УДК 336.645.1
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АЭС КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
А.А. КАРНЕЕВ, аспирант кафедры международной торговли
и внешней торговли РФ E-mail: [email protected] Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России
В статье отмечается, что мировая атомная энергетическая сфера уверенно оправляется после аварии на японской АЭС «Фукусима», однако ее развитие подвергается риску в условиях кризиса и ввиду высоких капитальных затрат на строительство новых энергоблоков. Аспект финансирования является одним из ключевых в реализации проектов по строительству новых АЭС. Рассмотрены различные методы финансирования подобных крупных инвестиционных проектов. Россия традиционно является одним из лидеров мирового атомного энергетического рынка. Для сохранения конкурентоспособности российской атомной отрасли на данном рынке необходим комплексный подход к привлечению финансирования в проекты. Предложены принципы реализации данного подхода.
Ключевые слова: атомная энергетика, АЭС, финансирование, привлечение инвестиций, проектное финансирование
В настоящее время в мире сохраняется рост мирового энергопотребления. Для покрытия потребностей этого роста в будущем во всех странах и регионах будет происходить наращивание новых мощностей генерации электроэнергии, что потребует существенных инвестиций. По прогнозам Международного энергетического агентства (International Energy Agency — IEA), при увеличении объемов генерирующих мощностей с 20 ТВт в 2009 г. до уровня более 36 ТВт в 2035 г. потребуются
инвестиции в генерацию электроэнергии в размере 17 трлн долл. [9]
В условиях сохраняющейся непредсказуемости рынков углеводородов, а также ввиду возрастающих требований к снижению выбросов диоксида углерода перед человечеством стоит задача по оптимизации энергобаланса с увеличением в нем доли экологически чистых и стабильных энергоресурсов. По мнению многих экспертов, ключевая роль в этом процессе отводится не только альтернативным источникам энергии, но и атомной энергетике, которая продолжает обеспечивать порядка 13% мирового энергопотребления. По данным Всемирной ядерной ассоциации (World Nuclear Association — WNA), сейчас порядка 45 стран в той или иной степени рассматривают возможность реализации национальных ядерных энергетических программ [10].
При этом зачастую реализация подобных программ затягивается или откладывается. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сформулирован ряд проблем, которые в той или иной степени влияют на решения об инвестировании в строительство атомных электростанций (АЭС):
— высокие капитальные затраты на строительство энергоблоков АЭС, обусловленные технической сложностью проектов;
— относительно длительный срок возврата инвестиций, связанный с длительностью периода от принятия решения об инвестировании до начала коммерческой эксплуатации (по данным Международного агентства по атомной энергетике — МАГАТЭ, минимальный срок строительства энергоблока АЭС в 1996-2012 гг. составлял около 4 лет, максимальный — порядка 25 лет);
— прямая зависимость рентабельности проекта от цен на электроэнергию, которые на многих рынках характеризуются волатильностью и связаны со множеством внутренних и внешних факторов;
— риски регулирования, связанные с тенденцией ужесточения технических требований к проектам со стороны национальных регулирующих органов;
— политические риски, связанные с относительно низким уровнем общественной приемлемости атомной энергетики [5].
Фактор наличия существенных капитальных затрат на строительство новых энергоблоков АЭС при длительном сроке возврата инвестиций обрел особую актуальность в условиях мирового финансового кризиса, когда привлечение крупного капитала стало затруднительным, в частности и на государственном уровне [1]. Например, для АЭС с наиболее распространенными проектными параметрами (мощностью около 2 000 МВт и годовым объемом выработки электроэнергии порядка 15 млрд КВт-ч) капитальные затраты обычно составляют более 7 млрд долл. Эти затраты приходятся преимущественно на период строительства атомной станции, который длится около 7-8 лет. Таким образом, с учетом ежегодной выручки от продаж электроэнергии в размере 1,5 млрд долл. срок окупаемости такого проекта составляет в среднем 15-25 лет [10]. Более того, инвестор также должен учитывать и будущие затраты на вывод объекта из эксплуатации.
При этом атомная энергетика имеет существенное преимущество, которое в целом создает экономическую целесообразность для реализации проекта по строительству АЭС — относительно
низкие операционные издержки, характеризуемые также достаточной управляемостью. В сравнении с другими формами генерации, где велики переменные издержки (прежде всего за счет колебаний цен на топливо), в атомной энергетике доля топлива составляет всего порядка 15-20% от стоимости конечного продукта — электроэнергии (табл. 1). Кроме того, в отличие, к примеру, от газотурбинной теплоэлектростанции (ТЭС), где доля топлива в себестоимости конечного продукта не менее 70%, в атомной генерации доля непосредственно сырья — урана в стоимости топлива составляет около 40%, остальную же стоимость обеспечивают технологии — обогащение, фабрикация и т.д. [10].
Таким образом, в условиях, когда для реализации проекта по сооружению АЭС необходимо обеспечить единовременное привлечение крупных инвестиций, ключевым факторам для осуществления проекта является разработка стратегии его финансирования. Кроме того, на мировом рынке строительства новых АЭС возможности компаний — игроков рынка в привлечении финансирования в проекты становятся их весомым конкурентным преимуществом.
Атомные энергетические проекты (как и другие крупные инвестиционные проекты) финансируют посредством двух составляющих: долевого и заемного финансирования. Капитал в рамках долевого финансирования зачастую более доступен, так как поступает в основном от сторон, непосредственно занятых в проекте — заказчиков — преимущественно энергосбытовых компаний, знающих внутренний рынок, или компаний-вендоров, которые за счет своих компетенций могут относительно точно оценить риски и управлять ими.
Что касается привлечения заемного финансирования, то ядерные проекты не являются исключением, и кредиторы принимают во внимание как условия и риски конкретного проекта, так и финансовое состояние заемщика. В случае кредитования строительства стоимость заемных средств выражается в процентах на инвестиционный капитал во время
Таблица 1
Сравнение структуры стоимости электроэнергии при различных способах генерации, %
Составляющая в стоимости АЭС Газотурбинная ТЭС Угольная ТЭС
Инвестиции 50-60 15-20 40-50
Эксплуатационно-техническое обслуживание 20-35 5-10 15-25
Топливо 15-20 70-80 35-40
строительства (interest during construction — IDC), которые должны быть выплачены заемщиком по утвержденной схеме. Обычно в период строительства IDC капитализируется, т.е. добавляется к основному долгу. Срок сооружения АЭС, как правило, составляет 7-8 лет. Следовательно, доля IDC в капитальных затратах достаточно велика, и, чем больше период между инвестированием денежных средств и началом получения дохода от продажи электроэнергии, тем выше общие затраты по проекту [3].
Кроме того, структура финансирования проекта по строительству АЭС в той или иной стране напрямую зависит от устройства национального энергетического рынка. Организация данных рынков разнообразна, но представляется возможным выделить три основных типа их устройства.
1. Регулируемый рынок (так называемая традиционная модель). При данной модели генерирующие предприятия также контролируют сбыт и тарифы, что позволяет инвестору в определенной степени перенести часть рисков на конечного потребителя. Кредиторы в этих условиях также защищены высоким уровнем стабильности рынка.
2. Нерегулируемый рынок (так называемая новая модель). Либерализованный рынок характеризуется конкуренцией генерирующих предприятий и волатильностью цен на электроэнергию, что создает существенные инвестиционные риски. В подобных условиях практикуется заключение соглашений о поставках электроэнергии (power purchase agreement — PPA). Соглашение представляет собой контракт между генерирующим предприятием и предприятием-потребителем (преимущественно энергосбытовые компании). Оно заключается на долгосрочной основе и определяет условия поставок электроэнергии. Стороны могут оговаривать сроки поставок электроэнергии, объемы, тарифы или формулы их расчета и т.д.
3. Гибридный рынок. Мировой опыт либерализации рынков электроэнергии привел к образованию смешанных рынков. При данном типе организации рынка, характерном для Европы, на нем присутствуют несколько генерирующих предприятий, которые постепенно эволюционируют в вертикально интегрированные энергосбытовые корпорации с диверсифицированными генерирующими активами и собственными региональными каналами сбыта [4].
Что касается непосредственно методов финансирования проектов по строительству новых АЭС,
то в мировой практике можно выделить следующие варианты финансирования.
1. Государственное финансирование и государственно-частное партнерство (ГЧП). Так как строительство АЭС является инфраструктурным проектом, государство всегда в той или иной мере принимает участие в проекте. Такое участие может выражаться в прямом бюджетном финансировании, стимулирующих мерах, государственном кредитовании или выпуске государственных инфраструктурных облигаций. ГЧП зарекомендовало свою эффективность, например на энергетическом рынке Великобритании.
2. Финансирование за счет собственных средств генерирующих компаний. Генерирующие компании зачастую являются крупными предприятиями, которые за счет собственных средств (среди которых также могут быть и краткосрочные, и долгосрочные займы различных кредитных институтов) могут обеспечить покрытие крупных капитальных затрат на строительство АЭС.
3. Инвестирование проекта потребителями электроэнергии. Данный вариант нашел свое применение на рынке электроэнергии Финляндии, где генерирующее предприятие создается непосредственно потребителями электроэнергии — местными энергосбытовыми компаниями и крупными промышленными предприятиями, которые получают возможность покупать энергию для собственных нужд по себестоимости на долгосрочной основе.
4. Проектное финансирование. Суть данного способа заключается в долевом финансировании проектной компании, которая создается в целях реализации конкретного проекта и выручку которой составляют будущие продажи электроэнергии. Инвесторы в равных долях вкладывают средства в проект, и также распределяют риски. Заемное финансирование подобных проектов тоже является чувствительным моментом, так как кредитоспособность вновь созданной проектной компании зачастую сложно оценить с достаточной точностью [4].
Различают еще один метод финансирования, который в методологии зачастую относят к ГЧП, — схема «строй-владей-эксплуатируй» (build-own-operate — BOO). Данный метод реализации проекта является новым для атомной энергетики: первым проектом по строительству АЭС по схеме BOO стало строительство турецкой АЭС «Аккую», реализуемое российской госкорпорацией «Росатом». Энергоблок N° 1 атомной электростанции «Аккую»,
которая станет первой АЭС в Турции, планируется ввести в эксплуатацию в 2020 г. В соответствии с данной схемой инвесторы в лице проектной компании берут на себя обязательства по проектированию, сооружению, эксплуатации, техническому обслуживанию и выводу из эксплуатации АЭС, при этом сохраняя ее в собственности на весь период работы станции. Схема ВОО основывается на концессионном соглашении, которое оговаривает права и обязанности сторон, технико-экономические требования к проекту и определение концессионного периода. Стоит отметить, что данную схему относят к виду государственно-частного партнерства, так как реализуется она в тех условиях, когда государство не находит необходимых средств или компетенций для реализации инфраструктурного проекта [6].
Мировая практика финансирования проектов по строительству АЭС эволюционирует, и в целом можно сформулировать следующие тренды в развитии финансирования проектов по строительству АЭС.
Во-первых, сохраняется роль государства в участии и финансировании проектов как ключевой заинтересованной стороны и зачастую как инициатора проекта. Однако государство стремится быть не инвестором, а регулятором, который создает условия и гарантии для успешного проекта и привлекает частный капитал. Таким образом, государственное участие преобразуется в ГЧП.
Во-вторых, в условиях мирового финансового кризиса частный сектор также испытывает дефицит инвестиционных ресурсов и стремится к разделению финансового бремени между участниками. Таким образом, в мире формируется практика применения более сложных форм финансирования. В настоящее время практика финансирования за счет собственных средств генерирующих компаний имеет тенденцию к трансформации в схемы, где ключевая роль отводится инвестициям в проект со стороны потребителей электроэнергии. В дальнейшем, по мнению экспертов (в том числе и экспертов МАГАТЭ), при сохранении тенденций к диверсификации источников поступления капитала проектное финансирование окончательно оформится как одна из приоритетных форм реализации новых проектов в атомной энергетической отрасли. Что касается таких качественно новых форм, как BOO, то их применение в атомной энергетике представляется возможным, однако требует практического подтверждения [4].
Характерным примером современной схемы комплексного финансового решения для атомного
Рис. 1. Финансирование проекта строительства АЭС «Олкилуото-3»: 1 — субординированные кредиты акционеров ТУО; 2 — собственный капитал ТУО; 3 — двусторонние кредиты;
4 — синдицированный револьверный банковский кредит
энергетического проекта является строительство АЭС «Олкилуото-3» в Финляндии (рис. 1).
В рамках данного проекта пул ведущих энергетических и промышленных компаний через совместное предприятие Teollisuuden Ушта Оу) (ТУО) инвестирует в сооружение и эксплуатацию нового энергоблока АЭС, планируя вернуть вкладываемые финансовые средства путем получения электроэнергии (преимущественно для собственных нужд, а также для продажи избытка на рынке электроэнергии Северной Европы). Пятую часть финансирования проекта обеспечивают собственные средства ТУО, остальной объем — за счет кредитов. Структура источников привлеченных средств диверсифицированная: ее основу составляет синдицированный револьверный банковский кредит, выданный 15 банками под ставку в 2,6% годовых. Кредиты получены инвесторами при поддержке французского государственного экспортно-кредитного агентства (ЭКА) COFACE. Важно отметить, что данные гарантии стали возможны, поскольку сооружение АЭС осуществляет компания АЯЕУА, которая на две трети принадлежат французскому государству. Этот факт свидетельствует о том, что компания — поставщик АЭС, а также государство, откуда данная компания происходит, зачастую играют ключевую роль в финансировании проекта [5].
Усиление роли компании — поставщика технологии и строителя АЭС (компании-вендора) в инвестиционном обеспечении проекта можно отнести к перечисленным тенденциям. Сейчас среди вендоров основная конкуренция идет за рынок развивающихся стран, где важным критерием выбора того или иного
поставщика является его способность обеспечить комплексное предложение и организовать финансирование проекта. Для российской атомной сферы в лице госкорпорации «Росатом» данный тренд создает весомое конкурентное преимущество на мировом рынке строительства новых АЭС.
С учетом преимущественно сырьевого характера номенклатуры российского экспорта строительство АЭС за рубежом является уникальным примером отечественного экспорта высоких технологий. Россия традиционно занимает ведущие позиции на мировом рынке строительства новых энергоблоков: начиная со всестороннего участия в развитии атомной энергетики стран центральной и восточной Европы со времен СЭВ и заканчивая проектами, реализованными в последние годы в таких странах, как Китай и Иран. В настоящее время Росатом реализует проекты по строительству 28 энергоблоков АЭС, причем 19 из них — за рубежом:
— 4 энергоблока АЭС «Аккую» в Турции;
— 4 энергоблока АЭС «Куданкулам» в Индии;
— 2 энергоблока АЭС «Тяньвань-3,4» в Китае;
— 2 энергоблока АЭС «Нин Тхуан» во Вьетнаме;
— 2 энергоблока Белорусской АЭС;
— 2 энергоблока АЭС «Руппур» в Бангладеш;
— 1 энергоблок АЭС «Мецамор-3» в Армении;
— 2 энергоблока Хмельницкой АЭС на Украине.
Строительство энергоблоков в других странах
для России означает не только получение существенной выручки для бюджета страны, но и мобилизацию тяжелого энергетического машиностроения и целого ряда смежных сфер, также открывая дорогу для международного сотрудничества в целом ряде наукоемких областей [8].
На текущий момент, учитывая планы правительств различных государств по развертыванию национальных атомных энергетических программ, потенциальный портфель заказов в горизонте до 2030 г. оценивается Росатомом в 80 энергоблоков АЭС по всему миру. Конкуренция на данном рынке в последние годы значительно возросла, так как помимо традиционных игроков рынка—японских (Hitachi, Toshiba, Mitsubishi), европейских (EDF, AREVA, RWE) и американских компаний (GE, Westinghouse) активно начали действовать компании Китая (CNNC, CGNPC) и Кореи (KEPCO, Doosan) [2].
В этих условиях России необходимо находить варианты повышения своей конкурентоспособности. В ситуации, сложившейся в части финансирования новых проектов, сильной стороной
госкорпорации «Росатом» может стать возможность предложить зарубежным заказчикам не только строительство энергоблоков, но и обеспечить финансовое решение для проекта. В этом плане у Росатома имеются следующие преимущества:
— государственная поддержка, позволяющая привлекать существенные финансовые ресурсы из бюджета на реализацию проектов;
— накопленные компетенции в части возведения АЭС, которые позволяют управлять стоимостью и сроками строительства;
— возможности максимизировать уровень локализации создания стоимости проекта и привлечения поставщиков из третьих стран.
Росатом имеет значительный опыт сооружения АЭС за рубежом при финансово-инвестиционной поддержке со стороны государства. Российская госкорпорация предлагает различные варианты участия государства в финансировании проектов:
— посредством либо экспортного кредитования, либо государственного кредита со стороны Российской Федерации;
— посредством финансирования с участием государственных банков России (табл. 2).
Обязательным условием финансирования со стороны государства является подписание межправительственных соглашений (МПС). Большинство АЭС, которые сооружались Росатомом за последние годы за рубежом, а также новые законтрактованные энергоблоки финансируются с помощью государственных кредитов со стороны России. Только в 2011 г. были подписаны два МПС о предоставлении государственных кредитов на сооружение АЭС во Вьетнаме (до 8 млрд долл.) и Белоруссии (до 10 млрд долл.) [7].
Тип контракта, по которому Росатом сооружает большую часть своих АЭС за рубежом, представляет собой классический EPC (engineering-procurement-construction) — контракт, который также характеризуется как контракт «под ключ». Единственным исключением (не считая АЭС «Куданку-лам» в Индии, которая сооружается в соответствии с договором о техническом содействии от 1998 г.) является проект строительства АЭС «Аккую», реализуемый по схеме BOO [7].
Проект АЭС «Аккую» — это пример качественно нового подхода к финансово-инвестиционному решению по возведению атомных электростанций. Данный проект, общая стоимость которого оценива-
Таблица 2
Сравнение вариантов финансирования проектов по строительству современных российских АЭС за рубежом с участием государства
Вариант финансирования Объем Ставка Условия Особые условия
Государственное финансирование экспорта До 85% российских поставок Около 6% Срок кредита — до 20 лет, льготный период на срок строительства Обязательно заключение МПС*, требуются гарантии государства заемщика или крупных банков
Государственный кредит До 40-50% стоимости проекта Около 6% Срок кредита — до 20 лет, льготный период на срок строительства Обязательно заключение МПС, требуются гарантии государства заемщика
Кредитование со стороны российских гос. банков До стоимости, равной трем EBITDA заемщика Около 6-10% Срок кредита — до 10 лет, льготный период 2-3 года на выплаты по процентам, 5 лет — на выплаты по основному долгу Обязательно заключение МПС, требуются гарантии государства заемщика и/или дополнительные гарантии
*МПС — межправительственные соглашения.
ется в 20,8 млрд долл., предполагает первоначальное финансирование со стороны России. Однако впоследствии 49% акций проектной компании АО «АЭС Аккую» могут быть переданы инвесторам. Для обеспечения гарантии возврата инвестиции подразумевается заключение соглашения о поставках электроэнергии (power purchase agreement — PPA) на 15 лет, начиная с ввода в коммерческую эксплуатацию каждого из четырех энергоблоков станции. Схема предполагает продажу 70% электроэнергии, вырабатываемой блоками № 1 и № 2 и 30% электроэнергии — блоками № 3 и № 4 (на условиях фиксированной средневзвешенной цены 12,35 цента США за КВт-ч. Продажа остальной электроэнергии будет осуществляться по рыночным ценам. Обеспечение гарантированного сбыта энергии — ключевой фактор рентабельности проекта и один из основных критериев оценки, которую производят кредитные институты при решении о выдаче займа и его условиях [3].
В эксплуатацию с 1991 г. было введено 15 энергоблоков российского типа по технологии, аналогичной той, которую сейчас предлагает Росатом (энергоблоки с реактором типа ВВЭР). Подобной статистики не может продемонстрировать ни один из современных игроков данного рынка. Последний введенный Росатомом в эксплуатацию энергоблок АЭС (четвертый энергоблок Калининской АЭС) был построен с экономией по срокам и смете по сравнению с предыдущими блоками. Тенденция к дальнейшему снижению стоимости и сроков строительства ведет к существенному уменьшению рисков завышения капитальных затрат [7].
Принцип локализации проекта также имеет непосредственное влияние на его финансирование,
создает дополнительные стимулы для государства-заказчика к реализации проекта. В структуре капитальных затрат проекта по строительству современных российских АЭС с реактором ВВЭР доля уникального оборудования ядерной пароп-роизводящей установки (ЯППУ), производство которого возможно только в России, составляет не более 15% (рис. 2).
Путем привлечения местных промышленных и строительных ресурсов Росатом может обеспечить создание до 85% стоимости проекта за счет контрактов с локальными поставщиками
Безусловно, локализация в 85% на неразвитых с точки зрения атомной энергетики и энергетического машиностроения рынках затруднительна, однако участие локальных поставщиков в проекте в объеме
Рис. 2. Структура капитальных затрат проекта строительства
современных российских АЭС за рубежом: 1 — инжиниринг и ввод в эксплуатацию; 2 — строительно-
монтажные работы; 3 — вспомогательное оборудование; 4 — другое оборудование длительного цикла изготовления; 5 — оборудование ядерной паропроизводящей установки
порядка 50% возможно (в частности, и во многих развивающихся странах). Таким образом, при средней стоимости проекта порядка 10 млрд долл. среди местных поставщиков возможно разместить заказов на сумму более 5 млрд. Это означает не только рост производства и занятости, но и существенные поступления в бюджет в виде налогов [7].
Помимо задействования местных поставщиков, подобная структура капитальных затрат способствует привлечению стратегических партнеров в виде поставщиков оборудования из различных стран мира. Сейчас для работы на зарубежных рынках руководству Росатома представляется важным сформировать пул среди ведущих компаний — поставщиков оборудования, что открывает доступ к заемному капиталу в виде кредитования поставщиков, а также к получению гарантий международных банков и экспортных страховых агентств (ЭКА) стран, где базируются те или иные поставщики.
Кроме того, целесообразно создавать партнерства и с компаниями электроэнергетического сектора. Это открывает доступ к каналам сбыта электроэнергии и в целом позволяет привлекать локальный и международный опыт в проекты. Для Росатома формирование стратегического пула партнеров, которые имеют возможности по привлечению инвестиций или сами могут выступить в качестве инвесторов, является важным звеном в организации комплексного подхода к финансированию проектов АЭС за рубежом.
В логике проектного финансирования принципиальной является задача диверсификации источников финансирования проекта, которая выходит на первый план в условиях требований заказчиков к локализации и ограничений по прямому наращиванию долговой нагрузки.
Конкурентоспособное решение по финансированию строительства АЭС за рубежом может стать уникальным конкурентным преимуществом Росатома на мировой арене. Но при этом оно должно основываться на следующих принципах.
Во-первых, государственная поддержка является ключевой, она может сформировать основу для дальнейшего финансового структурирования проекта. Однако финансово-инвестиционное решение должно быть взаимовыгодным. То есть степень участия российского бюджета слепдует строго оценить с точки зрения возврата инвестиций. Снижение бюджетного участия позволяет пропорционально снизить и долю риска, который берет на себя государство.
Во-вторых, следующий принцип — диверсификация источников финансирования проекта посредством привлечения стратегических инвесторов. Доступ к инвестиционному капиталу, к ЭКА и льготному кредитованию позволит обеспечить привлечение зарубежных поставщиков и подрядчиков.
В-третьих, последний принцип заключается в необходимости внимательно оценивать целевой рынок с точки зрения сбыта электроэнергии и стремиться к обеспечению гарантированного сбыта электроэнергии, которую будет генерировать новая АЭС, прежде всего за счет долгосрочных контрактов типа PPA.
Стоит добавить, что финансовое решение не может существовать само по себе. Основу проекта составляет энергетическое решение — строительство современной и безопасной АЭС. Однако в современном мире созрел спрос на комплексные решения в атомной энергетике. Помимо финансового решения заказчики также ожидают решения о привлечении максимально возможного числа локальных поставщиков, улучшении сопутствующей инфраструктуры и местного кадрового потенциала. Подобный комплексный подход к проблемам атомной энергетики востребован прежде всего в странах, где она только начинает развиваться и где стоят задачи по укреплению национальной энергобезопасности за счет создания надежного и эффективного атомного энергетического комплекса. И у российской атомной сферы есть все возможности для решения подобных задач.
Список литературы
1. Артюгина И.М. Экономика ядерной энергетики. СПб.: Изд. Политехнического университета. 2010. 130 с.
2 . Крюков А.М., Янко Л.Т., Кухто В.В. Современные формы финансирования крупных инвестиционных проектов // Эффективное антикризисное управление. 2010. № 2. С. 10-16.
3. Годовой отчет госкорпорации «Росатом» за 2012 г. М.: Росатом. 2012. 135 с.
4. Taylor S. Can New Nuclear Power Plants be Project Financed? University of Cambridge. Electricity Policy Research Group. May 2011.
5 . Barkatullah N. NPP Projects: Financing Structures and Introduction to Financial Risk Management . The IAEA Nuclear Energy Management School in UAE. January 9. 2012.
6 . Starz A . Alternative Contracting and Ownership of NPPs: Build-Own-Operate/Transfer. IAEA Nuclear Energy Department. December 2012.
7. Kalinin A. ROSATOM Fianacial Solution in NPP Construction. Workshop on Russian Nuclear Energy Technologies and Solutions . Johannesburg . South Africa . April 2012 .
8. KarneevA. Harnessing the power of nuclear — globally EIC Energy Focus . October 2012 .
9. IEA World Energy Outlook 2013. International Energy Agency. April 2013 .
10 . Nuclear Power Economics and Project Structuring. WNA Report. World Nuclear Association. September 2012
Finance and credit Financial management
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
FINANCIAL SUPPORT FOR PROJECTS ON NUCLEAR POWER PLANTS CONSTRUCTION AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN NUCLEAR INDUSTRY IN THE WORLD MARKET
Arkadii A. KARNEEV
Abstract
The article notes that the global nuclear energy sector is recovering with confidence after the accident at "Fukushima" Japanese nuclear power plant, but its development is exposed to risk in the conditions of crisis and in view of high capital expenditure for construction of new power units The aspect of financing is one of key projects in realization on construction of the new nuclear power plants The author considers various methods of financing of similar large investment projects Russia traditionally is one of leaders of the world nuclear energy market For preservation of competitiveness of the Russian nuclear industry in this market, an integrated approach is necessary to attraction of financing in projects The paper proposes the principles of realization of this approach .
Keywords: nuclear power, nuclear power plant, financing, attraction, investments, project financing
References
1. Artiugina I . M . Ekonomika iadernoi energetiki [Economy of nuclear power]. St. Petersburg, Polytechnic University Publ., 2010, 130 p.
2. Kriukov A.M., Ianko L.T., Kukhto V.V. Sovre-mennye formy finansirovaniia krupnykh investitsion-nykh proektov [Modern forms of large investment projects financing]. Effektivnoe antikrizisnoe uprav-lenie — Effective crisis management, 2010, no. 2, pp. 10-16.
3 . Godovoi otchet goskorporatsii "Rosatom" za 2012 g. [The annual report of Rosatom State Corporation for 2012]. Moscow, Rosatom Publ., 2012, 135 p.
4 . Taylor S . Can New Nuclear Power Plants be Project Financed? University of Cambridge, Electricity Policy Research Group, May, 2011.
5. Barkatullah N. NPP Projects: Financing Structures and Introduction to Financial Risk Management The IAEA Nuclear Energy Management School in UAE, January 9, 2012.
6 . Starz A . Alternative Contracting and Ownership of NPPs: Build-Own-Operate.Transfer. IAEA Nuclear Energy Department, December, 2012.
7. Kalinin A. ROSATOM Financial Solution in NPP Construction. Workshop on Russian Nuclear Energy Technologies and Solutions. South Africa, Johannesburg, April, 2012.
8. Karneev A. Harnessing the power of nuclear — globally. EIC Energy Focus, October 2012.
9. IEA World Energy Outlook 2013. International Energy Agency, April, 2013.
10 . Nuclear Power Economics and Project Structuring. WNA Report. World Nuclear Association, September, 2012.
Arkadii A. KARNEEV
Russian Foreign Trade Academy of Ministry for Economic Development of Russia, Moscow, Russian Federation [email protected]