3. Инфраструктура России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/209/gpb_infrastructure_09072014.pdf/ (дата обращения: 15.12.2016).
4. Прогноз научно-технологического развития России: 2030. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2014/07/24/1310810625/Transport.pdf/ (дата обращения: 10.12.2016).
Financial support for innovation activity in Russia Maksimova K.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности в России
Максимова К. В.
Максимова Ксения Владимировна /Maksimova Kseniya - ассистент, кафедра экономической теории и национальной экономики, экономический факультет, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов
Аннотация: в статье рассмотрено финансовое обеспечение инновационной деятельности в России, выделены субъекты и условия получения государственной финансовой поддержки, описаны основные инструменты прямой поддержки исследований и разработок в РФ. Abstract: the article discusses the financial support of innovation activity in Russia, highlighted the subjects and the conditions for obtaining public financial support, describes the main instruments of direct support for research and development in the Russian Federation.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, инновационная деятельность, финансовая поддержка инноваций.
Keywords: financial security, innovation, financial support for innovation.
На протяжении почти 20 лет российская экономика характеризовалась определением переходной экономики. По мнению исследователей Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, к 2008 году переходный период в российской экономике завершился [1, с. 49]. Важной тенденцией этого периода стало появление новых корпораций, базирующихся в основном в высокотехнологичных секторах экономике: в секторе информационно -коммуникационных технологий, наукоемких отраслях [2, с. 74]. Однако сложившаяся сырьевая модель экономики не обеспечивает необходимого качества экономического роста, необходимо формировать инновационную модель экономического развития.
Важнейшим направлением государственной поддержки инновационной деятельности является ее финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение инновационной деятельности осуществляется путем выдачи субсидий, грантов, кредитов, займов, гарантий, взносов в уставный капитал.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация и ее субъекты, органы исполнительной власти, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка.
Таблица 1. Финансирование разработок и исследований предпринимательского сектора из средств
федерального бюджета РФ [3]
Год Бюджетное финансирование
млн руб. доля в общем объеме бюджетного финансирования разработок и исследований, % доля в общем объеме финансирования разработок и исследований в предпринимательском секторе, %
2006 151 976,7 56,7 52,0
2008 152 050,8 54,5 56,1
2010 203 267,1 55,2 64,2
2012 246 761,3 52,0 60,5
2014 268 435,5 51,0 61,4
Как видно из таблицы 1, доля государства в общем объеме финансирования исследований и разработок в предпринимательском секторе до сих пор составляет около 60%. Причем с 2006 года этот показатель повысился с 52% до 61,4% в 2014 году.
Зависимость малого инновационного бизнеса от финансовой государственной поддержки еще более высокая из-за ограниченности их доступа к ресурсам, которые необходимы для осуществления разработок и исследований.
Субъектами получения государственной поддержки могут являться физические и юридические лица инновационную деятельность на территории Российской Федерации, если они отвечают требованиям, установленным нормативно-правовыми актами РФ (таблица 2).
Таблица 2. Субъекты и условия получения государственной финансовой поддержки [4]
Субъекты получения гос. поддержки Условия получения
Хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями или подведомственными государственным академиям наук, высшими учебными заведениями признаются субъектами инновационной деятельности, если созданы в целях практического применения полученных в них результатов научной и научно-технической деятельности, на них государственная поддержка распространяется с момента государственной регистрации.
Государственные академии наук, подведомственные им научные организации, государственные, муниципальные и негосударственные высшие учебные заведения, независимо от их специального статуса имеют право на получение государственной поддержки при условии осуществления ими любого видов деятельности: создание результатов научной или научно-технической деятельности; доведение результатов деятельности до стадии практического применения; производство пробных партий инновационной продукции
Субъекты инновационной инфраструктуры, т.е. технологические парки, инкубаторы, информационные центры, центры трансферта технологий, центры коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием, инновационные и венчурные фонды признаются субъектами инновационной деятельности, на которых государственная поддержка распространяется с момента их государственной регистрации.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность приобретают право на получение государственной поддержки, если они производят инновационную продукцию в отраслях экономики, перечень которых устанавливается Правительством РФ
На текущий момент в Российской Федерации применяются все базовые, зарекомендовавшие себя в других странах, финансовые инструменты поддержки разработок и исследований малого и среднего предпринимательства как на стадии НИОКР, так и на этапе внедрения и промышленного производства: банковские кредиты, льготные займы, гранты, субсидии на возмещение процентных ставок и затрат, внесение денежных средств и прочего имущества институтов развития в уставный капитал, государственные закупки инновационных продуктов и государственные заказы на проведение разработок и исследований (таблица 3).
Инструмент Использование инструмента институтами развития и органами государственного управления
Стадия НИОКР Стадия внедрения и промышленного производства
Гранты Центры поддержки малого бизнеса, региональные фонды, Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», программа «Старт», Фонд «Сколково» Фонд содействия развитию малых форм бизнеса в научно-технической области (программы «Сотрудничество» и «Развитие»), Фонд «Сколково»
Займы РОСНАНО, Фонд «Гражданские технологии ОПК», Фонд «ВЭБ Инновации», РФТР РОСНАНО
Субсидии на возмещение затрат и процентных ставок Государственная и областная программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», муниципальные и областные программы поддержки среднего и малого предпринимательства Государственные и областные программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», областные программы поддержки среднего и малого предпринимательства
Внесение денежных средств в уставный капитал РОСНАНО, РВК через дочерние фонды, ВЭБ-инновации, частные венчурные фонды посевного финансирования Фонд «ВЭБ Инновации», РВК через дочерние фонды, РОСНАНО, частные венчурные фонды, РФТР
Банковские кредиты — МСП-банк
Госзаказы и госзакупки Муниципальные, региональные и федеральные органы исполнительной власти Муниципальные, региональные и федеральные органы исполнительной власти
В современной российской экономике без государственной финансовой поддержки инноваций в России практически невозможно создать условия для производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, имеющей высокую конкурентоспособность и востребованную как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Литература
1. Максимова К. В. Влияние государства на развитие корпоративного сектора в российской экономике // Современные инновации, 2015. № 2 (2). С. 48-50.
2. Максимова К. В. Особенности современного этапа развития корпоративных отношений в экономике России // European Research, 2015. № 10 (11). С. 73-74.
3. Индикаторы науки: 2016: Статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. Исслед.ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ-ВШЭ, 2016. 304 с.
4. Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://innovation.gov.ru/page/383/ (дата обращения: 11.12.2016).