Ритм экономики
Финансовое обеспечение
образовательного ваучера в современной России
а Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: Статья посвящена современным особенностям реализации принципа финансирования высшего образования «деньги следуют за результатом». В этом аспекте рассмотрен опыт Российской Федерации 2002-2004 годов в части реализации эксперимента по совершенствованию финансирования высших учебных заведений посредством использования механизма государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Определены проблемы и негативные факторы реализации данного эксперимента. Исследована современная модель снижения стоимости обучения в вузах как нового механизма финансовой поддержки талантливой и социально незащищенной молодежи. Проведен сравнительный анализ модели ГИФО и системы снижения стоимости обучения в виде скидок. Рассмотрены примеры использования скидок на обучение передовыми вузами России. Проанализирован опыт Донского государственного технического университета в части реализации механизма снижения стоимости обучения «Зеленая волна», выявлены проблемные зоны и предложены мероприятия по совершенствованию используемого механизма как самой перспективной модели финансовой поддержки студенческой молодежи.
Ключевые слова: высшее образование, государственное финансирование, снижение стоимости обучения, государственное именное финансовое обязательство, результативность Дата поступления статьи в редакцию: 27 декабря 2023 года.
а Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: The article focuses on the contemporary implementation of the «money follows the result» principle in financing higher education. The author examines the Russian Federation's 2002-2004 experiment in utilizing the mechanism of state registered financial obligations (SRFO) to improve the financing of higher education institutions, as well as identifies problems and negative factors in implementing this experiment. This article examines the contemporary approach to lowering university tuition fees as a new means of providing financial assistance to talented and socially vulnerable young people. This study compares the SRFO model with the system of providing discounts to lower the cost of education. The author describes the examples of how Russian advanced higher education institutions use tuition discounts. The study examines the Don State Technical University's experience implementing the «Green Wave» tuition fee reduction mechanism. The author identifies problem areas and suggests ways to improve the mechanism, which is considered the most promising model of financial support for young students.
Keywords: higher education, state funding, tuition reduction, state registered financial obligation, effectiveness
Received: December 27, 2023.
Елена Александровна Веревкина
|а
DOI: 10.22394/2070-8378-2024-26-1-62-74
Financial provision of educational vouchers in contemporary Russia Elena A. Verevkina3 I
RESEARCH ARTICLE
Введение
Современная государственная политика в России поступательно усиливает роль высшего образования. Об этом говорят и национальные цели развития, и стратегические документы в области высшего образования. В условиях экономической нестабильности финансирование остается основополагающим фактором в достижении амбициозных целей в данной отрасли. Принятый и опубликованный Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», с одной стороны, демонстрирует увеличение государственного финансирования на сферу высшего образования до 829 млрд рублей на 2024 год, а с другой - говорит о его прогнозном снижении в 2025 году до 807 млрд рублей1. Также стоит отметить рост стоимости обучения в столичных вузах по образовательным программам высшего образования в 2023 году на 12 %2. Приведенные экономические параметры свидетельствуют о необходимости выработки сбалансированных подходов к финансированию наиболее талантливых, а также социально незащищенных граждан в вопросе получения высшего образования.
Опыт использования в России государственных именных финансовых обязательств в 2002-2004 годах
Первой попыткой перехода от сметного финансирования высшего образования к подушевому является эксперимент3, проведенный в 2002-2004 годах, по использованию механизма финансирования отдельных высших учебных заведений (далее - вуз) с помощью государственных именных финансовых обязательств (далее - ГИФО). Суть эксперимента заключалась в предоставлении образовательного ваучера на возмещение полной или частичной стоимости обучения в вузе в зависимости от категории ГИФО, присваиваемой абитуриенту по результатам сдачи Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Собственно, сам механизм ЕГЭ в те годы проходил стадию эксперимента, на основании которого российские власти решили опробовать новый механизм софинансирования обучения студента в вузе. Негласно эксперимент называли «ЕГЭ-ГИФО».
1 http://duma.gov.ru/news/58049/
2 https: / / www.vedomosti.ru/society/ artides/2023/08/11/989595-vuzi-moskvi-i-sankt-peterburga-povisili-stoimost-obucheniya?from=newsline
3 Приказ Минобразования РФ от 3 июня 2003 года № 2376 «О развитии в 2003 году эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО)». https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42584/
Таблица 1. Соответствие категории ГИФО результатам ЕГЭ
Table 1. Correspondence of the SRFO category to the USE results
Категория ГИФО Финансовый норматив Результаты ЕГЭ
I 14 500 руб. 81-100 баллов
II 7 500 руб. 69-80 баллов
III 3 900 руб. 53-68 баллов
IV 2 800 руб. 44-52 балла
V 1 200 руб. 35-43 балла
Источник: Составлено автором по: 1) Приказ Минобразования РФ от 26 марта 2003 года № 1193 «Об утверждении на 2002 год величины государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в зависимости от их категорий» (утратил силу). https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1& documentId=8882; 2) Приказ Минобрнауки РФ № 269, Минфина РФ № 76 от 27 июля 2009 года «Об утверждении методики планирования и финансирования расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование на основе государственных именных финансовых обязательств для участвующих в эксперименте высших учебных заведений (утратил силу). https://normativ.kontur.ru/document?mo duleId=1&documentId=11179#l10 Source: Compiled by the author according to 1) Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of March 26, 2003, No. 1193, "On Approval for 2002 of the value of state registered financial obligations (SRFOs) depending on their categories" (no longer in force). https://normativ.kontur.ru/document?modu-leId=1&documentId=8882; 2) Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 269, Ministry of Finance of the Russian Federation No. 76 of July 27, 2009, "On Approval of the Methodology of Planning and Financing of Federal Budget Expenditures on Higher Professional Education on the Basis of State Registered Financial Obligations for Higher Education Institutions Participating in the Experiment" (no longer in force). https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&doc-umentId=11179#l10
Механизм эксперимента заключался в следующем: абитуриенту, успешно сдавшему ЕГЭ, присваивалась категория ГИФО, соответствующая следующим нормативам возмещения затрат на обучение (таблица 1).
Названные категории присваивались по результатам сданного ЕГЭ: первая категория - самые высокие баллы, пятая - самые низкие. В зависимости от полученной категории ГИФО абитуриент делал выбор в пользу вуза - участника эксперимента. Вузы-участники, в свою очередь, устанавливали стоимость обучения и количество мест, которые они могли предоставить. Таким образом абитуриент мог реализовать два различных сценария софинансиро-вания своего образования: выбрать специальность, обучение на которой полностью компенсируется за счет ГИФО, либо другую специальность, часть стоимости которой можно покрыть за счет ГИФО, а другую часть - за счет собственных средств.
Рисунок 1. Распределение первокурсников по категориям ГИФО (%)
Figure 1. Distribution of first-year students by SRFO categories (in %)
45,0 40,0
35,0 Щ
ll. illl.
2002 2003 2004
а! я IE в!П iIV «V
Источник: [Абанкина, 2010. С. 4] Source: [Abankina, 2010. P. 4]
Авторы эксперимента рассчитывали запустить совершенно новую модель финансирования, в которой бы «деньги последовали за студентом». Однако в данной модели проявились существенные недостатки, так как движение бюджетных средств находилось под контролем государства, а поведение абитуриента и высших учебных заведений оказалось во власти рыночных механизмов. Во-первых, вопреки ожиданиям авторов эксперимента абитуриенты, набравшие высокие баллы ЕГЭ и получившие ГИФО 1-й категории, пошли учиться не на стратегически важные для государства отрасли экономики (медицина, образование, инженерия и др.), а на специальности, которые в дальнейшем помогли бы выпускникам трудоустроиться (экономика, юриспруденция). Как итог, предоставив рынку образовательных услуг свободу, государство дополнительно профинансировало те специальности, спрос на которые на рынке труда уже находился в стадии перенасыщения [Маркина, 2004. С. 52]. Именно тогда впервые заговорили о «перепроизводстве» экономистов и юристов.
Во-вторых, существенной ошибкой было связать два эксперимента воедино - ЕГЭ и ГИФО. Первые результаты проведения ЕГЭ были достаточно скромными - средний балл едва дотягивал до 50 баллов4, так как школьники были слабо адаптированы к тестовой системе сдачи выпускных экзаменов, а преподавательский состав не обладал навыками подготовки к успешной сдаче ЕГЭ. В результате большинство выпускников стали обладателями третьей категории ГИФО, таким образом, самая большая финансовая нагрузка упала на обучение заведомо слабых студентов, что подорвало саму суть эксперимента ГИФО - финансировать лучших студентов (рисунок 1) [Абанкина, 2010. С. 4].
В-третьих, в условиях эксперимента вузы не могли спрогнозировать не только спрос, но и количество
4 http://special.minsvyaz.donland.ru/default.aspx?pageid=75518
абитуриентов, получивших ГИФО с высоким финансовым содержанием. В результате повышенная финансовая нагрузка на высшее образование потребовала перераспределения бюджетных средств от вузов, не участвовавших в эксперименте, в пользу участников [Маркина, 2004. С. 52].
В процессе реализации эксперимента выявлялись множественные негативные тенденции. Министерство образования РФ вносило соответствующие корректировки, например, для стимулирования спроса на образовательные услуги в социально значимых регионах был увеличен стоимостной порог категорий ГИФО5. Однако в 2004 году эксперимент был завершен и опыт признан неудачным.
Скидки на обучение - современная модель образовательного ваучера
Правительство Российской Федерации в соответствии с Постановлением от 15 сентября 2020 года № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» закрепляет, что порядок определения платы за обучение для физических и юридических лиц устанавливается учредителем, в чьем ведении находится конкретное высшее учебное заведение. Если обобщить нормативные документы6, выпущенные различными органами власти, то можно зафиксировать, что размер платы за обучение не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание государственной услуги, выполняемой
5 Приказ Минобрнауки РФ от 9 октября 2013 года № 1129 «О развитии в 2003 году эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
6 Приказ Минобрнауки России от 29 ноября 2022 года № 1153 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, оказываемые (выполняемые) ими сверх установленного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)»; Приказ Минобрнауки России от 12 февраля 2019 года № 6н (ред. от 11.05.2023) «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания».
J
в рамках государственного задания. Также Правительство установило, что высшее учебное заведение имеет право снизить стоимость обучения студента с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств, полученных от приносящей доход деятельности. По сути, учебные заведения выступают некоторым гарантом, коим в случае с образовательным ваучером являлось государство. Посредством предоставления скидок вузы частично замещают расходы домохо-зяйств на получение высшего образования. Учебные заведения сознательно используют данный инструмент в двух целях: увеличить контингент студентов и повысить входной средний балл ЕГЭ, - оба показателя играют определяющую роль при распределе-
нии контрольных цифр приема и, соответственно, при выделении государственного финансирования. Иными словами, предоставление скидок на обучение - инструмент компенсации выпадающих собственных доходов вуза за счет получения дополнительного бюджетного финансирования. Конечно, в данной ситуации присутствует рыночное начало, поскольку современный абитуриент делает свой выбор в пользу вуза не только по причине желания обучаться на конкретной образовательной программе, но и исходя из наличия более выгодной для него системы получения скидки на обучение.
Стоит отметить кардинальное различие образовательных ваучеров от предоставления скидок на обучение (таблица 2). Если в первом случае госу-
Таблица 2. Сравнительная характеристика механизма предоставления образовательного ваучера (эксперимент ГИФО 2002-2004 годов) и современной системы предоставления скидок на получение образовательной услуги
Table 2. Comparative characteristics of the mechanism for educational voucher provision (SRFO experiment 2002-2004) and the modern system of educational service discounts provision
Показатель Образовательный ваучер Система предоставления скидок на обучение
Система взаимоотношений Государство - студент - вуз Вуз - студент
Стейкхолдер Государство Высшее учебное заведение
Степень финансирования Полное или частичное (в зависимости от категории ГИФО) Полное или частичное, в зависимости от правил конкретного вуза
Условия получения Результаты ЕГЭ Для всех уровней высшего образования Скидки по степени достижений студента в образовании и науке (краткосрочный характер): - высокие результаты ВИ; - высокие результаты олимпиад школьников; - хорошая и/или отличная успеваемость; - обучение на подготовительных курсах; - обучение в данном учебном заведении на предыдущей ступени образования; - высокие результаты в научно-исследовательской деятельности; - трудовые отношения с учебным заведением; Скидки для социальных категорий студентов (долгосрочный характер): - потеря кормильца; - потеря работы родителем; - потеря жилья вследствие стихийного бедствия; - наличие родителя - участника боевых действий (погибшего в боевых действиях) и т.д.
Период действия На весь срок обучения В течение периода соответствия студента заданным критериям
Компенсация выпадающих доходов За счет студентов различных категорий ГИФО Скрытый - за счет роста бюджетного финансирования вследствие увеличения контингента студентов и более высокого проходного балла ЕГЭ, а также за счет снижения или отмены скидки в случае невыполнения студентом обязательств
Период получения финансовых средств После зачисления вуз получает бюджетные средства на оплату обучения конкретного студента После зачисления вуз проводит процедуры систематизации и проверки всех поданных заявок на предмет соответствия требованиям. Решение принимает уполномоченная комиссия вуза. Положительное решение о предоставлении скидки на обучение оформляется дополнительным соглашением к договору об оказании образовательных услуг
Модель финансирования «Деньги следуют за студентом» «Деньги следуют за результатом»
Источник: Составлено автором Source: Compiled by the author
дарство может взять на себя обязательство на частичное софинансирование в течение всего периода обучения, то в вопросах скидок вузы применяют различные критерии по сохранению или несохранению скидки за студентом.
Учебное заведение вправе самостоятельно реа-лизовывать систему снижения стоимости обучения, утверждая данное положение внутренним локальным нормативным актом с перечислением критериев предоставления скидки различным категориям студентов, а также установлением предельных размеров скидочного фонда.
В рамках исследования автором был произведен анализ механизма снижения стоимости обучения, применяемого передовыми учебными заведениями в России (приложение 1).
В процессе изучения нормативных документов различных вузов были выявлены интересные особенности. В частности, большинство учебных заведений установили критерии аннулирования скидки, чаще всего за плохую успеваемость по итогам семестра / учебного года или за нарушение учебной дисциплины. Эту особенность можно расценивать как стимулирование студенческой массы демонстрировать хорошие результаты в учебе. Однако факт снижения уровня скидки со второго семестра, зафиксированный при проведении исследования в большинстве вузов, показывает, что механизм скидок чаще всего используется в маркетинговых целях для стимулирования дополнительного спроса.
Самая обширная программа скидок на обучение студентов представлена в НИУ «Высшая школа экономики»7 (далее - НИУ ВШЭ). Призеры и участники различных крупных олимпиад, выпускников образовательных программ НИУ ВШЭ, дети сотрудников и сотрудники, - все категории могут получить скидки на обучение в размерах от 20 до 100 % от стоимости обучения.
В Положении о снижении стоимости обучения в Президентской академии (РАНХиГС)8 установлены конкретные лимиты предоставления скидок для каждого структурного подразделения и направле-
7 Приказ НИУ ВШЭ от 29.12.2002 № 6.18.1-01/291222-13 «О введении в действие Положения о предоставлении скидок по оплате обучения студентам, обучающимся по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц». https://www.hse.ru/docs/807180592.html
8 Приказ РАНХиГС от 01.07.2014 № 02-182 «Об утверждении Положения об основаниях и порядке снижения стоимости платных образовательных услуг для студентов и аспирантов, осваивающих в РАНХиГС основные образовательные программы высшего образования». https://www.ranepa.ru/ images/docs/prikazy-ranhigs/Pologenie_o_skidkah.pdf
ния подготовки. В данном учебном заведении стоит отметить достаточно широкую линейку предоставления скидок по социальным категориям.
Примечательно, что два самых крупных и престижных высших учебных заведения России - МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет - не применяют в своей деятельности механизм снижения стоимости обучения для студентов.
Крайне интересный механизм предоставления скидок «Зеленая волна» представлен в Донском государственном техническом университете (далее -ДГТУ). Данный механизм позволяет абитуриентам на конкурсной основе претендовать на снижение стоимости обучения в размере 100 %. Согласно Положению9, этот механизм направлен на финансовую поддержку талантливой молодежи - участников, призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад, включенных в ежегодный перечень Минобрнауки, а также абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ.
ДГТУ является крупнейшим техническим вузом Южного федерального округа, грантополучателем в рамках программы стратегического лидерства «Приоритет 2030», запланировавшим10 в 2023 году получить 6,9 млрд руб. из всех доходных источников, среди которых 2,7 млрд руб. составляют субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания и 1,7 млрд руб. - средства от приносящей доход деятельности. ДГТУ ведет подготовку более чем по 200 образовательным программам, обучая более 4 500 студентов за счет средств федерального бюджета. Масштабность и амбициозность данного учебного заведения позволяет его руководителям взять дополнительные финансовые обязательства в целях поддержки талантливой молодежи.
Ежегодно приказом ректора ДГТУ издается приказ о количестве мест и соответствующем среднем балле ЕГЭ для абитуриентов, претендующих на предоставление скидки на обучение в соответствующем учеб-
9 Приказ ДГТУ от 09.03.2022 №49 «О введении документа «Положение о порядке снижения стоимости платных образовательных услуг по основным образовательным программам (бакалавриата и специалитета) очной формы обучения по механизму «Зеленая волна» в действие»». https://donstu. ru/sveden/files/No_49_Pologhenie_o_poryadke_snigheniya_ stoimosti_platnyx_obrazovatelynyx_uslug_po_osnovnym_ obrazovatelynym_programmam_vysshego_obrazovaniya(1).pdf
10 План финансово-хозяйственной деятельности (Сводный) на 2023 г. (на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 годов) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». https://donstu.ru/sveden/files/PFXD_2023-2025_-_ SV0D_28.06.2023.pdf
ном году. Так, в соответствии с приказом ректора11 в 2023 году ДГТУ планировал предоставить 270 мест для обучения студентов 1-го курса за счет средств университета. Стоит обратить внимание, что данный механизм распространяется только на абитуриентов очной формы обучения, поступающих на образовательные программы бакалавриата и специалитета.
В рамках исследования механизма снижения стоимости обучения, реализуемого в ДГТУ, следует зафиксировать, что по результатам приемной кампании в 2023 году программа «Зеленая волна» была востребована всего на 43 % (118 поданных заявок при 270 заявленных вакантных местах)12, что является достаточно низким показателем, учитывая внушительную финансовую независимость вуза. По мнению автора, причин такому положению дел может быть несколько:
1. Применяются всего два критерия участия в конкурсе, из которых высокий результат ЕГЭ является вторым приоритетом зачисления. Необоснованно ограниченное количество оснований для реализации программы препятствует ее работе на полную мощность. Руководству вуза следовало бы расширить категории участников (например, по социальной направленности), а также распространить возможности данного механизма на образовательные программы магистратуры и аспирантуры, где студенты в большей степени нацелены на достижения в науке.
2. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется в неудобные сроки. Подача документов на конкурс заканчивается в день завершения приема согласий на зачисление на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета. В данной ситуации абитуриент не имеет возможности оценить свои шансы поступления на бюджет. Также в обязательном пакете документов для участия в конкурсе с 2023 года должен присутствовать заключенный договор с вузом на оказание образовательных услуг13. Абиту-
11 Приказ ДГТУ от 06.04.2023 № 367-А «Об установлении количества мест и среднего балла ЕГЭ для снижения стоимости платных образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам высшего образования по механизму «Зеленая волна»». https://donstu.ru/ appHcants/what-to-do/kontrolnye-tsifry-priema-studentov-bakalavriat/?ЫtrixJndude_areas=Y&dear_cache=Y
12 Поскольку на сайте образовательного учреждения не опубликованы результаты конкурса на предоставление скидки по механизму «Зеленая волна» в 2023 году, за основу данного утверждения были взяты ранжированные списки абитуриентов, подавших заявку на участие в конкурсе от 03.08.2023. https://clck.ru/37AdBw
13 Приказ ДГТУ от 31.03.2023 № 95 «О введении документа "Изменения в Положение о порядке снижения стоимости платных образовательных услуг по основным образовательным программам (бакалавриата и специалитета) очной
риент в подобных условиях может заключить договор, но скидку по решению комиссии не получить. А поскольку в соответствии с решением Минобрнауки с 2023 года предусмотрена всего одна волна зачисления, абитуриент может просто не успеть заключить договор на оказание образовательных услуг с другим вузом на более выгодных для него условиях, так как сроки к тому моменту будут пропущены.
3. Низкая информированность абитуриентов. Вузу следует использовать больше каналов продвижения в целях повышения осведомленности потенциальных абитуриентов о возможности участия в конкурсе.
По итогам проведенного анализа реализации механизма «Зеленая волна» в Донском государственном техническом университете можно сказать, что данная программа имеет хороший задел для дальнейшего использования высшими учебными заведениями России в целях финансовой поддержки талантливой и социально незащищенной молодежи.
Заключение
Эксперимент ЕГЭ-ГИФО сделал возможным переход на нормативно-подушевое финансирование, поскольку именно по его итогам было выявлено, что главным критерием, на который необходимо ориентироваться при распределении бюджетных ресурсов, является контингент обучающихся. И прерогатива определения оптимального соотношения бюджетных и договорных мест должна оставаться за государством и высшим учебным заведением.
По итогам проведенного исследования стоит отметить, что механизм использования образовательного ваучера не является пережитком прошлого и в случае исправления всех допущенных ошибок имеет вполне разумные перспективы для использования в современной финансовой системе. Собственно, в российской системе образовательный ваучер превратился в механизм предоставления скидок на обучение. По сути, скидка на обучение - это именное финансовое обязательство, так как предоставляется конкретному студенту по конкретному основанию. В данном случае реализуется модель «деньги следуют за результатом», или «софинансирование, ориентированное на результат». Повсеместное использование данного механизма региональными вузами позволит достичь пространственного развития высшего образования в России, как того требуют национальные цели развития.
формы обучения по механизму "Зеленая волна" в действие"». https://donstu.ru/sveden/files/No_95_Izmenen_v_Pol_o_ poryadke_snigheniya_stoimosti_platnyx_obrazov_uslug_po_ mexanizmu_Zelenaya_volna_compressed.pdf
Литература
Абанкина Т.В. Отношение студентов экспериментальных вузов к ГИФО. Вопросы образования. 2005. № 2. С. 216-247. Беляков С.А. Экономические последствия введения ГИФО. Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 7-11.
Бобков Н, Ощепков Г Конкуренция образовательных программ в условиях эксперимента по ГИФО (опыт Марийского государственного технического университета. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 188-199. Дмитриева С.А. Новые механизмы финансирования вузов на основе ГИФО. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 1. С. 118-121.
References
Abankina T.V. The opinion of students of experimental universities regarding the state registered financial obligations. Voprosy obrazovaniya. 2005. No. 2. P. 216-247. In Russian Belyakov S.A. Economic consequences of introducing state registered financial obligations. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. 2005. No. 1. P. 7-11. In Russian Bobkov N., Oshchepkov G. Competition of educational programs in the conditions of state registered financial obligations experiment (Mari State Technical University experience). Voprosy obrazovaniya. 2010. No. 2. P. 188-199. In Russian Dmitrienko A.S. The review of higher education financing models: funding mechanisms and the role of the state. Voprosy gosu-darstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2023. No. 2. P. 146-171. In Russian
Дмитриенко А.С. Обзор моделей финансирования высшего образования: механизмы доведения средств и роль государства. Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 2. С. 146-171.
Клячко Т.Л. Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4. С. 70-73.
Маркина Е.В. Развитие системы финансирования вузов на основе государственных именных финансовых обязательств. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2004. Т. 105. № 9. С. 14-19.
Модели финансирования вузов: анализ и оценка / под ред. С.А. Белякова. М.: ИЭПП, 2005.
Dmitrieva S.A. New mechanisms to finance higher education on SNFO basis. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsi-al'no-ekonomicheskogo universiteta. 2010. No. 1. P. 118-121. In Russian
Klyachko T.L. State registered financial obligations (SRFO). Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. 2002. No. 4. P. 70-73. In Russian Markina E.V. Developing a system to finance universities based on state registered financial obligations. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. 2004. Vol. 105. No. 9. P. 14-19. In Russian Models of financing universities: analysis and assessment / edited by S.A. Belyakova. Moscow: IEPP, 2005. In Russian
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:
Елена Александровна Веревкина, аспирант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). Е-ишН: [email protected]
Для цитирования: Веревкина Е.А. Финансовое обеспечение образовательного ваучера в современной России. Государственная служба. 2024. № 1. С. 62-74.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Elena A. Verevkina, Postgraduate student
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]
For citation: Verevkina E.A. Financial provision of educational vouchers in contemporary Russia. Gosudarstvennaya sluzhba. 2024. No. 1. P. 62-74.
Приложение 1. Сравнительная характеристика механизмов снижения стоимости обучения в вузах Российской Федерации в 2023 году
Appendix 1. Comparative characteristics of mechanisms for tuition fee reduction in higher education institutions of the Russian Federation in 2023
№ п/п Вузы, реализующие программу снижения стоимости обучения для студентов Основания предоставления скидок на обучение Размер скидок Период действия скидок
1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»* По результатам ВИ (без учета баллов по индивидуальным достижениям) 25-70 % - от 230 до 370 баллов На 1 год
Победитель олимпиады «Высшая проба» 100 % - на первый год обучения; 70 % - со второго года обучения На весь период обучения
Призерам и участникам олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников и т.д. 70-25 % На весь период обучения
2. Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»** По результатам ВИ - средний балл ЕГЭ по трем предметам Для набора 2021/2022: 85-100 баллов - 15 %; 82-84,9 баллов - 10 %; 80-81,9 баллов - 5 %. Для набора 2022/2023: 85-100 баллов - 20 %; 82-84,9 баллов - 15 %; 80-81,9 баллов - 10 %. Призеры олимпиады Open Doors - 10 % Для набора 2023/2024: 85-100 баллов - 50 %; 82-84,9 баллов - 40 %; 80-81,9 баллов - 25 %. Призеры олимпиады Open Doors - 10 % На 1 год
Студенты - участники СВО или имеющие родителя - участника СВО 20 % На весь период обучения
Студенты, у которых как минимум 1 родитель погиб в СВО 40 % На весь период обучения
3. Президентская академия (РАНХиГС) Высокие результаты ВИ От 30 до 80 % в случае недобора до проходного балла ЕГЭ от 1 до 11 и более баллов На 1 год
Высокие результаты участия в олимпиадах школьников От 50 до 80 % Не установлено
Прохождение подготовительных курсов в РАНХиГС или филиалах До 10 % Не установлено
Продолжение обучения в РАНХиГС на следующем уровне ВО или программе ДПО На базе СПО - 50 %. На базе бакалавриата / специа- ли-тета - 40 %. На базе магистратуры / специа-ли-тета - 50 % Не установлено
Высокие результаты успеваемости От 40 до 80 % в случае получения 79-100 % возможных баллов БРС На 1 год (начиная со второго года обучения)
Высокие результаты участия в НИР От 30 до 80 % в зависимости от статуса журнала На 1 год (начиная со второго года обучения)
Трудовые отношения с РАНХиГС До 80 % Не установлено
В случае потери родителя До 40 % До завершения обучения
В случае тяжелого финансового положения одного или обоих родителей До 40 % До завершения действия регистрации родителя в качестве безработного
В случае потери жилья вследствие стихийного бедствия и др. До 40 % До завершения обучения
№ п/п Вузы, реализующие программу снижения стоимости обучения для студентов Основания предоставления скидок на обучение Размер скидок Период действия скидок
4. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Высокие результаты ВИ В случае недобора от 1 до 5 баллов до проходного балла -20 %. В случае недобора от 6 до 10 балов до проходного - 15 % На 1 год
5. Санкт- Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) Высокие результаты ВИ В случае недобора от 1 до 5 баллов до проходного балла -20 000 руб. В случае недобора от 6 до 10 баллов до проходного - 10 000 руб. В случае недобора от 11 до 15 баллов до проходного - 5 000 руб. На 1 год
Наличие документа об образовании / об образовании и о квалификации с отличием 20 000 руб. На 1 год
Наличие документа об окончании подготовительных курсов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 20 000 руб. На 1 год
Участие в конференции школьников «Школьная лига ИТШ-ЛЭТИ» Статус победителя -15 000 рублей; статус призера - 10 000 рублей. На 1 год
Участие в проекте «Абитуриент Северо-Запада -студент ЛЭТИ» От 5-6 баллов - 5 000 рублей; от 7-8 баллов - 10 000 рублей; от 9-10 баллов - 15 000 рублей; от 11 баллов - 20 000 рублей. На 1 год
Заключение договора, оплата обучения за первый семестр в определенные сроки с 20.06.2023 до 05.07.2023 - 15 000 рублей; с 06.07.2023 до 12.07.2023 - 10 000 рублей На 1 семестр
6. Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова Студентам - детям работников и студентам - работникам Университета В случае наличия стажа работы от 3 до 5 лет - 5 %; в случае наличия стажа работы свыше 5 лет - 10 % На весь период обучения
В целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, семье назначена государственная социальная помощь 10 % На весь период обучения при условии подачи заявления каждый семестр
Выпускникам университета, поступившим на обучение по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (уровень магистратуры) 10 % На 1 семестр
7. Донской государственный технический университет Механизм «Зеленая волна» 100 % На 1 год
Источник: Составлено автором по следующим данным: 1. Приказ НИУ ВШЭ от 29.12.2002 № 6.18.1-01/291222-13 «О введении в действие Положения о предоставлении скидок по оплате обучения студентам, обучающимся по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц». https:// www.hse.ru/docs/807180592.html; 2. Приложение к приказу НФ НИТУ «МИСиС» от 31.08.2016 № 01-12/103 «Положение о предоставлении скидок по оплате обучения студентам, обучающимся по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и/или юридических лиц в НФ НИТУ "МИСиС"». http://nf.misis.ru/ download/branch/pd/Polozhenie%20o%20predostavlenii%20 skidok.pdf; 3. Приказ РАНХиГС от 01.07.2014 № 02-182 «Об утверждении Положения об основаниях и порядке снижения стоимости платных образовательных услуг для студентов и аспирантов, осваивающих в РАНХиГС основные образовательные программы высшего образования». https:// www.ranepa.ru/images/docs/prikazy-ranhigs/Pologenie_o_ skidkah.pdf; 4. Приказ БФУ им. И. Канта от 15.05.2023 № 639 «О скидках на обучение в 2023-2024 учебном году». https:// kantiana.ru/upload/iblock/5b2/wh57v2tcdog89ozi9fi2i2ot1ss prtmtZ2023_639.pdf; 5. Приказ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» от 23.05.2023 № ОД/0305 «О снижении стоимости платных образовательных услуг (предоставлении скидок) студентам первого курса бакалавриата и специалитета». https://abit.etu.ru/ assets/files/docs/bachelor/normativniye/2023/prikaz-o-skidkah-2023.pdf; 6. Приложение № 1 к приказу ФГБОУ ВО СЗГМУ им. М.М. Мечникова Минздрава России от 31.08.2023 № 1667-О «Положение об основаниях и порядке снижения стоимости платных образовательных услуг и предоставления рассрочки (отсрочки) платежей обучающимся по программам высшего образования в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. М.М. Мечникова Минздрава России». https://clck.ru/37AfBG; 7. Приказ ДГТУ от 09.03.2022 № 49 «О введении документа "Положение о порядке снижения стоимости платных образовательных услуг по основным образовательным программам (бакалавриата и специалитета) очной формы обучения по механизму "Зеленая волна" в действие». https://donstu. ru/sveden/files/No_49_Pologhenie_o_poryadke_snigheniya_ stoimosti_platnyx_obrazovatelynyx_uslug_po_osnovnym_ obrazovatelynym_programmam_vysshego_obrazovaniya(1).pdf
* - НИУ ВШЭ предусматривает Положение о скидках для каждого структурного подразделения или филиала в разрезе каждой образовательной программы ВО;
** - система скидок не распространяется на студентов из филиальной сети
Source: Compiled by the author according to 1. Order of the National Research University Higher School of Economics of December 29, 2002 No. 6.18.1-01/291222-13, "On introducing the Regulations on the provision of discounts on tuition fees to students studying under educational agreements concluded at the time of admission for training at the expense of individuals and (or) legal entities". https://www.hse.ru/docs/807180592.html; 2. Appendix to the order of The National University of Science and Technology MISIS of August 31, 2016 No. 01-12/103, "Regulations on granting discounts on tuition fees to students studying under educational agreements concluded at the time of admission for training at the expense of individuals and/or legal entities at the National University of Science and Technology MISIS". http:// nf.misis.ru/download/branch/pd/Polozhenie%2 0o%20 predostavlenii%20skidok.pdf; 3. Order of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of July 01, 2014 No. 02-182, "On Approval of the Regulations on the grounds and procedure for reducing the cost of paid educational services for undergraduate and postgraduate students, mastering the basic educational programs of higher education at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration". https://www.ranepa.ru/ images/docs/prikazy-ranhigs/Pologenie_o_skidkah.pdf; 4. Order of Immanuel Kant Baltic Federal University of May 15, 2023 No. 639, "On tuition discounts for the academic year 2023-2024". https://kantiana.ru/upload/iblock/5b2/wh57v2tcdog89ozi9fi2 i2ot1ssprtmt/2023_639.pdf; 5. Order of Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI" of May 23, 2023 No. OD/0305, "On reducing the cost of paid educational services (discounts) for first-year students of bachelor's and specialist courses". https:// abit.etu.ru/assets/files/docs/bachelor/normativniye/2023/ prikaz-o-skidkah-2023.pdf; 6. Appendix No. 1 to the order of North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov of August 31, 2023 No. 1667-O, "Regulations on the grounds and procedure for reducing the cost of paid educational services and granting installments (deferral) of payments to students in higher education programs in North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov of the Ministry of Health of Russia". https://clck.ru/37AfBG; 7. Order of Don State Technical University of March 09, 2022 No. 49, "On putting the document "Regulations on the procedure for reducing the cost of paid educational services for basic educational programs (bachelor's and specialist) of full-time education under the mechanism of "Green Wave" into effect" into effect". https:// donstu.ru/sveden/files/No_49_Pologhenie_o_poryadke_ snigheniya_stoimosti_platnyx_obrazovatelynyx_uslug_po_ osnovnym_obrazovatelynym_programmam_vysshego_ obrazovaniya(1).pdf
* - National Research University Higher School of Economics stipulates the Regulation on discounts for each structural subdivision or branch in the context of each higher education program;
** - the discount system does not apply to students from the branch network
Приложение 2. Реализация механизма снижения стоимости обучения «Зеленая волна» (далее - ЗВ) для студентов бакалавриата и специалитета очной формы обучения Донского государственного технического университета в 2023 году
Appendix 2. Implementing the tuition cost reduction mechanism "Green Wave" (GW) for full-time undergraduate and specialized students at the Don State Technical University in 2023
УГС(Н) Стоимостная группа План набора Фактический набор Стоимость обучения (руб.) Количество мест в рамках механизма ЗВ Количество поданных заявлений по программе ЗВ Планируемый доход без учета скидок Фактический доход по итогам приемной кампании Выпадающий доход в рамках реализации программы ЗВ Итого доход с учетом программы ЗВ
1 2 3 4 5 6 7 8=3"5 9=4"5 10=7*5 11=9-10
06.05.01 Биоинженерия и биоинформатика № 2 25 2 125 900 5 0 3 147 500 215 800 0 215 800
08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений № 2 5 4 125 900 - - 629 500 503 600 - 503 600
08.05.02 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей № 2 5 1 125 900 - - 629 500 125 900 - 125 900
10.00.00 Информационная безопасность № 2 20 22 125 900 - - 2 518 000 2 769 800 - 2 769 800
10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем № 2 1 1 125 900 - - 125 900 125 900 - 125 900
20.05.01 Пожарная безопасность № 2 5 3 125 900 - - 629 500 377 700 - 377 700
21.05.01 Прикладная геодезия № 3, подгруппа 3а 10 2 154 300 - - 1 543 000 308 600 - 308 600
23.05.01 Наземные транс- портно-технологические средства № 2 11 1 125 900 - - 1 384 900 125 900 - 125 900
33.05.01 Фармация № 2 40 31 125 900 5 1 5 036 000 3 902 900 125 900 3 777 000
36.05.01 Ветеринария № 2 30 29 125 900 5 1 3 777 000 3 651 100 125 900 3 525 200
37.05.01 Клиническая психология № 1 50 82 108 800 7 4 5 440 000 8 921 600 435 200 8 486 400
37.05.02 Психология служебной деятельности № 1 25 22 108 800 5 - 2 720 000 2 393 600 - 2 393 600
38.05.01 Экономическая безопасность № 1 75 49 108 800 5 3 8 160 000 5 331 200 326 400 5 004 800
38.05.02 Таможенное дело № 1 20 11 108 800" - - 2 176 000 1 196 800 - 1 196 800
45.05.01 Перевод и перево-доведение № 1 105 131 108 800 5 15 11 424 000 14 252 800 544 000"" 13 708 800
54.05.01 Монументально-декоративное искусство № 3, подгруппа 3 b 16 2 215 400" - - 3 446 400 430 800 - 430 800
01.03.04 Прикладная математика № 1 5 2 108 800 - - 544 000 217 600 - 217 600
02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем № 1 10 3 108 800 - - 1 088 000 326 400 - 326 400
03.03.01 Прикладные математика и физика № 2 5 5 125 900 - - 629 500 629 500 - 529 500
07.00.00 Архитектура № 2 135 71 125 900 14 2 16 996 500 8 938 900 251 800 8 687 100
08.03.01 Строительство № 2 105 63 125 900 - - 13 219 500 7 931 700 - 7 931 700
УГС(Н) Стоимостная группа План набора Фактический набор Стоимость обучения (руб.) Количество мест в рамках механизма ЗВ Количество поданных заявлений по программе ЗВ Планируемый доход без учета скидок Фактический доход по итогам приемной кампании Выпадающий доход в рамках реализации программы ЗВ Итого доход с учетом программы ЗВ
09.00.00 Информатика и вычислительная техника № 2 90 106 125 900 - - 11 331 000 13 345 400 - 13 345 400
10.03.01 Информационная безопасность № 2 20 13 125 900 - - 2 518 000 1 636 700 - 1 636 700
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи № 2 10 5 125 900 - - 1 259 000 629 500 - 629 500
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии № 2 10 2 125 900 - - 1 259 000 251 800 - 251 800
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика № 2 20 4 125 900 - - 2 518 000 503 600 - 503 600
15.00.00 Машиностроение № 2 85 26 125 900 - - 10 701 500 3 273 400 - 3 273 400
16.00.00 Физико-технические науки и технологии № 3, подгруппа 3а 25 0 154 300 - - 3 857 500 0 - 0
18.03.01 Химическая технология № 2 15 14 125 900 - - 1 888 500 1 762 600 - 1 762 600
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии № 2 20 0 125 900 4 0 2 518 000 0 0 0
20.03.01 Техносферная безопасность № 2 10 2 125 900 - - 1 259 000 251 800 - 251 800
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия Стоимостная группа № 3, подгруппа 3а 5 4 154 300 - - 771 500 617 200 - 617 200
22.00.00 Технологии материалов № 2 30 1 125 900 - - 3 777 000 125 900 - 125 900
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта № 2 20 29 125 900 10 0 2 518 000 3 651 100 0 3 651 100
24.03.04 Авиастроение № 3, подгруппа 3а 10 8 154 300 - - 1 543 000 1 234 400 - 1 234 400
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники № 3, подгруппа 3а 20 1 154 300 - - 3 086 000 154 300 - 154 300
26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры № 3, подгруппа 3а 30 1 154 300 5 0 4 629 000 154 300 0 154 300
27.00.00 Управление в технических системах № 2 40 4 125 900 - - 5 036 000 503 600 - 503 600
28.03.02 Наноинженерия № 3, подгруппа 3а 5 0 154 300 - - 771 500 0 - 0
29.00.00 Технологии легкой промышленности № 2 33 31 125 900 - - 4 154 700 3 902 900 - 3 902 900
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство № 2 40 3 125 900 5 0 5 036 000 377 700 0 377 700
36.03.02 Зоотехния № 2 15 0 125 900 - - 1 888 500 0 - 0
37.03.01 Психология № 1 50 81 108 800 10 2 5 440 000 8 812 800 217 600 8 595 200
38.00.00 Экономика и управление № 1 300 203 108 800 30 9 32 640 000 22 086 400 979 200 21 107 200
УГС(Н) Стоимостная группа План набора Фактический набор Стоимость обучения (руб.) Количество мест в рамках механизма ЗВ Количество поданных заявлений по программе ЗВ Планируемый доход без учета скидок Фактический доход по итогам приемной кампании Выпадающий доход в рамках реализации программы ЗВ Итого доход с учетом программы ЗВ
39.03.02 Социальная работа № 1 10 5 108 800 - - 1 088 000 544 000 - 544 000
40.03.01 Юриспруденция № 1 180 274 108 800 10 0 19 584 000 29 811 200 0 29 811 200
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело № 1 240 160 159 000 34 29 38 160 000 25 440 000 4 611 000 20 829 000
43.00.00 Сервис и туризм № 1 70 61 108 800 9 3 7 616 000 14 905 600 326 400 14 579 200
44.00.00 Образование и педагогические науки № 1 100 137 108 800 25 5 10 880 000 14 905 600 544 000 14 361 600
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) № 1 60 116 108 800 10 13 6 528 000 12 620 800 1 088 000" 11 532 800
45.03.02 Лингвистика № 1 120 166 108 800 23 20 13 056 000 18 060 800 2 176 000 15 884 800
46.03.02 Документове-дение и архивоведение № 1 10 4 108 800 5 1 1 088 000 435 200 108 800 326 400
48.03.01 Теология № 1 10 28 108 800 3 0 1 088 000 3 046 400 0 3 046 400
49.03.01 Физическая культура № 3, подгруппа 3а 50 34 154 300 5 0 7 715 000 5 246 200 0 5 246 200
51.03.02 Народная художественная культура № 1 65 44 120 000 9 0 7 800 000 5 280 000 0 5 280 000
51.03.03 Социально-культурная деятельность № 1 25 7 120 000 3 0 3 000 000 840 000 0 840 000
53.03.01 Музыкальное искусство эстрады № 3, подгруппа 3 b 15 1 215 400 3 0 3 231 000 215 400 0 215 400
54.03.01 Дизайн № 3, подгруппа 3 b 100 80 215 400 16 10 21 540 000 17 232 000 2 154 000 15 078 000
ИТОГО: 2661 2192 270 118 338 039 400 274 536 700 14 014 200 260 422 500
Источник: Составлено автором по: 1. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок. https://www.cbias.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022_06_23_BNZ-VO-2023.pdf; 2. Приказ ДГТУ № 570-А от 13.05.2023 «Об утверждении стоимости обучения на 2023/2024 учебный год». https://donstu.ru/sveden/files/570-A_ ot_19.05.2023g._compressed.pdf; 3. Приказ ДГТУ № 977-А от 25.08.2023 «О внесении изменений в приказ от 06.04.2023 г. № 367-А». https://donstu.ru/sveden/files/977-A_O_vnesenii_izmeneniy_v_prikaz_ot_06.04.2023_g._No_367-A.pdf; 4. Информация о ходе приема заявлений на поступление в ДГТУ по механизму «Зеленая волна». https://clck.ru/37AdBw
* - стоимость обучения по данным специальностям не указана в приказе ДГТУ Для проведения исследования установлена стои-
мость по аналогичным стоимостным группам специальностей; ** - количество поданных заявлений на скидку по программе ЗВ превышает установленный приказом лимит. В целях проведения
более точного исследования за основу взято количество установленных мест по программе ЗВ Source: Compiled by the author according to 1. Final values and the value of the components of the basic cost standards for the provision of public services to implement educational programs of higher education, sectoral adjustment coefficients and procedure. https://www. cbias.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022_06_23_BNZ-V0-2023.pdf; 2. Order of Don State Technical University of May 13, 2023, No. 570-A, "On Approval of Tuition Fees for the 2023/2024 Academic Year". https://donstu.ru/sveden/files/570-A_ot_19.05.2023g._com-pressed.pdf; 3. Order of Don State Technical University of August 25, 2023, No. 977-A, "On Amendments to Order No. 367-A of April 06, 2023". https://donstu.ru/sveden/files/977-A_O_vnesenii_izmeneniy_v_prikaz_ot_06.04.2023_g._No_367-A.pdf; 4. information on the status of applications for admission to Don State Technical University under the "Green Wave" mechanism. https://clck.ru/37AdBw
* - the cost of education for the given specialties is not specified in the order of Don State Technical University. The study established the cost
as for similar cost groups of specialties; ** - the number of applications for the Green Wave program exceeds the limit set by the order. To provide a more detailed study, the number of installed seats under the Green Wave program is taken as a basis