до ввода в действие Севастопольской ТЭЦ. Основной объем необходимой электроэнергии поступал на полуостров по энергомосту из Краснодарского края. Сокращение удельного веса промышленного производства в структуре ВРП города также обусловлено неоднозначной динамикой доли обрабатывающих производств.

В целом за период 1990-2013 гг. произошла значительная деиндустриализация

города, которая была обусловлена как перепрофилированием и закрытием заводов и производств, связанных с оборонно-промышленным комплексом, так и утратой производственно-сбытовых цепочек с предприятиями СССР в условиях новой конъюнктуры. Ситуация усугубляется тем, что за период, когда Севастополь входил в состав Украины, большинство структурных проблем так и не было решено. Данный период можно оценить как достаточно сложный для систематизации предпосылок и факторов экономического роста реального сектора города.

На региональном уровне структурная политика предполагает направленность действий государства, финансово-кредитных учреждений и субъектов хозяйственной деятельности, направленных на перераспределение материальных, трудовых, энергетических, финансовых и других ресурсов экономики для поддержки развития и обеспечения конкурентоспособности определенных отраслей, территориально-производственных комплектов, предприятий с целью обеспечения экономического роста при росте эффективности общественного воспроизводства.

Необходимо обеспечить согласованность структурной политики с политикой импортозамещения, что, в свою очередь, будет способствовать расширению имеющихся и созданию новых рынков сбыта, выходу на достаточный уровень конкурентоспособности продукции отечественных производителей, росту рентабельности промышленных предприятий и занятию ими лидирующих позиций на рынках. Разработка и производство инновационной продукции будет способствовать получению сверхприбыли за счет временной монополии. При этом структурная политика служит регулятором воспроизводственных пропорций на всех уровнях: макро-, мезо-, микро-. Основополагающим выступает вопрос выбора приоритетных направлений ее приложения и реализации. На современном этапе перехода к пятому и шестому технологическому укладу это должно быть промышленное

производство с высокой долей добавленной стоимости, ресурсоэффективное.

В соответствии с государственной программой города Севастополя «Развитие промышленности города Севастополя» на 2017-2022 годы, основными направлениями промышленного развития года должны стать:

- специализированное судостроение и судоремонт, а также иные сервисы для обслуживания флота;

- высокотехнологичное машиностроение (производство электротехники и приборостроение) [9].

Основными отраслями промышленного сектора города, которые сложились еще в советский период и относятся преимущественно к третьему и четвертому технологическому укладу, являются судостроение и судоремонт, промышленность строительных материалов, металлообработка, приборостроение, радиоэлектроника, машиностроение, авиастроение, добывающая промышленность, легкая промышленность и пр.

В городе в сфере промышленности осуществляют деятельность 604 зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности [9]. Распределение промышленных предприятий города Севастополя по отраслям представлено на рисунке 2.

Доля крупнейших субъектов хозяйствования (с долей свыше 0,1%) в консолидированном бюджете города Севастополя на 01.01.2017 г. составила 7,7%. Количество занятых в добывающей и обрабатывающей промышленности неуклонно возрастало с 2015 по 2018 год. Так, если на конец 2015 года численность работников данных отраслей составила 10 461 чел., то на конец 2018 года достигла 15 157 чел. [9]. Наибольшее количество действующих субъектов хозяйствования в промышленной сфере относится к судостроению и судоремонту (20%). Доля организаций машиностроения составила 15%, а действующих в сфере производства строительных материалов -14,4%.

120

100

80

60

120

87

91

56

40 20 0

23

25

22

72

47

29

18

л ь

н т

о с

о о

I н

I н

ф е

с; л

d ш

_о ы

м

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

С п

к я

го а

^ к г

V е

го и

ш

_0

ю

о

а

е

е ^

2

а в ы

ад

2

М £ I

о в

е р

е Д

х ы н

*

а

м у

ю

р п

у

ю

о в т

с д

о в

о р

с

с о н н е л ш ы м

о р

я а к с е ч

х ы н ь л е т

ив оо рл срт лиа

ор

ве ст та

дм

о

в

з

и

о р

с

о

ю

а р

ю

о о л л а

в о с а

е о

ю

о в т

с д

о в

о р

с

нн ео ор

отр кт

тс е со л рэ

оо ю ^

ид ра с ^

и е е н

л и и

е ч н о

ю о е

е р о <и

м с р т о

о с

в о

т с н и о

д о в з и ш а 2 <и I

о р с <и о н о о ч О

с о

е л ш ы м

о р

я а н н о

и ^

а и в

С

Рисунок 2 - Количество промышленных предприятий в г. Севастополе на 01.07.2017 Источник: составлен авторами на основании данных [9]

6

5

3

В соответствии с государственной программой города Севастополя «Развитие промышленности города Севастополя» на 20172022 годы в структуре ВРП города судостроение и судоремонт должны занять второе место до 2030 года. При этом ожидается рост объемов производства отрасли с 1,5 млрд рублей в 2015 году до 21 млрд рублей к 2030 году. Отрасль должна обеспечивать потребности как Черноморского флота, так и гражданского судоходства. Однако следует учитывать, что достижение данных показателей осложняется высокой степенью износа основных фондов, их технологической отсталостью, слабой устаревшей инфраструктурой, трудностью логистики, санкционными ограничениями, особенно для ремонта судов иностранных компаний, которые ранее были основными заказчиками судоремонтных предприятий,

нарастающим дефицитом квалифицированных кадров. В течение последних 30 лет производственные мощности отрасли были в значительной мере утрачены, особенно на крупных предприятиях. Малые и микропредприятия занимаются в основном строительством и ремонтом маломерных судов. Эти проблемы и амбициозные планы достижения целевых показателей актуализируют проблему восстановления судостроительной отрасли. Создание в городе судостроительного кластера будет способствовать развитию и других отраслей за счет размещения дополнительных заказов, а также роста совокупного платежеспособного спроса населения при увеличении занятых в данной отрасли.

Необратимые процессы в тенденциях накопления основного капитала промышленного сектора в значительной степени

определяют стабильность перехода к экономическому росту. Наряду с этим воспроизводство реального сектора г. Севастополя

Как свидетельствуют данные таблицы 1, динамика инвестиций в основной капитал носит позитивный характер. Однако если в 2015-2016 годах темп прироста инвестиционных вложений в основной капитал г. Севастополя превышал 100%, то с 2016 г. наблюдается неуклонное снижение темпов прироста данного показателя, несмотря на рост в абсолютном выражении. В то же время рост инвестиций в основной капитал в целом по РФ был гораздо более медленным, однако наблюдается противоположная тенденция - темпы прироста инвестиций растут, что можно оценить как благоприятную тенденцию. В РФ в 2017-2018 годах наблюдается рост инвестиций в основной капитал опережающими темпами по сравнению с ВВП. Так, прирост ВВП за данный период составил 2,3 пп., в то время как прирост инвестиционных вложений в основной капитал достиг 4,3 пп. Положительное

нельзя признать удовлетворительным. Динамика инвестиций в основной капитал представлена в таблице 1.

влияние оказало преодоление последствий кризиса 2014-2016 года, а также постепенное восстановление строительного сектора. В то же время негативное влияние на инвестиции в основной капитал в 2018 г. оказали: рост цен на инвестиционную продукцию, последовательный рост ключевой ставки с 7,25% до 7,5%, а затем и до 7,75%, дальнейшее расширение масштабов оттока капитала до 67,5 млрд долл. США на фоне сокращения прямых иностранных инвестиций по сравнению с 2017 годом, когда он составил 25,2 млрд долл. США.

Совокупный объем инвестиций, направленных на перевооружение и модернизацию предприятий промышленности, составил на 01.09.2016 г. 14 052,2 тыс. руб. Распределение данных средств по некоторым предприятиям, формирующим промышленный сектор г. Севастополя, представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Инвестиции на перевооружение и модернизацию предприятий промышленного сектора г. Севастополя (по состоянию на 01.09.2016 г.) [9]

Предприятие Сумма, тыс. руб.

ООО «Севмормаш-2М» 593,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «УРАНИС» 1055,7

ООО СПЗ «Парус» 650,0

ООО «Теплообмен» 1550,0

ООО «СРЗ Персей» 1500,0

ООО «Сориус судоверфь» 2500,0

ОАО «Уранис-Радиосистемы» 609,3

ООО «Севастопольский агрегатный завод» 1486,0

Филиал АО «ЦС «Звездочка» в г. Севастополе 4032,0

Таблица 1 - Динамика инвестиций в основной капитал

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Российская Федерация 10379660198 10496342696 11282489278 12262182563 13640740966

Темп прироста инвестиций по РФ, % н/д 1,1 7,5 8,7 11,2

Республика Крым 12174515,0 26265764,0 45893951,0 118374070,0 207167281,0

Темп прироста инвестиций по Республике Крым, % н/д 115,7 74,7 157,9 75,0

Город федерального значения Севастополь 2642133,0 5597816,0 14851809,0 26036207,0 33222643,0

Темп прироста инвестиций по г. Севастополю, % н/д 111,87 165,31 75,31 27,60

Источник: составлена авторами на основании данных [10].

Очевидно, что данных средств крайне мало для модернизации предприятий, относящихся к фондоемким (судостроение) и технологически инновационным (радиоэлектроника и приборостроение) отраслям промышленности.

Государственная программа города Севастополя «Развитие промышленности города Севастополя» предполагает выделение на поддержку промышленного сектора города 7208 млн руб. за период 20172022 гг. Согласно данному документу, в период 2017-2019 гг. основное финансирование осуществляется за счет преимущественно внебюджетных источников, в то время как в период с 2020 по 2022 год объемы финансирования значительно сократятся и доля бюджетного финансирования в структуре источников возрастет до 60%. При этом за счет средств бюджета финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется в рамках объемов, предусмотренных законом города Севастополя о бюджете города Севастополя.

Мероприятия программы предусматривают финансовые меры поддержки: по компенсации процентной ставки, что должно способствовать наращиванию объемов производства продукции более чем на

30%. Всего на это мероприятие предполагается потратить 7,3 млн руб. из средств городского бюджета. Предприятия, относящиеся к предприятиям промышленности, на условиях конкурсного отбора получают право на возмещение части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат на уплату процентов по кредитам. Такие предприятия должны подтвердить целевое использование кредитных средств: на строительство новых и модернизацию производственных мощностей, капитальный ремонт и реконструкцию основных фондов, организацию непрерывного производства, проведение НИОКР. В договоре о предоставлении субсидии также устанавливается, что объем производства промышленного предприятия в год получения субсидии составит более 130% предшествующего года. Если это условие не выполняется и показатель результативности более чем на 5% отклоняется от установленного в договоре, то субсидия подлежит возврату в доход бюджета Севастополя.

Структура источников финансирования за весь период, а также ее динамика представлены на рисунке 3.

Средства бюджета г. Севастополя 1,61%

98,39%

Внебюджетные средства

2022 ЦЦЩЦ 62,43% В 37,57%

2021 ^^^ 62 32% ¡8Ш8888ШШ ¡В 37 68% 37,68%

2020 ШМёМЖ Ш 46,88% Ш Ш1 53,13%

0,38 о/

2019 1 % 99,62%

0,53 1 %

2018 99,47%

ОП-1 7 : 1,62 в% ая -5ЯО/

0% 20% 40%

- Внебюджетные средства

60% 80% 100% ИИ - Средства бюджета г. Севастополя

Рисунок 3 - Структура источников финансирования поддержки промышленности г. Севастополя в соответствии с Государственной программой города Севастополя

в период 2017-2022 гг. Источник: составлен авторами на основании данных [9]

На модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей планируется выделить максимальные

средства - 139 млн руб. из бюджета и 7148,3 млн руб. из внебюджетных источников. Финансирование инвестиционных

проектов при выходе на проектную мощность должно способствовать увеличению рабочих мест в 1,3 раза, а объемов производства - в 2,6 раза. Также предусмотрено за счет бюджета города Севастополя организовать участие субъектов хозяйственной деятельности в сфере промышленности в выставках - на эти цели планируется выделить 7,69 млн руб.

Очевидно, что объемы бюджетных средств, заложенных в программе, ничтожны по сравнению с потребностями промышленного сектора. Основную долю средств должны составить внебюджетные инвестиции. Для привлечения потенциальных инвесторов и создания необходимой технологической, логистической и иной инфраструктуры в городе реализуется проект создания индустриального парка, однако, поскольку многие имущественные и земельные вопросы остаются неурегулированными, аукционы и предоставление земельных участков и технических площадок затягиваются, сроки запуска индустриального парка откладываются.

Существенным ограничением инвестиционных процессов по структурно-технологической модернизации для Севастополя является также крайне ограниченное присутствие банковских учреждений на полуострове и практически полное отсутствие конкуренции на рынке банковских услуг. Такое положение значительно осложняет доступ к кредитным ресурсам субъектов хозяйственной деятельности и предприятий промышленности в частности. Так, на

01.06.2019 г. в Севастополе действовала только одна кредитная региональная организация (АО «Севастопольский морской банк») и 77 внутренних структурных подразделений кредитных организаций, из них 75 операционных офисов.

Объем задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам (ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (ИП) промышленного сектора (по видам экономической деятельности), на

01.02.2020 г. представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Задолженность по кредитам, предоставленным юридическим лицам (ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (ИП) промышленного сектора (по видам экономической деятельности) на 01.02.2020 г.

Всего промышленный сектор, млн руб. Добыча полезных ископаемых, млн руб. Обрабатывающие производства, млн руб. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн руб.

3 Задолженность по кредитам, в т.ч. 20578 3 6831 13744

£ - просроченная задолженность 794 0 794 0

Севасто- Задолженность по кредитам, в т.ч. 1822 0 1631 191

- просроченная задолженность 10 0 10 0

ЮФО Задолженность по кредитам, в т.ч. 559319 18699 459686 80934

- просроченная задолженность 47913 8842 29514 9557

Источник: составлен авторами на основании данных [

1].

Согласно данным таблицы 3, объем задолженности по кредитам промышленного сектора г. Севастополя составляет только 0,33% задолженности по кредитам

промышленной отрасли Южного федерального округа (ЮФО), в то время как доля Республики Крым в 10 раз выше и достигла 3,68%. Такая ситуация свидетельствует о сложности в получении кредита со стороны

севастопольских предприятий. Монополия на рынке банковских услуг позволяет финансово-кредитным учреждениям также устанавливать процентные ставки и тарифы выше, чем в среднем по ЮФО. Качество кредитного портфеля предприятий промышленности г. Севастополя высокое, что, однако, связано в большей степени с малыми объемами задолженности со стороны промышленного сектора и жесткими требованиями к заемщикам при предоставлении кредитных ресурсов со стороны банковских учреждений.

Обсуждение

Следует выделить ряд рисков, возникающих при структурно-технологической модернизации промышленного сектора города Севастополя. Среди них следует выделить геополитические риски, затронувшие не только промышленность, но и большинство других отраслей. При этом ограничение экспорта и импорта является существенной проблемой для ряда промышленных предприятий.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса полностью зависимы от размещения оборонного заказа. Первоочередной задачей для них является поиск возможности интеграции в производственный цикл крупных предприятий ОПК РФ.

Возможности развития судостроения и судоремонта определяются встраиванием севастопольских предприятий в вертикально интегрированные структуры, в частности ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Для Севастопольского авиационного предприятия такой структурой является ОАО «Вертолеты России».

В рамках стратегии импортозамеще-ния следует также выделить необходимость развития отраслей химической промышленности, промышленности строительных материалов, легкой, целлюлозно-бумажной промышленности города.

Государственная программа «Развитие промышленности города Севастополя» на 2017-2022 годы определяет стратегические отрасли промышленности, которыми должны стать судостроение и судоремонт, а также высокотехнологическое машино-

строение. Эти отрасли традиционно сложились в городе Севастополе. Создание судостроительного кластера в городе будет способствовать развитию сопутствующих отраслей, что потребует дополнительной концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов в этой сфере. Такие отрасли способны стать катализаторами экономического роста, генерируя импульсы для развития всей системы хозяйствования, которые благодаря системе кооперативных и технологических связей будут вовлекать другие отрасли народного хозяйства. Однако, как показал анализ, долгие годы в промышленном секторе происходила деформация механизма накопления капитала [12-15], что ограничивает возможности успешного функционирования промышленного сектора города в современных условиях.

Выводы

Таким образом, не вызывает сомнения необходимость полной модернизации основных фондов промышленности города. Анализ состояния воспроизводства основного капитала реального сектора свидетельствует, что именно темпы и глубина падения чистого накопления основного капитала являются одной из причин не только низких темпов роста реального сектора, но и нестабильности экономической системы, поскольку за постсоветский период в Республике Крым и г. Севастополе произошла значительная деиндустриализация промышленного сектора и сформировалась дезинвестиционная модель экономического воспроизводства, практически исключающая капитализацию доходов с целью накопления основного капитала, а вместо этого стимулирующая потребительскую модель развития.

Следует также выделить риски, связанные с геополитической ситуацией в регионе и санкционным давлением, которые приводят к снижению объемов производства продукции промышленного сектора, утратой экспортного потенциала некоторых отраслей, сокращением количества рабочих мест, утратой высококвалифицированных кадров как рабочих специально-

стей, так и инженерных, а также менеджеров среднего и высшего звена, необходимостью переориентации каналов сбыта на внутренний рынок и рынок стран ЕАЭС.

Таким образом, при условии создания материальной и финансовой базы для данного перехода Севастополь сможет перейти к следующему этапу - этапу качественно нового инновационного роста в рамках пятого и шестого технологического укладов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г., Пономарева М.А, Родионова Н.Д. Развитие региональных иновационных систем на основе активизации внедрения наилучших доступных технологий // Финансовые исследования, №1 (62), март. - Издательство РГЭУ (РИНХ): Ростов н/Д, 2019. - С. 116-125.

2. Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал правительства Севастополя. URL: https://sev.gov.ru/bitrix/redirect.php? event 1=file& event2=download& event3= strateg.pdf&goto=/files/iblock/489/strateg.pdf (дата обращения: 24.01.2020).

3. Белокрылова О.С., Шитова А.С. Промышленная реинституционализация как предпосылка реиндустриализации экономики России [Электронный ресурс] / О.С. Белокрылова, А.С. Шитова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2017. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/promyshlenna ya-reinstitutsionalizatsiya-kak-predposylka-reindustrializatsii-ekonomiki-rossii (дата обращения: 24.01.2020).

4. Колчинская Е.Э., Калишенко А.Л., Лемента И.М. Исследование динамики развития реального сектора регионов России [Электронный ресурс] // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-dinamiki-razvitiya-realnogo-sektora-regionov-rossii (дата обращения: 24.01.2020).

5. Татаркин А.И., Петров А.П. Влияние медико-фармацевтических кластеров на экономику регионов // Экономика и математические методы. - 2014. - Т.50. -№2. - С.16-23.

6. Митрофанова И.В., Чернова О.А. Реиндустриализация старопромышленных регионов Юга России: тенденции, потенциал, риски [Электронный ресурс] // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/reindustrializatsiya-staropromyshlennyh-regionov-yuga-rossii-tendentsii-potentsial-riski (дата обращения: 24.01.2020).

7. Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности за 2014-2015 гг. [Электронный ресурс] // Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/crimea/ru/statistics/stat_Seva/grp/ (дата обращения: 20.01.2020).

8. Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности за 2016-2017 гг. [Электронный ресурс] // Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/crimea/ru/statistics/stat_Seva/grp/ (дата обращения: 20.01.2020).

9. Государственная программа города Севастополя «Развитие промышленности города Севастополя» на 2017-2022 гг. [Электронный ресурс] // Официальный портал правительства Севастополя. URL: https://sev.gov.ru/bitrix/redirect.php?

event 1=file& event2=download& event3= razvitie-promyshlennosti-goroda-sevasto-polya-v-red-ot-28.02.2019. docx&goto=/ files/iblock/984/razvitie-promyshlennosti-go-roda-sevastopolya-v-red-ot-28.02.2019. docx (дата обращения: 23.01.2020).

10. Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/storage/ mediabank/invest_sub.xlsx (дата обращения: 24.01.2020).

11. Задолженность по кредитам юридических лиц-резидентов, включая индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] // Сайт Банка России. URL:

https://www.cbr.m/statistics/table/?tableId=30 2-07&dt=20150801 (дата обращения: 24.01.2020).

12. Posnaya E.A., Semenyuta O.G., Do-brolezha E.V., Smolander M. Modern Features for Capital Portfolio Monitoring // International Journal of Economics and Business Administration, Vol. VII, Special Issue 1, 2019. -P. 53-60.

13. Posnaya E.A., Vorobyova I.G., Ditsulenko O.I., Kaznova M.I. Strategy and Tactics of Bank Capital Assessment // International Journal of Economics and Business Administration, Vol. VII, Special Issue 2, 2019. -P. 393-399.

14. Posnaya E.A., Kaznova M.I., Shapiro I.E., Vorobyova I.G. 2018a. Theory and Practice of Capital Estimation Methods: An Application in Bank Management. European Research Studies Journal, Vol.XXI, SI 2. - P. 497-505.

15. Posnaya E.A., Dobrolezha E.V., Vorobyova I.G., Chubarova G.P. (2018) The Economic Capital Model in Bank's Capital Assessment. Chapter 12 in Simon Grima, Eleftherios Thalassinos (ed.) Contemporary Issues in Business and Financial Management in Eastern Europe (Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis, Volume 100), Emerald Publishing Limited. - Pp. 111-119.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Kuznetsov N.G., Tjaglov S.G., Ponomareva M.A., Rodionova N.D. Development of regional innovation systems based on the activation of the implementation of the best available technologies. Financial Research, 2019, No.1(62), 116-125.

2. Strategy for socio-economic development of Sevastopol until 2030. The official portal of the government of Sevastopol. URL: https://sev.gov.ru/bitrix/redi-rect.php?event1=file&event2=down-load&event3=strateg.pdf&goto=/files/iblock/ 489/strateg.pdf (Date of access: 24.01.2020).

3. Belokrylova O.S., Shitova A.S. (2017) Industrial reinstitutionalization as a prerequisite of reindustrialization of Russian economy. State and municipal government. Scientific notes, 3 [Electronic source]. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/promyshlen-naya-reinstitutsionalizatsiya-kak-predposylka-

reindustrializatsii-ekonomiki-rossii (Date of access: 24.01.2020).

4. Kolchinskaya E.E., Kalishenko A.L., Lementa I.M. (2014) Study of the dynamics of the development of the russian regions' real sector. Regional Economics: Theory and Practice, Vol. 41(368), 47-60.

5. Tatarkin A.I., Petrov A.P. (2014) The influence of medical-pharmaceutical clusters on the regional economy. Economics and mathematical methods, Vol.50, No.2, 16-23.

6. Mitrofanova I.V., Chernova O.A. (2019) Reindustrialization of old industrial regions in the South of Russia: trends, potential, risks. Science Journal of VolSU. Global Economic System. 2019. Vol.21 No.1, 13-27.

7. The structure of the gross regional product by type of economic activity for 20142015. Website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea and Sevastopol. URL: http://cri-mea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/cri-mea/ru/statistics/stat_Seva/grp/ (Date of access: 20.01.2020).

8. The structure of the gross regional product by type of economic activity for 20162017. Website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea and Sevastopol. URL: http://cri-mea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/cri-mea/ru/statistics/stat_Seva/grp/(Date of access: 20.01.2020).

9. State program of Sevastopol "Development of the industry of Sevastopol" for 2017-2022. The official portal of the government of Sevastopol. URL: https://sev.gov.ru/bitrix/redi-rect.php?event1=file&event2=down-load&event3=razvitie-promyshlennosti-go-roda-sevastopolya-v-red-ot-28.02.2019.docx&goto=/files/iblock/984/razv itie-promyshlennosti-goroda-sevastopolya-v-red-ot-28.02.2019.docx (Date of access: 23.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Investments in fixed assets in the constituent entities of Russian Federation. Site of the Office of the Federal State Statistics Service. URL: https://www.gks.ru/storage/media-bank/invest_sub.xlsx (Date of access: 24.01.2020).

11. Debt on Ruble-Denominated Loans to Legal Entities-Residents and Individual Entrepreneurs. Site of Bank of Russia. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ta-ble/?tableId=302-07&dt=20150801 (Date of access: 24.01.2020).

12. Posnaya E.A., Semenyuta O.G., Do-brolezha E.V., Smolander M. Modern Features for Capital Portfolio Monitoring. International Journal of Economics and Business Administration, Vol. VII, Special Issue 1, 2019. -P. 53-60.

13. Posnaya E.A., Vorobyova I.G., Ditsulenko O.I., Kaznova M.I. Strategy and Tactics of Bank Capital Assessment. Interna-

tional Journal of Economics and Business Administration, Vol. VII, Special Issue 2, 2019. -P.393-399.

14. Posnaya E.A., Kaznova M.I., Shapiro I.E., Vorobyova I.G. 2018a. Theory and Practice of Capital Estimation Methods: An Application in Bank Management. European Research Studies Journal, Vol.XXI, SI 2. - P.497-505.

15. Posnaya E.A., Dobrolezha E.V., Vorobyova I.G., Chubarova G.P. (2018), The Economic Capital Model in Bank's Capital Assessment. Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis, Vol. 100, Emerald Publishing Limited. - P. 111-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.