DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_1_26 УДК 332.146.2
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Соколовская Елена Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления факультета экономики, управления и информационных технологий, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, Россия, e-mail: [email protected]
Андрухова Ольга Витальевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления факультета экономики, управления и информационных технологий, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, Россия, e-mail: [email protected]
В статье выявляются особенности финансового механизма развития регионов Арктической зоны Российской Федерации. Сгруппирована нормативно-правовая база поддержки развития данной территории. Проводится оценка современного состояния и динамики показателей финансового обеспечения социально-экономического развития российской Арктики. Проанализировано исполнение консолидированных бюджетов субъектов АЗРФ за 2019-2020 гг. Обобщены инструменты и направления финансового регулирования арктических территорий зарубежных стран. Определены приоритетные направления развития с учетом наметившейся тенденции снижения объемов прямого государственного финансирования.
Ключевые слова: бюджетные ассигнования; резидент; налоговые льготы; межбюджетные перечисления; доходы и расходы бюджета; рычаги; стимулы; регулирование; прямое финансирование.
UDC 332.146.2
FINANCIAL SUPPORT AND REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC TERRITORIES
Sokolovskaya Elena Nikolaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Faculty of Economics, Management and Information Technologies, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia, e-mail: [email protected]
Andrukhova Olga Vitalievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Faculty of Economics, Management and Information Technologies, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia, e-mail: o.gavina@ mail.ru
The article reveals the features of the financial mechanism for the development of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation. The legal and regulatory framework for supporting the development of this territory is grouped. An assessment is made of the current state and dynamics of indicators of financial support for the socio-economic development of the Russian Arctic. The execution of the consolidated budgets of the Russian Arctic subjects for 2019-2020 is analyzed. The tools and directions of financial regulation of the Arctic territories of foreign countries are summarized. Priority areas for development have been identified, taking into account the emerging trend of reducing the volume of direct state financing.
Keywords: budget appropriations; resident; tax incentives; interbudget transfers; budget revenues and expenditures; levers; incentives; regulation; direct funding.
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Наименее освоенной и одновременно наиболее перспективной территорией остается Арктика, занимающая шестую часть Земли и обладающая огромным количеством полезных ископаемых. Наметившаяся тенденция сокращения мировых запасов углеводородов объясняет возросший интерес многих государств и организаций к Арктике, на территории которой по оценкам экспертов сосредоточено 15-30 % запасов нефти и природного газа.
Площадь Арктики, приходящаяся на Россию, составляет 5 млн кв. км. На территориях Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) добывается 17 % нефти, 82 % газа.
Арктическая зона Российской Федерации отличается от других субъектов страны суровыми климатическими условиями; географической удаленностью; высокими трудозатратами и ресурсоемкостью; низкой численностью населения при больших территориях субъектов; зависимостью ведения
Численность населения представленных регионов составляет менее процента в общем числе населения России, за исключением только Красноярского края, на граждан которого приходится в исследуемый период почти 2 %.
Помимо миграционного оттока, сохраняется проблема нехватки инвестиционных ресурсов, отрицательно сказывающаяся на устойчивом развитии данных территорий. Санкционная политика в отношении России, возрастающий интерес к арктическим ресурсам усиливают эти угрозы. В связи с этим социально-экономическое развитие территорий арктической российской зоны находится в прямой зависимости от результатов устой-
деятельности от поставок из других регионов.
Территории девяти субъектов Российской Федерации входят в состав Арктической зоны Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Астраханская область, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ (Указ Пре -зидента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 (ред. от 05.03.2020) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»).
Порядка двух процентов населения России проживает на рассматриваемых территориях, но при этом около 20 % ВВП и 10 % национального дохода российской экономики создается ими.
Необходимо отметить наметившуюся тенденцию оттока населения с территорий арктической зоны и соответственно сокращения численности (табл. 1).
чивого экономического развития, а также от выполнения условий, обеспечивающих их экономическую безопасность в геополитических реалиях.
Ключевая роль в обеспечении экономического развития отводится финансовому регулированию вопросов формирования достаточной ресурсной базы для осуществления поддержки и развития российской Арктики. Финансовая политика России в отношении данных территорий рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства.
Основной акцент в данном исследовании делается на выявлении особенностей ресурсного обеспечения мероприятий, направ-
Таблица 1 - Динамика численности постоянного населения в разрезе субъектов Арктической зоны Российской Федерации, тыс. чел.
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Республика Карелия 636,9 634,4 632,5 629,9 627,1 622,5 618,1 614,1 609,1
Республика Коми 880,7 872,0 864,5 856,8 850,5 840,9 830,2 820,5 813,6
Архангельская область 1202,3 1191,8 1139,9 1174,1 1165,7 1155,0 1144,1 1136,5 1127,1
Мурманская область 780,4 771,1 766,3 762,2 757,6 753,6 748,1 741,4 732,9
Ямало-Ненецкий автономный округ 541,6 539,7 540,0 534,1 536,0 538,5 541,4 544,4 547,0
Красноярский край 2846,5 2852,8 2858,8 2866,5 2875,3 2876,5 2874,0 2866,3 2855,9
Республика Саха 955,6 954,8 956,9 959,7 962,8 964,3 967,0 971,9 981,9
Чукотский автономный округ 50,8 50,5 50,5 50,2 49,8 49,3 49,7 50,3 49,5
Итого 7895 7867 7809 7833 7825 7801 7773 7745 7717
Население России, млн чел. 143,3 143,7 146,3 146,5 146,8 146,9 146,8 146,7 146,2
Население АЗРФ, % к России 5,51 5,47 5,34 5,34 5,33 5,31 5.28 5,28 5,28
ленных на развитие регионов Арктической зоны Российской Федерации.
Финансовые инструменты и рычаги формируют механизм финансового регулирования. Они подразделяются на монетарные, представленные денежно-кредитными инструментами, и фискальные, к которым относятся инструменты бюджетного и налогового регулирования, а также программно-целевые инструменты.
Фискальные инструменты, а именно межбюджетные трансферы и программно-целевые инструменты, являются регулятором перераспределения финансовых ресурсов и применяются для устранения
диспропорций в уровнях развития регионов.
Принцип бюджетного федерализма, лежащий в основе системы межбюджетных отношений, используется для сбалансированности степени развития регионов и снижения уровня территориальных диспропорций. К примеру, по итогам 2020 г. объем федеральных безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации составил 2,154 трлн руб., что практически на 3 % превысило показатель 2019 г. Сумма дотационных перечислений на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов увеличилась на 42,6 млрд руб., или на 6,3 %, по отношению к 2019 г.
Таблица 2 - Исполнение консолидированных бюджетов субъектов, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации, млн руб.
Субъект Российской Федерации 2019 год 2020 год
Доходы Расходы Дефицит/ профицит Доходы Расходы Дефицит/ профицит
Республика Карелия 58543,5 57556,2 987,3 68182,7 75012,5 -6829,8
Республика Коми 99128,4 95462,4 3666 102417,1 114635,6 -12218,5
Архангельская область 107888,6 103997,1 3891,5 113301,4 128415,3 -15113,9
Мурманская область 101783,9 98397,6 3386,3 108196,7 106534,4 1662,2
Ненецкий автономный округ 24500,5 24259,3 241,2 23983,1 25413,9 -1430,8
Ямало-Ненецкий автономный округ 257244,3 225570,8 31673,5 226720,8 259191,9 -32471,1
Красноярский край 327846,3 289759,5 38086,8 337705,5 332713,9 4991,6
Республика Саха(Якутия) 249010,3 251738,5 -2728,2 275173,8 276561,2 -1387,3
Чукотский край 56648,9 56303,3 345,6 54335,4 49872,9 4462,5
В 2020 г. сократились налоговые и неналоговые доходы более чем на 10 % в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Республике Коми, Архангельской области.
У шести субъектов из девяти, территории которых полностью или частично находятся в арктической зоне, в 2020 г. консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом.
12019 ■ 2020
Рисунок 1 - Дефицит/профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
В сравнении с данными 2019 г. выросли расходы. По результатам 2019 г. только бюджет Республики Саха был дефицитным. Согласно данным об исполнении консолидированных бюджетов субъектов в 2020 г. Красноярский край, Мурманская область и Чукотский край - регионы с профицитом (табл. 2) [3]. На
Доходная часть бюджетов субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к арктической зоне, сформированы преимущественно за счет налоговых и неналоговых доходов. Тем не менее порядка 9 % (8,9 % в 2019 г. и 8,4 % в 2020 г.) безвозмездных перечислений от других бюджетов зачисляется в бюджеты субъектов Арктической зоны Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что доля населения арктических регионов составляет 5,3 % от общего числа граждан страны (табл. 1). Значительные суммы перечислений в бюджеты арктических территорий обусловлены суровыми природно-климатическими условиями проживания населения и ведения бизнеса. В 2020 г. относительно 2019 г. произошел суще -ственный рост безвозмездных поступлений в бюджеты всех субъектов АЗРФ, кроме Чукотского края, по которому поступления со-
рис. 1 отражено исполнение консолидированных бюджетов.
В 2020 г. у большинства субъектов Арктической зоны Российской Федерации консолидированный бюджет исполнен с дефицитом. В 2019 г. только у Республики Саха был дефицитный бюджет.
кратились на 44,4 %. Более всего возросли суммы перечислений в бюджет Республики Коми, Мурманской области, Ненецкого автономного округа. Высокая доля дотаций в сумме безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней приходится на республики Саха (Якутия), Карелия, Мурманскую и Архангельскую области.
Доля межбюджетных перечислений в совокупных доходах субъектов Арктической зоны Российской Федерации в последние пять лет возросла с 15,5 % в 2016 г. до 24,1 % в 2020 г. при наметившейся тенденции роста сумм безвозмездных перечислений (табл. 4). В связи с этим можно говорить о снижении финансовой самостоятельности бюджетов арктических субъектов и все большей зависимости от внешних поступлений, направляемых на поддержку регионов и устранение экономических последствий пандемии.
Таблица 3 - Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, млн руб.
Субъект Российской Федерации 2019 год 2020 год Темп изменения поступлений, %
поступления от др. бюджетов в том числе дотации дотации к поступлениям, % поступления от других бюджетов в том числе дотации дотации к поступлениям, %
Республика Карелия 23435,7 13052,4 55,7 32334,4 14152,2 43,8 37,9
Республика Коми 8715,3 1761,1 20,2 26111,7 10823,1 41,4 199,6
Архангельская область 26333,2 10928,2 41,5 42675,3 19354,2 45,4 62,1
Мурманская область 13039,6 6067,3 46,5 16577,1 3660,6 22,1 173,2
Ненецкий автономный округ 3520,3 332,4 9,4 7892,5 2140,4 27,1 124,2
Ямало-Ненецкий автономный округ 8313,5 713,1 8,6 16911,1 730,2 4,3 103,4
Красноярский край 33698,4 8686,2 25,7 55971,3 12176,3 21,7 66,1
Республика Саха (Якутия) 67902,8 49685,9 73,2 96988,3 61827,8 63,7 42,8
Чукотский край 35510,7 12563,8 35,4 19751,8 12718,0 64,4 -44,4
Итого по АЗРФ 220469,5 103790,4 47,1 315213,5 137582,8 43,6 42,9
Всего по России 2450659,3 921628,1 37,6 3774341,7 1302068,8 34,5 54,0
Итого по АЗРФ к всего по России, % 8,9 11,3 - 8,4 10,6 - -
Таблица 4 - Доля межбюджетных перечислений в совокупных доходах субъектов Арктической зоны
Российской Федерации, млн руб.
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Доходы субъектов Арктической зоны Российской Федерации 882585,9 963160,0 1145507,9 1282594,7 1310016,6
Безвозмездные поступления от других бюджетов 137056,8 144130,4 182646,3 220469,5 315213,4
Доходы к поступлениям, % 15,5 14,9 15,9 17,2 24,1
Стратегические нормативно-правовые документы развития Арктической зоны Российской Федерации представлены на рис. 2.
В настоящее время в основе направлений развития арктической зоны лежит программно-целевой подход.
Анализируя динамику объемов бюджетных ассигнований на поддержку и развитие арктических российских территорий, представленную в табл. 5, необходимо отметить наметившуюся с 2019 г. тенденцию к снижению выделяемых сумм.
Рисунок 2 - Стратегические нормативно-правовые документы развития Арктической зоны Российской Федерации
Таблица 5 - Ассигнования на финансирование государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», млн руб.
Год 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Объем бюджетных ассигнований 791,9 5675,8 5513,9 3427,6 6061,4 5169,5 4900,0
Данное обстоятельство требует выявления дополнительных возможностей привлечения финансовых ресурсов для финансирования инвестиционных проектов. Вступивший в силу в августе 2020 г Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» дает ряд налоговых и административных льгот резидентам российской арктической зоны. Статус резидента доступен индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрировавшим свой бизнес на данной территории и планирующим реализацию нового инвестиционного проекта с объемом инвестиций более 1 млн руб.
Налоговая льгота заключается в отсутствии необходимости уплаты налога на прибыль в федеральную часть бюджета на протяжении 10 лет и 5 % на пять лет и 10 % на следующие 5 лет в региональный бюджет. Относительно отчислений во внебюджетные фонды предусмотрено возмещение части расходов до конечной ставки 7,5 % в течение 10 лет через механизм субсидий. Данные преференции не распространяются на проекты, связанные с добычей полезных ископаемых. Кроме этого, имеются льготы по
По данным, представленным на инвестиционном портале Арктической зоны России по состоянию на 28 декабря 2020 г., зарегистрировано 288 резидентов [4]. Инвестиций заявлено на сумму 318,381 млрд руб. Заяв-
налогу на землю в зависимости от муниципалитета. Относительно налогообложения добычи полезных ископаемых законом предусмотрено 0,5 действующей ставки, но только для новых месторождений. С момента по -становки имущества на баланс организации ставка налога на имущество в течение пяти лет установлена на уровне 0,1 % и 1,1 % на последующие пять лет.
Для резидентов, применяющих упрощенную систему налогообложения, при выборе в качестве объекта налогообложения «доходы» ставка составляет в течение пяти первых лет 1 %, если объект «доходы-расходы» - ставка 5 %.
В части административных преференций резидентам без торгов предоставляются земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Создание благоприятных для ведения бизнеса экономических условий в части налоговых и административных преференций для резидентов Арктической зоны Российской Федерации способствует привлечению дополнительные инвестиционных ресурсов, размер которых суммарно превышает объемы бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятий по развитию российской Арктики.
лено 10 982 новых рабочих места. На первом месте по количеству резидентов находится Мурманская область с объемом инвестиций свыше 128 млрд руб. и предполагаемым количеством новых рабочих мест в 4100. Ту-
Таблица 6 - Состав резидентов по субъектам Арктической зоны Российской Федерации
(по состоянию на 28.12.2021)
Субъект АЗРФ Колтчествово резидентов Доля в общем числе, %
Мурманская область 102 35,4
Архангельская область, в том числе Ненецкий автономный округ 91 31,6
Республика Карелия 34 11,8
Ямало-Ненецкий автономный округ 26 9,1
Республика Коми 13 4,5
Красноярский край 9 3,1
Чукотский автономный округ 7 2,4
Республика Саха 6 2,1
Всего по АЗРФ 288 100
ризм, сельское хозяйство, рыболовство, металлургия, транспортные и логистические услуги - основные сферы запланированных проектов резидентов.
Более трети резидентов приходится на Архангельскую область. Планируемая сумма привлекаемых инвестиций составляет более 36,8 млрд руб. и более двух тысяч рабочих мест.
Карелия занимает третье место в списке резидентов (11,8 %). Предполагаемый объем инвестиций около 100 млрд руб. и более 216 рабочих мест. Проекты заявлены в основном субъектами малого и среднего бизнеса в обрабатывающем производстве, туризме, в сфере информационных технологий и услуг.
Ямало-Ненецкий автономный округ по количеству зарегистрированных резидентов занимает четвертое место. Сложнее всего дело обстоит в Ненецком автономном округе, там всего два резидента на сумму 206 тыс. руб.
На конец 2021 г. в Республике Коми зарегистрировано 13 резидентов, планируемый объем инвестиций более 2 млрд руб. в проекты по открытию семейного ресторана, кафе-кондитерской, завода по производству карбида кальция и ферросплавов, в производство по переработке оленины. В состав
Арктической зоны Российской Федерации на территории Коми входят Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский район [2].
Хорошо известно, что прямого государственного финансирования и создания специальных экономических преференций резидентам Арктической зоны Российской Федерации, недостаточно, в связи с чем рассмотрим зарубежный опыт применения инструментов финансового регулирования развития арктических территорий.
Развитие арктических территорий в Канаде, Норвегии, Финляндии, Дании является одним из главных направлений государственной политики. В США, Швеции, Исландии развитие северных регионов входит в общую систему регионального регулирования [1, с. 12].
На рис. 3 отразим существующие в зарубежной практике инструменты финансового регулирования развития арктических территорий.
Принципиальное различие в том, что использование инструментов первого варианта развития арктических территорий рассматривается как приоритетное направление государственной политики, а во втором варианте регионы арктической зоны приравниваются к другим субъектам.
Инструменты финансового регулирования арктических территорий
Рисунок 3 - Инструменты финансового регулирования арктических территорий
Опыт применения финансовых инструментов развития территорий арктической зоны показывает, что страны не ограничиваются использованием только одного инструмента, а используют их сочетание в зависимости от индивидуальных особенностей региона.
Интересен опыт Финляндии, где в последние годы наблюдается смещение курса развития арктических территорий с прямого выделения финансовых средств субъектам хозяйствования к созданию условий для ведения бизнеса и притока инвестиционных ресурсов.
В целях повышения финансовой самостоятельности северных территорий Норвегии принятие многих решений делегировано регионам, в том числе за счет передачи налоговых полномочий.
Как отмечалось ранее, в России с 2020 г. создана система налоговых и административных преференций резидентам Арктической зоны Российской Федерации, которая должна стать основой создания благоприятных условий хозяйствования и способствовать снижению объемов прямого госу-
дарственного финансирования. На Аляске имеется подобный опыт финансового регулирования и привлечения инвестиций.
Прямая бюджетная финансовая поддержка субъектов актуальна на начальных этапах развития и становления территорий и со временем теряет эффективность, в связи с чем происходит смещение акцентов и приоритетным направлением становится создание условий для деятельности потенциальных инвесторов и повышения инвестиционной привлекательности территорий Арктики.
Список литературы_
1. Бадылевич, Р. В. Исследование зарубежного опыта реализации финансового регулирования развития арктических территорий и возможностей его применения в северных регионах РФ / Р. В. Бадылевич // Арктика и Север. - 2021. - № 44. - С. 5-29.
2. Инвестиционный портал Арктической зоны России. - URL: https://investarctic.com/registry.php (дата обращения: 28.12.2021).
3. Официальный сайт Федерального казначейства. - URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (дата обращения: 25.12.2021).
4. Число резидентов АЗРФ в Коми увеличилось до 12. - URL: https://www.flnanz.ru/novosti/aktsii/chislo-rezidentov-azrf-v-komi-uvelichilos-do-12-1030972305(дата обращения: 29.12.2021).
References_
1. Bady'levich, R.V. Issledovanie zarubezhnogo opy'ta realizacii flnansovogo regulirovaniya razvitiya arkticheskix territorij i vozmozhnostej ego primeneniya v severny'x regionax RF. Arktika i Sever. 2021. № 44. S. 5-29.
2. Investicionnyj portal Arkticheskoj zony Rossii. URL: https://investarctic.com/registry.php (data obrashheniya: 28.12.2021).
3. Ofícial'ny'j sajt Federal'nogo kaznachejstva. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (data obrashheniya: 25.12.2021).
4. Chislo rezidentov AZRF v Komi uvelichilos' do 12. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/chislo-rezidentov-azrf-v-komi-uvelichilos-do-12-1030972305(data obrashheniya: 29.12.2021).